Микроорганизмы в жизни человека пищевые инфекции и отравления

Разделы: Биология

Уроку предшествует подготовительная работа:

  • Изучение многообразия живых организмов, значение бактерий в жизни человека, признаков доброкачественности пищевых продуктов.
  • Повторение санитарно-гигиенических норм при хранении, приготовлении и употреблении пищевых продуктов.
  • Подготовка учащимися сообщений по теме: “Открытие микроорганизмов”, “Происхождение и местообитание микроорганизмов”.

Цель: Предупредить развитие заболеваний, уберечь организм человека от воздействия болезнетворных микроорганизмов. Создать наиболее благоприятные условия для сохранения здоровья.

1. Обучающая: обобщить знания, полученные при изучении темы “Микроорганизмы”;

2. Развивающая: закреплять и развивать навыки по определению доброкачественности продуктов питания;

3. Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к предмету биологии и технологии, умение работать индивидуально и в группе, умение анализировать и делать выводы по изучаемому материалу.

Типы урока: повторение, получение и закрепление знаний и умений.

Методы ведения урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение (рассказ, беседа с постановкой проблемных вопросов).

Межпредметные связи:

  • Охрана труда
  • Биология
  • Химия
  • Технология (кулинария)

Вид используемых на занятии ИКТ: слайд-презентация: “Правильно питайся – силы набирайся!” (приложение)

Оборудование: плакаты, рисунки, таблицы, мультимедийная установка, раздаточный материал.

Задачи для учащихся

Должны знать

Должны уметь Классификацию микроорганизмов Отличать по внешним особенностям различные виды микроорганизмов Характеристику царства Прокариоты Характеризовать определенные отличия царства Прокариоты Особенности строения бактериальной клетки Распознавать органоиды бактериальной клетки и формулировать их функции Основные формы бактериальных клеток Отличать различные бактериальные клетки по формам (приложение 2) Общие сведения о процессе пищеварения Осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии Общие сведения о пищевой ценности продуктов растительного и животного происхождения Применять эти знания при составлении меню (Приложение 1) Правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов Соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских Общие сведения о полезных и вредных микроорганизмах, их влиянии на жизнь человека; источниках и путях заражения инфекционными заболеваниями. Определять качество продуктов питания. Иметь представление о профилактике инфекций и отравлений (приложение 3)

Этапы урока

Что делают на уроке

учитель

ученики 0. Подготовительный этап урока Распределение индивидуальных заданий Подготовка сообщений 1. Организационный момент Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовность к уроку. Активизация учащихся. Постановка учебной задачи. Подготовка к уроку 2. Повторение Проверка степени усвоения материала предыдущих уроков Заслушивание сообщений. 3. Беседа о значении микроорганизмов в жизни человека, пищевых отравлениях и инфекциях Объявление и раскрытие темы

Обоснование цели и задач урока Ознакомление с темой урока и материалом, предложенным учителем 4. Обобщение и закрепление изученного материала Показ презентации и беседа по материалам слайдов Ознакомление с презентацией, диалог с учителем. Работа по индивидуальным карточкам (приложение 4) 5. Заключительный этап Анализ урока. Выставление оценок. Информация о домашнем задании. Выводы по проблемным вопросам урока. Запись домашнего задания

а) заслушивание сообщений по темам “Открытие микроорганизмов”, “Происхождение и местообитание микроорганизмов”.

а) просмотр слайд-презентации “Правильно питайся – силы набирайся!”

б) обсуждение и анализ слайд-презентации.

в) работа по индивидуальным карточкам (приложение 4).

а) сформулировать основные выводы по проблемным вопросам урока:

  • соблюдение правил санитарии и гигиены при хранении, обработке и употреблении пищевых продуктов;
  • соблюдение правил личной гигиены;

б) выставление оценок;
в) запись домашнего задания:

  • Учебник: В.Б.Захаров, Н.И,Сонин, Биология “Многообразие живых организмов” Стр. 5-8, (Подцарство Настоящие бактерии), стр. 11-17, вопросы на стр.16.
  • Составить меню обеда выходного дня с учетом пищевой ценности продуктов.

Пищевые инфекции - это заразные болезни, возникающие при попадании в организм человека пищи и воды, зараженных патогенными микробами - возбудителями инфекций. В этих случаях пища и вода являются причиной различных инфекционных болезней: брюшного тифа, паратифа, дизентерии, холеры, бруцеллеза, туберкулеза, сибирской язвы. Попав на пищевые продукты, патогенные микробы долго сохраняют жизнеспособность. Срок выживания их зависит от вида продукта и условий внешней среды, особенно температуры хранения.

Между пищевыми отравлениями и пищевыми инфекционными заболеваниями имеется принципиальное различие.

Первые возникают в том случае, когда в пищу попадают живые микробы, обильно размножаются в ней и в очень большом количестве поступают в организм человека, вторые - когда в пище присутствует даже небольшое количество патогенных микробов. Благодаря высокой вирулентности и патогенности для человека микробы активно размножаются и вызывают заболевание. Поэтому инфицирующая доза микробов может быть значительно ниже.

Брюшной тиф и паратифы.

Возбудители этих инфекционных заболеваний имеют много общих свойств. В обширное семейство энтеробактерий входят различные микроорганизмы, общим свойством которых является размножение в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Из паратифозных бактерий, которые относятся к роду сальмонелл, наиболее распространенными являются палочки Гертнера и Бреславльская палочка. Эти бактерии - короткие палочки, спор не образуют, аэробы, температурный оптимум 37 °С, но могут размножаться в диапазоне температур 25-40 °С. Прогревание при температуре 56 °С в течение 10 мин убивает бактерии. По сравнению с тифозными паратифозные палочки, особенно тип В, более термоустойчивы: они переносят нагревание до 75 °С в течение 25 мин. Низкие температуры слабо влияют на брюшнотифозные бактерии, которые переносят пребывание в жидком воздухе (температура - 190 °С) в течение 20 ч, а при замораживании во льду выживают несколько месяцев.

Брюшнотифозные палочки образуют сильнодействующий эндотоксин, который выходит из клетки при ее отмирании. Этот токсин чрезвычайно термоустойчив. При брюшном тифе и паратифах поражаются тонкие кишки. Заболевание сопровождается поносом, повышением температуры и слабостью. В распространении брюшного тифа большое значение имеют бациллоносители и мухи.

Бактериальная дизентерия.

Бактериальная дизентерия вызывается несколькими бактериями, входящими в род Шигелла. Наибольшее распространение имеют палочка Зонне и палочка Флекснера. Это - короткие, неподвижные палочки, температурный оптимум которых около 37 °С. К неблагоприятным факторам внешней среды эти бактерии менее устойчивы, чем тифозные и паратифозные бактерии. Погибают при нагревании до температуры 60 °С через 10-15 мин; в пищевых продуктах сохраняют жизнеспособность до 15 сут. Возбудители дизентерии размножаются в слизистой оболочке толстой кишки, вызывая ее воспаление. Выздоровевшие в большинстве случаев длительное время остаются бактерионосителями.

Холера.

Холера - острое кишечное заболевание с большой смертностью. Вызывается патогенными бактериями - холерными вибрионами Вибрио холерэ из семейства вибрионовых.

В XIX в. холера распространялась с востока, вызывая обширные эпидемии. Охрана источников водоснабжения от загрязнения и создание систем очистки сточных вод в больших городах положили конец широкому распространению эпидемий холеры на территории Европы. В начале XX в. холера отступила на восток. Появление отдельных вспышек холеры связано с нарушениями в водоснабжении, усиленным перемещением людей - носителей холерного вибриона, быстрым транспортированием загрязненных продуктов и воды.

Отдельные клетки холерного вибриона имеют вид запятой. Иногда они соединены попарно или в виде коротких цепочек. Эти бактерии спор не образуют, подвижны, грамотрицательны, аэробы. Размножаются при температуре 30-40 °С.

Заболевание холерой локализуется в тонких кишках, слизистая оболочка которых всасывает выделяемый из клеток яд. При этом происходит интоксикация всего организма. Холерные вибрионы патогенны только для человека, причем степень патогенности подвержена большим колебаниям в зависимости от условий среды. Холерные вибрионы очень чувствительны к неблагоприятным факторам внешней среды: действию света, высушиванию и температуре. Нагревание до 80 °С убивает вибрионы в течение 5 мин, до 56 °С - в течение 30 мин, при температуре 100 °С они погибают мгновенно. Дезинфицирующие вещества и некоторые кислоты в больших разведениях быстро уничтожают холерные вибрионы. При содержании в воде 1 мг/л активного хлора они погибают за 15 мин. К воздействию щелочей и к низким температурам бактерии устойчивы. На пищевых продуктах холерные вибрионы выживают длительное время. Они проявляют устойчивость в кипяченом молоке, воде, сточных водах, выгребных ямах. Поступление в сильно загрязненную воду фекалий от больных и носителей ведет к накоплению вибрионов в воде.

Бруцеллез.

Бруцеллез вызывается потреблением молока и молочных продуктов от больных животных. Возбудителями заболевания являются бруцеллы - мелкие палочки, анаэробы, оптимальная температура роста 37 °С. Длительное время сохраняются в пищевых продуктах благодаря стойкости к высушиванию и низким температурам. Заболевание протекает в виде перемежающейся лихорадки, болей в суставах и мышцах. Болезнь иногда может продолжаться несколько лет.

Туберкулез.

Туберкулез легких - типичная воздушная (аэрогенная) инфекция. Возбудитель ее - туберкулезная палочка относится к роду Коринебактер. Заболевание отличается от других инфекций рядом признаков: продолжительностью течения, длительностью бациллоносительства, продолжительностью инкубационного периода. Особенно большую эпидемиологическую опасность представляют больные люди и животные. Заражение происходит через дыхательные пути воздушно-пылевым и воздушно-капельными путями. При употреблении в пищу инфицированного молока и молочных продуктов заражение может произойти через кишечник.

Сибирская язва.

Это заболевание вызывает спорообразующая палочка Бациллус антрацис (семейство бацилловых). Споры палочки очень устойчивы и сохраняют жизнеспособность длительное время в почве в трупах животных, погибших от сибирской язвы.

Оптимальная температура развития бактерий 37 °С. Заражение человека происходит при контакте с больным животным, а также при употреблении зараженной пищи или воды.


Образовательная : формировать представление о микроорганизмах, их воздействии на пищевые продукты, развивать умения и навыки безопасной работы, соблюдение правил санитарии и гигиены, профилактики пищевых отравлений и инфекций, выяснить последствия их несоблюдения;

развивающая : способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, развитию речи учащихся, их самостоятельности;

воспитательная : способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности.

-учащиеся самостоятельно, используя информацию из учебника, интернета определяют полезные и вредные микроорганизмы;

-учащиеся знакомятся с источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека;

-учащиеся определяют, что может привести к пищевому отравлению, признаками пищевого отравления, способами профилактики инфекций;

- оказание первой помощи при пищевых отравлениях;

Научиться соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами.

Скачать:

Вложение Размер
Микроорганизмы 25.93 КБ
Микроорганизмы презентация 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Технология Класс 7. Урок №2. Дата 06.09 2016г.

Правила гигиены, санитарии, безопасной работы.

Образовательная : формировать представление о микроорганизмах, их воздействии на пищевые продукты, развивать умения и навыки безопасной работы, соблюдение правил санитарии и гигиены, профилактики пищевых отравлений и инфекций, выяснить последствия их несоблюдения;

развивающая : способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, развитию речи учащихся, их самостоятельности;

воспитательная : способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности.

- учащиеся самостоятельно, используя информацию из учебника, интернета определяют полезные и вредные микроорганизмы;

- учащиеся знакомятся с источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека;

- учащиеся определяют, что может привести к пищевому отравлению, признаками пищевого отравления, способами профилактики инфекций;

- оказание первой помощи при пищевых отравлениях;

Научиться соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические, репродуктивные, метод проектов.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Словарная работа : микроорганизмы, инфекция, пищевые отравления.

Тип урока : комбинированный использованием новых информационных технологий.

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

3. Актуализация знаний учащихся.

Что за невидимые помощники, которые вызывают полезные людям превращения?

4. Изучение нового материала . Словесно - иллюстративный рассказ.

Однажды голландский естествоиспытатель Антон Левенгук (1632 - 1723), собственноручно шлифовавший линзы и собиравший простейшие микроскопы, с удивлением обнаружил в дождевой капле воды мельчайшие живые организмы - микроорганизмы, или микробы.

Микроорганизмы – организмы, не различимые невооруженным взглядом. К ним относятся грибы, простейшие, бактерии, вирусы.

Микроорганизмы находятся буквально везде: в почве, воде, воздухе, в организме и на поверхности тела человека и животных, на растениях, различных предметах, в пищевых продуктах. Причем, не только находятся, но и играют важную роль в круговороте веществ в природе. Вот хотя бы одна цепочка: микробы разлагают все отмершее и умершее: растения и тела животных, — превращая их в почву. А та снова рождает и питает новые поколения растений, они в свою очередь питают собой животных, те дают пищу человеку.

Задание: по ходу работы группы заполняют предложенную форму, предварительно ознакомившись с материалом учебника и в карточках, предлагают правила профилактики пищевых инфекций.

1-я гр . Полезные микроорганизмы: а) дрожжи – одноклеточные пекарские грибки.

Микроорганизмы получили широкое распространение в кулинарии в процессе приготовления теста (процесс брожения), что повышает выход (количество) готовой выпечки и ее качество; также они применяются в виноделии для ускорения выделения соков из плодов и ягод;

б ) молочнокислые бактерии - без применения микроорганизмов невозможно производство кисломолочных продуктов, квашеные овощи заквашиваются тоже этими бактериями, синтезируя витамины В 1, В 2, В 3, В 6 и В 9 ;

в) кефирный грибок – совместное существование микроорганизмов, но сохраняются не более 2-х недель, поэтому йогурты с большими сроками хранения менее полезны;

в) микроорганизмы используются в спиртоваренной промышленности при получении дрожжей, в медицинской промышленности при производстве лекарств.

Впрочем, не все микроорганизмы приносят человеку пользу. Пищевые продукты – прекрасная питательная среда для развития микроорганизмов. Во влажной среде, содержащей питательные вещества, при благоприятных условиях начинают размножаться микробы, вызывая разложение составных частей пищевых продуктов, в результате чего они становятся непригодными к потреблению (особенно быстро происходит размножение микроорганизмов в мясе, рыбе, молоке яйцах, жирах, овощах и плодах.

2-я гр . Вредные микроорганизмы: а) плесневелые грибы – появляются на сладостях, мясе и сыре, развиваются в теплой и влажной среде. Жара и солнечный свет убивают их.

б) дрожжевые грибки - размножаются на пищевых продуктах, содержащих влагу и сахар, продукты начинают бродить. Содержание их в холоде убивает грибки.

в) сальмонеллы - палочки, вызывающие тяжелые отравления, трудно распознаваемы, т. к. не изменяют вид, цвет и вкус блюд. Для профилактики сальмонеллеза сырые и готовые продукты режут на отдельных разделочных досках, сырые яйца тщательно моют.

в) ботулинус – вызывает ботулизм, тяжелое пищевое отравление, проявляется во вздутии консервных банок; Способ борьбы – воздействие

г) золотистый стафилококк – вызывает ангину, воспалительные процессы, гнойнички. Не изменяет вкус, цвет, запах продукта. Для профилактики соблюдают личную гигиену и хранят при +2- 4 о С.

3-я гр. Внешние факторы, влияющие на развитие микроорганизмов .

Возбудители пищевых инфекций устойчивы к различным воздействиям и длительно сохраняются во внешней среде: в водопроводной воде - до 3 месяцев, на овощах и фруктах - от 5 до 14 недель. Молоко, бифштексы, котлеты, студень, салаты — являются наиболее благоприятной средой для возбудителей пищевых инфекций, в них микробы могут размножаться при температуре 20—40°С.

Как люди, изменяя внешние факторы, подавляют развитие микроорганизмов?

  • Температура. Оптимальная температура для размножения микроорганизмов 20…25°С. Низкая (6…20°С и высокая (45…50°С) температуры замедляют или прекращают рост микроорганизмов.
  • Влажность. Продукты, содержащие большое количество влаги, быстро портятся, т.к. в воде хорошо растворяются питательные для микроорганизмов вещества. Если в продукте уменьшить количество влаги, то продлится срок его хранения.
  • Кислотность среды. Большинство микроорганизмов не выносят повышенной кислотности. Поэтому при консервировании овощей, их квашении и мариновании микроорганизмы погибают под воздействием молочной или уксусной кислоты.
  • Микроорганизмы погибают под влиянием повышенной концентрации соли и сахара. Вот почему долго хранятся соленые рыба и мясо, различные джемы, варенья, повидло.
  • Биологические факторы. Фитонциды – вещества содержащиеся в луке, чесноке, хрене, убивают многие болезнетворные микробы.

4-я гр. Пищевые отравления – заболевания, возникающие в результате употребления пищи, инфицированной определенными видами микроорганизмов или содержащей токсические вещества(ботулизм, стафилококк, сальмонеллы, др. При попадании в организм болезнетворных микробов в нем развивается болезнь.

Немикробные пищевые отравления — отравления продуктами, ядовитыми по своей природе.

Симптомы : боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, в тяжелых случаях потеря сознания.

Необходимо выяснить, какой продукт стал причиной отравления,
и сделать его недоступным для других.

Если пострадавший в сознании, нужно промыть ему желудок: дать выпить три-четыре стакана бледно-розового раствора марганцовокислого калия (марганцовки) и вызвать рвоту, надавливая на корень языка пальцем или ложкой.

После промывания желудка рекомендуется приготовить раствор активированного угля: 20-30 таблеток залить стаканом холодной кипяченой воды, размешать до кашеобразного состояния и дать выпить пострадавшему.

Через два-три часа повторно промыть желудок. Промывание желудка следует повторить два-три раза (если порекомендует врач).

Учащиеся выполняют упражнения на расслабление мышц шейного отдела позвоночника, кистей рук и упражнения для глаз.

Затем каждая группа докладывает о своей работе ( кратко) и все вместе составляют правила предупреждения пищевых инфекций:

Есть общие правила , при соблюдении которых можно избежать или предупредить пищевые инфекции.

1. Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мойте руки с мылом.

2. При приготовлении пищи пользуйтесь только инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой.

3. После работы тщательно убирайте рабочее место.

4. Инвентарь и посуду храните в строго отведенном месте.

5. Не допускайте совместного хранения сырья и готовой продукции.

6. Не употребляйте в пищу продукты с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения.

7. Соблюдайте правила и сроки хранения продуктов.

8. Применяйте достаточную тепловую обработку пищевых продуктов.

9. Если продукты не требуют дальнейшей тепловой обработки, тщательно промойте их теплой, а затем горячей водой.

10. Не допускать наличия мух, тараканов, грызунов.

11. Использовать только мясо, прошедшее ветеринарно-санитарный контроль, имеющее клеймо.

12. Куриные яйца перед использованием мыть.

13. Все баночные консервы хранить в холодильнике, и проверять их на бомбаж (вздутие консервной банки).

14. Тщательно очищать картофель и удалять глазки.

15. Использовать безопасную посуду.

Вопросы для повторения:

1. Что такое микроорганизмы? Какие полезные и вредные воздействия они оказывают на пищевые продукты?

3. Назовите источники и пути проникновения болезнетворных микроорганизмов в организм человека.

Задание : Из предложенных вариантов ответов на вопросы исключить неверные

1 . Вопрос : В каких процессах участвуют полезные микроорганизмы ?

Ответы: Квашение, брожение, плесневение .

2. Вопрос : Болезнями грязных рук являются.

Ответы: Ангина, дизентерия, гепатит, ОРЗ .

3. Вопрос: Переносчиками пищевых инфекций могут быть:

Ответы: Больные, мухи, блохи, грызуны.

4. Вопрос: Признаками пищевого отравления являются:

Ответы: Рвота, чихание, резкая слабость, насморк, понос.

5. Как правильно оказать 1-ю доврачебную помощь при пищевом отравлении?

Ответ: Дать сладкий чай, активированный уголь, вызвать рвоту, вызвать врача.

8.Рефлексия. Что мы делали на уроке? Что у нас получилось сразу? Над чем мы размышляли ? Что надо з апомнить ? Как я оценива ю свою работу?

9. Домашнее задание § 1, знать профилактику пищевых инфекций; проверить с родителями аптечку и сроки годности лекарств, содержимое холодильника (инд.)

Подписи к слайдам:

Пищевые отравления можно разбить на три группы 1 . Микробные - не передаются от больного человека здоровому, и имеют только пищевой путь передачи. 2 . Немикробного происхождения - могут быть вызваны: ядовитыми грибами и растениями, соланином (проросший картофель), ядовитыми примесями к пищевым продуктам, Нитратами и нитритами. Неуточненного происхождения – химические вещества могут попасть в продукты из окружающей среды.

Какие действия предпринять при пищевом отравлении? 1. В ызвать врача, а до его прихода оказать первую доврачебную помощь пострадавшему; Изъять продукт ставший причиной отравления; Промыть желудок пострадавшему бледно-розовым р-м марганцовки ( дать выпить 3-4 стакана ), вызвать рвоту ( надавливая на корень языка черенком ложки ). Дать пострадавшему активированный уголь . Через 2-3 ч повторно промыть желудок и повторить этот процесс 2-3 раза.

Какова профилактика заболеваний? соблюдаем санитарно-гигиенические требования : Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мыть руки с мылом . При приготовлении пищи пользоваться инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой. После работы тщательно убирать рабочее место. Инвентарь и посуду хранить в строго отведенном месте. Не допускать совместного хранения сырья и готовой продукции. Не употреблять в пищу продукты с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения. Соблюдать правила и сроки хранения продуктов. Применять достаточную тепловую обработку пищевых продуктов. Если продукты не требуют дальнейшей тепловой обработки, тщательно промыть их теплой, а затем горячей водой.

Пищевые инфекции. Их характеристика и симптомы

К пищевым инфекциям относятся заразные заболевания, которые возникают вследствие употребления в пищу продуктов, загрязненных микробами различных инфекционных болезней.

Патогенные микроорганизмы, как правило, неспособны к свободному образу жизни, средой обитания для них является организм человека или животных, который принято называть хозяевами паразитов. В процессе эволюции сложились определенные отношения между микробами и человеком. Многие микробы, обитающие в организме человека, составляют его нормальную микрофлору. Одни из них создают неблагоприятную среду для развития болезнетворных микробов, другие способствуют процессам пищеварения. Однако некоторые из этих микробов при определенных условий (например, снижение сопротивляемости организма) могут приобретать свойства болезнетворных. Такие микроорганизмы принято относить к условно-патогенным. К патогенным относятся микроорганизмы, которые вызывают инфекционные болезни. Патогенные микроорганизмы характеризуются строгой специфичностью, т. е. каждый возбудитель может вызывать определенное заболевание, например, брюшнотифозная палочка — брюшной тиф, дизентерийная — дизентерию. Характерной биологической особенностью патогенных микробов является способность их вырабатывать токсины и другие вредные вещества, которые оказывают болезнетворное действие на организм. Патогенные микробы вырабатывают токсины двух видов: экзотоксины и эндотоксины. Экзотоксины выделяются в окружающую среду при жизни микроорганизмов, а эндотоксины освобождаются только после их гибели и разрушения.

Пищевые продукты могут загрязняться болезнетворными микробами при неопрятном содержании рук, неудовлетворительном мытье их после посещения уборных и т. п. Болезнетворные микробы переносятся на пищевые продукты насекомыми (мухами, тараканами) и грызунами (крысами, мышами). Кроме того, болезнетворные микробы могут попасть в пищевой продукт от больного животного (например, молоко от туберкулезных или бруцеллезных коров).

Туберкулез — это инфекционная болезнь, вызываемая микобактериями туберкулеза и характеризующаяся образованием специфических гранулем в различных органах и тканях (чаще в легких) и полиморфной клинической картиной. Возбудителем болезни является микобактерия туберкулеза , или палочка Коха. При активной форме туберкулеза палочка Коха быстро размножается в легких больного и разрушает легкие, отравляет организм человека продуктами своей жизнедеятельности, выделяя в него токсины. Идет процесс туберкулезной интоксикации, иначе отравления организма человека. Микобактерии туберкулеза обладают значительной устойчивостью к различным физическим и химическим агентам, холоду, теплу, влаге и свету. В естественных условиях при отсутствии солнечного света они могут сохранять свою жизнеспособность в течении нескольких месяцев. В уличной пыли микобактерии сохраняются в течении 10 дней. На страницах книг они могут оставаться живыми в течении трех месяцев. В воде микобактерии сохраняются очень долго (в течении 150 дней). Микобактерии туберкулеза выдерживают процессы гниения и могут несколько месяцев сохраняться в погребенных трупах. Микобактерия туберкулеза передается, в основном, воздушно- капельным путем, попадая в органы дыхания от больного человека к здоровому, вызывая туберкулез легких. Кроме легких, туберкулез может поражать различные органы и ткани человека: глаза, кости, кожу, мочеполовую систему, кишечник и т.д. При отсутствии лечения смертность от активного туберкулеза доходит до 50% в течение одного-двух лет. В остальных 50% случаев нелеченный туберкулез переходит в хроническую форму. Хронический больной может прожить некоторое время, продолжая выделять микобактерии туберкулеза и заражать окружающих. Возбудители туберкулеза очень изменчивы и быстро приобретают устойчивость к лекарствам, их трудно не только уничтожить лекарствами, но и обнаружить. Туберкулезом болеют не только люди, но и животные, которые могут быть источником инфекции. Палочка туберкулеза чаще всего передается воздушно-капельным путем. Опасны не только кашель, мокрота, но и пыль. Во влажных местах без доступа солнца возбудитель туберкулеза живет месяцами. Редко туберкулез получают с пищей (молоком или мясом), водой (если водоемы заражены стоками из туберкулезных больниц или ферм, где есть больной скот) или внутриутробно. Иногда туберкулезом заражаются через ранки на коже люди, занимающиеся вскрытием трупов или разделывающих мясные туши. Заражение туберкулезом очень часто наблюдается в детско-подростковом возрасте. Не каждый зараженный туберкулезом заболеет. Возникновение туберкулеза зависит от ослабленности организма, условий жизни, питания, курения, алкоголизма и других вредных факторов. Если человек здоров, проживает в нормальном жилище, хорошо питается, его иммунная система справляется с палочками туберкулеза . При попадании палочки Коха в легкие (или другой орган, в который впервые попадает туберкулезная палочка) развивается первичный очаг воспаления, который выражается в появлении симптомов обычного воспаления. Но в отличие от банальной инфекции воспалительный процесс при туберкулезе развивается очень медленно (это хроническая инфекция, длящаяся годами) и склонен к некрозу первичного очага воспаления. Жалобы больных очень многообразны. Условно их можно разделить на неспецифические: недомогание, слабость, субфебрильная температура, плохой аппетит, похудание, бледность кожных покровов и др. и специфические (свойственные в основном туберкулезу ): потливость в ночные и утренние часы (как проявление интоксикации, изнуряющие больного), размахи температуры между утренней и вечерней не больше, чем на 0,5 градуса, навязчивый длительный кашель и т.д.

Через загрязненные пищевые продукты чаще других заразных болезней передаются кишечные: дизентерия (микробы возбудители дизентерии, дизентерийные палочки), брюшной тиф и паратифы. Распространению инфекций может способствовать молоко, являющееся хорошей питательной средой для болезнетворных микробов.

ДИЗЕНТЕРИЯ, инфекционное заболевание пищеварительного тракта, характеризующееся воспалением стенки толстого кишечника, частым жидким стулом, схваткообразными болями в животе, появлением слизи, крови и гноя в фекалиях. Возбудители дизентерии встречаются во всех странах мира, но главным образом на территориях с жарким климатом. Единичные случаи заболевания зарегистрированы во всех климатических зонах и среди представителей всех социальных групп. Распространению дизентерии способствуют плохие санитарные условия, скученное проживание, заражение питьевых источников сточными водами; ее часто передают носители-хроники, работающие в сфере питания; существенная роль отводится и мухам как механическим переносчикам возбудителя. Поэтому заболеваемость дизентерией выше в развивающихся странах и среди бедных слоев населения. Вирусы, как правило, не имеют отношения к дизентерии. Обычно она вызывается одноклеточными паразитами (простейшими) или бактериями.

Амебная дизентерия. Возбудителями амебной дизентерии (амебиаза) являются патогенные варианты, или инвазивные штаммы, амебы Entamoeba histolytica . Этот вид распространен повсеместно, но более 90% инфицированных людей являются бессимптомными амебоносителями. Многолетние наблюдения показывают, что лишь некоторые, инвазивные, штаммы E . histolytica патогенны для человека; заражение неинвазивными вариантами не вызывает заболевания. Инвазивные штаммы обладают способностью эффективно преодолевать естественные защитные механизмы.

Entamoeba histolytica существует в двух формах: вегетативная (размножающаяся) форма называется трофозоитом, покоящаяся форма – цистой. Если в организм попадают трофозоиты, они не вызывают заболевания, так как погибают в желудке. Цисты же, попадая в организм, проникают из желудка в кишечник и переходят в форму трофозоита. Трофозоит активно размножается в кишечнике и вызывает дизентерию, если штамм Entamoeba histolytica инвазивен. Продвигаясь по кишечнику, трофозоит приобретает плотную защитную оболочку и, превращаясь в цисту, выделяется во внешнюю среду. Выделение трофозоитов происходит только при поносе, и они обычно быстро погибают. Таким образом, цисты представляют собой именно ту форму паразита, которая заражает нового хозяина.

Бактериальная дизентерия. Возбудители бактериальной дизентерии – бактерии рода Shigella , хотя иногда Salmonella , Campylobacter и другие родственные бактерии могут быть причиной сходных по клинике заболеваний. В домашних условиях бактериальная дизентерия чаще всего передается фекально-оральным путем, например во время ухода за больным, через различные предметы обихода, загрязненные выделениями больного. Среди мужчин-гомосексуалов заражение может произойти при половых контактах. В странах тропического климата большую роль играют мухи, которые переносят бактерии на продукты питания. Источником внутрибольничных вспышек могут послужить инфицированное молоко и молочные продукты.

Все представители рода Shigella вырабатывают токсин, под влиянием которого эпителиальные клетки кишечника начинают выделять жидкость – развивается диарея (понос); жидкий стул, содержащий слизь, гной и, часто, кровь, сходен с выделениями при холере. Позже поврежденные токсином клетки погибают; их гибель сопровождается воспалением, изъязвлением стенки кишечника и другими симптомами дизентерии. У детей общая интоксикация может сопровождаться неврологическими симптомами (рвота, судороги). В отличие от амебной дизентерии бактериальная характеризуется быстрым нарастанием симптомов, повышением температуры и обезвоживанием организма; заболевание обычно менее продолжительно и не приобретает хронической формы.

Обязательный компонент лечения при бактериальной дизентерии – обильное питье, содержащее минеральные соли и сахар. Применение антибиотиков ускоряет выздоровление, однако возможно развитие устойчивых к антибиотикам форм.

При неправильной технологии приготовления и несоблюдении санитарно-гигиенических требований при хранении студней, винегретов, салатов последние могут явиться источником распространения кишечных инфекций. Чтобы предупредить заражение человека брюшным тифом, дизентерией, детским параличом, паратифом, туберкулезом, бруцеллезом и ящуром через молоко, нужно употреблять только кипяченое или пастеризованное молоко.

Брюшной тиф (typhoid fever - англ., Abdominaltyphus - нем., abdominale fievre - фр.) - острая инфекционная болезнь, обусловленная сальмонеллой (Salmonella typhi), характеризуется лихорадкой, симптомами общей интоксикации, бактериемией, увеличением печени и селезенки, энтеритом и своеобразными морфологическими изменениями лимфатического аппарата кишечника. Возбудитель брюшного тифа (S. typhi) относится к семейству Enterobacteriaceae, роду Salmonella, виду Salmonella enterica, подвиду enterica, serovar typhi и морфологически не отличается от других сальмонелл. Это грамотрицательная подвижная палочка с перитрихиально расположенными жгутиками, спор и капсул не образует, хорошо растет на обычных питательных средах. Биохимически отличается от других сальмонелл ферментацией глюкозы без образования газа и замедленным выделением сероводорода. Антигенная структура S. typhi характеризуется наличием соматического О (9, 12, Vi) - комплекса и жгутикового антигена Н (d). В зависимости от количества и расположения Vi-антигена различают 3 варианта культур:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции