М а дудин здесь грязь и бред и вши в траншеях

Михаил Дудин (1916 – 1993)

Цитируется по: Дудин М. Всё с этим городом навек…:Ленинградская книга. – Л.: Лениздат, 1985. – 703 с.

ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ ЛЕБЕДЕВА

Мы должное твоей заплатим славе.
Мы двести ран пойдём в упрямый бой.
Мы до конца гордиться будем вправе
Твоею песней и твоей судьбой.

Туман и шторм. Солёный привкус моря.
Но, крепко взяв за шиворот судьбу,
Всю остроту и накипь злого горя
Включаем мы в свирепую борьбу.

Мы выбьемся из рокового круга,
Снопы огня сырую тьму, прорвут.
Друзья уйдут и будут мстить за друга,
И многие обратно не придут.

Романтики! Но кто из нас не трафил
К большим делам, седой простор любя?
В скупых словах анкетных биографий
Мы не законсервируем себя.

Нас вдаль несёт, в крутое пекло боя,
Где гром, и всплеск, и розовый простор.
Друзья твои клянутся над тобою –
Идти любым смертям наперекор.

Они пройдут. И скажут, видя — вот он,
Знакомый образ, строгий и простой,
Из камня угловатого сработан,
Обтёсанный солёною водой.

Но что мне толку в этой грубой груде,
Я вновь хочу с тобою рядом быть,
Опять читать стихи о Робин Гуде,
По улицам Иванова бродить.

Твой честный взгляд упрям и необыден,
Он навсегда останется со мной.
Легенда пахнет порохом. Не виден
Её конец за дымкой голубой.

Жизнь твоя — как прыжок с трамплина
В невозвратную глубину.
Мать умрёт, не дождавшись сына,
У печали своей в плену.

Станет каменным у причала
Юной женщины силуэт.
Песне верности нет начала.
Окончания тоже нет.

Ветер времени снова ожил
И забвенья туман сорвал.
Космонавт, на тебя похожий,
Поворачивает штурвал.

И, глаза его окружая,
Открывается мир иной.
И томится душа живая
Невозвратною глубиной.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Старуха на дрова могильный рубит крест.
Кладбище Александро-Невской лавры.
И вот поют на сотни вёрст окрест
Начало битвы медные литавры.

Я слышу вновь в разбуженной ночи,
В порывах ветра, в завываньях вьюги,
Как перекрещиваются мечи,
И шелестят железные кольчуги,

И кони грудью падают на лёд,
И копья с ходу пробивают латы.
На лёд ложится розовый налёт,
А час назад он был зеленоватый.

И в нетерпенье бросив повода,
Откинув плащ и расправляя плечи,
Как вихорь, он врывается туда —
В крутое пекло бесподобной сечи.

Врубается мечом и пикой князь
Воочию, а не в красивой сказке,
Он бьёт в упор и бьёт, оборотясь,
Мечом наотмашь по рогатой каске.

Он вдаль зовёт, стремительный и стройный,
И отступают в панике враги.
Русь спасена. И на воде спокойной
От пузырей расходятся круги.

Враг вновь идёт и задушить нас хочет.
Мы узнаём исконного врага.
Он в той же каске. Только покороче
Железные топырятся рога.

Мы в битвах рассчитаемся с врагами,
Спалим уничтожающим огнём,
И эту каску с бычьими рогами
Мы вместе с головою оторвём.

Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.
И розовое облако вдали.
Душа моя, когда ж похорошеют
Обугленные площади Земли?

Давно пора. Под пеленою пепла
Протухли трупы и свернулась кровь.
Душа моя, ты в сотый раз ослепла
От чёрствых слёз и прозреваешь вновь.

Смотри — весна. И над равниной русской
Молочно-лиловатый свет.
…Влетела в амбразуру трясогузка
И весело уселась на лафет.

КАМЕНЬ

Как нож, прорезав щели, по обоям
Бежала световая полоса.
Здесь был привал последний. Перед боем
Он брал у нас на память адреса.

Далёкими повеяло ветрами,
Весёлым детством в солнечной пыли,
Какими-то знакомыми цветами,
Которые ещё не зацвели,

Полынью, зноем, невысокой рожью,
Давно обжитым, навсегда родным.
Мне вспомнилось Поочье и Остожье,
Неповоротливый, ленивый дым.

Ночное. Луг. Чу, чмокают копыта,
И лунным светом окоём залит.
Он смотрит удивлённо и открыто.
«Ну что тебе, товарищ замполит?

Такое и с тобой, наверно, было,
Что грусть пришла непрошено, сама:
Любимая меня давно забыла,
Друзья воюют, а семьи нема…

А к вечеру ударил ливень. Косо
Захлёстывала струями вода.
В грязи хрипели лошади. Колёса
По втулки вязли. К чёрту обода

Летели. Ухали зенитки.
И пулемёты сыпали галдёж.
Мы вымокли (хоть выжимай) до нитки,
А может, пропотели — не поймёшь.

Дымит земля. Она сыра, как губка.
Дотронешься — и выступит вода.
Комбат охрип. Не отвечает трубка,
И в сумрак убегают провода.

И вслед за ними, по тропинке мглистой,
По скалам пробираясь наугад,
Уходят молчаливые связисты.
Мы ждём. Не возвращаются назад.

Идут другие, и опять ни слова.
Уходят третьи — темнота густа.
Она ползёт упрямо и сурово
Из каждого оврага и куста.

Неправда! Нет! Пусть я, пусть он, пусть вы хоть,
По юношески этот мир любя,
Единственный отыскиваем выход,
Коль только свято веруем в себя.

Так вот он, на! Бери его и трогай!
Скажи судьбе, чтоб отступила прочь.
Он смотрит в даль решительно и строго.
Скрывается. И наплывает ночь,

Размытая, разодранная в клочья,
Пронизанная ветром и дождём,
И вот мы убеждаемся воочью,
Что самого решительного ждём.

Идёт гроза, чугунный воздух сгрудив
И разбросав на тысячу смертей
Порывистым дыханием орудий
Тяжёлых дальнобойных батарей.

И отзвук громыхающий не умер,
Он эхом повторяется стократ.
Лисёнком пискнул позабытый зуммер…
Комбат встаёт, и нас ведёт комбат.

Ведёт по скалам в гром и посвист дикий,
К своим выводит третий батальон.
…Здесь золотое солнце сыплет блики.
Здесь камни радуются. Только он

Лежит в крови, израненный и грубый.
Пусть в памяти пребудут навсегда
Последним вздохом стиснутые зубы,
Соединяющие провода.

Так вот она,— возьми её, изведай,
Попробуй оцени её, измерь!
Всё то, что называется победой,
Как ток проходит через эту смерть.

Мы камень положили над могилой,
Мы вспомнили любимую и мать.
А у него ни матери, ни милой,
И некому об этом написать.

Быть может, ты найдёшь случайно камень,
Тот самый камень средь других камней.
Как друга, крепко обними руками,
Прижмись к нему и сердцем отогрей.

СТИХИ О ШАЛАШЕ

Мелкий лес да болото. В лиловом огне горизонт.
Грохот взрывов, и дыма тяжёлая грива.
Через два километра уже начинается фронт.
Облака раздробились в чешуйчатой ряби Разлива.

Нас мороз леденил, к нам в землянки врывалась вода.
Снег крутил, заметал переходы и щели.
Пели пули во тьме, и свистели в ночи провода.
Прорывались враги, и прорваться они не сумели.

Артиллерия била, визжал за снарядом снаряд.
И зима, и мороз, и костлявая лапа блокады.
Рядом, сзади за нами, упрямо стоял Ленинград,
— Мы стояли на страже у стен своего Ленинграда.

Это воинов долг. Это подвиг решительный наш.
Это наше единство, горячая сила прорыва.
Это видевший виды из веток сосновых шалаш.
Это Ленин здесь жил в шалаше у скупого Разлива.

Разжигая костёр, он, прищурясь, смотрел в темноту
В лунном свете вода отливала холодною сталью.
Сквозь застенки и ссылки он нёс золотую мечту.
И мечту эту вместе мы сделали крепкою явью.

Мы стоим на часах. Тишина. Из густой темноты
Только звёзды сквозь тучи и ветер, летящий над миром
…Он обходит расчёты и, проверяя посты,
Подбодряет бойцов, наставленья даёт командирам.

Мы не слышали слов, но мы чувствуем наверняка,
Что вот именно так, что иначе никак не бывает,—
Этот голос и жест, и на запад простёрта рука,
Непременно вперёд, непременно вперёд призывает.

Он приходит, победы решительный час.
Трубы грянут тревогу. Дорога крута и открыта.
Ленин вышел и встал. И, прищурившись, смотрит на нас
Мелкий лес да болото. Бессмертный шалаш из гранита.

Михаил Дудин

(20 ноября 1916 — 31 декабря 1993)


Родом из деревни Клевнёво Ивановской губернии. Рано осиротел, жил с дедом, который научил его грамоте по книге стихотворений Некрасова. Учился в школе крестьянской молодежи, затем в Ивановском педагогическом институте (вечернее отделение).

В 1939 году призван в армию. Воевал на финской войне и на второй германской, участник обороны Ленинграда. В военные годы начал интенсивно печататься, вышло пять сборников стихов.

Умер в Ленинграде, похоронен на родине.

Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.

И розовое облако вдали.

Душа моя, когда ж похорошеют

Обугленные площади земли?

Давно пора. Под пеленою пепла

Протухли трупы и свернулась кровь.

Душа моя, ты в сотый раз ослепла

От чёрствых слёз и прозреваешь вновь.

Смотри — весна. И над равниной русской

. Влетела в амбразуру трясогузка

И весело уселась на лафет.

НЕБОЛЬШОЙ ДЕВОЧКЕ ЕЛЕНКЕ

Какая ты смешная, право;

Походкой лёгкою, как дождь,

Чтобы не сделать больно травам,

Почти на цыпочках идёшь.

А я оглядываюсь ради

Твоей судьбы, тебя любя…

Мне кажется, что кто-то сзади

Стоит и целится в тебя.

В селе Вязовское, на старом погосте,

Землёю становятся мысли и кости.

На старых могилах, как дивное диво,

Растут лопухи и бушует крапива.

И в переплетении света и тени

Колышутся заросли белой сирени.

И церковь, окутанная сиренью,

Привыкла давно к своему запустенью.

Здесь память о предках моих небогата.

Здесь родина жизни моей. И когда-то

Окончится дней моих длинная повесть.

Умолкнут стихи. Успокоится совесть.

Друзья разойдутся. Разъедутся гости.

Найдите мне место на этом погосте.

Пусть всё, что в душе моей жизни звучало,

Обратно вернётся в родное начало.

Политика конфеденциальности

Администрация сайта Литературно-музыкальная Студия Александра Васина-Макарова (www.studia-vasin.ru) (далее Сайт) с уважением относится к правам посетителей Сайта. Мы безоговорочно признаем важность конфиденциальности личной информации посетителей нашего Сайта. Данная страница содержит сведения о том, какую информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации.

Настоящая Политика конфиденциальности распространяется только на Сайт и на информацию, собираемую этим сайтом и через его посредство. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, с которых могут делаться ссылки на Сайт.

Сбор информации
Когда Вы посещаете Сайт, мы определяем имя домена Вашего провайдера и страну (например, “rostelecom.ru”) и выбранные переходы с одной страницы на другую (так называемую "активность потока переходов").

Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить Вам пользование Сайтом, включая, но не ограничиваясь:
- организация Сайта наиболее удобным для пользователей способом
- предоставление возможности подписаться на почтовую рассылку по специальным предложениям и темам, если Вы хотите получать такие уведомления

Сайт собирает только личную информацию, которую Вы предоставляете добровольно при посещении или регистрации на Сайте. Понятие "личная информация" включает информацию, которая определяет Вас как конкретное лицо, например, Ваше имя или адрес электронной почты. Тогда как просматривать содержание Сайта можно без прохождения процедуры регистрации, Вам потребуется зарегистрироваться, чтобы воспользоваться некоторыми функциями, например, оставить свой комментарий к статье.

Сайт применяет технологию "cookies" ("куки") для создания статистической отчетности. "Куки" представляет собой небольшой объем данных, отсылаемый веб-сайтом, который браузер Вашего компьютера сохраняет на жестком диске Вашего же компьютера. В "cookies" содержится информация, которая может быть необходимой для Сайта, - для сохранения Ваших установок вариантов просмотра и сбора статистической информации по Сайту, т.е. какие страницы Вы посетили, что было загружено, имя домена интернет-провайдера и страна посетителя, а также адреса сторонних веб-сайтов, с которых совершен переход на Сайт и далее. Однако вся эта информация никак не связана с Вами как с личностью. "Cookies" не записывают Ваш адрес электронной почты и какие-либо личные сведения относительно Вас. Также данную технологию на Сайте использует установленный счетчик компании Spylog/LiveInternet/и т.п.

Кроме того, мы используем стандартные журналы учета веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей нашего Сайта. Мы используем эту информацию для того, чтобы определить, сколько человек посещает Сайт и организовать страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта используемым браузерам, и сделать содержание наших страниц максимально полезным для наших посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия

Чтобы просматривать материал без "cookies", Вы можете настроить свой браузер таким образом, чтобы она не принимала "cookies" либо уведомляла Вас об их посылке (различны, поэтому советуем Вам справиться в разделе "Помощь" и выяснить, как изменить установки машины по "cookies").

Совместное использование информации.
Администрация Сайта ни при каких обстоятельствах не продает и не отдает в пользование Вашу личную информацию, каким бы то ни было третьим сторонам. Мы также не раскрываем предоставленную Вами личную информацию за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.








(Урок-исследование стиля писателя.)

Учитель МОУ Иванковской СОШ

1.Учить видеть особенности стиля писателя; закрепить знания по теории литературы.

2.Развивать навыки литературоведческого анализа; развивать логические процессы: сравнение, обобщение, выделение главного; развивать навыки связной речи; развивать умение ставить задачу, намечать пути её решения, осуществлять намеченное.

3.Через исследовательскую самостоятельную работу воспитывать интерес к предмету и научной работе; воспитывать интерес к истории края; воспитывать чувство товарищества через работу в группах.)

Учитель: О Великой Отечественной войне написано много, о ней еще напишут немало.

Вновь, с камнем памяти на шее

Топлю в себе тебя - война,

Но как в затопленной траншее,

Опять всплываешь ты со дна, -

признавался поэт-фронтовик К. Симонов.

Прошедшие войну не забывают и не забудут о ней. Ивановские поэты Владимир Семёнович Жуков и Михаил Александрович Дудин - ровесники, поэты-фронтовики - тоже писали о войне и во время войны, и спустя годы, и спустя десятилетия…

На листе с цифрой 1 напечатаны два стихотворения этих поэтов.

Ну что с того, что все мы тленны… Полно,

коль не забудешь,

среди других найдешь меня, коль волны

твоей души не сменят частоты.

А смерть глупа. А смерть слепа, бессонна –

знай по стволам

своей клюкой стучит.

И если навсегда с землей зеленой

меня шальной осколок разлучит

к землянке вытащат связные,

хоть о тебе не знают ничего…

Ты слышишь позывные

простреленного сердца моего?

Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.

И розовое облако вдали.

Душа моя, когда ж похорошеют

Обугленные площади Земли?

Протухли трупы и свернулась кровь.

Душа моя, ты в сотый раз ослепла

От черствых слез и прозреваешь вновь.

Смотри – весна. И над равниной русской

…Влетела в амбразуру трясогузка

И весело уселась на лафет.

3. Татата татата тата тата та тататат татата.

Предположите, какое стихотворение принадлежит Маяковскому? Почему?

Какие есть предположения об авторстве других отрывков?

1.Маяковский, например: Ты врешь.

Не найден бензин,

Что помогло вам определить автора? (Разбивка стиха, слова, строфа, размер.)

Что вы предлагаете сделать, чтобы узнать стихотворение Дудина? (Определить стиль, сравнить стихотворения, выбрать, какое Дудина.)

- Верно, читаем стихи, наблюдаем за стилем (лексика, композиция, тропы, фигуры речи, темп, образы, темы, рифмы и др.), сравниваем обнаруженные особенности с особенностями предложенных стихотворений, определяем автора.

Итак, перед вами для наблюдения стихотворения М.А. Дудина.

Под сапогами оползает глина,

И вот опять встает перед тобой

Снарядами разрытая равнина,

Где третьи сутки колобродит бой.

Дрожит земля от бешеного гуда,

На сорок верст ворочается гром,

А он вспорхнул и с вышины, оттуда,

Рассыпался звенящим серебром.

Свистели бомбы. Тявкали зенитки.

Протяжный гул, невероятный вой…

А он вошел на золотистой нитке

Между разбитым небом и землей.

Как будто бы пронизывала тело

Животворящей радости волна.

Моя земля травинкой каждой пела,

Таинственного трепета полна.

И раненый смотрел на клубы дыма,

Прислушивался к пенью, не дыша.

Здесь смерть была, как жизнь, необходима.

И жизнь была, как песня, хороша.

^ Надпись на книге Джеймса Джонса

Победы. Просчёты. Провалы.

Салюты торжественных дат.

Живут на земле генералы

И в бой посылают солдат.

Легенды о подвигах бают

И память, как жвачку, жуют.

Солдаты в боях погибают, -

В веках полководцы живут.

На кровь разгораются вкусы.

И дьявол плодит дьяволят.

И красноречивые трусы

Вину на погибших валят.

И правда в обители тесной

Не спорит уже с клеветой.

И только солдат неизвестный

Под мраморной стонет плитой.

Метель кружится, засыпая

Глубокий снег на берегу,

В овраге девочка босая

Лежит на розовом снегу.

Поёт густой, протяжный ветер

Над пеплом пройденных путей.

Скажи, зачем мне снятся дети, -

У нас с тобою нет детей?

Но на привале отдыхая,

Я спать спокойно не могу ;

Мне снится девочка босая

На окровавленном снегу.

Прости меня. Холодную крупу

Просеивает медленно сито.

Между деревьев занесло тропу,

Промозглой тьмой окрестное покрыто.

Попробуй отыщи и достучись

В тяжёлые окованные двери.

Привыкни, позабудь и научись

Считать опять – в который раз! – потери.

И всё-таки прости меня опять.

Крадётся ночь на вывернутых лапах.

Закрой глаза – и мир начнёт сиять

В немыслимых оранжевых накрапах.

Впотьмах, на ощупь, дальше, в сырость, в тишь,

В зеленоватое цветенье тины…

Опять февраль. На тротуаре с крыш

Оттаявшие грохаются льдины.

Два взрыва слева. Восемь справа.

Столбы земли. Столбы огня.

Горят деревни. Никнут травы,

И гулко ухает броня.

Дорога дальняя. Довесок

Луны. Кругом белым – бело,
^

Сыпучим снегом замело.

Верь! Невозможно жить без веры.

Верь в хлеб, и в соль, и в смех, и в плач.

Верь полной верою без меры,

Как смертник – в жизнь, как в смерть – палач.

-Предлагаю далее поработать в группах.

( Для работы готовы словари и раздаются листы с теоретической поддержкой.)

^ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (теоретическая поддержка)

Лирические переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам.

Стихотворения, в которых лирический субъект тождественен или близок самому поэту, называют автопсихологическими.

Формы лирического творчества.

Описательная лирика воссоздаёт окружающие людей вещи, черты, раскрывает внутренний мир человека, рисует природу.

^ Повествовательное стихотворение – это, как правило, предельно лаконичный рассказ о каких-либо фактах, событиях, которые не изображаются детализированно, тщательно, а лишь кратко обозначаются.

Лексика – словарный состав. В лексике отражается история народа, быта, культуры, литературы. Для художественной литературы своеобразие лексики имеет огромное значение: по словам можно узнать эпоху, среду, изображённые писателем. Писатель отбирает слова в соответствии со своей задачей, учитывая стилистическую окраску, которой слово наделено само по себе, вне художественного контекста.

Антитеза. Это противопоставление, противоречие.

Строфика – совокупность видов строф у одного писателя.

Строфа – сочетание стихов, образующее единство. Наименьшая строфа – двустишие. Преобладают строфы из 4 стихов (катрен), а также пятистишия или шестистишия. Способ рифмовки разный.

^ Тропы – метафора, сравнение, эпитет, гипербола, олицетворение, метонимия и др.

1.Ролевая или автопсихологическая лирика Дудина?

2.Можно ли утверждать, что стихотворения Дудина динамичны, наполнены действиями, сменяющими друг друга.

.Понаблюдайте за лексикой:


  • слова со значением действия, мысли, чувства?

  • роль слов книжного стиля, разговорного стиля?

  • используются слова с конкретным или с отвлеченным значением?

  • используются ли синонимы, антонимы?

Приведите примеры художественных тропов: гипербол, сравнений и др. Какова их роль в стихотворениях? Можно ли говорить об обилии художественных тропов? Почему?

1.Проанализируйте синтаксический строй стихотворений. Больше простых, сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных), простых, осложненных предложений?

2.Обратите внимание на разбивку строф. Не заметили ли вы особенности начал стихотворений?

1.Можно ли утверждать, что Дудин использует антитезу? Зачем? В чем она проявляется (темы; образы; цвета; звуки)?

2.Сравните стихотворения на листе №1 и найдите сходство. Обратите внимание на тему, настроение, обращение в будущее; рифмы; предполагаемый диалог.

Проверка заданий, выполненных в группах. Учащиеся слышат результаты наблюдений над отдельными особенностями стиля. Им предлагается объединить наблюдения. В результате звучит ответ о стиле писателя. Делается вывод о том, что так по-своему сказал Дудин о войне.

-Возможно, теперь кто-то выберет из предложенных в начале урока стихотворение Дудина и обоснует свой выбор? (Отвечают учащиеся.)

-Подумайте, может ли отрывок из следующего стихотворения принадлежать перу Дудина? Почему?

Война ужасна. Стоны, кровь…

Но мир и на войне увидишь-

Здесь нежным цветом между рвов любовь

И звонок соловей меж взрывов. Слышишь?

(Дети доказывают принадлежность данного отрывка Дудину, опираясь на найденные особенности его стиля. Однако учитель говорит, что это стихотворение сочинил их учитель, соблюдая особенности стиля поэта, подражая ему. Это пример стилизации. Можете попробовать себя в этом.)

-Нельзя сказать, что какие-то особенности свойственны только этому писателю или поэту. Но определенный набор их – только у него или у некоторых, что обусловлено биографией, культурой, социальными условиями, талантом. Писатели, близкие по стилю, зачастую объединяются, создавая литературные группы, школы, течения. Но индивидуальность сохраняется. Так важно не потерять себя! В этом тоже секрет таланта! Михаил Александрович Дудин сказал о войне по-своему.

Разделы: Литература

Открытый урок. 8 класс. Внеклассное чтение.

Форма: исследование.

Цель урока:

  • Дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны;
  • Показать, что именно поэзия способствует развитию чувства патриотизма в период Великой Отечественной войны, гармонично соединяя высокие чувства любви к Родине с внутренними личными переживаниями лирических героев;
  • Доказать, что основным настроением лирических героев становится вера в Победу.

Методические приемы:

Словарная работа:

  • Патриот – человек, проникнутый патриотизмом.
  • Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
  • Вера – убежденность, глубокая уверенность в ком-нибудь или чем-нибудь.
  • Победа – успех в битве, войне при полном поражении противника.

Эпиграф к уроку:

На доске: тема урока, эпиграф, высказывание А.Н. Толстого.

Ход урока

3. Как вы считаете, почему поэзия может наиболее точно передать чувства и мысли участников войны? – Потому что в прозе можно передать точность происходящих событий, назвать конкретных участников и отобразить реальные события. Поэзия же говорит о настроениях, переживаниях бойцов – о том, что они испытывали в военное время, участвуя в тех или иных войсковых операциях и сражениях.

4. В чем особая ценность поэзии именно 1941–1945 гг.? – Поэт опишет именно то, что чувствовал, о чем переживал. Нас интересуют истинные ощущения автора-бойца, непосредственного участника отступления, наступления, воина-победителя.

6. Какая очень важная для нас идея высказана Александром Блоком в 1919 г.? (Работа с раздаточным материалом)

7. Такая поэзия не может быть забыта, поэтому наша задача – пронаблюдать, анализируя стихи тех роковых лет, как поэты вносили свой вклад в Великую Победу, каким образом они помогали народу и будили в душах людей патриотические чувства. Мы не ставим задачу, которую нельзя было бы выполнить, поэтому, к сожалению, мы сможет прокомментировать лишь часть стихов, написанных в 1941–1945 гг. разными поэтами.

8. Охарактеризуйте ощущения и стремления людей в первые дни войны. – Небывалый патриотический подъем охватил всех людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, девушки и женщины, желавшие отправиться на фронт. Каждый доброволец осознавал, что никто не защитит родину, кроме них самих.

10. Проанализируйте принцип построения стихотворения. – Антитеза. Почему автор применяет именно противопоставление? – Потому что наиболее тяжелые испытания вызывают у человека самые сильные эмоции: любовь и ненависть, - которые рождают противоположные образы: враг и друг.

15. В чем особенность повествования в стихотворении? – Лирический герой ведет беседу со своей душой, этот своеобразный диалог-монолог помогает найти ответы на самые сложные вопросы.

20. Почему именно письмо помогает герою выжить на войне? – Письмо – это та незримая ниточка, которая связывает воина и его родных, то, что позволяет выжить в самых тяжелых ситуациях. Именно любовь помогает преодолеть все: и время, и расстояние, и смерть.

26. Какое чувство испытывает лирический герой, которому задали вопрос о Победе? – Ему стыдно за то, что еще нет Победы.

28. Каков основной принцип построения стихотворения С. Васильева? – Антитеза, как доказательство того, что Победа все-таки пришла.

Несомненно, русская поэзия тех грозных и пламенных лет с честью выдержала суровые испытания и прошла проверку огнем. И сегодня, отмечая 72-летие Великой Победы, мы понимаем, что наш разговор о патриотизме, о тех, кто не жалея жизни, защищал каждую пядь земли и по-настоящему заслужил уважение и преклонение, не может быть бесполезным.

Подведение итогов.

Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и все общество. По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт обречен на одиночество и не мог этого вынести. Он бросается в чуждый ему мир и погибает.

Пушкин погиб, потому что “Восстал он против мнений света.”. Светское общество не понимает “его свободный, смелый дар”. Лермонтов сравнивает Пушкина с Ленским из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”: . И он убит – и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой.

Лермонтов этим стихотворением хочет показать, что в смерти Пушкина виновато светское общество, которое не понимало Пушкина, когда он был еще жив. Но потом Лермонтов пишет: Убит!. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор! В первой части стихотворения Лермонтов несколько строк берет у других писателей и немного их изменяет. Вторая часть стихотворения – это ответ на

суждения тех, кто оправдывал убийц поэта: А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,. Лермонтов верит, что если не земной суд, то “божий суд” накажет тех, кто оправдывал убийц поэта: Есть грозный суд: он ждет В своем стихотворении Лермонтов использует сравнения:

Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Пушкин как свеча, которая освещает путь, и как “торжественный венок”, который украшает.

Мне очень понравилось стихотворение “Смерть поэта”. Лермонтов смело и открыто показывает убийц Пушкина. Лермонтов уважал Пушкина и брал с него пример, и не испугался написать это стихотворение, хотя знал, что может быть наказан.

Похожие топики по английскому:

Анализ стихотворения Лермонтова “Смерть Поэта” Стихотворение “Смерть Поэта” написано в том же 1837 г. Оно занимает особое место в истории русской литературы. Это самый ранний и самый сильный отклик на.

Анализ стихотворения “Смерть Поэта” Стихотворение “Смерть Поэта” явило России имя Лермонтова, и оно же подняло молодого поэта на огромную высоту. Стихотворение не осталось неоцененным современниками. Позднее А. В. Дружинин.

Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Дума” Главная тема стихотворения – это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции.

Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Как небеса, твой взор блистает” Уже с самого начала, без всякого вступления, автор начинает описывать главное в стихотворении, что говорит о том, что он не хотел ждать, чтобы выразить все.

Анализ стихотворения Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива.” М. Ю. Лермонтов и по широте охвата жизненных явлений, и по совершенству их художественного выражения – гениальный преемник А. С. Пушкина. В. Г. Белинский писал.

Анализ стихотворения Лермонтова “Бородино” “Бородино” (1837) стало первым произведением Лермонтова, в котором раскрывается тема русского народа как активной силы истории. Стихотворение было написано в связи с исполнявшимся 25-летием Отечественной.

Стихотворение Лермонтова “ДУМА” Мысли и чувства поэта Идея произведения Тридцатые годы 19 века – время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе.

Краткое содержание Смерть поэта Лермонтов Смерть поэта Первые строки ставят читателя перед фактом гибели великого русского поэта, который погиб на дуэли, желая восстановить свою честь, оскорбленную слухами вокруг его семьи.

Литературный анализ “Одинок я, нет отрады” Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема.

Анализ стихотворения “Выхожу один я на дорогу” 15 июля 1841 Михаил Юрьевич Лермонтов погиб. Одним из последних произведений великого поэта и писателя является стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. Лирический герой этого.

Анализ стихотворения Некрасова “Поэт и гражданин” В стихотворении Н. А. Некрасова “Поэт и гражданин” сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст.

Анализ стихотворения “Памятник” За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение “Памятника По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению.

Анализ стихотворения Ахмадулиной Б. А. “Стихотворения чудный театр” В поэзии Б. Ахмадулиной важное место занимает тема творчества. Произведение “Стихотворения чудный театр” на­писано дактилем. Это сообщает ему плавность и мелодичность. Поэт в нем представлен.

Анализ стихотворения Есенина “Береза” Великий русский поэт Есенин Сергей Александрович написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение “Береза”. Это произведение.

Анализ стихотворения Пушкина “Бесы” Как огромное обобщение переживаний Пушкина того времени, переведенных на специфически образный язык искусства, возникало стихотворение “Бесы” (1830) – своеобразный итог пушкинских раздумий о жуткой жизни.

Анализ стихотворения Н. Брауна Данное стихотворение Н. Брауна о слове, о речи и о том, какую роль в жизни человека она играет. Автор пытается донести до читателя то, что.

Анализ стихотворения М. А. Дудина “Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях” Стихотворение “Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях” Михаил Дудин написал в 1942 год, в самый разгар Великой Отечественной войны. В стихотворении поэт показывает.

Анализ стихотворения А. Блока “О, я хочу безумно жить…” Свободная тема “Анализ стихотворения” – сочинение “Стихотворение А. Блока “О, я хочу безумно жить…”” Это стихотворение открывает цикл “Ямбы” (1907 – 1914), который автор причислил.

Анализ стихотворения “О весна без конца и без краю” Стихотворение “О, весна без конца и без краю…” написано 24 октября 1907 года. Как холодным северным октябрьским днем рождается подобное стихотворение – это истинная поэтическая.

Анализ стихотворения Пушкина “Вольность” Великий русский писатель и поэт, создатель русского литературного языка Александр Сергеевич Пушкин после окончанию Царскосельского Лицея в 1817-ом году начал служить в Петербургской коллегии иностранных.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции