Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками

Класс: 4

Цель: познакомить учащихся с различными способами удаления из организма ненужных веществ, образующихся в процессе жизнедеятельности.

Задачи:

  • формировать у учащихся новые понятия о выделении, функции органов выделения;
  • развивать известные учащимся понятия о роли органов пищеварения кровообращения, дыхания;
  • оценивать, что полезно для здоровья, а что – вредно.

Оборудование: медиапроектор, интерактивная доска Smart Board (для презентации: Приложение 1)

Ход урока, вопросы и задания.

Использование интерактивной доски Smart Board I. Актуализация знаний и проблемная ситуация. Повторение.

– Прочитайте диалог лены и Миши на с.28. Обсудим их мнения. Какой возникает вопрос?

– А теперь вспомним то, что знаем.

– Попробуйте определить тему урока. Слайд 2.
Посмотрите на таблицу с органами пищеварения. Подвиньте к каждому органу его название.

BLANK (проектор выключен)

Слайд 3. Учитель записывает проблемный вопрос. (Какую систему органов следует назвать органами выделения ?)

Слайд 4. Отвечая на второй вопрос (Какие знакомые тебе органы удаляют углекислый газ, воду, непереваренные остатки пищи?), ученики называют органы, учитель открывает шторку – показывает фото кожи, кишечника, лёгких. Фото выставляются (передвигаются)на голубом фоне в столбик слева

Затем ученики называют, что удаляет каждый из этих органов и за цветную звёздочку подвигают на голубой фон ответы по порядку:

(кожа * вода и лишние соли
кишечник * непереваренные остатки пищи
лёгкие * углекислый газ)

Учитель записывает: Как удаляются ненужные вещества II. Поиск решения

Работа с текстом на стр.28-29.
– Как называются органы, с помощью которых очищается кровь? Используя рисунок на стр.29, определите, какие органы образуют выделительную систему.
– Как почки очищают кровь?

При нарушении работы обеих почек происходит сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

Какими веществами отравляется человек с повреждёнными почками, если никакие яды в его организм из внешней среды не поступали?

А теперь подпишите названия органов выделения и расскажите, какую роль они играют в организме.

Работа в тетради – №1.

Органы выделения.
Это почки, мочеточники, мочевой пузырь.

Ученики рассказывают про процесс фильтрации в почках.
Слайд 5. Ученики знакомятся с дополнительной информацией о почках.

BLANK

– Выделительная система очищает кровь от отходов жизнедеятельности клеток. Если не работают почки, то эти вещества остаются в крови и вызывают отравление.

Слайд 6. Ученики подписывают маркером названия органов выделения и называют функции, которые они выполняют в организме.

BLANK

Слайд 7. Проверка. Ученики называют ответы, учитель прикасается к пустым ячейкам, после чего в них появляются правильные ответы. IV. Итог урока

– Какие функции выполняют органы выделения?

– Попробуйте разделить органы выделения на две группы: органы, которые действуют самостоятельно и органы, работой которых можно управлять по желанию.

Рефлексия. Подойдите по очереди к доске и выберите смайлик, характеризующий ваше настроение после данного урока.

– Очищают кровь
– Выводят избыток воды

Слайд 8. – Ученики распределяют (передвигают) названия органов в таблицу (1 столбик: почки, мочеточники; 2 столбик – мочевой пузырь)

Слайд 9. Ученики выбирают смайлики (прикасаются к выбранному смайлику и двигают его вниз).

Использованная литература:

1. Окружающий мир. (Человек и природа). 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2013. – 224 с.
2. Ресурсы Интернет.

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемТимофей Полтинин

Презентация на тему: " Выделение. Мочевыделительная система 18.03.. Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ЛОХАНЬПИРАМИДА ПОЧКИ ЧАШКА." — Транскрипт:

1 Выделение. Мочевыделительная система

2 Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ЛОХАНЬПИРАМИДА ПОЧКИ ЧАШКА

3 Сегодня на уроке мы… Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке. Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.

4 Этапы обмена веществ Н2ОН2ОСО 2 Мочевина Соли Поступление веществ Н2ОН2ОСО 2 Внутриклеточный обмен Из жиров и углеводов Из белков Выделение продуктов обмена

5 Выделение веществ за сутки из организма человека (по Старлингу и др.) Название органа Вода Углекис- лый газ Твердые вещества Кожа 700 – 900 г 4 – 6 л 7 – 9 г Почки 1500 г 30 – 50 см 3 60 – 65 г Легкие 500 г 450 – 500 л Нет

6 Эволюция выделительной системы животных

7 Строение мочевыделительной системы ПОЧКИ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ МОЧЕТОЧНИКИ МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН

10 Словесные пропорции Образец: Орган : система органов = ? : ткань Ответы для выбора: организм, особь, клетка, органоид Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение. (Не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова) 1. мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган 2. легкие : углекислый газ = почки : ? 3. мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ? почки моча трубочки

11 Строение почки Плотная оболочка Пирамидки мозгового слоя Корковый слой Мозговой слой Малая почечная чашка Лоханка Большая почечная чашка Почечная артерия Почечная вена Мочеточник

12 Извитой каналец Капиллярная сеть канальца Почечная капсула Собирательная трубочка Капиллярный клубочек Какими номерами обозначены части нефрона: ОТВЕТЫ: 2,1,4,5,3

14 Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. 1. Мочевой пузырь 2. Мочеточники 3. Лоханка 4. Почечные чашки 5. Мочеиспускательный канал ОТВЕТ:4,3,2,1,5

15 Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа? 1500 литров 150 литров 1,5 литра ОТВЕТ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.

16 Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.

17 Функции почек Осмыслите факт: при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Объясните: а) Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали? б) Какие функции выполняют почки? Функции почек: 1) выделительная (выводят избыток воды, солей, продукты метаболизма); 2) защитная (выведение токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ). 3) участвуют в поддержании гомеостаза.

18 Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения Они как два больших боба На связках закрепились, У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, А что он удаляет. Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже: Беречь должны не только честь, Но наши почки тоже.

19 Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ЛОХАНЬПИРАМИДА ПОЧКИ ЧАШКА

20 Причины заболеваний почек Осложнение после ангины, гриппа, скарлатины, кариеса Восходящие инфекции при несоблюдении правил гигиены Переохлаждение (особенно поясничной части) Переедание; мясо, острые продукты, алкоголь Ядовитые вещества (в т.ч. алкоголь, компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты и др.)

21 Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор. Почка Мочеточник Мочеиспускательный канал Надпочечник Мочевой пузырь.

Презентация 8 класса по предмету "Биология и Экология" на тему: "Выделение. Мочевыделительная система Урок биологии в 8 классе.". Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Выделение. Мочевыделительная система Урок биологии в 8 классе

2 Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ЛОХАНЬПИРАМИДА ПОЧКИ ЧАШКА

3 Сегодня на уроке мы… Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке. Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.

4 Этапы обмена веществ Н2ОН2ОСО 2 Мочевина Соли Поступление веществ Н2ОН2ОСО 2 Внутриклеточный обмен Из жиров и углеводов Из белков Выделение продуктов обмена

5 Выделение веществ за сутки из организма человека (по Старлингу и др.) Название органа Вода Углекис- лый газ Твердые вещества Кожа 700 – 900 г4 – 6 л7 – 9 г Почки 1500 г30 – 50 см 3 60 – 65 г Легкие 500 г450 – 500 лНет

6 Эволюция выделительной системы животных

7 Строение мочевыделительной системы ПОЧКИ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ МОЧЕТОЧНИКИ МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН

10 Словесные пропорции Образец: Орган : система органов = ? : ткань Ответы для выбора: организм, особь, клетка, органоид Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение. (Не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова) 1.мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган 2.легкие : углекислый газ = почки : ? 3.мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ? почки моча трубочки

11 Строение почки Плотная оболочка Пирамидки мозгового слоя Корковый слой Мозговой слой Малая почечная чашка Лоханка Большая почечная чашка Почечная артерия Почечная вена Мочеточник

13 Уберите лишнее 1.Извитой каналец 2.Петля 3.Лоханка 4.Собирательная трубочка 1.Капиллярный клубочек 2.Мочеточник 3.Извитой каналец 4.Капсула

14 Извитой каналец Капиллярная сеть канальца Почечная капсула Собирательная трубочка Капиллярный клубочек Какими номерами обозначены части нефрона: ОТВЕТЫ: 2,1,4,5,3

16 Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. 1.Мочевой пузырь 2.Мочеточники 3.Лоханка 4.Почечные чашки 5.Мочеиспускательный канал ОТВЕТ:4,3,2,1,5

17 Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа? 1500 литров 150 литров 1,5 литра ОТВЕТ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.

18 Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.

19 Функции почек Осмыслите факт: при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Объясните: а) Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали? б) Какие функции выполняют почки? Функции почек: 1) выделительная (выводят избыток воды, солей); 2) защитная (выведение токсических соединений) 3) участвуют в поддержании гомеостаза. 4) Образуют биологически активные вещества, 5) Участвуют в регуляции артериального давления, 6) Стимулируют образование эритроцитов.

20 Причины заболевания почек Осложнение после ангины, гриппа, скарлатины, кариеса Восходящие инфекции при несоблюдении правил гигиены Переохлаждение (особенно поясничной части) Переедание; мясо, острые продукты, алкоголь Ядовитые вещества (в т.ч. алкоголь, компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты и др.)

21 Сравните анализ мочи здорового и больного человека Общий анализ мочи Цвет – соломенно- желтый Глюкоза – отсутствует Белок – отсутствует Эпителий – следы Эритроциты- 0-3 в поле зрения Лейкоциты – 0-3 в поле зрения Слизь – нет Бактерии – нет Цвет – желтый Глюкоза – отсутствует Белок – следы Эпителий – следы Эритроциты – 3-6 в поле зрения Лейкоциты - занимают все поле зрения Слизь – есть Бактерии – много Заключение :

22 Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения Они как два больших боба На связках закрепились, У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, А что он удаляет. Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже: Беречь должны не только честь, Но наши почки тоже.

23 Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ЛОХАНЬПИРАМИДА ПОЧКИ ЧАШКА

24 Закрепление изученного материала 1.Структурная единица почки называется: А- долька, Б- лоханка, В- нефрон, Г- кора. 2. Образование вторичной мочи происходит: А- в мочевом пузыре, Б- в почечном канальце, В- в капиллярах почки, Г- в почечной вене. 3. В почке человека нефронов содержится: А- 5000, Б- 1000, В , Г- 1 млн.

25 4. В состав нефронов не входит: А- капиллярный клубочек, Б- капсула, В- почечная лоханка, Г- почечный каналец. 5. Наличие какого вещества в моче свидетельствует о заболевании: А- белка, Б- мочевины, В- мочевой кислоты, Г- соли аммония. 6. Какой орган не относится к мочевыделительной системе? А- почки, Б- печень, В- мочеточники, Г- мочевой пузырь.

26 Итог урока. Домашнее задание. 1. Изучить § 42 учебника. 2. Рассмотреть рисунки В рабочей тетради вопросы

27 Рефлексия Красный цвет карточки означает, что урок очень понравился, во время урока не покидало хорошее настроение. Красный цвет карточки означает, что урок очень понравился, во время урока не покидало хорошее настроение. Желтый цвет - урок прошел спокойно, незаметно. Ничто в уроке особенно не волновало, но вы удовлетворены уроком. Настроение спокойное, ровное. Желтый цвет - урок прошел спокойно, незаметно. Ничто в уроке особенно не волновало, но вы удовлетворены уроком. Настроение спокойное, ровное. Синий цвет - чувство полной неудовлетворенности уроком, настроение уныния и горечи. Синий цвет - чувство полной неудовлетворенности уроком, настроение уныния и горечи.

эволюция выделительной системы позвоночных животных, связь строения почек с его функциями, значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения из организма, механизм мочеобразования,


Этапы обмена веществ

Из жиров и углеводов

Обмен веществ – один из главных признаков живого. Он состоит из трех этапов.

*Первый этап - поступление веществ в организм. Например, в организм человека с пищей поступают органические вещества.

*Второй этап - внутриклеточный обмен.

*Во время этого этапа из белков, жиров и углеводов образуются некоторые вредные вещества.

Прочитайте в учебнике на стр. 170 первый абзац. Найдите ответ на вопрос, какие именно вредные вещества образуются из белков, а какие – из жиров и углеводов?

Итак, какие продукты распада образуются из белков? *(дети отвечают, а я щелкаю мышкой на каждое слово: мочевина, соли, вода и углекислый газ)

А из жиров и углеводов образуются … *(дети отвечают, а я щелкаю мышкой на каждое слово: вода и углекислый газ).

Ребята, эти вещества не нужны клетке, и даже могут быть для нее опасны. *Поэтому очень важен третий этап – выделение продуктов обмена. Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека – гомеостаз.

Выделение продуктов обмена


Процессы выделения заключаются в удалении из организма соединений, образующихся при обмене веществ

Выделительные процессы направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма

Выделительные процессы являются непременной частью обмена веществ.


(мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)


Выделение веществ за сутки из организма человека (по Старлингу и др.)

В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Проанализируйте таблицу.

Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)

Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы ).


Мочеточники 30см, 4-5мм д

Мочевой пузырь 500-700мл


Парные органы, лежащие в брюшной полости по двум сторонам позвоночника на уровне поясницы.


Имеет форму боба, ее вогнутый край обращен к позвоночнику. Этот вогнутый край служит местом вхождения сосудов и нервов. Отсюда же берет начало и мочеточник.

Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см

при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

  • а) Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали?
  • б) Какие функции выполняют почки?

1) выделительная (выводят избыток воды, солей);

(выведение токсических соединений)

3) участвуют в поддержании гомеостаза.

4) Образуют биологически активные вещества,

5) Участвуют в регуляции артериального давления,

6) Стимулируют образование эритроцитов.

Осмыслите следующий факт:

при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

Объясните: а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали; б) какие функции выполняют почки?

В ходе обсуждения формулируются основные функции почек :

1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических ве­ществ, продукты азотистого обмена);

2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).

3) участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды организма.

Третий пункт учитель поясняет таким примером: почки удаляют не только продукты распада, но и излишки питательных веществ, способные нанести вред организму. Представьте, что некий сладкоежка съел целую банку варенья. Часть сахара задержала бы печень, но и после этого в кровь могло бы попасть слишком много сахара. Это привело бы к тому, что раствор плазмы крови, а потом и тканевая жидкость стали бы более концентрированными, чем растворы, содержащиеся в клетке. Вода из клеток начала бы выходить наружу, и обезвоженные клетки не смогли бы работать. Но этого не происходит, потому что почки удаляют избыток сахара с мочой. Так почки поддерживают постоянство внутренней среды организма, снижая количество воды, солей, питательных веществ и продуктов обмена до нормы.


Пирамидки мозгового слоя

Большая почечная чашка

Давайте рассмотри строение почки.

*Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под капсулой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из пирамидок

*Пирамидки открываются в малые почечные чашки

*Малые чашки впадают в большие почечные чашки

*А те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря.

Маленькое отступление. Что такое лоханка мы уже выяснили. А что такое лох? Это вид кустарников, их выращивают как декоративные растения и медоносы. Теперь вы знаете значение слов лох и лоханка и, надеюсь не будете использовать их в качестве ругательства?

Кровь для фильтрации *поступает в почки по почечной артерии, а очищенная кровь собирается в *почечную вену.

Малая почечная чашка


Строение мочевыделительной системы

Составьте короткий рассказ по схеме.

К органам мочевыделительной системы человека относятся:

3. Мочевой пузырь

4. Мочеиспускательный канал

** Я щелкаю мышкой, ученик дополняет свой ответ:

Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал - мочевыводящими


Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам.

? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь ? орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую

СЛОВАРИК: объемом, две,

форме, почки, Мочеточники,

позвоночника, ширина, Масса.

У человека две почки.

По форме почка напоминает боб.

Величина почки – с кулак человека.

Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю .

Мочевой пузырь непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

У кого было не больше двух ошибок? - отлично улавливаете смысл текста.

У кого три-четыре ошибки? – неплохой результат. А если больше – вам нужно учиться смысловому чтению текста.

Найдите в тексте функции почек, мочеточников, мочевого пузыря, подчеркните или впишите их. .

Ответ: в почках образуется моча, мочеточники проводят ее в мочевой пузырь, мочевой пузырь накапливает мочу.


В обеих почках около 2 млн. нефронов. Длина почечных канальцев 120 км.

Структурно- функциональной единицей почки является нефрон

Нефроны расположены в корковом веществе

В нефронах происходит образование мочи

В нефронах происходит очищение крови от растворенных в ней вредных веществ


капсулой , от которой


Стенки почечной капсулы образованы двумя слоями эпителиальных клеток.

Между этими слоями находится щелевидное пространство; от которого почечный каналец. Внутри почечной капсулы в своеобразном бокале лежит капиллярный клубочек. Он образован разветвлением капилляров почечной артерии.

Капсулы и часть канальцев нефрона находятся корковом слое

Остальные части канальцев и выводные трубки – в почечных пирамидах мозгового слоя


Какими номерами обозначены части нефрона:

  • Извитой каналец
  • Капиллярная сеть канальца
  • Почечная капсула
  • Собирательная трубочка
  • Капиллярный клубочек

Какими номерами обозначены части нефрона:

Капиллярная сеть канальца

Поднимите руку, у кого получилось так же?


Кровь поступает в капиллярный клубочек по приносящим, а вытекает по выносящим артериям. По выходе из капиллярного клубочка выносящая артерия распадается на капилляры, оплетающие почечный каналец. Значит, кровь, прошедшая через капиллярный клубочек, затем проходит через капилляры почечного канальца и лишь после этого поступает в вены.


Механизм образования мочи

Моча образуется из плазмы крови. Однако состав мочи существенно отличается от состава плазмы крови.


Образование первичной мочи.

1 фаза - образование первичной мочи (фильтрация в клубочке) процесс пассивный и неизбирательный

  • фильтрация благодаря разнице давлений, т.к. приносящий сосуд имеет диаметр больше, чем уносящий
  • в сутки через почки проходит 1500-1700 л. крови, образуется 150-170 . первичной мочи,
  • каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи

(плазма крови без белков)

(вода, мин. в-ва, витамины, мочевая к-та, мочевина, глюкоза, АК)



2 фаза - образование вторичной мочи

  • в сутки выделяется 1-1,5 л. вторичной мочи

активным транспортом катионов

через плазматические мембраны клеток;


Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?

1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки;

150 л первичной мочи образуется;

1,5 литра – вторичной .

Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?

1500 л  150 л  1,5 л

Ответ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.

За 1 минуту через почки проходит 1/5 всей крови.


Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу .

Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.

(Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозу, часть солей и воды.

Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма).


капилляры, оплетающие каналец


обратное всасывание (реабсорбция), секреция

мочевина, мочевая кислота, креатинин, креатин


щелочные минеральные воды препятствуют камнеобразованию. " width="640"

Работа почек регулируется

Камни в почках выпадают при

рН = 5,5-6,0, = щелочные минеральные воды препятствуют камнеобразованию.


Составьте рассказ по схеме.

Регуляция работы почек

Гипофиз и надпочечники

Симпатическая н.с. уменьшает V мочи

Парасимпатическая н.с. увеличивает V мочи

Гормон вазопрессин уменьшает

Кора головного мозга – контроль мочеиспускания


Поддержка водно-солевого обмена (удаление избытка воды и минеральных солей)

Биологический фильтр (выведение ненужных и вредных веществ)


Причины заболевания почек

  • Осложнение после ангины, гриппа, скарлатины, кариеса
  • Восходящие инфекции при несоблюдении правил гигиены
  • Переохлаждение (особенно поясничной части)
  • Переедание; мясо, острые продукты, алкоголь
  • Ядовитые вещества (в т.ч. алкоголь, компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты и др.)

Сравните анализ мочи здорового и больного человека

Общий анализ мочи

Общий анализ мочи

Цвет – соломенно- желтый

Эритроциты- 0-3 в поле зрения

Лейкоциты – 0-3 в поле зрения

Эритроциты – 3-6 в поле зрения

Лейкоциты - занимают все поле зрения

Если человек болен, организм функционирует иначе, чем когда он здоров. Отражается это и на составе мочи.Об этом знали еще средневековые врачи, Уже в XIV веке мы находим в литературе научные статьи о составе мочи. Мочу исследовали по запаху, по цвету. В мочу ставили разные цветы и по тому, насколько быстро они увядали, судили о здоровье или о болезни человека. В наше время мочу исследуют в лабораториях. С помощью различных химических веществ устанавливают, нет ли в моче сахара или белка, не находятся ли в ней красящие вещества желчи или другие вещества, которые здоровый организм не мог бы выделить.


Закрепление изученного материала

  • Структурная единица почки называется:

А- долька, Б- лоханка, В- нефрон, Г- кора.

2. Образование вторичной мочи происходит:

А- в мочевом пузыре,

Б- в почечном канальце,

В- в капиллярах почки,

Г- в почечной вене.

3. В почке человека нефронов содержится:

А- 5000, Б- 1000, В- 500000, Г- 1 млн.


4. В состав нефронов не входит:

А- капиллярный клубочек,

В- почечная лоханка,

Г- почечный каналец.

5. Наличие какого вещества в моче свидетельствует о заболевании:

А- белка, Б- мочевины,

В- мочевой кислоты, Г- соли аммония.

6. Какой орган не относится к мочевыделительной системе?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции