За что наказывает бог лишая ума


Хасьминский Михаил Игоревич






Такое стереотипное мышление заложено в некоторых поверхностных традициях, но чаще всего оно складывается в процессе формирования нашего ложного представления о справедливости мира.

Взрослые тоже очень часто ведут себя как трехлетние дети, которые ходят за Отцом и просят объяснить им подробное строение атомной станции, при этом они еще читать не научились, да еще к тому же не имеют не малейшего желания ни слушать, ни понимать, ни верить Отцу.

Мы вообще мало что проверяли сами: мы учили географию, но большинство из нас не видело Африку своими глазами, мы учили физику, но не видели сами атома (его вообще никто еще не видел); мы учили историю, но не можем самостоятельно проверить подробности; мы учили биологию, но не видели собственными глазами ни одной клетки. Мы не проверяем того, что написано в учебниках по медицине, астрофизике, гальванике. Мы самостоятельно не проверяли и миллиардной частицы всего того, что нам известно об устройстве мира. Так что, по большому счету, в этой области мы доверяем различным людям, которые пишут книги и кажутся нам авторитетами.

Мы верим учителям в школе, воспитателям в детском саду, начальникам, родителям, ученым, которых мы никогда не видели, журналистам, соседям, коллегам и знакомым, но не верим только… Богу.

Мы не ищем доказательств существования гравитации, ультрафиолета, термоядерных реакций на Солнце, нас не особо интересуют черные дыры и реликтовое космическое излучение, нас не интересует конкретное строение генома, нам не важно, почему нет энтропии во Вселенной, но мы требуем от Бога доказательств гораздо более сложных вещей. И не просим, а именно требуем, чтобы он явил нам Себя, доказал нам существование других реальностей, выполнял наши неразумные (разумные они только с нашей точки зрения) желания. При этом мы не имеем ни малейшего желания Ему доверять. Мы сами ставим себя в такое положение, но не видим его нелепость. Ну, это же дерзко и смешно!

А почему на ум всегда приходят именно эти вопросы?

Все просто, хорошо и очевидно. И мы с детства привыкли искать причину всего, что происходит с нами. Но наш мир — настоящий мир, который нас окружает, гораздо сложнее. Он не трехмерный, каким мы его видим в детстве, а многомерный. И в этом многомерном мире связи не всегда очевидны, и далеко не все имеет простое, привычное объяснение.

Многомерный мир – что это значит?

Мир, в котором все настолько сложно устроено, что понять все его сложнейшие взаимосвязи нашим примитивным умом невозможно. Поясню примером: трехлетний ребенок легко может понять, как пользоваться машинкой и пластмассовым автоматом. Толкаешь машинку – она едет до конца комнаты. Нажимаешь на игрушечный спусковой крючок – автомат тарахтит. Это мир простой, вполне доступный ребенку. Мир, который ребенок может понимать. Но, если трехлетнего ребенка попросить разобраться в устройстве настоящей атомной станции, то это станет для него неразрешимой задачей. На пульте станции он увидит ручки, кнопочки, мониторы и приборы, но он не будет в состоянии постичь — почему совершиться определенное действие, если мы нажмем на какую-то кнопку. То есть, для понимания ребенка станция является слишком сложным устройством, принцип работы которого он пока не в состоянии понять. Вот и мы такие дети. Дети, которые иногда считают, что могут постичь и понять взаимосвязи в устройстве, которое в миллиарды раз сложнее, чем самая современная атомная станция.

Это понятно, но так хочется найти причину своего несчастья!

А зачем? Допустим, что причина нашлась. Разве нам станет от этого лучше?

Представьте, что мы, например, наблюдаем сход лавины в горах: огромная масса камней, земли, песка движется с огромной скоростью вниз. А началось все с одного камушка, который полетел вниз, столкнул со своего места еще несколько, те еще… И вот, тысячи тонн камней устремляются к подножию горы… Допустим, мы выяснили, с какого камушка все началось. Допустим, что мы его даже нашли и поставили его обратно на место. А чем это теперь поможет? Лавина уже летит, а мы не повернуть время вспять. И получается, что, даже найдя причину, мы не сможем ничего изменить.

Или еще пример — болит желудок. Разве он станет меньше болеть, если мы узнаем, что причиной недомогания стала передозировка аспирина, принятого много лет назад? Пройдет ли боль в желудке, когда мы узнаем причину? Нет, она пройдет тогда, когда мы начнем лечиться.

Или, может быть, нам станет легче от того, что, страдая от потери документов, нам объяснят, что мы их не потеряли, а у нас их вытащили из кармана воры? Нет, легче не станет. Ситуация останется прежней.

Да, от проблемы мы действительно не избавимся. Но Вы сами говорите, что можно изменить восприятие этой ситуации. Почему же не попытаться сделать это?

А почему мы не готовы услышать ответ?

Потому что, если он окажется не таким, каким мы хотели бы, то это еще и усугубит нашу травму. Он может не совпасть с нашими предположениями! И, что еще хуже, это будет ТОЧНЫЙ ответ, с которым не поспоришь. От такого ответа нельзя убежать, его нельзя забыть. Разве мы к этому готовы?

Так, значит, все-таки существует ответ на этот вопрос?

Нет, не существует, если Вы имеете в виду ответ на каждый конкретный случай.

— За то, что мы не хотим знать Бога;

— За то, что мы несовершенны; не стремимся к совершенству, не работаем над собой как положено;

— За то, что мы злы, злопамятны, не прощаем друг друга, осуждаем других; не исполняем Заповеди;

— За то, что нет в нас любви и сострадания к другим людям, но при этом мы очень любим себя;

Ну, если нам не дано знать точный ответ на этот вопрос, как же тогда понять, за что Бог наказывает? Ведь это необходимо, иначе наказание будет продолжаться!

Я ставлю своего ребенка в угол, чтобы он успокоился, подумал о своем поведении, попросил прощения за плохие поступки. Ограничиваю я его тоже для того, чтобы он не сделал то, что может причинить ему вред.

Вот видите! Вы не маньяк. Вы ограничиваете и даже наказываете своего ребенка ради его же пользы, а не потому, что хотите сделать ему плохо. И как после этого можно думать, что милосердный и любящий Отец Небесный, ограничивая нас, и задавая нам определенные (не всегда приятные) задания, желает нам зла? Все это Он делает ради нашего блага! Только мы, ограниченные и капризные, часто не в силах этого понять и принять из-за собственного эгоизма и своеволия.

Вы сказали, что Бог не может быть источником зла. Но зло в мире существует: постоянно происходят трагедии и катастрофы, наполняющие ужасом наши сердца. Откуда же берется все это?

Я попробую ответить на Ваш вопрос историей про молодого Эйнштейна, который, как известно, всегда был верующим человеком.

Однажды профессор в университете задал своим студентам вопрос о том, кто создал все сущее.

— Как вы думаете, Бог ли создал все? — спросил профессор.

— Да, сэр, — ответил один из студентов.

Тогда профессор спросил:

Студент притих, услышав такой ответ.

Тогда еще один студент поднял руку и сказал:

— Могу я задать вам вопрос, профессор?

— Конечно, — ответил профессор.

Студент поднялся и спросил:

— Профессор, холод существует?

— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?

Студенты засмеялись над вопросом молодого человека.

Молодой человек ответил:

— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить с точки зрения того, имеет ли он энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.

— Профессор, темнота существует?

— Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как Вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете представленное количество света. Не так ли? Темнота — это понятие, которое человек использует чтобы описать что происходит при отсутствии света.

В конце концов, молодой человек спросил профессора:

— Сэр, зло существует?

Профессор, на этот раз неуверенно, ответил:

— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются ни чем иным как проявлением зла.

На это студент ответил:

— Зла не существует, сэр. Зло — это просто отсутствие добра. Оно похоже на темноту и холод. Это слово создано человеком, чтобы описать отсутствие добра. Бог не создавал зла. Зло — это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло, зло — это результат отсутствия в сердце человека добра. Это что-то вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.

Профессор сел. Имя молодого студента было — Альберт Эйнштейн.

А теперь давайте посмотрим, как к этому вопросу относятся основные мировые религии.

Не правда ли очень понятные цитаты?

Да, действительно, в этой притче и цитатах заключена огромная мудрость. Но, тем не менее, у нас время от времени все-таки возникает предательское чувство, что Бог не имел права, что Он обидел, не понял, не разобрался…

Представьте, что Вы одолжили человеку деньги в долг, без процентов. Одолжили ему для того, чтобы он смог сделать что-то очень важное. Теперь Вы решили, что пора вернуть этот долг. Вы помогли, выручили, теперь забираете свои деньги. Скажите, это справедливо?

Ну, конечно, справедливо!

Почему же мы тогда считаем, что Бог не имеет права забрать то, что ему принадлежит Ему, да еще и обвиняем Его в несправедливости! Мы знаем, что именно Бог вызывает нас из Небытия к Бытию. Мы знаем, что именно Он дает бессмертную душу. И именно к Богу она возвращается после окончания земной жизни. И каждый человек — должник Божий. И каждый из нас должен понимать, что в любой момент Бог может призвать душу, которую Он дал человеку. А что будет дальше?

Давайте вспомним Евангельскую притчу о талантах — одну из притч Иисуса Христа, содержащуюся в Евангелиях от Матфея и Луки.

Там рассказывается о том, как один человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов и поручил им свое имение: одному дал он пять талантов, другому два, третьему один — каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.(Мф.25:13-30)

Не напоминает ли этот эпизод ситуацию, в которую попадаем мы с вами? Мы всегда с удовольствием готовы брать, но отдаем взятое с жутким неудовольствием, ропотом, агрессией, обидой.

Поясню на метафоре. Например, взрослый сын спрашивает отца, почему он должен работать, за что ему такое наказание?? Не правда ли, нелепый вопрос? Очевидно, что его следует ставить иначе: для чего ему надо работать? Вот на этот вопрос уже можно сформулировать ответ. Работать ему надо, например, для того, чтобы он научился нести ответственность, чтобы смог обеспечить семью. При этом становится очевидно, что работа для сына — это не наказание.

Но для чего человеку противостоять и сопротивляться Богу?

Очень часто человек, потерявший близкого, не может понять, что он переживает – наказание, испытание или он стал случайной жертвой бездушного рока?

С точки зрения практически всех религиозных систем несчастье может являться как наказанием, так и испытанием. Если человек совершает запретные деяния, то ему следует рассматривать постигшую его беду как наказание за неправильный образ жизни.

Если же беда постигает праведника, то ему надо принять случившуюся трагедию как посланное Богом испытание, которое приведет т большой пользе. В Священном Писании, в святоотеческой литературе и священных преданиях мусульман приводятся примеры, в которых говорится о том, что верующий, с достоинством прошедший через испытания, очищается и выходит на новый уровень своего развития.

Таким образом, то или иное событие, которое кажется в данный момент трагедией, может на самом деле оказаться для нас благом. В Коране по этому поводу сказано: «И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, — поистине, Бог знает, а вы не знаете! (2:216)

Бог не справедлив, а милостив. Он милует нас, проявляет по отношению к нам милосердие, любит нас, а если уж и наказывает, то не по злобе (которая Ему чужда), а для нашей же пользы.

Но часто мы не видим, за что нас следует наказывать. Вроде бы живем средней жизнью, не убиваем… не крадем…

Человек считал себя хорошим, он был уверен в том, что с ним не может произойти ничего плохого. Но, после того как в его жизни произошло что-то плохое, у него появляются сомнения в том, что он может управлять собственной жизнью. От этого резко падает самооценка.

Проиллюстрирую свои слова следующей метафорой.

Обратите внимание, что трагедия тут совсем не в падении самооценки, а о травматичном разрушении собственных иллюзорных представлений о мире. И это не стоит путать. На самом деле, если дутая и фальшивая самооценка падает, то это очень хорошо (чтобы не говорили психологи, которые не понимают всей опасности ложного самомнения). Когда падает мишура, то обнажается реальность (часто травмирующая), в которую нужно интегрироваться. И хорошо то, что человек увидел эту настоящую Реальность, и перестал жить в своем вымышленном, эгоистичном, розовом сне.

Когда происходит несчастье, люди с завышенной самооценкой редко считают виноватыми себя и обычно начинают искать виновного среди других. Но ведь есть и другая категория людей – тех, которые обвиняют в случившемся только себя… Может, таким людям надо задуматься о поднятии своей самооценки?

Как ни странно, но поиски другого виноватого или самообвинения – две стороны одной медали — гордости. И дело тут вот в чем… Просто самооценка бывает дутая, и люди представляются себе не такими, какими они являются на самом деле. Например, молодой человек поступает в престижный институт, у него появляется красивая машина и девушка с модельной внешностью. Таким образом, он становится на одну ступеньку выше своих знакомых, которые учатся в менее престижных учебных заведениях, и у которых нет машин и красивых девушек. Человек, получивший от жизни чуть больше, чем все остальные, начинает казаться самому себе очень значимым. Он приобретает уверенность в себе и в завтрашнем дне, и даже начинает думать, что именно он сам является источником благ и открывающихся перед ним перспектив, и, следовательно, может самостоятельно управлять своим будущим.

И когда обстоятельства, ведущие к разбуханию гордыни, исчезают (например, девушка погибает в ДТП), когда уменьшаются эти ложные представления о себе, когда человек видит себя не центром мироздания, а обычной маленькой клеточкой живого организма, вот тогда сдувается гордость, и обнажается душевная пустота. В этот момент человек осознает, что он совсем не то, чем вообразил о себе, что внутри он – пустышка.

А у нас сейчас все наоборот: мы не видим собственного несовершенства и заполняем себя откровенным суррогатом, уподобляясь производителям колбасы, которые делают этот продукт, добавляя туда все что угодно, только не мясо. По этой причине, наполненный нашей гордостью воздушный шарик, продырявившись, стремительно сдувается. Мы оказываемся в кризисе и страдаем от так называемого снижения самооценки.

Так что самооценка высокой быть не должна. Если человек сам себя высоко оценивает, он не может жить нормальной жизнью. Много ли среди нас настоящих подвижников, которые действительно из себя что-то представляют? Разве сейчас много людей, которые достаточно над собой работают, чтобы потом высоко себя оценивать? Или не высоко, а хотя бы адекватно, объективно? Нет! Посмотришь вокруг – никто не хочет прилагать усилия для собственного развития, никто не желает напрягаться, но при этом все почему-то хотят иметь высокую самооценку.

Никакого конкретного ответа мы сразу не получим. Во-первых, как мы уже говорили, надо по-настоящему захотеть услышать этот ответ. Не все этого на самом деле хотят.

Любой человек, который ставит такой вопрос, должен ответить честно: действительно ли его интересует вопрос — ДЛЯ ЧЕГО ему дано это испытание?

Вы знаете, что нормальным родителям обычно не доверяют своенравные, эгоистичные, капризные, нахальные дети, имеющие к тому же очень высокое мнения о себе. А теперь давайте обратим внимание на себя и задумаемся, не похожи ли мы на таких детишек?

Если есть желание услышать ответ на свой вопрос, если мы доверяем Тому, кто устраивает нашу жизнь, если понимаем, что сам ответ — в будущем, то достаточно с нас и того, что мы знаем о том, что все происходит по Воле Божией и для нашего блага. Удовольствуемся этим (ну, не объяснять же Богу нам, малым Его деткам, устройство мироздания и причинно – следственных связей многомерного мира). И перестанем терзать себя этими вопросами. Положимся на Его милость.

(Пять книг против ересей)

(Творения, Ч. 5. О подвижничестве / О Суде Божием)

(Священник Григорий Дьяченко.
Уроки и примеры христианской веры.
Опыт катихизической хрестоматии. СПб., 1900)

(Слово 25-е. О будущем Суде)

Что же, скажешь, если кто совершит бесчисленные убийства, и прольет множество крови, – такой человек будет ли достойно наказан, когда будет пролита только кровь его одного? Не рассуждай так, любезный, но подумай о том, что этот человек, недолго спустя, получит нетленное тело, которое будет в состоянии терпеть непрестанное и вечное мучение.

Подлинно, немалые скорби постигли Вифлеем, когда детей отторгали от сосцов матерей, и предавали неправедной смерти. Если же ты еще малодушествуешь и не в силах возвыситься до такого любомудрия (речь идет о сказанном выше в этой беседе — прим. сост.), то узнай конец того, кто дерзнул на такое злодеяние, и немного успокойся. В самом деле, суд весьма скоро постиг Ирода за его поступок, и он за свое злодейство был достойно наказан: он кончил жизнь тяжкой смертью, и даже более жалкой, чем та, на которую он осудил младенцев, потерпев при этом бесчисленное множество и других страданий.

(Письма в 3 томах, т. 2, письмо 182 Офелию)

(Поучение о казнях Божиих)

(Поучения и проповеди. Часть 1)

О видах наказания:

(Наставления. Письма. Размышления. Молитвы. М. 2003)

(Наставления. Лёгкие грехи)

(Поучения в неделю о расслабленном.)

(Толкование на Послание Св. апостола Павла к Римлянам, 1:18)

(Наставления в духовной жизни)

(Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника.
Толкования Посланий апостола Павла.
Послания к Солунянам, к Филимону, к Евреям)

(Моя жизнь во Христе)

(Проповеди. Том 3. О Наказаниях Божиих)

Святитель Аврелий Августин
А между тем, если бы было у них хоть сколько-нибудь здравого смысла, они должны были бы все то, что претерпели от врагов сурового и жестокого, приписать божественному провидению, которое обычно исправляет и сглаживает войнами испорченные нравы людей, справедливую же и похвальную жизнь смертных в то же самое время этими поражениями упражняет и после испытания или переносит их в лучший мир, или удерживает на этой земле ради пользы других.

Изможденная мучениями, святая Сира смертельно заболела. Она стала просить Господа, чтобы Он не дал ей умереть от болезни, но сподобил мученического венца. Бог услышал ее и даровал исцеление. Увидя мученицу здоровой, темничный сторож и начальник тюрьмы хотели обесчестить святую деву, но Господь одного поразил болезнью, а другого смертью.

VII Вселенский Собор
Ересеначальникам Иоанну никомидийскому и Константину наколийскому анафема! Они уничтожили икону Господа и святых его; за это уничижил и их Господь [1, деяние 7-ое, с. 293].

Деяния Вселенских Соборов,
изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии.
Т. 7. 3-е изд. Казань: Казанская Духовная Академия, 1909. 332 с.

Священномученик Пионий Смирнский
Приближается суд миру, и знамения его заметны. Я прошел все еврейские страны, перешел реку Иордан и видел землю, до сих пор носящую на себе знамение гнева Божия за грехи людей, живущих на ней и совершающих убийства и многие злодейства путникам. Я видел дым, исходящий от нее, поля и нивы, опаленные огнем, без всякого плода, лишенные влаги. Видел я и мертвое море (т. е. асфальтовое озеро, производящее смолу), и воду, потерявшую свои свойства по гневу Божию; она не может ни напоить животного, ни удержать в себе человеческого тела и все, что ни бросать в нее, выбрасывает тотчас вон. Но что я вспоминаю такие далекие места! Вы видите Декаполь в Лидии, сгоревший от огня, и до сих пор лежит он опаленный в наказание нечестивым. Вспомните об извержении горы Этны и попалении острова Сицилии. Если же это кажется вам далеко от вас, то подумайте о теплых водах, выходящих из земли: почему они нагреваются и бывают горячи? Не от огня ли, приготовленного для грешников внутри земли? Отсюда мы узнаем, что будет суд миру и казнь огнем для грешников от Бога через воплотившееся Его Слово, Господа нашего Иисуса Христа, и потому мы не служим богам эллинским и золотому идолу поклоняться не хотим.
Когда святой Пионий входил в двери темницы, то один воин сильно ударил его чем-то по голове и ранил. И тотчас ударивший почувствовал боль в руках, весь был охвачен болезнью, тело его покрылось струпьями и распухло, так что он едва мог дышать.

Святитель Димитрий Ростовский.
Страдание святого священномученика Пиония,
пресвитера Смирнского, и прочих с ним.

(Святителя Феофила Антиохийского
послание к Автолику, книга 1, часть 3)

Священномученик Киприан Карфагенский
Наконец как неразделимо таинство единства, как безнадежны и как великую казнь заслуживают себе от гнева Божия те, кои производят раскол, и, оставивши епископа, поставляют себе вне иного лжеепископа, – это возвещает Священное Писание в Книгах Царств, где говорится, что десять колен отделились от колен Иудина и Вениаминова и оставивши своего царя, поставили себе иного, вне: и разгневася Господь на все семя Израилево и поколеба я, и даде я в руки расхищающим я дондеже отверже я от лица своего. Яко отторжеся Израиль от дому Давидова, и поставиша себе царя Иеровоама сына Наватова ( 4Цар.17,20.21 ). Говорится, что Господь разгневался и предал их погибели за то, что они отделились от единства и поставили себе другого царя. И гнев Господень против произведших раскол был так велик, что даже, когда человек Божий был послан к Иеровоаму, чтобы обличить грехи его и предсказать ему будущее мщение; то ему запрещено было вкушать у них хлеб и пить воду. А когда тот не соблюл сего и, вопреки повелению Божию, обедал с ними; то тотчас был поражен величием суда Божия: на возвратном пути напал на него лев, и, искусав его, лишил жизни. И кто же после сего осмелится сказать, что спасительная вода крещения и небесная благодать могут быть общи у нас с раскольниками, с которыми не должны быть общими ни земная пища, ни мирское питие?
Ведь Корей, Дафан и Авирон знали того же Бога, что и священник Аарон и Моисей; живя под одним законом и исповедуя туже веру, они призывали единого истинного Бога, которого должно было почитать и призывать: однако же когда преступили пределы, поставленные местом служения своего, и вопреки священнику Аарону, получившему законное священство, по удостоению Божию, и посвящению Господню, – присвоили себе власть священнодействовать; то тотчас за недозволенные усилия потерпели наказание, быв поражены казнью свыше, – и жертвы, принесенные не благочестно и не законно, вопреки праву божественного распоряжения, не могли быть ни действительными, ни полезными. Самые кадильницы, в которых незаконно был принесен фимиам, как для того, чтобы впредь не были в употреблении у священников, так еще более для напоминания потомкам Божественного гнева и мщения, требовавшего от них исправления, – переплавленные и очищенные, по повелению Божию, обращаются в гибкие доски и приделываются к алтарю, в память, говорит Божественное Писание: сынам Израилевым, яко да никтоже приидет иноплеменник, иже несть от семене Аароня, еже возложити фимиам пред Господем, и да не будет, якоже Корей ( Числ. 6, 40 ). И однако они (Кореи, Дафан и Авирон) не произвели раскола, не выходили вон из стана и не возмущались бесстыдно и незаконно против священников Божиих, как это делают ныне те, кои расторгая Церковь и возмущаясь против мира и единства Христова, стараются установить у себя кафедру, восхитить первенство… […] И как угрожал чрез Моисея так и исполнил Господь: все не отделившиеся от Корея, Дафана и Авирона тотчас получили наказание за нечестивое общение. Этот пример очевидно доказывает, что приобщаются вине и наказанию все те, кои, по нечестивому безрассудству, будут в общении с раскольниками, вопреки начальникам и священникам.

(Письмо к Магну о крещении Новациан
и о получивших крещение в болезни)

Святитель Григорий Богослов
Ибо о чем не помышляли ни Диоклитиан, первый из лютейших гонителей христианства, ни преемник его Максимиан, превзошедший его в жестокости, ни последовавший за ними и злейший их гонитель Максимин, потерпевший за это ужасную казнь, гнусную язву телесную (Максимин умер от зловонных ран, которыми была поражена нижняя часть чрева его — прим. ред.), знаки которой изображены, как на позорных столбах, на его статуях, стоящих и сейчас в публичных местах, – то замышлял он (Юлиан-отступник — прим. сост.), как пересказывают сообщники и свидетели тайных его дел, но удержан был Божиим человеколюбием и слезами Христиан, которые обильно проливались многими как единственная защита против гонителя.

Теперь предназначу уже другую цель слову, которую едва ли и предназначал кто себе, цель священнейшую перед Богом, приятнейшую для нас, полезнейшую для потомков, – присовокупить к сказанному и то, как правдивы весы Божии и какие воздаяния находит для себя нечестие, то немедленно, то в скором времени, как это угодно бывает (полагаю я) Художнику – Слову и Распорядителю дел наших, который знает, когда загладить бедствия милостью и когда вразумить дерзость посрамлением и казнями, употребив известные Ему меры исправления. Но кто вполне изобразит болезни, по суду Божию постигающие нечестивых, терзания, не остающиеся втайне, другие различные поражения и казни, соразмерные преступлениям, необыкновенные случаи смерти, сознание вины среди самих страданий, бесполезное раскаяние, вразумления в сновидениях и свыше посылаемые видения? Или те ясные и очевидные доказательства гнева Божия, которые видели на себе дерзкие, осквернившие Божии храмы или надругавшиеся над священными трапезами, или оказавшие свое неистовство на таинственных сосудах, ненаказанно пожиравшие нашу плоть и отважившиеся на все прочее? […]
Когда же, устрашенные внезапно сильным вихрем и землетрясением, устремились к одному из ближних храмов, одни дли молитвы, другие, как обыкновенно бывает в подобных случаях, ища спасения, где пришлось, иные же увлечены были общим смятением, вмешавшись в толпу бегущих, тогда, по словам некоторых, храм их не принял. Идя к отворенным вратам, нашли, что они затворены какой-то невидимой силой, которая чудодействует подобным образом, чтобы привести нечестивых в ужас, а благочестивых в безопасность. Но все уже говорят и уверены, что когда силились войти, из храма вышел огонь и одних пожег и истребил (так что с ними случилось нечто подобное постигшему содомлян, или чуду, совершившемуся с Надавом и Авиудом, которые воскурили чуждый огонь и погибли необычайно), а других, изувечив, оставил живым памятником Божия гнева и мщения на грешников. […]
До сих пор Бог удерживал еще и откладывал Свой гнев за нас, не возжег еще всей Своей ревности, а только высоко занес руку на нечестивых и хотя натянул и приготовил лук, однако же удерживал его силой и ожидал, пока выйдет наружу вся злоба Юлиана, подобно какому-нибудь злокачественному и гнойному нарыву; ибо таков закон Божия суда: или спасти покаянием, или наказать по справедливости.

Но когда в мире вещество возмутится само против себя и, своим смятением готовя разрушение, сделается неукротимым, или когда Бог, в страх и наказание грешникам, нарушит несколько стройный порядок или наводнением, или землетрясением, или необыкновенными дождями, или затмением солнца, или продолжительностью какого-нибудь времени года, или извержением огня, тогда беспорядок и страх разливаются всюду, и среди смятения открывается, как благодетелен мир.

А сверх этого и больше всего будь ныне Моисеем и Финеесом (святитель обращается к своему отцу — мое прим.). Восстань за нас и умилостиви, да остановится язва ( Пс.105:30 ), или духовной жертвой или молитвой и умным ходатайством удержи гнев Господень, своим посредничеством останови последующие удары. Господь не презирает седин отца, молящегося о чадах. Помолись о прошедших согрешениях, поручись за будущее. Представь Богу народ, очищенный ударами и страхом, испроси ему телесную пищу, а особенно испроси ангельскую, сходящую с неба. Если сделаешь это, то примиришь с нами Бога, смягчишь небо, низведешь дождь ранний и поздний.

Начало этому бешенству положил Арий, соименный умоисступлению, который и понес наказание за необузданность языка, по действию молитвы, а не по болезни, приняв конец жизни в нечистом месте и рассевшись, как Иуда, за равное с ним предательство Слова.
По прошествии немногого времени, Правосудие Божие, предав злочестивого царя (Юлиана отступника — мое прим.) персам, там совершает над ним суд, и увлеченного туда любочестием возвращает мертвым, ни в ком не возбуждающим сожаления; даже, как слышал я от кого-то, его не приняла могила, но отвергла, и с пламенем изринула поколебавшаяся ради него земля, в чем вижу начало тамошнего мучения.

Но в преграждение многих грехов, какие произрастали от корня повреждения от разных причин и в разные времена, человек и прежде вразумляем был многоразлично: словом, Законом, Пророками, благодеяниями, угрозами, карами, наводнениями, пожарами, войнами, победами, поражениями, знамениями небесными, знамениями в воздухе, на земле, на море, неожиданными переворотами в судьбе людей, городов, народов (все это имело целью загладить повреждение)…

Но вот другое происшествие, которое не менее важно, чем уже описанные. Злые превозмогли, Василию [Великому] определено изгнание, и ничто не мешало к исполнению определения. Наступила ночь, приготовлена колесница, враги рукоплескали, благочестивые уныли, мы окружали путника, с охотой готовившегося к отъезду; исполнено было и все прочее, нужное к этому прекрасному поруганию. И что же? Бог разоряет определение. Кто поразил первенцев Египта, ожесточившегося против Израиля, Тот и теперь поражает болезнью сына царя. И как мгновенно! Здесь писание об изгнании, а там определение о болезни; и рука лукавого писца удержана, святой муж спасается, благочестивый делается даром горячки, вразумившей дерзкого царя! Что справедливее и скоропостижнее этого?

Святитель Григорий Турский
Ирод же, боясь за свою власть, велел убить всех младенцев, надеясь таким образом уничтожить Христа. Затем по Божьему произволению он погиб сам.

Священномученик Владимир (Богоявленский)
К сожалению, едва только удаляется от нас гнев Божий, жизнь города начинает уже опять принимать тот вид, какой она имела до болезни: храмы Божии снова пустеют, площади града опять оглашаются бесчинными плясками, бесстыдными песнями. […]
Постигшая нас болезнь не есть дело случая, как могут думать некоторые. Это дело правосудия Божия, кара Всемогущего, бич Божий, простертый для нашего же испытания и отрезвления. В Священном Писании много примеров, уверяющих, что всегда Бог отводил в сторону Свой меч, направленный на человека, если только последний, заметив его, вразумлялся и старался избавиться от меча Божия.

(Жития новомучеников. 25 января (7 февраля).
Священномученик Владимир (Богоявленский),
митрополит Киевский)

Священномученик Петр (Зверев)
Все еще из разных мест получаются сообщения о том, что по стране нашей распространяются заразные болезни, которые уносят в могилу целые тысячи людей. Неудивительно, что при столь страшном явлении люди приходят в беспокойство и стараются придумать всевозможные средства, чтобы отклонить от себя надвигающуюся грозу… Но вот горе наше, что мы изобретаем всё не то средство, которое бы действительно нас избавило от ужасной, никого не милующей болезни. Мы стараемся пользоваться разными сыворотками и прививками… Все комиссии и подавляющее большинство частных людей только совершенно оставляют в стороне духовное начало в человеке – его душу, только не желают о ней подумать, да, впрочем, они и не могут желать думать о ней, так как, кажется, и не подозревают, что она у них есть и нуждается в попечении гораздо более, чем тело… Они так далеки стали от всего духовного, что не могут поверить, что главное и единственное зло всех болезней, несчастий и страданий на земле есть грех, который и надо уничтожать, с которым и нужно бороться во что бы то ни стало, всеми силами, как бы трудно это ни было. А все эти вибрионы, микробы и бациллы – только орудие и средство в руках Промысла Божия, ищущего спасения души человеческой. Знает Бог, что дорога нам земная жизнь, что дорого нам тело, и вот на это-то и направляет Свои удары, чтобы мы опомнились и раскаялись. Посылая мор на людей, Господь тем самым напоминает нам всегда иметь пред глазами своими смерть, а за нею и Страшный Суд, за которым последует вечное наказание нераскаянных грешников… К Нему-то и нужно прежде всего обращаться с молитвою о помиловании и об отвращении праведного гнева Его. Но, молясь, надо стараться быть достойными милости Божией. Необходимо сознать грехи свои, раскаяться в них, решиться вести жизнь свою согласно заповедям евангельским. С покаянием должно соединить пост и воздержание, должно отказаться хоть на время от разных удовольствий, игрищ, зрелищ и праздного времяпровождения. Но как-то страшно становится от того, что видишь вокруг: с одной стороны, как будто и боятся заразных, губительных болезней, страшатся смерти и в то же самое время предаются необузданному веселью, забавам, зрелищам, совершенно забывая свои священные обязанности по своему званию православных христиан… Хотя уже бесконечное число раз говорено и переговорено о том, что наша интеллигенция далека от народа и не знает и не понимает его, но еще раз хочется крикнуть так, чтобы услышали наконец, кому слышать надлежит: “Да постойте, Бога ради, будьте добросовестны и беспристрастны, сойдите с высоты своего величия и прислушайтесь к тому, что говорит народ. Пощадите, пожалейте душу народную! Вы толкуете о просвещении, вы скорбите, что народ наш темен, вы строите школы, а сами в то же время вносите тьму в среду его, развращаете его, заменяете истину Христову ложью язычества, содействуете возвращению народа к нравам языческим. И как не быть смертоносным язвам в стране нашей, когда мы отступаем от Бога и навлекаем на себя Его праведный гнев?! Еще удивляться надо безмерному долготерпению Божию, что Он милостиво карает нас, надо горячо благодарить Его, что не погубляет нас окончательно, и слезно умолять Его, чтобы Он не дал осуществиться злому делу и открыл сердечные очи тем, кому вверено попечение о душе народной. Покаемся же все и исправимся и обратимся к Богу, от Которого отступили!”.

(Жития новомучеников. 25 января (7 февраля).
Священномученик Петр (Зверев),
архиепископ Воронежский)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции