Дошкольник игорь заболел корью

Разделы: Биология

Цель: Изучить защитные свойства организма.

Задачи:

  1. Раскрыть материал о защитных свойствах организма.
  2. Познакомить с видами иммунитета.
  3. Выяснить профилактическую роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями и роль вакцин в выработке иммунитета.
  4. Объяснить сущность СПИДа.

Вид урока: изучение нового материала.

Тип урока: проблемно-поисковый.

Формы урока: комбинированный урок.

Методы урока: наглядные, словесные.

Ход урока

Учитель. Что же такое иммунитет?

Когда во время эпидемии один человек заболевает, а другой нет, то говорят, что второй невосприимчив к инфекции, или иммунитету, а у первого иммунитет слабый или отсутствует вообще. Вот почему на вопрос: что такое иммунитет – чаще всего говорят: это состояние невосприимчивости организма к инфекции.

Человеку пересадили чужую кожу. Что тогда? Организм стремится разрушить или отторгнуть чужеродные для него вещества. В этом проявление иммунитета. Таким образом, иммунитет – это сила, которая охраняет внутреннее постоянство организма от вторжения живых и мертвых чужеродных тел. Благодаря иммунитету ни одна эпидемия не уничтожила всего человечества. Переболевшие же люди становятся еще более стойкими к действию микробов. Возбудители болезни отступали. С ними защитные силы организма при новой встрече расправлялись легче.

Что же составляет главную иммунную силу организма?

Ученикам предлагается прокомментировать рисунок.

Если в организм проникло много чужеродных тел, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и разрушаются. При этом освобождаются вещества вызывающие местную воспалительную реакцию, сопровождающую повышением температуры. Гной, при ангине, который образуется в тканях при воспалении, это скопление погибших лейкоцитов.

Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм называемый иммунитетом. Если чужеродных тел проникло в организм очень много, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и, в конце концов, разрушаются. Защита организма от чужеродных тел осуществляется не только при помощи фагоцитоза. В организме также образуются особые белки - антител, обеззараживающие чужеродные тела и их яды. Лимфоциты - вид лейкоцитов.

Вывод: фагоцитоз и выработка антител - единственный защитный механизм, называемый иммунитетом.

Ученики называют механизмы (изученные ранее), препятствующие проникновению в организм инфекций: защитные барьеры организма против инфекций?

а) 1-й барьер – кожа, слизистые оболочки (слюна, слезы, пот);

б) 2-й барьер – элементы внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.

Какие клетки крови выполняют защитную функцию? (Лейкоциты).

Как называется способ защиты организма от живых микроорганизмов и чужеродных веществ, попадающих в организм? (Иммунитет).

Почему при пересадке органов возникает их отторжение? (Также благодаря иммунитету – в частности белковая несовместимость).

Проверка правильности выполнения задания со схемой учебника приведенной на с.124.

Учитель. Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболеют этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции, и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.

Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью, например дизентерией, брюшным тифом, дифтерией вырабатывают исскуственный иммунитет. Для этого человеку делают прививки - вводят убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни.

Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотка. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или людей, перенесших инфекционное заболевание. Против дифтерии также применяют лечебную сыворотку.

Вывод: иммунная система выполняет следующие функции:

  • способность выявлять любые чужеродные агенты, попавшие в организм и отторгать их;
  • отторгать чужеродные клетки, возникающие в самом организме вследствие мутаций;
  • способность формировать иммунную память, которая может существовать в течение жизни и обеспечивать защитную реакцию на повторное внедрение микроорганизмов.

Учащимся предлагается вспомнить, какие инфекционные заболевания они знают или какими болели сами? Инфекционные (вирусы, бактерии) – ОРЗ, воспаление легких, грипп, птичий грипп, СПИД, коклюш, дифтерия, полиомиелит, корь, оспа.

Учитель. Какое страшное заболевание вам известно, разрушающее всю иммунную систему? (СПИД).

Дается расшифровка понятию СПИД. Учащиеся делают сообщения об этом опасном заболевании.

Схема строения вируса СПИДа

  • Воздержание.
  • Соблюдать взаимную верность.
  • Использовать презерватив.
  • Избегать случайных половых связей.
  • Не употреблять наркотики.

Итак, вы получили самое главное – понятие об иммунитете.

Закрепление: с.125 учебника.

Контроль

  1. Вакцина-это:
    а) культура микробов;
    б) культура ослабленных микроорганизмов;
    в) плазма крови от переболевших людей или животных.
  2. Первую прививку от оспы сделал:
    а) Э.Дженнер;
    б) И.И.Мечников;
    в) Э.Пауль.
  3. Кем было открыто явление фагоцитоза?
    а) Э.Дженнер;
    б) И.И.Мечников;
    в) Э.Пауль.
  4. Что такое иммунитет?
    а) невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям;
    б) образование антител;
    в) процесс фагоцитоза.
  5. Назови виды иммунитета:
    а) естественный;
    б) приобретенный;
    в) искусственный.

Учащимся предлагается решить задачи (если не успели решить в классе, доделать дома).

  1. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
  • А. У него есть естественный врожденный иммунитет.
  • Б. У него естественный приобретенный иммунитет.
  • В. У него искусственный иммунитет.
  • Г. У него есть тромбоциты.
  • Д. У него есть эритроциты.
  1. Десять молодых рабочих, не сделавших своевременно предупредительную прививку от дизентерии, тяжело заболели этой болезнью, лечились в больнице бесплатно за счет государства и не работали целый месяц. На какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на 150 тысяч рублей в месяц? В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, семье, своему здоровью?

Домашнее задание: с.122 учебника. Рабочая тетрадь задание 96.

Разделы: Биология

Цели урока

  • Сформировать знания об иммунитете, о его формах, о вакцинации, о лечебных сыворотках. Познакомить учащихся с работами ученых в этой области.
  • Отработать навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом, интерактивной доской, текстом учебника.
  • Развивать умения составлять схемы, давать оценку ситуации, использовать свои знания для объяснения научных фактов, монологической речи.

  • Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих понятий, критическому оцениванию своих знаний и знаний других учащихся, уважению к мнению и знаниям своих товарищей, ответственному отношению к собственному здоровью.
  • Осуществлять профессиональную направленность в воспитании самостоятельности, умении анализировать ситуацию, умении использовать свои знания в жизни.
  • Осуществлять нравственное и патриотическое воспитание через формирование понятий долг, ответственность в процессе знакомства с величайшими открытиями в области медицины.

Задачи развития учащихся

  • Осуществлять развитие познавательных интересов через:
  • использование ИКТ для визуализации процессов, использования дополнительной наглядности, практической работы с интерактивной доской и компьютером;
  • умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи учебного материала об иммунитете и жизни;
  • выделение главного, существенного для составления конспекта, схем;
  • анализ заданий эвристического плана;
  • формулирование выводов, ключевых и контрольных вопросов;
  • Для решения задач развития мышления учащихся в учебной деятельности обеспечить в ходе урока самостоятельную и групповую работу.
  • Формировать умения преодолевать трудности, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний: дифференцированные и нестандартные задания, планирование деятельности и ее результатов, самооценка.
  • В целях развития творчества, интеллектуальных способностей (перенос знаний и умений в новые ситуации), использовать индивидуальные задания, нестандартные ситуации, творческие задания, дополнительную литературу, ИКТ.

Материальное обеспечение урока: интерактивная доска, презентации преподавателя и учеников, DVD, телевизор, видеофильм, дополнительная литература для сообщений учащихся.

Методы работы:

  • методы обучения: словесные, наглядные
  • общедидактическиеметоды: частично-поисковый, проблемный;
  • исследовательский методы, исходя из дидактических задач урока: применение ранее полученных знаний, твор­ческий подход к учебной деятельности.

Ход урока

1. ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ(фронтальная беседа подводит к выводу об иммунитете).

На прошлом уроке мы познакомились с составом и функциями крови. Какие функции она выполняет?

Сегодня мы поговорим подробнее о защитных функциях крови, об иммунитете.

  • От чего защищает кровь организм человека?
  • Какие вы знаете инфекционные болезни, какими болели сами?
  • Когда был карантин по краснухе, ветрянке, все ли заболели? Почему?
  • Что же такое иммунитет? (Невосприимчивость к болезням)

Иммунитет (immunitas лат. – освобождение от чего-либо) – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них (стр. 73 учебника [3]. Записать определение).

2. ФОРМЫ ИММУНИТЕТА

Фронтальная беседа с учениками по вопросам:

  • Какие вы знаете защитные барьеры организма? (Кожа, слизистые оболочки, слюна, слезы, пот, внутренняя среда).
  • Какие органы образуют иммунную систему? (Костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка).
  • Вспомните защитные механизмы крови: фагоцитоз и выработка антител. Ученики отвечают у доски.

Если в организм проникло много чужеродных тел, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и разрушаются. При этом освобождаются вещества вызывающие местную воспалительную реакцию, сопровождающую повышением температуры. Гной, при ангине, который образуется в тканях при воспалении, это скопление погибших лейкоцитов. Пример: попадание занозы под кожу.

Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм называемый иммунитетом.

Формы иммунитета: клеточный (Т-лимфоциты) – фагоцитоз и гуморальный (В-лимфоциты) – выработка антител.

Учащиеся составляют схему:

Клеточный иммунитет открыл И.И. Мечников, а гуморальный – П. Эрлих, за что оба были удостоены Нобелевской премии.

Просмотр видеосюжета о Т-лимфоцитах [10] и беседа по вопросам:

  1. Сколько лимфоцитов, задействовано в процессе уничтожения чужеродной клетки?
  2. Какова величина лимфоцитов?
  3. Какой тип иммунитета вы увидели в этом сюжете? Обоснуйте свой ответ.

В качестве закрепления учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Какие клетки крови выполняют защитную функцию? (Лейкоциты).
  2. Как называется способ защиты организма от живых микроорганизмов и чужеродных веществ, попадающих в организм? (Иммунитет).
  3. Почему при пересадке органов возникает их отторжение? (Благодаря иммунитету, в частности, белковая несовместимость).
  4. Появление гноя на миндалинах при ангине – какая форма иммунитета?

3. ИСТОРИЯ ВАКЦИНАЦИИ

Сообщения учащихся по темам:

  • Вариоляция [Приложение 1].
  • Заслуги Э. Дженнера в области вакцинации [Приложение 2].
  • Работы Луи Пастера в области вакцинации [Приложение 3].

Вопрос к ученикам: каково ваше мнение о значимости этих работ?

4. ТИПЫ ИММУНИТЕТА

Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью, например дизентерией, брюшным тифом, дифтерией вырабатывают искусственный иммунитет. Для этого человеку делают прививки - вводят убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни.

Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотка. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или людей, перенесших инфекционное заболевание. Против дифтерии, столбняка также применяют лечебную сыворотку.

Проверка правильности выполнения задания с таблицей учебника или презентацией.

Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболеют этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции, и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.

Для закрепления учащиеся отвечают на вопросы:

  • Почему корью мы болеем один раз в жизни, а гриппом – много?
  • Если вас в лесу укусил клещ, что надо ввести в организм – вакцину или сыворотку?
  • Используются ли знания об иммунитете в военном деле, в армии? (Биологическое оружие – запрещено, но ведутся работы в области разработки вакцин от новых болезней)

5. УКРЕПЛЕНИЕ ИММУНИТЕТА (фронтальная беседа)

В этом году ожидают эпидемию гриппа. Можем ли мы защитить себя от этой болезни? Ваше мнение?

  1. Профилактические прививки.
  2. Закаливание.
  3. Физическая нагрузка.
  4. Правильное питание (сбалансированное и разнообразное, много фруктов и овощей, лук, чеснок)
  5. Витамины, особенно С.

  • Иммунитет – это способность организма защищаться от болезней.
  • Выработку иммунитета обеспечивают Т- и В-лимфоциты.
  • Иммунитет бывает врожденный и приобретенный, естественный и искусственный.
  • Каждый человек обязан заботиться о своем здоровье и укреплять иммунитет.

6. ИТОГ УРОКА:

7. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

  1. Вакцина – это:
    а) культура микробов;
    б) культура ослабленных микроорганизмов;
    в) плазма крови от переболевших людей или животных.
  2. Первую прививку от оспы сделал:
    а) Э.Дженнер;
    б) И.И.Мечников;
    в) Э.Пауль.
  3. Кем было открыто явление фагоцитоза?
    а) Э.Дженнер;
    б) И.И.Мечников;
    в) Э.Пауль.
  4. Что такое иммунитет?
    а) невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям;
    б) образование лейкоцитов;
    в) процесс воспаления.
  5. Назови формы иммунитета:
    а) естественный;
    б) клеточный;
    в) искусственный;
    г) гуморальный
  6. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
    а) у него есть естественный врожденный иммунитет;
    б) у него естественный приобретенный иммунитет;
    в) у него искусственный иммунитет;
    г) у него есть тромбоциты;
    д) у него есть эритроциты.
  7. Десять молодых рабочих, не сделавших своевременно предупредительную прививку от дизентерии, тяжело заболели этой болезнью, лечились в больнице бесплатно за счет государства и не работали целый месяц. На какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на 150 тысяч рублей в месяц? В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, семье, своему здоровью?

Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву ответа.

Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он:

А) открыл условные рефлексы;

Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета;

В) создал вакцину против гриппа.

От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?

А) от всех заболеваний без исключения;

Б) только от инфекционных заболеваний;

В) от сердечно-сосудистых заболеваний.

Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

А) у него естественный врожденный иммунитет;

Б) у него естественный приобретенный иммунитет;

В) у него искусственный иммунитет;

Г) у него есть эритроциты.

Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса бешеной собаки?

А) готовые антитела;

В) ослабленных возбудителей болезни.

К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?

В) к полиомиелиту.

А) особые клетки крови;

Б) вирусы и бактерии;

В) особые белки крови.

Вакцина, содержащая ослабленных возбудителей болезни:

А) не вызывает заболевания;

Б) может вызвать заболевание в легкой форме;

В) излечивает от возникшего заболевания.

Что нужно делать при заражении человека дифтерией?

А) вводить противодифтерийную сыворотку;

Б) вводить ослабленных возбудителей болезни;

В) применять обе меры.

Естественный иммунитет связан:

А) с накоплением определенных антител в крови;

Б) с накоплением ослабленных возбудителей болезни;

В) с введением готовых антител в кровь человека.

Опасность СПИДа заключается в том, что он:

А) вызывает простуду;

Б) приводит к потере иммунитета;

В) вызывает разрушение тромбоцитов.

Закончите предложение: Внутреннюю среду организма составляют тканевая жидкость и …

Белыми кровяными клетками называются…

Функция тромбоцитов состоит в …

Функции крови: 1:

Соотнесите состав крови с ее функциями:

1. Переносит дыхательные газы

2. Обезвреживают микроорганизмы

3. Питательный раствор

4. Участвуют в свертывании крови

5. Дыхательный пигмент

Органы иммунной системы

Выберите книгу со скидкой:


Подарочный набор "Кисти и краски(4 по цене 2)"

350 руб. 297.00 руб.


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Крац Анастасия БорисовнаНаписать 0 09.03.2017

Номер материала: ДБ-253335

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    09.03.2017 5374
    09.03.2017 20370
    09.03.2017 35878
    09.03.2017 628
    09.03.2017 289
    09.03.2017 832
    09.03.2017 250

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:


Эта работа предназначена для студентов медучилища. Даются рекомендации к выполнению самостоятельной работы по данной теме.

Скачать:

Вложение Размер
imunnaya_sistema.docx 901.16 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: изучить общий план строения имунной системы, значение для организма.

Время работы – 45 минут

После изучения темы студенты должны достичь уровней усвоения:

  1. Органы иммунной системы;
  2. Расположение основных лимфатических узлов в организме;
  3. Виды иммунитета.

  1. Показывать органы иммунной системы наплакатах;
  2. Определять основные лимфоузлы на теле человека.

  1. Схему образования иммунитета;

Основные понятия : иммунитет, фагоцитоз, врождённый иммунитет, приобретённый, аллергия, фагоциты.

  1. Красный костный мозг- medulia ossium rubra
  2. Тимус- thymus
  3. Селезёнка – lien

по выполнению самостоятельной работы

Дисциплина: анатомия и физиология человека

Специальность – 060501 сестринское дело

Составил: преподаватель анатомии и физиологии человека Иванова О.В.

Рекомендации для самостоятельной работы.

  1. Изучить общий план строения иммунной системы.

Органы иммунной системы

  1. Изучить данные схемы. Рассмотреть виды иммунитета. Перечертить данные схемы в тетрадь

— невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным агентам (в том числе — болезнетворным бактериям) и чужеродным веществам). Способность организма противостоять изменению его нормального функционирования под воздействием внешних факторов.

  1. Изучить строение лимфоузла. Зарисовать в альбом схематическое изображение лимфоузла - рисунок (А).

А.Схематическое изображение строения лимфатического узла человека (на разрезе): 1 капсула; 2 трабекула; 3 синус; 4 корковое вещество; 5 фолликулы; 6 приносящие лимфатические сосуды; 7 выносящие лимфатические сосуды; 8 мозговое вещество; 9 ворота лимфатического узла.

Б.Схематическое изображение микроскопического строения лимфатического узла человека: 1 капсула; 2 капсулярная трабекула; 3 корковый промежуточный синус; 4 мозговой промежуточный синус; 5 фолликул; 6 приносящий лимфатический сосуд; 7 корковое вещество; 8 краевой синус; 9 мякотный тяж; 10 выносящий лимфатический сосуд; 11 соединительное утолщение в области ворот лимфатического узла; 12 мозговое вещество; 13 кровеносные сосуды; 14 воротный синус; 15 паракортикальная зона.

  1. Рассмотреть рисунок и ознакомиться с расположением основных лимфоузлов. Знать их расположение., уметь находить их на себе.

  1. Изучить по рисунку схему образования иммунитета. Схему зарисовать в тетрадь.

Схема обpазования иммyнитета и аллеpгической pеакции на внедpение микpооpганизмов и введение чyжеpодных веществ. Пpи фоpмиpовании иммyнитета (А) пpоисходит инактивация антигена антителом. Пpи аллеpгии (Б) комплекс аллеpгена с pеагином действyет на тyчные клетки и клеточные белки pазных тканей, что пpиводит к выделению гистамина и pазвитию аллеpгической pеакции. В качестве пpимеpа аллеpгена взята молекyла бpома.

  1. Домашнее задание стр. 361-366.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Что такое иммунитет?
  2. Что такое антитело?
  3. Какой иммунитет называют неспецифическим?
  4. Какой иммунитет называют специфическим?
  5. Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?
  6. Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?
  7. Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным?
  8. Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? ( проблемный вопрос )
  9. Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? ( проблемный вопрос )


Фонд оценочных средств по биологии

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_stroenie_serdtsa.doc 73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии в 8 классе

Цель урока: создать условия для формирования знаний о строении и работе сердца.
Задачи:

- повторить строение крови, кровеносных сосудов, круги кровообращения;

  • познакомить обучающихся со строением сердца;
  • раскрыть связь строения сердца с его функциями;
  • изучить фазы сердечного цикла;
  • дать понятия об автоматизме сердца.
  1. Развивающие:
  • продолжить развитие умения у обучающихся использовать имеющиеся знания;
  • работать с текстом учебника, рисунками и таблицами;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;
  • научить анализировать информацию, делать выводы;
  1. Воспитательные:
  • продолжить формирование научного мировоззрения;
  • научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;
  • воспитывать эстетическую культуру обучающихся.
  1. Здоровьесберегающие:
  • формировать отношение к своему здоровью как к ценности;
  • воспитывать потребность к психологической и физической разгрузки путем проведения физкультминуток, создания положительного эмоционального настроя;
  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы в классе.

Методы обучения: частично – поисковый, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.

Тип урока: комбинированный

Педагогическая технология: технология проблемного обучения

Оборудование: Модель сердца, таблицы: круги кровообращения, строение сердца, компьютер.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала.

  1. Расположение сердца.
  2. Форма и внешнее строение сердца.
  3. Сердечный цикл.
  4. Особенности сердечной мышцы
  5. Автоматизм сердца

IV. Закрепление изученного материала.

VI. Домашнее задание.

I. Организационный момент.

Вступительная беседа учителя.

II. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.

Фронтальный опрос.
1) Выполнение познавательных заданий.

1.Что такое кровь ?

2. Какой состав имеет кровь?

(Из-за несовместимости групп крови).
5. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

(У него естественный приобретенный иммунитет)

6.Рассказать как происходит движение крови по большому кругу кровообращения.

7. Рассказать как происходит движение крови по малому кругу кровообращения.

  1. Самостоятельная работа на карточках

Установите соответствие между биологическими терминами и определением.

Жидкая соединительная ткань -

Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин -

Человек, дающий свою кровь для переливания -

Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов -

Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком -

Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями -

Самая крупная артерия

III. Усвоение новых знаний


Учитель : Сегодня на уроке мы поговорим о сердце.

Цель нашего урока : изучить особенности строения сердца и его функции, рассмотреть положение сердца и ответить на проблемный вопрос: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни?
Когда начинает свою работу этот неутомимый орган?

Сердце начинает работать уже на четвертой неделе беременности, и не прекращает биться до самой смерти человека. Частота сердечных сокращений у плода намного выше, чем у взрослого человека и составляет примерно 140 ударов в минуту. На 12 неделе беременности сердце плода уже перекачивает 28 литров крови в день

В среднем Сердце сокращается:

70 ударов в минуту

2.5млд за всю жизнь

- 1 минута – 5.5 литра

- В сутки – 8тыс. литров

- За 70 лет – 200 млн. литров

- А где расположено сердце?

Сердце - полый мышечный орган, расположенный в середине грудной клетке между двумя легкими и лежащий на диафрагме

- Каковы размеры сердца?

Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака
Форма – конус.

околосердечной сумкой, внутренние стенки которой выделяют житкость.

  • Как вы думаете, какие функции выполняет околосердечная сумка?

(она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать и снижает трение сердца о стенки сердечной сумки) ( модель сердца)

Слои стенки сердца

состоят из трех слоев – внутреннего, среднего, наружного.

Внутренняя оболочка - эндокард. Эта оболочка обеспечивает ламинарный ток крови.

Средняя оболочка - миокард . Обеспечивает сокращение предсердий и желудочков.

Наружная оболочка - эпикард,. Оболочка обеспечивает свободное смещение сердца при его сокращении.

Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части.

Каждая из них состоит из предсердия и желудочка.

Схема строения сердца:

Двустворчатый клапан Трехстворчатый клапан

Полулунный клапан Полулунный клапан

Аорта Легочная артерия

Сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания.

Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь.

Возникает вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни? Когда оно отдыхает?

Сердце ритмически сокращается и расслабляется. Сердечный цикл включает в себя три фазы (запись в тетрадь):

Направление движения крови

Состояние створчатых клапанов

Состояние полулунных клапанов

Из предсердий - в желудочки

Из левого желудочка - в аорту.

Из правого желудочка - в лёгочную артерию.

Стекает из вен в предсердия, из предсердий - в желудочки.

Вывод: Время работы = времени отдыха

Учитель приводит исторический факт из жизни Везалия.

А кто контролирует и направляет работу сердца?

В организме работа сердца всегда находится под регулярным вниманием центральной и нервной системы и гуморальных факторов
Возвращаемся к проблемному вопросу: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни? (ответы учащихся)

Высокая работопособность сердца обусловлена:

1. Высоким уровнем обменных процессов, происходящим в сердце;

2. Усиленным снабжением сердечных мышц кровью;

3. Строгим ритмом его деятельности

(фазы работы и отдыха каждого отдела строго

Общие выводы урока .

  1. Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям, которые достигаются благодаря сердечной мышце.
  2. Сердце человека четырехкамерное, как у всех млекопитающих, состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.
  3. Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
  4. Сердце – это жизнь (очень хорошо, если учащиеся самостоятельно формулируют этот вывод).

VI. Закрепление изученного материала.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трёхкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости, массой около 1 кг. Желудочки разделены неполной перегородкой, артериальная и венозная кровь смешивается. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка.

Сердечный цикл длится 0,8 минуты.

  1. Сердце человека камерного типа. Число камер равно?
    А) 2;
    Б) 3;
    В) 4;
    Г) 5.
  2. В сердечном цикле выделяют несколько фаз. Какая фаза считается началом цикла.
    А) Сокращение желудочков;
    Б) Расслабление;
    В) Сокращение предсердий.
  3. В какой момент открываются створчатые клапаны сердца?
    А) Сокращение желудочков;
    Б) Сокращение предсердий;
    В) Пауза.
  4. Где находятся полулунные клапаны?
    А) Между правым желудочком и правым предсердием;
    Б) На границе левого желудочка и аорты;
    В) Между левым желудочком и левым предсердием.
  5. Выберите из предложенных суждений правильные:
    А) Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость.
    Б) Между предсердием и желудочками находятся полулунные клапаны.
    В) Стенка левого желудочка сердца развита лучше, чем стенка правого.
    Г) Адреналин тормозит работу сердца.
    Д) Интенсивность работы сердца не зависит от эмоционального состояния.
    Е) Изменение частоты и силы сердечных сокращений не зависит от поступающих в кровь биологически активных веществ.
    Ж) Сердечная мышца состоит из поперечно-полосатых мышц.

Оценка работы школьников учителем.

1. Изучить §22, С.110-114;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции