Рифмы к слову вошь

Выбраны все точные рифмы к слову вошь. Кликните по любому слову, чтобы найти к нему рифмы

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

1 слог
гласных: 1
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 3

2 слога
гласных: 2
согласных: 6

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

1 слог
гласных: 1
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 7

2 слога
гласных: 2
согласных: 6

2 слога
гласных: 2
согласных: 7

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

1 слог
гласных: 1
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 6

2 слога
гласных: 2
согласных: 3

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

1 слог
гласных: 1
согласных: 3

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

4 слога
гласных: 4
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

1 слог
гласных: 1
согласных: 2

1 слог
гласных: 1
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

1 слог
гласных: 1
согласных: 4

4 слога
гласных: 4
согласных: 5

4 слога
гласных: 4
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 3

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 3

3 слога
гласных: 3
согласных: 6

3 слога
гласных: 3
согласных: 6

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

4 слога
гласных: 4
согласных: 6

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

1 слог
гласных: 1
согласных: 3

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

1 слог
гласных: 1
согласных: 3

4 слога
гласных: 4
согласных: 5

1 слог
гласных: 1
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

4 слога
гласных: 4
согласных: 6

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

4 слога
гласных: 4
согласных: 6

4 слога
гласных: 4
согласных: 6

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

1 слог
гласных: 1
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

4 слога
гласных: 4
согласных: 8

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

4 слога
гласных: 4
согласных: 6

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 3

4 слога
гласных: 4
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 6

3 слога
гласных: 3
согласных: 6

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

1 слог
гласных: 1
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 6

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

4 слога
гласных: 4
согласных: 5

4 слога
гласных: 4
согласных: 5

4 слога
гласных: 4
согласных: 5

4 слога
гласных: 4
согласных: 9

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 6

3 слога
гласных: 3
согласных: 6

5 слогов
гласных: 5
согласных: 7

3 слога
гласных: 3
согласных: 6

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 3

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

1 слог
гласных: 1
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 6

4 слога
гласных: 4
согласных: 6

1 слог
гласных: 1
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 4

1 слог
гласных: 1
согласных: 3

4 слога
гласных: 4
согласных: 7

2 слога
гласных: 2
согласных: 3

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 4

1 слог
гласных: 1
согласных: 3

1 слог
гласных: 1
согласных: 3

3 слога
гласных: 3
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 3

3 слога
гласных: 3
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 3

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

3 слога
гласных: 3
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 3

1 слог
гласных: 1
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 4

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 7

1 слог
гласных: 1
согласных: 3

2 слога
гласных: 2
согласных: 5

2 слога
гласных: 2
согласных: 4

3 слога
гласных: 3
согласных: 5

Вы можете изменить окончание или падеж слова "вошь" для поиска других вариантов рифм.

, отряд насекомых, кровососущие наружные паразиты млекопитающих. Включает ок. 300 видов, в т. ч. человеческую вошь. Мелкие (дл. 0,4–6 мм), бескрылые, с уплощённым в спинно-брюшном направлении телом. Ротовой аппарат колюще-сосущий. И личинки, и взрослые насекомые питаются кровью. Весь жизненный цикл паразита протекает на теле хозяина. Откладываемые яйца (т. н. гниды) самки приклеивают к волосам хозяина с помощью выделений специальных желёз. Вскоре из них вылупляются личинки, похожие на взрослых особей, и после трёх линек становятся половозрелыми, т. е. взрослыми. Всё развитие продолжается ок. 23–25 сут. Самка живёт до двух месяцев и за этот период успевает отложить до 300 яиц. Заражение вшами происходит при контакте хозяев, а у человека и через одежду. Температура выше 44 °C губительна для вшей. Помимо того, что вши являются докучливыми паразитами, ослабляющими организм хозяина, они могут переносить возбудителей опасных заболеваний человека (напр., сыпного и возвратного тифа).

отряд кровососущих вторичнобескрылых насекомых. Ок. 300 видов. Паразиты человека и млекопитающих. На человеке паразитируют головная вошь, длина до 4 мм, платяная вошь, длина до 4,7 мм, а также площица, или лобковая вошь, длина до 1,5 мм. Могут служить переносчиками инфекционных заболеваний (сыпной тиф, возвратный тиф и др.). Вши животных на человека не переходят.

(Pediculina) — подпорядок отряда бескрылых насекомых (Aptera). Вши — маленькие, лишенные крыльев насекомые с коротким, втяжным, мясистым хоботком и широкими режущими, заостренными щетинками, с неясно расчлененной грудью и с 7—9-членистым брюшком, паразитирующие на наружных частях тела млекопитающих. Их широкое, сплюснутое, продолговато-круглое, бескрылое тело имеет большей частью сероватый цвет; грудь их неясно отделяется от брюшка; но голова весьма резко разграничена, шарообразна или яйцевидна: у одних она сзади сужена в виде шеи, а у других задняя часть ее широка и прямо прилегает к первому грудному членику. На голове находятся короткие, нитевидные, пятичленистые сяжки; два простых глазка, и колющие ротовые органы, состоящие из мясистого хоботка, снабженного крючочками и подпираемого двумя хитиновыми палочками, и из полого выдвижного колющего шипа (вероятно, сращенные верхние и нижние челюсти); сам хоботок есть сращение верхней и нижней губ. Грудь мала, членики ее не ясны. У вшей, как и у всех насекомых, три пары ног, прикрепляющихся к груди; лапка их двухсуставчатая; последний членик ее крючкообразный, снабжен одним коготком, который может пригибаться к первому членику лапки. Брюшко широкое, 7—9-членистое. В. — весьма сильные насекомые, с хорошо развитыми мускулами, в особенности груди и конечностей. Их нервная система состоит из головного мозга и из брюшной цепи, образуемой тремя весьма близко прилегающими друг к другу узлами. Пищеварительные органы состоят из пищепровода, большого двулопастного желудка, тонкой и толстой кишки, оканчивающейся на заднем конце тела в порошицу. У начала тонкой кишки с каждой стороны находится по два мальпигиевых сосуда. Кровеносная система не представляет никаких особенных отличий и состоит, как и у всех насекомых, из трубчатого сердца, лежащего на спине и сообщающегося с коротенькой аортой. Дыхательная система состоит из трубочек — дыхательных трубочек или трахей, — анастомозирующих и разветвляющихся по всему телу и сообщающихся с дыхальцами, расположенными по бокам брюшка и груди. Мужские половые органы представляют два семенника, два семяпровода, соединяющиеся в семяизвергающий канал, который оканчивается в penis. К семяизвергающему каналу присоединяются выводные протоки двух придаточных железок (слизеотделительные железы). Женские половые органы состоят из двух яичников, двух яйцепроводов, открывающихся во влагалище, к которому присоединяются две слизеотделительные железы и канал одного большого семяприемника. Самцы В., встречающиеся гораздо реже самок, меньше и стройнее последних и имеют более явственную голову. Вши вообще имеют незначительную величину — от 0,8 до 4,5 мм длины. Окраска — беловатая, серая, желтоватая, бурая. В. живут на теле человека и различных млекопитающих и питаются их кровью. У некоторых млекопитающих бывает по несколько различных видов В., например у быка 2 вида, у человека — 3. Всего охотнее В. держатся на густо покрытых волосами частях тела, и присутствие их обнаруживается зудом, который вызывают их уколы и ползания. Оплодотворенная самка прикрепляет свои яички (гниды) к волосам хозяина. Молодые В. вылупляются из яиц совершенно похожими на родителей и развиваются без превращения, подвергаясь трем линькам. Размножение В. идет довольно быстро. Левенгук показал, что одна самка вши платяной в короткое время может произвести 5000 молодых В., которые могут размножаться уже через две недели после вылупления. Известно 4 рода и около 30 видов.

Род вошь (Pediculus) имеет пятичленистые сяжки, 7-членистое брюшко, шееобразно утонченную заднюю часть головы и удлиненное брюшко. Вошь головная (Р. capitis). Самец имеет 1—1,5 мм, самка — 1,8—2 мм длины. Пепельно-серого цвета; брюшко яйцевидное, с буроватыми краями члеников. По наблюдениям Муррея, окраска ее изменяется соответственно с цветом кожи той человеческой расы, на которой она живет. Самка кладет до 50 грушевидных яиц, из которых через 6—8 дней вылупляется молодь. Молодые В. через 18 дней становятся вполне взрослыми. Вошь платяная (Р. vestimenti) имеет 2—3,5 мм длины; самцы меньше; грязно-белого или бело-серого цвета. Брюшко удлиненное, покрытое редкими волосками. Живет на мало волосистых или голых местах шеи, затылка и туловища человека. Яйца откладывает в складки и швы белья.

Род кровохлебка (Haematopinus) имеет пятичленистые сяжки, 8—9-членистое брюшко, голову без шееобразного сужения; грудь явственно отделена и уже брюшка. Известно около 16 видов, паразитирующих на различных млекопитающих, преимущественно копытных. Кровохлебка свиная (Н. suis) имеет от 3 до 4,5 мм длины; буро-желтого цвета; голова очень удлиненная, край передней и задней части головы темно-бурый; брюшко буро-желтое, серое или бурое, широкое. Паразитирует преимущественно на задних ногах свиней. Кровохлебка бычачья (H. eurysternus) имеет 1,5 мм длины, блестящего бурого цвета. Голова короткая, спереди округленная; ширина груди больше ее длины; брюшко яйцевидное, сероватое. На рогатом скоте, преимущественно на голове и на шее. Кровохлебка собачья (H. piliferus) имеет 2 мм длины, голова и грудь желтые или буро-желтые; брюшко желто-серое или светло-желтое, снизу густо покрытое бледно-желтыми волосками.

Род плащица (Phthirius). Сяжки пятичленистые. Брюшко 6-членистое, второй членик его, образуемый слиянием 3 члеников, имеет 3 дыхальца; грудь гораздо шире головы и почти не отделяется от брюшка. Брюшко короткое и широкое. Передние лапки одночленистые. Плащица лобковая (Phthirius inguinalis s. pubis) серо-желтого или серо-белого цвета. Самец имеет 0,8—1 мм, самка до 1,5 мм длины. Паразитирует на лобке, груди, под мышками, в бороде и бровях у человека.

Род Pedicinus имеет трехчленистые сяжки; брюшко 9-членистое, эллиптическое; все ноги равной длины. Phthirius eurygaster красноватого цвета. Паразитирует на некоторых обезьянах.

Вшей прежде относили, а некоторые и теперь относят к отряду полужесткокрылых (Hemiptera), но большинство соединяет их вместе с мехоедами (Mallophaga) в отряд бескрылых (см. это слово).

Важнейшая литература о В.: Landois, "Untersuchungen ü ber die auf dem Menschen schamarotzenden Pediculinen" ("Zeitschnft f. wiss. Zool", Bd. XIV, 1864 и Bd. XV, 1866); Br üll, "Zur feineren Anatomie der Lä use" ("Wiener med. Wochenschr.", 1866); Plaget, "Les Pediculines" (Лейден, 1884); Strobelt, "Anatomie und Physiologie von Haematopinus tenuirostris" (Дюссельдорф, 1882).

Э. Брандт.

Да… Но как только посетитель вышагнул за порог, работник районной газеты поискал глазами и отложил тетрадь. Потом, потом, потом… Нельзя же всерьёз заниматься этим бредом. Потом он наберётся сил, терпения и, смирив себя, пробежит так называемые стихи от корки до корки. А теперь… чтобы не задохнуться, теперь просто следовало встряхнуться и перевести дух. Не каждый день в корпункт приносили стихи, тем более такие.
- Это же, мягко говоря, густо замешанная на матерщине прописная блатная несуразица, - не мог остановить себя будущий оценщик.- Должно быть, создатель сего таким способом коротал время от звонка до звонка за высоким колючим забором. И может быть, серьёзные урки косились на эту кваснюковскую блажь и меньше его тиранили, меньше били его? Блаженных везде сторонятся и даже немного жалеют. И потом…- газетчика всё-таки подкупало, что и там, на дне жизни, человек поднимал очи к небу и думал, что пишет стихи. А, значит, нельзя было, в смысле воспитательном, не поддержать светлую тягу в запутанном мужике.

…О Кваснюке в районной газете вышла статья с приложением нескольких его творений. Очищенные от матюгов три стишка являли собой чувства угнетённого неволей человека, его раскаянье, его всем понятную тоску по жизни человеческой. Приличнее прочих выглядело письмо к женщине, где почтальон-судьба листом осенним зашвырнула в городскую квартиру простенькие мечты… Сюжет этого особенного творения при переделке показался журналюге подозрительно знакомым, откуда-то заимствованным. И тем не менее, поскольку был самым приличным, он был переделан, вернее переписан наново – из своего первоначального в стишке осталась ну если пара строк.
Когда через некоторое время Шуба заявился в корпункт с газетёнкой, зажатой в кулаке, его было не узнать. С великой, конечно же, натяжкой, но он напомнил литсотруднику читанное где-то из биографии Михаила Юрьевича Лермонтова! Тот, будучи уже признанным поэтом, бывало, заходил к редактору знаменитого журнала как бы без причины. Без приглашения усаживался, мостился на краешек редакторского стола, сверкающего порядком, немыслимым блеском, уставленного дорогим письменным прибором. Молча закуривал сигару. Глядя сквозь кольца дыма и редактора, отыскивающего уместные почтительные слова, оголённой от перчатки рукой небрежно швырял через весь стол листок с очередным шедевром…
И редактор и Михаил Юрьевич оба знали себе цену, но, главное, листку, порхнувшему навстречу славе. Хозяин кабинета заведомо прощал дерзость поведения особенному подателю. А поэт мелочно тешил своё честолюбие …
Кваснюк вытащил из-за пазухи уже три замасленные тетрадки:
- Ну что? Не соскучился без меня? Посмотри-ка. Это тоже мои стихи. Выбери подходящие.
Ответное возмущение могло быть криком, взрывом небольшой безвредной, но оглушительной шутихи, однако оно так и не вырвалось на волю. Закушенное зубами на выходе, возмущение трансформировалось в совет: пойти и отдать тетрадки кому-нибудь другому. И интересным было не то, что новоявленный поэт не сразу смог уяснить себе искренность ответных чувств, а то, что он всё-таки в них поверил.
Кому другому в селе, где даже корпункт районной газетёнки разместили по ошибке, смог бы отнести свои творения старый прожженный невзгодами до дыр в душе зэк? Человеческая природа не создала условий, в которых тяга к прекрасному ютилась бы где ни попадя. Жестокий мир с одной стороны окружал человека великой щедростью возможностей увидеть, почуять, прислониться к расплесканной всюду красоте, с другой - устанавливал немыслимо скупые квоты и ограниченья на общение с лучшим, прекрасным.
Кваснюк на совет не обиделся. Разве не посылали его прежде? Как-то равнодушно и неохотно забрал назад свои тетради. Ему их было впору выбросить – так надоели. А тут ещё так с ними обломилось. Честно говоря, ему понравилось то своё стихотворение про письмо к женщине, и он хотел, чтобы очкарик разнюхал бы и в других его тетрадках что-нибудь гожее. А раз отказывается, то облом, что тут поделаешь – не на перо же его посадить?

Удивительное приключилось с одной девяностолетней женщиной. В этом преклонном возрасте её, жизнь прожившую и уже готовую расстаться с этим светом, вдруг стали посещать раздумья… обо всём. И они оказались настолько яркими, обобщающими, что любящие мать взрослые сентиментальные дочери стали записывать за полуослепшей всё, что она наговаривала, шептала. Получилась подборка, которую дочери назвали стихами. И были, были в ней мысли, заслуживавшие душевного отклика читателя. Встречались и строчки, приблизительного стихотворного размера. Но стихов не было.
В молодости стихи пишутся сами. Свежесть бунтующих чувств приподымает и заставляет говорить складно. Маленькая прелестная женщина, вкусив любви родных, полюбив мужа, сама в себе решила, что может писать. Устроилась в газету сотрудником. Показала там свои вирши: оду на кончину бабушки, рассуждения на предмет сущности Христа… Неожиданность метафор, слитность рифмованных слов и даже туманность кажущегося намёка могли показаться стихами. Ну а она-то сама свои творения любила.
Однако не было за плечами прелестницы, которой очень хотелось быть поэтессой, опыта прожитой жизни. Не было ещё мук безысходности, счастливых страданий, которые облекают ум мудростью, а душу бездной, вмещающей всё. Муж, любимый сынишка, интересная работа – с каждым днём стихам отводилось всё меньше места. В каждодневной суете, получалось: им, её стихам, не хватало воздуха, аромата чувств. Они, эти затейливые творения, уже не радовали, напрягали, мешали любить себя…

Мой белый снег. Он падал и кружил.
Он опускался бережно и нежно.
Выписывал и ворожил
И подчинял себе безбрежно.
Была зима, и он летел, летел,
И в этом светлом чуде снегопада
Я только продолжения хотел,
Мне было больше ничего не надо.

Словно на тропу в глухом лесу после долгого безнадёжного блуждания попал. Словно обрёл воздух, без которого задыхался. Строчки по собственному разумению задавали размер, и, когда позыв волнения наталкивался на понимание сути, рисовалось дорогое важное сердцу. Шероховатости мучили, и было счастьем, когда нужное слово приходило, вставало на своё место, и стих начинал жить независимой жизнью.

Хвоя пьяна настоем тишины,
берёзы стынут в кремовом уборе,
на белоснежья косогоре
следы нелепые видны.
Голубизна следов парит
и чьи-то взгляды напрягает,
а лес загадочно молчит,
живое стылью облагает.
Под серым небом не дано
желанью жизни зародится.
В морозе время дрёму пьёт,
последний вздох реки дымится…
Мир замер в тишине из слёз,
ресницы веток не мигают,
и только наземь опадают
видения забытых грёз…

Различные виды рифм. Различная ценность рифм.
Составные и разноударные рифмы. Чередование рифм.

Поэтому более корректное определение рифмы:
слуховое совпадение ударного гласного и последующих за ним согласных звуков в окончании слов.

И ни души. Один лишь хрИП,
Тоскливый лязг и стук ножОВЫЙ,
И сталкивающихся глЫБ
Скрежещущие пережЕВЫ.
(Б.Пастернак)

При другом несовпадении рифма будет отсутствовать: стОйка – стАйка, лИст – тОст – не рифмуются.
Все, что сказано выше относится к классической рифме 19 века. Символисты значительно расширили это понятие, но об этом поговорим немного позже.

Ударная гласная может располагаться в слове несколькими способами. Она может замыкать слово, после нее могут идти только согласные, а могут следовать один или два слога с безударными гласными. В первом случае, когда после ударной гласной нет других гласных, рифма называется односложной. Если имеется безударная гласная – то двухсложной.
Односложные рифмы называются МУЖСКИМИ. Это самые простые рифмы: Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС и т.п.
Двухсложные рифмы называются ЖЕНСКИМИ. В них совпадает больше звуков: плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ, вИна – картИна.
Иногда стихи строятся только на мужской, иногда только на женской рифме.

Есть речи - значЕНЬЕ
Темно иль ничтОЖНО,
Но им без волнЕНЬЯ
Внимать невозмОЖНО.

Как полны их звУКИ
Безумством желАНЬЯ!
В них слезы разлУКИ,
В них трепет свидАНЬЯ.
(М.Лермонтов)

Но чаще всего мужские и женские рифмы чередуются, что автоматически получается, например, при усечении амфибрахия.

Поздняя осень. Грачи улеТЕЛИ,
Лес обнажился, поля опусТЕЛИ.

Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку.

По вечерам над рестоРАНАМИ
Вечерний воздух дик и глУХ,
И правит окриками пьЯНЫМИ
Весенний и тлетворный дУХ.

Гораздо реже встречается чередование женской и дактилической рифм.

Под насыпью, во рву некОШЕННОМ,
Лежит и смотрит, как живАЯ,
В цветном платке, на косы брОШЕННОМ,
Красивая и молодАЯ.

Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.

Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружен.

Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.

Драконом, хищным и бескрылым,
Засев, - ты стережешь года,
А по твоим железным жилам
Струится газ, бежит вода.

Сравнив приведенные примеры, можно сделать вывод, что мужские рифмы создают впечатление напора, силы. Дактилические - минорного настроения. Промежуточное положение занимают женские рифмы.
Обычно считается, что применение одного вида рифм приводит к однообразию, поэтому рекомендуется их чередование.

Кратко скажем о ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЙ – четырех, пяти, шестисложной рифме: поМЕШАННАЯ – бЕШЕННАЯ, расскАЗЫВАЯ – размАЗЫВАЯ.
Они встречаются редко.

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий…

От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.
….
Снег сетями расстилающимися
Вьёт над днями забывающимися,

Над последними привязанностями,
Над святыми недосказанностями!


РАЗЛИЧНАЯ ЦЕННОСТЬ РИФМ

Данная лекция посвящена классическим рифмам. Неклассические рифмы разбираются в следующей.
Сравним несколько женских рифм с одной основой:

Наяда – ограда,
Парада – ограда
Награда – ограда.

Первая рифма, в которой неточно совпали гласные: А – Я и никаких других совпадений, кроме звуков лежащих за ударной гласной, нет, звучит гораздо слабее остальных. Такая рифма называется БЕДНОЙ.
Во второй паре рифм кроме совпадения звуков за ударной гласной совпала и стоящая перед ней согласная – Р: паРАДА – огРАДА. В третьей паре совпало еще больше звуков перед ударной гласной: наГРАДА – оГРАДА. Подобные рифмы называются БОГАТЫМИ.
Если совпадение продолжается и дальше: миНОВАЛА – сеНОВАЛА, то рифма приобретает характер ГЛУБОКОЙ.

Чем больше в рифмующихся словах совпадает звуков, лежащих перед ударными, тем звучнее становится рифма.

В мужских рифмах это становится практически обязательным условием (лунА – онА). Исключение бывает в случаях, когда перед ударной гласной стоит гласная или мягкий знак: чьИ – моИ, пьЮ – моЮ, краЯ – твоЯ.
Если же в мужской рифме перед ударной гласной не совпадают согласные или стоит гласный и согласный звук, то рифма становится очень бедной. ГонИ – моИ, менЯ – твоЯ, гонЮ – моЮ. Или вовсе исчезает, при твердом звучании ударной гласной: веЛА – поКА, уРА – луНА, уВЫ – киТЫ, беДЕ – траВЕ и т.п.
В последнем случае рифма появится, если перед ударной гласной будет совпадать хотя бы одна согласная. Такая согласная во всех видах рифм носит название ОПОРНОЙ. ВеЛА – быЛА, поКА – руКА, луНА – оНА, беДЕ – воДЕ.
Естественно, при совпадении нескольких согласных мужская рифма становится богаче. гОДА – вОДА, ВОРОТ – скоВОРОД.
Это в полной мере относится и к другим видам рифм, например, дактилическим: ГОЛОДНАЯ – подКОЛОДНАЯ.
С другой стороны, когда в рифме совпадают гласные звуки, согласные могут варьироваться: желЕзнОй – бЕзднОй, морОзнОй – звЕзднОй, лУннАЯ – безУмнАЯ.

Надо стараться избегать и шаблонных, приевшихся рифм: кровь – любовь – вновь, грезы – слезы – березы – розы – морозы.

Рифмы приобретают большую ценность, когда рифмуются разные части речи, или слова, взятые в разных падежах.

Другие примеры: нахал – махал, синяя – инея, отстал – кристалл, брось – врозь, глаза – туза, роз – вопрос и т.п.

Я похож на родильницу,
Я готов скрежетать.
Проклинаю чернильницу
И чернильницы мать!

Патлы дыбом взлохмачены,
Отупел, как овца, -
Ах, все рифмы истрачены
До конца, до конца.

Мне, правда, нечего сказать сегодня, как всегда,
Но этим не был я смущен, поверьте, никогда -
Рожал словечки и слова, и рифмы к ним рожал,
И в жизнерадостных стихах, как жеребенок, ржал.

Паралич спинного мозга?
Врешь, не сдамся! Пень - мигрень,
Бебель - стебель, мозга - розга,
Юбка - губка, тень - тюлень.

Рифму, рифму! Иссякаю, -
К рифме тему сам найду.
Ногти в бешенстве кусаю
И в бессильном трансе жду.

Иссяк. Что будет с моей популярностью?
Иссяк. Что будет с моим кошельком?
Назовет меня Пильский дешевой бездарностью,
А Вакс Калошин - разбитым горшком.

Нет, не сдамся. Папа - мама,
Дратва - жатва, кровь - любовь,
Драма - рама - панорама,
Бровь - свекровь - морковь. носки!

Таким образом, неклассическая рифма все-таки должна соблюдать три правила:
1. Слуховое совпадение ударных гласных.
2. Если за ударной гласной совпадающих звуков нет, то должны совпадать опорные согласные (что такое опорная согласная – см. выше).
3. Независимо от расположения совпадающих звуков должно быть как можно больше.


СОСТАВНЫЕ И РАЗНОУДАРНЫЕ РИФМЫ

В СОСТАВНОЙ рифме одно слово рифмуется с двумя. Пользовался этим приемом еще А.Пушкин, но скорее как исключением.

В год за три щелка тебе ПО ЛБУ,
Есть же мне давай вареную ПОЛБУ.

Другие примеры: по калачу – поколочу, пах? - нет -- пахнет.
Усиленно составную рифму стали вводить футуристы:

Из сел иди, из РОЩ ИДИ
К широкой лобной ПЛОЩАДИ.
(И.Северянин)

Поэзия Маяковского вообще неотделима от составных рифм:
лбом бы – бомбы,
мадьяр усы – ярусы,
нападали – на падали,
растишь ее – четверостишие,
части – причастия.
При этом составные рифмы могут быть и неравносложными:
лжи за ней – жизней,
лира вам – вырвал,
дребезги – небе ни зги,
прах о том – бархатом.

Если посмотреть на рифмы: рощ иди – площади, мадьяр усы – ярусы, лед щеки – летчики, то можно заметить, что в них ударения стоят на разных местах. В словосочетаниях, стоящих на первой позиции ударение падает на последнюю букву: идИ, усЫ, щекИ, а рифмующихся с ними словах – первую гласную. Такие рифмы называются РАЗНОУДАРНЫМИ или побочноударными. Такое название рифма получила за то, что метрическое ударение на последнем слоге скрадывается.

Как пошли с гармоникой –
Скуку в землю затолкай!

Как пошли по улице,
Солнце пляшет на лице.

Горюны повесились,
Пуще, сердце, веселись!

Приведем несколько примеров составных рифм из И. Бродского.

Я пишу из Империи, чьи края
опускаются под воду. Снявши ПРОБУ С
двух океанов и континентов, я
чувствую то же, почти, что ГЛОБУС.
То есть, дальше некуда. Дальше ряд
звезд. И они горят.
……….

Одиночество учит сути вещей, ибо суть их то же
одиночество. Кожа спины благодарна коже
спинки кресла за чувство прохлады. Вдали РУКА НА
подлокотнике деревенеет. Дубовый лоск
покрывает костяшки суставов. Мозг
бьется, как льдинка о край СТАКАНА.

И очень интересный пример из того же Бродского, когда рифма отсутствует вообще и, тем не менее, это тоже стихи.

В поэзии наибольшее распространение получили ПЕРЕКРЕСТНАЯ рифмовка, когда первая строчка рифмуется с третьей и вторая с четвертой и ЗАМКНУТАЯ – первая строка рифмуется с четвертой и вторая с третьей.

Однако встречается и более сложная рифмовка строк. Они могут рифмоваться парами, тройками.

Люблю морозное дыханье
И пара зимнего признанье:
Я - это я, явь - это явь!

Красный огонь, раскрутись, раскрутись!
Красный огонь, взвейся в темную высь!
Красный огонь, раскрутись, раскрутись!

Беспредельна даль поляны.
Реет, веет стяг румяный,
Дионисом осиянный.

Строка в стихотворении называется РИТМИЧЕСКОЙ ФРАЗОЙ. Несколько ритмических фраз, составляющих нечто музыкально-законченное, называются СТРОФОЙ. Строфа может быть двухстишием, трехстишием. Самый распространенный вариант – четырехстишие. Но встречаются и более сложные конструкции.

Где-то есть, за темной далью
Грозно зыблемой воды,
Берег вечного веселья,
Незнакомые с печалью
Гесперидовы сады.

Под сердцем травы тяжелеют росинки,
Ребенок идет босиком по тропинке,
Несет землянику в открытой корзинке,
А я на него из окошка смотрю,
Как будто в корзинке несет он зарю.

Когда бы ко мне побежала тропинка,
Когда бы в руке закачалась корзинка,
Не стал бы глядеть я на дом под горой,
Не стал бы завидовать доле другой,
Не стал бы совсем возвращаться домой.
(А. Тарковский)

Однажды в октябрьском тумане
Я брел, вспоминая напев.
(О, миг непродажных лобзаний!
О, ласки некупленных дев!)
И вот - в непроглядном тумане
Возник позабытый напев.

Жутко мне от внешней радости,
От воздушной этой сладости,
И от звона, и от грома
Ледолома
На реке
Сердце бьется налегке.

Я гений пламенных речей.
Я господин свободных мыслей.
Я царь бесcмысленных красот.
Я Бог исчезнувших высот.
Я господин свободных мыслей.
Я светлой радости ручей.

Когда в толпу метну свой взор,
Толпа как птица замирает
И вкруг меня, как вкруг столба,
Стоит безмолвная толпа.
Толпа как птица замирает,
И я толпу мету как сор.

Встречаются очень сложные рифмовки. Например, Блок рифмовал первую строку с пятой, вторую с шестой и т.п.

Под ветром холодные плечи
Твои обнимать так отрадно:
Ты думаешь – нежная ласка,
Я знаю – восторг мятежа!

Поблек предзакатный румянец.
На нитях серебряно-тонких
Жемчужные звезды повисли,
Внизу – ожерелье огней,
И пляшут вечерние мысли
Размерно-радостный танец
Среди еле слышных и звонких
Напевов встающих теней.

Полмира, под таинством ночи,
Вдыхает стихийные чары
И слушает те же напевы
Во храме разверстых небес.
Дрожат, обессилевши, девы,
Целуют их юноши в очи,
И мучат безумных кошмары
Стремительным вихрем чудес.

В московские особняки
Врывается весна нахрапом.
Выпархивает моль за шкапом
И ползает по летним шляпам,
И прячут шубы в сундуки.

По деревянным антресолям
Стоят цветочные горшки
С левкоем и желтофиолем,
И дышат комнаты привольем,
И пахнут пылью чердаки.

И улица запанибрата
С оконницей подслеповатой,
И белой ночи и закату
Не разминуться у реки.

И можно слышать в коридоре,
Что происходит на просторе,
О чем в случайном разговоре
С капелью говорит апрель.
Он знает тысячи историй
Про человеческое горе,
И по заборам стынут зори,
И тянут эту канитель.

И та же смесь огня и жути
На воле и в жилом уюте,
И всюду воздух сам не свой,
И тех же верб сквозные прутья,
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской.

Зачем же плачет даль в тумане,
И горько пахнет перегной?
На то ведь и мое призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.

Для этого весною ранней
Со мною сходятся друзья,
И наши вечера - прощанья,
Пирушки наши - завещанья,
Чтоб тайная струя страданья
Согрела холод бытия.


P.S. Следует учесть, что сложные рифмовки создают очень жесткий каркас стихотворения, который у начинающего поэта часто погребает под собой смысл написанного.

Напишите, что такое сонет. Каким образом рифмуются строчки в сонете. Что такое венок сонетов, магистрал.

Подберите классические, неклассические, составные рифмы к словам: окунь, дерево, память.

Напишите стихотворение состоящее из четырехстиший, в котором первая и третья строчки написаны четырехстопным амфибрахием, а вторая и четвертая – трехстопным амфибрахием с усеченным безударным слогом в конце.

Напишите хотя бы одну строфу в виде четырехстишия, в которой мужская рифма чередуется с женской.

Напишите хотя бы одну строфу в виде пятистишия или шестистишия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции