Расул кори мамадалиев farzandim


Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции искусства хафизов Ферганской долины (на примере творчества Содирхои-хофиза, Журахона Султонова, Расул Кори Мамадалиева)"

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

На правах рукописи УДК: 78.03 (09); 781.7 БЕГМАТОВ СОИБЖОН МАХМУДОВИЧ

ТРАДИЦИИ ИСКУССТВА ХАФИЗОВ ФЕРГАНСКОЙ

(на примере творчества Содирхон-хофиза, Журахона Султонова, Расул Кори Мамадалиеза)

диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель — кандидат искусствоведения,

доцент Р. С. АБДУЛЛАЕВ

Официальные оппоненты: — доктор искусствоведения,

Кандидат искусствоведения, доцент, РАСУЛТОЕВ Ж- К.

Ведущая организация — Академия музыки Республики

"а заседании Специализированного совета Д.092.11.21 по защитам докторских диссертаций при НИИ искусствознания им. Хамзы.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ искусствознания им. Хамзы по адресу: 700029, Ташкент, пл. Мустакиллик, 2.

Учёный секретарь _ Спецсовета ^ ----О. А. БЕКОВ

Актуальность обращения в данному кругу проблем определяется, в частности, переходным хараагерш настоящего ааапа в ноториа народов бывшего Советского Бостона. - Проблема выбора нута дальнейшего развития культур народов совсем недавно приобретших политическую независимость, в том чдале, задача развития нультуры узбекского народа требуют нового разрешения извечного вопроса о соотношении традиционного и современного, национально-самобытного, локального и универсального начал. - Ответы на этот н многие дру-* гна злободневные вопроси во-ыногом шгут определить направленность а перспективу дальнейшего ноторино-кудьтурного лроцеооа.

благодаря искусству ноюрых сохраняется и, в то же время постоянно обновляется изуотно-професоиональное музыкальное творчество ^меет неоценимую значимость не только для полноценного осознания ыуэыналыю-исторического ироцесоа, но в в деле подготовки современных музыкантов - продолжателей древних традиций.

При всей овоей неоомненной актуальности данные вопросы но получали пока достаточно полного освещения и научной разработай в современном музыковедении'Узбекистана. Это относится, в частности а к вершине традиционного исполнительского творчества в музыкальной культуре узбеков s тадагаков - к искусству хафизов, носителей и создателей классических Форм профессионального одяы-нально-поатачеокого творчества,При том, что многие характерные особенности, а танке фундаментальные закономерности этого типа традиционного музыкального искуоства были глубоко разработаны в трудах вак многих оовреыенных музыковедов (И.Радаабова, Д.Мулла-ваадова, Ф.Кароматова, М.Ахшдова, Г.Гафурбекова, О.Матёкубова, Р.Абдуллаева и др.), так и мыслителей прошлого (Сафиудцин Урш-вий, Аш-Шероэий,. Абдулкодир Марата, Кавиаби Бухорий, Ал-Хусайннй, Лбдурахмон Жомий, Дарвеш Али Чангий и т.д.), вопроо описания а характеристики локальных традиций творчества хафазов, в частности Ферганской долины до сих пор является слабо разработанным.

Таким образом, 1395> Фер-•ана - 1994) а также в автороких публикациях.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на оов-шстном заседании отделов "Фольклора и современной музыки" и "Ио

ории музыки" НИИ искусствознания им.Хамзц.

ОС НОВ НОВ' СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ дссзртацдя состоит из Введения, 2-х глав. Заключения а 2-х пря-:оженай (Сшока использованной литературы в Музыкальных примеров),

Во БВБДЫШ обооновываетоя необходимость я актуальное?* ао

ледоваиия, определяются six) цели а задача, осуществляется нрат-вй аналитический обзор литературы по поставленным в диоовртацви ющюсам, уточняется шзтодологачаская база а методика анализа isy ■ игаального материала. / ' ,

В ГЛАВЕ 1-й "Специфика исполниквлъохого искусства кафизов" редварительно рассматриваются этимологические аопвктн Термина

"хафИ8"(от араб. k-e-f - "рфа" - хранитель, сохраняющий в памяти) , в иоторичеоиом прошлом (а частично, и в настоящей) имевши следущие значения:

а) чтец Корана (пори) - знающий Коран наизусть.1

б) летопиоац, историк (например, Хофиз Таниш Бухорн - Ш в,|

ioфиs Абру - Х1У-ХУвв - летописец двора Темурндов2.

в) как псевдоним был широко вопольэован деятеля?® литературы в поэтами (например, Ходжа Шамоудцин Ыухамкад Хофаз Шеровий -Ш| Х,офиз /Абдурахим/ Хоразшй - Х1У-ХУ вв) 3.

г) бахши, исполнители даотанов *

д) чтецы клаооичеоких поэтических произведений (разалхон) * .

а) деятели музыкального искуоства - певцы и ыузызанты-ннотруыен-талиоты.

Одно из ранних свидетельств последнего толкования термина

мы находим в "Кобуонама" А мир Уяоурудыаопяй Кайковуоа4. В худо-

кзотвенной литературе и трактатах о музыке пооледущвго времена

праводятся имена многочисленных музыкантов-анатруманталвотов,

обладавших tasse красивыми голооаш, распевавших поетичаокке

текоты, в именах которых присутствовало олово "хафиэ" (Хрфяп

Турда Конуиий - Ш в., Хофаз Поянда Кобузий - ХУ1 в. и мн.др.).

Энцинлопедияи адабиёт ва санъати тожик, гшлди П. Душанбе, "Сарр.елм.8нцикл.сов,тоаав", 1989 , 524 о.

3 фцвд Сулаймон "Хофяз Хоразмвй".- В кн.:'^офиз Хоразшй (девон). Т., Увбекиотон КШК нашрибти, 1981, оо5-6

* Кайковуо "К,обуонома". - Перевод с фарси Мухаммад Ризо Огаздай Т,."Ыероо", 1992, со I2I-I23: глава "^офяз ва хонандалар вия-рада

® Семёнов А. Среднеазиатский трактат по музыке Дарвеш Али (ХУЛ в.). Т,,яФан", 1978, 0059-71

сить друг о другом три параддашшх ритмических процаооа - развитие повтичесяого, 1'Слодичсс1;сго з анкошашодвдиго (усульного) рвтшв> не выходя эа рамка основной худозеотпанной идеи произведения, г) распевать мелодию, д) одновременно - играть на музняата ном инотруманто.

Следующим требованием являзюя наличие высокоразвитого музы-вальпого слуха, что нетосредственпо определяется как практическими упражнениями, так и совокупным багажом музыкальных знаний, богатством внутреннего, духовного мзра хафпзов.

Обязательна и способность к импровизации, то есть обладание воемшюстяш творчески самостоятельного претворения оущаствую-ещх произведений на основе личного худоаеотвенного ошта.

Кроне указанных выше, от хафаза так же требуется глубокое заа-шш поэтического и музыкального классического наоледая, уквнва игра на музыкальных инструментах, особые поихологачеокав свойотва, темпераман? (■«то мокет быть предметом отдельного исслодования и в8 еходит в нруг основных рассматриваемых автором вопросов).

Процаоо освоения исполнительского маотеротаа певцями-хафиза-ш осуществлялся, как известно, в рамках отношений "уотоз-погард" (Учитель - ученик). Для достижения профессионального уровня требовалось своеобразной практическое, а главное - духовное оамооо-ваюшенатвовапяе.Наиболее полпо его ступени и направленность были равработаны в суфийских упепиях, получивших широкое распространение а в регионе Средней Азии. Автором предложена предварительная схема символического сопоставления процессов освоения исполнительского мастерства и достижения гворчеокой оамоогоятельнооти хафявама с ооновньш этапами суфийской практики духовного оамо-уоовераеноиовашя (см. сигоку из с.П). о

Давая краткий коьиентарай к схема укакем, что ооответствую-вшз П-му эгацу ("таржуат") оемь ступеней ученичества можно пред-

париат ! тарц^ат ! ¿дояцат ?

создании /психологический наотро!!/ ! таНирлашш | /подготовка/ ! кунаммалляк | /совершенство/ I Г 1

кирвш - англяш /вхог . Поотигмние музыкального наследия? и Искусство исполнения;

Поэнатзе законов атюстоягальлого творчества.

Прохождение эти£ ступеней било связано, яствотлешю,о нос-гояншг.а и регулярным' проятяческиггл упрзяштшия я полоязш учв

пика, почти ньразлучно пребывающего радом с Уотозом, в нвобходя-ушх случаях выотупашего в роля екяомпппиатом-'Шатрукет'.талис'гя, яибо второго повод.

Характеристика индивидуальных качеств вокального исполнения того или иного хафиза потребовала от автора упорядочения и уточнения основных критериев исполнительского искусства, в чзотнооти, 1ш -тагд! его о'хиля явились, в частности введение в традиции псншд-неиия вокальных произведений парного (уннсонно-янаамблового) ■

пения С^ашафаслна?!), происходящего из отиля пеоен капа ашуля, цуаыаалыше воалощанае образцов катта ашула о анотрушнтальным оопрововденаем£шшр., "0a¡ кии" - ол.Фурцага, "Гулуворштцани"

Влияние зтох'о канра на музыкальное мышление Дкурахона Султанова проявилось аакже в характере творческого лереиатошарова-ния интонационно-ладовых основ узбекской традиционной пеона, свойственных катта ¿¡пула приёмах импровизационного обогащения мелодических фраз, ритмической свободе, нередко - мвтричеояой переменности. _

а/ *Хофиа" атаиасиданг исгнлохий маэвдгшня тукгнт1?рйш ва дадояк-даяарншнг шшаря ва касбиариш зняр этот?;

б/, ^офивйиа самыми" тадазо этувчз "хсфазяак твлп0яэрап«5Н кпог,-дав ва тасавзуф эстатикасишкг "дарава ва боевдчяар" «гаинн acocm-да баён этигв;

в/ икрочияяя нвзоняарк асосидагн - цг.рочивкк се^ияси, tea хп яти ва таркмбларяш отоб берга, оаоа хусусиятларига ёри тин;

г/ иврочилнй кактаблариш таснифн, Шгдаадом ивро вньаиаяйрн асе-сидя унта вдёсий ёндопмш ва устоз-ыогкрд давриии кзохяеа;

ц/ фаргона води йен хофизлик аньаналари хусусиятлариш амаянётаа

цуставда мвро таладнага эришган уч и&ктаб ыисолнда хурсатиб бернш.

I—боб у а ига хос уч булиид&н нборат буяиб, "Хофиз" тувуячаси-каыг дугавап ва истыло>;ай иаьнолари, тарихяй е&мдашш вараёш ва хофазвин соквсида эауур буяган еасбий ва т&йяий кииониятяар - ис-«аьйод1 бйяиы, ввоз, созандадик, иахорат, сабо* ва наы унсурларини вфодаяоеча "аьрочилик саньати" ва хонандаигани асосий оинллари ургашаг&н.

П-бобда Фар го на водийся устоз саньатнорл&ри Соднрхон Хофяз, Ё|рахон Оултошв ва Расул Кори Шшaaaaиввгapниш, хофизяик усдуб-лари ёритияган.

Heritage) of the oriental art rmirjr rmltlfcim r"; -'".-ci -aditionr mnnifOfjtod in tfjffererct f ■ r;: ■., ' n'::r >■! 5 « -acc.

Musi cal performance is a living proccsj of trajii-mii-jioij from •aeration to generation the richest n-u--.i dinplay pecualiarities of tile !i o f i z'n performance style, to sive :ientific analysis to the historical factors of thio perfect forta of •eation. This purpose is gained In the following v/ayt

id description of differ-i) t typea of ■ r' !;' - ■ activity v/

b) by character> zati on a o-oalitv oi f-in"erc-hof ian^l r. --occn; ' inab'to-in--- of a performance ckill ir a channel of description ' a "ustoz - nhogkird"o reriod of a pupilage.

e) on hasi3 of the exposiared criteri- to characterize traditions ' three significant per'. or>--\nco sc^nol . of the hofixef- (aciialik)

' the I'er;;am local son?.

jiir-ikhon ftsltonc« is a proninent parf orc-sr of it a t t a - p.. з h ц 1 a - vocal «enre chartctaristie top Fer-ана Valley- At.thé caeç tima he ig a fornicator of ь ¡ípeci'ílc-таьо aiyie. af y ¡a. -i' 1 a 'j>erforhnnce-acf ci a kir.i of i'r.terprtl.iiich "of -к- a t t'V':a t'-ti'ix 1 a with instrumental

accenpar_h-.,snt. . . _ . „. ¡. . . , . 1 .

Easul nor i -tScmt^eliev «otjcfení ratea in his .jperf orcújice all specific features of art. lausic1 о'performance '-'and "enrichíd ' trtditional 'perf oruance by pre oh ur nn iiiterprstation. Ind|;ed;.;he..is that talented art représentant who opened technical possibilities of the folk instruments.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции