Графиня шереметьева анна петровна больная оспой


Графиня АННА ПЕТРОВНА ШЕРЕМЕТЕВА, 1744-1768, старшая дочь обер-камергера графа Петра Борисовича Шереметева (1713-1788) и княжны Варвары Алексеевны Черкасской, родилась 18 Де­кабря 1744 года. Росла и развивалась она очень благоприятно и была любимицей родителей. По рассказам современников, она была "очаровательная женщина; имела небольшие черные глаза, смуглое оживлен­ное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши". Пожалованная в 1760 г. во фрейлины Императрицей Елисаветой, она получила позволение жить дома, а не во дворце, что являлось редким исключением. Это не мешало ей бывать постоянно при Дворе и в обществе Великого Князя Павла Петровича, с коим воспитывался её брат, граф Николай Петрович. В доме отца её бывали домашние "благородные" спектакли, в которых участвовал и Цесаревич, и на одном из них, 21 Фев­раля 1766 г., была разыграна комедия в 1 действии "Зенеида", в которой действующими лицами явились: Великий Князь, графиня Анна Петровна, в роли волшебницы, и графини Д. П. и Н. П. Чернышевы, при чем на четырех лицах, в ней участвовавших, было надето бриллиантов на 2 миллиона рублей. На придвор­ной карусели, бывшей в Петербурге 11 Июля 1766 г., гр. Шереметева "славно отличилась в римской кадрили" и получила золотую медаль с её именем. Около того же времени в нее имел несчастие влю­биться воспитатель Великого Князя Павла Петровича, С. А. Порошин. По этому поводу между ними произошло какое-то столкновение, "ein donkischotischer Streich", по выражению академика Тауберта, послу­жившее если не причиною, то по крайней мере гласным поводом к отставке Порошина от великокняжеского двора. "М. Porochine est congedie de la Cour pour les impertinences qu'il a faites par rapport a Mlle Cheremeteff", писал Д. И. Фон-Визин в 1766 году.

Рассказывали, что Екатерина II предназначала графиню Шереметеву, одну из богатейших невест в России, для одного из братьев Григория Орлова, но что, когда за нее посватался граф Никита Иванович Панин, Императрица сама продиктовала старшему из Орловых отказ за брата от её руки. Помолвка графини Анны Петровны с графом Н. И. Паниным, обер-гофмейстером Великого Князя Павла Петровича, другом и ровесником её отца (родился в 1718 г.), состоялась в начале 1768 г., а 17 Мая того же года, за несколько дней до свадьбы, графиня А. П. Шереметева скончалась от оспы. Говорили, что она заразилась от оспенной материи, пущенной из мести неизвестной сопер­ницей в табакерку с табаком, подаренную ей женихом. "Жалость тебе напишу: Анна Петровна Шереметева умерла от воспы, так сильная воспа была", сообщала графиня Е. М. Румянцева мужу 30 Мая 1768 года, "отец и жених в неутешной горести. Микита Иваныч был во всю болезнь невестину в Петербурге, жил у брата и через третьи руки имел известия, что происходило с невестою". Болезнь невесты обер-гофмейстера Цесаревича поставила в "превеликий амбара" саму Императрицу, опасавшуюся передачи её Великому Князю через графа Н. И. Панина, "хотя он и выехал из дома Шереметева кой час пятна показались".

Графиня Шереметева погребена на Лазаревом кладбище Александро-Невской лавры. Интересно, что граф Н. П. Шереметев завещал себя "погребсти в тот же монастырь, подле гроба покойной сестры моей, графини Mapии Петровны Шереметевой, которая в жизни её называлась графинею же Анною Петровною Шереметевою". — На могиле её надпись: "На месте сем погребена Графиня Анна Петровна Шереметева, дщерь Графа Петра Борисовича, невеста Графа Никиты Ивановича Панина, фрейлина премудрыя Монархини, представившаяся на 24-м году, 1768 г., Мая 17 дня, и вместо брачного чертога, тело её предано недрам земли, а непорочная её душа возвратилась к непорочному своему источнику в живот вечный, к вечному и живому Богу.

А Ты, о Боже! глас родителя внемли, Да будет дочь его, отъятая Судьбою, Толико в небеси прехвальна пред Тобою, Колико пребыла прехвальна на земли".

(С портрета, принадлежащего графине А. А. Комаровской, в С.-Петербурге.)

Две дочери графа Петра Борисовича Шереметева

XVIII век явил нам целую галерею прекрасных историй всепобеждающей любви. К ним можно отнести Николая Львова и Марию Дьякову, Наталью Шереметеву и Ивана Долгорукова и конечно же графа Петра Борисовича Шереметева и Варвары Алексеевны Черкасской.

Сын прославленного фельдмаршала петровской эпохи и самая богатая невеста России того времени знали друг друга с детства. Варя Черкасская была близкой подругой Натальи Борисовны Шереметевой и часто гостила в подмосковной усадьбе Кусково. Петр Шереметев был давно влюблен в веселую и живую девушку, поговаривали о скорой свадьбе, но счастья влюбленным пришлось ждать долгих 10 лет. Дело в том, что сестра Петра Борисовича, Наталья, вышла замуж за князя Ивана Долгорукова. После смерти Петра II все семейство Долгоруких было сослано в Березов, поэтому отец Варвары запретил союз с Шереметевыми, находившимися в родстве с опальными Долгоруковыми.

Целых 10 лет Петр Борисович ждал своего счастья, а Варвара, ставшая фрейлиной Императрицы, неизменно отказывала многочисленным женихам, искавшим ее руки. Лишь после прихода к власти Елизаветы Петровны влюбленные смогли обвенчаться. Варвара Черкасская принесла Шереметевым завидное наследство, в которое входило 70 000 душ крепостных и земли, на которых их сын, Николай Петрович, построит прекрасный останкинский дворец, жемчужину подмосковного усадебного искусства. В целом же состояние П. Б. Шереметева удвоилось и он стал владельцем 44 имений в 28 губерниях и 140 тысяч душ крепостных.

Брак был очень счастливым, супруги жили душа в душу и воспитывали детей. В 1767 году скончалась Варвара Алексеевна, Петр Борисович переживет ее на 11 лет и умер в 1788 году.

К Анне Петровне посватался граф Никита Иванович Панин и получил согласие, готовилось пышное торжество, но за несколько дней до свадьбы невеста заразилась черной оспой и умерла. Поговаривали, что озлобленная соперница подложила в табакерку- подарок жениха, кусочек материи, зараженной оспой.

Известно, что Никита Иванович очень тяжело переживал утрату, он так и не женился. Похоронили Анну Петровну в Петербурге на Лазаревском кладбище.

На месте сем погребена Графиня Анна Петровна Шереметева, дщерь Графа Петра Борисовича, невеста Графа Никиты Ивановича Панина, Фрейлина премудрыя Монархини, преставившаяся на 24-м году, 1768 г., Мая 17 дня, и вместо брачного чертога, тело её предано недрам земли, а непорочная её душа возвратилась к непорочному своему источнику в живот вечный, к вечному и живому Богу.

Судьбу сестры Анны Петровны, Варвары, тоже нельзя назвать счастливой. Нежная романтичная девушка была выдана за графа Алексея Кирилловича Разумовского, старшего сына последнего гетмана Малороссии и племянника фаворита Императрицы Елизаветы Петровны.

В этом браке Варвара Петровна не прожила, а промучилась 10 лет, после чего граф вынудил супругу покинуть дом и детей и жить отдельно. У него давно была другая семья - крестьянка Марфа Соболевская и 10 детей, которые в свете именовались "воспитанниками" и получили фамилию Перовские.

Одной из причин разрыва между супругами, современники считали то, что сыновья их вышли "неудачные". Графы Петр и Кирилл Алексеевичи хотя и имели придворные чины, но жизнь вели расточительную, а граф Кирилл и вовсе заболел душевным расстройством.

Будь Варвара Петровна великосветской львицей иль рачительной хозяйкой, разделяй она увлечения супруга естественными науками, быть может, они и ужились бы. А она, как на грех, была женщиной простоватой и робкой, беспомощной и нерешительной, суеверной и богобоязненной. Муж, безбожник, мистик и масон, имевший тяжелый характер, суровый и вспыльчивый нрав, отобрал у жены детей “во избежание дурного нравственного влияния”.

Дочерей - семилетнюю Вареньку и двухлетнюю Катюшу – граф поручил заботам своей сестры графини Прасковьи Гудович. К девятилетнему Петру и четырехлетнему Кириллу приставил иностранцев-гувернеров.

Дальнейшая судьба Варвары Петровны сложилась печально: "Отдаленная против воли от нежнолюбимых детей, эта бедная, несмотря на свои шестнадцать тысяч душ, женщина окружила себя фаворитками, воспитанницами, калмыками и калмычками, вольноотпущенными обоего пола, бедными дворянками и разного рода приживалками и приживателями. От общества графиня совершенно отказалась и, кроме детей. и самых близких родственников, почти никого не принимала…"

Скончалась Варвара Петровна Разумовская в 1824 году.

А. Краско "Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события"
А. Алексеева "Кольцо графини Шереметевой"

23 октября 1768 года Императрица Всероссийская Екатерина II привилась от оспы, подав пример своим подданным, боявшимся прививки. Страх этот был не лишен основания: прививка делалась гноем больного и могла стать фатальной. Тем не менее это была спасительная практика, если рассматривать статистику.


Первой европейской женщиной, решившейся на вариоляцию, стала английская писательница и путешественница Мэри Уортли-Монтегю. Будучи женой британского посла в османском Константинополе, она узнала о турецкой массовой практике прививать девочек, предназначенных для гаремов: вариоляция защищала их от эпидемий и предотвращала появление некрасивых оспин на лице. Решительная англичанка привила своего пятилетнего сына в 1718 году, а затем и свою трехлетнюю дочь в 1721 году в разгар эпидемии оспы. Вернувшись в Европу, она стала активно пропагандировать вариоляцию — и небезуспешно. В Англии начались опыты над преступниками и детьми из церковных приютов. Выяснилось, что смертность от такой прививки составляет 2%, а это в 10–20 раз меньше, чем шансы умереть от эпидемии натуральной оспы. Вариоляция стала популярным методом вакцинации, несмотря на риски. Привита была даже семья британского короля Георга I.


И все же это был очень опасный метод. Многие умирали от прививки человеческой оспой, в том числе богослов Джонатан Эдвардс в 1758 году. Английский врач Геберден подсчитал, что за 40 лет применения вариоляции в Лондоне умерло на 25 000 больше людей, чем до введения этой прививки. Франция официально запретила этот метод вакцинации в 1762 году.


Однако Екатерина II была полна решимости ввести оспопрививание в России и верила в силу прививки. Оспа всерьез угрожала императорскому двору: она обезобразила лицо ее мужа Петра III, переболевшего в молодом возрасте, от оспы скончалась их годовалая дочь Анна Петровна в 1759 году. Принимая решение о вариоляции, Екатерина хотела защитить не только себя, но и сына Павла — наследника двора: в 1768 году ему было 14 лет. Как раз в этот год от оспы скончалась жена наставника цесаревича — графиня Шереметева и смерть могла вот-вот пожаловать в покои императрицы.

В октябре из Лондона в Санкт-Петербург срочно доставили опытного врача Димсдейла. Гной для прививки взяли у шестилетнего крестьянского мальчика Александра Маркова — после выздоровления Екатерины II он получил дворянский чин, фамилию Оспенный и герб, на котором изображена рука с видимой зрелой оспиной.



В 1765 году, за три года до прививания Екатерины II, лондонское научное сообщество узнало о более безопасном способе защититься от оспы. Врач Джон Фьюстер и его коллега Суттон сообщили, что пациенты, переболевшие коровьей оспой, не болеют тяжелой натуральной оспой даже во время эпидемий. Но это наблюдение сельских докторов показалось лондонским ученым простой случайностью и они не обратили на него должного внимания.

14 мая 1796 года Эдвард Дженнер провел первый публичный опыт вакцинации от оспы. В присутствии зрителей он взял жидкость из пустулы доярки, заразившейся коровьей оспой, и занес ее в маленькие порезы на руке восьмилетнего мальчика Джеймса Фиппса, сына своего садовника. Ребенок немного похворал и через неделю был здоров, после чего ему была привита человеческая оспа — без всяких последствий. В дальнейшем Фиппса пытались заразить натуральной оспой еще 20 раз, но он оставался здоров, демонстрируя завидный иммунитет к болезни и высокую эффективность прививки. С 1800 года вакцинация от оспы стала обязательной в английской армии и на флоте.

Последний случай заражения оспой был зарегистрирован 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка. С тех пор эта болезнь считается полностью побежденной благодаря массовой вакцинации.

Наводы


Женские портреты XVIII-XIX веков на выставке "Аристократический портрет в России" - настоящий гимн красоте, изяществу, нравственности хранительницы очага.

Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, урожденная Энгельгардт (1769-1841) - племянница князя Потемкина, фрейлина императрицы Екатерины II. В 1785 году Татьяна Васильевна вышла замуж за своего дальнего родственника, бывшего на 25 лет старше, генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина и принесла в семью Потёмкиных огромное состояние и наследственное имя Татьяна. У супругов родилось двое детей, причём крёстной дочери Екатерины была сама императрица.
На портрете кисти французской портретистки Виже-Лебрен Татьяна Энгельгардт плетет венок из роз и одета уже по новой моде - в платье с высокой талией.


Приселов Никифор. Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой. Копия с оригинала Марии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1797 (Токийский художественный музей Фудзи). 1798. Российская империи. Холст, масло.
Поступил в 1905 году в составе коллекции Музея российских древностей П.И. Щукина.



Антропов Алексей Петрович (1716-1795). Портрет Анны Ивановны Колычёвой (17..- 1781), жены полковника Петра Андреевича Колычева (17..- не ранее 1782), дочери капитана флота Фёдора Ивановича Ивашкина. Российской империя, Москва, 1768
Поступил в 1927 году из Государственного музейного фонда, до 1917 находился в имении Колычёвых Лукино Звенигородского уезда Московской губернии.

Графиня Анна Петровна Шереметева - фрейлина, дочь П. Б. Шереметева; невеста наставника великого князя графа Н.И. Панина. Помолвка графини Анны Петровны и графа Никиты Панина, обер-гофмейстера великого князя Павла Петровича, старого друга и ровесника её отца, состоялась в начале 1768 года в Петербурге. А 23 мая 1768 года, за несколько дней до свадьбы Анна Шереметева скончалась от чёрной оспы. Поговаривали, что неизвестная соперница подложила в табакерку, которую Шереметевой подарил жених, кусочек материи, имевшей контакт с оспенным больным.
Графиня Шереметева изображена на портрете в маскарадном костюме древнеримской богини войны Беллоны, в котором участвовала в первой русской придворной карусели, состоявшейся 16 июня 1766 на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Карусель была повторена в том же году 11 июля, в ней графиня "славно отличилась в римской кадрили", за что получила третий приз.



Лигоцкий Иоанн. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой (1744-1768), посмертный. Российская империя, Москва. 1769. Холст, масло.

Портрет графини Анны Алексеевны Матюшкиной поступил в 1928 году в составе портретной галереи князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых после расформирования музея-усадьбы Покровское-Стешнево. В портретной галерее князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых портреты графини и членов ее семьи оказались в связи с тем, что ее муж граф Дмитрий Михайлович Матюшкин и владелец Покровского-Стрешнева Петр Иванович Стрешнев были четвероюродными братьями, такая степень родства в XVIII веке считалась достаточно близкой. Их предки были женаты на родных сёстрах, одна из которых - Евдокия Лукьяновна Стрешнева, стала второй женой царя Михаила Федоровича и матерью царя Алексея Михайловича. Родство с царской фамилией, хоть и отдаленное, придавало Стрешневым и Матюшкиным особую значимость в обществе.
На портрете графиня изображена в "русском" придворном платье, введенном Екатериной II. На груди - миниатюрный портрет императрицы, обрамленный алмазами, на голубом муаровом банте - знак стас-дамы, пожалованный в день коронации Екатерины II.



Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет графини Анны Алексеевны Матюшкиной (1722-1804), урождённой княжны Гагариной, жены (с 1754) графа Дмитрия Михайловича Матюшкина (1725-1800), статс-дамы. Российская империя, 1774

Анна Кирилловна Разумовская - четвёртая дочь гетмана Малороссии и Президента Академии наук Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1773 году вышла замуж за Камергера Двора Её Императорского Величества Екатерины II Василия Семёновича Васильчикова. Красавица Анна, хотя и получила одинаковое с сестрами французское образование, до конца жизни осталась простой русской женщиной и с детства была богомольна. В 1797 году Анна Кирилловна, передав все своё состояние мужу, решила принять постриг, но муж ей не позволил и настоял, чтобы она продолжила светскую жизнь. С этого времени она стала странствующей "монахиней" и часто отправлялась на богомолье к разным русским святыням. Овдовев 1808 году, Васильчикова постриглась в монахини под именем Агния. Скончалась в калужском монастыре 20 июня 1826 года и была похоронена рядом с мужем в Ильинской церкви села Скурыгино Подольского уезда, построенной на средства Васильчиковых в 1781 году.



Рокотов Фёдор Степанович (1735/1736-1808). Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой (1754-1826), урождённой графини Разумовской, жены (с 1773) Василия Семёновича Васильчикова (1743-1808), в последние годы жизни - монахини Агнии. Российская империя, Москва. Конец 1770-х

Наталья Ивановна Мельгунова, младшая дочь генерал-аншефа Ивана Алексеевича Салтыкова и сестра будущего фельдмаршала Николая Ивановича Салтыкова, вышла замуж за Алексея Петровича Мельгунова, сына санкт-петербургского вице-губернатора Петра Наумовича Мельгунова. У них было трое детей. Наталья Ивановна разделяла с мужем пышную и весёлую жизнь, была хозяйкой роскошных празднеств, которые он устраивал на Елагином острове и в Ярославле. Она умерла в 1782, в возрасте 40 лет в Ярославле и похоронена в Толгском монастыре.



Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822). Портрет Натальи Ивановны Мельгуновой (1742-1782), урождённой Салтыковой, жены сенатора, ярославского губернатора Алексея Петровича Мельгунова (1722-1804). Российская империя, Санкт-Петербург. Начало 1780-х

Княгиня Екатерина Петровна Барятинская - единственная дочь вступившего на русскую службу принца Петра-Августа-Фридриха Гольштейн-Бекского, эстляндского генерал-губернатора и фельдмаршала, от второго брака с графиней Натальей Николаевной Головиной. Будучи самой знатной в России невестой, Екатерина Петровна была сосватана императрицей Екатериной II за поручика князя Ивана Сергеевича Барятинского. Выйдя замуж, молодая княгиня блистала в петербургском свете, где считалась одною из первых красавиц. Она имела громадный успех и множество любовных похождений. В неё был влюблен великий князь Павел Петрович, а её роман с графом Андреем Кирилловичем Разумовским привел в конце концов к разрыву с мужем.
Занимая очень высокое положение в свете, где её многие не любили и осуждали, она была окружена поклонниками. Последние годы жизни княгиня Барятинская провела в Берлине, где и скончалась 28 ноября 1811 года. С разрешения прусского короля именовалась, как и до замужества, принцессой Голштейн-Бекской.



Вуаль Жан Луи. Портрет княгини Екатерины Петровны Барятинской. Российская империя, Санкт-Петербург.1791. Холст, масло.
Портрет поступил в 1919 году из Государственной Третьяковской галереи, ранее находился в Государственном музейном фонде, до 1917 - в имении князей Барятинских Марьино (Ивановское) курской губернии.

Портрет графини Дарьи Петровны Салтыковой записан в главную инвентарную книгу Исторического музея в 1941 без указания источника поступления. Изображена с "портретом"- знаком статс-дамы Екатерины II, полученным в день празднования заключения мира с Портой в 1793 году, знаком и лентой ордена Святой Екатерины I степени, которым она была награждена в день коронации Павла I в 1797 году.



Неизвестный художник конца XVIII - начала XIX века. Портрет графини Дарьи Петровны Салтыковой. Копия с несохранившегося оригинала Мариии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1801. Российская империя. Начало XIX века.



Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825). Портрет Екатерины Александровны Чичериной (?-1848), жены (с 1822) Александра Яковлевича Мирковича (1792-1888). Российская империя. 1808. Холст, масло.
Портрет был куплен в 1924 году у Е.А. Червонной.

Екатерина Алексеевна Разумовская (1781(3)-1849) - дочь графа Разумовского Алексея Кирилловича (1748-1822) и графини Шереметевой Варвары Петровны (1750-1824). Супруга графа Уварова Сергея Семеновича (1786-1855) изображена с фрейлинским шифром вдовствующей императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I.



Неизвестный художник XIX века. Портрет графини Екатерины Алексеевны Разумовской (1783-1849). Российская империя. 1810-е. Холст, масло.
Портрет поступил в Исторический музей в 1930-е "из старых поступлений".

Жена генерала от инфантерии князя А.Г. Щербатова (с 1809 года), княжна Екатерина Андреевна Вяземская, дочь генерал-поручика А. И. Вяземского, сестра поэта П.А. Вяземского и второй жены историка Н.М. Карамзина. Умерла неожиданно, будучи беременной, имея от роду всего 20 лет. Сам князь Щербатов писал об этой трагедии: "Накануне нового года, она занемогла зубной болью. Казалась безделица - как вдруг открылась жестокая нервная горячка, - все употребленные средства были тщетны. 3 января её уже не было. Никакие слова не могут выразить моего отчаяния".



Неизвестный художник XIX века. Портрет княгини Екатерины Андреевны Щербатовой, урождённой княжны Вяземской (1789-1810), первой жены генерала от инфантерии князя А.Г. Щербатова (1776-1848). Российская империя, 1820-е

Екатерина Васильевна Долгорукова (в замужестве Салтыкова) всю жизнь прослужила при дворе, будучи одним из самых близких лиц к царской фамилии, была пожалована в статс-дамы. С вступлением на престол Александра II княгиня Салтыкова была гофмейстериной императрицы, награждена орденом Святой Екатерины большого креста, пользовалась большим влиянием и силой при дворе. Занималась благотворительностью.



Долгорукова Екатерина Васильевна (1791-1862/1863), княжна. Автопортрет княжны Екатерины Васильевны Долгоруковой. в замужестве светлейшей княгини Салтыковой. перед портретом матери, княгини Екатерины Фёдоровны Долгоруковой (1769-1849), урождённой княжны Барятинской. Франция, Париж,1812-1814



Эндрюс Генри. Портрет светлейшей княжны Елизаветы Александровны Чернышевой. Великобритания. 1845(?). Холст, масло.
Холст поступил в 1928 году из Государственного музейного фонда.

Портрет княгини Анны Витгенштейн венгерского живописца М.А. Зичи из коллекции А.Г. Егорова никогда ранее не экспонировался для широкой публики.



Зичи Михаил Александрович (1827-1906). Портрет княгини Анны Витгенштейн, 1850-е.

Маргарита Михайловна Нарышкина (1781-1852) стала супругой будущего героя Бородинского сражения генерала Александра Алексеевича Тучкова. Маргарита Михайловна постоянно сопровождала своего супруга во всех боевых походах и сражениях, разделяя с ним невзгоды военной жизни. После рождения сына Николая в 1811 году Маргарита Михайловна, проводив мужа до Смоленска, вернулась к родителям в Москву, в дом на Пречистенском бульваре. После Бородинского сражения Маргарита Михайловна поехала на Бородинское поле, но среди убитых не нашла своего мужа. Продав все свои драгоценности, Маргарита Михайловна решила увековечить место гибели мужа сооружением небольшой церкви на месте, где был убит ее муж. За постройкой церкви М.М. Тучкова наблюдала, проживая вместе с маленьким сыном Николаем и его гувернанткой в небольшой сторожке.
Ссылка брата М.М. Нарышкина и неожиданная кончина сына Николая в 15-летнем возрасте, окончательно сразили Маргариту Михайловну. Похоронив сына в построенной ею Спасской церкви, Маргарита Михайловна навсегда переселилась в свою сторожку на Бородинское поле, а потом основала там Спасо-Бородинский монастырь и стала монахиней Марией.



Неизвестный художник XIX века. Портрет игуменьи Спасо-Бородинского монастыря Марии. Российская империя, Москва. Около 1852. Холст, масло.



Февр-Дюффер Луи Станислав (1818-1897), Портрет неизвестной из семьи графов Паниных (?). Российская империя, Москва, 1858.

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова - дочь Николая Борисовича Юсупова, последнего представителя рода князей Юсуповых по мужской линии; по матери, Татьяне Александровне, - внучка графа А. И. Рибопьера. Зинаида Николаевна вышла замуж за графа Феликса Сумарокова-Эльстона, которому после свадьбы высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом - князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. Брак был счастливым, несмотря на разность характеров.
Княгиня Юсупова прославилась не только красотой, но и щедростью гостеприимства. Зинаида Николаевна любила посещать балы и великолепно исполняла русские танцы. После смерти мужа Зинаида Николаевна переехала в Париж, к сыну и его жене, где умерла в 1939 году. Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с сыном, невесткой и внучкой.



Константин Егорович Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон (1861-1939), мецената, светской красавицы. Российская империя, Москва. Не позднее 1895
Находился в доме Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке в Москве.

Совсем скоро (12 августа) завершается выставка "Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века" в Историческом музее.

Среди авторов произведений: выдающиеся отечественные мастера — Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, В. А. Тропинин; снискавшие европейскую известность модные французские портретисты середины XIX века — Ш. Мюллер, Ф. К. Винтерхальтер; блистательные отечественные виртуозы салонного великосветского портрета — К. Е. Маковский и И. К. Макаров, классик русского аристократического портрета В. А. Серов.

На выставке представлен единственный в собраниях отечественных музеев портрет графа С. П. Зубова работы знаменитого парижского портретиста Джованни Больдини, а также высокого художественного качества копии с несохранившихся портретов четы графов Салтыковых по оригиналу Л. Э. Виже‐Лебрен и графа К. Г. Разумовского по оригиналу П. Ротари.
Впервые целиком экспонируется серия портретов семьи князей Шаховских‐Голынских, исполненная художником Ф. А. Туловым в 1810–1820‐е годы.

Экспозиция сопровождается скульптурными портретами и фотографиями усадебных интерьеров.

Женские портреты XVIII-XIX веков на выставке "Аристократический портрет в России" - настоящий гимн красоте, изяществу, нравственности хранительницы очага.

Карусель фото 2

Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, урожденная Энгельгардт (1769-1841) - племянница князя Потемкина, фрейлина императрицы Екатерины II. В 1785 году Татьяна Васильевна вышла замуж за своего дальнего родственника, бывшего на 25 лет старше, генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина и принесла в семью Потёмкиных огромное состояние и наследственное имя Татьяна. У супругов родилось двое детей, причём крёстной дочери Екатерины была сама императрица.
На портрете кисти французской портретистки Виже-Лебрен Татьяна Энгельгардт плетет венок из роз и одета уже по новой моде - в платье с высокой талией.

Приселов Никифор. Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой. Копия с оригинала Марии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1797 (Токийский художественный музей Фудзи). 1798. Российская империи. Холст, масло.
Поступил в 1905 году в составе коллекции Музея российских древностей П.И. Щукина.

Карусель фото 3

Графиня Анна Петровна Шереметева - фрейлина, дочь П. Б. Шереметева; невеста наставника великого князя графа Н.И. Панина. Помолвка графини Анны Петровны и графа Никиты Панина, обер-гофмейстера великого князя Павла Петровича, старого друга и ровесника её отца, состоялась в начале 1768 года в Петербурге. А 23 мая 1768 года, за несколько дней до свадьбы Анна Шереметева скончалась от чёрной оспы. Поговаривали, что неизвестная соперница подложила в табакерку, которую Шереметевой подарил жених, кусочек материи, имевшей контакт с оспенным больным.
Графиня Шереметева изображена на портрете в маскарадном костюме древнеримской богини войны Беллоны, в котором участвовала в первой русской придворной карусели, состоявшейся 16 июня 1766 на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Карусель была повторена в том же году 11 июля, в ней графиня "славно отличилась в римской кадрили", за что получила третий приз.

Лигоцкий Иоанн. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой (1744-1768), посмертный. Российская империя, Москва. 1769. Холст, масло.

Карусель фото 4

Анна Кирилловна Разумовская - четвёртая дочь гетмана Малороссии и Президента Академии наук Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1773 году вышла замуж за Камергера Двора Её Императорского Величества Екатерины II Василия Семёновича Васильчикова. Красавица Анна, хотя и получила одинаковое с сестрами французское образование, до конца жизни осталась простой русской женщиной и с детства была богомольна. В 1797 году Анна Кирилловна, передав все своё состояние мужу, решила принять постриг, но муж ей не позволил и настоял, чтобы она продолжила светскую жизнь. С этого времени она стала странствующей "монахиней" и часто отправлялась на богомолье к разным русским святыням. Овдовев 1808 году, Васильчикова постриглась в монахини под именем Агния. Скончалась в калужском монастыре 20 июня 1826 года и была похоронена рядом с мужем в Ильинской церкви села Скурыгино Подольского уезда, построенной на средства Васильчиковых в 1781 году.

Рокотов Фёдор Степанович (1735/1736-1808). Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой (1754-1826), урождённой графини Разумовской, жены (с 1773) Василия Семёновича Васильчикова (1743-1808), в последние годы жизни - монахини Агнии. Российская империя, Москва. Конец 1770-х

Карусель фото 5

Антропов Алексей Петрович (1716-1795). Портрет Анны Ивановны Колычёвой (17..- 1781), жены полковника Петра Андреевича Колычева (17..- не ранее 1782), дочери капитана флота Фёдора Ивановича Ивашкина. Российской империя, Москва, 1768
Поступил в 1927 году из Государственного музейного фонда, до 1917 находился в имении Колычёвых Лукино Звенигородского уезда Московской губернии.

Карусель фото 6

Екатерина Васильевна Долгорукова (в замужестве Салтыкова) всю жизнь прослужила при дворе, будучи одним из самых близких лиц к царской фамилии, была пожалована в статс-дамы. С вступлением на престол Александра II княгиня Салтыкова была гофмейстериной императрицы, награждена орденом Святой Екатерины большого креста, пользовалась большим влиянием и силой при дворе. Занималась благотворительностью.

Долгорукова Екатерина Васильевна (1791-1862/1863), княжна. Автопортрет княжны Екатерины Васильевны Долгоруковой. в замужестве светлейшей княгини Салтыковой. перед портретом матери, княгини Екатерины Фёдоровны Долгоруковой (1769-1849), урождённой княжны Барятинской. Франция, Париж,1812-1814.

Карусель фото 7

Маргарита Михайловна Нарышкина (1781-1852) стала супругой будущего героя Бородинского сражения генерала Александра Алексеевича Тучкова. Маргарита Михайловна постоянно сопровождала своего супруга во всех боевых походах и сражениях, разделяя с ним невзгоды военной жизни. После рождения сына Николая в 1811 году Маргарита Михайловна, проводив мужа до Смоленска, вернулась к родителям в Москву, в дом на Пречистенском бульваре. После Бородинского сражения Маргарита Михайловна поехала на Бородинское поле, но среди убитых не нашла своего мужа. Продав все свои драгоценности, Маргарита Михайловна решила увековечить место гибели мужа сооружением небольшой церкви на месте, где был убит ее муж. За постройкой церкви М.М. Тучкова наблюдала, проживая вместе с маленьким сыном Николаем и его гувернанткой в небольшой сторожке.
Ссылка брата М.М. Нарышкина и неожиданная кончина сына Николая в 15-летнем возрасте, окончательно сразили Маргариту Михайловну. Похоронив сына в построенной ею Спасской церкви, Маргарита Михайловна навсегда переселилась в свою сторожку на Бородинское поле, а потом основала там Спасо-Бородинский монастырь и стала монахиней Марией.

Неизвестный художник XIX века. Портрет игуменьи Спасо-Бородинского монастыря Марии. Российская империя, Москва. Около 1852. Холст, масло.

Карусель фото 8

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова - дочь Николая Борисовича Юсупова, последнего представителя рода князей Юсуповых по мужской линии; по матери, Татьяне Александровне, - внучка графа А. И. Рибопьера. Зинаида Николаевна вышла замуж за графа Феликса Сумарокова-Эльстона, которому после свадьбы высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом - князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. Брак был счастливым, несмотря на разность характеров.
Княгиня Юсупова прославилась не только красотой, но и щедростью гостеприимства. Зинаида Николаевна любила посещать балы и великолепно исполняла русские танцы. После смерти мужа Зинаида Николаевна переехала в Париж, к сыну и его жене, где умерла в 1939 году. Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с сыном, невесткой и внучкой.

Константин Егорович Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон (1861-1939), мецената, светской красавицы. Российская империя, Москва. Не позднее 1895
Находился в доме Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке в Москве.

Наслаждайтесь красотой портретной живописи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции