Чем отравилась молодая царевна
Разделы: Литература
Данная тема помогает нам воспитывать читателя внимательным к слову, способствует глубокому изучению сказок А.С.Пушкина, развивает интерес к литературной сказке. Условия проведения литературного состязания продумывает каждый учитель. Но очень важно организовать предварительную работу по текстам сказок поэта.
Ребята, 6 июня – день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, которого любят и знают все: дети и взрослые. Народные сказки, песни, пословицы, загадки, поговорки говорят о высоком искусстве народа, о талантливом его обращении с родным словом. Пушкин многому учился у народа. Он жадно слушал сказки своей няни Арины Родионовны, у бродячих сказителей записывал на ярмарках песни, сам писал народным языком и “Сказку о царе Салтане”, и “Мертвую царевну“, и “Золотого петушка”. Это и помогло ему заложить прочные основы художественной речи, переданной им по наследству Гоголю, Тургеневу, Толстому.
Сегодня мы постараемся вспомнить то, что уже было знакомо вам, а может, узнаете что-то новое.
Команды представляют себя, название команды.
А теперь проведем небольшую разминку.
Вопросы:
(30 лет и 3 года).
(Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку).
(Дурачина ты, простофиля)
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного”?
(“Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях”)
Инсценировка эпизодов из любой сказки поэта.
Инсценировка продолжается 10 минут. Оценивается знание текста, оригинальность костюмов и декораций.
Жюри подводит итоги.
Ведущий. Продолжаем конкурс. Кто лучше знает сказки?!
1.В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Узнаете, кто это?
(Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
2. Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
О каком фрукте идет речь и из какой сказки?
(яблоко “Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”)
Ведущий. В газете “Волшебные известия” я прочитал объявления.
1. Предлагаю свои услуги:
– Работаю за 7-рых,
Могу:
– Запрягать лошадь,
– топить печи,
– закупать продукты на рынке,
– печь яйца, варить кашу,
– нянчить детей.
Кто это и из какой сказки?
(Балда, “Сказка о попе и работнике его Балде).
2. На работу в лесопункт требуется:
По результатам работы выплачиваются премиальные, вознаграждения по итогам работы за год.
(“Сказка о попе и работнике его Балде”).
3. Торговая фирма предлагает импортные товары:
– соболя,
– черно-бурые лисы,
– донские жеребцы,
– чистое серебро
– злато.
И все это по доступным ценам. Фирма ждет вас.
(“Сказка о царе Салтане”)
4. Тем, кто интересуется жилплощадью!
Всего за 5 тысяч сдаю на лето свою горницу в аренду.
В горнице имеются:
– кругом лавки, крытые ковром,
– под святыми стол дубовый,
– печь с лежанкой изразцовой.
(“Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”)
5. Школа целителей проводит курсы, излечиваются следующие заболевания:
– укусы левого и правого глаза,
– волдыри на носу.
Начало ближайших занятий ….
(“Сказка о царе Салтане”)
6. Туристическое бюро “Сказка” предлагает путевку в:
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;…
Там ещё другое диво;
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой…
В какой сказке находится такой город?
(“Сказка о царе Салтане”).
Ведущий. Разгадать кроссворд. Раздать командам на листах.
Победит тот, кто первым решит.
1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда)
2. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”? (старуха)
3. Исполнитель песни “Во саду ли, в огороде”? (белка)
4. Место встречи попа с Балдой? (базар)
6. Чем отравилась молодая царевна? (яблоко)
2. Кличка собаки из “Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях”? (Соколко)
4. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики? (Буян)
5. Как звали няню Пушкина? (Арина)
7. Имя жениха молодой царевны в “Сказке о мертвой царевне и 7 богатырях”? (Елисей)
А пока команды отгадывают кроссворд, болельщики постараются помочь им. За каждый правильный ответ участники получают жетоны-рыбки, которые могут добавить их к очкам своей команды.
Вопросы болельщикам.
Ведущий.А теперь “золотая рыбка” задает вопросы ребятам. Задания написаны на “рыбках” под номерами. Команда сама выбирает вопрос, называя номер “рыбки”.
- Какие чудесные дары получили от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой черномором. Царевна согласилась стать его женой).
- С каких слов начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”?
(Жил-был поп,
Толоконный лоб). - Каким было последнее желание старухи? (Быть владычицей морскою)
- В кого поочередно хотела превратиться старуха?
(В столбовую дворянку, вольную царицу, владычицу морскую). - Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке?
(Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу). - Чем потчевали старуху– царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)
- Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (Монета)
- Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)
- В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля).
- С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркалу?
(Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
(Задания написать на рыбках)
Заключительное слово учителя.
Какова она, сказка Пушкина? Можно ответить словами С.Я. Маршака: “Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем, за этой веселой свободой сказочного повествования кроется серьезная мысль, глубокая мораль. ”
Пересказывать сказку нет смысла, потому что ее все наизусть знают, причем с самого раннего детства… Итак, на фоне постоянно присутствующей смерти, в сказке все время решается вопрос отношений мужчины и женщины… Более чем в других сказках Пушкина. Даже само название мертвая царевна и семь богатырей… Этим почти все проблемы очерчены…
Но, сначала появляется молодая (? это не очевидно) беременная царица сидящая у окна всю зиму (с апреля по Новый год), глядящая на поле и на дорогу… И ждущая царя, который просто смылся ото всяких забот до поры до времени… А может, он и дома был, но не хотел лишний раз появляться… Кто же его знает, что делать с женой, да тем более беременной? А может, он по девкам или по гулькам ударился? Все может быть… “От нас все это церковь утаила” или цензура. Но самое главное, что сидячий образ жизни, переживания по поводу отсутствия мужа-разгильдяя, безответственно бросившего свое царство на произвол судьбы… Мало ли может накрутить себя женщина, когда такие глобальные перестройки всего организма, связанные с вынашиванием плода. Но результат на лицо. Еще пара ударов: сами роды, и возвращение этого блудного мужа-царя — и летальный исход… И девочка, пол суток жившая с матерью… Да, у нее будет кормилица, но у нее никогда не будет родной матери… А это чуть ли не самое основное в этой сказке — царевна как огня боится замужества, боится секса. В этом и есть разгадка всей этой сказки. Иначе нестыковки такие, что вообще не понимаешь, зачем писалась эта страшилка. Но как хорошо написано. Что до сих пор, почти двести лет, все зачитываются и восхищаются.
А вообще, эта сказка про женщин (девушек) и для женщин (девушек). Причем все так классно и в таком маленьком объеме написано… И так вкладывается в сознание… а тем более в подсознание.
В сказке четыре героини: царица первая, царица вторая (мачеха), царевна и Чернавка.
Самая однозначная, самая неестественная и самая невозможная в жизни — роль первой царицы (матери царевны). Почему? Она не знает, что ей делать. Хотя ее учили с детства, что ей нужно выскочить замуж и родить ребенка-двух-трех-четырех… Пока сил хватит… И все. В этом предназначение женщины — быть самкой, которая беременеет через два месяца после родов, и снова… и снова… Пока, что-нибудь не откажет. То есть, ей нужно, после небольшого отдыха (два месяца — см. Левит и т.д.) получить чуть-чуть секса и снова высиживать… как наседке… Вынашивать.
Но она царица… ей даже готовить не надо, убирать не надо, двигаться не надо… Поэтому она получила все и… все… А то, что она из себя кроме животворящего чрева не представляет, так это уж — так получилось. Домашний очаг держится на женщине… А она его, мужа своего законного, выгнала в путь-дорогу… Лишь бы его дома не было. Соответственно, и результат налицо.
Итак, родив на свет сиротку, она может спокойно помирать. А маленькая девочка, под присмотром мамок и нянек растет. Появление мачехи в доме не скрашивает ее жизни. Кому нужна эта сирота, тем более, что неизвестно даже есть ли дети у новой царицы. Но речь пока не о ней. Итак, выросла царевна писанной красавицей… Ни в сказке сказать, ни пером описать. То есть все есть для того, чтобы выгодно продаться, даже приданное, достойное принца или королевича… Но хочет ли она этого? НЕТ. Она этого как огня боится, она знает, что случилось с ее матерью, она думает, что и нею будет то же самое… И если умирать все равно придется, и этого не избежать никак, то отношений с мужчинами — боль, беременность — боль, роды — боль… А потом еще и смерть — снова боль. Она бежит от этого. Другого она даже не представляет, что может еще быть в ее жизни.
Поэтому она бежит с Чернавкой перед самым девичником в лес… Скорее всего договорившись с нею. Но, возможно, цели у них совпали. И Чернавки, и царевны. Только когда они не находят укрытия, в котором обещала ее спрятать Чернавка, она вдруг понимает, что возможно с нею что-то сделают. Возможно, она и хотела смерти, взамен свадьбы, но потом испугалась. И попросилась остаться одной. Положившись на Божью волю. Если попадется в лапы зверю, то все равно кранты, а если удастся сбежать… То может и все нормально будет… Только что будет? она не знает пока, да и знать не хочет. Рано еще.
Но выбравшись из леса, она попадает из огня да в полымя. Убежав от одного — она попадает к семерым сразу. С ними она тоже уговорилась, сошедшись на том, что из дома ей пришлось сбежать от злой мачехи. И она просто хочет дождаться, и с той должно что-то случиться, а когда она сама будет царицей… Она тогда сможет сама устанавливать правила… Как она этого хотела добиться, я не знаю… Но осталась жить у семи богатырей. Я не верю, что уговора не было. Разве можно было живя в том царстве, где у царя пропала дочь, тем более находясь на службе у него, не доложить и не доставить ее во дворец. А они сразу узнали в ней царевну… По крайней мере, можно было бы стать героями, спасителями и т.д. По крайней мере, выполнить свой долг.
И так они и живут некоторое время. Но они же не железные… Это ей не хочется, она боится, а им-то каково. Только одна строчка:
“Взять тебя мы все бы рады” То есть все бы ее хотели, и все хотят, “но нельзя”. И ставят ее перед выбором: выбирай хоть кого. Остальные облизнутся, но не обидятся… А она не хочет:
|