Гемофилия ветряная оспа цинга инфаркт миокарда холера

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА БИОЛОГИЯ

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по биологии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа состоит из одной части и включает в себя 14 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут). Ответом к заданиям является последовательность цифр, число, слово (словосочетание) или короткий свободный ответ, который записывается в отведённом для этого месте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

1. На рисунке изображены связи растения с окружающей средой.


1.1. Какое свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

1.2. Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное свойство у животных.

2. Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания.


2.1. Выберите из приведённого ниже списка два понятия или термина, которые можно использовать для экологического описания дуба черешчатого в дубраве.

2) тенелюбивое растение

4) доминирующий вид

2.2. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит зелёная дубовая листовёртка. В ответе запишите последовательность букв.

3. Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота углерода в природе. Название какого вещества должно быть написано на месте вопросительного знака?


Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема клеточного дыхания. Название какого процесса должно быть написано на месте вопросительного знака?


4. Пётр смешал в 25-ти пробирках равные количества фермента и его субстрата. Пробирки оставляли на одинаковое время при различных температурах, измерялась скорость реакции. По результатам эксперимента Пётр построил график (по оси х отложена температура (в °С), а на оси у – скорость реакции в условных единицах).


Опишите зависимость скорости ферментативной реакции от температуры.

5. Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего. Пропущенные элементы:

3) мышечная клетка

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.


6.1. Человек выпил чашку крепкого кофе, содержащую 120 мг кофеина, который полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям организма. У исследуемого человека объём жидкостей тела можно считать равным 40 л. Рассчитайте, через какое время после приема (в часах) кофеин перестанет действовать на этого человека, если кофеин перестаёт действовать при концентрации 2 мг/л, а концентрация его снижается на 0,23 мг в час. Ответ округлите до десятых.

6.2. Назовите один из ферментов, вырабатываемый железами пищеварительной системы.

7. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека: 1) гемофилия 2) ветряная оспа 3) цинга 4) инфаркт миокарда 5) холера

Наследственное заболевание Приобретенное инфекционное Приобретенное неинфекционное

8. В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой сросшаяся мочка уха.

Фрагмент родословного древа семьи


Используя предложенную схему, определите доминантный или рецессивный данный признак и сцеплен ли он с половыми хромосомами.

9. Владимир всегда хотел иметь жёсткие волосы, как у его папы (доминантный признак (А)). Но волосы у него были мягкие, как у мамы. Определите генотипы членов семьи по признаку качества волос. Ответы занесите в таблицу.

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

Глистные инвазии Вирусная инфекция Неинфекционное заболевание

Глистная инвазия – это большая группа болезней, связанная с проникновением паразитических червей в организм человека.

Неинфекционные заболевания — известные также как хронические болезни, не передаются от человека человеку. Они имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют.

Вирусные инфекции – большая группа заболеваний, причиной которых служит вирус.

Ответ: Глистные инвазии — 13, вирусная инфекция — 4, неинфекционное заболевание — 25.

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

Инфекционные заболевания — группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, вирусов.

Неинфекционные заболевания — известные также как хронические болезни, не передаются от человека человеку. Они имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют.

Ответ: Бактериологические — 13, вирусные — 4, неинфекционное заболевание — 25.

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

5) куриная слепота

Инфекционные заболевания Неинфекционные заболевания
бактериологические вирусные

Инфекционные заболевания — группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, вирусов.

Неинфекционные заболевания — известные также как хронические болезни, не передаются от человека человеку. Они имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют.

Наследственные заболевания – это болезни, появление и развитие которых связано со сложными нарушениями в наследственном аппарате клеток, передаваемых через гаметы (репродуктивные клетки). Обусловлено возникновение таких недугов нарушениями в процессах хранения, реализации и передачи генетической информации.

Ответ: Инфекционные — 14, неинфекционные — 25, наследственные — 3.

Определите преимущественный способ размножения растений. Запишите номер каждого из растений в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Приобретенные заболевания Наследственные заболевания
инфекционные неинфекционные

Вегетативное размножение — образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.

Видоизмененными подземными побегами — корневище, клубень, луковица.

Черенкование – это получение молодых растений из кусочков стебля материнской культуры.

Половое размножение отличается наличием полового процесса, который обеспечивает обмен наследственной информацией и создает условия для возникновения наследственной изменчивости. В нем, как правило, участвуют две особи — женская и мужская, которые образуют гаплоидные женские и мужские половые клетки — гаметы.

Ответ: половое размножение — 14, побегами — 35, черенками — 2.

Ветряная оспа считается одной из самых распространенных инфекций в мире

Об авторе: Владимир Николаевич Яшин – врач.


Инкубационный период от момента заражения до появления признаков ветрянки длится в среднем от 11 до 21 дня. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Ветряная оспа считается одной из самых распространенных инфекций в мире, которой болеют преимущественно дети до 10 лет. Однако в последнее время это заболевание нередко встречается у подростков и даже у взрослых, чему в значительной степени способствует ослабленный иммунитет. В России, согласно статистике, этим инфекционным заболеванием, передающимся воздушно-капельным путем, ежегодно заболевает более 700 тыс. человек.

Виновник заболевания – вирус, схожий по структуре с возбудителем герпеса. Входными воротами для вируса ветрянки служат верхние дыхательные пути. Внедрившись через слизистые, он попадает в кровь и разносится по всему организму, чтобы потом фиксироваться в коже. Инкубационный (скрытый) период от момента заражения до появления признаков ветрянки длится в среднем от 11 до 21 дня. Перед появлением первых симптомов недуга у человека могут наблюдаться общее недомогание, головная боль, снижение аппетита.

Зачастую ветрянка начинается остро – с повышения температуры до 38–39 градусов. Почти одновременно с этим на коже появляется сыпь. Сначала она представляет собой красные пятна, на месте которых через несколько часов образуются заполненные прозрачным содержимым пузырьки. Через 1–2 дня они подсыхают и превращаются в корочки, но в течение пяти дней появляется новая сыпь, сопровождаемая зудом различной интенсивности. Выздоровление наступает примерно через три недели и характеризуется отпаданием корочек.

Дети переносят болезнь относительно легко и приобретают пожизненный иммунитет. А вот у взрослых, которые не болели ветрянкой в детстве, заболевание протекает гораздо тяжелее и чаще приводит к негативным последствиям. По мнению некоторых инфекционистов, связано это с тем, что у взрослого уже сформированы защитные реакции на внедрение различных микробов и вирусов. И поэтому ответ организма на проникновение возбудителя ветрянки настолько силен, что приносит больше вреда, чем пользы.

Что касается симптомов болезни у взрослого, то следует отметить, что, попав в организм, возбудитель ветрянки ведет себя очень агрессивно, вызывая сильные высыпания на коже, высокую температуру и упадок сил. У взрослых значительно чаще, чем у детей, развиваются различные осложнения, например такое серьезное, как энцефалит – воспаление головного мозга. Кроме того, в случае расчесывания пузырьков при сильном зуде велика вероятность занесения под кожу инфекции, которая может вызвать нагноения и впоследствии оставит шрамы на всю жизнь.

Теперь о лечении. Прежде всего больного нужно обязательно изолировать. Контактировать с ним может только кто-либо из взрослых родственников, переболевший этой инфекцией в детстве. Больному следует соблюдать все рекомендации врача: строгий постельный режим, молочно-растительную диету (каши, протертые фрукты, соки), обильное питье. Сыпь необходимо смазывать антисептиками, в частности бриллиантовым зеленым, который не только оказывает дезинфицирующее действие, но и уменьшает зуд.

Очень важна гигиена больного. Его нательное и постельное белье желательно ежедневно менять с последующей их дезинфекцией. А комнату, где он находится, надо систематически проветривать. Когда нормализуется температура, можно кратковременно ополаскиваться теплой водой под душем. Полезны также ванны с добавлением отваров ромашки, календулы, чистотела, способствующие подсыханию корочек. Использовать мыло и тереть тело мочалкой нельзя. Кожу после мытья следует осторожно промокнуть мягким полотенцем. А затем, когда она высохнет, обработать сыпь бриллиантовым зеленым.

Медикаментозная терапия включает в себя жаропонижающие средства, а также антигистаминные (антиаллергические) препараты, способствующие ослаблению зуда. В тяжелых случаях применяются противовирусные препараты, а при необходимости и антибиотики, которые назначает врач. В качестве наружных средств для обработки высыпаний используются мази и гели, содержащие антигистаминные вещества. Для лечения ветряной оспы используются также фитотерапевтические средства.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

ПРОЕКТ ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА БИОЛОГИЯ, 11 КЛАСС Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по биологии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, об уровне их сложности. 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 1

ОБРАЗЕЦ ВСЕРОССЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 11 класс Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 14 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут). Ответами к заданиям являются последовательность цифр, число, слово (словосочетание) или короткий свободный ответ, который записывается в отведённом для этого месте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 2

1 В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении. Направление движения амёб 1.1. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт? 1.2. Приведите пример подобного явления у растений. 2 На опушке леса живёт и взаимодействует множество растений, животных, грибов и микроорганизмов. Рассмотрим группу, в которую входят гадюка, орёл, ежа сборная, живородящая ящерица, кузнечик обыкновенный. Выполните задания. 2.1. Подпишите изображённые на фотографиях и рисунке объекты, входящие в указанную выше группу. 1. 2. 4. 5. 3. 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 3

2.2. Распределите данные организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите номер или название одного из объектов группы. Пищевая цепь: 2.3. Как скажется на численности орлов сокращение количества ежи сборной? Ответ обоснуйте. 3 Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота углерода в природе. Укажите название вещества, обозначенного вопросительным знаком. 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 4

4 Пётр смешал в 25 пробирках равные количества фермента и его субстрата. Пробирки оставлялись на одинаковое время при различных температурах, измерялась скорость реакции. По результатам эксперимента Пётр построил график (по оси х отложена температура (в С), а по оси у скорость реакции (в усл. ед.). Опишите зависимость скорости ферментативной реакции от температуры. 5 Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего. Пропущенные элементы: 1) человек 2) бицепс 3) мышечная клетка 4) рука 5) аминокислота 6) белок актин Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 5

6 Белки выполняют множество важных функций в организмах человека и животных: обеспечивают организм строительным материалом, являются биологическими катализаторами или регуляторами, обеспечивают движение, некоторые транспортируют кислород. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо 100 120 г белков. Продукты Содержание белков, г/100 г продукта Продукты Содержание белков, г/100 г продукта Сыр твёрдый 20,0 Хлеб 7,8 Мясо курицы 20,5 Мороженое 3,3 Треска 17,4 Варёная колбаса 13,0 Простокваша 5,0 Сливочное масло 1,3 Сметана 3,0 Творог нежирный 18,0 6.1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество белков, которое человек получил во время ужина, если в его рационе было: 20 г хлеба, 50 г сметаны, 15 г сыра и 75 г трески. Ответ округлите до целых. ИЛИ 6.1. Человек выпил чашку крепкого кофе, содержащую 120 мг кофеина, который полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям тела. У исследуемого человека объём жидкостей тела можно считать равным 40 л. Рассчитайте, через какое время (в ч) после приёма кофеин перестанет действовать на этого человека, если кофеин перестаёт действовать при концентрации 2 мг/л, а концентрация его снижается за час на 0,23 мг. Ответ округлите до десятых. 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 6

6.2. Назовите один из ферментов, вырабатываемый железами пищеварительной системы. 7 Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров. Список болезней человека: 1) гемофилия 2) ветряная оспа 3) цинга 4) инфаркт миокарда 5) холера Наследственное заболевание (генное) Приобретённое заболевание Инфекционное Неинфекционное 8 В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой сросшаяся мочка уха. Фрагмент родословного древа семьи Используя предложенную схему, определите, доминантным или рецессивным является данный признак и сцеплен ли он с половыми хромосомами. 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 7

9 Владимир всегда хотел иметь жёсткие волосы, как у его папы (доминантный признак (А)). Но волосы у него были мягкие, как у мамы. Определите генотипы членов семьи по признаку качества волос. Ответы занесите в таблицу. Мать Отец Сын 10 Екатерина решила сдать кровь в качестве донора. При заборе крови выяснилось, что у Екатерины III группа. Екатерина знает, что у её матери I группа крови. Группа крови отца I (0) II (A) III (B) IV (AB) I (0) I (0) II (A) I (0) III (B) I (0) II (A) III (B) Группа крови матери II (A) III (B) II (A) I (0) III (B) I (0) II (A) I (0) любая любая III (B) I (0) II (A), III (B) IV (AB) II (A), III (B) IV (AB) Группа крови ребенка IV (AB) II (A) III (B) II (A), III (B) IV (AB) II (A), III (B) IV (AB) II (A), III (B) IV (AB) 10.1. Какой группы может быть кровь у отца Екатерины? 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 8

10.2. Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Екатерина быть донором крови для своего отца. Правила переливания крови 11 Функцией изображённого на рисунке органоида является окисление органических веществ и запасание энергии при синтезе АТФ. В этих процессах важную роль играет внутренняя мембрана этого органоида. 11.1. Как называется этот органоид? 11.2. Объясните, как упаковка внутренней мембраны в органоиде связана с выполняемой им функцией. 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 9

12 Фрагмент ирнк имеет следующую последовательность: УГЦГААУГУУУГЦУГ Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом ирнк. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода. Первое основание У Ц А Г Фен Фен Лей Лей Лей Лей Лей Таблица генетического кода (и-рнк) Второе основание У Ц А Г Сер Тир Сер Тир Сер Сер Лей Иле Иле Иле Мет Вал Вал Вал Вал Про Про Про Про Тре Тре Тре Тре Ала Ала Ала Ала Гис Гис Глн Глн Асн Асн Лиз Лиз Асп Асп Глу Глу Цис Цис Три Арг Арг Арг Арг Сер Сер Арг Арг Третье основание Правила пользования таблицей Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй из верхнего горизонтального ряда и третий из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота. 12.1. ДНК: 12.2. Белок: Гли Гли Гли Гли У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 10

12.3. При расшифровке генома томата было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля тимина составляет 20%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с цитозином. 13 Современную эволюционную теорию можно представить в виде следующей схемы. В условиях ограниченности ресурсов численность популяции способна бесконечно расти В популяциях происходит борьба за существование Выживает наиболее приспособленный (естественный отбор) В реальности численность популяций всегда постоянна Все особи в популяции различаются (наследственная изменчивость) Постепенное изменение признаков в популяции (эволюция) Объясните, руководствуясь этой схемой, образование длинной шеи у предков современного жирафа. 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 11

14 На рисунке изображён кордаит вымершее древесное голосеменное растение, обитавшее 370 250 млн лет назад. Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите эру и периоды, в которых обитал данный организм. Какие растения были их возможными предками? ЭРА Название и продолжительность (в млн лет) Кайнозойская, 67 Мезозойская, 163 Начало (млн лет назад) Геохронологическая таблица Период и продолжительность (в млн лет) 67 Антропоген, 1,5 Животный и растительный мир Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик Неоген, 23,5 Господство млекопитающих и птиц Палеоген, 42 Появление хвостатых лемуров, позднее парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений 230 Мел, 70 Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений Юра, 58 Появление первых птиц и примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Господство голосеменных. Процветание головоногих моллюсков 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 12

Палеозойская, 295 Нет точных данных Триас, 35 Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб Пермь, 55 Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов Карбон, 63 Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых. Расцвет гигантских хвощей, плаунов, древовидных папоротников Девон, 60 Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне многие группы древних рыб вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих. Появились первые земноводные. Появились споровые хвощи и плауны Силур, 25 Происходит активное рифостроительство. Распространены ракоскорпионы. Растения заселяют берега водоёмов Ордовик, 42 Множество бесчелюстных рыб. Появляются различные виды водорослей. В конце периода появляются первые наземные растения Кембрий, 56 В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных. В океанах и морях многообразие водорослей Эра: Периоды: Возможные предки: 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 13

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 1.2, 3, 4, 6.1, 6.2, 8, 10.1, 10.2, 11.1, 12.1 12.3 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2.1, 2.2, 5, 7, 9 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки 0 баллов. Задания 2.3, 11.2, 13 и 14 оцениваются в соответствии с критериями оценивания. Максимальный балл за работу 32. задания Ответ Баллы 1.1 раздражимость 1 рост растения по направлению к свету 1 1.2 ИЛИ открывание и закрывание венчика цветка ИЛИ закрывание ловчего аппарата у хищных растений Может быть приведён любой корректный пример 1 живородящая ящерица 2 2.1 2 гадюка 3 ежа сборная 4 кузнечик обыкновенный 5 орёл 2.2 34125 2 3 углекислый газ ИЛИ СО 2 1 4 При повышении температуры скорость реакции растёт до 1 определённого предела (до 30 усл. ед.), а затем снижается 5 142365 2 19 г 1 6.1 ИЛИ 4,3 часа 6.2 липаза ИЛИ амилаза ИЛИ пепсин ИЛИ трипсин 1 7 1 25 34 2 8 признак рецессивный, не сцеплен с полом 1 9 Мать аа; отец Аа; сын аа 2 10.1 III или IV 1 10.2 да (может) 1 11.1 митохондрия 1 12.1 ДНК: АЦГЦТТАЦАААЦГАЦ 1 12.2 Белок: цис-глу-цис-лей-лей 1 12.3 30% 1 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 14

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Задание 2.3 Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос: численность орлов будет снижаться; 2) объяснение, например: количество всех перечисленных животных, расположенных в пищевой цепи до орла, уменьшится. Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке Правильно дан ответ на вопрос, дано объяснение 2 Правильно дан только ответ на вопрос 1 Ответ на вопрос дан неправильно независимо от наличия/отсутствия 0 объяснения Максимальный балл 2 Задание 11.2 Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) складки внутренней мембраны увеличивают площадь её поверхности в небольшом объёме органоида; 2) большая поверхность позволяет одновременно окислять большее количество органических веществ Ответ включает в себя все названные выше элементы 2 Ответ включает в себя один из названных выше элементов 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 Задание 13 Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) так как в популяции особи обладают изменчивостью, то изначально предками жирафов были особи с разной длиной шеи; при этом выживали те из них, кто дотягивался до верхних зелёных веток; 2) более приспособленные организмы чаще давали потомство, что приводило к изменению генетического состава популяции; 3) в результате естественного отбора в каждом следующем поколении средняя длина шеи увеличивается Ответ включает в себя все названные выше элементы 3 Ответ включает в себя два из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки Ответ включает в себя только один из названных выше элементов и не 1 содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 15

Задание 14 Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) эра: палеозойская; 2) периоды: девон, карбон и пермь; 3) возможные предки: древовидные папоротники ИЛИ древовидные семенные папоротники. Ответ включает в себя все названные выше элементы 2 Ответ включает в себя два из названных выше элементов 1 Ответ включает в себя один из названных выше элементов, ИЛИ ответ 0 неправильный Максимальный балл 2 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 16

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции

Половое размножение Вегетативное размножение
Видоизмененными подземными побегами Стеблевыми черенками