Не кори ты раба

Разделы: Литература

Методическая идея

Интеграция истории и литературы при изучении поэмы Лермонтова в 7 классе призвана обеспечить более глубокое понимание литературного материала за счёт повторения известных учащимся исторических сведений об эпохе Ивана Грозного и привлечения новых исторических фактов.

Исторический комментарий открывает урок и готовит учащихся к аналитической (эвристической) беседе по тексту третьей главы.

Интеграция позволяет подавать исторические знания пропедевтически, интенсифицирует урок и в целом даёт возможность для реализации множества целей в их единстве.

Интегрированный урок задуман как занятие с высокой практической направленностью, которая достигается благодаря взаимодействию дисциплин, заставляющему учащихся “осваивать” жизнь, размышлять над её вечными проблемами, переживать и воспринимать художественный текст не как литературную условность, а как отражение реальной жизни с понятными семиклассникам проблемами.

Объединение в одном уроке двух дисциплин помогает созданию особого вида мотивации - проблемной ситуации, активизирует аналитическое мышление учащихся в обсуждении исторически правдоподобных вопросов при изучении литературного произведения, развивает умение видеть за отдельными жизненными фактами, явлениями закономерности.

Учебный видеофрагмент должен помочь учащимся ответить на один из самых сложных вопросов урока: “В чём смысл обращения Лермонтова к эпохе Ивана Грозного?”

Осмысление сложных вопросов бытия в седьмом классе на уроке литературы и истории не отвлекает от решения других, не менее важных задач: изучения литературного произведения, наблюдения над мастерством Лермонтова, развития речевых (коммуникативных) навыков: совершенствования выразительного чтения, монологического высказывания.

Работа с репродукцией картины В. Васнецова и с иллюстрацией Билибина не только активизирует исторические знания и речевые умения семиклассников, но и обращает их внимание на возможности живописи в отражении и осмыслении жизни.

Контроль имеет диагностический характер. Заполняя таблицу, учащиеся показывают навыки работы с текстом, уровень понимания текста, умений сравнивать героев литературного произведения, делают самостоятельный вывод об идейно-композиционном значении сцены кулачного боя в поэме М.Ю. Лермонтова. Так урок готовит семиклассников к сочинению на литературную тему.

Домашнее задание носит дифференцированный характер. Темы предложенных сочинений, к которым учащиеся должны составить планы, рассчитаны на разный уровень способностей детей, но каждая из них предполагает обращение не только к литературному, но и к историческому материалу.

Воспитательный и научный потенциал урока реализуется в анализе литературного материала и осмыслении исторических фактов, в размышлениях учащихся о сложности человеческих характеров, в попытке соотнести эпоху Ивана Грозного и 30-40-е годы XIX века, в слове-предостережении учителей об опасности тоталитарного строя, о нравственном значении уроков отечественной истории.

Цели урока

а) образовательные:

  • Рассмотреть кульминационный эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана
  • Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
  • Раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода.
  • Показать, что Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера.
  • Дать понятие о способах раскрытия авторского отношения к изображаемому.
  • Активизация литературоведческих понятий в аналитической беседе по тексту (см. Словарь урока).
  • Углубление знаний о теме, идее, композиции художественного произведения, о фольклоре как одном из источников художественной литературы.
  • Повторение и обогащение знаний об эпохе Ивана Грозного, обстоятельствах и причинах учреждения опричнины, о некоторых личных качествах самодержца.
  • Беседа о многообразии и сложности человеческих характеров.

б) развивающие:

  • Совершенствование выразительного чтения и продуктивного монологического высказывания.
  • Пополнение словаря учащихся нравственно-этической лексикой, синтаксическими конструкциями со значением сопоставления образов, характеров, эпизодов.
  • Развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров.
  • Обучение анализу эпизода, сопоставлению параллельных эпизодов.

в) воспитательные:

  • Побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение.
  • Воспитание высоких нравственных качеств (благородства, уважения к семье, к национальным традициям) в работе с художественным текстом.
  • Формирование сотруднических отношений.

г) общепредметные (научный потенциал урока):

  • Развитие аналитических способностей, умения соотносить исторические эпохи, видеть закономерности исторического развития, осознавать жизненные явления в из взаимосвязи.

Тип урока: интегрированный урок-семинар литературы и истории.

Методы:

  • частичного поиска,
  • проблемного изложения,
  • репродуктивный,
  • наглядно-иллюстративный.

Оборудование:

  • вопросы семинара,
  • словарь и эпиграфы урока,
  • портрет М.Ю. Лермонтова,
  • репродукция картины в. Васнецова “Иван Грозный”,
  • иллюстрации художника Билибина к поэме М.Ю. Лермонтова,
  • видеосюжет (материалы из “Истории государства Российского” Н.М. карамзина).

Внутрипредметные связи:

  • история (эпоха Ивана Грозного, эпоха мрачной реакции 30-40-х г.г. XIX в, время сталинских репрессий),
  • литература (Гибель Пушкина, стихотворение Лермонтова “Смерть Поэта”).

Словарь понятий:

Характер литературного героя

Эпиграфы урока:

И не уйдёшь ты от суда мирского,
Как не уйдёшь от божьего суда.

Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата.
И мысли, и дела он знает наперёд.

Ход урока:

Орг.момент . Запись темы. Знакомство с эпиграфами.

Словарная работа (см. Словарь урока).

Первая учебная ситуация.

“Идейно-художественное содержание сцены в доме купца Калашникова”.

Устное развёрнутое высказывание по плану.

Вторая учебная ситуация. Исторический комментарий к поэме Лермонтова. Повторение и углубление знаний об эпохе Ивана Грозного, о личности самодержца.

Учитель истории

  • Каковы причины учреждения опричнины?
  • Какие исторические лица упоминаются в поэме?
  • Что вы знаете о Малюте Скуратове?
  • Кто мог стать опричником?
  • Какие привилегии имели царские опричники?
  • Исключительным или ординарным событием времени Ивана Грозного является кулачный бой? В чём заключался смысл такого поединка? Какая причина могла привести к кулачному бою? Или это всего лишь зрелище?
  • Мог ли простой купец, человек из народа сразиться в такой схватке с царским опричником?
  • Что говорилось в “Домострое” об отношениях мужа и жены?
  • В чём заключаются противоречия личности Ивана Грозного?

Третья учебная ситуация. Анализ художественного текста.

Учитель литературы

а) вопросы текстологам:

  • Что и как говорится о власти царя в поэме Лермонтова и в отрывке из трагедии Пушкина “Борис Годунов”?
  • Какая власть выше царской власти?
  • Какой суд самый неподкупный, самый справедливый?

б) анализ сцены кулачного боя. Обучение идейно-художественному анализу эпизода.

Слово учителя литературы о требованиях к идейно-художественному анализу эпизода.

  • Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в третьей главе? Выразит. чтение.
  • Каким смыслом наполняется эта сравнительная параллель из жизни природы и человека? Что ждёт участников кулачного боя? (Символ вечной красоты мира, его способности к возрождению. Антитеза: скоротечность человеческой жизни на фоне вечности.)
  • Чем они отличаются по социальному положению?
  • Зачем выходит на кулачный бой каждый из героев? Как и почему называет Калашников Кирибеевича?
  • Как ведут себя герои перед поединком? Сравните психологическое состояние героев. Что они чувствуют, переживают?
  • Как оценивает свой поступок Калашников? Считает ли себя правым?
  • Как показано поведение Ивана Грозного? В чём он нарушает обычаи? В чём соблюдает их? (Правила кулачного боя исключали вмешательство в ход поединка. Но царь “награждает” победителя царской милостью: он не оставит жену и сиротинушек-детей.)

Работа с репродукцией.

  • Сравните царя в поэме и на картине Васнецова. Какие черты самодержца, на ваш взгляд, передал художник?
  • Какова народная оценка поступка Калашникова? Найдите в тексте ключевые слова, выражающие народную точку зрения.
  • Что объединяет в этом эпизоде царя и Калашникова?
  • Сопоставьте обращение к царю Кирибеевича и Калашникова.
  • Чем отличается поведение Калашникова в разговоре с царём от поведения Кирибеевича в сцене царского пира?
  • Мог ли спасти себя купец, сказав царю правду истинную?
  • Почему Калашников молчит, не говорит правды царю, которого обманул опричник?
  • Что спасает Калашникова от смерти в кулачном бою?

Работа с иллюстрацией Билибина.

  • Прочитайте выразительно сцену боя. Почему Лермонтов называет этот бой богатырским? Кто такие богатыри?
  • Почему героев можно сравнить с богатырями?
  • Имеем ли мы право говорить, что Калашников защищает только личное достоинство? Или кулачный бой имеет общественный смысл?
  • На чьей стороне чувства автора? Ответ обоснуйте.
  • Отметьте эпические способы изображения главного героя Лермонтовым и Билибиным.
  • Какое идейно-композиционное значение имеет эта глава поэмы? Можно ли её назвать кульминационной? Почему? Запись в тетрадь.

Четвёртая учебная ситуация. Видеоподдержка. Просмотр учебного фильма (фрагмент).

  • Почему Лермонтов обратился к этому периоду русской истории? Случайно ли это?

1. Вывод.

Учитель истории о соотношении двух эпох: эпохи Ивана Грозного и эпохи мрачной реакции после восстания декабристов, в которую жил Лермонтов. Пропедевтика: размышления о связи эпох: сталинские репрессии как проявление тоталитарной власти.

2. Контроль.

Заполнение таблицы. Работа в парах.

Характеристика героя Калашников Кирибеевич
Социальное положение Молодой купец…
Степан Парамонович…
А из роду ты ведь Скуратовых…
Отношение к Алёне Дмитриевне Не на то пред святыми иконами
Мы с тобой, жена, обручалися,
Золотыми кольцами менялися.
Как запру я тебя за железный замок,
За дубовую дверь окованную,
Чтобы свету божьего ты не видела,
Моё имя честное не порочила…
Как увижу её, я и сам не свой:
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие…
Зачем выходит на поединок? И жил я по закону господнему…
Не шутку шутить, не людей смешить…
Вышел я на страшный бой, на последний бой.
Потешить царя нашего батюшку…
Как ведёт себя перед поединком? Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.
…похаживает,
Над плохими бойцами посмеивает.
Царю в пояс молча кланяется…
Отношение к сопернику Горят очи его соколиные,
На опричника смотрят пристально…
Не позорил я чужой жены…
Ты каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться…
Психологическое состояние

( Что чувствует, переживает герой?) Постою за правду до последнева… …Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег:
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч побежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло… Поведение с царём Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его волей вольною,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому. Государь ты наш Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного… Отношение царя Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови чёрные. …мово верного слугу,
мово лучшего бойца Кирибеевича… Смерть героя И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною… Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка…
Под смолистый корень подрубленная… Народная оценка поступка героя Пройдёт стар человек – перекрестится,
Пройдёт молодец – приосанится,
Пройдёт девица – пригорюнится,
А пройдут гусляры – споют песенку.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Вывод:

(смысл сопоставления

героев) Калашников бьётся “на смерть” за святую правду-матушку. Простой человек выступает защитником не только семейной чести и личного достоинства, но и национальных традиций. Это придаёт его поступку общественный смысл: герой отстаивает справедливость в её народном понимании.

3. Домашнее задание.

1) Составить план к сочинению.

1 группа. “Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера”.

2 группа. “В чём смысл столкновения купца Калашникова с царским опричником Кирибеевичем?”

2) Внекл. чтение. Рекомендация учителей. “Князь Серебряный” А.К. Толстого.


Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярский звон
И причитывали да присказывали.
Православный народ ею тешился,
А боярин Матвей Ромодановский
Нам чарку поднес меду пенного,
А боярыня его белолицая
Поднесла нам на блюде серебряном
Полотенце новое, шелком шитое.
Угощали нас три дни. три ночи
И все слушали не наслушались.

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его все бояре да князья,
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие свое и веселие.

Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золоченый ковш
И поднесть его опричникам.
- И все пили, царя славили.

Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
в золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
Опустил головушку на широку грудь -
А в груди его была дума крепкая.

Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, -
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот об землю царь стукнул палкою,
и дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником -
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное -
И очнулся тогда добрый молодец.

"Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?
Когда входит месяц — звезды радуются,
Что светлей им гулять по поднебесью;
А которая в тучу прячется,
Та стремглав на на землю падает.
Неприлично же тебе, Кирибеевич,
Царской радостью гнушатися;
А из роду ты ведь Скуратовых,
И семьею ты вскормлен Малютиной. "

Отвечает так Кирибеевич,
Царю грозному в пояс кланяясь:

"Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
Сердца жаркого не залить вином,
Думу черную — не запотчевать!
А прогневал тебя — воля царская;
Прикажи казнить, рубить голову,
Тяготит она плечи богатырские,
И сама к сырой земле она клонится".

И сказал ему Царь Иван Васильевич:
"Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?
Не истерся ли твой парчевый кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закаленная?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?"

Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою:

"Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло горит сабля вострая;
А на праздничный день твоею милостью
Мы не хуже другого нарядимся.

Как я сяду поеду на лихом коне
За Моску-реку покатитися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, -
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается.

На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются.
во семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитревной.

Как увижу ее, я сам не свой,
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться
Опостыли мне кони легкие,
Опостыли наряды парчовые,
И не надо мне золотой казны:
С кем казною своей поделюсь теперь?
Перед кем покажу удальство свое?
Перед кем я нарядом похвастаюсь?
Отпусти меня в степи приволжские,
На житье на вольное, на казацкое,
Уж сложу я там буйную головушку
И сложу на копье бусурманское;
И разделят по себе злы татаровья
Коня доброго саблю острую
И седельце бранное черкасское.
Мои очи слезные коршун выклюет,
Мои кости сирые дождик вымоет,
И без похорон горемычный прах
На четыре стороны развеется. "

И сказал, смеясь, Иван Васильевич:
"Ну, мой верный слуга! я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся.
Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышленой покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитревне:
Как полюбишься — празднуй свадебку,
Не полюбишься — не прогневайся".

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.

Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!

За прилавкою сидит молодой купец,
Статный молодец Степан Парамонович,
По прозванию Калашников;
Шелковые товары раскладывает,
Речью ласковой гостей он заманивает,
Злато, серебро пересчитывает,
Да недобрый день задался ему:
Ходят мимо баре богатые,
В его лавочку не заглядывают.

Отзвонили вечерню во святых церквах;
За Кремлем горит заря туманная;
Набегают тучки на небо, -
Гонит их метелица распеваючи;
Опустел широкий гостиный двор,
Запирает Степан Парамонович
Свою лавочку дверью дубовою
Да замком немецким со пружиною;
Злого пса-ворчуна зубастого
На железную цепь привязывает,
И пошел он домой, призадумавшись,
К молодой хозяйке за Москва-реку.

И приходит он в свой высокий дом,
И дивится Степан Парамонович:
Не встречает его молода жена,
Не накрыт дубовый стол белой скатертью,
А свеча перед образом еле теплится.
И кличет он старую работницу:
"Ты скажи, скажи, Еремеевна,
А куда девалась, затаилася
В такой поздний час Алена Дмитревна?
А что детки мои любезные -
Чай забегались, заигралися,
Спозаранку спать уложилися?"

"Господин ты мой, Степан Парамонович,
Я скажу тебе диво дивное:
Что к вечерне пошла Алена Дмитревна;
Вот уж поп прошел с молодой попадьей,
Засветили свечу, сели ужинать, -
А по сю пору твоя хозяюшка
Из приходской церкви не вернулася.
А что детки твои малые
Почивать не легли, не играть пошли -
Плачем плачут, все не унимаются".

И смутился тогда думой крепкою
Молодой купец Калашников;
И он стал к окну, глядит на улицу -
А на улице ночь темнехонька;
Валит белый снег, расстилается,
Заметает след человеческий.

Вот он слышит, в сенях дверью хлопнули,
Потом слышит шаги торопливые;
Обернулся, глядит — сила крестная! -
перед ним стоит молода жена,
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрят очи мутные, как безумные;
Уста шепчут речи непонятные.

"Уж ты где, жена, жена шаталася?
На каком подворье, на площади,
Что растрепаны твои волосы,
Что одежда твоя вся изорвана?
Уж гуляла ты, пировала ты,
Чай, с сынком все боярским.
Не на то пред святыми иконами
Мы с тобой, жена, обручалися,
Золотыми кольцами менялися.
Как запру я тебя за железный замок,
За дубовою дверь окованную,
Чтобы свету божьего ты не видела,
Моя имя честное не порочила. "

И услышав то Алена Дмитревна
Задрожала вся, моя голубушка,
Затряслась как листочек осиновый,
Горько-горько она восплакалась,
В ноги мужу повалилася.

"Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня или выслушай!
Твои речи — будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости.

От вечерни домой шла я нонече
Вдоль по улице одинешенька.
И послышалось мне, будто снег хрустит;
Оглянулась — человек бежит.
Мои ноженьки подкосилися,
Шелковой фатой я закрылася.
И он сильно схватил меня за руки
И сказал мне так тихим шепотом:
"Что пужаешься, красная красавица?
Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного,
Прозываюся Кирибеевичем,
А из славной семьи из Малютиной. "
Испугалась я пуще прежнего;
Закружилась моя бедная головушка.
И он стал меня целовать-ласкать
И, целуя, все приговаривал:
"Отвечай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоценная!
Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать,
Лишь не дай мне умереть смертью грешною;
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание!"

И ласкал он меня, целовал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные.
А смотрели в калитку соседушки,
И кому на глаза покажусь теперь?

Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!
На кого, кроме тебя, мне надеяться?
У кого просить стану помощи?
На белом свете я сиротинушка:
Родной батюшка уж в сырой земле,
Рядом с ним лежит мою матушка,
А мой старший брат, ты сам ведаешь,
На чужой сторонушке пропал без вести,
А меньшой мой брат — дитя малое,
Дитя малое, неразумное. "

Говорила так Алена Дмитревна,
Горючими слезами заливалася.

Посылает Степан Парамонович
За двумя меньшими братьями;
И пришли его два брата, поклонилися
И такое слово ему молвили:
"Ты поведай нам, старшОй наш брат,
Что с тобой случилось, приключилося,
Что послал ты за нами во темнУю ночь,
Во темнУю ночь морозную?"

"Я скажу вам, братцы любезные,
Что лиха беда со мною приключилася:
Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич;
А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому.
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москва-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника,
Буду насмерть биться, до последних сил;
А побьет он меня — выходите вы
За святую правду-матушку.
Не сробейте, братцы любезные!
Вы моложе меня, свежЕй силою,
На вас меньше грехов накопилося,
Так авось вас господь помилует!"

И в ответ ему братья молвили:
"Куда ветер дует в поднебесьи,
Туда мчатся и тучки послушные,
Когда сизый орел зовет голосом
На кровавую долину побоища,
Зовет пир пировать, мертвецов убирать,
К нему малые орлята слетаются:
Ты наш старший брат, нам второй отец;
Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
А уж мы тебя, рОдного, не выдадим".

Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
"Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому бог простит!"

И выходит удалой Кирибеевич,
Царю в пояс молча кланяется,
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подпершися в бок рукою правою,
Поправляет другой шапку алую,
Ожидает он себе противника.
Трижды громкий клич прокликали -
Ни один боец и не тронулся,
Лишь стоят да друг друга поталкивают.

На просторе опричник похаживает,
Над плохими бойцами подсмеивает:
"Присмирели, небось, призадумались!
Так и быть, обещаюсь, для праздника,
Отпущу живого с покаянием,
Лишь потешу царя нашего батюшку".

Вдруг толпа раздалась в обе стороны -
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников.
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому,
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрит пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могучие плечи распрямливает.

И сказал ему Кирибеевич:
"А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого-роду племени,
Каким именем прозываешься?
Чтоб знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем похвастаться".

Отвечает Степан Парамонович:
"А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честного отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного.
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи.
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я, басурманский сын, -
Вышел я на страшный бой, на последний бой!"

И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.

Вот молча оба расходятся,-
Богатырский бой начинается.

Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил в первОй купца Калашникова,
И ударил его посередь груди -
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева, -
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
"Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!"
Изловчился он, изготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная,
И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови черные;
Повелел он схватит удалова купца
И привесть его пред лицо свое.

Как возгОворил православный царь:
"Отвечай мне по правде, по совести,
Волной волей или нехотя
Ты убил мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?"

"Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольною волей,
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
Прикажи меня казнить — и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью. "

"Хорошо тебе, детинушка,
Удалой боец, сын купеческий,
Что ответ держал ты по совести.

Молодую жену и сирот твоих
из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
по всему царству русскому широкому
Торговать безданно, безпошлинно.
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью. "

Как на площади народ собирается,
Заунывный гудит-воет колокол,
Разглашает всюду весть недобрую.
По высокому месту лобному
Во рубахе краснОй с яркой запонкой,
С большим топором навостренным,
Руки голые потираючи,
Палач весело похаживает,
Удалова бойца дожидается, -
А лихой боец, молодой купец,
Со родными братьями прощается:

"Уж вы, братцы мои, други кровные,
Поцалуемтесь да обнимемтесь
На последнее расставание.
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!"

И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною;
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.

Схоронили его за Москва-рекой
На чистом поле Промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили,
И гуляют-шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою,
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится;
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.

Гей вы, ребята удалые,
Гусляры молодые,
Голоса заливные!
Красно начинали — красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте.
Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции