Луи ленен картины семейство молочницы


По таланту равный самым замечательным мастерам века, Ленен постоянно изображал то, чего никто из них не удостаивал вниманием, — повседневную жизнь французских крестьян и ремесленников. Выходец из третьего сословия, он посвящает ему свое творчество — глубокое, тонкое, строго правдивое и одухотворенное мягкой человечностью.

Композиция Ленена проста и немногословна. Четыре фигуры, стоящие вокруг ослика, образуют свободную и пластичную группу, как бы сошедшую с барельефа. Здесь господствует размеренный ритм, усиленный мягкими, почти незаметными повторами линий.

Этому ритму подчинен и цвет. Краски, звучные и глубокие в правой части полотна, постепенно светлеют к противоположному краю картины. Они становятся прозрачнее, массы и объемы теряют плотность и материальность: свет и воздух насыщают пространство, безраздельно торжествуя в чудесной панораме, лежащей внизу.

Монументально и величаво выглядит на фоне этого пейзажа семейная группа, изображенная художником. Картина поступила в Эрмитаж между 1774 и 1783 годами.

Крестьянская трапеза — Луи ЛененТворчество братьев Ленен занимает особое место во французской живописи XVII в. Главной темой художников был крестьянский быт. Образам крестьян живописцы придавали достоинство и благородство, сознание собственной социальной значимости. Своим подходом к крестьянской теме, а также в композиционно-колористическом плане братья Ленен более чем на сто лет опередили европейскую живопись. Они родились в семье винодела из Лана, […].

Крестьянское семейство — Луи ЛененКартина продолжает тему тяжелой доли женщины слева, намеченную Антуаном Лененом в Групповом портрете в интерьере. На главном месте неподвижно замерла пожилая уставшая женщина с натруженными руками. За ее спиной горящий камин. У камина слева ее зять в темной одежде, справа устало прислонилась к стене младшая дочка. Вокруг стола: беззаботного вида младший сын с дудочкой, муж, […].

Святое семейство Панчиатики — Аньоло БронзиноБронзино демонстрирует блестящее владение рисунком. Художнику свойственна ясность построения композиции и движений изображаемых людей. На картине — Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем, обнимающим младенца Христа. Сцена представлена на фоне скал, над которыми нависают свинцовые тучи. Над крепостью, возвышающейся на скале, реет знамя с гербом заказчика картины — семейства Панчиатики.

Святое Семейство с шестью ангелами — Никола ПуссенПуссен не раз обращался к сюжетам, связанным со Святым Семейством. На трех картинах, которые вы видите перед собой, кроме традиционных фигур Мадонны, Младенца Иисуса и Иосифа, присутствуют фигуры св. Анны и Иоанна Крестителя. Сцены из жизни Святого Семейства обрели сугубую популярность среди художников еще в XV веке, но Пуссен сумел новаторски подойти к этому сюжету. […].

Святое семейство — Франческо ФранчеПолучена из наследства графа Яноша Палффи, из его Пожоньского дворца, в 1912 году. До 1892 года находилась в лондонском собрании лорда Дадли-Уорда, до 1896 года — у парижского антиквара Зедельмайера. Голова святого Иосифа напоминает произведения Косты. Композиционный принцип очень прост, благословляющий жест младенца часто повторяется в картинах Франчи, посвященных мадонне. В прошлом столетии будапештское «Святое […].

Святое семейство — Симоне МартиниЭта картина, последнее из дошедших до нас произведений Симоне Мартини, подтверждает его репутацию как одного из величайших колористов в истории итальянской живописи. Звучность чистых и сияющих красок этой картины, колористический ансамбль которой образован контрастным сопоставлением голубого, ярко-алого, розового и темно-синего цветов с сияющим золотом фона, чем-то сродни яркому горению красок в витражах готических соборов. Еще […].

Святое семейство — Марк ШагалЭта картина — разработка темы материнства и своеобразная вариация евангельского сюжета. В изображение евангельских канонов Шагал вносит элементы еврейской интерпретации. Дева Мария с младенцем Христом и супругом Иосифом олицетворяет ниспосланный Господом момент наивысшей радости — ребенок в семье. Семейная сцена предстает в неподвижной застылости изображений, напоминающая русский лубок. Поэтому ее можно считать выполненной в неопримитивистской […].

Семейство Бриджес — Джон КонстеблКак и его знаменитый предшественник Гейнсборо, Констебл всегда предпочитал пейзаж портрету. Но так же, как Гейнсборо, он довольно быстро понял, что портретная живопись может стать куда более надежным источником средств к существованию, чем пейзаж. Вплоть до получения наследства художнику приходилось подрабатывать портретами. Чаще всего ему заказывали поясные портреты — таковы, например, «Портрет Джона Фишера, архидиакона […].

Святое семейство со святой женой — Винченцо КатенаПодарена Яношем Ласло Пиркером в 1836 году. Катена прошел путь развития, характерный для учеников позднего Беллини. В начале своего творчества он во всем следовал своему учителю, подражал его стилю, использовал его композиционные принципы, перенимал даже отдельные фигуры, часто оставляя их без всякого изменения. Но с появлением первых зрелых мастеров Ренессанса порвал с этой традицией и […].

Приглашение играть в лапту — Бартоломео Эстебан МурильоВ творчестве Мурильо болшое место занимают жанровые сценки с участием нищих детей, пользовавшиеся большим спросом у покупателей. Эти картины художник исполнял в стиле барочной фламандской и голландской живописи того времени, возможно, под влиянием работ, виденных им в домах жителей фламандской колонии Севильи. Перед нами двое детей. Один из них, очевидно, шел с поручением и, получив […].

Святое Семейство со Святой Анной — Эль ГрекоСвятое Семейство со Святой Анной 1593 К произведениям лирической линии относятся написанные в 1590-е годы варианты Святого Семейства. В Святом Семействе со Святой Анной в толедском госпитале Сан Хуан де Афуэра господствует пленительный образ Марии. Взрослые окружают младенца Христа лаской и заботой; вокруг его обнаженного тельца тонкие кисти их рук плетут нежный узор. Полотно дошло […].

Святое семейство со святой Екатериной — Хусепе де РибераРодившись в Испании, Хусепе де Рибера большую часть жизни прожил в Италии, сначала работая в Риме, а потом — при неаполитанском королевском дворе. На его творчество оказала сильное влияние живопись Караваджо с ее контрастами света и тени, а также персонажами, словно пришедшими с улицы, но при этом полными величия и естественной красоты. Изображенная в этой […].

Семейство прокуратора Луиджи Пизани — Алессандро ЛонгиПортреты кисти Алессандро, сына Пьетро Лонги, принадлежат разным жанрам. Среди них можно встретить совершенно объективистские, камерные погрудные изображения живописцев, которые он делал для своей книги, посвященной венецианским мастерам. Более подробную композиционную программу с пояснительными атрибутами он использует в строгих портретах, представляющих вместе с первой группой человека времени Просвещения. Все они обнаруживают способность Лонги к точной […].

Собиратели хвороста — Томас ГейнсбороХудожник попытался изобразить здесь другую жизнь англичан, отличную от аристократического быта. Трое детей из бедной семьи пошли в лес за хворостом. Старшая девочка держит на руках маленького ребенка. Мальчик, поменьше девочки, собрал несколько веточек и присел отдохнуть. Одежда у детей бедная, штаны у мальчика в дырках. Темное небо, сумрак леса вызывает некоторую тревогу за детей. […].


Каждый поглощен своими мыслями, не связан общим действием, никто не смотрит друг на друга. Начальное худож. Его герои — кузнец в красной рубахе и окружающая его семья. Образы озарены внутренним достоинством, эти люди с честью исполняют свой жизненный долг. Кстати, у молочной посуды весьма интересная история. Во всяком случае, в творчестве братьев Ленен эти влияния прослеживаются отчетливо.

Проникновенно выражен несложный, но привлекательный своей цельностью внутренний мир этих простых людей. Названия его картин, возникшие позже, условны. В зодчестве первом намечаются черты нового стиля, хотя они и не складываются окончательно.


построения, часто имеющие в своей основе мотив предстояния (художник нередко использует приём изокефалии), пластич. Художники вскоре стали известны и получали заказы (в т. ч.


Юность, проведенная в провинции, дала им первые и незабываемые впечатления сельской жизни. Ежегодно устраивались ярмарки, собиравшие разный люд со всей Франции. Сзади — широкая долина, далекий город на горизонте, синее бескрайнее небо. Они завели мастерскую, во главе которой стоял Антуан.



Полотно Луи Ленена — одно из первых образов труда в европейском изобразительном искусстве. Здесь господствует размеренный ритм, усиленный мягкими, почти незаметными повторами линий. Не скромная трапеза здесь связывает людей, а какое-то общее состояние, затаенное раздумье.

Общееколичествопросмотровстраницы

Но и по сей день многое, в первую очередь связанное с выяснением лица каждого из братьев и установления авторства их картин, остается неясным. После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс. arte povera — бедное искусство)Артефакт (от лат. Не по-детски серьезны бледные, посеревшие лица мальчика и девочки.

Мягкий свет озаряет суровые лица и крепкие тела крестьян их немудреную утварь. В 1648 бр. В центре хозяин дома, белокурый мужчина с прозрачными глазами и усталым лицом. В караульных комнатах не происходит сомнительных дел и экзотичных развлечений солдатни. Л. избраны членами только что образованной Королевской академии живописи и скульптуры (Антуан и Луи получили звание жанровых живописцев) спустя 2 месяца скончались оба старших брата.

  1. Братья Ленен: Антуан (1588 — 1648), Луи (1593 — 1648), Матье (1607 — 1677)
  2. Братья Ленен: жизнь и творчество художника
  3. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ БРАТЬЕВ ЛЕНЕН
  4. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

В сфере изобразительного искусства процесс формирования классицизма был не таким единым. Луи Ленен был наиболее талантливым из трех братьев.


Впрочем, отдельные (плохо связанные между собой) куски у Ленэнов бывают и прелестными по технике и краскам. Жительницы охтенской слободы ранним утром доставляли свежее молоко на рынки. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах. иск-ву Н. Пуссена.

образование получили, вероятно, у местных монастырских живописцев. Раннее, овеянное туманной дымкой утро, крестьянская семья отправляется на рынок. Братья имели общую мастерскую, главой которой по возрасту и положению был Антуан. Мы верим, что именно такими должны были выглядеть те люди, которых изображали Ленэны и которые так похожи, если переменить костюмы, на теперешних людей.

проблемы атрибуции (разделения их творчества) нельзя считать окончательно решёнными и поныне. Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды. Л. относятся к1640-мгг.

306. ). Художник-график из Лотарингии Жак Калло провёл в Италии тринадцать лет. Понятно, что того последовательно выдержанного равновесия и классически уравновешенного настроения, которое отличает лучшие картины братьев Ленен (а они все кажутся исполненными кистью Луи), было трудно не только достичь, но и сохранить. Давайте же коснемся и этой важной темы. В конце 1620-х годов браться переехали в Париж, где завоевали известность.

В этой картине художник с глубокой симпатией, правдиво, без какой-либо идеализации запечатлел крестьянскую семью, умело подчеркнув тесную связь своих героев с землей, с природой.

Он изобразил их крупным планом, объединив в тесную сомкнутую подле фигуры ослика группу, причем, расположив их на вершине холма, откуда открывается вид на долину, тем самым как бы приподнимая эти образы.

Благодаря низкой линии горизонта, на фоне неба четко выделяются силуэты группы, фигуры кажутся более плотными, объемными, монументальными. На облике всех членов семейства лежит отпечаток нужды, постоянной борьбы за существование. Не по-детски серьезны бледные, посеревшие лица мальчика и девочки. Но Ленен сумел увидеть и запечатлеть духовную силу и уверенность, присущие людям из народа. Его герои- простые крестьяне - полны чувства собственного достоинства, благородства, своеобразного величия. Проникновенно, с большой поэтичностью и мастерством в эскизной манере, в полутонах, пишет Луи далекий пейзаж, картина выдержана в едином колорите - разнообразие красочных оттенков подчинено в ней общему серовато-серебристому тону.

Сочетание мужественности и поэтичности характерно для того единого настроения, которым проникнуто произведение. Луи Ленен тонкий психолог, с какой чистотой и ясностью написан образ девочки, исполненный внутреннего обаяния. С присущим мастеру тонким чувством материального многообразия мира изображены фигуры и натюрморт. Природа и люди живут в едином ритме спокойном и неторопливом. Проникновенно выражен несложный, но привлекательный своей цельностью внутренний мир этих простых людей. А изысканное богатство цвета, которое художник раскрывает и в вылинявшей одежде крестьян, и в сдержанных красках природы, предвосхищает колористические достижения французских живописцев XVIII века.

Луи пошел дальше других художников в разработке реалистического метода, формальная задача которая стояла перед ним - это дальнейшая конкретизация группового портрета, конкретизация места и времени действия его персонажей, обстановки их жизни. Во французском искусстве XVII века творчество Луи Ленена явилось наиболее высокой точкой развития художественного реализма.

Похожие главы из других работ:

"Московский извозчик" (1898, бронза, ГРМ) -- первое произведение, исполненное в России. Жанровая композиция, казалось бы, традиционна по сюжету. Подобные бытовые сцены не раз встречались в работах русских скульпторов -- Е. А. Лансере и Л. В. Позена.

Творческая часть выпускной квалификационной работы студентки Архангельского колледжа культуры и искусства по специальности 54.02.05 представлена картиной "Гостей привечаем", выполненной в жанре группового портрета.

Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.

К сожалению, в письменных документах - заметках, записях личного характера и дневниках Филонова - содержится мало сведений о годах становления художника, поэтому, когда пытаешься точно воссоздать его биографию, пробелы.

Работа начиналась с подробного изучения истории Кенигсберга. Затем, вдохновившись историей и фотографиями города, было сделано несколько эскизов, в небольших форматах. После чего преподаватель одобрил один из них.

Приступая к работе над дипломом, первым шагом было определиться с тематикой. Для этого я провела обширную подготовительную работу - выезды за город, сбор материала, работа не пленэре. Я решила остановиться на теме речного пейзажа.

Со времен февральской революции 1917 года страна постоянно переживала сложное время предвоенных, военных и первых послевоенных лет, потребовавших невероятного напряжения всех сил народа.

Как и многим начинающим живописцам, ради заработка приходилось браться за любую работу, расписывая орнаментом, арабесками, фигурками зверей и птиц, сундуки, домашнюю утварь.

Жанры

Авторы

Книги

В продаже

Серии

Форум

Колпинский Юрий

Книга "Всеобщая история искусств в шести томах. Том 4 (с илл.)"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Ранние работы Луи Ленена близки произведениям его старшего брата. Возможно, что Луи вместе с Матье совершил поездку в Италию. Караваджистская традиция оказала известное влияние на формирование его искусства. С 1640 г. Луи Ленен проявляет себя как вполне самостоятельный и оригинальный художник.

У Жоржа де Латура люди из народа изображались еще в произведениях на религиозные сюжеты. Луи Ленен непосредственно обратился в своем творчестве к жизни французского крестьянства. Новаторство Луи Ленена заключается в принципиально новой трактовке жизни народа. Именно в крестьянах художник видит лучшие стороны человека. Он относится к своим героям с чувством глубокого уважения; ощущением строгости, простоты и правдивости исполнены его сцены крестьянского быта, где действуют величаво-спокойные, полные достоинства скромные, неторопливые люди.

В своих полотнах он развертывает композицию на плоскости подобно рельефу, располагая фигуры в определенных пространственных границах. Выявленные четкой, обобщенной линией контура, фигуры подчиняются продуманному композиционному замыслу. Прекрасный колорист, Луи Ленен подчиняет сдержанную цветовую гамму серебристому тону, достигая мягкости и изысканности красочных переходов и соотношений.

Самые зрелые и совершенные произведения Луи Ленена были созданы в 1640-е годы.


Луи Ленен. Посещение бабушки. 1640-е гг. Ленинград, Эрмитаж.


Луи Ленен. Семейство молочницы. 1640-е гг. Ленинград, Эрмитаж.


Луи Ленен. Кузница. 1640-е гг. Париж, Лувр.

В крестьянском жанре Луи Ленена, проникнутом особым благородством и ясным, как бы очищенным восприятием жизни, не отражены в прямой форме резкие социальные противоречия того времени. Его образы в психологическом отношении подчас слишком нейтральны: чувство спокойного самообладания как бы поглощает все многообразие переживаний его героев. Тем не менее в эпоху жесточайшей эксплуатации народных масс, доводившей жизнь французского крестьянства почти до уровня жизни животных, в условиях нараставшего в недрах общества мощного народного протеста искусство Луи Ленена, утверждавшее человеческое достоинство, нравственную чистоту и моральную силу французского народа, имело большое прогрессивное значение.

В первой половине 17 в. реалистические тенденции развиваются также и в области французского портрета. Крупнейшим портретистом этого времени был Филипп де Шампень (1602 — 1674). Фламандец по происхождению, он всю свою жизнь провел во Франции. Будучи близок ко двору, Шампень пользовался покровительством короля и Ришелье.

Шампень начал свою карьеру как мастер декоративной живописи, он писал также картины на религиозные сюжеты. Однако наиболее широко дарование Шампеня раскрылось в области портрета. Он был своеобразным историографом своего времени. Ему принадлежат портреты членов королевского дома, государственных деятелей, ученых, писателей, представителей французского духовенства.


Филипп де Шампень. Портрет Арно д'Андильи. 1650 г. Париж, Лувр.

Среди произведений Шампеня наиболее известен портрет кардинала Ришелье (1636, Лувр). Кардинал изображен во весь рост; он как бы медленно проходит перед зрителем. Его фигура в кардинальской мантии с широкими ниспадающими складками очерчивается ясным и четким контуром на фоне парчовой драпировки. Насыщенные тона розовато-красной мантии и золотистого фона оттеняют тонкое, бледное лицо кардинала, его подвижные руки. При всей своей парадности портрет, однако, лишен внешней бравурности и не перегружен аксессуарами. Его подлинная монументальность — в чувстве внутренней силы и собранности, в простоте художественного решения. Естественно, что еще большей строгостью и жизненной убедительностью отличаются портреты Шампеня, лишенные репрезентативного характера. К лучшим произведениям мастера относится находящийся в Лувре портрет Арно д'Андильи (1650).

Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

Картина маслом размерами 72 на 54 см изображает Иисуса в возрасте 6−8 лет на коленях и со скрещёнными над сердцем руками. Это светловолосый голубоглазый мальчик с нежной кожей и ангельским лицом. Его окружают кувшин, прикрытый полотенцем, из которого Понтий Пилат умыл руки, лестница, с помощью которой тело сняли с креста, молоток, гвозди и другие предметы, связанные со Страстями Христовыми. Сумрачный пейзаж и тяжёлый фиолетовый занавес придают контрастность этой необычной сцене.

Два исследования с помощью инфракрасных и рентгеновских лучей подтверждают догадку учёных.

valcha
Удивительная история, исключительная картина!

Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

Самые загадочные художники Франции

Совместная творческая деятельность трех братьев-живописцев, которые имели общую мастерскую и подписывали свои работы только одной фамилией — редкий случай в истории мировой живописи. Братья Ленен исполняли картины на религиозные, мифологические сюжеты и портреты, но самое ценное в их наследии — жанровая живопись, ставшая яркой страницей в истории французской культуры XVII столетия. Изучение и коллекционирование забытых произведений Лененов началось только с середины XIX века. Но и по сей день многое, в первую очередь связанное с выяснением лица каждого из братьев и установления авторства их картин, остается неясным.

Известно, что братья Ленен — уроженцы Северной Франции, города Лана в Пикардии, что они происходили из крестьянской зажиточной и по тем временам культурной семьи. Юность, проведенная в провинции, дала им первые и незабываемые впечатления сельской жизни. В конце 1620-х годов браться переехали в Париж, где завоевали известность. Они завели мастерскую, во главе которой стоял Антуан. В 1648 году Антуан и Луи были приняты в звании жанровых живописцев в только что созданную Королевскую академию живописи и скульптуры, но в том же году оба скоропостижно скончались. Постепенно фамилия Лененов стала связываться лишь с творчеством младшего из них, Матье, который принадлежал по существу уже другому поколению и в своих жанровых и портретных работах зависел от новых вкусов.

Антуан Ленен, возможно, учил живописи своих младших братьев, положил начало их творческим поискам, но сам он был добросовестным, не очень одаренным художником, сохранившим немало архаических черт. Луи Ленен обладал не только большим и ярким талантом, но и стал создателем крестьянского жанра во французской живописи XVII века. При упоминании братьев Ленен именно Луи Ленен выступает как главная творческая фигура.

Расцвет его искусства относится к началу 1640-х годов, когда он проявил себя как самостоятельный и оригинальный мастер. Художник непосредственно обращается к жизни французского крестьянства; он относится к своим героям с чувством глубокого уважения: ощущением поэзии и строгой правдивости исполнены его сцены крестьянского быта, где действуют величаво-спокойные, полные достоинства, неторопливые люди.

Картины невелики по размерам. Выявленные четкой обобщенной линией контура почти статуарные фигуры располагаются обычно в определенных пространственных границах. Вместе с тем в полотнах создается ощущение глубины, особенно тогда, когда фоном для фигур служат пейзажи, просторные равнины Пикардии, открытые солнцу и напоенные воздухом.

Многие картины, изображающие сцены в интерьере крестьянского дома, отличаются общим серо-коричневым тоном, данным в изысканных переходах от более светлых, серебристых до коричневато-шоколадных оттенков. Этот благородный и очень сдержанный колорит вместе с тем вполне конкретен. Он передает цвет грубых одежд, выгоревших от солнца и пропитанных пылью, сумрачность малоосвещенной и бедной комнаты и словно сущность самой жизни ее обитателей, скромной, неяркой и однообразной.

Картины Луи Ленена лишены оттенка будничного прозаизма, в них всегда чувствуется что-то значительное. Истинно французский мастер, Луи Ленен внутренне близок к Жоржу де Латуру и Пуссену, хотя и идет своим путем.

Я отвечаю, что картины пишут головой,
а не руками; и тот, кто потерял голову,
только позорится.
Микеланджело

Искусство призвано раскрывать истину
в чувственной форме.
Гегель

Живопись не что иное, как изображение
духовных понятий, хотя и воплощенное в телесных фигурах, выполненных согласно определенному порядку и в определенной манере.
Пуссен

Вещи, обладающие совершенством, не должно смотреть второпях, но медленно рассматривать, оценивая и с пониманием Нужно пользоваться одними и теми же средствами как для того, чтобы правильно о них судить, так и для того, чтобы хорошо их делать.
Пуссен

Все искусства имеют общий корень, на глубинном уровне все они связаны между собою — поэзия, музыка, изобразительные искусства.
Фридлендер

Представьте, дорогой читатель, что вы пришли в Эрмитаж, прошли в залы французской живописи на втором этаже и ваше внимание привлекла поэтичная, прекрасно исполненная картина Луи Ленена "Семейство молочницы". Сюжет её крайне прост: на фоне пейзажа изображены молочница с медным кувшином для молока за спиной, её муж и двое их детей. Рядом с ними, словно член семьи, стоит ослик; у ног молочницы свернулась в клубок собачка.

В сравнении с тем, как изображались крестьяне и вообще простой народ в творчестве Брейгеля, Браувера, Остаде, в молочнице, её муже и детях нет грубости, приземлённости. Они серьёзны, значительны и полны достоинства. Обычно в этом и видят всё содержание картины, и, полюбовавшись изысканным колоритом, блестящей манерой исполнения, зритель переходит к созерцанию следующих картин.

Но вас удивит, дорогой читатель, что за видимой простотой сюжета, лаконичностью изображения скрыто глубокое философское и нравственное содержание. Ведь художникам XVII века было привычным для выражения своих мыслей использовать аллегории и символы. Посмотрим на картину Луи Ленена с этой точки зрения.

Прежде всего возникает вопрос, почему изображено семейство именно молочницы. Молоко — первая пища любого человека, символ питания — телесного и духовного. В раннехристианской церкви молоко подавали вновь окрещённым, молоком причащали детей и стариков. Роль молока столь велика в жизни людей, что она отразилась в народной речи. О здоровом человеке в похвалу говорят "кровь с молоком". О глубоких, вкоренившихся в человека привычках, навыках, знаниях говорят: "Он впитал это с молоком матери". Молочница является центром композиции, цвет её одежды и головного убора, схожий с цветом молока и сливок, выделяет её, подчёркивает важность её труда для жизни людей. Белый головной убор является символом чистоты помыслов молочницы. Собачка у ног молочницы — символ её верности семье, своему делу, своему назначению.

На переднем плане картины изображён осёл. Обычно осла воспринимают как образец глупости и упрямства. Таким, например, он предстаёт в баснях Эзопа и Крылова. Но в христианской традиции осёл — символ простоты, скромности, терпения и смирения, трудолюбия. Валаамова ослица знала лучше своего хозяина волю Божью и спасла его от неверного пути и гибели. Осёл присутствовал при Рождестве Христовом, на осле Дева Мария с Младенцем совершала бегство в Египет, на осле же Спаситель въезжал в Иерусалим. В картине Ленена осёл олицетворяет указанные выше христианские добродетели, характеризующие семейство молочницы. Художник тактично соединяет символическое значение осла с правдой крестьянского быта, где осёл был обычным домашним животным.

Семейство молочницы изображено на переднем плане картины, крупно, на фоне неба, что подчёркивает его связь с небесным, духовным.

Итак, используя язык символов, Луи Ленен возвысил труд и нравственность простых людей, которые телесно и духовно питают свой народ, свою страну. Простая трудовая семья добродетельна и прочна, она и кормилица, и источник духовной силы страны.

Теперь вы видите, дорогой читатель, как изменилось восприятие картины после анализа содержащейся в ней символики. Образ простого человека вырос до эпической, почти библейской высоты. И стало понятно, почему семейство молочницы занимает такое значительное место в картине и выглядит так величественно.

Луи Ленен за проявлениями повседневной, обыденной жизни сумел увидеть скрытое глубокое философское содержание. Обычной жанровой сценке он придал символическое звучание, поднял её до уровня философского обобщения.

Цель этих публикаций — показать способы постижения скрытого смысла произведений живописи. Ведь так много высоких духовных наслаждений могут дать картины великих мастеров!

Но мы живём в сложном, быстро меняющемся мире. Современная цивилизация, целиком основанная на научно-техническом прогрессе и создающая непрерывный поток суетной информации, бешеный ритм жизни, не позволяет нам даже одуматься, а не то что вникать в скрытый смысл картин. Поэтому современному человеку, даже искренне любящему живопись, чувствующему её очарование, бывает трудно понять духовное содержание многих великолепных полотен, те мысли и чувства, которые хотел выразить их автор. Хотя часто даже при беглом взгляде на картину явственно чувствуется, что в ней есть какое-то внутреннее содержание, которое нуждается в расшифровке. А при внимательном рассмотрении окажется, что таких картин гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Как мы уже убедились, выдающаяся картина может иметь две стороны: одну внешнюю, видимую (форма, цвет, сюжет и т. д.) и другую, скрытую, имеющую подтекст.

Внешнюю сторону картины всегда можно более или менее точно выразить словами сразу, при первом знакомстве с картиной.

Но скрытое философское, духовное содержание подобных выдающихся картин, которое открывает нам, как автор относится к людям, к миру, как он понимает добро и зло, чему он служит, какую цель имел он в виду, создавая своё произведение, раскрывается не сразу, проникновению в духовное, философское содержание таких картин нужно учиться.

Конечно, есть великие произведения живописи, не имеющие скрытого подтекста. Их нравственное, духовное содержание глубоко, но в то же время достаточно очевидно, а понимание не требует особого анализа. К таким произведениям относятся многие знаменитые портреты: например, "Портрет папы Иннокентия X" работы Веласкеса или "Портрет старика в красном" Рембрандта. Для понимания подобных портретов нужен житейский опыт, умение распознать характер человека по его внешнему облику. Сюда же следует отнести и блестяще исполненные жанровые сценки, идейное содержание которых бывает почти полностью выражено в названии картины: например, "Молитва перед обедом" Шардена или его же "Трудолюбивая мать". В них художник в поэтичной форме показывает образцы добродетельного поведения. Скрытого подтекста не имеют и многие прекрасные пейзажи. Например, большинство пейзажей Ян ван Гойена, Альберта Кейпа, Похитонова, С. Ю. Жуковского. Эти пейзажи великолепно передают оттенки самых разных настроений, ощущений, которые художник хочет вызвать у зрителя: тишины, умиротворённого созерцания, полноты жизни, радости, печали и т. д. Эмоциональное воздействие на зрителя и есть цель этих пейзажей. Вглядываясь в них, зритель подчас узнаёт о природе то, чего он ранее не замечал, открывает новые грани её красоты и обаяния и, становясь духовно богаче, поневоле начинает больше любить и ценить дивный божий мир.

В этих лекциях подробно разбираются только те картины, которые имеют скрытый философский, нравственный подтекст.

А зачем вообще нужно понимание духовного содержания художественного произведения?

Во-первых, подлинное искусство "…является только одним из способов осознания и выражения божественного, глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа" 1 . Поэтому без понимания идейного содержания произведения неполноценно его восприятие 2 . Ведь "чем лучше понимают произведение, тем больше могут наслаждаться им" 3 .

Во-вторых, "…искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом, для понимания их мудрости и религии" 4 .

Словом, подлинное произведение искусства ориентировано не только на зрительное впечатление. Иначе оно перестало бы выполнять своё назначение 5 .

Следует ещё добавить, что постижение скрытого смысла произведения — увлекательное занятие, расширяющее умственный кругозор.

Но существующая художественная критика в большинстве случаев не может помочь любителю живописи понять скрытый смысл картины. Даже анализируя отдельно взятую картину, художественная критика в большинстве своём уделяет ничтожно малое внимание смысловому анализу, сосредотачиваясь на истории создания картины, выяснении прототипов героев и характеристике технического мастерства художника.

Кроме того, некоторые авторы дают произвольное толкование картин, опираясь на чужое мнение.

Вот примеры к сказанному.

В капитальном исследовании М. В. Алпатова "Художественные проблемы итальянского возрождения" (Москва, "Искусство", 1976), на стр. 175 при разборе картины Тициана "Любовь небесная и Любовь земная" читаем: "… роскошно одетая женщина — это священная небесная любовь, обнажённая — светская, человеческая". Но при любой трактовке сюжета картины символика одежд и атрибутов "роскошно одетой женщины" говорит явно о земной любви, а обнажённой — о небесной (см. главу "VIII. Композиция"). Ошибочное утверждение М. В. Алпатов делает, ссылаясь при анализе картины на работы Панофски, Винда и других.

В альбоме "Рембрандт" ("Белый город", Москва, 1997 г.; текст: Мауриция Тадзартес; оформление: Джованни Брески) читаем на стр. 22 о картине "Похищение Ганимеда": "Этот шедевр исполнен глубокого смысла, до сих пор во всех тонкостях не раскрытого". Тем не менее потом она пишет: ". у Рембрандта же на полотне он изображён младенцем, чья чистая душа страстно стремится к Богу". М. Тадзартес приводит эту ошибочную трактовку картины, не опровергая её. Она предполагает, что Рембрандт воплотил в своём "Похищении Ганимеда" идею из комментариев Карела ван Мандера к "Метаморфозам" Овидия. Но смешно говорить о том, кто плачет и писает со страху, что он страстно стремится к Богу. Сам по себе образ Ганимеда действительно является символом стремления человеческой души к совершенству, к Богу, но надо учесть, что Рембрандт очень свободно трактовал античные сюжеты (например, сюжет о Данае), используя лишь ту часть их фабулы, которая была нужна для выражения его идеи (разбор картины "Похищение Ганимеда" см. в следующей главе).

И этот ряд нелепых казусов можно было бы продолжить.

Хотя лекции посвящена живописи, я часто для большей убедительности высказываемых мыслей буду прибегать к другим видам искусства: художественной литературе, скульптуре, иногда даже к музыке.

Ведь законы художественного мышления, законы художественного освоения окружающего нас мира и его изображения одни и те же для писателя, поэта, художника, скульптора, композитора. Различен материал, в который они облекают свои видения, мысли, чувства, переживания: это слова, краски и холсты, мрамор и бронза, звуки. Различны и инструменты, которыми они работают. Но основные художественные средства, с помощью которых творец воплощает свой замысел, не зависят от эпохи, стилистических направлений и жанров, например, такие элементы композиции, как деталь, символ, аллегория, гипербола, антитеза, ритм, а также сущность композиции произведения в целом: её назначение выражать мысли художника.

Цель же искусства — постижение внутреннего мира человека, стремление выяснить, что помогает человеку сохранить или вновь обрести свою божественную душу и что мешает ему быть духовным человеком, а также участие в обсуждении проблем, волнующих современное художнику общество.

Так понимали значение своего творчества великие деятели искусства.

1. Гегель. "Эстетика" в четырёх томах. Издательство "Искусство". М., 1968, том 1-й, стр. 13. Перевод Б. Г. Столпнера.

2. О том, что понимание мысли произведения усиливает впечатление от произведения искусства, говорится в "Беседе об искусстве Н. Н. Ге в Киевской рисовальной школе" (март 1886 г.):

"Мертвое, вещь не требует понимания, ничего не говорит, всякое разъяснение не нужно — отсюда ложное понятие, что всякая картина хороша, которая не требует объяснения. Вспомните самую известную картину, и вам потребуется объяснение, и объяснение только усилит впечатление произведения искусства. Мадонна Рафаэля, Сикстинская — непременно надо знать. идею. "Страшный суд" Микель Анджело: когда узнаете, что этот великий художник передал в своей картине то вероучение Страшного суда, которое занимало всю западную католическую церковь, все народы до 1000 года. когда вы узнаете, что традиционно в этой картине: М[икель] А[нджело] сохранил Страшный суд всех предшественников своих; когда вы узнаете, что эта картина — страница Божественной комедии Данте; когда узнаете, что в этой картине Микель Анджело, страдая страданиями окружающих людей, искал выразить свою веру и надежду на справедливость, которая, по его мнению, одна могла остановить страдания всех несчастных. Тогда только вы поймете живую мысль этого великого человека и великого художника".
"Мастера искусств об искусстве". Издательство "Искусство", М., 1970, том 7, стр. 20.

3. Ганс Зедльмайр. "Искусство и истина: Теория и метод истории искусства". Издатель Андрей Наследников. Перевод с немецкого Ю. Н. Попова. Послесловие В.В. Бибихина. — СПб.: Ахiома, 2000 (Классика искусствознания). Стр. 137.

4. Гегель. "Эстетика" в четырёх томах. Издательство "Искусство". М., 1968, том 1-й, стр. 13–14. Перевод Б. Г. Столпнера.

5. Гегель считает, что задачи искусства определяют его содержание, круг идей, а содержание, в свою очередь, определяет форму произведения:
"Мы уже указали на то, что истинной задачей искусства является осознание высших интересов духа. Из этого сразу же следует, что, поскольку речь идет о содержании, художественное творчество не может отдаваться безудержной фантазии; эти духовные интересы устанавливают определенные точки опоры для его содержания, сколь многообразными и неисчерпаемыми ни были бы его формы и образы. То же касается и самих форм — они также не предоставлены полному произволу. Не всякое формообразование способно выразить и воплотить эти интересы, воспринять их в себя и передать их, но определенное содержание определяет также и соответствующую ему форму".
Гегель. "Эстетика" в четырёх томах. Издательство "Искусство". М., 1968, том 1-й, стр. 19–20. Перевод Б. Г. Столпнера.
О порочности, даже бесчеловечности искусства, ориентированного только на зрительное впечатление, пишет знаменитый знаток живописи Макс Фридлендер:
"Французские импрессионисты настойчиво декларировали необходимость отказа от человеческого участия. Так, Моне однажды рассказывал Клемансо: "Я стоял у постели умершей женщины, которую я, признаюсь, когда-то очень любил. да и в тот момент продолжал еще любить. Я рассматривал ее виски и говорил сам себе — какой интересный фиолетовый цвет. В основе явно синий, только какой? И наверное, еще красный? И, может быть, желтый. " Искусство, ориентированное на абсолютность зрительных впечатлений, превращалось в искусство бесчеловечное.
Программным требованием импрессионистов был отказ от любого духовного упорядочивания, от любой интерпретации — во имя непосредственно воспринимаемого образа; во главу угла они поставили лозунг — "все было усладой счастливых очей". В области субъективного, в сфере души и ее отношения к видимому миру, им это удалось в полной мере, в области же объективного они не достигли желаемого результата. Их глаз — не что иное, как орган духа и души, составляющих некое единое целое, склонности и интересы которого диктуют выбор точки зрения, направления взгляда и объекта. Именно поэтому их творения в той же мере определяются личностью художника, что и творения тех, кто сознательно идеализирует видимое.
Так называемое абстрактное искусство дошло в этом смысле до крайности. Сочтя, что в живописи по-прежнему слишком много от духовной мыслительной сферы, источником которой является природа, художники в своем стремлении к чисто визуальному искусству и вовсе отвернулись от природы.
Нелепость этого последнего художественного увлечения (хотя оно, быть может, и не последнее) заключается в том, что самые дерзкие и радикальные художники обратились, в конечном счете, к самому примитивному живописному жанру — к орнаменту, который уже ничему не служит, а просто парит свободно в пустом пространстве."
Макс Фридлендер. "Об искусстве и знаточестве". Перевод с нем. М. Ю. Кореневой под ред. А. Г. Наследникова. СПб: Андрей Наследников, 2001 (Классика искусствознания). Стр. 22–23.
Тем читателям, которых интересуют проблемы эволюции и деградации искусства, интересно будет прочесть книгу писателя и историка культуры В.Вейдле (1895–1979) "Умирание искусства" (Москва, издательство "Республика", 2001), а также книгу "Ночные мысли" (Москва, издательская группа "Прогресс", 2000), написанную одним из ярчайших литераторов "серебряного века", автором "Образов Италии" Павлом Муратовым (1881–1950).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции