В центр лучше не заезжать

В Москве могут появиться специальные зоны, заезжать в которые будет запрещено автомобилям низких экологических классов. С таким предложением выступили в Совете при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). На сайте правозащитной организации отмечается, что мэр столицы Сергей Собянин поддержал инициативу. Портал Москва 24 разбирался, что делать владельцам машин низкого экологического класса, если предложение реализуют.


Фото: портал Москва 24/Игорь Иванко

По мнению правозащитников, одним из возможных путей решения проблемы загрязнения воздуха в крупных городах является введение ограничений для транспорта экологических классов "0", "1", "2" и "3", суммарная доля которых в столице в 2016 году составляла 40 процентов.

В целом в России, по данным агентства "Автостат" на 1 января 2018 года, автомобилей класса "Евро-3", "Евро-2", "Евро-1" и "Евро-0" насчитывалось более 58 процентов.

СПЧ также предлагает ввести стандарты для знаков ограничения экологического класса транспортных средств (знак 5.35 "Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств" и тому подобное). Кроме того, по мнению правозащитников, необходимо установить категории автомобилей, на которые будут действовать ограничения. А контролировать въезд в специальные зоны будут фото- и видеокамеры, они же будут фиксировать нарушителей.

Поправки в правила дорожного движения, позволяющие ограничить въезд в отдельные городские зоны машин с двигателями классов "Евро-0", "Евро-1" и "Евро-2", вступили в силу в июле 2018 года. Среди прочего был введен новый дорожный знак "Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств".

В Москве на данный момент уже действуют некоторые ограничения для автомобилей низких экологических классов и преференции для владельцев "зеленых" автомобилей. Например, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предоставляются субсидии, если они используют легковые автомобили не ниже экологического класса 3, а для операторов каршеринга – если не ниже экологического класса 4. А владельцам электрокаров можно бесплатно парковаться на городских стоянках.


Фото: портал Москва 24

Также в городе действуют запреты на въезд и передвижение грузовых транспортных средств, соответствующих по экологическим характеристикам требованиям ниже экологических классов 2 и 3: грузовикам ниже "Евро-3" запрещено движение по ТТК и въезд в центр, а фуры ниже "Евро-2" не пускают на МКАД и не позволяют въезжать в ее пределы.

Правительство поручило подготовить дорожную карту новых ограничений до 4 марта. Вторым регионом, где будут контролировать передвижения неэкологичного транспорта, станет Санкт-Петербург.

Автоэксперт Игорь Моржаретто рассказал, что дорожная карта изменений в Москве пока на стадии разработки и до окончательного принятия каких-либо решений еще далеко.

"Для того, чтобы ввести экологические зоны, мало того что нужны знаки – на них пока не ввели ГОСТ. У нас только с 2012 года начали писать экологический класс в документах автомобиля, а до этого не писали. Поэтому нужно придумать, каким образом такие автомобили маркировать. Например, в Германии есть огромное количество экологических зон в центре городов. И там есть сервисы, где могут присвоить экологический класс: приезжаете в такой сервис, платите небольшую сумму – проводят тест и клеят наклейку с экологическим классом. Пока это не разработано, нельзя говорить об ограничениях", – пояснил он.

По словам эксперта, вопрос появления ограничений для неэкологичных автомобилей нельзя обсуждать без оглядки на социальную составляющую.

"У нас примерно треть автомобилей, которые имеют класс "Евро-0" и ниже, и надо определиться, что делать с этими автомобилями, потому что в столице есть много людей, у которых на более хороший автомобиль нет денег. Нужно прописать все этапы, принять отдельные решения, а уже потом вводить ограничения по экологическим зонам. Хотя, наверное, имеет смысл, условно говоря, в пределах ТТК сделать ограничение "Евро-3" и больше. Говорят, что это будет минус треть всех выхлопов", – добавил Моржаретто.


Фото: портал Москва 24

Кроме того, он уверен, что владельцам старых автомобилей нужно будет предоставить альтернативу.

"Например, если у вас автомобиль старый, то правительство должно дать вам альтернативу, например, предложить льготный кредит на покупку нового автомобиля. Нельзя одномоментно опустить шлагбаум. А ретроавтомобили составляют сотые доли процента от всего парка, поэтому по ним можно будет принять отдельное решение, они не будут вредить экологии", – заключил эксперт.

Автоэксперт Михаил Колодочкин также пояснил, что раритетные автомобили в Москве по городу передвигаются редко. "Если автомобиль становится раритетным, то он уже не транспортное средство, а сравни фамильному бриллианту. Человек не будет на нем каждый день на работу, а будет ездить на современном автомобиле. В том же Берлине – там до сих пор проводят экскурсии на раритетных "Трабантах", они тоже неэкологичные, но могут передвигаться по центру города, их такое малое количество, что сильно качество воздуха не испортят", – отметил он.

С 4 августа вступает в силу ГОСТ на новые автомобильные номера. Стандарт впервые вводит номера для ретроавтомобилей, однако в реальной жизни такие госзнаки появятся нескоро. Сначала разработают стандарт признания того или иного автомобиля классическим. Документ уже анонсирован Росстандартом, но подготовка его начнется только в следующем году.

Эксперт не уверен в том, что владельцы старых автомобилей станут обновлять свои машины.

"Обладателям старых автомобилей нужно будет либо покупать новые машины, либо перебираться в другие районы, но я не думаю, что владелец старой отечественной машины пойдет и купит новенькую иномарку, потому что он ездит на старой, так как у него денег нет. Так бы он с удовольствием купил что-нибудь современное, если бы мог, – подчеркнул Колодочкин. – Лет пять-шесть назад был дом в Москве, во двор которого жители решили запретить въезжать отечественным автомобилям. Тогда был скандал и вопли, а теперь мы снова к этому возвращаемся".

Мы в очередной раз не изобрели ничего нового и копируем чужой опыт. Хотя опыт и разумный. На Западе, в Европе например, уже существуют так называемые экологические зоны, куда въезд автомобилям с двигателями, качество которых ниже определённых стандартов, запрещён. Есть такие зоны в Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Франции. Причём в Германии их целых 59, а во Франции — 30. И в обозримом будущем это количество будет только расти. В ближайшее время их введут в Чехии.

Но вот настал и наш черёд. Только что вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, по которым все автомобили в стране будут разделены на несколько категорий по вредоносности их двигателей. Категории будут начинаться от Евро-0, потом последуют 1, 2, 3, 4 и 5. Машины со стандартом Евро-6 у нас только начинают появляться. Наверное, скоро и их будут учитывать. При этом категории от Евро-4 и выше, кроме законной гордости, вам ничего не сулят. А вот машинам с двигателями ниже стандарта Евро-4 будет запрещён въезд в места, которые определят местные власти. Правда, вступить-то новый порядок в силу вступил, но пока не действует. Нет ГОСТов, по которым должны устанавливать новые дорожные знаки. ГОСТы сейчас ускоренными темпами готовят, но всё равно процедура займёт некоторое время.

Нововведение должно порадовать московские власти. Ежедневно в столицу из Подмосковья въезжают многие сотни тысяч автомобилей. Причём 400 тысяч из них — с двигателями ниже Евро-4. Если их перестанут пускать в Москву, какое-никакое, а облегчение будет, ибо сегодня по столице стало ездить совсем невозможно.

Экологический класс автомобиля проставляется в паспорте транспортного средства (ПТС) начиная с 2010-го, а в основном — с 2011 года. Таким образом, у машин старше семи-восьми лет никакого класса в документах, скорее всего, нет. По данным ГИБДД, в стране зарегистрировано 11,2 миллиона автомобилей возрастом 5-10 лет, 7,7 миллиона машин возрастом 10-15 лет и целых 14,5 миллиона авто и вовсе старше 15 лет.

Если машина въехала в запрещённую зону, то будет оформлен штраф. Пока предполагается, что он будет равен 500 рублям.

Почему мы говорим о возрасте машин. Дело в том, что их экологическую безопасность будут определять с видеокамер по номеру, а значит, по ПТС. В сумме по стране машин с двигателями ниже Евро-4 почти 65 процентов. В Москве, Петербурге и нескольких других крупных городах ситуация немного лучше, но это погоды не делает.

К тому же видеокамеры есть не везде. Второй вариант предполагает участие инспектора. Он проверит экологический класс автомобиля по свидетельству о регистрации машины. Если машина въехала в запрещённую зону, то будет оформлен штраф. Пока предполагается, что он будет равен 500 рублям. Немного, но при фиксировании нарушения камерами он будет взиматься с каждого нарушения, заснятого каждым устройством. Было предложение увеличить штраф до 10 тысяч, но оно не прошло в Государственной Думе.

В столичном ГИБДД заявили, что город готов к новому виду фотовидеофиксации нарушений. В провинции такого количества камер не понавешено. Однако там и запретных зон будет куда меньше.

Въезд в центр города останется бесплатным

Теперь решили обойтись без шлагбаумов. Это уже хорошо. Но люди всё равно протестуют. И это неудивительно, если учитывать, что почти две трети, как уже говорилось, автомобилей в стране экологически грязные. Причём речь идёт только о легковых авто. С грузовиками дело вообще швах.

Противники нового порядка ссылаются на Конституцию, где зафиксированы свобода передвижения и равенство граждан перед законом вне зависимости от их материального положения. По мнению критиков, слишком много людей оказываются лишёнными права ездить свободно. Но это явный перебор. По такой логике и техосмотр — ограничение чьих-то прав. Он ведь запрещает ездить на неисправном автомобиле. И запрет грузовикам ехать через центр города — тоже ограничение прав их водителей.

С этим утверждением можно поспорить. А если на улицах города уже нечем дышать? В природоохранных зонах как раз есть чем.


Шенгенские визы — как школьная влюблённость. Почти у каждого была хоть одна, но мало кто разбирается, как это вообще работает. Собрали самые стыдные вопросы о шенгене и ответили на них, чтобы вам не позориться на туристических форумах и в фейсбуке.

Важно: мы говорим о визе категории С, для краткосрочных поездок на срок до 90 дней. Такая виза бывает деловой, гостевой и туристической. Визы для учёбы, работы или проживания имеют свои нюансы.

Что это за виза?

Я могу поехать в любую страну Европы по ней? Или только в страны Евросоюза?

Официально в Европе 50 стран, а 26 из них договорились об отмене пограничного контроля внутри зоны, которая называется Шенгенской. Чтобы въехать в эту зону, нужно разрешение, действующее определённое время — проще говоря, виза.

Шенген — это не Евросоюз. Некоторые страны входят в ЕС, но для въезда в них не подходят шенгенские визы. И наоборот: есть страны, которые не находятся в составе ЕС, но шенгенские визы принимают. Например, Норвегия, Исландия и Швейцария не являются членами Евросоюза, но в них можно попасть по шенгенской визе.

Шенгенская виза подойдёт для въезда в эти страны:

А вот для Ирландии шенген не подойдёт несмотря на то, что страна входит в ЕС. Ирландцы требуют оформлять отдельную визу. Только не путайте эту Ирландию с Северной Ирландией, которая является частью Великобритании.

Нужно получать новый шенген на каждую поездку?

Шенгенские визы категории C делятся на однократные и многократные. К тому же и те и другие называются краткосрочными, то есть не подразумевают, что вы останетесь на несколько лет в Европе жить и работать.

Однократные действуют один раз и определённый срок. То есть если вы едете в Европу на две недели, и вам дали визу ровно на 14 дней, то после возвращения и для следующей поездки придётся делать новую визу.

Мультивизы, или многократные, ограничены только сроком действия. Если вам дали такую визу на три года, вы можете въехать и выехать в любые страны Шенгенского соглашения хоть сорок раз за эти три года. Главное, не превышать лимит: максимум 90 дней пребывания в Европе за полгода.


Обязательно платить визовый сбор?

Да. Эти деньги нужны, чтобы с вашими документами начали работать. Визовый сбор для граждан России составляет 35 евро, а при подаче через визовый центр — 35 евро плюс сбор за услуги центра. Эти деньги не возвращают, даже если в визе вам отказали.

Если не хотите платить за дополнительные услуги, визу придётся получать в консульстве той страны, куда вы собираетесь ехать. Почему так делают не все? Приёмные часы ограничены, а в консульства некоторых стран нужно записываться сильно заранее и долго ждать своей очереди. К тому же в одном визовом центре можно подать документы на въезд в любую страну Шенгенской зоны, тогда как одно консульство всегда отвечает за одну конкретную страну.

Куда идти за визой?

Тут проще рассказать по пунктам:

Просто запомните: визовый центр = вы не забиваете себе голову вопросами и оформлением, отдаёте больше денег, курьер привозит вам визу хоть в офис посреди рабочего дня; консульство = вы занимаетесь всеми документами, платите меньше, идёте ножками забирать визу после звонка о готовности.

А какие доки нужны? А переводить надо?

Лучший способ узнать полный список документов — зайти на сайт консульства или визового центра. Некоторые страны требуют подтверждение финансовой состоятельности и все брони, некоторым достаточно анкеты и копии паспорта. Сомневаетесь, стоит ли что-то брать? Лучше позвонить и уточнить. Номера и телефоны можно найти там же, где список документов.

Паспорт и копии всех страниц;

Стандартную анкету с фотографиями;

Загранпаспорт и копию первой страницы. Важно: загранпаспорт должен быть годен ещё в течение трёх месяцев после того, как вы возвращаетесь из поездки;

Документ, проясняющий цель поездки. Для деловой — приглашение от иностранного юридического лица, для туристической — подтверждение брони в отеле.

Справка с работы на официальном бланке и страховка.

И не забудьте, что у стран могут отличаться требования к фотографиям. Финляндия и Словакия, например, предпочитают серый фон вместо белого.

Но если окажется, что не хватает какой-либо бумажки, будь то бронь отеля или обратный билет, вам обязательно сразу скажут об этом. Не будет такого, что пакет документов примут без чего-то важного, а потом молча откажут в визе.


Чем определяется срок действия визы?

Буквально до лета 2019 года всё зависело только от двух факторов: вашей истории путешествий и визовой политики стран. Например, Германия чаще давала разрешение только на даты поездки. Италия и Греция могли с первого раза выдать полугодовую многократную визу. Иногда политика менялась с приходом новых консулов или вообще зависела от туристической обстановки в государстве.

Получить годовую мультивизу можно при условии, что в паспорте уже есть не менее трёх виз, полученных в течение двух предыдущих лет.

Получить мультивизу на два года получится, если до этого у вас была виза на год.

Шенген на пять лет дадут тем, кто получал двухлетнюю визу за последние три года. Общее и главное условие для всех — корректное использование виз.

Корректное использование означает, что вы соблюдаете все правила.

Ещё документы на визу можно подавать за полгода, но не меньше, чем за 15 дней до поездки.

Но правила правилами, а отказать всё равно могут несмотря на визовую историю. Это работает и в обратную сторону: если сможете доказать, что вам очень надо, и подтвердите необходимость посещать страну, возможно, вам пойдут навстречу и дадут визу независимо от предыдущих штампов в паспорте.

Можно ли первой въехать в страну, отличную от страны выдачи? Нужно ли ездить в страну, выдавшую визу, каждый раз перед тем, как выехать в другую?

У других стран есть правило, что в стране, которая открыла визу, нужно пробыть наибольшее количество дней по сравнению с другими странами. Только не забывайте, что как таковых границ между странами Шенгенской зоны нет. Это значит, что на въезде в Австрию из Италии никто не будет вам ставить новый штамп. Так что это правило можно соблюсти, если именно заехать в страну выдачи визы на более долгий срок, чтобы по отметкам в паспорте было понятно, сколько времени вы там провели.

Ещё один вариант: количество выездов в страну, выдавшую визу, должно быть равно или превышать въезды во все остальные страны.

Вам, возможно, надоела эта фраза, но лучший способ узнать наверняка — обратиться в консульство. Не стоит рисковать будущими визами и верить туристическим форумам.

Один совет можно дать наверняка: хотя бы раз съездите в страну, выдавшую визу.


Я могу находиться в Европе два года, если у меня двухгодовая туристическая виза?

Нет. Тут мы возвращаемся к первому пункту, когда вы можете находиться в Шенгенской зоне по туристической визе не более 90 дней в полугодии (то есть, 90 из примерно 180 дней). Вы можете использовать их подряд (то есть, въехать в страну и выехать через три месяца) или небольшими периодами.

Если у вас виза на год и больше, правило работает так же — не более 90 дней. Считать надо с первого дня въезда в Европу.

Что делать, если кончились дни нахождения по визе?

Это зависит от вашего типа визы:

  1. Если виза была однократная, то вы просто подаёте заявление на новую визу;
  2. Если виза многократная и вы уже использовали свои 90 дней в полугодии, то нужно дождаться начала следующего. Выдача новой визы в этом случае не поможет.

Можно ли въехать в Шенгенскую зону по одной визе, а выехать по другой?

Как продлить шенген, не выходя из дома?

Можно ли покупать билет в один конец, если у тебя действующий шенген?

Будут ли спрашивать на границе, когда и как я возвращаюсь?

Всё, что касается границы, зависит только от офицера, с которым вы разговариваете. Если у вас есть план возвращения, спокойно и уверенно расскажите о нём по запросу офицера. Если такого плана нет, постарайтесь продумать ответ заранее. Если будете отвечать неуверенно, то может возникнуть резонное опасение, что вы вообще не собираетесь возвращаться — и вас просто никуда не пустят.

Но мы знаем немало случаев, когда путешественники честно признавались, что собираются объездить несколько стран и вернуться через пару месяцев, купив обратный билет чуть позже. И никаких помех ему не создавали: послушали и пропустили.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции