Распоряжение роспотребнадзора по прививке от кори


stevemc / Depositphotos.com

Главный санитарный врач РФ издал постановление от 7 ноября 2019 г. № 19 “Об иммунизации против кори трудовых мигрантов, временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации” (вступит в силу 20 декабря). Иммунизация будет проводиться весь 2020 год.

При этом органы власти (губернатор, санитарные врачи и региональные органы здравоохранения) будут пропагандировать вакцинацию, выявлять мигрантов, подлежащих прививкам, и обеспечивать необходимый объем вакцин.

А вот на работодателей – организации и ИП – возложена задача обеспечить в срок до 31 декабря 2020 года. проведение иммунизации против кори привлеченных трудовых мигрантов, не привитых против кори, не имеющих сведений о прививках против кори и не болевших корью ранее.

Правда, региональные органы здравоохранения обязаны оказать содействие работодателям в организации иммунизации. Однако даже такое содействие не снимет ряд вопросов к самой предписанной мере:

  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" требует от трудовых мигрантов прохождения минимальных медицинских процедур: они обязаны пройти в РФ медосмотр и подтвердить, что не употребляют наркотики и не больны ВИЧ, проказой, туберкулезом, сифилисом. Никаких дополнительных требований Закон № 115-ФЗ к здоровью мигрантов не предъявляет;
  • даже трудовой мигрант вправе отказаться от медицинского вмешательства, в том числе от прививки. Ни у работодателя, ни у органов власти в сфере здравоохранения нет полномочий принудить работников к прохождению вакцинации. Даже отстранить непривитого от работы работодатель не вправе, так как ни ст. 76 Трудового кодекса, ни Закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней пишем как Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" такой возможности не предусматривают. Поскольку вакцинация не является трудовой обязанностью работников, за отказ от нее нельзя применить к работникам и какие-либо меры дисциплинарного воздействия. "Обязательные" прививки предусмотрены только для граждан, занятых на работах, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, но Перечень таких работ определяет Правительство РФ или Минздрав России, а не главный санитарный врач РФ;
  • непонятно, как вообще работодатель сможет проверить прививочный статус своего работника: сведения о том, болел ли гражданин корью или нет, привит ли он, являются врачебной тайной и не могут выдаваться работодателю без согласия самого пациента. Из режима врачебной тайны есть изъятия, например, ее можно раскрыть при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений. Однако рассматриваемое постановление № 19 от 07 ноября 2019 г. не сообщает о наличии угрозы распространения кори, оно издано в целях создания устойчивого коллективного иммунитета к кори;
  • кроме того, есть вопросы и к оформлению рассматриваемого акта. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон № 52-ФЗ) содержит четкий перечень полномочий санитарных врачей в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний – они вправе выдавать предписания (а не постановления): об устранении выявленных "санитарных" нарушений, о снятии продукции с продаж, о дополнительных профилактических мероприятиях, о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными, о дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах заболеваний. Также Закон № 52-ФЗ прямо наделяет санитарного врача правом выносить не предписания, а именно постановления о проведении медосмотра, временном отстранении от работы и даже о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Однако это полномочие предусмотрено лишь при угрозе возникновения и распространения не любого инфекционного заболевания, а только того, которое представляет опасность для окружающих, то есть с высоким уровнем смертности и инвалидности.

Относится ли корь к числу таковых? Если судить по документам самого Роспотребнадзора, то – очевидно – нет. Например, в Санитарных правилах СП 3.1.2952-11 "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита" ничего не сказано ни об опасности кори, ни о летальности, ни о тяжести течения, ни об инвалидизации. Сравним, например, с СП по профилактике холеры: холера прямо названа "особо опасной инфекционной болезнью", которая может оказать серьезное влияние на здоровье населения и вызвать ЧС.

А если посмотреть изданную Роспотребнадзором классификацию патогенных для человека микроорганизмов, то возбудитель кори находится в ней в четвертой, "наименее опасной" группе, по соседству с возбудителями стоматита, ринита, ОРВИ, энтеритов. К слову, бактерии – возбудители холеры помещены Роспотребнадзором во вторую группу опасных микроорганизмов, вместе с сибирской язвой и туляремией, туберкулез и менингит – в третью.

Отметим, что арбитражные суды тоже разделяют скепсис по вопросу возложения обязанности – на всех поголовно работодателей – проверять прививочный статус своих работников. Например, в постановлении Девятого ААС от 24 июля 2019 г. № 09АП-31581/19 суд отметил, что обязанность работодателя проводить в обязательном порядке профилактические прививки против дифтерии и кори законодательством не предусмотрена, как и обязанность представлять сведения о прививках на основании представленных сотрудниками документов, включая документы, подтверждающие отсутствие необходимости в проведении прививок (в деле оспаривалось предписание Роспотребнадзора выявить и передать сведения о вакцинации всех 300 работников парка культуры): предписание является неисполнимым, так как обязанность работников представлять такие сведения своему работодателю законодательством не предусмотрена, а получение иным способом испрашиваемой информации в данном случае невозможно.


С сегодняшнего дня вступает в силу очередное распоряжение Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об обязательной иммунизации против кори всех ранее непривитых временно проживающих и временно пребывающих на территории РФ трудовых мигрантов.

Согласно указанному распоряжению работодатели обязаны в срок до 31.12.2020 года обеспечить проведение иммунизации против кори привлеченных иностранных работников, не привитых против кори, не имеющих сведений о прививках против кори и не болевших корью ранее.

Руководителям регионов надлежит организовать работу по выявлению не привитых против кори трудовых мигрантов, временно пребывающих и проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Подобное распоряжение Роспотребнадзор выпускал и ранее. В частности, в марте этого года вышло постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 06.03.2019 N 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации", в соответствии с которым работодатели должны были обеспечить соответствующие мероприятия по иммунизации своих иностранных работников до конца текущего года.

Однако никаких мер контроля и ответственности за неисполнение требований Роспотребнадзора ни в мартовском, ни в последующем распоряжении Роспотребнадзора предусмотрено не было.

Позже Роспотребнадзор выпустил разъяснения о порядке реализации указанных требований, в соответствии с которыми работодатели вправе самостоятельно определять перечень мероприятий для их выполнения. С одной стороны работодатель обязан обеспечить исполнение требований санитарного законодательства, с другой стороны заставить работников принудительно пройти вакцинацию не имеет права. Роспотребнадзор предлагает работодателю предложить вакцинацию для членов коллектива любым приемлемым в конкретной компании способом.

Задокументированное наличие такого предложения, наряду с письменным отказом работника от проведения вакцинации послужат подтверждением исполнения работодателем своих обязанностей.

Письменный факт отказа от проведения вакцинации можно рассматривать как основание для исключения ответственности лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия. Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации на работодателя не может быть наложена административная ответственность, так как принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий против кори он не вправе.

Кроме того, иностранный гражданин может подтвердить, что он переболел корью или имеет прививку против кори, справкой (выпиской из амбулаторной карты), заверенной штампом медицинской организации и печатью/подписью медицинского работника. В случае, если иммунизация или диагноз корь был установлен организацией иностранного государства, необходим заверенный перевод указанных документов.

Однако при определенных обстоятельствах работодатель имеет право настаивать на проведении иммунизации. В частности, в случае, если деятельность сотрудника входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825). Это:

  • Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
  • Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
  • Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
  • Работы с больными инфекционными заболеваниями.
  • Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
  • Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
  • Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В этом случае исполнение проведенной иммунизации работодатель может подтвердить документами, выданными медицинской организацией, проводившей иммунизацию его работников (список привитых с указанием сведений о введенном препарате, копии сертификатов профилактических прививок и т.п.).

Отсутствие прививок или отказ от проведения иммунизации для работника, занятого на такого рода работах, служит основанием для отстранения его от работы.

Регистрационный N 54004

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951, N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I), ст. 4359; N 48 (ч. I), ст. 6724; 2016, N 27 (ч. I), ст. 4160; N 27 (ч. II), ст. 4238; 2017, N 27, ст. 3932; N 27, ст. 3938; N 31 (ч. I), ст. 4765; N 31 (ч. I), ст. 4770; 2018, N 17, ст. 2430; N 18, ст. 2571; N 30, ст. 4543; N 32 (ч. II), ст. 5135) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953), в целях создания устойчивого коллективного иммунитета к кори для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по кори на территории Российской Федерации, постановляю:

1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить:

1.1. В срок с 01.04.2019 по 01.10.2019 провести в субъектах Российской Федерации мероприятия по подчищающей иммунизации против кори населения, а также трудовых мигрантов, не привитых против кори.

1.2. В срок до 25.03.2019 рассмотреть вопросы о ходе подготовки в субъектах Российской Федерации кампании подчищающей иммунизации против кори, в том числе:

о результатах работы иммунологических комиссий по пересмотру медицинских отводов и работы медицинских организаций с населением, направленной на снижение числа лиц, отказывающихся от профилактических прививок;

об организации работы по информированию населения о мерах профилактики кори и преимуществах иммунопрофилактики;

об организации иммунизации против кори трудовых мигрантов;

о планировании кампании подчищающей иммунизации.

1.3. Обеспечить выделение ассигнований на закупку живой коревой вакцины для подчищающей иммунизации населения в соответствии с расчетной потребностью.

1.4. Оказать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в организации и проведении мероприятий по иммунизации против кори населения и трудовых мигрантов, не привитых против кори.

2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать совместно с руководителями территориальных органов Роспотребнадзора:

2.1. Обеспечить проведение активного информирования населения о преимуществах иммунопрофилактики кори.

2.2. Организовать работу по выявлению лиц из числа детского и взрослого населения (в том числе среди лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов), не болевших корью, не получивших прививки против кори в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (не привитых против кори, привитых однократно), не имеющих сведений о прививках против кори и не включенных в утвержденный на 2019 год план профилактических прививок.

2.3. Организовать и в срок до 25.03.2019 завершить:

работу иммунологических комиссий по пересмотру медицинских противопоказаний к проведению прививок против кори;

мероприятия по работе с населением, отказывающимся от профилактических прививок.

2.4. В срок до 29.03.2019 сформировать и утвердить планы проведения подчищающей иммунизации против кори в медицинских организациях.

2.5. С учетом численности населения, подлежащего иммунизации против кори в рамках подчищающей иммунизации, рассчитать необходимый объем вакцины против кори и направить высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) произведенные расчеты потребности в вакцине против кори в целях выделения (при необходимости) финансовых средств на ее закупку для проведения мероприятий по подчищающей иммунизации населения.

3. Работодателям, привлекающим к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори.

4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

4.1. Обеспечить в период с 01.04.2019 по 01.10.2019 проведение кампании по подчищающей иммунизации против кори лиц, не получивших прививки своевременно в рамках национального календаря профилактических прививок, предусмотрев:

составление списков лиц, подлежащих прививкам против кори, планов и графиков иммунизации по каждой медицинской организации;

формирование, подготовку и оснащение вакциной и расходными материалами прививочных бригад для иммунизации населения в рамках кампании по подчищающей иммунизации;

оперативную отчетность о ходе проведения кампании подчищающей иммунизации.

4.2. Создать необходимый запас вакцины (в соответствии с расчетной потребностью) для обеспечения кампании подчищающей иммунизации против кори.

4.3. Обеспечить надлежащие условия хранения и транспортирования вакцины против кори на всех уровнях "холодовой цепи" - в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.02.2016 N 19 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2016 г., регистрационный N 41968).

5. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора:

5.1. Обеспечить контроль за ходом подготовки и проведением мероприятий по подчищающей иммунизации против кори, соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех уровнях "холодовой цепи".

5.2. Представить в Роспотребнадзор информацию:

в срок до 01.04.2019 - об итогах подготовительных мероприятий для проведения кампании подчищающей иммунизации;

в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, - о ходе кампании подчищающей иммунизации (начиная с 05.05.2019 по 05.09.2019);

в срок до 10.10.2019 - об итогах проведения кампании подчищающей иммунизации против кори.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Родственники больных не в восторге от того, что с них требуют справку о вакцинации. Но другого выхода нет, объясняют медики

Минимум до 11 декабря продлится карантин минздрава, объявленный в стационарах Татарстана: тем, у кого нет справок о прививке от кори, вход запрещен. Радикальная мера понадобилась из-за угрозы вспышки эпидемии — вирус завезла из арабских стран женщина с ребенком, успев проехаться по республике. Минздрав РТ максимально упростил процедуру вакцинации — ее можно сделать по месту жительства бесплатно и вне очереди.


Угроза эпидемии кори закрыла двери в стационары республиканских больниц посетителям, у которых нет справок о поставленных прививках от кори или серологического мониторинга на наличие защитных антител от вируса Фото: prav.tatarstan.ru

Угроза эпидемии кори закрыла двери в стационары республиканских больниц посетителям, у которых нет справок о поставленных прививках от кори или серологического мониторинга на наличие защитных антител от вируса. Это касается всех, кто младше 55 лет. Эскулапы ссылаются на приказ минздрава РТ №2183 от 11 ноября 2019 года. В результате родственникам больных приходится буквально с боем пробиваться к своим близким.

Тревогу врачи подняли после первых двух случаев кори, которые были зарегистрированы в конце октября 2019 года, когда инфекцию в республику завезла женщина с ребенком. Откуда — не до конца понятно, носители вируса посещали три страны, в их числе ОАЭ и Египет, были и пересадки в аэропорту. Сейчас больных уже вылечили, но к моменту выявления вируса они успели проехаться по нескольким районам Татарстана и контактировали примерно с тремя сотнями человек. Среди них медики зафиксировали четыре случая с подозрением на корь. Все потенциальные носители вируса изолированы, а те, с кем, в свою очередь, контактировали они, привиты. Однако на подтверждение диагноза требуется минимум пять дней. Если подозрения на корь подтвердятся, противоэпидемические мероприятия продлят еще на 21 день. Если нет, то 11 декабря табу на посещение стационаров снимается. У троих подозреваемых дата уточненного диагноза наступает 4 декабря, у четвертого — 6 декабря.

Как пояснили в минздраве РТ, процедуру получения справки максимально упростили. Вакцинация бесплатная, пройти ее можно в своей поликлинике без очереди, в таком же порядке получить справку. Вакцина начинает действовать уже через несколько часов. Чтобы пустили в стационар, достаточно однократной процедуры.


Вакцинация бесплатная, пройти ее можно в своей поликлинике без очереди, в таком же порядке получить справку Фото: minzdrav.tatarstan.ru

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), озвученным 27 ноября, во всем мире с начала 2019 года зарегистрировано 440 263 случая заболевания корью в 187 государствах – членах организации. Одна из наиболее тяжелых эпидемий кори наблюдается в Конго (более 250 тыс. случаев заболевания, число умерших превысило 5 тыс. человек). На Украине с начала года корью заболели 56 802 человека, в Казахстане — 10 126 человек, в Грузии — 3904 человека, в России — 3521 человек.

В конце прошлой недели Роспотребнадзор опубликовал статистику заболеваемости в регионах РФ. Если в 2017 году на миллион населения приходилось пять заболевших, то теперь этот показатель вырос почти в четыре раза — 17 заразившихся на миллион. В числе регионов-лидеров — Дагестан (631 заболевший на миллион), Краснодарский край (239 на миллион) и Ставропольский край (194 на миллион). Зараза почти миновала Калмыкию и Марий Эл — 0,18 и 0,03 заболевших на миллион. В Татарстане болезнь чуть выше общероссийского уровня — 17,6 больных на миллион населения.

Напомним, первая за последние 20 лет вспышка кори в РТ была в октябре 2018 года, когда в Челнах были зарегистрированы случаи заболевания корью у 7-месячного ребенка и малыша в возрасте 1 год 8 месяце из разных семей, никак не связанных между собой. В первом случае ребенку не были сделаны прививки из-за возраста, во втором — мать отказалась от вакцинации.

У республиканского минздрава есть перед глазами свежие примеры последствий, которые наступают при появлении одного зараженного корью в больничной палате. В марте этого года разразился скандал в роддоме при больнице им. Ерамишанцева в Москве. Женщина приехала на роды, заведомо скрыв от врачей информацию о том, что может быть больна корью. В результате медучреждение закрыли на карантин. Около 70 мамочек и беременных, а также более 40 новорожденных малышей попали под наблюдение врачей.


Простор для развития эпидемий дают противники прививок, которых становится все больше. Так, в 2019 году врачи получили 5,3 тыс. отказов от родителей привить их детей против кори Фото: prav.tatarstan.ru

Работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обязаны обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан.

Данное требование распространяется на всех иностранных граждан, не имеющих сведений о прививках или перенесенном заболевании корью. Работодателю, заинтересованному в качественной и непрерывной работе, необходимо предложить вакцинацию для членов коллектива любым приемлемым в конкретной компании способом.

Письменный факт отказа от проведения вакцинации можно рассматривать как основание для исключения ответственности лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия. Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации на работодателя не может быть наложена административная ответственность, так как принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий против кори он не вправе.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 4 октября 2019 г. N 09-13030-2019-40

О РАЗЪЯСНЕНИИ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела обращение по вопросу проведения иммунизации против кори иностранным гражданам в рамках подчищающей иммунизации против кори и сообщает следующее.

Требование о проведении иммунизации против кори трудовых мигрантов в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.03.2019 N 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации" (далее - Постановление) распространяется на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Данное требование распространяется на всех иностранных граждан, не имеющих сведений о прививках или перенесенном заболевании корью. Работодателю, заинтересованному в качественной и непрерывной работе, необходимо предложить вакцинацию для членов коллектива любым приемлемым в конкретной компании способом.

В соответствии с пунктом 3 Постановления работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обязаны обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан, в случае, если те ранее не болели корью, не делали прививок или не имеют сведений о прививках против кори.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон).

В соответствии со статьей 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Вместе с тем, правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Закон N 157-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 157-ФЗ граждане имеют право отказаться от профилактических прививок (вне зависимости от их гражданства). Отказ оформляется в письменной форме (пункт 3 статьи 5 Закона N 157-ФЗ, пункт 7 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Письменный факт отказа от проведения вакцинации можно рассматривать как основание для исключения ответственности лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия. Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации на работодателя не может быть наложена административная ответственность, так как принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий против кори он не вправе.

Работодатель имеет право требовать осуществление прививки только в случае, если деятельность сотрудника входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825). Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Исполнение проведенной иммунизации работодатель может подтвердить документами, выданными медицинской организацией, проводившей иммунизацию его работников (список привитых с указанием сведений о введенном препарате, копии сертификатов профилактических прививок и т.п.).

Иностранный гражданин может подтвердить, что он переболел корью или имеет прививку против кори, справкой (выпиской из амбулаторной карты), заверенной штампом медицинской организации и печатью/подписью медицинского работника. В случае, если иммунизация или диагноз корь был установлен организацией иностранного государства, необходим заверенный перевод указанных документов.

Обращаем внимание, что Постановление не предусматривает ограничение прав граждан на отказ от профилактических прививок, которые им даны в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

Вместе с тем, в случае заболевания корью иностранного гражданина, не имеющего профилактических прививок по причине отказа с последующим распространением инфекции среди населения, такой гражданин, а также работодатель может нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Информируем также, что работодатель вправе самостоятельно определять перечень мероприятий для выполнения пункта 3 Постановления, при этом в соответствии с п. 5.1 Постановления в рамках надзорных мероприятий специалисты территориальных органов Роспотребнадзора осуществляют контроль за ходом подготовки и проведением мероприятий по подчищающей иммунизации против кори, соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех уровнях "холодовой цепи", в связи с чем вправе давать предписания работодателям по данному вопросу.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции