Мягкость согласных обозначена гласными спать свет корь корзина кошелек царь

Подчеркни буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука. Допиши недостающие буквы.

а, ы, ю, я, о, э, е, ё, у, ъ ______________________

Подчеркни в словах мягкие согласные:

Пень, сито, ягода, малина.

Подчеркни в словах твердые согласные:

Лист, гуси, поле, рис.

Выбери из ряда и запиши в нужную строку:

Всегда твердые согласные_____________________________

Всегда мягкие согласные:_____________________________

Прочитай слова. Где надо, вставь ь.

Степ…, гус…, цирк…, огон…, ден…, цеп…, арбуз…, буквар…, сон…, лошад…, стон…, забор… .

Прочитай слова и выпиши их номера в соответствующую строку:

Спать, 2) свет, 3) корь, 4) корзина, 5) кошелёк, 6) царь.

Мягкость согласных обозначена гласными: ___________________

Мягкость согласных обозначена ь: __________________________

Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть мягкие согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть твердые согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

Прочитай предложения, исправь ошибки.

Йаша и Тола – шорошийэ друзьйа. 2) Пэта нос портфэл. 3) Вэтэр поднал снежнуйу пыл.

Сделай транскрипцию слов:

Салют ___________________ ель_____________________________

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.


350 руб. 179.00 руб.


ОГЭ. Русский язык. Диагностические и контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. 6 класс

350 руб. 129.00 руб.


Русский язык в картинках для современных детей

350 руб. 328.00 руб.


ОГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 189.00 руб.


Русский язык. Типовые варианты

350 руб. 188.00 руб.


350 руб. 171.00 руб.


Если ты найдешь это письмо… Как я обрела смысл жизни, написав сотни писем незнакомым людям

350 руб. 565.00 руб.


Идеальная грамотность Русский язык без правил и словарей

350 руб. 130.00 руб.


Для детского сада. Письмо. Подготов. группа

350 руб. 144.00 руб.


Для детского сада. Письмо. Старшая группа

350 руб. 144.00 руб.


Альбом по подготовке к школе. Письмо

350 руб. 272.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Дегтярёва Надежда АлександровнаНаписать 0 17.06.2019

Номер материала: ДБ-630877

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    17.06.2019 107
    17.06.2019 4600
    17.06.2019 118
    17.06.2019 203
    17.06.2019 331
    17.06.2019 617
    17.06.2019 190
    17.06.2019 1204

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Мягкие и твёрдые фонемы являются различителями смысла и помогают им в этом гласные буквы. Гласные буквы разделились на две команды – поровну: пяти буквам больше нравятся мягкие согласные, а другим пяти – твёрдые.

По два нарядных костюма на брата.

По два костюма купили –

И то и дело меняют наряды.

- По два костюма на брата?!

Гласные звуки, я думаю, щёголи.

Франты, лентяи, гуляки…

Звукам костюмы нужны для работы!

- А для чего им переодеваться?

- В этом попробуй-ка сам разобраться!

[луга], [л`устра], [пар], [п`атка]

Луга – люстра, пар – пятка.

О каких костюмах говорится в стихотворении? Зачем гласным звукам понадобились два костюма?

Только один звук дают,

Если находятся после согласных,

Усилий не тратя на это напрасных.

Лето – [э], мята – [а]. рюкзак – [e], лён – [о]

Гласные, влияющие на мягкость согласных, найдите в предложении: И я люблю её!

Липы за руки взялись,

Липы ветками сплелись,

Ветер злится: «Повалю-у-у.

Дунул снова, что есть сил,

Но деревья с ног не сбил.

Мягко пишется – твёрдо пишется.

Не все согласные могут быть и мягкими и твёрдыми. Например, согласные ж, ш, ц – всегда только твёрдые, а ч, щ – всегда только мягкие.

Твёрдые согласные: [Ж]или [ш]естеро [ц]ыплят,

Все они пшена хотят.

Мягкие согласные: [Щ]ука [ч]ует [й]од,

Из еловой шишки.

Назовите твёрдые и мягкие согласные

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Спишите слова. Рядом запишите такие слова, чтобы согласные Л, М, В, Р, Б были в них твёрдыми.

Спишите слова. Подчеркните в них мягкие согласные.

Труд, пол, река, гора, лето, пила.

На берегу морском

Я круглый год валяюсь;

Отнимешь мягкий знак –

И вверх я устремляюсь. (Галка – галька)

Я с Л смягчённым – под землёй

Бываю каменным и бурым.

А с твёрдым – в комнате любой,

В геометрической фигуре. (Уголь – угол)

Без М – в лесу мне красоваться:

С М – суда меня боятся. (Ель – мель)

С твердым Л я на стене

(Книга, например, на мне),

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите. (Полка – полька)

Мягкий знак (Ь) – показатель мягкости.

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Двадцать, десять, пять.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Подчеркните, в каких словах не напишешь мягкий знак.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить.

Мягкий знак и твёрдый знак

Не дают нам звук никак.

И как хочешь их крути,

Звука в них нам не найти.

Сам по себе ь отдельного звука не обозначает, но вместе с согласной передаёт один звук – мягкую согласную фонему.

Посмотрите как изменится смысл слов, если к ним прибавить ь

1.Уменье и скалу разрушает.

2. Меньше говори, да больше делай.

Меня ждут не дождутся, Красная корова

А как увидят – разбегутся. Всю солому поела.

Ты откуда, ты откуда В воде купался, а сух остался.

Прилетел к нам, (Гусь)

Красногрудый? Растёт она вниз головою,

Облетел я всю Сибирь. Не летом растёт, а зимою,

Как зовут меня? Но солнце её припечёт –

(Снегирь) Заплачет она и умрёт.

У двух матерей Всем, кто придёт,

По пять сыновей, И всем, кто уйдёт,

Одно имя всем. Она ручку подаёт.

Есть, ребята, у меня Меня в лесу оставили,

Два серебряных коня. Весь век торчать заставили

Езжу сразу на обоих! В ушанке заячьей – зимой,

Что за кони у меня? А летом – с бритой головой.

Одну меня – не съешь никогда, Без ног приходит,

А без меня – не вкусна еда. Без языка разговаривает.

Он всюду – в поле и в саду, Ежедневно

Но в дом не попадёт. В семь утра

И никуда я не пойду, Он трещит:

Покуда он идёт. – Вставать порррра!

Эта книга не простая, С неба падает слезами,

По ней буквы изучаю. По земле бежит ручьями.

Ходит к речке смело Забралась на карниз,

Весь в наряде белом. Нос повесила вниз.

У него на ножках На ночь слёзы прячет,

Красные сапожки. А на солнце плачет.

Что за дерево-девица Одной ручкой

Не швея, не мастерица, Всех встречает

Ничего сама не шьёт, Другой ручкой -

А в иголках круглый год. Провожает.

Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, трава)

Не зверь, не птица, в носу спица, кто его убьёт тот свою кровь прольёт. (Комар)

Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись мальчики в тёмные чуланчики, каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Живут семеро братьев

Да имеют по одной сестрице.

Много ли всех? (8)

Напиши словарные слова – названия месяцев.

Двенадцать братьев мчат вперёд,

Но им друг друга не догнать.

Скажи, как братьев этих звать?

Вместе с месяцем девятым

Школьный год пришёл к ребятам. (Сентябрь)

Мчит позёмка под горой –

Месяц движется второй. (Февраль)

Последний лист в календаре,

Последний месяц на дворе. (Декабрь)

Прочитайте стихотворение, найдите в нём ошибки. Назовите слова с мягким знаком на конце.

На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи.

А о чём они кричат,

Вы спросите у врачат

Запишите одним словом

1. Снежная буря, метель - … (вьюга)

2. Фрукты, ягоды, сваренные в сиропе - … (варенье)

3. Боковые отростки от ствола дерева - … (ветвь)

Придумать слова по схеме

* * л ь (ноль, моль, толь, роль, соль, боль, тюль, пыль и т. д.)

Вместо точек вставьте буквы так, чтобы получились слова с мягким знаком между согласными.

Б * * ь * а Небольшое помещение для мытья. (Банька)

Х * * ь * а Способ перемещения. (Ходьба)

З * * ь * а Яркое освещение неба на горизонте при восходе или закате. (Зорька)

Р * * ь * а Рисунок на кости, дереве. (Резьба)

С * * ь * а Доля, участь, случайное стечение событий в жизни человека.(Судьба)

Я по чтению опять В этот праздничный весенний день

Получил оценку …(пять) Расцвела душистая… (сирень)

Без ключа, ты мне поверь, Все играли, а вратарь

Не откроешь эту… (дверь) В это время грыз… (сухарь)

Солнышку послушна К нам на ёлку в парк

Ожила природа, на дворе… (апрель) Из Ленинграда едут… (школьники)

В лесу мне видеть довелось, Ты надел совсем не то,

Как грыз кору могучий… (лось) Нужна не шуба, а … (пальто)

Люся сморщила лицо: На столе у тёти Анны

Не пойду я на … (крыльцо) В вазе красные… (тюльпаны)

Коту Мурзику не лень Уж очень вид у них чудной: Умываться целый… (день) У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой.

В яме спит зимою длинной, За что она обижена?

Но чуть солнце станет греть, Недаром часто злится

В путь за мёдом и малиной На всех мамаша… (львица)

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.(Открыть запись слова на доске)

Наклониться столько раз, сколько букв в слове пальто. (Слово записано на доске)

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

Какие умения проверяются:

а) узнавать твёрдые согласные в словах (2)

б) узнавать мягкие согласные в словах (1)

в) перечислить всегда твёрдые согласные (3)

г) перечислить всегда мягкие согласные (3)

д) перечислить гласные, обозначающие мягкость согласных (4)

а) выделять в словах согласные, мягкость которых обозначена гласными (5)

б) выделять в словах согласные, мягкость которых обозначена ь (6)

в) правильно употреблять ь для обозначения мягкости согласных (7)

г) различать на практике способы обозначения мягкости согласных (8)

д) находить ошибки в выделении всегда мягких и всегда твёрдых согласных (9,10)

Что проверяет тест

1). Умение проверять твёрдые и мягкие согласные.

2). Представление о всегда твёрдых и всегда мягких согласных звуках.

3). Представление об обозначении мягкости согласных звуков на письме; умение обозначать мягкие согласные звуки на письме.

4). Умение различать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, и буквы, обозначающие мягкость согласных звуков на письме.

1. Подчеркни в словах мягкие согласные.

Пень, сито, ягода, малина.

2. Подчеркни в словах твёрдые согласные.

Лист, гуси, поле, рис.

3. Выбери из ряда буквы и запиши в нужную строку.

Всегда твёрдые согласные:____________

Всегда мягкие согласные:____________

4. Проверь, правильно ли перечислены гласные, обозначающие мягкость согласных звуков. Если есть лишние буквы, вычеркни их. Если каких-нибудь букв не хватает, допиши их на строчке.

я, ю, а, ё, о ________________

5. Подчеркни мягкие согласные. Обведи кружком гласные, которые обозначают их мягкость.

Село, репа, поле, мята, река.

6. Подчеркни мягкие согласные, мягкость которых обозначена мягким знаком

Король, соль, горько, боль, хотеть.

7. Прочитайте слова. Где надо, вставь мягкий знак (ь).

Степ. гус. цирк. огон. ден. цеп. арбуз. буквар. лошад.. .

8. Прочитай слова и выпиши их номера в соответствующую строчку.

1) Спать, 2) свет, 3) корь, 4) корзина, 5) кошелёк, 6) царь.

Мягкость согласного обозначена гласными:_______________________

Мягкость согласного обозначена ь:___________________________

9. Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть мягкие согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

10. Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть твёрдые согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ №1

4 балл (по 1 баллу за каждое правильное подчёркивание. За каждое лишнее подчёркивание – минус 1 балл)

5 баллов (по 1 баллу за каждое правильное подчёркивание. За каждое неправильное – минус 1 балл)

3. Всегда твёрдые согласные: ш, ж, ц.

Всегда мягкие согласные: щ, ч, й.

6 баллов (по 1 баллу за каждую правильно вписанную букву)

4. я, ю, а, ё, о, е, и.

4 балла (по 1 баллу за каждую правильно вычеркнутую и правильно вписанную букву)

5. С е ло, р е па, пол е , м я та, р е Ка .

10 баллов (по 1 баллу за каждое правильное подчёркивание и по 1 баллу за каждую правильно обведённую букву)

5 баллов (по 1 баллу за каждое правильное подчёркивание)

7. Степь, гусь, цирк. огонь, день, цепь, арбуз. букварь, лошадь.

7 баллов (по 1 баллу за каждый правильно вставленный мягкий знак. За кождый лишний – минус 1 балл)

8. Мягкость согласных обозначена гласными: №2, №4, №5.

Мягкость согласных обозначена Ь: №1, №3, №6.

6 баллов (по 1 баллу за каждый правильно вставленный номер)

9. Крокодил, лыжи , пилот, цифры , шины, дядя.

6 баллов (по 2 балла за каждое правильное исправление. За каждое лишнее исправление – минус 1 балл)

9 баллов (по 2 балла за каждое правильное исправление и по 1 баллу за каждое правильно обведённое слово. За каждое лишнее исправление – 1 балл)

Максимальная сумма баллов – 62.

1. Допиши высказывание.

Мягкость согласного звука на письме обозначается буквами___________________.

2. Выбери и подчеркни правильный ответ.

* ж, ш, ц – всегда твёрдые согласные, всегда мягкие согласные.

* й, ч, щ – всегда твёрдые согласные, всегда мягкие согласные.

3. Прочитай. Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков.

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

4. Прочитай. Подчеркни буквы, которые обозначают здесь мягкость согласных звуков.

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

5*. Прочитай. Подчеркни слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами.

Цепь, лето, клюква, конь, щенок, жёлтый, большой, Надя, пальто, мёд.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ № 2

1. Мягкость согласного звука на письме обозначается буквами ь, е, я, ё, ю, и.

6 баллов ( по 1 баллу за каждую верно указанную букву)

2. ж, ш, цвсегда твёрдые согласные, всегда мягкие согласные.

й, ч, щ – всегда твёрдые согласные, всегда мягкие согласные.

2 балла (по 1 баллу за каждый правильно выбранный ответ)

19 баллов (по 1 баллу за каждую правильно указанную букву)

4. Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

8 баллов (по 1 баллу за каждую правильно указанную букву)

5*. Цепь, лето, клюква, конь, щенок, жёлтый, большой, Надя, пальто, мёд.

8 баллов (по 2 балла за каждое правильно подчёркнутое слово; за каждое неправильно подчёркнутое слово снимается 1 балл)

Оценка результатов теста №2

Итоговая контрольная работа по русскому языку (диктант)

За 2016/17учебный год, 2 класс

Контрольный диктант объемом в 51 слоо проводится с целью выявления прочности знаний у учащихся по русскому языку, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации.

Ушла суровая зима. Наступила тёплая весна. Весь день светит яркое солнышко. Оно рушит снежные горы. С крыш падает частая капель. На деревьях надулись душистые почки. Слышны громкие голоса птиц.

У крыльца журчат звонкие ручейки. Ребята пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Рядом весело бежит собака Шарик. Хорошо весной! (51 слово)

Для справок: капель

1.Выделите грамматическую основу предложения: Наступила тёплая весна.

3.Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, обозначьте орфограмму

1.Выделите грамматическую основу предложения: Ушла суровая зима.

2.К данным словам подберите по 2 однокоренных слова, выделите корень:

3. Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, обозначьте орфограмму

Предварительный просмотр:

Контрольная работа (диктант)

по русскому языку за 3 четверть

для учащихся 2 класса

Контрольный диктант объемом в 46 слов проводится с целью выявления прочности знаний у учащихся по русскому языку, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации .

В данном тексте часто встречаются такие орфограммы: правильное обозначение безударного гласного звука и парного согласного звука буквой на основе знаний правила проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова; правильная запись сочетаний гласных с шипящими в хорошо знакомых словах; точное употребление мягкого знака в разных позициях в слове; правильная запись заглавной буквы в именах собственных.

После написания диктанта обязательным является выполнение 3 грамматических заданий с целью оценки умений выделять грамматическую основу предложения, находить имена существительные в тексте, ставить ударение в словах.

Игорь и Илья дежурные. Ребята пришли в класс рано. За окном на берёзках чирикали воробьи. Солнечный зайчик бегал по стене. Игорь стал поливать цветы. Илья положил мел в ящик под доской. Мальчики смочили водой тряпку и вытерли доску. К уроку все готово. Скоро придут ученики. (46 слов)

  1. В третьем предложение подчеркнуть главные члены предложения.
  2. В последнем предложении поставьте ударение.
  3. Выпишите из текста одушевленные имена существительные (3 слова)

Предварительный просмотр:

Административный контрольный диктант

2класс (1 полугодие)

Контрольный диктант объемом в 37 слов проводится с целью проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в корне слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации.

После написания диктанта обязательным является выполнение 3 грамматических заданий с целью оценки умений укажить в словах количество букв и звуков, вставить пропущенные буквы в словах, подберите проверочное слово, делить слова для переноса.

Зима. Мороз. Толя и Тимур идут в лес. Кругом пушистый снег. На снегу следы птиц и зверей. Мальчики положили на пень кусочки соли. Скоро из кустов вышли лоси. Они стали есть соль. Лоси были рады гостинцу.

Слова для справок: положили, гостинец, соли.

1.Укажите в словах количество букв и звуков:

Олень, елка, зонт

2.Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите проверочное слово:

3.Раздели слова для переноса.

Лейка, яблонька, ученик

  1. вариант.
  1. Укажите в словах количество букв и звуков.

2.Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите проверочное слово.

3. Раздели слова для переноса.

Мальчики, зайка, учитель

Предварительный просмотр:

Схема анализа контрольной работы № ___

по русскому языку во 2 классе

за 201- \201-- уч.год

ФИО учителя __________

Количество обучающихся в классе______чел.

Анализ контрольной работы по русскому языку в _____ классе

Количество учеников по списку

Написали без ошибок

Написали с 1-2 ошибками

Написали с 3-5 ошибками

Допустили более 5 ошибок

Ошибки, допущенные в диктанте

Запятая при однородных членах

Пропуск, замена и перестановка букв

Гласные после шипящих

Ь и Ъ разделительные

Звонкие и глухие согласные

Безударные гласные, проверяемые ударением

Предлоги и приставки

Существительные с шипящими на конце

Родовые окончания имен прилагательных

Падежные окончания имен существительных

Падежные окончания имен прилагательных

Личные окончания глаголов

Выполнили все задания полностью и без ошибок

Выполнили задания полностью с ошибками

Выполнили задания не полностью

Не приступили к выполнению заданий

Анализ грамматического задания контрольных работ
по русскому языку в классе

Орфографические занятия в школе. Методика орфографии. Развитие фонематического слуха. Графический навык ( каллиграфический ). Формирование орфографической зоркости. Орфографическое правило как основа формирования навыка правописания, методы работы.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.11.2008
Размер файла 81,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

3. Новая весенняя квартира.

После тяжелых боев.

Было это давно, но из памяти не уходит. Штурмом взяли рейхстаг. Стихла пальба. Солдаты присели у берега реки. На их лицах странная усталость. Четыре года тяжелой войны остались позади. Наступила тишина.

И вдруг в полной тишине раздались новые звуки. С неба свалилась стайка диких уточек. Они покружились в воздухе и сели на воду. Заливисто и весело крякали утки. Смотрят на них солдаты, глазам не верят. Только что затихли взрывы снарядов, грохот бомб. А утки мирно плавают, ищут места для гнезд.

Легко стало на сердце у солдат. Они вспомнили свои родные места, дом. Мирные птичьи голоса говорили о наступлении мира на земле.

Слова для справок: рейхстаг, позади, снаряды, о наступлении.

2. Птицы на реке.

Это случилось летним утром на берегу Черного моря.

Дельфин поплыл к берегу. Люди всполошились. Моментально собралась громадная толпа. Матросы-спасатели взяли животное на руки. Дельфин лежал спокойно. Матросы на шлюпке вывезли его в море.

Через несколько минут дельфин снова подплыл к берегу. По его спине текла кровь. Позвали врача. Он смазал ранку лекарством и отвел раненого в море.

Дельфин больше не возвращался.

1. Дельфин на берегу моря.

2. Матросы и дельфин.

3. Помощь оказана.

Шла суровая война. Первого сентября звонок в нашей школе не прозвенел. Почти все учителя ушли на фронт. Мы сквозь утренний туман спешили в поле убирать лен.

Сентябрьское поле уже не цвело. На тонких стеблях качались хрупкие бубенчики. Это был лен. Нам сказали, что из льна будут делать плащ-палатки нашим бойцам.

Мы собирали лен голыми руками. Вечером при слабом огоньке коптилки мать перевязывала мои ладошки чистыми тряпочками. Руки болели. Сочилась кровь. Но ранним утром я забывал о боли. Вместе с друзьями спеши в поле к своим колоскам. Лен был собран.

1. Трудное время.

2. Дома после работы.

1. Безударные гласные в корне слова.

· Лесные цветочки, посветлело в лесу, золотая осень, курлычут журавли, моя слеза, ворсистым ковром, осенние листы, земная красота, до весны хранит, кричат грачи, сидит сова.

· Смотрел в окно, веселым шалуном, везет лошадка, походила по полянке, дотянулся до цветка, большой мохнатый шмель, по бокам белок, ползет по доске, подарили чижей.

· Слетелись с берегов, вылез зверек, вода затопила, появился холмик, боится холодов, хлопочет в саду, кричат скворцы, резвится ветерок, широкие поля, веселее и теплее.

2. Парные согласные в конце и в середине слова.

· За мышкой дорожка, узкие глазки, на шубке пуговка, ошибка в тетрадке, на лапках царапки, охапка травки, тяжкий груз, морковка на грядке, легкий бег, взгляд лошадки, низкий порог.

· Крепкий рыбак, мягкий снег, сорок сорочат, детский сад, хорош пруд, гладкий лед, барабанщик рад, дубкам зябко, медведь не замерз, робкая голубка, залез в сугроб.

· Цепкие когти, крепкий карандаш, залез под крылышко, у Сережки сыроежки, гараж Чашкина, редька с морковкой, по дорожке и тропке, низкий орешник, рад повозке, лег шапками.

3. Ь - показатель мягкости и разделительный.

· Льет дождь, сильная вьюга, отдохнуть у ручья, на деревьях листья, хорошенькое платье, вышивать гладью, серьезное письмо, сверкать медалью, бьет в цель, шить пальто.

· Павлиньи перья, кружились у пчельника, у Дарьи тюльпаны, вязать платье, шалунья Марья, друзья Ильи, воробьиное чириканье, нельзя гулять, вьются над мальвой.

· Ночью у огонька, ночевать под елью, прильнул к крыльцу, серенькие перья, гулять по бульвару, стало больше стрельбы, сыновья Ульяны, на пеньке угольки.

4. Разделительный Ъ и Ь знак.

· Взъерошенные воробьи, подъехать к устью, сильные объятья, объяснить Дарье, объявить Татьяне, въехать в Марьино, объезд через Ильинское, разъяренные смелостью.

· Отъезд братьев, необъятные крылья, съедобные хлопья, изъян в сидении, вьет вьюга, съел муравьев, въехал в деревню, предъявить Воробьеву, разъединить перья.

· Съязвить Соловьеву, съемка в воскресенье, въехал в подъезд, объяснил Софье, объезжал ручьи, вьюн съежился, разъедают солью, объедают листья, стулья разъехались.

· Не обидишь друга, спадает жара, мечтаешь о подарке, красивая местность, родная сторона, об аленьком цветочке, с хрупким стеклом, ездит на лошади, к семи часам, объединиться в группы.

· Прелестная вещь, сажаем рассаду, о древней истории, хорошо выглядит, сильно голодает, съехать с горки, сильная вьюга, о клубничном джеме, вытащили щуку, вкусная земляника.

· Удивительная просьба, веселая грамматика, явились с весной, мягкий хлеб, праздничная суббота, поздней осенью, мясной суп, скрипучий снег, взлетел за вожаком, к утренней звезде.

Орфограммы в загадках.

При разгадывании загадок:

1) формируется любовь к народному творчеству, родному языку;

2) ребенок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;

3) мобилизуются умственные силы, т.к. разгадывание является своеобразной гимнастикой;

4) развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции;

5) расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.

Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делает выводы, умозаключения.

1. Сами крошки, 3. Два березовых коня

Боятся кошки: По снегам несут меня.

Под полом живут, Кони эти рыжи,

Туда все несут. (Мыши) А зовут их … (Лыжи)

2. Ползун ползет, 4. Кувшинчики и блюдца

Иголочки везет. (Ежик) Не тонут и не бьются.

1. Пять амбарушек - 3. Хвостиком виляет,

Одни ворота. (Перчатка) Зубаста, а не лает (Щука)

2. Идут, идут, 4. Горит столб,

А все тут да тут. (Часы) А дыму нет. (Свеча).

1. Что такое перед нами: 3. Шевелились у цветка

Две оглобли за ушами, Все четыре лепестка.

На глазах по колесу Я сорвать его хотел

И сиделка на носу. (Очки) Он вспорхнул и улетел.

3. А ну-ка, ребята, 4. Стальной конек по белому

Кто отгадает: Полю бегает,

На десятерых братьев За собой черные следы

Двух шуб хватает. (Рукавички) Оставляет. (Ручка)

1. Стою на крыше 3. Плещет теплая волна

Всех труб выше. В берега из чугуна.

(Антенна). Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате?

2. По асфальту едут дом, 4. Этот глаз - особый глаз.

Ребятишек много в нем, Быстро взглянет он на вас,

А над крышей дома вожжи, И появится на свет

Дом без них ходить не может. Самый точный ваш портрет.

1. Доброе, хорошее 2. Крута гора,

На людей глядит, Что ни шаг, то дыра.

А людям на себя (Лестница).

Глядеть не велит. (Солнце).

1. Маленькие лапки, 3. Сама не ем,

А в лапках царапки. А людей кормлю.

2. Хозяин лесной 4. Бьют Ермилку

Просыпается весной, По затылку.

А зимой под вьюжный вой Он не плачет,

Спит в избушке снеговой. (Медведь). Только носик прячет.(Гвоздь)

1. Днем спит, 3. В сенокос - горька,

Ночью летает, А в мороз - сладка.

Прохожих пугает. (Сова). Что за ягодка? (Рябина).

2. Два Егорки 4. Хитрая плутовка,

Живут возле горки, Рыжая головка,

Живут дружно, Хвост пушистый - краса!

А друг друга не видят. (Глаза). А зовут ее… (Лиса).

1. В густом лесу под елками, 3. Хвост во дворе,

Осыпанный листвой, Нос в конуре.

Лежит клубок с иголками, Кто хвост повернет,

Колючий и живой. (Ёж). Тот и в дом войдет.(Ключ).

2. Белые горошки 4. В поле тычинка -

На зеленой ножке. (Ландыш). Золотая вершинка. (Рожь).

1. Гуляет в поле, да не конь, 3. Вместо хвостика - крючок,

Летает на воле, да не птица. Вместо носа - пятачок.

2. В лесу у пня суется, беготня. 4. Длинной шеей поверчу,

Народ рабочий весь день хлопочет - Груз тяжелый подхвачу,

Из лесного сора строит себе город. Где прикажут положу,

(Муравьи). Человеку я служу. (Кран).

Ь - показатель мягкости.

1. В воде купался, 3. Кто в дом идет,

А сух остался. (Гусь). Меня за руку берет.(Дверь).

2. Каждый вечер я иду 4. Он в берлоге спит зимой

Рисовать круги на льду. Под большущею сосной,

Только не карандашами, А когда придет весна,

А блестящими…(Коньками). Просыпается от сна. (Медведь).

1. Не сеют, не сажают - 3. Стоит копытце

Сами вырастают. (Волосы). Полно водицы. (Колодец).

2. Кто без нот и без свирели, 4. Маленький мальчишка

Лучше всех выводит трели, В сером армячишке.

Голосистее, нежней? По дворам шныряет,

Кто же это? (Соловей). Крохи собирает. (Воробей).

Тесты для проверки уровня развития фонематического слуха.

1. Умение различать звонкие и глухие согласные.

1. Прочитай слова. Подчеркни звонкие согласные.

Коза, кошка, стул, огонь, пенал.

2. Прочитай слова. Подчеркни глухие согласные.

Молоко, папа, барабан, ночь, улица.

Непарные звонкие: л, н, й, ____________________

Непарные глухие: х, ч, _______________________

4. Проверь, правильно ли выписаны номера слов, не имеющие в своем составе глухих согласных.

1) мама, 2) конь, 3) сон, 4) вера, 5) рябина, 6) мышка.

Не имеют в своем составе глухих согласных: №1, №2, №5.

Если ты считаешь, что в записи номеров есть ошибка, напиши свой вариант.

Не имеют в своем составе глухих согласных: №…, №…, №… .

5. В списке согласных подчеркни одной чертой непарные звонкие, а двумя чертами - непарные глухие.

б, ш, н, д, ф, щ, л, р, й, х, м, ц, ч, з.

6. Соедини линиями пары согласных.

2. Умение различать твердые и глухие согласные.

1. Подчеркни в словах мягкие согласные.

Пень, сито, ягода, малина.

2. Подчеркни в словах твердые согласные.

Лист, гуси, поле, рис.

3. Выбери из ряда и запиши в нужную строку.

Всегда твердые согласные:

Всегда мягкие согласные:

4. Проверь, правильно ли перечислены гласные, обозначающие мягкость согласных. Если есть лишние буквы, вычеркни их. Если каких-нибудь букв не хватает, допиши их на строчке.

я, ю, а, ё, о__________________________________________________

5. Подчеркни мягкие согласные. Обведи кружком гласные, которые обозначают их мягкость.

Село, репа, поле, мята, река.

6. Подчеркни мягкие согласные, мягкость которых обозначена мягким знаком ( ь).

Король, соль, горько, боль, хотеть.

7. Прочитай слова. Где надо, вставь мягкий знак.

Степ. гус. цирк. огон. ден. цеп. арбуз. буквар. лошад.. .

8. Прочитай слова и выпиши их номера в соответствующую строчку.

1) спать, 2) свет, 3) корь, 4) корзина, 5) кошелек, 6) царь.

Мягкость согласных обозначена гласными:____________________

Мягкость согласных обозначена ь: ___________________________

9. Проверь, правильно ли выполнено задание - подчеркнуть мягкие согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

Крокодил, лыжи, пилот, цифры, шины, дядя.

10. Проверь, правильно ли выполнено задание - подчеркнуть твердые согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

Чашка, дом, борщ, случай, санки, стул.

3. Умение выделять ударный и безударный слог.

Ударением называется выделение __________________________

Одного из _______________ в слове.

2. Соедини линиями в правильном порядке.

Ударный слог Слог, на который не падает ударение.

Безударный слог Слог, на который падает ударение.

3. Поставь в словах ударение.

Песня, бегал, купил, пошел, море.

Безударными называются слоги, на которые _________ ударение.

5. Подчеркни безударные слоги.

Дорога, бабушка, обед, шарик, тапочки.

6. Поставь ударение в выделенных словах.

Скорей, сестра, на рыб взгляни.

Попались на крючок они!

В ведерко руку окуни…

Не бойся - это окуни.

7. Выбери и вставь в предложения номера нужных по смыслу слов.

1) замок, 2)замок, 3) кружки, 4) кружки.

На горе стоит красивый ______________________________________.

На двери висит большой _____________________________________.

Помойте, пожалуйста, за собой ________________________________.

Ребята рисовали разноцветные квадратики, треугольники и ________.

4. Умение делить слово на слоги.

1. Вставь пропущенное слово.

Слог может состоять только из одного _________ или из гласного и одного или нескольких согласных.

2. Обведи кружком номер того утверждения, которое кажется тебе правильным.

а) согласные могут образовывать слог.

б) согласные слога не образуют.

3. Подсчитай и запиши на месте пропусков, сколько слогов в написанных словах.

Вода____, ковер____, стол___, мама___, машина___.

4. Раздели вертикальной чертой на слоги следующие слова.

Полка, поле, крокодил, пол, цветы, лес.

5. Посмотри, правильно ли разделены слова на слоги. Исправь ошибки, если они есть.

Со-ль, пету-х, ли-са, ко-ло-б-ок, к-ни-га.

Тесты для проверки орфографической зоркости.

1. Исправь ошибки, если они есть.

Лось не спеша шел по селу, вдруг собаки подняли лай. Лось бросился во двор. Он пробил рогами стекло в окне дома. В комнате работал телевизор. Лесной гость с интересом стал смотреть передачу.

2. Придай предложениям нормальный вид.

На пригоркевсегда паслисьгуси. Онивытягивали шеиишипели. Детибоялись подходитькгусям.

3. Исправь ошибки там, где они есть.

Летом наша семья жила в деревне Наш дом стоял у реки Мы часто ходили ловить рыбу. На огороде мы пололи грядки с овощами

4. Найди и исправь ошибки там, где они есть.

Казёл, коренной, сасать, лежать, паляна, пешеход, лезать, астровной.

Тесты на проверку орфографических умений.

1. Подбери и напиши проверочное слово. В скобках подчеркни ту букву, которые надо писать в слове.

Сторо.. (ж, ш)-____, ло..ка (ж,ш)-_______,

Ни.. (з, с)- _______ , гла.. (з, с)-_________,

Гри.. (б, п)-_______, стол.. (б, п)-________,

Шар.. (ф, в)-______, морко..ь (ф, в)-______.

2. Выбери и подчеркни те слова, которые могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне слова дожди.

Дождевик, дождинка, дождик, дождит, дождь, дождливый.

3. Вставь, где надо, разделительный Ъ.

Со..единение, под..езд, с..ёмка, за..явка, об..явление, у..ехать, под..ём, от..езд, п..юре, с..ыграть, с..ёжиться, п..ятерка, с..едать, от..ыграть, по..ездка.

4. Вставь пропущенные безударные окончания.

На улиц. в дом. со злость. на мест. от радост. по тропинк. на площад. к птиц. в магазин. в лесной чащ.. .

5. Подбери и напиши проверочное слово. Вставь, где надо, пропущенную букву.

Интерес..ный - _____________; доблес..ный - _____________;

Кос..ный - ________________; здра..ствуй - _______________.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции