Приказ по кори 130
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федерального медико-биологического агентства от 5 апреля 2019 г. № 72 “О проведении подчищающей иммунизации против кори в 2019 году”
В связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по кори в Европе и странах ближнего и дальнего зарубежья, во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.03.2019 N 2 и с целью предотвращения возникновения и распространения заболеваний корью на территориях и в организациях, подлежащих обслуживанию ФМБА России приказываю:
1. Начальникам МСЧ/ЦМСЧ, главным врачам клинических больниц, директорам медицинских центров:
1.1.1. В период с 03.06.19 г. по 01.10.2019 г. проведение подчищающей иммунизации против кори лиц, не получивших прививки своевременно в рамках Национального календаря профилактических прививок, предусмотрев:
- составление списков лиц, подлежащих прививкам против кори, планов и графиков иммунизации по каждой медицинской организации;
- формирование, подготовку и оснащение вакциной и расходными материалами прививочных бригад для иммунизации населения в рамках подчищающей иммунизации.
1.1.2. Оперативную отчетность о ходе проведения подчищающей иммунизации в соответствующие территориальные органы ФМБА России.
1.1.3. Надлежащие условия хранения и транспортирования вакцины против кори на всех уровнях "холодовой цепи" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов".
1.2. Осуществлять допуск к работе медицинских сотрудников и других сотрудников медицинской организации только при наличии сведений о вакцинации против кори либо документально подтвержденного факта перенесенного заболевания, проведенного серологического исследования на напряженность иммунитета к кори.
2. Руководителям территориальных органов ФМБА России:
2.1. Информировать работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан, о необходимости проведения иммунизации против кори указанной категории граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори;
2.2.3. Проведение активного информирования населения о преимуществах вакцинопрофилактики кори.
2.2.2 Контроль за ходом подготовки и проведением мероприятий по подчищающей иммунизации против кори, соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех уровнях "холодовой цепи".
2.1.3. Оперативное представление информации на сайт ФГБУЗ "Головной центр гигиены и эпидемиологии ФМБА России" в разделе Общее информационное пространство - еженедельная информация - "иммунизация корь таблица 1 и таблица 2":
- в срок до 31.05.2019 "О ходе подготовительных мероприятий к подчищающей иммунизации против кори" в соответствии с таблицей 1 Приложения 1;
- начиная с 07.06.2019 года и далее еженедельно по пятницам "О ходе подчищающей иммунизации" в соответствии с таблицей 2 Приложения 1.
3. Главному врачу ФГБУЗ ГЦГиЭ ФМБА России Богдану С.А. обеспечить представление в Управление Госсанэпиднадзора ФМБА России:
3.1. Информации "О ходе подчищающей иммунизации", начиная с 10.06.2019 года и далее еженедельно по понедельникам.
3.2. Обобщенных сведений об итогах проведения подчищающей иммунизации против кори в срок до 10.10.2019 г.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей руководителя Романова В.В. и Мирошникову Ю.В.
Врио руководителя | Н.Н. Михайлова |
Приложение 1
к приказу ФМБА России
от 05 апреля 2019 г. N 72
Проведено СПЭК (кол-во) | Подготовлено распорядительных документов (кол-во) | Подготовлено прививочных бригад (кол-во) | Не привито против кори в связи (по состоянию на 01.05.2019 г.) (кол-во) | Пересмотрено/снято (по состоянию на 31.05.2019 г.) (кол-во) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
постановление | Другие (приказы, письма и пр.) | В т.ч. письма в адрес руководителей | Детских | Взрослых | С медицинскими отводами | С отказами | Медицинских отводов | Отказов | |||||
дети | взрослые | дети | взрослые | дети | взрослые | дети | взрослые | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Лица из числа населения, включенные в план подчищающей иммунизации (кол-во) | Число работодателей, использующих труд мигрантов, проинформированных о подчищающей иммунизации | Мигранты, включенные в план подчищающей иммунизации (кол-во) | Кол-во вакцины, закупленной работодателями (по состоянию на 31.05.2019 г.) (дозы) | Потребность в вакцине в соответствии с планом подчищающей иммунизации (дозы) | Наличие вакцины для подчищающей иммунизации в соответствии с планом (дозы) | Планируется закупить за счет средств из других источников (дозы) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
дети | взрослые | ЖКВ | ПКВ | ЖКВ | ПКВ | ЖКВ | ПКВ | |||
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Число подлежащих прививкам в рамках подчищающей иммунизации ВСЕГО (чел.) | Число подлежащих прививкам согласно плану на отчетной неделе (чел.) | Число привитых на отчетной неделе (чел.) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ВСЕГО | В том числе | ВСЕГО | В том числе | ВСЕГО | В том числе | ||||||
детское население | взрослое население | мигранты | детское население | взрослое население | мигранты | детское население | взрослое население | мигранты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Обзор документа
В связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по кори руководители медсанчастей, больниц, медцентров, обслуживаемых ФМБА России, должны провести с 3 июня по 1 октября 2019 г. подчищающую иммунизацию против кори граждан, не получивших прививки своевременно.
Они будут составлять списки таких лиц, оснащать прививочные бригады вакциной и расходными материалами, отчитываться о подготовке и проведении мероприятия перед территориальными органами ФМБА России. Последние будут еженедельно информировать Головной центр гигиены и эпидемиологии, а тот, в свою очередь, будет еженедельно информировать ФМБА. Итоговые сведения будут представлены в Агентство до 10 октября. Приведены формы отчетности.
Корь, еще недавно почти забытая детская болезнь, снова на слуху, и не где-то в отсталых странах, а в самой что ни на есть Европе. И это не какая-то новая, невиданная корь, а обычная, старая, давно известная врачам: инфекционное острое вирусное заболевание с контагиозностью (заразностью), приближающейся к 100%, что больше и чем у гриппа, и чем у оспы, грозящее больному целым букетом осложнений. Если коротко, то главная причина ее возвращения — беспрецедентный рост активности идейных противников вакцинации во всем мире.
Заболевание вызывается вирусом семейства парамиксовирусов и характеризуется лихорадкой, высокой температурой (до 41°C), воспалением слизистых оболочек полости рта и верхних дыхательных путей, конъюнктивитом и характерной сыпью на кожных покровах с общей интоксикацией организма.
Обычно корью болеют невакцинированные дети в возрасте от двух до пяти лет; значительно реже — взрослые, не переболевшие корью в детском возрасте или невакцинированные. После перенесенного заболевания развивается стойкий иммунитет, повторное заболевание корью человека без патологии иммунной системы сомнительно, хотя и такие случаи описаны. В странах, проводящих тотальную вакцинацию против кори, заболевание встречается в виде единичных случаев или мини-вспышек (5–15 человек).
Но в 2017 году из публикаций министерств здравоохранения европейских стран стало известно, что в Европе наблюдается эпидемический подъем заболеваемости корью. Случаи заболевания были выявлены в 14 европейских странах, а общее число пораженных составило более 40 тыс. человек.
20 августа 2018 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила о рекордной заболеваемости в Европейском регионе: инфицированных за первые шесть месяцев 2018 года — более 41 тыс. человек, 37 случаев с летальным исходом. Это самый высокий показатель заболеваемости с 2010 года. В Греции, Грузии, Италии, России, Сербии, Франции и на Украине было зафиксировано более 30 тыс. случаев инфекции.
А за весь 2018 год в Европе, согласно данным ВОЗ, было зарегистрировано около 83 тыс. случаев кори. Из них более 54 тыс. случаев — на Украине, 16 со смертельным исходом. По сравнению с 2017 годом в 2018-м число случаев кори в Греции возросло в два раза, во Франции — в шесть раз.
В России заболеваемость корью в 2018 году составила 1,7 случая на 100 тыс. человек, то есть всего немногим больше 2,5 тыс. случаев (для сравнения: в довакцинальную эру, до 1970 года, заболеваемость составляла более 130 человек на 100 тыс. населения, или до 300 тыс. случаев кори в год).
В 2019 году ситуация в некоторых странах, к сожалению, только ухудшилась. На Украине с начала 2019 года до 5 марта уже зафиксировано 21 355 заболеваний корью, что приближается к половине общего числа случаев за 2018 год, восемь человек умерли. И это несмотря на начавшуюся массовую вакцинацию! Соседняя Белоруссия запросила противокоревую вакцину из России, получила 100 тыс. доз и уже начала так называемую догоняющую вакцинацию, для того чтобы привить ранее непривитых людей.
Для обеспечения иммунитета и предотвращения вспышек болезни рекомендуются две дозы вакцины (в возрасте 1 года и 6 лет), так как примерно у 15% вакцинированных детей после первой дозы иммунитет вырабатывается слабовато.
Эксперты ВОЗ отмечают, что причиной эпидемии кори стало резкое снижение уровня вакцинации, особенно в маргинальных группах населения Европы. Численность этих групп действительно заметно возросла в ЕС — с наплывом беженцев с Ближнего Востока, Африки и Азии, но существует еще одно важное обстоятельство, которое, к сожалению, набирает силу. Это предубеждение против вакцинации как таковой у вполне благополучных и даже образованных граждан стран, которые принято называть цивилизованными.
Такое предубеждение против вакцин родилось не на пустом месте и подпитывается как бюрократическим подходом органов здравоохранения к поголовной вакцинации населения (с использованием, по всей вероятности, просроченных или неправильно хранившихся вакцин), так и псевдонаучными трудами и лекциями антивакцинаторов.
Так было и с корью.
Вакцина против кори применяется самостоятельно или в комбинации с другими вакцинами, включая вакцины против паротита, краснухи и ветряной оспы: в составе комбинированных вакцин MMR и MMRV. Показано, что вакцина работает одинаково хорошо во всех лекарственных формах.
Более десяти лет его сенсационные результаты проверяли сотни исследователей в десятках стран. Его результаты не смогла воспроизвести ни одна лаборатория. И 28 января 2010 года комиссия Главного британского медицинского совета подтвердила, что более 30 пунктов обвинения в его адрес, включая 4 обвинения в нечестности и 12 обвинений в том, что он использовал в своих целях умственно неполноценных детей, справедливы, а его выводы — неверны.
В разных странах во второй половине XIX — начале XX века стали появляться данные санитарной статистики, и тут же врачи сделали вывод о четкой корреляции между заболеваемостью корью и плотностью населения. Наибольшая заболеваемость и смертность фиксировались в крупных городах с высокой плотностью населения, большим числом образовательных учреждений и детских приютов, наименьшая — в небольших городках и сельской местности.
Но только этим дело противников вакцин не ограничилось. Причины аутизма начали искать в других компонентах вакцин. Ниже рассмотрены другие идеи антивакцинаторов.
Мертиолят и аутизм
Соединения солей ртути в микрограммовых количествах как исключительно эффективные антигрибковые и антибактериальные препараты столетиями применяются для дезинфекции и консервации биологически активных жидкостей. Добавляются они в очень малых количествах и в некоторые мультидозовые вакцины. Многочисленные научные публикации, в том числе последних лет, доказали, что в таких количествах соединения ртути безвредны и полностью выводятся из организма за три-четыре недели без всяких последствий. Никаких связей с применением этих вакцин и аутизмом, а также другими симптомами и заболеваниями не найдено.
Соединения ртути не так уж редки и в обычной жизни. Во-первых, в некоторых реках России и других стран встречаются соли ртути. Для нее определена предельно допустимая концентрация, которая в части горных рек превышена из-за чисто природных причин. В небольших количествах (до 0,2 мг/кг) соли ртути содержатся в следующих продуктах: рыба (особенно в скумбрии, тунце и меч-рыбе), другие морепродукты, орехи, какао-бобы и даже шоколад. И ведь никто себе не отказывает в этих продуктах! В дозе вакцины содержится всего-то от 8 до 50 мкг мертиолята, или 0,05 мг соли ртути максимум, то есть столько же, сколько в 250 г рыбы. Вывод: все дело в количестве и в конкретном соединении ртути; некоторые из них действительно опасны, а другие в применяемых количествах безвредны.
Главные пути передачи этой инфекции — воздушно-капельный и близкоконтактный. Больным человеком частицы вируса выделяются во внешнюю среду в большом количестве со слизью во время кашля, чихания, сорбируются на предметах обихода, и другие люди могут получить эту инфекцию путем касания этих предметов руками, а потом — касания теми же руками своих слизистых оболочек или путем вдыхания вируссодержащего воздуха.
Окись алюминия и аутизм
Много подозрений было на возможную связь с разными болезнями вводимой с инактивированными вакцинными препаратами в качестве усилителя иммунитета окиси алюминия (Al2O3) или его малорастворимых солей. Поиски этих возможных вредных воздействий ведутся до сих пор. Кое-что нашли, но — у работников алюминиевых заводов: раздражение глаз или небольшие негативные последствия в случае нарушений техники безопасности на производстве (отсутствие респираторов или защитных очков). Также зафиксирована корреляция между частотой неврологических заболеваний в Папуа — Новой Гвинее и явным избытком солей алюминия в питьевой воде в этой стране, но речь там идет о весьма значительных концентрациях этих солей.
Алюминий — самый распространенный металл и третий по распространенности химический элемент в земной коре после кислорода и кремния, а его соли — важный компонент глин и вообще почв. После дополнительных исследований токсичности соединений алюминия ни одна страна мира не отменила использование окиси или фосфата алюминия в вакцинах.
Концентрации солей алюминия в водоемах России колеблются от 0,001 до 10 мг/л. В России норматив их содержания в воде хозяйственно-питьевого использования составляет 0,2 мг/л. А в одной дозе вакцины АКДС окиси алюминия содержится не более 50 мкг, или 0,05 мг. То есть в стакане питьевой воды его может быть столько же, сколько в дозе вакцины!
По некоторым биологическим исследованиям, поступление алюминия в организм человека было сочтено фактором в развитии болезни Альцгеймера, но эти исследования были позже раскритикованы и вывод о связи одного с другим опровергнут.
По результатам многолетнего применения известно, что вакцина безопасна, в том числе для пациентов с ВИЧ-инфекцией. Побочные реакции обычно слабо выражены и быстро проходят.
За мир без вакцин
Это удивительно, но тенденция отказываться от прививок развивается везде: и в США (где к концу марта случаев кори стало больше, чем за весь прошлый год), и в европейских странах, и на Украине, и в России. Люди верят слухам, пересказам каких-то сумасбродных случаев, разоблаченному фальсификатору Эндрю Уэйкфилду, израильскому гомеопату Александру Котоку и не верят всемирно известным ученым. Просто какая-то вакханалия безграмотности и нежелания изучать возникающие вопросы во всей их полноте!
Вот последняя новость из США: в номере журнала Science от 8 марта 2019 года опубликована заметка о заседании 27 февраля Комитета советников по практикам иммунизации США (ACIP USA), где приняли участие 15 экспертов и 165 интересующихся граждан, из которых впервые 80 мест забронировали противники вакцин. Их обилие, правда, не добавило аргументов в дискуссию, и процент вакцинированных в США по-прежнему один из самых высоких в мире. А рост сомнений граждан американские специалисты связывают с неуверенной позицией Дональда Трампа, президента США: он обещал создать специальную группу ученых по дополнительной проверке вакцин, но так ее и не создал. Между тем в тех же США стихийно идет формирование групп 15–18-летних подростков в социальных сетях, объединяющих их в стремлении вакцинироваться, несмотря на отрицательные позиции их родителей.
Из-за резкого роста заболеваний в Италии принят жесткий закон, запрещающий принимать в детские государственные учреждения не привитых против основных заболеваний детей. В Германии принят аналогичный закон. По этому же пути идут еще несколько европейских стран.
Разработка, проверка и внедрение вакцин в практику — величайшее достижение человечества. ВОЗ в ежегодных докладах оценивает вакцины как изобретение, которое в наибольшей степени увеличило продолжительность и качество жизни людей. Побочные реакции у вакцин есть, но они в тысячи и десятки тысяч раз меньше, чем у заболеваний, от которых они защищают. Они предотвращают десятки тысяч смертей и миллионы осложнений. Отказ от них — огромный риск, а принимать во внимание ничем не подтвержденные и по большей части выдуманные рассказы противников вакцинации — ошибка, которая может стоить жизни, в том числе детской.
Сергей Нетёсов, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии Новосибирского государственного университета
Регистрационный N 54004
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951, N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I), ст. 4359; N 48 (ч. I), ст. 6724; 2016, N 27 (ч. I), ст. 4160; N 27 (ч. II), ст. 4238; 2017, N 27, ст. 3932; N 27, ст. 3938; N 31 (ч. I), ст. 4765; N 31 (ч. I), ст. 4770; 2018, N 17, ст. 2430; N 18, ст. 2571; N 30, ст. 4543; N 32 (ч. II), ст. 5135) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953), в целях создания устойчивого коллективного иммунитета к кори для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по кори на территории Российской Федерации, постановляю:
1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить:
1.1. В срок с 01.04.2019 по 01.10.2019 провести в субъектах Российской Федерации мероприятия по подчищающей иммунизации против кори населения, а также трудовых мигрантов, не привитых против кори.
1.2. В срок до 25.03.2019 рассмотреть вопросы о ходе подготовки в субъектах Российской Федерации кампании подчищающей иммунизации против кори, в том числе:
о результатах работы иммунологических комиссий по пересмотру медицинских отводов и работы медицинских организаций с населением, направленной на снижение числа лиц, отказывающихся от профилактических прививок;
об организации работы по информированию населения о мерах профилактики кори и преимуществах иммунопрофилактики;
об организации иммунизации против кори трудовых мигрантов;
о планировании кампании подчищающей иммунизации.
1.3. Обеспечить выделение ассигнований на закупку живой коревой вакцины для подчищающей иммунизации населения в соответствии с расчетной потребностью.
1.4. Оказать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в организации и проведении мероприятий по иммунизации против кори населения и трудовых мигрантов, не привитых против кори.
2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать совместно с руководителями территориальных органов Роспотребнадзора:
2.1. Обеспечить проведение активного информирования населения о преимуществах иммунопрофилактики кори.
2.2. Организовать работу по выявлению лиц из числа детского и взрослого населения (в том числе среди лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов), не болевших корью, не получивших прививки против кори в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (не привитых против кори, привитых однократно), не имеющих сведений о прививках против кори и не включенных в утвержденный на 2019 год план профилактических прививок.
2.3. Организовать и в срок до 25.03.2019 завершить:
работу иммунологических комиссий по пересмотру медицинских противопоказаний к проведению прививок против кори;
мероприятия по работе с населением, отказывающимся от профилактических прививок.
2.4. В срок до 29.03.2019 сформировать и утвердить планы проведения подчищающей иммунизации против кори в медицинских организациях.
2.5. С учетом численности населения, подлежащего иммунизации против кори в рамках подчищающей иммунизации, рассчитать необходимый объем вакцины против кори и направить высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) произведенные расчеты потребности в вакцине против кори в целях выделения (при необходимости) финансовых средств на ее закупку для проведения мероприятий по подчищающей иммунизации населения.
3. Работодателям, привлекающим к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори.
4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:
4.1. Обеспечить в период с 01.04.2019 по 01.10.2019 проведение кампании по подчищающей иммунизации против кори лиц, не получивших прививки своевременно в рамках национального календаря профилактических прививок, предусмотрев:
составление списков лиц, подлежащих прививкам против кори, планов и графиков иммунизации по каждой медицинской организации;
формирование, подготовку и оснащение вакциной и расходными материалами прививочных бригад для иммунизации населения в рамках кампании по подчищающей иммунизации;
оперативную отчетность о ходе проведения кампании подчищающей иммунизации.
4.2. Создать необходимый запас вакцины (в соответствии с расчетной потребностью) для обеспечения кампании подчищающей иммунизации против кори.
4.3. Обеспечить надлежащие условия хранения и транспортирования вакцины против кори на всех уровнях "холодовой цепи" - в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.02.2016 N 19 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2016 г., регистрационный N 41968).
5. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора:
5.1. Обеспечить контроль за ходом подготовки и проведением мероприятий по подчищающей иммунизации против кори, соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех уровнях "холодовой цепи".
5.2. Представить в Роспотребнадзор информацию:
в срок до 01.04.2019 - об итогах подготовительных мероприятий для проведения кампании подчищающей иммунизации;
в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, - о ходе кампании подчищающей иммунизации (начиная с 05.05.2019 по 05.09.2019);
в срок до 10.10.2019 - об итогах проведения кампании подчищающей иммунизации против кори.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Читайте также: