Презентация по стрекозам вшами

Разделы: Биология

Цель: На основе имеющихся у учащихся знаний, полученных из предыдущих уроков биологии, информатики, русской литературы и других источников информации, в том числе популярных поэтических произведений, не изучаемых в школьном курсе, создать условия для:

а) осознания и осмысления новой учебной информации, изложенной в параграфе №17 “ Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы” учебника “Биология 7. Животные”. В.В. Латюшина, В.А. Шапкина,
б) для применения знаний в новой учебной ситуации исследовательского характера,
в) для проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

– исходя из учебной проблемной ситуации, стимулировать поисковую деятельность учащихся, познакомив их с этапами научного познания;
– на основе межпредметного взаимодействия создать организационные условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты;
– продолжить формирование навыков получения информации из различных источников, в том числе из электронных изданий;
– обеспечить синтез методов обучения, таких как практические работы с натуральными объектами и наглядные методы компьютерных лабораторных работ из пособия “Биология 6–11. Лабораторный практикум” Республиканский мультимедиа центр. 2004;
– развивать коммуникативные способности учащихся посредством работы в парах и малых группах;
– в процессе взаимодействия учащихся друг с другом, учителем и с источниками учебной информации, создать условия для рефлексии, осознания отношения к собственной деятельности в ходе урока, уровню ее успешности и личной значимости;

Оборудование: компьютеры с мультимедийным программным обеспечением, коллекция насекомых, препараты крыльев и конечностей стрекозы, микроскопы, учебник “Биология 7. Животные” В.В. Латюшина, В. А. Шапкина, учебное электронное издание “ Биология 6-11 класс”.Республиканский мультимедиа центр. 2004.

1. Определение темы урока.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с удивительным миром живых существ, достойных восхищения. Это представители самого многочисленного класса животных, о которых известный популяризатор науки И.И. Акимушкин сказал следующее: “Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают их на Земле 10 18 (миллиард миллиардов) особей, больше чем звезд в нашей Галактике, их 1,5 млн. видов”. Кто они? Назовите этот класс животных.

Учащиеся отвечают, что это представители класса Насекомых.

Учитель. Особенность нашего урока состоит в том, что вам придется сравнивать описания насекомых, взятые не только со страниц учебника биологии, но и из хорошо знакомых произведений художественной литературы, поэтому я хочу в качестве эпиграфа нашего урока прочитать следующий отрывок из стихотворения Р. Киплинга:

Наполни смыслом
каждое мгновенье
Часов и дней
неутомимый бег
Тогда весь мир
ты примешь во владенье,
Тогда мой сын,
ты будешь Человек!

Сегодня мы будем наполнять смыслом мгновения нашего урока, искать биологические закономерности там, где никогда их раньше не искали, и поэтому я хочу, чтобы вы послушали еще и эти строки:

“Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони, и тогда
я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем”.
П. Гвездослав

Скажите, каким, по вашему мнению, должно быть это сердце?

Учащиеся отвечают: Сердце должно быть добрым.

Учитель. А еще это сердце должно быть мудрым, знающим, что всем живым существам в этом мире можно отнести слова героя Р. Киплинга Маугли:

Ведь, изучая в этом году животных различных групп, от Простейших до Насекомых, мы обнаружили много общего в строении и принципах жизнедеятельности организмов человека и других живых существ. А сколько удивительных находок еще ждет вас!

Откройте соответствующий файл с учебным материалом и запишете тему и цель нашего урока в рабочую тетрадь и приступайте к выполнению заданий учебных элементов данного модуля.

Вам предстоит работать в парах за одним компьютером, постарайтесь выполнять задания лабораторной работы, прислушиваясь к мнению друг друга, совместно исправляя ошибки, которые будете замечать, ведь оценка за выполнение будет для вашей “микрогруппы” общей.

Приступая к тестовым заданиям, по которым вы определите уровень своей подготовленности к изучению новой темы, выберите по своему желанию уровень сложности: уровень А, высший балл которого – “4”, или уровень В с высшим баллом “5”. Помните, что время выполнения заданий ограничено, проверять правильность их выполнения вы будете сами, по вариантам ответов, которые будут показаны на экране.

Оценку за тест, как и баллы (с указанием количества ошибок) за лабораторную работу вы занесете в свою тетрадь.

Тема: “Тип членистоногие”.

Урок по теме: “Многообразие насекомых”.

Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0

Интегрирующая обучающая цель:

Исследовать приспособительные возможности насекомых из различных отрядов.

Определить: отражают ли литературные образы насекомых их реальные биологические особенности?

  • умение работать с учебными объектами;
  • навыки работы по поиску информации из предложенной базы данных.
Запись темы и цели – 2 мин.
УЭ-1

Актуализация знаний предыдущего урока.

Выполните задания из учебного электронного издания “Лабораторный практикум Биология 6–11 ” из раздела “Лаборатория по классификации животных”, пункт “Строение и жизнедеятельность насекомых”.


Следуя инструкциям,

откройте соответствующий раздел пособия.

Работайте в парах или индивидуально.

При выполнении работы

вам следует уложиться в 8 минут и получить

максимальное число баллов, допустив при этом минимальное количество ошибок. Результаты запишите в свою тетрадь.

УЭ-3

Проверьте свои знания.

Выполните тестовые задания, согласно выбранному вами уровню сложности:

УРОВЕНЬ “А” (максимальная оценка “4”)
или
УРОВЕНЬ “В” (максимальная оценка “5”)

УРОВЕНЬ “А” УРОВЕНЬ “В”
Выберите один
правильный ответ

1. У насекомых в отличие
от ракообразных и паукообразных….

А) 4 пары ног
Б) 5 пар ног
В) 3 пары ног
Г) 2 пары ног

2. Ротовой аппарат лижущего
типа у …..

А) бабочки
Б) мухи
В) стрекозы
Г) комара

3. К одомашненным видам
относятся насекомые …

А) муравей рыжий
Б) муха комнатная
В) шелкопряд тутовый
Г) капустная белянка

4. У насекомых, развивающихся
без полного превращения…

А) есть стадия куколки
Б) 4 стадии развития
В) личинка не похожа на взрослую особь
Г) личинка похожа на
взрослую особь

5. Характерный признак класса насекомых:

А) отсутствие усиков
Б) 2 пары усиков
В) 1 пара усиков
Г) 3 пары ногочелюстей

6. Насекомые растут на стадии…

А) взрослого насекомого имаго
Б) куколки
В) яйца
Г) личинки

7. Слуховой аппарат у кузнечиков находится …

А) на конце усиков
Б) за глазами
В) на голенях передних ног
Г) на голенях задних ног

Соотнесите фразы с
соответствующими словами

1. Одомашненные виды
насекомых …

1. муравьи
2. божьи коровки
3. цикады
4. тутовый шелкопряд
5. пчела медоносная
6. мухи
7. комары

2. Личинки не похожи
на взрослых насекомых
и живут в воде у…

1. тараканов
2. кузнечиков
3. поденок
4. тутового шелкопряда
5. сверчков
6. уховерток
7. кобылок

3. Органы, строение которых
положено в основу систематики
отрядов насекомых ….

1. ротовые органы
2. крылья
3. усики
4. сегменты брюшка
5. глаза
6. ноги
7. отделы тела

4. Органы, не развитые у
взрослой стадии развития
поденок (имаго)…

1. ротовые органы и
органы пищеварения
2. надкрылья
3. глаза
4. усики
5. передние крылья
6. передние ноги
7. хвостовые нити

5. Представители “домашнего
скота” муравьев …

1. тараканы
2. осы
3. цикады
4. тутовый шелкопряд
5. пчелы
6. стрекозы
7. мухи

6. Звуковые сигналы
“стрекотания” кузнечики
и сверчки издают с помощью…

1. ротовых органов
2. передних крыльев
3. сегментов брюшка
4. яйцекладов
5. усиков
6. задних крыльев
7. задних ног

7. Улавливают звуки и
выполняют функции
органов слуха у кузнечиков…

1. ротовые органы
2. крылья
3. сегменты брюшка
4. усики
5. передние крылья
6. голени передних ног
7. голени задних ног

8. Признак класса насекомых,
обеспечивающий им широкое распространение по планете….

1. ротовые органы
2. крылья
3. глаза
4. сегментированное брюшко
5. ноги
6. усики
7. головогрудь

Проверьте правильность ответов по образцу, выведенному на экран, друг у друга и оцените:

Уровень А: Уровень В:

“4” – 0-2 ошибки “5” – 0-1 ошибки
“3” – 3 ошибки “4” – 2-3 ошибки
“2” – 4 и более ошибок “3” – 4 ошибки
“2” – 5 и более ошибок

Внимательно читайте вопросы теста и заносите выбранные вами ответы в тетрадь. Вы должны выполнить все задания за 8 минут и проверить ответы за 2 мин.

Если вы убедились, что готовы к изучению нового материала, переходите к следующему этапу. Если вы переходите к следующему этапу с оценкой, которой недовольны, то по окончании урока скопируй те файл с уроком на свою дискету и проработайте материал дома

УЭ-4

Изучение нового материала.

Цель: изучить особенности строения тела стрекоз и сравнить со строением насекомых, способных издавать звуки и совершать прыгательные движения



Ознакомьтесь с представленными текстами и сравните их с предыдущими рисунками.

Стрекоза, Стрекоза,
Две горошинки-глаза.
Ножки – грабелькой,
Хвостик – сабелькой
Крылья – бантиком,
Спинка– с кантиком…
Стрекоза – летит, летит
И садится на цветок.
Крыльями пошевелит,
Раскачает стебелек –
И дальше отправляется,
А стебелек – качается…

Очень точно “нарисовал” портрет стрекозы Р.Баумволь в своем стихотворении “Стрекоза”. Вот только для описания глаз больше подошло бы сравнение не с горошинками, а с чем? Дети подбирают сравнеия с соплодием малины, с гроздью винограда, омечая фасеточное строение органов зрния.

А в басне И.А. Крылова “Стрекоза и муравей” портрет стрекозы другой:

Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела –
Как зима катит в глаза!

Прочитав эти два стихотворения, мы не можем не заметить, что образы стрекоз у двух этих авторов отличаются и в чем-то даже противоречат друг другу. Кто же из авторв ближе к истине, чье описание более точное с биологической точки зрения? Какие ножки у стрекозы – “грабелькой”, или она все-таки “попрыгунья”?

Чтобы разрешить возникшие противоречия, нам необходимо поближе познакомиться с этими удивительными существами.

Просмотрите презентации по темам: “Стрекозы” и “Цикады”, для этого щелкните дважды левой клавишей мышки по картинке.


Внимательно рассмотрите препараты конечности и крыла стрекозы под микроскопом и подготовьте “микронаучное” исследование, следуя предложенному плану и соблюдая основные этапы настоящего исследования, такие как:

1) Получение фактов.
2) Формулировка проблемы.
3) Выдвижение гипотезы.
4) Сопоставление выдвинутой гипотезы с полученными в ходе урока фактами.

5) Формулировка вывода – основы для сделанного вами открытия.

1. Первый участник группы отвечает за получение фактов, он фиксирует данные, полученные на предыдущем этапе урока.

Является ли полет стрекозы шумным? Издает ли стрекоза звуки? Могут ли помочь хищному насекомому звуки во время охоты? Сопровождаются ли движения стрекозы по стеблям растений прыжками?

Какие органы чувств более важны для стрекозы во время ловли добычи – органы слуха или органы зрения?

2. Второй участник группы формулирует проблему.

Имеются или не имеются противоречия между наблюдаемыми фактами и описанием стрекозы .И.А.Крыловым как “певуньи” и “попрыгуньи”?

3. Третий участник выдвигает гипотезу: Стрекоза не является
(или является?) прототипом героини басни, так как, стрекоза не способна (или способна?) издавать громкие звуки как цикада. Стрекоза не способна (или способна?) прыгать.

4. Четвертый участник, ознакомившись со всеми данными, отмечает, есть ли у стрекозы

органы для извлечения звуков как у цикад и прямокрылых или нет?

Соответствует ли строение ног стрекозы прыгательным ногам прямокрылых?

5. Пятый участник, прочитав текст №1, определяет, является ли басня “Стрекоза и Муравей” полностью оригинальным произведением или авторским переводом произведения другого автора?

Сюжет басни “Стрекоза и муравей” А. И. Крылов взял у французского баснописца Лафонтена из его произведения “Цикада и муравей”, а тот пересказал притчу “Кузнечик и муравей” поэта Древней Греции Эзопа. Так что стрекоза И.А. Крылова получилась собирательным образом, причудливо соединившим в себе признаки и кузнечиков и цикад, конечности которых пригодны как для прыгания, так и для рытья жилищ для личинок. Вот откуда взялась наша “певунья” и “попрыгунья”!

6. Шестой участник группы формулирует вывод: В произведении А. И. Крылова дан художественный образ или реальный? На самом деле прототипом героини этой истории должна была бы быть …, поэтому в поэтическом описании стрекозы мы и обнаружили не присущие ей, качества попрыгуньи и певуньи. Парадоксально, но в природе певуньи … служат муравьям в качестве “домашнего скота”! Но это уже сюжет для басни с совсем иной моралью.

А теперь познакомимся с представителями еще трех отрядов класса Насекомых.


Прочтите предложенный вам текст № 2 и ответьте на поставленный вопрос.

Текст № 2. “Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе. Когда давно опустевшие города рассыплются в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на голых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле”.

Эти слова сказал У. Холлэнд о насекомых в своем труде “Книга о ночных бабочках”.

Мы с вами изучили биологические особенности насекомых различных отрядов, и теперь вы обладаете достаточными знаниями, чтобы ответить на вопрос: Почему именно насекомые смогут выжить даже в таких ужасающих условиях, которые описаны в данном тексте?

Учащиеся перечисляют основные биологические особенности насекомых, позволившие им достичь биологического прогресса.

Учитель: Может быть, теперь, зная удивительную способность насекомых приспосабливаться к любым условиям существования, мы осознаем сколько еще открытий ждет человека, изучающего этих удивительных существ! Главная задача нынешних поколений, а, значит, и нас с вами, не допустить сокращения биологического разнообразия природы из-за нашей неосторожности и незнания. И поэтому, чтобы планета Земля оставалась всегда такой же прекрасной, будем помнить, что наше сердце должно быть мудрым и добрым. Будем чаще обращаться к живым существам словами Маугли: “Мы с тобой одной крови!”

Прочтите еще раз интегрированную цель урока и еще раз внимательно рассмотрите рисунки, ознакомьтесь с препаратами тела, конечностей и крыльев стрекозы под микроскопом и определите их тип, особенности строения.

Работайте в группах. (Для этого этапа урока в центре класса сдвинуты столы с расположенными на них микроскопами с соответствую-щими препаратами, образцами из коллекции насекомых различных отрядов).

Обменяйтесь мнениями в парах.

Работайте в группе, разделив между собой

задания основных этапов исследования. Задания записаны на отдельных карточках, которые вам надо выбрать по своему желанию.

Просмотрите презентации “Вши”, “Жуки”, “ Клопы”, отметьте моменты, которые вам кажутся важными, записав их в тетрадь.

Цель: подвести итоги работы на уроке.

Прочитайте еще раз цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Какие затруднения возникали у вас при работе на уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.
Определите свое настроение по цветовой шкале.


Отметьте ответы в рабочей тетради.

Расшифровка вашего выбора будет выведена на экран (щелкните мышкой по первому слайду “Ответы на тест”.)

Тетради с вашими записями и результатами выполнения лабораторной работы и теста сдайте учителю.

Запишите домашнее задание: параграф.

№17 (обязательная часть), написать сообщения о кокцидах или сделать о них презентацию (творческая часть).

Текст 1. Сюжет басни “Стрекоза и муравей”.

И.А.Крылов взял у французского баснописца Лафонтена из его произведения “Цикада и муравей”, а тот пересказал притчу “Кузнечик и муравей” поэта Древней Греции Эзопа. Так что стрекоза А.И. Крылова получилась собирательным образом, причудливо соединившим в себе признаки и кузнечиков и цикад. Вот откуда взялась наша “певунья” и “попрыгунья”!

Текст 2. “Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе. Когда давно опустевшие города рассыплются в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на голых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле”.



























Описание презентации по отдельным слайдам:

Д/З § 17, заполнить таблицу

Отряд Тип развития Кол – во крыльев Предста- вители Ротовой аппарат Особенности жизни и поведения Значение

С неполным превращением

Синее коромысло Стрекоза - красотка Перевязанная стрекоза Стрекоза - бабка

Ротовой аппарата : грызущий Особенности жизни и поведения: Древний отряд насекомых (300 млн.лет), Имеют особый аппарат для захвата пищи – маска Скорость полета стрекозы – до 96 км/ч; Значение: Поедают комаров и их личинок, а также мелких насекомых

С неполным превращением

Количество крыльев: Нет Представители: 200 видов Ротовой аппарата : Колюще - сосущий

Особенности жизни и поведения: Паразиты, крылья редуцированы, размножаются каждый месяц Значение: Переносчики опасных инфекционных заболеваний - брюшной тиф.

С полным превращением

Дровосек титан Жук геркулес Жук слон Жук–перокрылка (чуть крупнее инфузории)

Ротовой аппарата : Грызущий Особенности жизни и поведения: Самый большой по численности видов отряд насекомых, не все жуки умеют летать Значение: - Вредители с/х - хищники поедают других насекомых

С неполным превращением

Гигантский водяной клоп

Ротовой аппарата : колюще-сосущий. Особенности жизни и поведения: имеют специальные железы, выделяющие неприятный запах, имеют покровительственную или предупреждающую окраску Значение: Наружные паразиты – постельные клопы

Выберите книгу со скидкой:


Подарочный набор "Кисти и краски(4 по цене 2)"

350 руб. 297.00 руб.


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Шушарина Елена ЮрьевнаНаписать 0 31.12.2016

Номер материала: ДБ-060448

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    31.12.2016 4612
    31.12.2016 1985
    30.12.2016 1802
    30.12.2016 1225
    30.12.2016 459
    30.12.2016 596
    30.12.2016 1084

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

, Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы; характеристика отрядов по плану: строение и количество крыльев, тип ротового аппарата, тип превращения

Установите соответствие между насекомым и характерным для него типом развития.

А) развитие с неполным превращением Б) развитие с полным превращением

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

СТРЕКОЗЫ, ВШИ, ЖУКИ, клопы

С какими насекомыми из этих отрядов вам приходилось встречаться?

Почему у стрекоз такие большие глаза?

Стрекозы имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное. На перед­нем конце располагается крупная голова с большими сложными гла­зами. Стрекозы — хорошие летуны. У них две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками

Все стрекозы — дневные хищные насекомые. В полете они кормятся комарами и другими мелкими насекомыми. Ротовой аппарат стрекоз — грызущий.

Стрекозы откладывают яйца в воду или на водные растения.
Развитие без превращения. Личинки развиваются 1—3 года, ведут
хищный образ жизни, питаясь личинками поденок, комаров, другими беспозвоночными.

У крупных стрекоз личинки нападают на головастиков и мальков рыб. Для захвата добычи у личинок имеется особый орган — маска.

Известно более 3 тыс. видов стрекоз. Отпечатки этих насекомых
найдены в породах каменноугольного периода (300 млн лет назад).
Размах крыльев у вымерших стрекоз достигал 90 см. Ныне живу-
щие особи значительно мельче — не более 17 см в размахе крыльев,

а у мелких — до 2 см.

Мир Стрекоз-Sky Hunters-The World of the Dragonfly(Viasat Nature)

Вши — наружные паразиты млекопитающих. У них сосущая ротовая система. Вместе со слюной выделяются вещества, препятствующие свертыванию крови. Крыльев у вшей нет, они их утратили в результате перехода к паразитическому образу жизни.

Конечности цепкие, сильные, с их помощью вши прикрепляют­ся к волосам или к волокнам одежды. Известно около 250 видов этих насекомых, величиной от 0,4 до 6 мм. Размножаются яйцами, кото­рые называются гнидами.


Цикл развития у вши без п ревращения, он длится 3 недели. Вши переносят возбудителей различных заболеваний, наиболее опас­ные из которых — сыпной и возвратный тиф.

Местом обитания человеческих вшей обычно являются покры­тые волосами участки тела и одежда. Мерой профилактики и борьбы со вшами является соблюдение чистоты тела и одежды. Для устране­ния этих паразитов используют специальные средства, продающие­ся в аптеках.

Жуки, или Жесткокрылые, — самый большой отряд насекомых, объединяющий более 350 тыс. видов. В России известно око­ло 20 тыс. видов жуков. Первая пара крыльев у жесткокрылых пре­вратилась в жесткие надкрылья (отсюда и название отряда). Вто­рая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета.Не все жуки умеют летать, но надкрылья есть у всех. Окраска тела может быть яркой, защитной, черной или бурой. Многие виды имеют выросты на голове или надкрыльях.

На голове жука располагаются сложные глаза, усики, грызу­щие ротовые органы с парой сильных челюстей.

Жуки откладывают яйца, из которых выходят личинки, веду­щие разнообразный образ жизни. Некоторые обитают на листьях растений, другие — на поверхности почвы, третьи — в почве , четвертые — в воде, пятые — в тканях растений и других местообитаниях. Личинки очень разнообразны по форме и окраске.

Жуки освоили все среды жизни, но особенно много среди них наземных
видов. Они обитают в лесах и на лугах, в пустынях и болотах, в долинах, горах
и водоемах.


Пища жуков весьма разнообразна: листья, корни, кора, древесина, навоз,
продуктовые запасы, разлагающиеся органические остатки и многое другое.

Многие жуки имеют весьма интересные приспособления для за­щиты от врагов. Это и покровительственная окраска, и отпугивающие врагов ядовитые вещества (жуки-бомбардиры) или едкая жидкость, выстреливаемая во врага (божья коровка, колорадский жук), и мни­мая смерть (замирание).

Значение жуков. Большую пользу человеку в борьбе с вредите­лями садов и огородов приносят хищные жуки, например жужели­цы. Жуки-красотелы помогают в борьбе с непарным шелкопря­дом, вредящим лесу.

Жуки-могильщики и трупоеды закапывают мертвых мел­ких животных и, питаясь разложившимися останками, способству­ют очищению почвы от трупов, накоплению перегноя в ней.

Жуки-навозники, скарабеи выполняют функцию санитаров, зарывая навоз в почву.

Божьи коровки приносят большую пользу хозяйству челове­ка, уничтожая и во взрослом, и в личиночном состояниях вредите­лей растений: тлю, червеца, белокрылку, паутинных клещиков.

Вредят рыбоводству жуки-плавунцы: они и их личинки напа­дают на мальков рыб.

Майские жуки, или хрущи, вредят огородным, почвенным и лесным растениям, объедая их корни.

Хлебные жуки, или кузьки, повреждают зерна злаков: ржи, ячменя, пшеницы.

Жуки-бронзовки объедают цветки различных растений.

Жуки-щелкуны и их личинки (проволочники) вредят культурным растениям,
повреждая их подземные части.

Личинки жуков-дровосеков, или усачей, — опасные вредители леса.

Жуки-листоеды — активные вредители сельского и лесного ХОЗЯЙСТВ.

Слоники, или долгоносики, также майского вредят садам огородам, лесам.

Оценивая тех или иных жуков как полезных или вредных для человека, нельзя забывать, что все жуки необходимы природе, она сама компенсирует их вред и регулирует их численность.

Самый большой жук в России обитает в Уссурийске

Клопов, или полужесткокрылых, по числу видов примерно в 10 раз меньше, чем жуков, но они также встречаются всюду на земном шаре. Свое второе название (полужесткокрылые) отряд получил за то, что передние крылья клопов только наполови­ну состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев — перепонча­тая и имеет жилкование.

У клопов колюще-сосущий ротовой аппарат. Пищей им служит сок растений или кровь животных. Слюна, попадающая в ранку на теле животного, препятствует свертыванию крови (как у вшей).

Клопы различны по величине: от 1 мм до 10 см. Они часто ярко окрашены, что делает их очень заметными. Такие клопы имеют паху­чие железы, выделяющие жидкость с резким запахом. Многие клопы, например гладыши, плавты, имеют маскирующую окраску. У них нет пахучих желез, но укус может быть весьма болезнен для человека.


Клопы откладывают от нескольких десятков до 200 яиц. Некоторые клопы заботятся о потомстве. Развитие клопов происходит без превращения

Многие клопы имеют смешанное питание, но большинство рас­тительноядны. Наружных паразитов животных немного.

Клопы-черепашки вредят зерновым культурам. Пасущиеся на крестоцветных клопы вредят растениям этого семейства, произ­растающим на огородах и в садах.

Постельные клопы — паразиты человека, зверей и птиц (рис. 61). Длина их тела 4,5—6,5 мм. Они распространены повсеме­стно, быстро бегают (до 1,25 м в 1 мин), не летают. Ведут ночной образ жизни, днем прячась в различных укрытиях, там же отклады­вают яйца. Скорость развития зависит от температуры.

Взрослые клопы могут голодать полгода и более, личинки — год, полтора года. Обычно клоп питается один раз в неделю, в жар­кое время года — чаще.

Помимо наземных клопов есть клопы водяные (рис. 60), оби­тающие на поверхности (водомерки) и в толще (плавты, гладыши, гребляки, водные скорпионы).

Водомерки скользят по поверхности воды, как на коньках, — этому способствует жировая капелька на конце ноги. Пищу эти кло­пы находят тут же, в поверхностной пленке воды. Зимуют на суше. Представители одного рода водомерок обитают в открытых морях и океанах.

Водяные клопы-гладыши обитают в толще воды, но часто всплывают на поверхность для дыхания атмосферным воздухом. Те­ло их обтекаемое, гладкое. Задние ноги, как весла, обеспечивают быстрые движения и ловлю добычи, так как эти клопы — хищники. Плавают они спиной вниз. По ночам могут перелетать из одного водоема в другой.

Клоп Водяной скорпион, Пиявки, Клоп-водомерка

Некоторые стрекозы могут развивать в полете скорость до 100 и даже до 150 км/ч. Поймав довольно крупное насекомое, стрекоза, не снижая скорости, может его съесть на лету. Личинка жука-могильщика растет очень быстро: за 7 ч она удваивает свою массу.

Водомерка за счет только одного гребного движения средними ножками проплывает 100 см.

1.Ответить на вопросы

1.Почему много стрекоз встречается у водоемов?

2.Каких жуков, встречающихся в вашей местности, вы знаете?

3.В чем различие между жуками и клопами?

4.Приведите примеры предостерегающей и покровительственной ок­раски у известных вам клопов.

2.Установите соответствие между животным и таксономической едини­цей, к которой оно принадлежит.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции