Заеды везде как продлить ввоз


Временный ввоз (допуск) – это таможенная процедура (ранее таможенный режим – временного ввоза, ред. Таможенный кодекс РФ), которая позволяет товарам временно находиться и использоваться на территории Евразийского экономического союза. Она применяется только для иностранных товаров и транспортных средств, принадлежащих гражданам других государств, не входящих в состав Союза.

Код таможенной процедуры временный ввоз (допуск) — ИМ53, он указывается физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при заполнении 1 графы таможенной декларации.

Графа 1, состоит из трёх ячеек и заполняется следующим образом:

  1. Левая ячейка: ИМ - импорт;
  2. Средняя ячейка: 53 - код процедуры;
  3. Правая ячейка: ЭД - электронная декларация.

Содержание процедуры временного ввоза

Процедура временного ввоза подразумевает свободное использование и перемещение товаров по территории ЕАЭС. Но при этом такие товары не теряют статус иностранных на протяжении всего срока пребывания. Такая процедура может применяться практически для любых категорий и групп товаров. Исключением из данного правила являются продукты питания, алкоголь, табак, расходные материалы и тому подобное, а также различные виды отходов. Кроме того, не могут помещаться под данную процедуру и товары, ввоз которых на данную территорию законодательно ограничен или запрещён.

При использовании процедуры временного ввоза могут взиматься таможенные сборы и прочие платежи. Но допустимо её применение и без внесения данных налогов и пошлин. Условия уплаты или освобождения от неё различны для разных категорий товаров и устанавливаются на основании Таможенного кодекса ЕАЭС.

Вам необходимо оформление процедуры временного ввоза? - Мы поможем Вам!

Правила и особенности оформления участников ВЭД под таможенной процедурой временного ввоза

Физическое лицо может оформлять временный ввоз относительно товаров, применяющихся для личного потребления. При этом уплата таможенных сборов, налогов и прочих платежей не требуется. Это относится и к транспортному средству, которое планируется использовать для личных целей. При ввозе второго и более транспортных средств, зарегистрированных на одно лицо, необходимо заплатить ввозные пошлины. Запрещается использование данной процедуры в отношении товаров, для которых на территории ЕАЭС действуют ограничения и запреты.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит оформление временного ввоза товаров практически по идентичному алгоритму. Основным условием для выполнения данной процедуры служит уплата всех необходимых пошлин в полном объёме и наличие всех установленных законодательством документов. При этом существуют товары и их группы, освобождённые от данных платежей. Это - спортивный инвентарь, используемый для соревнований, оборудование и реквизит для киносъёмок, оборудование для научных работ и тому подобное. Кроме того, должны соблюдаться ограничения и запреты для определённых товаров и их групп.

Условия для помещения товаров под процедуру временного ввоза

На товары, в отношении которых планируется использование процедуры временного ввоза, должна быть подготовлена декларация, а также иные сопроводительные документы. При этом товар должен быть легко идентифицируемым, описанными в законодательстве методами и способами. Если товар не освобождается на основании Таможенного кодекса ЕАЭС от уплаты таможенных пошлин и иных сборов, то они должны быть уплачены в установленные сроки.

При применении данной таможенной процедуры должны соблюдаться все необходимые запреты и ограничения, а также условия и сроки пребывания товара на территории союза. Они могут быть установлены на основании Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также иных документов, соглашений между странами и тому подобного.

На протяжении всего срока пребывания на таможенной территории товар должен быть во владении и использоваться декларантом. Запрещается передача его иным лицам, продажа, обмен и тому подобное. При этом в виде исключения на основании разрешения допускается передача таких товаров третьим лицам для ремонта или обслуживания, научных испытаний и тому подобного.

Временно ввезённые на территорию Евразийского экономического союза товары могут находиться на этой территории не более двух лет, даже если за это время они ввозились-вывозились неоднократно. При этом для некоторых товаров или при некоторых условиях ввоза Комиссией могут устанавливаться, как более длительные, так и более короткие сроки ввоза товара. Кроме того, таможенные органы на основании предоставленных документов могут продлевать ранее установленные сроки временного ввоза при весомых на то обстоятельствах и в рамках закона.

Товары, в отношении которых применяется процедура временного ввоза, могут быть конфискованы, изъяты и арестованы. Также к ним могут применяться и иные действия в случае нарушения законодательства.

Временно ввезённые товары впоследствии могут быть выпущены для внутреннего потребления. Также к ним могут применяться и иные таможенные процедуры.

Справка: Довольно часто при процедуре временного ввоза на товары оформляется не таможенная декларация, а Карнет АТА, служащий заменой ДТ.

Статус Карнета АТА закреплен в Конвенции временного ввоза, подписанной в 1990 году в Стамбуле. Он признан во многих странах мира и представляет собой книжку, которая выглядит как несколько склеенных между собой листов. В момент таможенного оформления инспектор отрывает один из них, оставляя корешок. В корешке отмечается дата временного ввоза, название и код таможни. Книжка с заполненным корешком передается назад декларанту (водителю), а оторванный листок служит в качестве ДТ.

Наша страна ратифицировала Конвенцию временного ввоза в 1996 г. Получить книжку можно в ТПП РФ (территориальных (региональных) подразделениях).

Срок временного ввоза

Срок действия процедуры временный ввоз составляет согласно ТК ЕАЭС 2 года, за исключением товаров, входящих в установленный законодательством перечень. Личный автотранспорт физлиц можно ввезти на 12 месяцев.
Заявленный срок ввоза, при необходимости можно продлить.

Как продлить временный ввоз? Продлить срок разрешения на использование заграничного товара может практически любая таможня, однако, предпочтительнее все же отделение, где она была открыта, и в котором зарегистрирована ДТ. С Карнетами АТА сложнее, так как их продлить можно исключительно на специализированных таможенных постах. В Москве продление Карнетов АТА осуществляет Выставочный пост Московской таможни.

Таможенные платежи при временном ввозе

В большинстве случаев таможенные платежи при временном ввозе не требуются. Но для отдельных товаров или их групп может быть установлено обязательство по внесению таможенных, антидемпинговых или иных пошлин, а также налогов и сборов в частичном виде. При этом возможно применение периодических таможенных платежей. Это означает, что декларант обязан ежемесячно в течение всего срока действия процедуры временного ввоза платить по 3% от общей суммы пошлины.

Таможенное оформление временного ввоза на автомобили

Режим или процедура временного ввоза допускает допуск на таможенную территорию одного автомобиля, принадлежащего физическому лицу-иностранцу без уплаты пошлин, налогов и сборов. При этом транспортное средство может быть помещено под процедуру временного ввоза сроком на один год. В случае необходимости данный режим может быть продлён на условиях, установленных законодательством. Если необходимо временно ввезти на территорию ЕАЭС более одного авто одним декларантом, потребуется уплата таможенных пошлин и налогов.

Временный ввоз автомобилей и иных транспортных средств осуществляется с предоставлением декларации, а также иных необходимых документов на данную технику. На территории Евразийского таможенного союза такие авто могут использоваться только в личных целях декларантами, а также членами их семьи и иными лицами, полный перечень которых представлен в Таможенном кодексе ЕАЭС. При этом в установленных законодательством случаях допускается передача транспортных средств, находящихся под данной процедурой, третьим лицам – гражданам Союза и иным, указанным в законодательстве, например, для обслуживания и ремонта, а также в иных целях.

После прекращения действия режима временного ввоза автомобилей, они могут быть помещены под иные таможенные процедуры в установленном законом порядке. Кроме того, согласно законодательству, в определённых случаях возможно их изъятие, конфискация, а также применение к ним иных мер.

Оформление таможенной процедуры временный ввоз

При необходимости проводим таможенное оформление товаров в любых других таможенных процедурах!

Работаем с любыми участниками ВЭД:

Документы и информация для оформления товаров и грузов под
таможенную процедуру временный ввоз (ИМ 53)

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для оформления товаров и грузов под таможенную процедуру временный ввоз (Смотреть)

Мы занимаемся подготовкой всех необходимых документов для таможенной процедуры временного ввоза. Наши сотрудники готовы проконсультировать клиентов, какие именно документы потребуются в каждом конкретном случае.

Сроки и стоимость оформления временного ввоза (допуска)

С нами срок оформления товаров в таможне составляет несколько часов!

При этом цена или стоимость услуг таможенного оформления товаров под процедурой временный ввоз в нашей компании является минимальной по рынку и зависит от места таможенного оформления и поставленных участником ВЭД задач, в среднем может составлять:

  • Физическое лицо – 3000 – 15000 руб.
  • Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - 5000 – 15000 руб.

Мы уверены, что сделаем Вам наиболее выгодное предложение!

Зайти на их сайт, сделать заказ и оплатить его – оказалось делом нескольких минут. К принтеру я также еще купил дополнительную катушку с пластиком PLA. Кстати, это было моей первой ошибкой! Принимать решение о принтере, не изучив досконально характеристик материала. Уже потом, много позже я узнал, что для технологии FDM существует два основных материала – ABS и PLA. Каждый из них имеет свои уникальные особенности, и знать о них следует еще до покупки. Не буду останавливаться на подробном сравнении, это уже хорошо сделали тут. Если вкраце, то ABS долговечен, его неровности сглаживаются ацетоном, но при неравномерном охлаждении он деформируется, что осложняет печать больших деталей. PLA лишен этого недостатка, приятен на ощупь. Но у PLA есть другой серьезный недостаток, о котором следует помнить – это биоразлагаемый пластик! Из него, например, делают одноразовую экологическую посуду. Биоразлагаемый – это значит, что если напечатанную из него детальку выкинуть на улицу, то через два года от нее мало что останется. Дома, в сухой и теплой обстановке она, конечно, простоит лет пять. Но если ваша цель – дожить и пережить всех, то про PLA точно следует забыть. Особенно ужасают смелые товарищи, которые для своих трикоптеров печатают из PLA узлы крепления двигателей. Мало того, что прочность на разрыв вдоль слоев недостаточна для столь ответственных применений – так еще и сама деталь после пары попаданий под дождь будет представлять реальную угрозу окружающим в случае разрушения.

Но мы отвлеклись. Заказав весной свой принтер я погрузился в сладостное ожидание того момента, когда я открою заветную коробочку с посылкой. Я еще имел смутное представление о скорости перемещения посылок со стороны Американского континента, но предполагал, что в любом случае наша доблестная почта просигналит мне в почтовый ящик извещением о пришедшем заказе.

Примерно через месяц ожидания у меня стало расти подозрение о том, что некоторые почтальоны предпочитают пешком доставлять бандероли до адресатов. В один из таких дней я обнаружил в своем почтовом ящике уведомление… о телеграмме на мое имя! Недоумевая, кто же из моих знакомых мог пользоваться таким устаревшим видом связи, я пришел на почту. Но телеграмму мне не выдали, так как оказывается, я пришел слишком поздно, и ее переслали на длительное хранение на телеграф. Вообще, наша почта меня умиляет. Это странный организм, живущий по своим, только ему понятным правилам. Многие почтовые отделения работают в рабочие дни до 14:00; могут выписать уведомление на посылку уже после того, как она пролежит положенное время на почте; зачем-то отправляют телеграммы для хранения на телеграф – видимо телеграммы очень тяжелые и занимают много места на полке. Ну да ладно. Ехать на телеграф не пришлось, поскольку меня стали терзать смутные сомнения – телеграмма как-то связана с моей посылкой. На сайте отслеживания посылок я проверил указанный при отправке номер – и опля! Оказывается, посылка была в России уже через две (!!) недели после заказа. Все остальное время она металась между сортировочными узлами, прошла через таможню, валялась на складах и так далее. Поэтому меня даже не удивило, что она застряла на Главпочтамте – пусть это и не рядом с домом, но уже в Питере, что можно сказать, совсем близко. Тем более, что Главпочтамт, о чудо, работает в выходные. В выходные я и решил съездить за своим принтером.

На главпочтамте сообщили, что раз посылка попала к ним, то значит, ее остановила таможня. Мне вручили уведомление и направили в соседнее окошко, которое занимает таможенный пост. Правда, они в выходные дни не работают, поэтому пришлось вернуться сюда в рабочий день.

Небольшое отступление. Оказывается, есть несколько условий, при выполнении какого-либо из них, таможня считает груз коммерческим и не пропускает его физ-лицу. Самые основные:
1) Стоимость груза больше 1000 евро.
2) Количество единиц товара больше 5.
Учитывайте это, делая заказ в зарубежных интернет-магазинах!

Обратили внимание на 6 пункт? Я тоже над ним немного помедитировал. Получается, какие бы документы не приносил, всегда можно найти недостающий. Но делать нечего, подготовил первые пять документов из списка и снова поехал на таможню.

В следующий приезд я попал уже на другую девушку и опасался повторения пустого диалога. Но все оказалось еще хуже. Меня обрадовали, что руководство пользователя хоть и содержит техническую информацию, но для проверки следует предоставлять переведенный и заверенный переводчиком экземпляр. Иначе рассматривать они ничего не станут. На предложение переводить прямо при них любой пункт только отмахнулись – таковы правила. В процессе общения также обратил внимание, что у работниц таможни возникли сложности с определением кода ТН ВЭД, к которому относится этот принтер – они так и не определили его.

Для справки ТН ВЭД – это Товарная Номенклатура ВнешнеЭкономической Деятельности или классификатор продукции, используемый при работе с таможней. Т.е. набор цифр, которым закодирован декларируемый товар. Для определения ТН ВЭД можно пользоваться как непосредственно обновляемыми справочниками, так и удобными классификаторами, облегчающих подбор. Я попытался было сам определить, но не смог. Из-за того, что общее число категорий очень обширно, а сами коды не поспевают за стремительно меняющимся миром и зачастую приходится втискивать товар в соседнюю группу, которая подходит лишь с большой натяжкой.

Правда, маленькая загвоздка – заявление необходимо подписать электронной подписью. Трудностями нас не испугать и через несколько дней я уже был на просторах Ростелекома и получал USB-ключ, содержащий ключ электронной подписи и сертификат этого ключа. Обошелся он мне в 600 рублей с небольшим:

И уже в этот же вечер я написал по шаблону заявление с подробным описанием, и, для надежности, приложил руководство пользователя.

А пока мое электронное заявление на определение кода ТН ВЭД болталось в кулуарах электронного правительства, была предпринята очередная поездка на таможню с целью выкупа ждущего меня 3D-принтера. С собой также взял переведенное руководство пользователя, которое к счастью, уже кто-то перевел до меня.

Сразу предупреждаю, звонить по телефону, на который ссылаются таможенники, бесполезно. Ибо позвонивший услышит, что консультации по телефону не даются, а звонящему следует лично приехать на территорию Пулковской таможни для получения консультации. Кто не в курсе, Пулковская таможня находится рядом с аэропортом Пулково, так что быстрыми и приятными поездки к ним не назовешь. Ну а приехавшего ожидает очередной сюрприз – консультации не оказываются по оформлению деклараций, также не даются оценки правомерности поведения таможенного инспектора. Вся консультация сводится к поиску и демонстрированию глав Таможенного кодекса, которые попадают под конкретный интересующий случай. Сами понимаете, найти нужные главы можно и самому в интернете.

Это сейчас, имея за плечами большой опыт, я знаю грамотного и недорогого таможенного брокера, работающего с физ. лицами (кстати, если кому нужно – обращайтесь, посоветую). А тогда я потратил больше недели на поиски брокера, согласного оформлять декларацию простому физическому лицу. Нашелся такой, как всегда, по знакомству.

Находился этот брокер на Васильевском острове. В первый визит к нему была оговорена общая схема работы. Он оформляет декларацию, а я сам езжу с ней на таможню. Это тоже оказалось моей большой ошибкой. Во всех случая брокер должен сам взаимодействовать с таможенниками! К тому же, сейчас доступна подача декларации в электронном виде, что экономит время. Но тогда всего этого я не знал.

Когда в следующий визит к брокеру я приехал за своей декларацией, всплыла очередная особенность наших таможенных законов. На декларации ставится дата, так вот, эта дата должна соответствовать той, когда вы подаете ее таможенникам! Ничего страшного? Как бы не так! Также на декларации указывается курс валюты на день подачи, и если эти две цифры не соответствуют реальностям – декларацию даже не станут рассматривать. А курс на завтра становится известен во второй половине дня, после торгов. Т.е. брокер готовит декларацию во второй половине дня, затем ее нужно забрать и на следующее утро явиться на таможню. Перед этим не забыв заплатить НДС 18%, т.к. платежи тоже привязаны к курсу валюты.

Говоря о кругах, я имею в виду ту траекторию, которую каждый раз необходимо было проезжать заново. Этот треугольник, соединяющий таможенного брокера, Главпочтамт и Пулковскую Таможню я отметил на карте, чтоб представлять, что представляет собой каждая поездка. Причем все это нужно было как-то совмещать с работой (которая, естественно, находится далеко за пределами этого треугольника).

Брокер сделал мне новую декларацию с очередной датой, я заплатил в банке НДС уже с запасом и на следующий день появился с бумагами у таможенников. Инспектор, изучив декларацию, с радостью вернул ее мне, сказав, что она содержит ошибки и принимать в таком виде ее он не может. После продолжительных уговоров он (вернее, она – все инспектора девушки) с нескрываемым одолжением согласился сказать, где же и в чем ошибки. Инспектор излагал, а я еле успевал записывать за ней, постоянно что-то переспрашивая и уточняя. У меня сохранилась эта заметка – там порядка 9 замечаний! То в поле не тот код, то не правильно указано местопребывание груза, то не вписан нужный документ и т.д. Собрав все замечания, я поехал в очередной круг к таможенному брокеру.

Недели через три после начала эпопеи с оформлением грузовой декларации я случайно разговорился в очереди с одной женщиной, которая тоже оформляла свой груз на Пулковской таможне. Не помню детали ее товара, но это было что-то вроде косметики и кремов. Она была индивидуальным предпринимателем, в отличие от меня. Но также несколько недель пыталась оформить груз, недоумевая – раньше ей удавалось проходить таможню проще и быстрее. Только раньше она получала товар по железной дороге, и он попадал на Санкт-Петербургский таможенный пост (Пулковский курирует доставки авиапочтой, а Санкт-Петербургский – наземные способы доставки). От нее я узнал, что срок хранения посылки на почте – всего один месяц. И по прошествии этого времени нужно самостоятельно писать заявление на почте о продлении срока хранения. Я прикинул – моя посылка лежит на почте уже больше месяца, и спешно кинулся подавать заявление о продлении. Опасался, что посылка уже ушла обратно, но к счастью, неторопливость почты здесь сыграло на руку – мой принтер все еще находился на Главпочтамте.

Через месяц после начала всей этой эпопеи с таможней мне надоело, что и таможня и брокер никак не придут к соглашению. Каждая из сторон, как это бывает, обвиняет другую. Таможня обвиняет брокера в безграмотности, брокер утверждает, что таможня слишком придирчива. Я, бегая между ними, параллельно сам разбираюсь в хитросплетениях таможенных законов, чтобы найти истину. Поэтому выбрал день и записался на прием к первому заместителю начальника Пулковской таможни. К заместителю потому, что сам начальник, видимо, принадлежит к кругу избранных и посетителей не принимает. Но и к первому заместителю не так просто попасть – он, то не приходит, то переносит дни приема, то задерживается. В конце концов, когда удалось застать на месте заместителя (намеренно не привожу здесь имена и фамилии всех действующих лиц), я изложил свою проблему и мысли о том, что у нас таможня излишне сильно притесняет простых граждан. В ответ услышал заверения, что он лично разберется в этом вопросе, сам позвонит, кому нужно и проконтролирует, чтоб мне выдали посылку как можно скорее. Даже дал свой сотовый телефон для обратной связи. Ушел от него я в приподнятом настроении.

Понятное дело, что сертификат на 3D принтер я бы не смог получить, даже если б сильно захотел – физ.лицу его просто не выдадут. Договор поставки тоже никто не заключал, и заключать не собирался. При чем тут моя регистрация, я даже упоминать не стану. И на каждый такой пункт требовалось официальное письмо с описанием причин невозможности предоставления тех или иных затребованных документов. Замкнутый круг: с одной стороны, представить требуемые документы невозможно, с другой – без них не пройти таможню.

Уже много позже я беседовал с другим брокером, занимающимся оформлением грузов. Мне было интересно, как же проводят посылки сквозь таможню. Ведь во многих случаях нет никаких официально подписанных документов – ни инвойса, ни договора поставки, ничего. Ответ меня просто шокировал. Оказывается, эти документы просто подделывают! А что делать, иного выхода с нашими дурацкими законами просто нет. Либо подделывать документы с подписями и печатями, либо попрощаться со своей посылкой.

Я пишу это в слабой надежде, что данная ситуация дойдет до какого-нибудь чиновника, который может повлиять на законодательную базу и упростить покупки товаров в зарубежных интернет-магазинах. Наша власть гордится вступлением России в ВТО, но для простых граждан это не привело к улучшениям. А в магазинах у нас продаются те же товары, что и за рубежом, только с накруткой 200% и более.









Кристиан Коатс-Ульрихсен – научный сотрудник Института публичной политики Джеймса Бейкера при Университете Райса.

Движение в сторону постнефтяной политэкономии

Согласно прогнозам, при сохранении темпов производства на уровне 2006 г. и при условии, что не будут открыты новые месторождения, Бахрейн и Оман истощат имеющиеся у них запасы нефти к 2025 году. Ситуация в других странах Персидского залива не столь драматична, хотя неумеренное потребление ресурсов ставит под угрозу и их более внушительные запасы. Даже в сравнительно благополучных государствах острота проблем, связанных с истощением недр, отнюдь не одинакова. Катар и Абу-Даби (эмират ОАЭ) извлекают выгоду из удачного сочетания небольшой численности населения и колоссальных запасов. Кувейт при своих огромных резервах нефти страдает от периодически возникающих политических кризисов, которые наносят ущерб планам диверсификации и развития. Огромное ресурсное достояние Саудовской Аравии и ОАЭ не выглядит столь впечатляющим на фоне высокой плотности населения Королевства и крайне неравномерного распределения природных ресурсов в Эмиратах, где 93% общего объема сосредоточено в Абу-Даби, тогда как другие шесть эмиратов сравнительно бедны углеводородами.

Четыре десятилетия стремительного роста населения породили численный перевес молодежи, которая уже пару десятилетий озабочена поисками своего места в обществе. Если в 1950 г. на Арабском полуострове жили 8 млн человек, то в 2007 г. эта цифра достигла 58 млн; а на 2050 г. прогнозируется 124 миллиона. Динамика демографического роста ставит под сомнение жизнеспособность нынешних механизмов распределения богатства через социальные пособия и жесткое регулирование рынков труда. Кроме того, она стимулирует необходимость отдавать приоритет программам экономической диверсификации, которые сейчас реализуются повсеместно в регионе. По состоянию на 2008 г. примерно 70% населения здесь – люди моложе 30 лет; примерно треть из них (30%) младше 15 лет. Ответственность властей по обеспечению огромной массы взрослеющих молодых людей образованием и рабочими местами достигает критического уровня.

Все это дестабилизирует ситуацию, поскольку во многих случаях приводит к глубокому расколу в обществе. К этому можно добавить напряженные межконфессиональные конфликты в Бахрейне и Саудовской Аравии, а также трения между коренным населением и экспатриантами в Кувейте и ОАЭ.

Исследование, проведенное консалтинговой компанией McKinsey в ноябре 2007 г., обнажило масштабы региональных проблем, вызванных растущей безработицей. По оценке авторов, реальная безработица в Бахрейне, Омане и Саудовской Аравии превышает 15%, а среди лиц в возрасте от 16 до 24 лет она составляет 35%, хотя официальная статистика существенно занижает цифры. Перегруженный государственный сектор уже не в состоянии справиться с трудоустройством молодежи. Изъяны системы образования приводят к тому, что большинство молодых людей, осаждающих рынки труда стран Залива, не имеют необходимой квалификации для работы в частном секторе. А в скором времени массы, стремящиеся к трудоустройству, пополнятся новым поколением, и пропасть, которая существует между местными стандартами образования и требованиями рынка труда, станет очевидной.

События 2011 г. придали новый импульс необходимости реформирования монархий Персидского залива. Когда стало ясно, что протесты и требования демократизации грозят перерасти в общественные движения за коренные перемены, власти ответили репрессиями. Сужение политического пространства и каналов, по которым могла действовать оппозиция, стало причиной поляризации общества на приверженцев реформ и сторонников подавления.

Менее масштабные (но все же значительные) протесты имели место в Кувейте и Омане (противостояние обострилось в феврале после того, как действия сил безопасности привели к жертвам), а также в богатой нефтью Восточной провинции Саудовской Аравии. В последнем случае примечательны демонстрации в поддержку шиитских братьев. Саудовские шииты несли флаги Бахрейна и выкрикивали лозунги солидарности с единоверцами по другую сторону залива. Развитие событий не на шутку встревожило саудовские власти, ведь конфликт с шиитскими общинами, которые жалуются на религиозную и политическую дискриминацию, очень давний. Официальные лица Саудовской Аравии, Бахрейна и пр. прибегли к старой тактике, обвинив Иран во вмешательстве во внутренние дела. Иными словами, причинами недовольства объявили козни внешних врагов, а не собственные просчеты.

Вместо того чтобы укреплять частный сектор и научить граждан не полагаться только на государство, Саудовская Аравия, например, собирается дополнительно трудоустроить 60 тысяч саудовцев (в одном только МВД) и увеличить минимальную заработную плату в государственном секторе. Подобные меры лишь нанесут серьезный урон долгосрочной конкурентоспособности и финансовой устойчивости стран Персидского залива, которые не смогут бесконечно распределять доходы от продажи углеводородов. Они плодят заложников капитала, поскольку гораздо легче раздавать от щедрот своих, нежели экономить. Политический такт вряд ли позволит правительствам быстро свернуть программы финансовой помощи и субсидирования.

Последствия для энергетической политики

Что это означает для государств Персидского залива как ведущих экспортеров энергоносителей? На их долю приходится около 19% добываемой в мире нефти и 8% природного газа. Кроме того, они обладают 37% доказанных мировых запасов нефти и 25% газа. Саудовская Аравия на первом месте по запасам черного золота, Катар занимает третье место по запасам газа. Согласно прогнозам, доля региона в мировой нефтедобыче возрастет с 28% (включая Ирак и Иран) в 2000 г. до 33% в 2020 году. Поскольку большая часть растущей добычи углеводородов реализуется на рынках Азии, стратегическое значение региона в предстоящие десятилетия будет только расти. Символический рубеж преодолен в 2009 г., когда объем нефти, экспортированной из Саудовской Аравии в Китай, впервые превысил объем экспорта в США.

Однако оптимизм, связанный с оценками запасов полезных ископаемых в регионе, умеряют две тенденции. Одна из них связана с постоянным ростом цены безубыточности, которая определяет баланс государственных бюджетов. За последнее десятилетие в Саудовской Аравии она выросла с 20 до 90 долларов за баррель. Ожидается, что эта тенденция продолжится и даже получит ускорение. Институт международных финансов прогнозирует, что к 2015 г. уровень этой цены поднимется до 115 долларов, а в опубликованном летом 2011 г. докладе саудовской компании Jadwa Investments говорится, что к 2030 г. может подскочить до 320 долларов за баррель. Что касается других стран Персидского залива, то в Бахрейне цена безубыточно добытой нефти превышает 100 долларов за баррель, и даже богатый нефтью Кувейт приближается к порогу в 80 долларов, что означает резкий рост по сравнению с предыдущими годами. ОАЭ и Оману нужна цена не ниже 60 долларов за баррель. В наиболее благоприятном положении Катар, для сведения госбюджета ему достаточно 41 доллара за баррель.

Отчасти эти высокие цены отражают массированные вливания, нацеленные на то, чтобы сбить волну возмущения. Одна только Саудовская Аравия объявила о выплате социальных пособий на сумму 130 млрд долларов, что превышает годовой национальный бюджет в период до 2007 года. Страны Залива сообща создали фонд развития Бахрейна и Омана в размере 20 млрд долларов, тогда как эмират Абу-Даби объявил о запуске программы помощи более бедным северным эмиратам на сумму 4,4 млрд долларов. Высокие мировые цены на нефть также заставляют режимы субсидировать продовольствие и топливо, чтобы поддерживать цены на политически приемлемом (но искусственно заниженном) уровне. Доклад Jadwa рисует особенно мрачную картину для Саудовской Аравии в 2030 г.: снижение нефтедобычи, как предполагается, будет усугублено быстрым падением золотовалютных резервов и ростом государственного и корпоративного долга.

Бич стран региона – неприемлемо высокий уровень потребления энергии. Правительства не только субсидируют цены на энергию вопреки законам рынка, но и осуществляют чрезвычайно энергоемкие проекты индустриализации (и урбанизации). Неэкономное потребление электроэнергии частными домовладельцами (в Катаре электричество бесплатно для коренного населения, хотя это, конечно, крайний случай) сочетается с эксплуатацией опреснительных установок, а также очень энергоемких нефтехимических предприятий и алюминиевых заводов (краеугольный камень диверсификации). Источник дешевой электроэнергии – поставки на местные рынки нефти-сырца по цене 8–10 долларов за баррель, кратно дешевле мировой.

Вместе с ростом уровня безубыточности неумеренное потребление – проблема, которая со временем будет становиться все более трудноразрешимой. Ее масштабы обозначены в официальном докладе, составленном Саудовской электроэнергетической компанией весной 2011 года. Согласно документу, почти треть нефтедобычи в Саудовской Аравии (8,5 млн баррелей в сутки) уходит на удовлетворение местного спроса, который формируется в основном генерирующими компаниями, а на экспорт остающейся нефти приходится почти 80% государственных доходов. Авторы также предупреждают, что при сохранении потребления и нефтедобычи на нынешнем уровне в 2030 г. страна не сможет полностью удовлетворять запросы местного населения. По состоянию на май 2011 г. внутреннее потребление нефти увеличилось на 11% в годовом исчислении, быстрый демографический рост только ускорит процесс. Аналогичное исследование, проведенное в Кувейте, выявило тот факт, что, если уровень потребления не снизится, стране уже к 2027 г. придется расходовать 100% добываемой нефти на покрытие внутренних издержек.

Последствия для региона и всего мира

Подобная политика рано или поздно возымеет общерегиональные и глобальные последствия. На региональном уровне увеличится пропасть между энергетически богатыми и бедными территориями. Бахрейну, Оману и шести эмиратам, за исключением Абу-Даби, уже пришлось испытать относительную нехватку ресурсов. В результате возникли новые виды экономической и политической зависимости, изменившие характер отношений. Бахрейн давно заключил соглашение с Саудовской Аравией о совместном освоении нефтяного месторождения Абу-Саафа на ее территории. По мере истощения собственных запасов доходы, получаемые от совместной эксплуатации Абу-Саафа, приобретают для Бахрейна все большее значение. Кувейт пытался наладить импорт сжиженного природного газа (СПГ) из Катара для удовлетворения растущего внутреннего спроса, но вынужден был отказаться от затеи после того, как Саудовская Аравия не дала разрешение на строительство транзитного газопровода. В качестве компенсации Кувейт, как и Дубай, начал импортировать газ из Австралии и других месторождений в акватории Тихого океана. Тем временем Абу-Даби удалось провести виртуозную операцию по заключению соглашения с Катаром, которое позволяет покупать катарский СПГ по низким ценам и при этом передавать Катару собственный газ для сжижения и экспорта на азиатские рынки за существенно более высокую плату. Этот договор был встречен в Катаре неоднозначно, в итоге Доха объявила мораторий до 2020 г. на геологические изыскания новых запасов газа на гигантском Северном месторождении и, как ожидается, обратит большую часть СПГ на нужды внутренней инфраструктуры для подготовки к чемпионату мира по футболу 2022 года.

Макроэкономические сдвиги в структуре мирового производства, торговли и финансов влекут за собой формирование крупных (не западных) центров влияния. Страны Персидского залива играют видную роль в этом широком изменении мирового баланса сил. Экономические и политические связи с Китаем, Индией и Россией в последние годы заметно укрепились. Появились новые игроки, стратегические интересы которых требуют дальнейшего развития региона. Правда, торгово-экономическая ориентация государств Персидского залива на Восток вступает в противоречие с оборонным альянсом, в котором гарантом безопасности служат Соединенные Штаты.

В 2008 г. премьер-министр Индии Манмохан Сингх заявил, что Индия рассматривает этот регион как неотъемлемую часть своей орбиты. Кроме соглашений с Катаром и Оманом в сфере военного сотрудничества для обеспечения безопасности на море Индия также подписала Эр-Риядскую декларацию с Саудовской Аравией (февраль 2010 года). Двусторонние отношения переросли в стратегическое партнерство. Заключить подобное соглашение Саудовскую Аравию отчасти побудила стратегическая переоценка региональных связей и угроза стабильности, исходящая от событий в Йемене, Афганистане и Пакистане. А индийские дипломаты выражают все большую обеспокоенность быстрым усилением влияния Пекина как главного игрока в Персидском заливе и расценивают это явление как главный вызов для Дели в будущем.

Интересы Китая были четко сформулированы в его десятом Пятилетнем плане (2001–2005 гг.), где впервые обозначены приоритеты энергетической безопасности. Кроме того, Китай обзавелся крупной военно-морской базой в районе глубоководного пакистанского порта Гвадар. Она была открыта в 2005 г., но начала действовать в полную силу в 2008 году. Таким образом, у Китая появился транзитный терминал для нефти, импортируемой из Ирана и Африки, которая затем направляется в провинцию Синьцзян. И теперь у КНР имеется стратегическая база в Аравийском море, всего в 400 км от входа в Ормузский пролив. С ее помощью Китай сможет защищать свои жизненно важные интересы энергетической безопасности и наблюдать за морскими перевозками. В марте 2010 г. произошло событие, которое ознаменовало собой очередной этап наращивания возможностей КНР в открытом море: два китайских военных корабля пришвартовались в Абу-Даби (Порт-Заед) после завершения шестимесячной миссии по борьбе с пиратством в Аденском заливе.

Россия также начала расширять политические и экономические связи со странами Персидского залива в целом и, в частности, укрепила отношения с Катаром и Саудовской Аравией – коллегами по добывающему цеху. Посещение Владимиром Путиных этих двух стран в феврале 2007 г. явилось первым официальным визитом советских или постсоветских лидеров с момента восстановления дипломатических отношений после окончания холодной войны. Цель поездки президента заключалась в том, чтобы продемонстрировать готовность к совместным инвестициям и сотрудничеству со странами, которые, как и Россия, являются мировыми лидерами в области добычи нефти и газа. Со своей стороны, король Саудовской Аравии Абдулла выразил намерение укреплять связи с Россией в рамках общей диверсификации, чтобы меньше полагаться на США, особенно после 11 сентября 2001 года. Подпитку получают и российско-катарские соглашения – в рамках Форума стран–экспортеров газа и двусторонних договоренностей наподобие той, что была подписана с Катарской международной нефтяной компанией в 2010 г. и предусматривала совместное освоение арктических газовых ресурсов на полуострове Ямал.

Таким образом, сегодня коренные преобразования происходят как на внутриполитической арене стран Персидского залива, так и в их взаимоотношениях с остальным миром. Их консолидация в качестве центра экономического притяжения в Западной Азии меняет облик межрегиональных отношений и привносит новую динамику в мировую политику. Вместе с тем политическое устройство в шести странах региона в настоящее время наиболее уязвимо, поскольку в ходе затяжного переходного периода они могут оказаться перед серьезным вызовом. Особенно опасно, если изменение механизмов распределения богатства среди широких масс как гарантии поддержки ими правящих режимов начнет подрывать традиционную сделку между элитой и народными массами. В результате легитимность правящих элит в глазах простых людей будет скомпрометирована. Словом, главное противоречие региона в том, что, несмотря на усиление влияния государств Персидского залива в мировом сообществе наций, они сталкиваются с серьезными внутриполитическими проблемами переходного периода к постнефтяной эпохе.

Регион срочно нуждается в том, чтобы обрести устойчивое равновесие – между сиюминутной необходимостью сбить волну недовольства, не усугубляя системных проблем, которые подрывают долгосрочные решения, с одной стороны, и растущим спросом на быстро истощающиеся природные ресурсы – с другой. Настоятельно необходима политическая и экономическая перестройка, позволяющая подготовиться к неизбежному переходу в постнефтяную эпоху. В силу огромного торгово-стратегического значения региона решения, которые предстоит принять в предстоящие годы и десятилетия, скажутся на судьбах всего мира. Однако стабильность там – довольно шаткое и неустойчивое состояние, которое может быть поколеблено внутренними противоречиями и давлением возмущенных масс, со временем оно будет только усиливаться. Принимая во внимание более глубокую интеграцию стран Персидского залива в глобальную экономику и беспрецедентное повышение их роли в международном экономическом сообществе, весь мир будет внимательно следить за происходящими там событиями и за переходом к новой экономике, сопряженным с огромными трудностями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции