Конспекты урока по биологии жуки и вши 7 класс

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней

общеобразовательной школы № 80 им. В. П. Кузнецова Купинского района Новосибирской области

Конспект урока можно использовать на уроках биологии в 7 классе.

УМК, авторы учебника: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2008 - 304 с.: ил.

Формат файла: Microsoft Office Word 2007

Конспект не публиковался.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания об основных отрядах Насекомых, их приспособленности к различным средам обитания, значении в природе и жизни человека.

- формирование системы знаний о насекомых.

- развитие навыков культуры общения.

- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, набор открыток и рисунков с изображением различных представителей класса Насекомых.

Тип урока: нетрадиционный.

I. Организационный момент.

Постановка цели: вспомнить изученные отряды класса Насекомых, характерные признаки животных этих отрядов, приспособленность к среде обитания, их значение в природе и жизни человека. Выявить черты сходства.

II . Повторение знаний.

Задание для групп.

Задание №1. “Цветик-семицветик ”(на доске из цветной бумаги наклеен цветок, учащиеся срывают лепестки, на которых с другой стороны написаны названия отрядов Насекомых животных) (Слайд №3)

Необходимо дать характеристику отряду по плану:

б) среда и место обитания;

в) характерные признаки, приспособленность к среде;

г) значение в природе и жизни человека;

д) интересные факты.

Задание №2. “Кто лишний?” (Слайд №4)

Задание №3 . “Кто это?” (Слайды №5-6)

Отгадать загадку, указать название животного, отряд к которому оно относится:

А) Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.

Ответ: Комар (отряд Двукрылые)

Б) На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.

Ответ: Муравьи (отряд Перепончатокрылые)

В) На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

Ответ: Кузнечик (отряд Прямокрылые)

Г) Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

Ответ: Стрекоза (отряд Стрекозы)

Д) Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.

Ответ: Бабочка (отряд Чешуекрылые)

Е) Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

Ответ: Жук (отряд Жесткокрылые)

Задание №4 . “Чем они интересны?” (Слайды №7-9)

Интересные факты из жизни животных. Отгадать животное

1. На первоначальной стадии развития личинка этого насекомого имеет 2 сердца: одно в голове и второе в задней части тела Более зрелая личинка имеет 5 глаз, 18 ушей, 8-камерное сердце Кровь у нее зеленого цвета Во взрослом состоянии она напоминает вертолет Этот неутомимый хищник спасает нас от других назойливых насекомых: мух и комаров

2. К. Линней дал этому животному название “муравьиная корова”. Что это за животное? Какую пользу или вред оно приносит?

(Тля. Вредитель растений).

3. Африканцы ее называют “зубы ветра”. Одна самка откладывает до 400 яиц за три месяца В воздухе “зубы” могут непрерывно находится до 12 часов и преодолеть за свою четырехмесячную жизнь до 3000 миль, съедая ежедневно столько, сколько весят сами , до 2 граммов) Стадо в 500 000 голов), а бывали и по 40 000 000 000) по ущербу не уступает стаду слонов Крупный “рой” может уничтожить за 1 день до 80 000 тонн зерновых, овощей, фруктов – столько, сколько нужно на пропитание большому городу

4. Еще в 1760 г. Известный в Европе естествоиспытатель Де Геер, изучавший и много знающий об их жизни, писал: “Мы никогда не сможем обороняться от насекомых без помощи других насекомых”. Приведите примеры, подтверждающие правильность этого заключения.

(Божьи коровки, трихограммы, наездники, жужелицы и др.)

5. Бернгард Гржимек писал, что “это животное – единственный защитник слонов и зебр в тех случаях, когда человек пытается отобрать у них родину” Там, где много расплодится этих мух, ни один человек не селится, не пасется ни один скот

“Они переносят возбудителей смертельной сонной болезни (людей) и наганы (рогатого скота). Ни одна другая муха не была так хорошо исследована, как эта… Их около 30 видов, и у каждой свои определенные требования к среде…”. О какой мухе пишет в своем труде ученый Питер Ричель? ( Муха цеце).

6. “В некоторых районах Южной Германии его называют русаком, на севере швабом, В Западной Германии – французом. В России он называется прусак”. О ком идет речь?

Задание №5. “Найди себя.” (Слайд №10)

На доске написаны отряды животных класса Насекомых, учащиеся должны из предложенных рисунков выбрать и разместить на доске представителей этих отрядов. (Таракановые, Прямокрылые, Стрекозы и так далее.)

Беспечный, как … (стрекоза)

Ничтожный, как… (вошь)

Зеленый, как… (кузнечик)

Пищит, как… (комар)

Порхает, как …(бабочка)

Ребус №1 Всеядные, ночные животные


Слово из 11 букв таракановые

Ребус №2 Летуны и прыгуны


Слово из 11 букв прямокрылые


Слово из 9 букв уховёртки

Ребус №4 А взрослые – вообще не едят!


Слово из 7 букв подёнки


2. Дневное хищное насекомое, кормится комарами и другими мелкими насекомыми. Крупная голова с большими сложными глазами. Личинки нападают на головастиков и мальков рыб.

3. Образование на брюшке самки, для откладывания яиц в землю, на поверхность растений или внутрь организма.

4. Одомашненный вид насекомого.

5. Самый большой отряд насекомых.

6. Представитель прямокрылых.

7. Наружные паразиты млекопитающих. Местом обитания являются волосатые участки тела

8. Общественное насекомое.

9. Жук, выполняющий функцию санитара, зарывая навоз в почву.

10. В основном ночное животное, не переносящее холода обитающее в жилье человека.

12. Класс, животные которого получили название за характерные насечки на брюшке.

14. Они распространены по всему земному шару. Взрослые особи не питаются, живут один или несколько дней.

15. Животные этого класса бывают чёрного, соломенно-палевого, буроватого цвета. Их стрекотание происходит, как и у кузнечиков.

16. Эти животные ведут подземный образ жизни. Передние конечности предназначены для копания. Вредят огородным растениям, повреждая корневую систему.

17. Жук, вредит рыбоводству, так как его личинки нападают на мальков рыб.

Ответы: 1. Саранча 2. Стрекоза 3. Яйцеклад 4. Пчела 5. Жуки 6. Кобылка 7. Вши 8. Муравей 9. Скарабей 10. Таракан 11. Гниды 12. Насекомые 13. Кузнечик 14. Поденки 15. Сверчки 16. Медведки 17. Плавунец 18. Уховертки

III . Выводы и обобщение:

Насекомые — самый многочисленный класс живых существ на Земле, тело насекомых состоит из трёх отделов (голова, грудь, брюшко). На голове располагаются одна пара сложных глаз, иногда простые глаза, ротовой аппарат, образованный видоизменёнными конечностями, усики. Грудь несёт три пары ходильных ног, у большинства – крылья. Дыхание осуществляется с помощью трахей, пронизывающих всё тело. Кровеносная система незамкнута. Развитие у многих форм сопровождается сложным превращением личиночной стадии во взрослый организм. По образу жизни встречаются: летающие, бегающие, роющие и плавающие насекомые.

IV. Подведение итогов. Выставление оценок. (Слайд №17)

Понравился ли Вам в целом урок? Удовлетворены ли Вы результатом своей работы? Понравились ли Вам задания, выбранные учителем для урока? Нравится ли Вам работать в группах?

Список литературы: (Слайд №18)

1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2008 - 304 с.: ил.

4. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.-160с. ил.

6. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. –Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.

7. Загадки /zagadki/11/

8. Ребусы /rebus/14.html

10.Удивительное в жизни животных /под. Редакцией проф. А.С. Константинова и проф. Н.И. Лариной. С – 245-251.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

, Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы; характеристика отрядов по плану: строение и количество крыльев, тип ротового аппарата, тип превращения

Установите соответствие между насекомым и характерным для него типом развития.

А) развитие с неполным превращением Б) развитие с полным превращением

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

СТРЕКОЗЫ, ВШИ, ЖУКИ, клопы

С какими насекомыми из этих отрядов вам приходилось встречаться?

Почему у стрекоз такие большие глаза?

Стрекозы имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное. На перед­нем конце располагается крупная голова с большими сложными гла­зами. Стрекозы — хорошие летуны. У них две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками

Все стрекозы — дневные хищные насекомые. В полете они кормятся комарами и другими мелкими насекомыми. Ротовой аппарат стрекоз — грызущий.

Стрекозы откладывают яйца в воду или на водные растения.
Развитие без превращения. Личинки развиваются 1—3 года, ведут
хищный образ жизни, питаясь личинками поденок, комаров, другими беспозвоночными.

У крупных стрекоз личинки нападают на головастиков и мальков рыб. Для захвата добычи у личинок имеется особый орган — маска.

Известно более 3 тыс. видов стрекоз. Отпечатки этих насекомых
найдены в породах каменноугольного периода (300 млн лет назад).
Размах крыльев у вымерших стрекоз достигал 90 см. Ныне живу-
щие особи значительно мельче — не более 17 см в размахе крыльев,

а у мелких — до 2 см.

Мир Стрекоз-Sky Hunters-The World of the Dragonfly(Viasat Nature)

Вши — наружные паразиты млекопитающих. У них сосущая ротовая система. Вместе со слюной выделяются вещества, препятствующие свертыванию крови. Крыльев у вшей нет, они их утратили в результате перехода к паразитическому образу жизни.

Конечности цепкие, сильные, с их помощью вши прикрепляют­ся к волосам или к волокнам одежды. Известно около 250 видов этих насекомых, величиной от 0,4 до 6 мм. Размножаются яйцами, кото­рые называются гнидами.


Цикл развития у вши без п ревращения, он длится 3 недели. Вши переносят возбудителей различных заболеваний, наиболее опас­ные из которых — сыпной и возвратный тиф.

Местом обитания человеческих вшей обычно являются покры­тые волосами участки тела и одежда. Мерой профилактики и борьбы со вшами является соблюдение чистоты тела и одежды. Для устране­ния этих паразитов используют специальные средства, продающие­ся в аптеках.

Жуки, или Жесткокрылые, — самый большой отряд насекомых, объединяющий более 350 тыс. видов. В России известно око­ло 20 тыс. видов жуков. Первая пара крыльев у жесткокрылых пре­вратилась в жесткие надкрылья (отсюда и название отряда). Вто­рая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета.Не все жуки умеют летать, но надкрылья есть у всех. Окраска тела может быть яркой, защитной, черной или бурой. Многие виды имеют выросты на голове или надкрыльях.

На голове жука располагаются сложные глаза, усики, грызу­щие ротовые органы с парой сильных челюстей.

Жуки откладывают яйца, из которых выходят личинки, веду­щие разнообразный образ жизни. Некоторые обитают на листьях растений, другие — на поверхности почвы, третьи — в почве , четвертые — в воде, пятые — в тканях растений и других местообитаниях. Личинки очень разнообразны по форме и окраске.

Жуки освоили все среды жизни, но особенно много среди них наземных
видов. Они обитают в лесах и на лугах, в пустынях и болотах, в долинах, горах
и водоемах.


Пища жуков весьма разнообразна: листья, корни, кора, древесина, навоз,
продуктовые запасы, разлагающиеся органические остатки и многое другое.

Многие жуки имеют весьма интересные приспособления для за­щиты от врагов. Это и покровительственная окраска, и отпугивающие врагов ядовитые вещества (жуки-бомбардиры) или едкая жидкость, выстреливаемая во врага (божья коровка, колорадский жук), и мни­мая смерть (замирание).

Значение жуков. Большую пользу человеку в борьбе с вредите­лями садов и огородов приносят хищные жуки, например жужели­цы. Жуки-красотелы помогают в борьбе с непарным шелкопря­дом, вредящим лесу.

Жуки-могильщики и трупоеды закапывают мертвых мел­ких животных и, питаясь разложившимися останками, способству­ют очищению почвы от трупов, накоплению перегноя в ней.

Жуки-навозники, скарабеи выполняют функцию санитаров, зарывая навоз в почву.

Божьи коровки приносят большую пользу хозяйству челове­ка, уничтожая и во взрослом, и в личиночном состояниях вредите­лей растений: тлю, червеца, белокрылку, паутинных клещиков.

Вредят рыбоводству жуки-плавунцы: они и их личинки напа­дают на мальков рыб.

Майские жуки, или хрущи, вредят огородным, почвенным и лесным растениям, объедая их корни.

Хлебные жуки, или кузьки, повреждают зерна злаков: ржи, ячменя, пшеницы.

Жуки-бронзовки объедают цветки различных растений.

Жуки-щелкуны и их личинки (проволочники) вредят культурным растениям,
повреждая их подземные части.

Личинки жуков-дровосеков, или усачей, — опасные вредители леса.

Жуки-листоеды — активные вредители сельского и лесного ХОЗЯЙСТВ.

Слоники, или долгоносики, также майского вредят садам огородам, лесам.

Оценивая тех или иных жуков как полезных или вредных для человека, нельзя забывать, что все жуки необходимы природе, она сама компенсирует их вред и регулирует их численность.

Самый большой жук в России обитает в Уссурийске

Клопов, или полужесткокрылых, по числу видов примерно в 10 раз меньше, чем жуков, но они также встречаются всюду на земном шаре. Свое второе название (полужесткокрылые) отряд получил за то, что передние крылья клопов только наполови­ну состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев — перепонча­тая и имеет жилкование.

У клопов колюще-сосущий ротовой аппарат. Пищей им служит сок растений или кровь животных. Слюна, попадающая в ранку на теле животного, препятствует свертыванию крови (как у вшей).

Клопы различны по величине: от 1 мм до 10 см. Они часто ярко окрашены, что делает их очень заметными. Такие клопы имеют паху­чие железы, выделяющие жидкость с резким запахом. Многие клопы, например гладыши, плавты, имеют маскирующую окраску. У них нет пахучих желез, но укус может быть весьма болезнен для человека.


Клопы откладывают от нескольких десятков до 200 яиц. Некоторые клопы заботятся о потомстве. Развитие клопов происходит без превращения

Многие клопы имеют смешанное питание, но большинство рас­тительноядны. Наружных паразитов животных немного.

Клопы-черепашки вредят зерновым культурам. Пасущиеся на крестоцветных клопы вредят растениям этого семейства, произ­растающим на огородах и в садах.

Постельные клопы — паразиты человека, зверей и птиц (рис. 61). Длина их тела 4,5—6,5 мм. Они распространены повсеме­стно, быстро бегают (до 1,25 м в 1 мин), не летают. Ведут ночной образ жизни, днем прячась в различных укрытиях, там же отклады­вают яйца. Скорость развития зависит от температуры.

Взрослые клопы могут голодать полгода и более, личинки — год, полтора года. Обычно клоп питается один раз в неделю, в жар­кое время года — чаще.

Помимо наземных клопов есть клопы водяные (рис. 60), оби­тающие на поверхности (водомерки) и в толще (плавты, гладыши, гребляки, водные скорпионы).

Водомерки скользят по поверхности воды, как на коньках, — этому способствует жировая капелька на конце ноги. Пищу эти кло­пы находят тут же, в поверхностной пленке воды. Зимуют на суше. Представители одного рода водомерок обитают в открытых морях и океанах.

Водяные клопы-гладыши обитают в толще воды, но часто всплывают на поверхность для дыхания атмосферным воздухом. Те­ло их обтекаемое, гладкое. Задние ноги, как весла, обеспечивают быстрые движения и ловлю добычи, так как эти клопы — хищники. Плавают они спиной вниз. По ночам могут перелетать из одного водоема в другой.

Клоп Водяной скорпион, Пиявки, Клоп-водомерка

Некоторые стрекозы могут развивать в полете скорость до 100 и даже до 150 км/ч. Поймав довольно крупное насекомое, стрекоза, не снижая скорости, может его съесть на лету. Личинка жука-могильщика растет очень быстро: за 7 ч она удваивает свою массу.

Водомерка за счет только одного гребного движения средними ножками проплывает 100 см.

1.Ответить на вопросы

1.Почему много стрекоз встречается у водоемов?

2.Каких жуков, встречающихся в вашей местности, вы знаете?

3.В чем различие между жуками и клопами?

4.Приведите примеры предостерегающей и покровительственной ок­раски у известных вам клопов.

2.Установите соответствие между животным и таксономической едини­цей, к которой оно принадлежит.

Насекомые – самый многочисленный класс среди не только членистоногих, но и животных вообще. Насчитывается больше одного миллиона видов насекомых.


Они населяют самые разнообразные среды обитания. Их можно встретить на земле и в воздухе (это большинство видов насекомых – бабочки, мухи, комары, осы), в водоёмах (жук-плавунец, личинки стрекоз), почве (медведки, личинки майского жука), телах других живых организмов (вши, блохи). Наиболее разнообразен мир насекомых в тропиках.


Насекомые ведут свободноживущий и паразитический образ жизни. Размеры их тела разнообразны: самые маленькие длиной около 1 мм, а самые большие достигают 30 см. Есть насекомые, которые живут поодиночке (хищные жуки, наездники), а есть и общественные, живущие большими семьями до 3 миллионов особей (это муравьи, пчёлы, термиты).

Насекомые – единственный класс среди беспозвоночных животных, представители которого имеют крылья и способны летать.

Несмотря на огромное разнообразие насекомых, для всех них характерны общие особенности. Их тело чётко разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Они соединены между собой подвижно.

На голове расположены одна пара усиков, глаза, позволяющие ориентироваться в пространстве, и ротовой аппарат, необходимый для захвата пищи.

Имеют два больших сложных глаза, между которыми могут находиться несколько мелких простых глаз.


Усики очень разнообразны по длине, числу и форме члеников. Они могут быть нитевидными, гребенчатыми, перистыми, булавовидными и пластинчатыми.


Насекомые питаются разнообразной пищей, и в зависимости от характера питания, у них встречаются различные типы ротовых аппаратов. Виды, питающиеся твёрдой растительной и животной пищей, имеют грызущий ротовой аппарат (жуки, стрекозы). Виды, питающиеся жидкой пищей (соками растений, кровью животных, нектаром цветков, разложившимися остатками тканей растений и животных) имеют сосущий (бабочки), колюще-сосущий (вши, комары), лакающий (пчёлы) или лижущий ротовые аппараты (мухи).


Грудь состоит из трёх сегментов, которые называются переднегрудью, среднегрудью и заднегрудью. Каждый сегмент несёт по одной паре ходильных конечностей. Насекомые имеют три пары ног. Конечности, как и у всех членистоногих, состоят из члеников, которые подвижно соединены между собой суставами.


Это позволяет животному совершать разнообразные движения. Ходильные ноги могут быть прыгательными, они сильно вытянуты в длину (у кузнечика), роющими – они укорачиваются и становятся массивными (у медведки), плавательными (у плавунца), собирательными (у пчелы) и бегательными (у жужелицы).


Последние два сегмента несут ещё, кроме конечностей, и по паре крыльев. Крылья – тонкие кутикулярные пластинки, содержащие жилки, в которых проходят трахеи и нервы. Крылья в большинстве случаев не одинаковы, хотя у стрекоз они почти равноценны.

У жуков передняя пара крыльев полностью затвердевает и превращается в жёсткие надкрылья, которые не способны к машущему полёту и просто защищают заднюю пару крыльев, которые тонкие и прозрачные. У комаров и мух, наоборот, полноценными крыльями становится передняя пара, тогда как задняя уменьшается в размерах и видоизменяется в жужжальца. Относительно небольшое число видов насекомых бескрылы. Часть из них утратила крылья в связи с паразитическим образом жизни, например вши и блохи.

Брюшко насекомых может содержать разное количество сегментов, причём у примитивных видов сегментов больше. Например, брюшко двухвостки состоит из 11 сегментов, а у более высокоразвитых – всего четыре-пять сегментов. Конечности на брюшке отсутствуют. Примитивные виды содержат на брюшке недоразвитые конечности, т.е. их рудименты. На заднем конце брюшка могут находиться придатки в виде яйцеклада (у кузнечиков) или жала (у пчёл, ос).


Тело насекомых защищено кутикулой, которая снаружи покрыта водонепроницаемой плёнкой. Она предохраняет насекомое от потери воды. В покровах имеются многочисленные волоски и многочисленные железы.


К покровам тела изнутри прикрепляются мышцы, которые у насекомых очень хорошо развиты. Это позволяет насекомым совершать очень сложные движения. Общее количество мышечных пучков может достигать двух тысяч, в то время как у человека насчитывается всего около 600 скелетных мышц. Взрослые насекомые не растут и не линяют.

Познакомимся с внутренним строением насекомых. Большая часть внутренних органов сосредоточена в брюшке.

Пищеварительная система хорошо развита. На голове расположен рот, окружённый частями ротового аппарата. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез. Короткая глотка продолжается в более длинный и узкий пищевод, который у многих видов образует расширение – зоб. В нём пища задерживается и подвергается воздействию пищеварительных ферментов. За зобом расположен желудок, за ним идёт средняя кишка. Средняя кишка продолжается в заднюю, которая заканчивается анальным отверстием. Печень отсутствует. Пища у насекомых может быть самой разнообразной.


Есть растительноядные насекомые (например, живущие в почве личинки жука-щелкуна – проволочники, питаются корнями растений; долгоносики повреждают цветки яблони, гусеницы бабочек поедают листья), хищные насекомые – божьи коровки питаются тлями и более мелкими насекомыми, жужелицы поедают гусениц и даже дождевых червей. Трупами животных питаются жук-могильщик, серая мясная муха. Среди насекомых встречаются всеядные животные, которые питаются различными растительными и животными продуктами, например тараканы.

Дыхательная система представлена трахеями. Вы уже знаете, что трахеи представляют собой многочисленные ветвящиеся трубочки, пронизывающие все тело насекомого, и доставляющие кислород ко всем органам и тканям. Начинаются трахеи отверстиями, или дыхальцами, расположенными по бокам двух задних сегментов груди и сегментов брюшка. Имеется до 10 пар таких отверстий.


Кровеносная система, как и у всех членистоногих, незамкнутая. Сердце расположено на спинной стороне и имеет вид длинной трубки. От сердца отходит единственный сосуд, идущий от сердца в головной конец тела. Так как у насекомых очень хорошо развита дыхательная трахейная система, то кровеносная система не участвует в переносе кислорода и углекислого газа, а служит только для транспорта питательных веществ к органам и тканям и удаления из них продуктов обмена веществ. Гемолимфа чаще всего бесцветная.


Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, расположенными на границе средней и задней кишки. Каждый мальпигиев сосуд имеет вид тонкой трубочки, свободный конец которой заканчивается слепо, а другой впадает в полость кишечника. Количество сосудов у разных видов изменяется от 2 до 200.


Нервная система представлена сложноустроенным надглоточным нервным узлом – головным мозгом, подглоточным нервным узлом и брюшной нервной цепочкой, которая характеризуется слиянием нервных узлов. Головной мозг состоит из трёх отделов: переднего, среднего и заднего.


Органы чувств у насекомых обычно многообразны и развиты очень хорошо. Усики являются органами осязания и обоняния. Вкусовые рецепторы расположены на ротовом аппарате. Имеют простые или сложные фасеточные глаза. Простые глаза характерны для паразитов, а сложные – для свободноживущих видов. Простые глаза позволяют воспринимать свет, но не могут различать предметы. Многие насекомые способны издавать и воспринимать звуки. У некоторых видов (например, кузнечиков) есть органы слуха, расположенные на ходильных конечностях.


Половая система. Все насекомые раздельнополы. У многих видов выражен половой диморфизм по окраске, величине тела, форме и размерам усиков, наличию или отсутствию крыльев.


Размножение только половое. Имеют парные половые железы. У самцов в брюшке находятся семенники, от которых отходят семяпроводы, впадающие в семяизвергательный канал. Самки имеют яичники, которые открываются в яйцеводы, соединяющиеся в непарное влагалище.


Оплодотворение внутреннее. У некоторых видов встречается живорождение.

А сейчас рассмотрим значение насекомых в природе и их практическое значение. Насекомые имеют огромное положительное значение:

· они – важнейшее звено в круговороте веществ;

· бабочки, пчёлы, осы, шмели – опылители цветковых растений;

· почвенные личинки, муравьи участвуют в почвообразовании;

· пчелы – источник пищевых и лекарственных веществ (мёда, воска, прополиса);

· личинки бабочек тутового шелкопряда – источник натурального шёлка.

Не меньшую роль играют и отрицательные последствия деятельности насекомых:

· майский жук, саранча, тля, колорадский жук – вредители растений, уничтожают посевы сельскохозяйственных растений;

· комары, москиты, вши и блохи – паразиты человека и животных;

· мухи, тараканы, блохи, вши – переносчики заболеваний человека;

· укусы насекомых (пчел, ос) болезненны и могут быть ядовитыми для человека.

Характерные признаки класса Насекомые. Насекомые имеют:

· три отдела тела (голова, грудь и брюшко);

· одну пару усиков;

· три пары ходильных ног;

· органы дыхания представлены трахеями;

· органы выделения – мальпигиевыми сосудами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции