Молочница картина в дрезденской галерее



Ирина Уманская (Коттбус)

Великий голландский художник Ян Вермеер Дельфтский прожил недолго, всего 43 года, и написал не много картин, но каждая из них — шедевр, вошедший в историю мировой живописи.

Сюжет и композиция картины предельно просты: девушка читает любовное письмо. У современного зрителя возникает вопрос, почему любовное? Ведь ему не всегда знакомы символы и скрытый смысл некоторых деталей, которыми наполнены картины голландских художников со времен Босха. Вглядитесь в натюрморт на первом плане, отделяющий зрителей от фигуры девушки. На роскошном восточном ковре — дельфтское фаянсовое блюдо с фруктами. Фрукты — символ плотского удовольствия и быстротечности человеческой жизни, а яблоко, как известно, напоминает о грехопадении.

Гений Вермеера проявился в этой картине в некой недосказанности и в умении передать теплоту лирического чувства, интимность настроения. Художник расположил фигуру в центре картины, но не на первом плане, а несколько отодвинув ее вглубь комнаты. Не зря в картине появился занавес. Первоначально на этом месте был написан ремер — высокий кубок в форме чаши тонкого стекла на массивной цилиндрической ножке. Штанга, на которой висит занавес, сам занавес и темная масса стола, на который накинут ковер, служат рамой или кулисами, отделяющими зрителя от застывшей фигуры. Действия как такового нет, но фрукты, которые словно в замедленном кино плавно скатываются с блюда, лишают картину статичности и усиливают впечатление мгновенности момента.

Вермеер дал нам возможность на миг заглянуть туда, куда обычно посторонних не пускают — в интимный мир девушки. Мысли ее поглощены письмом, кажется, что сейчас вздрогнут губы, произнося слова, написанные в письме. В оконной раме отражается лицо, на котором художник сумел передать, как вздрагивают ресницы. В комнате стоит волшебная тишина, и только чуть-чуть шелестит листок в руках девушки. Еще момент, она закончит читать и посмотрит в окно, откуда льется солнечный свет.

У Вермеера свет не только падает на освещенные предметы, он будто проходит сквозь них. Свет окутывает фигурку девушки, он способствует возникновению чувства отрешенности от мира. Но Вермеер — и волшебник тени! Тень от рамы на стене и на отражении лица на стекле, тень от фигуры — они создают световоздушное пространство.

Вермеер был гениальным живописцем. Всю жизнь он экспериментировал с техникой живописи, был одним из первых художников, кто стал применять чистые цвета спектра. Нужно учесть, что у Вермеера, как и у других художников XVII века, была очень ограниченная палитра красок, но в сочетании с тончайшей красочной нюансировкой, лессировкой и другими приемами он сумел добиться таких результатов, которые по праву ставят его имя в ряд величайших колористов мировой живописи.

Присмотритесь, как написаны желтые полоски на жакете девушки. Художник пишет их крошечными точками, давая мазкам почти трехмерное измерение. Этот же прием он использует, когда изображает залитую солнечным светом поверхность ковра на столе. А яблоки и сливы! Множество мельчайших крошечных точек, богатство цвета и формы. Когда Вермеер пишет волосы, особенно кудри, он использует для точечного прикосновения более жидкую краску. Более чем за двести лет до появления пуантилизма Ян Вермеер Дельфтский применял в своих картинах точечные капельки.

О жизни Яна Вермеера Дельфтского написано множество работ: статей, монографий, диссертаций. Его биография хорошо известна. Родился в Дельфте, ради женитьбы на любимой девушке перешел из лютеранства в католичество, что в протестантской Голландии было равноценно подвигу. Имел 15 детей (четверо умерли в младенчестве), известно даже имя его тещи. Был членом гильдии художников св. Луки, несколько раз избирался ее деканом.

В каждой картине – тайна, судьба, послание


Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Маурицхейс, Гаага.

Сценарист смело добавляет в сюжет события, эмоции, не придерживаясь автобиографических сведений. Почему?

Да потому, что их просто нет!

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми: содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для XVII века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4—6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.


Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666—1667. Музей истории искусств, Вена.

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в XX веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом , Гойей , Веласкесом. Почему же?

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.


Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.


Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.


Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.


Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.


Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.


Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.

Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

Девушка с жемчужной серёжкой


Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Маурицхейс, Гаага.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.


Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.


Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.


Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.

А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.


Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.


Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.


Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.

На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.


Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

Наводы

Новость из мира искусства



Ян Вермеер (1632-1675). Дама, пишущая письмо, со своей служанкой, между 1670-1671. Национальная галерея Ирландии, Дублин

В парижском Лувре 22 февраля открылась долгожданная выставка "Вермеер и мастера жанровой живописи". Подготовка выставки заняла около пяти лет. Необычность ее заключается в том, что впервые за долгие годы в Париже выставлены 12 работ кисти знаменитого голландца, а всего его шедевров в разных музеям мира с подтверждённым авторством - 34! Экспозиция продлится до 22 мая 2017 года.

Выставка "Вермеер и мастера жанровой живописи" в Лувре стала крупнейшей ретроспективой нидерландского живописца во Франции.



Молочница, 1658. Рейксмюсеум, Амстердам

Выставка организована в партнерстве с Национальной галереей Ирландии в Дублине и Национальной галереей искусств в Вашингтоне (США), и, помимо картин самого Вермеера, представляет работы его современников, в том числе Герарда Доу, Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха.
В работах Вермеера огромную роль играют символы и знаки, часто ими он зашифровывает библейские аллегории, вопросы морали и нравственности, выбора и любви. Так, например, весы в руках у героини картины "Женщина с весами" символизируют предстоящий в конце жизни - Божий Суд, на котором будут "взвешены" все помыслы и поступки.



Женщина, держащая весы, между 1662–1665. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Среди работ мастера - "Астроном", "Кружевница", "Женщина с жемчужным ожерельем". Как и у других голландских живописцев того времени, герои картин - обычные люди. В каждом сюжете большое внимание уделено деталям.



Астроном, 1668. Лувр, Париж



Кружевница, 1664. Лувр. Париж


>
Женщина с жемчужным ожерельем, 1662-1665. Берлинская картинная галерея, Берлин

"Девушка с жемчужной серёжкой" - одна из наиболее известных картин Яна Вермеера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой. Первое название картины было "Девушка в тюрбане".



Девушка с жемчужной серёжкой, 1665. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

На выставке также представлены такие полотна Вермеера, как "Гитаристка", "Географ", "Девушка, сидящая за вирджиналем".



Гитаристка, 1600-е. Национальная галерея искусств, Вашингтон



Географ, 1669. Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне



Девушка, сидящая за вирджиналем, 1670-1672. Лондонская национальная галерея

Работы других голландских художников, в частности Геррита Доу, Герарда Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха и Габриеля Метсю показывают место Вермеера среди мастеров жанровой живописи. Все они жили и творили в разных городах Республики Соединённых Провинций Нидерландов, но в их картинах заметно сходство стиля, тематики, композиции и техники.

Ян Вермеер. Женщина, держащая весы, 1664. Питер де Хох, Женщина, держащая весы, 1664



Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо, 1670. Габриель Метсю. Женщина, читающая письмо, 1664-1666.



Ян Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналом, 1670-1672. Франц ван Мирис. Дует, 1658

Загадочный Вермеер Делфтский

Вермеер родился в Делфте 31 октября 1632 года, прожил всего 43 года и умер при странных обстоятельствах. Современники полагали, что причиной быстрой и ранней смерти была нервная истощённость художника, связанная с семейными проблемами и бедностью. У Яна Вермеера и его жены Катарины было 15 детей, при этом беременностей у Катарины было ещё больше, иногда дети умирали новорождёнными. Катарину можно увидеть в работах Вермеера, хотя и не так часто, как, например, Саскию Рембрандта. Вермеер был его последователем и опосредованным, через Карела Фабрициуса, учеником. Беременную Катарину мы видим на картине "Женщина с весами".
Тёща Вермеера - жёсткая и волевая Мария Болнес, дала согласие на брак дочери с художником только после того, как рождённый в протестантской семье Ян принял католичество. Мария настояла на том, чтобы семья дочери жила в её доме. Всю жизнь Вермеер страдал от тяжёлого характера Марии, которая оказывала влияние на дочь и недолюбливала зятя за неумение зарабатывать деньги. Особое недовольство Марии вызывала медлительность зятя.



У сводницы, 1656. Дрезденская картинная галерея, Дрезден

Считается, что персонаж на картине "У сводницы", стоящий слева - автопортрет художника.
Вермеер умер на пороге нищеты. Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин, их прекратили покупать. Художники практически перестали получать заказы. Чтобы содержать семью, Ян вынужден был влезть в кредиты и продать почти все оставшиеся у него работы. В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин скончался.



Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера, 1656

После смерти Марии вдова Вермеера Катарина вынуждена была отказаться от наследства и раздать долги кредиторам. Катарина напишет в дневниках, что "Ян умер, потому что стыдился разорения". В сохранившейся описи предметов можно найти много вещей, использованных в произведениях Яна Вермеера. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины с оторочкой из горностая. Это был праздничный жакет Катарины, который художник любил и просил для своих моделей.



Дама, пишущая письмо, 1665. Национальная галерея искусства, Вашингтон

До середины XIX века работы Вермеера считались третьесортными, пылились в запасниках и рядовых частных коллекциях. Художник был "открыт" искусствоведами Густавом Ваагеном и Теофилом Тор-Бюргером, которые упоминали о возможных 66 произведениях. Только во второй половине двадцатого века Ян Вермеер был признан величайшим художником "Золотого голландского века".



Урок музыки, 1662-1665

Вермеер был самым талантливым в "Гильдии Святого Луки" - самом крупном объединении художников Делфта. За всю жизнь он написал не более 40 - 45 работ ( часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц. Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко.
Всего на сегодняшний день известно о 34 работах художника, и существует ещё как минимум три, авторство которых приписывается Вермееру, среди них "Девушка с флейтой".



Девушка с флейтой, 1665–1670, предположительно, принадлежащая кисти Яна Вермеера

Картина Вермеера "Концерт" была украдена 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. О её судьбе до сих пор ничего неизвестно.


Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для "коробочек" - популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.



Ян Вермеер. Вид Дельфта. 1661. Маурицхёйс, Гаага

Яна Вермеера считают непревзойдённым мастером работы со светом, больше никто и никогда не смог повторить такую тонкую передачу света и тени. Неизвестно, что именно позволяло художнику достигать таких результатов: талант, технические приспособления, специальные краски, которые он делал сам из очень дорогих пигментов, или уникальное сочетание всех этих факторов.



Маленькая улица, 1657. Государственный музей, Амстердам

Ян Вермеер был одним из первых художников, кто воспользовался камерой-обскурой в работе над картинами. Следы использования камеры можно заметить, например, в неестественном блеске металлических предметов и белизне некоторых деталей. Тщательное изучение полотен Вермеера показало, что почти две трети из них написаны в одном и том же помещении, вероятно, на чердаке его дома.



Женщина в красной шляпе, 1665-1666. Национальная галерея, Вашингтон

Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них - безусловно талантливая "Христос в Эммаусе") не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном. К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом "подлинность" произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.



Картина Хана ван Меегерена "Христос в Эммаусе", выдававшаяся за работу Яна Вермеера.

Введение

Отправляемся в дрезденский Цвингер, в котором чего только нет!

Все знают, что такое Цвингер — дворцовый ансамбль в стиле позднего барокко, построенный в 1711–1722 гг., предназначенный не для проживания — а для проведения празднеств, торжеств.

Но вот дословный перевод немецкого слова Zwinger озадачивает.

У этого слова несколько лексических значений:

  • крепость, тюрьма;
  • ход между окружными стенами средневековой крепости;
  • крепостная башня;
  • тюрьма, темница;
  • клетка для зверей;
  • конура, медвежатник.

Цвингер легко узнать на плане по своеобразной замкнутой форме зданий, входящих в его комплекс. Сегодня в Цвингере расположено три музейных собрания: Картинная галерея Старых мастеров, Физико-математический салон, Собрание фарфора.

В книге-путеводителе по галерее на русском языке на задней обложке весьма остроумно размещена цитата о посещении галереи писателем Достоевским:

Из дневника Анны Григорьевны Достоевской, Дрезден, 26 (14) июня 1867 года, о совместном посещении галереи с мужем, Федором Михайловичем Достоевским.

Прежде чем войти внутрь — еще одно маленькое лирическое отступление.

Дело было лет десять назад.

В ту пору счастье самостоятельных автопутешествий по Европе было мне недоступно. Вот и отправилась я автобусом из Праги на однодневную экскурсию в Дрезден.

Сопровождавшая наш автобус гидша на протяжении двухсполовинойчасового пути несколько раз загадочно обмолвилась о том, вот бы нам повезло с экскурсоводом в Дрездене… И когда мы должны были забирать его забирать, она счастливо возопила:

— Как же вам повезло! Вам достался лучший проводник по Дрездену!

Экскурсовод оказался по совместительству художников, если я не совсем забыла, то звали его вроде как Вилли. Неважно, я зато хорошо помню его рассказ о Дрездене и картинной галерее, на проведении экскурсий в которой он имел лицензию.

Так вот, он нам вначале сказал приблизительно следующее:

Так оно и получилось: те, кто к нам не присоединился, гоняли с аудиогидом по залам, а у нас сложилось целостное понимание собрания.

Экспонаты

Знаковое для мирового искусства явление. Это первое изображение обнаженного тела находящейся в спокойствии женщины: до Джорджоне к этой теме никто не обращался — после него появилось множество подражаний.

На первый взгляд, это скорее Венера с Купидоном. А все потому, что художники-маньеристы стремились облачать любой религиозный сюжет в светскую оболочку.

Первый из них хорошо известен — это двойной портрет Томаса Годсельва и его сына сэра Джона. Нотариус и судья Томас Годсельв был секретарем и хранителем королевской печати у Томаса Кромвеля, казначея короля Генриха Восьмого.

Еще один знаменитый портрет, который знают все — но мало кто сможет назвать авторство.

Портрет мальчика создал итальянский художник Бернардино ди Бетта Биаджо, по прозванию Пинтуриккио. Это одна из самых востребованных картин в галерее.

О мастерстве в передаче психологии и эмоций в этом портрете кто только не писал, но мне очень нравится высказывание искусствоведа М. Алпатова:

Это очень необычная картина, на ней последовательно изображены четыре эпизода:

  1. мальчик погибает под колесами повозки;
  2. убитая горем мать приносит тело в храм;
  3. благодаря молитве святого епископа Зиновия мальчик возвращается к жизни;
  4. предчувствую свою кончину, епископ Зиновий благословляет священников.

Дрездену повезло: в масштабных полотнах этого венецианского мастера запечатлена история строительства города. Каналетто создал двадцать пять полотен: это виды на город со стороны реки Эльбы, а также отдельные площади и улицы.

Излюбленная перспектива у художника — это вид на город с моста или противоположного берега, откуда взгляд охватывает и мост, и панораму города, и Эльбу:

И, конечно, в галерее нашлось место прославленным венецианским видам:

Нет однозначного мнения, кто изображен рядом с Мариеей и младенцем-Иисусом: это либо родители Марии — Иоаким и Анна, либо это мать Иоанна Крестителя — Елизавета и святой Иосиф, обрученный муж Пресвятой Богородицы.

Контраст между нежными детскими лицами и лицом Марии подчеркивается строгим обликом пожилых людей. Лицо пожилого человека на картине очень напоминает классический римский портрет, возможно, именно чтобы подчеркнуть это сходство, рядом с картиной установлен бюст.

Казалось бы, что в этом примечательного?

А то, что эта картина служила дверью шкафа, в котором богатый заказчик хранил свое золото!

Сделаем перерыв — на минутку заглянем в зал гипсовых копий. Интересно наблюдать над тем, что техника борьбы за пару тысяч лет мало изменилась:

Вторая центральная фигура, помимо Екатерины, — палач в яркой желтой блузе и полосатых рейтузах. Пожалуй, выразительный облик этого бесстрастного и неумолимого человека первым привлекает к себе внимание, чем стоящая на коленях христианская святая в богатом бархатном платье и украшениях по средневековой моде.

Момент запечатлен драматический: по легенде, мудрую и образованную Екатерину приговорили к смертной казни через колесование из-за того, что она обратила в христианство пятьдесят языческих профессоров. Во время казни по ее молитве с небес пал огонь — и уничтожил пыточное колесо. После этого святую обезглавили.

Зал исторической живописи на втором этаже галереи — это торжество фламандского подхода к живописи.

Ограничусь приличествующей случаю цитатой из Гете:

То, что художник не любил или не любит, ему не следует рисовать! Да он и не может рисовать что-либо другое! Вам рубенсовские женщины кажутся слишком мясистыми! Но я говорю вам: это были его женщины. И если бы он населил небеса и преисподнюю, землю, воздух и море нематериальными ангелами, то был бы плохим мужем, и никогда бы изображенные им тела не были бы настоящими, крепкими, именно рубенсовскими телами.

Современные методы исследования объяснили, почему у женщины неестественно вывернута к спине голова и почему ее туловище расположено так далеко на заднем плане. Художник приступал к полотну, переделывал его, обрезал холст, закрашивал одни фигуры — и добавлял другую, изменяя композицию. И все же, каждый, кто сейчас увидит эту картину, невольно улыбнется тому молодому веселью, которое вызывают в здоровом мужчине вино и женщины. О последствиях — смотрим в Государственном эрмитаже.

Нам посчастливилось дважды бывать в Делфте — родном городе художника, где он жил и был похоронен в старом городском соборе. На его могильной плите изображен медальон Святого Луки — символ гильдии, к которой принадлежал Вермеер. Гильдия объединяла художников, скульпторов и печатников, которым покровительствовал святой Лука — он, как считается, первым изобразил Деву Марию.

В немногочисленных дошедших до нашего времени картинах Вермеера нет места религиозной тематике — достаточно вспомнить о Реформации в Нидерландах, которая избавила церкви от живописи и обратила внимание художников на заурядные повседневные вещи, зачастую — низменные.

Вот и на картине Вермеера, представленной в дрезденской галерее Старых мастеров, запечатлен момент оплаты предстоящей любовной услуги: девушка в светлых и ярких одеждах уже раскраснелась — то ли от стыда, то ли от выпитого вина, в ее протянутую руку гуляка вкладывает монету, старая сводня предвкушает вознаграждение, а музыкант (в котором современники узнали автопортрет) как бы приглашает посмотреть на эту сцену со стороны.

Хотя ни о каких подробностях жизни Вермеера можно и не знать: просто любоваться мягким бархатистым ворсом цветастого ковра и трещинками на поверхности фарфорового кувшина.

Разбросанные драгоценными жемчужинами по лучшим музейным собраниям мира голландские натюрморты сегодня выполняют ту же роль, что и в момент их создания: напоминают о скоротечности времени — но без морализаторства.

Пожалуй, мерцание солнечного луча на ножке металлической чаши и отражение окна в зеленом стеклянном бокале в голландском натюрморте, вершиной которого стали работы Хеды, — это лучшее эстетическое наслаждение, которое может предоставить мировая живопись.

Эту картину легко представить себе в храме где-нибудь в сердце Испании — в Толедо или Саламанке. Черное и красное, сияющий свет, исходящий от ангела, который открывает святому имя будущего Папы римского, скромный монашеский балахон и торжественные кардинальские одежды — это так в духе испанской старины. Увы, в дрезденской галерее это притягивающее внимание полотно не снабжено комментарием аудиогида, хотя его можно смело отнести к шедеврам самого высокого уровня.

Эта скромная пастель на пергаменте, растиражированная на упаковках шоколадных конфет, на самом деле намного волшебнее, чем может показаться на плоской репродукции. На очарование этого образа работает не только виртуозная техника, но и способ демонстрации картины: пастель размещена в затемненном помещении, искусно подсвечена и источает неземное сияние.

Впечатления

…но и степенью трудолюбия (на еще одной совсем не получившейся фотографии ангелочек лихо драит полы):

Пока Святой Себастьян на картине страдает согласно утвержденному канону, богатые аристократки скучают от заминки в действии:

Действительно, уже по положению руки, подпирающей капризное личико, понятно, что экзекуция длится долго и все устали ждать, когда этот гадкий христианин уже скончается и можно будет идти домой обедать.

Справочная информация

Относительно плотно висящие друг к другу картины великолепно дополняются рамами золотого цвета, создавая ощущение пространства. На текущий момент в галерее роль играет и цвет стен. Красный, например, используется в качестве фона для итальянских произведений, а голландская и фламандская живопись размещена на стенах зеленого цвета.

Краткая история

Основанная Августом I Саксонским в 1560 году галерея начала стремительно наполняться. Покупка новых экспонатов, политические события (например, Семилетняя война), а также обновленные требования к галереям того времени привели к тому, что возникла необходимость в создании нового здания музея. По проекту Готфрида Семпера за восемь лет был построен дворец в стиле неоренессанса, который в дальнейшем получил название Галереи старых мастеров. Это связано с тем, что число экспонатов продолжало расти, после чего было принято решение по перемещению картин 19 (и далее) века в отдельное здание (Галерею новых мастеров).

Скульптура

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции