Добрым делом гласит пословица не кори


Итоговая контрольная работа за курс 5 класса по русскому языку.

Скачать:

Вложение Размер
итоговая контрольная работа 64 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

1. В каком предложении неправильно выделены главные члены?

А) Мой дед – врач.

Б) В нашем саду растут разные цветы.

В) На уроке дети решали задачу.

Г) Отчётливо звучала на улице заунывная песня ямщика.

2. Какое из перечисленных предложений сложное?

А) Пушкин стал одним из самых образованных людей России и поражал

всех своими разносторонними знаниями.

Б) Гений Пушкина возрос и окреп под благотворными лучами книжных

В) Солнце поднялось высоко, день раздвинулся широко.

Г) Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее.

3. В каком предложении одна запятая лишняя?

А) Ну, Витя, перестань плакать и садись обедать.

Б) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

В) Я читаю, говорю по-немецки совершенно свободно.

Г) У нас сорвало обе мачты, и все паруса.

4. В каком из приведённых ниже предложений допущена пунктуационная ошибка:

5. В каком слове произносится звук [д]?

А) Год; Б) диван; В) городок; Г) подтолкнуть.

6. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

А) Он смеёт_ся; Б) печ_ник;

В) ты напишеш_; Г) много туч_.

7. К какому слову неверно подобран синоним?

А) Реять - вращаться;

Б) прыжок - скачок;

В) наследить – натоптать;

Г) неглубокий – мелкий.

8. Лексическое значение какого слова определено верно ?

А) Фауна – растительный мир.

Б) Изморось – очень мелкий дождь.

В) Сумерки – светлое время суток.

Г) Отчаянный – отказавшийся от чая.

9. У какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?

А) Вертолётный; Б) светить; В) сделка; Г) переулок.

10. В каком слове пропущена буква З?

А) Бе_шумный; Б) и_ранен; В) ко_ьба; Г) ра_сказать.

11. В каком слове пропущена буква А?

А) Зар_сли; Б) Р_стов; В) заг_рать; Г) з_ря.

12. В каком слове после шипящей пропущена буква О?

А) Щ_тка; Б) ш_рох; В) реш_тка; Г) ш_пот.

13. В каком слове после ц пропущена буква И?

А) Ц_рк; Б) ц_плёнок; В) птиц_; Г) ц_ган.

14. В каком слове(ах) в окончании пишется И?

А) На дорог_; Б) у станци_; В) до ранн_го утра; Г) за син_м морем.

15. Какое слово пишется слитно с НЕ?

А) (не)забуду; Б) (не)пишешь;

В) (не)дуг; Г) (не) друг, а враг.

16. В каком слове пропущена буква И?

А) Соб_раю; Б) зам_реть; В) нат_реть; Г) зап_реть.

17. В каком слове пропущена буква Е?

А) Он увид_т; Б) мы волну_мся;

В) вы вид_те; Г) он слыш_т.

18. В каком слове ударение падает на второй слог?

А) Досуг; Б) занял; В) начал; Г) облегчить.

19.К какому слову дано неверное объяснение?

А) Решить – глагол несовершенного вида;

Б) могуч – краткое прилагательное;

В) несчастье – существительное второго склонения;

Г) построят – глагол будущего времени.

20. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению , - это…

21. Укажите варианты слов-исключений, в которых после Ц в корнях слов пишется буква Ы.

22. Имена существительные, обозначающие названия единичных предметов, называются…

23. Имеют окончание -ОВ имена существительные в следующих рядах:

  1. Пара ЧЕГО? (ботинки, сапоги, чулки)
  2. Много ЧЕГО? (места, яблоки, макароны)
  3. Песни КОГО? (грузины, осетины, армяне, болгары, цыгане)
  4. Килограмм ЧЕГО? (апельсины, мандарины, помидоры, томаты)
  5. Группа КОГО? (офицеры, инженеры, тренеры, шоферы)
  6. Много ЧЕГО? (носки)

24. Какими членами предложения являются краткие прилагательные?

25.Грамматическая основа предложения - это…

26. Какими знаками препинания на письме выделяется обращение? Приведите пример.

27. Распределите слова по спряжениям. Вставьте гласную в окончание глагола.
Вид…т, пол…т, ве…т, та…шь, люб…шь.
1 спряжение 2 спряжение
______________________________ ___________________________________
______________________________ ___________________________________
______________________________ ___________________________________

7)9 Мая – День Победы. Ежегодно отмечая этот праз__ник, люди вновь и вновь чтят память героев, отдавших жизнь за свободу и счастье людей. 8)Их многие и многие миллионы.

9)Рано утром 9 Мая по нашей празднично украшенной стране начина__т_ся шествия к монументам, памятникам Славы, братским могилам, к могиле Неизвестного солдата, чтобы возл__жить цветы в знак вечной памяти о погибших защитниках Родины. 10)У этих священных мест провод__т_ся митинги, встречи фронтовиков ₂ , проводы призывников в армию.

1. В каком предложении неправильно выделены главные члены?

А) Отчётливо звучала на улице заунывная песня ямщика.

Б) В нашем саду растут разные цветы.

В) Мой дед – врач.

Г) На уроке дети решали задачу.

2. Какое из перечисленных предложений сложное?

А) Оленька минут пять шептала и шевелила губами.

Б) Тане захотелось пить, но ручей был далеко.

В) С моря дул резкий, но не холодный ветер.

Г) У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными

3. В каком предложении одна запятая лишняя?

А) Каждое утро крокодил Гена просыпался, умывался, завтракал, и

отправлялся на работу в зоопарк.

Б) Бабушка привезла банку мёда, буханку домашнего хлеба.

В) Оленька смутилась, даже покраснела.

Г) Таня остановилась, вытерла пот со лба и оглянулась.

4. В каком из приведённых ниже предложений допущена ошибка?

5. В каком слове произносится звук [с]?

А) Письмо; Б) сделка; В) сдувать; Г) указка.

6. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

А) Он умывает_ся; Б) полуноч_ник;

В) ты перепишеш_; Г) много задач_.

7. К какому слову неверно подобран синоним?

Б) прыжок - скачок;

В) наследить – найти след;

Г) неширокий - узкий.

8. Лексическое значение какого слова определено неверно ?

А) Флора – растительный мир.

Б) Изморозь – очень мелкий дождь.

В) Вагонетка – небольшой открытый вагон для перевозки грузов.

Г) Варежка – мягкая зимняя рукавица.

9. У какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?

А) Пришкольный; Б) светить;

В) семечко; Г) переулок.

10. В каком слове пропущена буква З?

А) Бе_умный; Б) ра_пахан;

В) про_ьба; Г) ра_катать.

11. В каком слове пропущена буква А?

А) Сл_жить; Б) подр_сток; В) заг_р; Г) з_рька.

12. В каком слове после шипящей пропущена буква О?

А) Трещ_тка; Б) ш_в; В) реш_тка; Г)ж_лудь.

13. В каком слове после ц пропущена буква И?

А) Ц_ркуль; Б) ц_ган. В) спиц_; Г) ц_плёнок;

14. В каком слове в окончании пишется И?

А) На порог_; Б) на станци_;

В) до поздн_го вечера; Г) за син_ми горами

15. Какое слово пишется слитно с НЕ?

А) (не)буду; Б) (не)ищешь;

В) (не)дуг; Г) (не)друг, а враг.

16. В каком слове пропущена буква И?

А) Заст_лаю; Б) наб_ру;

В) перет_реть; Г) зам_реть.

17. В каком слове пропущена буква Е?

А) Он ненавид_л; Б) мы угон_мся;

В) вы вид_те; Г) он слыш_т.

18. В каком слове ударение падает на второй слог?

А) Зеркало; Б) принял; В) начал; Г) сплелись.

19.К какому слову дано неверное объяснение?

А) Разрешить – глагол совершенного вида;

Б) горяч – краткое прилагательное;

В) несчастье – существительное третьего склонения;

Г) попросят – глагол будущего времени.

20. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению , - это…

21. Укажите варианты слов-исключений, в которых после Ц в корнях слов пишется буква Ы.

22. Имена существительные, обозначающие названия единичных предметов, называются…

23. Имеют окончание -ОВ имена существительные в следующих рядах:

  1. Пара ЧЕГО? (ботинки, сапоги, чулки)
  2. Много ЧЕГО? (места, яблоки, макароны)
  3. Песни КОГО? (грузины, осетины, армяне, болгары, цыгане)
  4. Килограмм ЧЕГО? (апельсины, мандарины, помидоры, томаты)
  5. Группа КОГО? (офицеры, инженеры, тренеры, шоферы)
  6. Много ЧЕГО? (носки)

24. Какими членами предложения являются краткие прилагательные?

25. Грамматическая основа предложения - это…

26. Какими знаками препинания на письме выделяется обращение? Приведите пример.

2 7. Распределите слова по спряжениям. Вставьте гласную в окончание глагола.
Се___т, обид___т, стро___т, слыш___шь, завиду___шь.
1 спряжение 2 спряжение
___________________________________ ______________________________
______________________________ ___________________________________
______________________________ ___________________________________

1)Добрый день, д__рогой сын! Пишу из Берлина. 2)Я не впервые за границей: приходилось ₂ бывать во многих стр__нах. 3)И каждый раз, когда судьба забрасыва__т далеко от р__дной з__мли ₁ , с новой силой пробужда__тся чу(__)ство любви к Родине. 4)Вдали от Родины с особенной глубиной чувству__шь свою ответственность за всё, что есть у нас дома. 5)Как только кто-нибудь из твоих зарубежных собеседников что-нибудь говорит: то ли о школе, то ли об экономике нашей страны, - сер(__)це твоё зам__рает, как будто г__ворят лично о тебе.

6)Родина – это ласков___ и требовательн___ мать.7) Матери больно, если её сын стал плохим человеком – ленивым бе__сердечным слабовольным лицемерным нечестным. 8)Родине, как родной матери, больно, когда ты (не)станешь настоящим человеком. Живи и трудись так, чтобы 9)Родина г__рдилась ₃ тобой. 10)Умей увидеть себя самого с самой высокой вершины – с точ(_)ки зрения высших интересов родного народа.

11)Гордись своими пре__ками – борцами за свободу и независимость Родины. 12)Помни, что Родина – это твоя гордость.

Итоговая контрольная работа по русскому языку в форме ГИА. 5 класс.

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа укажите в бланке ответов. Задание 20 не содержит ответов. Выполняйте его самостоятельно на отдельном листе.

1.Какое из перечисленных предложений сложное?

А) Пушкин стал одним из самых образованных людей России и поражал

всех своими разносторонними знаниями.

Б) Гений Пушкина возрос и окреп под благотворными лучами книжных

В) Солнце поднялось высоко, день раздвинулся широко.

Г) Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее.

2.. В каком предложении запятая одна запятая лишняя?

А) Ну, Витя, перестань плакать и садись обедать.

Б) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

В) Я читаю, говорю по-немецки совершенно свободно.

Г) У нас сорвало обе мачты, и все паруса.

3.. В каком из приведённых ниже предложений допущена ошибка

А) Год; Б) диван; В) городок; Г) подтолкнуть.

5.. В каком слове на месте пропуска пишется ь?

А) Он смеёт_ся; Б) печ_ник;

В) ты напишеш_; Г) много туч_.

6.К какому слову неверно подобран синоним?

А) Реять - вращаться;

Б) прыжок - скачок;

В) наследить – натоптать;

Г) неглубокий – мелкий.

7.. Лексическое значение какого слова определено верно?

А) Фауна – растительный мир.

Б) Изморось – очень мелкий дождь.

В) Сумерки – светлое время суток.

Г) Отчаянный – отказавшийся от чая.

8.У какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?

А) Вертолётный; Б) светить; В) сделка; Г) переулок.

9.В каком слове пропущена буква з?

А) Бе_шумный; Б) и_ранен; В) ко_ьба; Г) ра_сказать.

10. В каком слове пропущена буква а?

А) Зар_сли; Б) Р_стов; В) заг_рать; Г) з_ря.

11В каком слове после шипящей пропущена буква о?

А) Щ_тка; Б) ш_рох; В) реш_тка; Г) ш_пот.

А) Ц_рк; Б) ц_плёнок; В) птиц_; Г) ц_ган.

13.В каком слове в окончании пишется и?

А) На дорог_; Б) у станци_; В) до ранн_го утра; Г) за син_м

14.Какое слово пишется слитно с не?

А) (не)забуду; Б) (не)пишешь;

В) (не)дуг; Г) (не) друг, а враг.

15.. В каком слове пропущена буква и?

А) Соб_раю; Б) зам_реть; В) нат_реть; Г) зап_реть.

16.В каком слове пропущена буква е?

А) Он увид_т; Б) мы волну_мся;

В) вы вид_те; Г) он слыш_т.

17.В каком слове ударение падает на второй слог?

А) Досуг; Б) занял; В) начал; Г) облегчить.

18.К какому слову дано неверное объяснение?

А) Решить – глагол несовершенного вида;

Б) могуч – краткое прилагательное;

В) несчастье – существительное второго склонения;

Г) построят – глагол будущего времени.

1) Озаглавьте текст.

2) Определите стиль речи текста.

3) Определите тип речи текста.

Осенью, когда стукнул первый мороз, мы с Мишей и костей решили, что сейчас самое время начинать делать каток.

Организовали ребят и сказали, что, кто не будет работать, не пустим кататься. Поэтому все рьяно взялись за дело.

Поздней ночью мы кончили поливать каток. За ночь вода замёрзла крепко-накрепко. На следующий день состоялось открытие катка. Все ребята собрались вокруг. Лед блестел как зеркало. Мишка первый выехал на середину льда.

- Каток объявляю открытым! – закричал он и тут же шлёпнулся.

1.Какое из перечисленных предложений сложное?

А) Оленька минут пять шептала и шевелила губами.

Б) Тане захотелось пить, но ручей был далеко.

В) С моря дул резкий, но не холодный ветер.

Г) У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными

2.. В каком предложении запятая одна запятая лишняя?

А) Каждое утро крокодил Гена просыпался, умывался, завтракал, и

отправлялся на работу в зоопарк.

Б) Бабушка привезла банку мёда, буханку домашнего хлеба.

В) Оленька смутилась, даже покраснела.

Г) Таня остановилась, вытерла пот со лба и оглянулась.

3.. В каком из приведённых ниже предложений допущена ошибка?

4. В каком слове произносится звук [с]?

А) Письмо; Б) сделка; В) сдувать; Г) указка.

5.. В каком слове на месте пропуска пишется ь?

А) Он умывает_ся; Б) полуноч_ник;

В) ты перепишеш_; Г) много задач_.

6.К какому слову неверно подобран синоним?

Б) прыжок - скачок;

В) наследить – найти след;

Г) неширокий - узкий.

7.Лексическое значение какого слова определено неверно?

А) Флора – растительный мир.

Б) Изморозь – очень мелкий дождь.

В) Вагонетка – небольшой открытый вагон для перевозки грузов.

Г) Варежка – мягкая зимняя рукавица.

8.У какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?

А) Пришкольный; Б) светить;

В) семечко; Г) переулок.

9.В каком слове пропущена буква з?

А) Бе_умный; Б) ра_пахан;

В) про_ьба; Г) ра_катать.

10.. В каком слове пропущена буква а?

А) Сл_жить; Б) подр_сток; В) заг_р; Г) з_рька.

11.. В каком слове после шипящей пропущена буква о?

А) Трещ_тка; Б) ш_в; В) реш_тка; Г)ж_лудь.

А) Ц_ркуль; Б) ц_ган. В) спиц_; Г) ц_плёнок;

13.. В каком слове в окончании пишется и?

А) На порог_; Б) на станци_;

В) до поздн_го вечера; Г) за син_ми горами

14.Какое слово пишется слитно с не?

А) (не)буду; Б) (не)ищешь;

В) (не)дуг; Г) (не), а враг.

15.В каком слове пропущена буква и?

А) Заст_лаю; Б) наб_ру;

В) перет_реть; Г) зам_реть.

16.В каком слове пропущена буква е?

А) Он ненавид_л; Б) мы угон_мся;

В) вы вид_те; Г) он слыш_т.

17.В каком слове ударение падает на второй слог?

А) Зеркало; Б) принял; В) начал; Г) сплелись.

18.К какому слову дано неверное объяснение?

А) Разрешить – глагол совершенного вида;

Б) горяч – краткое прилагательное;

В) несчастье – существительное третьего склонения;

Г) попросят – глагол будущего времени.

19.. Прочитайте текст

1) Озаглавьте текст.

2. Определите стиль речи текста.

3.) Определите тип речи текста.

Как-то раз Петя с Колей пошли в лес. И вдруг в кустах заметили двух ежей. Они их поймали и унесли домой.

Прошло несколько дней. Встретились ребята и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит ёжика молоком, что в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

- А что ты сделал для своего ёжика? – спрашивает он у Коли.

Ключи к итоговой контрольной работе по русскому языку 5 класс.

Проверяются знания учащихся по разделам: Синтаксис, Орфография, Лексика, Словообразование, Пунктуация. За правильный ответ выставляется один балл.

Несколько лет назад в моей жизни произошла огромная потеря.

Я был полностью выбит из колеи. Работать как следует не мог. Начал болеть. Но больше всего болела душа. Началась круговерть тяжелых мыслей:

– я виноват во всем: если бы не такие-то ошибки, я был бы счастлив,

– такого счастья больше никогда не будет,

– жить теперь незачем.

То есть жить, конечно, надо, я буду жить, но это будет совсем не такая жизнь, какой она могла стать, если бы не мои ошибки. Жизнь будет серой, безрадостной, впереди только одиночество, труд… и смерть. Которую почти никто среди людей не заметит.

Единственное, что помогало против этой боли, – непрерывная молитва. Но осознание никчемности, пустоты сохранялось.

Были в моей жизни разные успехи. Но это все внешнее. А ведь самое главное для человека, что наполняет его и делает счастливым, – любовь. Важно, люблю ли я и достоин ли я любви. А что делает меня достойным любви? Опять же – моя любовь к другим.

А разве есть во мне любовь? Душа – как песчаная пустыня. Идешь по жизни, обдавая всех холодом. Поэтому и самому так холодно и… скучно. Не хочется ничего.

Это проблема многих людей, которые не получили в детстве в достатке любви. Мы проносим рану детства через всю жизнь. Мы движемся по жизни как автомобили без горючего. Мы растем, как деревья без воды.

Как мы движемся, как растем? Непонятно. Каким-то чудом. Но чем мы старше становимся, тем меньше у нас права оглядываться назад и обвинять свое детство. Тем больше у нас возможностей что-то изменить.

Это очень страшно! Жить и не светить. Жить – и только потреблять. Это такая глупость, такая ошибка! Исправить потом нельзя уже будет ничего.

Это как если после окончания художественного института тебе приготовили большой холст и удивительные краски и дали возможность нарисовать прекрасный радостный мир. Такой, какой ты захочешь. При условии, что другой картины не будет, эта – первая и последняя. Ты учился, ты создан только ради этой одной картины. Но ты отнес холст и краски на базар, продал их и пропил. Ты мог оставить после себя что-то, что будет дарить людям радость и украшать мир. А оставил только пустые бутылки, окурки и грязь…

Мне захотелось сейчас же, немедленно бежать на улицу и что-то делать для других.

На тот момент я был знаком с двумя группами добровольцев. Одна помогала детям, больным раком крови, другая – детям-сиротам и старикам. Я сразу связался с обеими группами, спросил, чем могу помочь. С первой как-то не получилось, там я не почувствовал себя нужным, во второй мне предложили общаться с детьми.

В этой группе милосердия несколько десятков девушек и женщин ходят в одну детскую больницу, заботятся о младенцах-отказниках. Мне как мужчине предложили ходить к старшим – от 3 до 16 лет, – чтобы разговаривать, поддерживать, утешать. В это отделение дети попадают либо когда родители отказались от них, либо когда государственные органы возбуждают дело о лишении родителей их прав, так как те не могут нормально заботиться о них. Это в основном дети алкоголиков и наркоманов. Дети из неполных семей. После двух-трех недель в больнице их ждет приют, потом – детдом; часть возвращается в свой холодный дом.

Я эгоист, никогда не умел поддерживать людей, утешать, даже в лучшие моменты своей жизни. А сейчас, раздавленный своей потерей, что я смогу дать этим детям?

Но я понимал, что именно это мне и нужно. Мне позарез нужна возможность поддерживать, дарить тепло. Тем, кому еще хуже, чем мне. Я думал, что у меня очень долго не будет получаться это. Но я твердо решил, что отступать мне некуда: буду ходить к этим детям раз в неделю, несмотря ни на что. Буду стараться, пока у меня не получится. Иначе зачем я живу?

В этом отделении не обычные палаты, а стеклянные боксы. Идешь по коридору – и видишь, словно фильм, вереницу трагедий. Ведь больная душа – страшнее, чем больное тело. Ненужные дети со взрослыми глазами. Часто стриженые наголо, из-за вшей. Чем старше – тем недоверчивее, хитрее, развращеннее. За свою короткую жизнь многие из них вытерпели гораздо больше зла, чем я за свою длинную. И они понимают это. Понимают, что по-своему они старше, старее, опытнее, чем те, кто их здесь пытается лечить и воспитывать. Но у них совсем мало опыта чужой доброты.

В первые два-три дня я входил в эти боксы, как на казнь. Мне было стыдно: этим детям нужен не такой помощник и утешитель, совсем не такой.

Речь вовсе не о том, как я кому-то помог. Разговор о том, как нам самим помогают наши добрые дела.

Кто отдает, тот получает.

Есть и другое понимание этой мысли. Если ты отдаешь бескорыстно, отданное возмещается тебе. Не людьми. Бог возмещает тебе затраченное. Более того – дает тебе радость.

Еще в день моего первого прихода в эту группу милосердия я поговорил с четырьмя участницами этой группы – сестрами, как они друг друга называют. Хотел сделать статью о группе. До статьи тогда дело не дошло, а вот сейчас самое время привести их слова о том, что им дает эта трудная работа – целый день в жарком боксе, с вонючими пеленками, с чужими больными младенцами.

Конечно, ты не можешь спасти ребенка, но можешь хоть немного поучаствовать в его жизни. Ты всего-навсего человек, ты не можешь сделать больше, чем Господь. Поэтому не нужно брать на себя слишком много и отчаиваться.

Я убедился в этом на своем опыте. Удивительно было замечать за собой, что очередной зарубежный тур радует гораздо меньше, чем день в больнице, потраченный как бы не на себя. И уже не нужен следующий тур, понимаешь, что это самообман, мираж. Только кажется, что он тебя порадует. Нет – удовольствие опять надует. Оно всегда надувает. Манит – и оставляет ни с чем.

Добрые дела не только помогли мне невероятно быстро пережить кризис, они резко изменили мою жизнь в лучшую сторону.

Я теперь лучше отношусь к себе, нет чувства ненужности, бессмысленности существования. Теперь я нужен многим. Я знаю, что могу сделать их жизнь чуть-чуть счастливее.

Я обрел полноту. Наполнена душа, наполнена жизнь. Свободного времени нет совсем, и особенно – для пустых или вредных занятий. Но конечно, больше всего я люблю себя, когда я там – с этими детьми.

Многократно увеличилось количество друзей, причем все они – очень добрые люди, у которых мне есть чему поучиться…

Всего, что я получил, не опишешь. Уверен, ничто, кроме добрых дел, не могло бы помочь мне так, ТАК изменить мою жизнь.

Всем, кто чувствует неполноту своей души, своей жизни, бессмысленность существования, боль от утраты, обиды, вины, я советую это удивительное лекарство – лечение добром.

При правильном употреблении это лекарство обязательно помогает и не имеет вредных побочных действий. Но употреблять его нужно правильно. Потому что зло существует рядом с нами, и оно стремится исказить, извратить все наши добрые начинания, чтобы не дать нам стать счастливыми. Чтобы мы не научились любить.

Любовь и добро – всегда от Бога. Поэтому ясная и стройная система отношения к добрым делам, наука того, как их нужно делать, имеется в Православной Церкви. Вот основные вопросы, которые возникают у человека, который хочет заняться добрым делом.

1. Зачем делать добрые дела?

Казалось бы, ответ очевиден – чтобы тому, кому мы делаем добро, стало лучше. Но это лишь часть ответа.

Есть Бог, без воли Которого никому никто не причинит зла и не сделает добра. Поэтому если есть воля Божия, чтобы помогли человеку, ему помогут. Если не мы, то найдутся другие.

Но ведь это получается эгоизм? – возмутится кто-то.

А раз мы занимаемся этим делом для изменения своей души, нужно искать не таких дел, которые нам легче делать, а таких, которые труднее, которые требуют от нас подняться над собой, стать лучше.

2. Кто может делать добрые дела?

Многие отговариваются тем, что у них нет денег или времени.

Я потом думал, может, это посланный Богом ангел, который в дождливую погоду ходит среди людей, чтобы поддержать нас, сделать нашу жизнь счастливее? Но ведь таким ангелом может быть каждый из нас.

И уж точно всякий из нас может делать добро, прощая ближним их грехи против нас, их недостатки и невнимание к нам. Да, это тоже – дело милосердия.

3. С чего начинать доброе дело?

С прекращения злых дел. Находиться одновременно на злом и на добром пути не получится. Надо выбирать.

4. Какое дело является добрым?

100 рублей подать – это уже доброе дело? А 1000 рублей?

Доброе дело или не доброе – определяется не величиной дела, а нашим расположением, отношением к нему.

Допустим, у миллиардера попросили миллион, и он дал, не вдумываясь в трудности просителя. А у бедной старушки попросили 200 рублей. Это все, что у нее оставалось от пенсии, а следующей пенсии ждать 3 дня. Но она, сострадая просящему, дала. Чье дело более доброе? В каком деле больше доброго сердца?

Добро и зло внутри нас, поэтому только мы знаем, насколько на самом деле доброе то или иное наше дело. Вот несколько признаков, которые говорят о том, что дело действительно доброе.

Делаем дело с надеждой на Бога, а не на себя. Бог – источник добра, и без Него мы добра делать не можем. Мы не источники добра, мы лишь проводники того добра, которое Бог хочет оказать данному человеку. Почему так важно это помнить? Потому что иначе у нас растет самомнение, а от самомнения нам становится плохо. И целью нашего дела становится уже дальнейшее наше возвеличивание – если не в глазах других, то в своих глазах. А какое же это добро? Ради славы можно вообще всё своё имущество раздать – и при этом не иметь в сердце ни капли любви.

5. С каким чувством нужно подходить к тому, кому мы помогаем?

Делая какое-то дело ради ближнего, мы порой забываем, что, кроме самого дела, ему нужна – нужнее всего – наша любовь.

6. Помогать ли пьяницам, плохим людям?

7. Дружить ли с теми, кому помогаем?

8. Почему за каждым добрым делом следует наказание?

9. Как не тщеславиться сделанным делом?

Тщеславие превращает добро в свою противоположность – в зло. Время на дело потратили, а душе своей повредили. Как избежать этого зла?

Если до вашего сердца дошла эта беседа – слава Богу! Если есть в вашем сердце желание делать добро, не ищите причин его не делать – таких причин нечистая сила всегда поможет найти. Ищите возможности делать. Посмотрите, кому из близких нужна ваша помощь. Не нашли среди близких – поищите группы милосердия в интернете, в ближайшем храме… Этот бесценный дар – возможность творить добро – Бог непременно пошлет, если попросите.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова

Дзержинского района г. Волгограда

400137, Россия, г. Волгоград, ул. 8 Воздушной Армии, 26а. Тел.: (8442) 53-63-98, факс – 53- 62-70

E-mail-Liseum9@yandex.ru, Сайт-hhtt:/www.liseum9.ru/
Учебно-исследовательская работа

учитель начальных классов

Задачи:
- ознакомиться с литературой, исследовать и собрать пословицы и поговорки, содержащие проблему добра и зла;

- расширить и углубить представления о добре и зле через малые формы русского фольклора;

- показать важность в жизни человека стремления к добру

- работа над пословицами и поговорками, формирующими систему ценностей в жизни каждого человека
Авторы проекта:

Лазебная Анна и Фетисова Полина, ученицы 4е класса, МОУ лицея №9
Руководитель проекта:

Чаликова Любовь Ивановна, учитель начальных классов МОУ лицея №9

Механизм реализации проекта:

Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с родителями и обучающимися 4Е класса лицея, педагогом и библиотекарем.

русский народ нередко отражал проблему добра и зла в своих пословицах и поговорках и обязательно хотел показать людям, к чему приводит зло, корысть и зависть и конечно, то, что дает человеку добро.

- создание сборника пословиц и поговорок о добре и зле

Этапы работы над проектом
Подготовительный этап (погружение в проект):

- выбор темы и её конкретизация (актуальность);

- определение цели и формулирование задач;

В ходе работы мы выяснили, что пословицы и поговорки не перестают существовать и в наше время. Мы захотели привлечь внимание к народной мудрости, которая выдержав испытание временем, выражает свое отношение к

Основной этап
1. Исследование и сбор пословиц и поговорок, содержащих проблему добра и зла.

На данном этапе мы постарались ответить на вопросы:

- что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления?

- почему нужно стремиться к добру и избегать зло?

Добро, мир. Эти слова нам кажутся самыми теплыми в мире, самыми светлыми и красивыми. Несомненно, каждая живая душа должна быть

2. Методика и техника исследования

В ходе исследования были проведены следующие мероприятия:

- ознакомление с литературой, исследование и сбор пословиц и поговорок, содержащих проблему добра и зла;

- выступление перед одноклассниками и проведение опроса;

- оформление результатов работы

Сборник переиздавался несколько раз. Последнее издание было осуществлено недавно – в 1996 году (в трех томах).

На все случаи жизни у пословиц русского народа есть ответы. Горе у тебя, радость ли – на всякие переживания даст разумный совет, наставление. Пословица утешит и развеселит. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно, лишь одно – они пришли из далёких времен не случайно. Неся народную мудрость и историческую правду, они учат, наставляют, дают советы.

Мы провели опрос среди учеников нашего класса. Были предложены вопросы:

- Какие пословицы и поговорки о добре и зле знают?

- Используют ли в своей речи пословицы?

Проанализировав результаты опроса выяснили, что учащиеся знают мало пословиц и поговорок о доброте, в основном помнят пословицы и поговорки, которые часто применяются на уроках литературного чтения. Мы решили привлечь одноклассников к работе над проектом.



добротой и любовью.

Но, к сожалению, на нашей планете встречается не только добро, но и зло. Значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Своей работой мы в очередной раз показали, что доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Большое количество пословиц и поговорок о добре создала русская народная мудрость. В ходе работы мы выяснили, что пословицы и поговорки не перестают существовать и привлекают людей любого возраста, отметили возросший интерес наших одноклассников к пословицам. Мы провели повторное тестирование одноклассников и оценили результаты после работы над проектом. Ребята научились понимать богатство, глубину и мудрость языка, открыли для себя новые грани удивительного мира устного народного творчества. Мы создали сборник пословиц и поговорок о добре и зле. Хочется отметить и то, что ребята стали добрее, внимательнее друг к другу и окружающим, милосерднее.

Список литературы.


  1. В.И. Даль Пословицы русского народа. - М: Русская книга, 1996.

  2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М: Просвещение, 1990.

  3. Пословицы и поговорки. Сост. В.Д. Сысоев. – М. АСТ: Астрель, 2007.

  4. В.П. Аникин К мудрости ступенька. – М.: Дет. литература,1988.


  1. Доброго держись, а от худого удались.

  2. Доброго чти, а злого не жалей.

  3. Добродетель вознаграждается.

  4. Доброе братство лучше богатства.

  5. Доброе дело два века живет.

  6. Доброе дело не опоздано.

  7. Доброе дело одно одного лучше, худое — одно одного хуже.

  8. Доброе дело само себя хвалит.

  9. Доброе молчание — чем не ответ.

  10. Доброе семя — добрый и всход.

  11. Доброе смолчится, худое молвится.

  12. Доброе сотворишь — себя увеселишь.

  13. Доброму везде добро.

  14. Доброму гостю хозяин рад.

  15. Доброму добрая и слава.

  16. Доброму человеку — что день, то и праздник.

  17. Доброму человеку весь мир — свой дом, злому — и своя хата чужая.

  18. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

  19. Доброму человеку помощь не убыток.

  20. Доброта без разума пуста.

  21. Добрые вести прибавят чести.

  22. Добрый Иван — и людям, и нам; худой Иван — ни людям, ни нам.

  23. Добрый пес лучше злого человека.

  24. Добрый человек в добре проживет век.

  25. Добрый человек плачет от радости, а злой — от зависти.

  26. Добрым быть — добрым и слыть.

  27. Живи добрее, будешь всем милее.

  28. За добро добром и платят.

  29. За доброго человека сто рук.

  30. За доброе жди добра, за худо худа.

  31. Истинное добро всегда просто.

  32. К доброму гребись, а от худа шестом суйся.

  33. Красота до вечера, а доброта навеки.

  34. Кто за худом пойдет, тот добра не найдет.

  35. Кто злым попускает, тот сам зло творит.

  36. Кто любит Бога, добра получит много.

  37. От добра добра не ищут.

  38. От доброго не бегай, а худого не делай.

  39. По добру — добро, а по худу — худо.

  40. Сделав добро, не попрекай, а от добра и впредь не отставай.

  41. Тьма света не любит, злой доброго не терпит.

  42. Умный от зла бежит, а глупый его догоняет.

  43. Учись доброму — худое на ум не пойдет.

  44. Худо тому, кто добра не делает никому.

  45. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

  46. Жизнь дана на добрые дела.

  47. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

  48. Бывает добро да не каждому дано.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции