Активный надзор за корью

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Герасимова А. Г., Цвиркун О. В., Тихонова H. T.

лактических и противоэпидемических мероприятий.

1.9. Активизировать работу по широкому информированию населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.

1.10. Принять необходимые меры по обеспечению требований холодовой цепи на всех этапах транспортирования и хранения коревой вакцины.

1.11. Осуществлять постоянный контроль за соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины

на всех этапах холодовой цепи, прежде всего на 3 - 4-м уровнях.

2. Национальному научно-методическому центру по надзору за корью:

2.1. Разработать критерии элиминации кори на территории Российской Федерации для подготовки процедуры сертификации территорий, свободных от кори.

2.2. Подготовить предложения о создании комиссии по реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году.

Руководитель - Г.Г. Онищенко

Эпидемиологический надзор за корью в период элиминации

Многолетний эпидемиологический надзор и специфическая профилактика привели к устойчивому снижению заболеваемости корью в России до спорадического уровня: в 2007 году показатель заболеваемости составил 0,1 на 100 тыс. населения (или 1 случай на 1 млн по европейским стандартам), на 70% территории страны случаи кори не регистрируются. Сложившаяся ситуация свидетельствует о вступлении России в новый этап борьбы с корью - период элиминации, который требует тщательного учета и анализа каждого случая заболеваемости. В связи с этим необходимо пересмотреть задачи эпидемиологического надзора за данной инфекцией, введенного в 1986 году.

Цель исследования состояла в апробации метода активного эпидемиологического надзора, позволяющего выявлять истинное число больных корью среди лиц с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой 38 °С и выше независимо от первичного диагноза.

Материалы и методы

С целью совершенствования надзора за корью в России на некоторых территориях со спорадическим уровнем заболеваемости в течение трех лет (2004 - 2007 гг.) осуществлялся, совместно с ЕРБ ВОЗ, пилотный проект по апробации метода активного эпидемиологического надзора, направленного на определение числа больных корью.

Для участия в проекте отбирались территории, на которых в течение нескольких лет случаи заболевания корью не регистрировались или регистри-

ровались единичные случаи и где функционирует надежная лечебная сеть и санитарно-эпидемиологическая служба. Кроме того, территории должны были компактно располагаться к курирующему их региональному центру, где хорошо налажена и оснащена лабораторная служба.

Специалисты Национального центра по надзору за корью и ЕРБ ВОЗ оказывали методическую помощь, проводили анализ полученных результатов и осуществляли контроль за реализацией проекта.

Согласно методике ЕРБ ВОЗ выбранные территории с учетом численности населения были разбиты на четыре группы, каждая из которых состояла в среднем из 4 млн человек (табл. 1).

Каждая группа территорий ежегодно обследовала определенное число больных с пятнисто-папулезной сыпью (экзантема) и лихорадкой - соответственно по группам - 1, 3, 5 и 7 пациентов на каждые 100 тыс. населения.

ер1и 4 (41).!^ 8 Ф 9/1/08 11:52:24 АМ

Территории и количество обследуемых лиц в год

Группы Частота обследования случаев Субъекты Российской Федерации Численность населения (округленно) Кол-во лиц, обследуемых на наличие IgM

I 1 на 100 000 Вологодская обл. Мурманская обл. Архангельская обл. Калининградская обл. 4 615 000 46

II 3 на 100 000 Ленинградская обл. Липецкая обл. Тамбовская обл. 4 072 000 123

III 5 на 100 000 Санкт-Петербург 4 612 000 231

IV 7 на 100 000 Белгородская обл. Брянская обл. Смоленская обл. 4 029 000 282

Лабораторному обследованию подлежали дети и взрослые. Сыворотки исследовались на наличие антител к вирусу кори и краснухи с помощью метода иммуноферментного анализа (ИФА) в тест-системе Dade Behring (Германия), рекомендованной ЕРБ ВОЗ. Кровь у больных отбирали на 4 - 28-й день от начала заболевания.

Исследованию предшествовало проведение обучающих семинаров для вирусологов региональных центров, совещаний для эпидемиологов и клиницистов, принимающих участие в проекте.

В ходе реализации проекта с целью получения объективных данных о ситуации по кори предполагалось также определение оптимального количества больных с экзантемой и лихорадкой, которые должны обследоваться на каждой территории России. Установленный критерий выборки будет являться одним из показателей элиминации кори при сертификации территорий, свободных от кори.

Осуществление пилотного проекта на 11 территориях не исключало проведения рутинного надзора за корью согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.03.2003 года № 117, что дало возможность сопоставить полученные результаты.

Результаты и обсуждение

В данной работе приведены суммарные (за три года) результаты, позволяющие сравнить частоту выявления случаев кори в пилотном проекте (активный надзор) и при проведении рутинного надзора.

Прежде всего анализ показал, что все территории выполнили условия проекта по отбору контингентов и по числу обследуемых лиц. Об этом свидетельствуют данные, представленные в таблице 2: интенсивные показатели, характеризующие частоту обследования на каждой территории и в каждой наблюдаемой группе в целом, соответствуют выборке, заданной проектом. Так, в первой группе, где число обследованных на каждой территории должно соответствовать выборке 1 на 100 тыс. населения, фактически обследовано несколько больше больных и показатель на 100 тыс. населения превышает заданный проектом: 1,3; 1,2; 1,8 и 1,3 соответственно в Калининградской, Вологодской, Мурманской и Архангельской областях. В среднем по наблюдаемой группе этот показатель составил 1,4. Аналогичная ситуация сложилась и во второй группе - все территории обеспечили планируемую проектом выборку - 3 на 100 тыс. населения. В среднем этот показатель составил 3,2. В третьей группе, где выборка должна соответствовать 5 обследованным на каждые 100 тыс. населения, которая представлена г. Санкт-Петербургом, отмечается некоторое невыполнение задания - 3,8, а в четвертой группе в среднем выборка на 100 тыс. населения составила 6,7, что практически соответствовало заданию.

На территориях, курируемых Санкт-Петербургским региональным центром, обследовали преимущественно подростков и лиц молодого возраста, которые определяют заболеваемость в стране в целом. На территориях Московского регионального центра несколько чаще обследовали детские контингенты населения.

При этом за три года в первой группе территорий, где выборка была наименьшей (1 на 100 тыс.), выявлено 6 случаев кори, из которых 4 оказались завозными (Калининградская, Вологодская, Мурманская и Архангельская области). Во второй группе (3 на 100 тыс.) отмечено 7 случаев кори, практически столько же, сколько в первой группе (все случаи кори - в Ленинградской области

epid 4 (41).indd 9 Ф 9/1/08 11:52:24 AM

Частота выявления случаев кори в пилотном проекте и при рутинном надзоре

Критерии выборки/ территории Результаты пилотного проекта (2004 - 2007 гг.) Результаты рутинного надзора за корью (2004 - 2007 гг.) Всего

число обследованных по плану (чел.) число обследо- ванных факти- чески (чел.) частота обсле-дова-ния на 100 тыс. нас. число выяв- ленных случаев кори число обследо- ванных (чел.) частота обследования на 100 тыс. нас. число выяв- ленных случаев кори частота обследования на 100 тыс. нас. выяв- лено больных корью (абс.)

Калининградская обл. 27 36 1,3 1 0 0 1,3 1

Вологодская обл. 39 46 1,2 2 6 0,1 2 1,3 4

Мурманская обл. 30 48 1,8 2 1 0,03 0 1,8 2

Архангельская обл. 42 49 1,3 1 1 0,02 0 1,3 1

Всего по группе 138 179 1,4 6 - 3,4% 8 0,05 2 1,4 8

Ленинградская обл. 150 148 2,98 7 18 0,36 7 3,3 14

Липецкая обл. 111 123 3,4 0 5 0,1 1 3,4 1

Тамбовская обл. 108 112 3,3 0 2 0,06 0 3,5 0

Всего по группе 369 383 3,2 7 - 1,8% 25 0,2 8 3,4 15

Санкт-Петербург 693 527 3,8 16 - 3,0% 253 1,8 70 5,6 86

Белгородская обл. 315 331 7,3 7 34 0,76 23 8,1 30

Брянская обл. 303 281 7,2 10 7 0,18 5 7,4 15

Смоленская обл. 228 174 5,7 3 15 0,5 2 6,2 5

Всего по группе 846 786 6,7 20 - 2,5% 56 0,5 30 7,2 50

Итого 2046 1875 3,75 49 - 2,6% 342 0,5 110 - 32,2% 3,8 159

в 2006 г.). В третьей группе (5 на 100 тыс.) выявлено 16 больных корью; в четвертой (7 на 100 тыс.) -20 (1 случай - завозной с Украины). Наибольшее число выявленных в этой группе больных корью приходилось на 2006 год (Белгородская, Брянская области).

Увеличение абсолютного числа выявляемых случаев кори в 2006 году на некоторых территориях обусловлено начавшимся периодическим ростом заболеваемости корью, в том числе и на этих территориях. Следует, однако, отметить, что практически у всех активно выявленных больных корью клиническое течение болезни было легким, катаральные проявления у большинства отсутствовали. Выявленные больные корью не стали источниками заболевания для окружающих. Ни в одном случае нам не удалось зарегистрировать вторичного распространения инфекции.

Всего за три года по пилотному проекту обследовано 1875 пациентов и выявлено 49 больных корью, что составило 2,6% от общего числа обследованных. При этом пять случаев кори относились к завозным. Наибольшее число больных корью приходилось на лиц старше 20 лет, как правило, не имеющих сведений о прививках. Средний возраст заболевших - 27 лет.

Одна из задач пилотного проекта заключалась в определении количества больных с экзантемой и лихорадкой, которое необходимо обследовать ежегодно на каждой территории и которое было бы оптимальным или достаточным

при сертификационной оценке территорий, свободных от кори.

Учитывая абсолютное число выявленных случаев кори в каждой наблюдаемой группе и их долевое распределение, можно считать, что для оценки заболеваемости корью оптимальными и достаточными являются результаты, полученные в первых двух группах. Если принять за основу выборку, равную 1 на 100 тыс. населения, то количество больных, подлежащих лабораторному обследованию, составит лишь 1420 человек. Увеличение выборки до 3 на 100 тыс. населения приводит к значительному (до 4260 человек) росту количества больных с экзантемой и лихорадкой, подлежащих обследованию, существенно повышая нагрузку вирусологических лабораторий региональных центров. Уровень обследуемых 3 на 100 тыс. населения нецелесообразен еще и потому, что абсолютное число больных, выявляемых при этой выборке, не увеличивается. В связи с этим принято решение использовать в настоящее время усредненную выборку, равную обследованию 2 пациентов с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой на 100 тыс. населения. В целом по стране это составит 2840 обследований, что должно позволить максимально выявить возможные случаи кори.

Итоговое число больных корью за три года (при активном и рутинном надзоре) составило 159 случаев, то есть ежегодное дополнение к числу зарегистрированных по рутинному надзору - 4, 14 и 31 случай соответственно, что свидетельствует о положительном результате использования метода

активного поиска случаев кори среди больных с экзантемой и лихорадкой.

Следовательно, при совместном осуществлении рутинного и активного надзора за корью несколько увеличивалась частота обследования больных с экзантемой и лихорадкой на 100 тыс. населения, что способствовало выявлению дополнительных случаев кори и определению более точного числа случаев кори на пилотных территориях.

На следующем этапе работы по пилотному проекту проанализирована частота выявления случаев кори в зависимости от диагноза, с которым пациенты направлялись на обследование (табл. 3).

• аллергическая сыпь, крапивница (3,2%),

Таким образом, пилотный проект по совершенствованию эпидемиологического надзора за корью подтвердил спорадический уровень заболеваемости на территориях, участвовавших в исследовании. Тем не менее при активном надзоре выявляется незначительное число дополнительных случаев кори, что свидетельствует о его результативности. Вместе с тем поскольку единичные случаи кори среди местного населения выявлялись на территориях, где они не регистрировались несколько лет, более того - заболевали привитые, в том числе ревакцинированные против кори лица, считаем целесообразным провести дополнительные исследования сывороток от этих больных, используя другие лабораторные методы.

epid 4 (41).і^ 11 Ф 9/1/08 11:52:24 АМ

Частота выявления случаев кори при обследовании больных с экзантемными заболеваниями (2004 - 2007 гг.)

Первичный диагноз Всего обследованных (чел.) Из них лабораторно подтвержденный диагноз (чел.)

Краснуха, краснуха? 813 (43,4%) 17 (2,1%) 433

Инф.эритема 6 - 1

Псевдотуберкулез 42 5 (12,5%) 9

Аллергическая сыпь, крапивница 411 (21,9%) 13 (3,2%) 30

Токсикодермия 72 9 (12,5%) 8

Скарлатина 141 1 10

Инф. мононуклеоз 43 1 4

Иерсиниоз 13 0 1

Ветряная оспа 41 1 1

Сыпь неясной этиологии 4 1 -

Другие (экзантема, энтеровирусная инф., ОРВИ + сыпь и др.) 289 1 39

Всего 1875 49 (2,6 %) 536

В ходе осуществления пилотного проекта было определено также оптимальное число обследуемых больных на каждой территории субъекта Российской Федерации - 2 на 100 тыс. населения. В связи с этим в 2005 году, еще до завершения проекта, была проведена апробация метода активного надзора за корью на территориях, не участвовавших в про-

екте. При этом на каждой территории предлагалось обследовать не менее 50 больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой. Численность населения территорий и критерий выборки во внимание не принимались. В результате было выявлено 14 случаев кори - 0,9%. Результаты апробации метода представлены в таблице 4.

Частота выявления случаев кори среди больных с экзантемой и лихорадкой (по региональным центрам)

Региональные центры 2005 г. 2006 г. 2007 г.

число обследо- ванных выявлено случаев кори число обследованных -план обследовано фактически выявлено случаев кори число обследованных -план обследовано фактически выявлено случаев- кори

Московский 199 3 661* 102 2 661 335** 2

С.-Петербургский 36 1 282* 44 2 282 351 4

Нижегородский 186 3 267 297 9 267 249 3

Ростовский 194 5 547 362 4 427 391 0

Пермский 212 0 247 334 1 247 381 0

Башкортостанский 160 1 368 484 17 368 642 1

Новосибирский 223 0 239 127 1 239 196 0

Красноярский 223 0 229 498 13 229 225 3

Амурский 60 1 49 107 4 49 41 0

Приморский 44 0 93 119 1 93 124 0

Ведомственные 1 1

Итого 1537 14 (0,9%) 2892 2493 54 (2,2%) 2862 2936 14 (0,5%)

* Без учета территорий, участвовавших в проекте.

** В Москве из-за высокой заболеваемости корью больные с экзантемой и лихорадкой не обследовались.

Таким образом, проведенные исследования показали, что тактика активного надзора за корью поддерживает внимание врачей к этой инфекции, благодаря чему среди больных с экзантемой и лихорадкой активно выявляются дополнительные случаи кори на территории Российской Федерации.

1. Результаты пилотного проекта подтвердили спорадический уровень заболеваемости на территориях, участвовавших в проекте1.

2. Показана результативность тактики активного надзора за корью в период ее элиминации: ежегодно на каждой территории выявляется дополнительно в среднем 0,3% случая кори.

3. Среди первичных диагнозов превалировали краснуха, аллергическая сыпь и крапивница, токсикодермия и псевдотуберкулез.

4. Активно выявленные случаи заболевания корью характеризуются легким течением болезни, сла-бовыраженными катаральными явлениями или их отсутствием.

5. Определено оптимальное для настоящего вре-

мени минимальное число лиц с экзантемой и лихорадкой, подлежащих лабораторному обследованию на каждой территории страны, - 2 на 100 тыс. населения. ш

Циркуляция на территории Томской области M. tuberculosis генетического семейства Beijing

С.И. Татьков1, О.В. Воронкова2, О.И. Уразова2, А.Ю. Сивков1, Р. Р. Хасанова2,

В.В. Новицкий2, А.К. Стрелис2, С.П. Мишустин3, В.Е. Павлова3,

И.О. Наследникова2, Е.Л. Никулина2

пос. Кольцово, Новосибирская область

Современные направления эпидемиологии туберкулеза связаны с изучением гетерогенности популяции M. tuberculosis, определением ареалов распространения возбудителя, путей передачи и механизмов формирования эпидемических и поли-резистентных штаммов [6, 12, 13, 18, 20]. Основой этому послужили расшифровка группой ученых из Великобритании, Франции, США и Дании в 1998 году генома М. tuberculosis, а также открытие у микобактерий туберкулезного комплекса (M. tuberculosis, M. bovis, M. africanum, M. canettii). Кроме того, идентификация целого ряда повторяю-

щихся последовательностей в составе хромосомной ДНК привела к разработке новых эффективных методов маркирования штаммов [15]. В зависимости от применяемого метода для генотипирова-ния штаммов можно получить разные генетические профили М. tuberculosis. В ходе работ по геноти-пированию были определены несколько семейств М. tuberculosis: Beijing (пекинские штаммы); штаммы группы W, также относящиеся к пекинским; штаммы семейства Haarlem; LAM; Africa и др. [8]. Во всем мире широкое распространение получил генотип Beijing. Наиболее часто он встречается в странах Азии: Китае (провинция Beijing - отсюда название

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой (ФБУН Московским научно-исследовательским институтом эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского) в г.Астрахань на базе гостиницы Азимут с 18 по 20 ноября 2014г. проведено региональное совещание по вопросам мониторинга кори и краснухи в странах СНГ совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой в РФ в период верификации их элиминации.

В работе совещаний приняли участие представитель Роспотребнадзоар, представители Национального научно- методического центра по надзору за корью и краснухой, представители 3 стран СНГ (Беларусь, Армения, Азербайджан), руководители и специалисты 5 региональных центров по надзору за корью и краснухой (Ростовской, Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Башкиркостанской), ФБУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии, специалисты Управления Роспотребнадзора по субъектам РФ, курируемыми РЦ по надзору за корью и краснухой (57 территорий).

На совещании рассмотрена эпидемиологическая ситуация по кори и краснухе в мире, странах европейского и азиатского регионов, ее влияние на эпидемиологическую ситуацию в РФ, Глобальная и Европейская стратегии элиминации кори и краснухи на современном этапе, мониторинга кори и краснухи в странах СНГ, актуальные вопросы поддержания процесса элиминации кори и краснухи в РФ. Участниками совещания из Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации были представлены отчеты о реализации программы элиминации кори и результатах эпидемиологического надзора за краснухой в регионах.

На территории РФ продолжают регистрироваться вспышки кори.

Более 89,5% случаев кори зарегистрированы в субъектах Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Корь регистрируется на 68 территориях страны, в 60% территорий регистрируется спородическая заболеваемость. Максимальные интенсивные показатели заболеваемости отмечаются на территориях Ростовского РЦ, Московским РЦ. Крупная вспышка кори произошла в Курской области, среди членов баптистской церкви. За 10 мес. 2014г. импортировано 63 случая кори из 25 стран ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Казахстан, Польша, Тайланд, Китай, Сингапур, Турция, Франция, США, и др.). В Республике Мордовии в 2013г. было зарегистрировано 18 случаев кори, а за 10 мес.2014г.- 2 случая кори. Доля серонегативных к кори лиц из индикаторных групп населения на территории Республике Мордовия за 10 мес. 2014г. составила 8,6 %. Для исследования были использованы тест-системы Вектор-Бест.

По краснухе отмечается снижение заболеваемости .

Основные критерии реализации программы

1. Достижение устойчивой спорадической заболеваемости корью и краснухой - менее 1 случая на миллион населения, что является необходимым этапом элиминации местных случаев кори и краснухи в стране в последующем

2. Достижение высокого охвата (95-98%) населения прививками (вакцинация и ревакцинация), включая территории и группы риска инфицирования

3. Сравнительный молекулярно-генетический анализ штаммов вируса кори и краснухи, выделенных в разных территориальных регионах РФС учетом генетических линий.

ЗАДАЧИ:

Обеспечить повсеместное поддержание высокого охвата (не менее 90-95%) вакцинацией и ревакцинацией против кори и краснухи декретированных групп населения полнота и достоверность.

Обеспечить первоочередную иммунизацию групп риска: медицинских работников, педагогов, работников торговли, а также студентов высших и средних учебных заведений, призывников, мигрантов и труднодоступных групп населения (цыган, вынужденных переселенцев, религиозных общин и др.), полнота охвата групп риска.

Продолжить повсеместное осуществление активного эпид. надзора за корью (исходя из критерия не менее 2 обследованных на 100тыс. населения ежегодно) своевременность и анализ.

Проводить целенаправленную работу по информированию населения о важности профилактических мероприятий и возможности завоза инфекции из вне.

Проводить регулярную переподготовку специалистов лечебной сети по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори, краснухи/СВК.

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.08.2007 г. №63

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 августа 2007 г.

N 63

ОБ УСИЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ЛИКВИДАЦИИ КОРИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К 2010 ГОДУ

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г.Онищенко, проанализировав эпидемическую обстановку по кори и эффективность проводимой работы по профилактике этой инфекции, установил следующее.

В Российской Федерации проводится комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на реализацию Программы ликвидации кори к 2010 году.

Активно осуществляется деятельность Национального научно-методического центра и региональных центров по надзору за корью.

Повысилась эффективность эпидемиологического надзора за коревой инфекцией, возрос объем серологических и вирусологических исследований материала от больных.

Охват детей вакцинацией против кори в установленные национальным календарем профилактических прививок сроки достиг 99,7%, ревакцинацией -96,7%.

Приняты меры по организации и проведению дополнительной иммунизации лиц в возрасте до 35 лет, не привитых ранее живой коревой вакциной или с неизвестным прививочным анамнезом.

Оценка динамики заболеваемости корью в стране за последнее десятилетие свидетельствует о четко выраженной тенденции к ее снижению. Почти в половине регионов страны случаи кори не регистрируются.

Вместе с тем, при реализации указанной Программы имеют место определенные недостатки и нерешенные вопросы.

В 2006 году в стране произошел рост заболеваемости корью в 2,5 раза. Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 0,8 против 0,32 в 2005 году.

Наиболее высокая заболеваемость отмечалась в Курской области (показатель составил 13,1 на 100 тыс. населения), Республике Бурятия (6,3 на 100 тыс.). Рост заболеваемости корью в значительной степени был обусловлен активизацией эпидемического процесса кори в приграничных государствах, прежде всего на Украине, где в 2006 году зарегистрировано более 44,5 тыс. больных корью.

В Курской, Белгородской, Смоленской, Орловской областях, г. Москве, а также в воинских коллективах имели место вспышки кори, которые нередко формировалась за счет завозных случаев.

В воинских коллективах значительное увеличение заболеваемости корью отмечалось, в основном, за счет лиц с неизвестным прививочным анамнезом.

В 2006 году рост заболеваемости корью произошел во всех возрастных группах населения. Вместе с тем, заболеваемость корью определялась, в основном, взрослым населением, удельный вес которого в общей структуре заболевших составил 82,4%, причем, на возрастную группу 20-29 лет приходится 38,2% от числа заболевших взрослых.

Из числа заболевших корью взрослых (882 чел.) на долю профессиональных групп риска приходится 42% (350 чел.). Из них военнослужащие составляют 15,1%, медицинские работники - 8,8%, студенты - 9%, педагоги - 2,3%, работники торговли - 6,8%.

При этом медицинские работники нередко являлись источником инфекции для пациентов и формировали в учреждениях очаги кори разной степени интенсивности.

Наличие среди заболевших вакцинированных и ревакцинированных лиц, в том числе получивших прививку 1-2 года назад, может быть связано с нарушением условий транспортирования и хранения вакцины, неудовлетворительной организацией работы прививочных кабинетов, ослаблением контроля за их деятельностью, а также за ведением прививочной документации.

В настоящее время более половины заболевших корью составили лица, не имеющие сведений о прививках против кори или о заболевании корью в анамнезе. Практически четверть всех заболевших корью приходится на не привитых против кори. Среди заболевших корью детей 62,9% не получили прививки в декретированные сроки.

При общем высоком по стране охвате детей ревакцинацией, в Белгородской, Московской, Калужской, Нижегородской областях, Ямало-Ненецком, Эвенкийском автономных округах до настоящего времени не достигнут рекомендуемый 95% уровень, а в Чеченской Республике он составляет лишь 83,3%.

Недостаточными темпами осуществляется иммунизация лиц в возрастной группе 18-35 лет. В целом по стране вакцинировано против кори 22,1%, ревакцинировано 60% от численности данной возрастной группы. Около 5 млн. человек все еще остаются не привитыми.

Неудовлетворительно эта работа проводится в республиках Тыва, Северная Осетия, Карелия, Ставропольском и Приморском краях, Псковской (40,27%), Волгоградской (39,9%), Нижегородской (41,3%), Новгородской (65,48%), Пензенской (52,26%) областях, где доля лиц 18-35 лет, не имеющих ни одной прививки против кори и не болевших ранее, составляет 32-65%, а в Московской области - 26%.

Во многих субъектах Российской Федерации не принимаются действенные меры по выявлению и проведению дополнительной иммунизации групп высокого риска - студентов высших и средних учебных заведений, призывников, медицинских работников, педагогов, военнослужащих, работников торговли, мигрантов и др.

В гг. Москве и Санкт-Петербурге, Приморском крае, Республике Башкортостан и др. в последнее время возросло число отказов населения от проведения прививок, что свидетельствует об ослаблении просветительной работы по информированию населения о негативных последствиях отказа от иммунизации.

В результате проведения в Российской Федерации трехлетнего пилотного проекта (на 11-ти территориях со спорадическим уровнем заболеваемости) по активному поиску возможных случаев кори среди больных с другими экзантемными заболеваниями, были выявлены больные корью даже на территориях, где случаи заболевания этой инфекцией не регистрировались в течение последних нескольких лет, что свидетельствует о наличии восприимчивого населения и пропущенных случаях кори в связи с недостаточным вниманием медицинских работников к этой инфекции.

Итоги данного проекта позволили установить, что необходимо обследовать лиц с экзантемными заболеваниями исходя из расчета 2 больных на 100 тыс. населения в каждом субъекте Российской Федерации.

Данный метод активного эпиднадзора будет служить критерием оценки субъектов Российской Федерации при их сертификации как территорий, свободных от кори.

Сохраняющиеся условия накопления восприимчивых к кори контингентов населения, поздняя диагностика случаев и несвоевременное проведение противоэпидемических мероприятий способствуют формированию крупных очагов кори при заносе инфекции.

В минувшем году зарегистрировано 700 очагов кори, из них 18,5% - очаги с различной степенью распространения инфекции.

В целях усиления мероприятий по реализации Программы ликвидации кори к 2010 году в Российской Федерации и в соответствии со ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 5 апреля 1999 г., ст. 1650), ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38 ст. 4736) постановляю:

1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть на заседании межведомственных противоэпидемических комиссий вопрос о ходе реализации Программы ликвидации кори к 2010 году, внести необходимые изменения и дополнения в планы мероприятий по реализации данной программы.

1.2. Оказывать содействие органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в организации и проведении иммунизации против кори подлежащих контингентов.

1.3. Рассмотреть вопрос о введении обязательного наличия сертификатов профилактических прививок с приоритетным обеспечением ими всех детей в возрасте до 18 лет, учащихся средних учебных заведений и студентов высших учебных заведений.

2. Министерству обороны Российской Федерации рекомендовать рассмотреть вопрос о закупке вакцины против кори для проведения иммунизации военнослужащих в возрасте до 35 лет, не привитых, не болевших корью, не имеющих сведений о прививках, с обеспечением охвата не менее 95%.

3. Министерству образования Российской Федерации рекомендовать рассмотреть вопрос о внесении в перечень документов, необходимых для поступления в среднее или высшее учебное заведение, документов о профилактических прививках.

4. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию рекомендовать обеспечить своевременные поставки живой коревой вакцины в субъекты Российской Федерации с соблюдением условий транспортирования, регламентируемых санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов" (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2003 г., регистрационный N 4410).

5. Руководителям средств массовой информации рекомендовать регулярное освещение вопросов профилактики кори и реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации.

6. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

6.1. Провести анализ привитости детей в декретированных возрастах и лиц в возрасте до 35 лет, в том числе групп риска (студентов высших и средних учебных заведений, призывников, медицинских работников, педагогов, работников торговли и др.).

6.2. Завершить в 2007-2008 гг. вакцинацию взрослых до 35 лет, не привитых, не болевших, не имеющих сведений о прививках с первоочередной вакцинацией студентов высших и средних учебных заведений, призывников, мигрантов, других труднодоступных групп населения (цыган, вынужденных переселенцев, религиозных общин и др.), а также лиц из групп риска - медицинских работников, педагогов, работников торговли и др. с охватом не менее 95% от числа подлежащих.

6.3. Обеспечить повсеместное поддержание высокого уровня (не менее 95%) охвата детей вакцинацией и ревакцинацией против кори в разрезе муниципальных образований субъекта Российской Федерации и региона в целом строго в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок.

6.4. Систематически осуществлять активное выявление случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2-х лабораторно обследованных больных на 100 тыс. населения (ежегодно).

6.5. Повысить эффективность противоэпидемических мероприятий в очагах коревой инфекции, прежде всего за счет максимального расширения их границ и своевременного выявления источников инфекции. Прививки против кори по эпидпоказаниям проводить (не зависимо от возраста) всем не привитым, не болевшим корью ранее, а также не имеющим сведений о прививках.

6.6. Активизировать работу по широкому информированию населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.

6.7. Обеспечить систематический оперативный обмен информацией с учреждениями ведомственного подчинения о возникновении случаев заболевания корью и проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятиях.

7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

7.1. Организовать и проводить серологическое обследование больных экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2 обследованных на 100 тыс. населения (ежегодно).

7.2. Принять необходимые меры по обеспечению требований холодовой цепи на всех этапах транспортирования и хранения коревой вакцины в каждом районе, на каждом педиатрическом участке.

8. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

8.1. Обеспечить действенный надзор за состоянием и достоверностью привитости против кори детей в декретированных возрастах и взрослых до 35 лет, в том числе персонала детских домов и домов ребенка, учащихся средних и высших учебных заведений, работников лечебно-профилактических учреждений, приезжих специалистов (в том числе строителей) и работников торговли.

8.2. Осуществлять постоянный контроль за соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех этапах холодовой цепи, прежде всего, в участковых больницах и пунктах.

8.3. Доложить о выполнении настоящего постановления к 1 июля 2008 г.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции