Владивосток граница с китаем коронавирус овощи

Китайская болезнь уже начинает сказываться на экономике близких к КНР российских территорий — ведь за последние годы рынки двух стран тесно переплелись.


Артем Самсонов, депутат законодательного собрания Приморского края:


«Закрытие границы уже привело к последствиям. Во Владивостоке подорожали помидоры и огурцы. Китайские овощи пропадут, а свои — местные, тепличные — или привозимые из центральной части России будут дорожать. Мандарины уже исчезли.

Возможны перебои со стройматериалами, которые везли фурами из соседней страны.

Пострадает туристическая отрасль. Но, с другой стороны, китайский туризм специфичен и больше заточен на китайские компании. Китайцы приезжали организованными группами, ели в китайских ресторанах, ходили в магазины, принадлежащие их соотечественникам, селились в гостиницы, также принадлежащие китайцам. Поэтому уменьшение китайских туристов не сильно затронет российский бизнес. Он больше бы пострадал, если бы вдруг закрыли корейскую границу, так как корейцы ходят по нашим магазинам и селятся, где больше по душе.

Андрей Нечаев, экс-министр экономики РФ, доктор экономических наук:


«В масштабах страны потери от закрытия переходов на границе с Китаем не будут грандиозными, но для конкретных — прилегающих к границе — районов Приморского, Хабаровского краев — это серьезный удар. Там была активная приграничная торговля, и некоторые люди строили на этом свой, пусть небольшой, но бизнес. Многие семьи оптимизировали свое потребление и минимизировали затраты, покупая китайские товары.

Василий Колташов, руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества:


«Российское государство не заинтересовано в остановке товарных потоков ни в одну, ни в другую сторону. Остановить товарные потоки — это значит остановить экономики. Учитывая, что сейчас рынки и так развернулись, и мы находимся в ситуации их коррекции — и вполне возможно, что коррекция будет продолжаться еще в течение февраля, — очевидно, что торговая связь России и Китая не должна в этой ситуации прекращаться.

А вот что касается пересечения границы физическими лицами, то возможны ограничения. Пока еще не было прогнозов, обещаний резких изменений, но туризм пострадает в первую очередь. На время и туристический поток в Россию уменьшится, и русские туристы не смогут поехать в Китай и вообще в целый ряд азиатских стран, где ситуация тревожна. Будет действовать карантин — тут ничего не поделаешь.

Во вторую очередь может пострадать торговля продовольственными товарами — поставки китайских продуктов будут затруднены в ближайшее время. Но это будет зависеть от конкретных мер и от оценки угроз санитарными структурами государства.

Илдус Ярулин, директор института социально-политических технологий и коммуникаций ТОГУ, доктор политических наук:


«Катастрофических последствий для российского Дальнего Востока я пока не вижу. И, может, крамолу произнесу, но хорошо, что наш Дальний Восток, по большому счету, не вошел в „Один пояс, один путь“, а китайцы больше проложили его по странам Средней Азии.

Но негативные моменты, конечно, уже возникают. Так, значительная часть продуктов питания — овощи и фрукты — в дальневосточные регионы поступала из Китая. Наши регионы не в состоянии обеспечить себя ими полностью. Их нехватка может быть компенсирована поставками из центральной части России, но, естественно, с повышением цен.

Резкий удар будет по туристическому бизнесу, по гостиницам. До последнего времени из Китая был мощный поток туристов. Он давал возможности россиянам заработать, так как китайцы в больших объемах скупали товары „лакшери-класса“ — духи, золото, товары производства европейских стран, цены на которые в Китае на порядок выше. Это ударит по доходам отдельных сегментов рынка.

Если карантин установится ненадолго, то ситуация не станет критической. Однако если граница надолго превратится в непроходимый рубеж, то это станет серьезным вызовом и для поставщиков продовольствия, и для туристического бизнеса.

Возможно, опять крамолу скажу, но закрытие торговли с Китаем — по аналогии с американскими санкциями — ударяет по отдельным отраслям, а с другой стороны, заставит мобилизовать внутренние ресурсы. Может, это стимулирует губернаторов заняться сельским хозяйством и пищевой промышленностью, которые на Дальнем Востоке — в запущенном состоянии. Хотя, к сожалению, мы редко извлекаем те уроки, которые должны бы извлечь.

Эпидемия в Китае паники в Приморье не вызвала, но тревожным фактором стала.

Андрей Калачинский, Владивосток

Коронавирус в Приморье пока не обнаружен. Ни у китайцев, ни у местных жителей. Возможно, свою роль сыграла очень холодная зима: даже во Владивостоке ночью было минус двадцать, а вирус не любит отрицательных температур. В автобусах или в магазинах почти нет людей в масках. А если есть, то чаще всего это японцы, китайцы или корейцы…

Вспышка атипичной пневмонии в Китае показала, насколько мы все взаимозависимы.

Но российские преподаватели ведут с ними занятия дистанционно. Владивосток посещают в год почти 300–400 тысяч китайских туристов. И почти 60–70 тысяч жителей Приморья ежегодно ездят в Китай. Закрытие границы из-за эпидемии прервало привычные связи, ударило по экономике, но при этом и подчеркнуло важность и значимость тесных дружеских отношений наших стран.

В то же время эпидемия коронавируса породила немало проблем. Но самые важные две: закрытие границы ударило по снабжению приморцев продуктами; непонятно, что делать тем приморцам, которые работают или учатся в Китае.

Например, юноша из Владивостока изучает дизайн в университете китайского Даляня и еще до того, как разгорелась эпидемия, полетел на остров Бали покататься на волнах. А тут волна страхов перед эпидемией привела к тому, что авиасообщение между странами резко сократилось. Индонезийский президент послал военные самолеты вывезти своих студентов из Китая. Юноша сначала радовался, что каникулы продлились, но потом стали кончаться деньги, из гостиницы пришлось съехать и тропический остров уже не кажется столь привлекательным. Сколько ему придется прожить на Бали — непонятно.


Этот сюжет, хотя и не типовой для региона, но людей заботит. Хотя больше разговоров, конечно же, о проблемах, касающихся всех. Введенное властями временное закрытие границы для перевозки грузов сразу ударило по продуктовым магазинам.

В конце января граница с Китаем в Приморье была закрыта сначала из-за празднования китайского нового года, а потом из-за начала эпидемии атипичной пневмонии. Фуры с овощами стояли на границе, но их не пускали. В итоге на овощных базах Владивостока закончились: огурцы, помидоры, баклажаны, лук, дайкон, чеснок, сладкий перец. Местная картошка, лук и огурцы из приморских и даже сахалинских теплиц остались, но их цена зимой в два раза выше, чем у китайских. Поэтому за несколько дней народ разобрал остатки, и полки заметно опустели.

3 февраля, правда, приморские власти официально сообщили о том, что грузовое движение через погранпереходы возобновлено. Дальневосточное таможенное управление уверяет: ограничений на ввоз грузов из Китая нет. И подчеркивает: таможенные органы готовы были оформлять декларации, однако грузов не было из-за китайского нового года. У китайцев, впрочем, своя версия, кто закрыл границу. Три китайские компании-экспортера подготовили на своих складах почти 2 тысячи тонн сельхозпродукции и переживали, что она может испортиться. Об этом сообщило телевидение приграничного с Приморьем китайского города Суйфэньхэ, который давно стал для приморцев настолько своим, что там даже можно расплачиваться рублями. По ожиданиям китайцев, погранпереход должен был заработать еще 31 января. И именно российская сторона держала его закрытым до 3 февраля.


Владелец крупной приморской торговой сети продовольственных магазинов Дмитрий Сулеев отметил, что поставки свежих овощей из Китая уже начались, но на случай повторного закрытия границы (а этого не может исключить никто) компания готова на поставки из Новосибирска, Республики Корея и Ирана.


Подтвержденных нет. А тревога все равно есть: сотрудники Роспотребнадзора на вопрос о том, сколько китайцев уже попало в карантин в Приморье, не отвечают. Вот граждане вакуум информации и заполняют сами. Жители Артема, например, убеждены, что у них на карантине китайцы есть — прилетели самолетом, с повышенной температурой… И как народ успокоить?

Фуры с продукцией из КНР вновь не могут доставить ее в регионы ДФО

Распространение нового штамма коронавируса заставило закрыть границе на Дальнем Востоке, из-за этого в ДФО перестали поступать овощи из КНР, цены взлетели в несколько раз. После открытия пунктов пропуска, казалось, проблема решилась – на прилавках появились овощи из Китая по доступным ценам. Но не тут-то было — на этой неделе запасы завезенной продукции начали заканчиваться, а новых партий нет. Поставкам на этот раз препятствует карантинная служба КНР.


ОВОЩИ ПО ЦЕНЕ МОРЕПРОДУКТОВ

Ситуацией на границе воспользовались недобросовестные предприниматели, поднявшие цены на овощи и фрукты в своих торговых точках на 30% - 200%. На необоснованный рост цен жалуются жители Приморского и Хабаровского краев, республики Бурятия, Сахалинской, Магаданской и Амурской областей, а также Забайкалья и Еврейской автономии.

По информации Федеральной антимонопольной службы, на прошлой неделе стабильная ситуация с ценами на продукты была в Якутии и на Чукотке, небольшое повышение цен на помидоры и огурцы наблюдалось в Магаданской, Сахалинской областях, Бурятии и Забайкалье. Наибольшее повышение цен на овощи зафиксировали в Еврейской автономии, Амурской области, Приморье и Хабаровском крае. Официальные данные о результатах мониторинга поступят в ФАС 17 февраля.

Власти Приморского края на этой неделе заявили, что китайская сторона требует от поставщиков предоставления сертификатов происхождения на продукцию, а также загрузку лишь одного наименования товара в одно транспортное средство. Логисты и представители торговых компаний уверены, если эти новые требования сохранятся, китайские овощи в Приморье поступать не будут.

Уже сейчас на продуктовых базах заявляют о дефиците. После открытия границы в регион завезли 350 тонн продукции, но она уже почти закончилась. В продажу поступают овощи из Турции, Израиля, Казахстана, Ирана, Узбекистана, однако из-за сложной логистики они стоят значительно дороже. Ставку на переориентацию поставок сделали почти все регионы ДФО, однако на ценах это мало сказалось.

Доктор экономических наук Никита Кричевский уверен, что слишком стремительный рост стоимости овощей в ДФО — яркий пример картельного сговора.

Экономист считает, подобная ситуация на рынке возникает, когда в стране отсутствует нормальное госрегулирование.

«Картельный сговор на лицо, а ситуация с коронавирусом — это лишь повод. Посудите сами, ведь нет никаких данных, что коронавирус передается через овощи или вместе с въезжающей фурой, — отметил экономист.

По его мнению, в данном случае региональная власть показала свою неспособность регулировать резкий подъем цен. Кричевский считает, что ситуацию необходимо исправлять в ручном режиме.

Продавцы отмечают, что ситуация нормализовалась, но еще есть небольшие колебания по ценам.

Владелец торговой точки в Хабаровске Вадим Ахметов, уверяет, что в его магазине цены, такие же, как всегда, и призывает коллег обратить внимание на тепличную продукцию.

ВОЙНА ФИТОСАНИТАРНЫХ СЛУЖБ

То, что сейчас происходит на границе, по словам предпринимателя, можно назвать войной фитосанитарных служб России и Китая. Все началось в августе, когда российские службы ужесточили ввоз косточковых плодов — яблок, нектаринов, груш. Потом ситуация повторилась с цитрусовыми, но уже в январе. Российская и китайская стороны пытались договориться о правилах, но не вышло. В результате разногласий фитосанитарных служб товар на полках магазинов закончился, что и вызвало рост цен и дефицит овощей.

Предприниматель отметил, что большая часть китайских овощей и фруктов уходит на рынок Дальнего Востока. Основная доля ввозимой продукции попадает в Россию через пограничные переходы Приморского края.

Поскольку через Приморье идут основные поставки китайской продукции, их прерыванием там озабочены больше всего — краевые власти намерены инициировать рабочую встречу Россельхознадзора с карантинной службой Китая и добиться возобновления поставок плодовоовощной продукции. В остальных регионах власти по этому поводу молчат.

Дальний Восток — пока единственный регион в России, на ситуацию с продовольствием в котором пагубно повлиял китайский коронавирус. Изменится ли ситуация?

Не стоит питать иллюзий: Приморье крепко завязано на китайскую сельхозпродукцию. Как только импорт на несколько дней остановился из-за опасности коронавируса и перекрытия границы, полки магазинов опустели.

Есть мнение: якобы в приморских теплицах выращивают много огурцов и помидоров. На самом деле это незначительный процент от того, что продается. Уровень потребления овощей и фруктов в Приморском крае настолько высок, что, помимо КНР и ближайших стран, везут товар даже из Турции, Пакистана, Австралии, США. Все это спокойно продается по нормальным ценникам — когда нет ажиотажа и дефицита.

Стоит ли уповать на пакистанскую продукцию, к примеру, мандарины? Пакистан — страна третьего мира, которой повезло находиться ближе к экваториальной зоне, чем России. Но что там за уровень сельского хозяйства, можете себе представить? Для меня загадка, почему фрукты там дешевле, чем из Китая, откуда их везут четыре часа. Из Пакистана же поставляют либо морем, либо поездом, либо транзитом через ту же КНР.

Конечно, в чем-то нам помогут Япония, Корея, Турция. Но сельхозпродукция там недешевая, и везти оттуда надо самолетами. Я обсуждал с одним из партнеров, который работает в HoReCa, план действий в нынешней ситуации. Если перевозить салат на авиатранспорте через Москву, он становится чуть ли не вдвое дороже. Порой, если товар недорогой, стоимость транспортировки составляет больше цены самого груза. Потому самолетами возят экзотику: штучные скоропортящиеся фрукты, допустим, лайм, зелень, которая в Китае сейчас не растет.

Белорусские продукты? Здесь все упирается в дефицит оборотных средств и логистику. Чтобы везти товар с запада, нужно его закупить, оплатить перевозку, дождаться возврата средств от сетей — отсрочка может достигнуть двух месяцев. Одна фура стоит по себестоимости товара 1–2 млн руб. Предпринимателей, готовых замораживать десятки миллионов на длительные сроки, не много.

Ассоциация сельского хозяйства КНР входит в десятку самых развитых, между тем как Россия не соответствует мировым стандартам качества сельхозтоваров. Судить о китайских овощах и фруктах по той некачественной продукции, которую иногда сюда привозят, не совсем верно. С одной стороны, рынок диктует свои условия, и в Россию везут более дешевый товар, с другой — в Приморье действительно есть недобросовестные поставщики, которые стремятся экономить на качестве.

Китайские овощи закупают в детские сады, школы, больницы в Приморском крае. Из тех же самых китайских овощей, которые продаются в дискаунтерах, делают салаты в самых дорогих ресторанах Владивостока.

Что касается приостановки ввоза косточковых, семечковых, цитрусовых — все временное у нас становится постоянным. Яблок и груш мы не видим с лета, хотя проблему намеревались решить за пару месяцев. Проблема экономических войн между странами в том, что интересы потребителей и предпринимателей наверху не учитываются. Нам стоит только ждать, когда договорятся.

Но… Перед тем как закрыть границу, китайские власти собирались перевести порядок оформления грузовиков на монопозиции. То есть пересекает машина границу — имеет право везти только огурцы, или только помидоры, или только капусту. Осложнилась процедура оформления грузов внутри КНР. Если раньше документацию на товары собирали с китайских поставщиков перед отправкой груза, то теперь поставщики должны привозить полный пакет документации на сборочный пункт. Для наших предпринимателей это дополнительные издержки с точки зрения формирования партий. То, что пользуется меньшим спросом, завозить будут в последнюю очередь, стоимость этой продукции вырастет.

Кстати говоря, на севере КНР сейчас вообще сложно купить овощи, а заказать с юга, как всегда делалось раньше, нельзя, потому что дороги перекрыты из-за карантина. С другой стороны, все супермаркеты на юге Китая забиты сельхозпродукцией, которая предназначалась на экспорт в Россию, — везде стоят коробки с русскими надписями. Продается все по себестоимости, притом что товары на экспорт в Китае традиционно стоят меньше, чем на внутреннем рынке. Получается, продукцией все завалено и она дешевая, но вывезти ее нельзя.

Граждане России уже не так активно осваивают КНР, многие возвращаются. И дело не только в коронавирусе

Иван Смолин. Фото из личного архива


  • Летом 2010-го из Красноярска в Китай — жить и работать — уехал бизнесмен и гражданский активист Иван Смолин. Спустя 10 лет мы встретились.

    И у них, и у нас успешно развиваются электронные кошельки. Но последние года два это же обернулось ограничением прав и свобод, усилением контроля. Программные и аппаратные возможности позволяют отследить любого человека, за что он платит, кому, где — в Китае все делается по ID-карте. Китай начал терять привлекательность для иностранцев.

    А ведь всего 10 лет назад для них это была территория свободы, и ты автоматически попадал в элиту, умеешь ты что-то делать или нет. Только за счет того, что ты белый.

    Сейчас я директор китайской компании, которую организовал и зарегистрировал в 2014-м, но она не моя — это дочка крупного российского металлотрейдера. Находится в провинции Хэйлунцзян в городе Суйфэньхэ (Сунька, как зовут наши), в бондовой зоне (районе с особым таможенным и низконалоговым режимом) на границе с Россией. 100 км до Уссурийска, 240 — до Владивостока. Всего три таких круглогодичных крупных перехода на северной границе: еще Маньчжурия (Манька) у Забайкальска и Хэйхэ возле Благовещенска.


    Российский погранпереход в Пограничном. Фото из личного архива Ивана Смолина

    Читайте также


    Несмотря на большой трансграничный поток грузовых машин с лесом или кондитеркой в Китай, а обратно с оборудованием, металлом и техникой, с нашей стороны условия для водителей грузовиков просто ужасные. Бывает, они умирают в очереди, прямо в машинах (слышал о нескольких случаях за 6 лет). Стоят же иногда до 10 дней, гостиниц на границе с российской стороны нет — пара попыток была, но закрылись, невыгодно: дорого водителям не сделать, а иначе не окупается — земля, коммуникации здесь совсем не дешевы. С китайской стороны гостиничные номера — 300–400 рублей в сутки на человека. Ничего особенного, конечно, но благоустроенные.

    Проблему переходов надо видеть. С нашей стороны — сарай, построенный очень давно, с китайской — трехэтажный, в несколько тысяч квадратных метров погранично-таможенный пункт.

    В Суйфэньхэ с российской стороны начинали строить приличный переход. По-моему, еще в 2008-м. Те первые сваи до сих пор торчат возле дороги у самой границы. К ним с годами добавляются новые. К 2020-му уже трижды сваи забивали — осваивали деньги. Ну и отношение к России соответственное: зимой на улице не постоишь, и в 15 квадратных метров по 50 человек набивается — это после шикарного китайского пункта.


    Китайский погранпереход в Суйфэньхэ. Фото из личного архива Ивана Смолина

    У меня ВНЖ (вид на жительство) рабочий, но я уеду из Китая. Конечно, не в Красноярск — из-за экологии. Очень устал от Китая. В европейскую часть России уеду. Кстати, смогу забрать из Китая почти все личные страховые накопления, выплаченные государству с официальной зарплаты.

    Младший сын проучился в Китае с пятого по седьмой класс, еще полтора года в Шэньчжэньском политехе на курсах китайского, сейчас студент МФТИ, прикладная математика и информатика. Мое мнение насчет образования в Китае изменилось: дети, оказывается, не остаются в Китае, покидают его. Из тех, кого я держал в поле зрения, уехали, наверное, девять из десяти. И сын категорически не захотел связывать будущее с Китаем. Забрали его из китайской школы, когда поняли, что у него исчезает логика. Постоянная зубрежка иероглифов, сильна лишь математика (это нормальная государственная китайская школа в мегаполисе). Благо не бросали красноярский девятый лицей, сын заочно учился, возили ему учебники из России. А вот сын Н. (та семья — тоже красноярцы, тоже у них здесь был бизнес, тоже его существование стало невозможным, уехали из России за два года до Смолиных. — А. Т.), одно время тосковавший по родине, остался в Китае. Привык. Еще подростком стал чемпионом Федерации Гонконга по тхэквондо. Но дальше заниматься не захотел, сейчас у него бизнес, живет в Шэньчжэне, и родители там же, жена у него из Гонконга. Такие дети уже никогда не вернутся в Россию.

    Хотя вот ситуация с коронавирусом показала, что процентов 90 тех, кто хаял Россию, побежали быстро обратно: никому здесь оказались на фиг не нужны, как коснулась беда.

    Например, в провинции Шаньдун резко обнаружилось в пяти тюрьмах большое число заболевших — раньше оно не учитывалось, скрывалось, пока власти в Пекине не узнали.

    А дело в том, что сын полицейского босса, больной, пришел в тюрьму, пообщался — и полетело.

    Для КНР это не крах экономики, но удар страшный. Я всем, кто работает с Китаем, рекомендую делать какие-то выплаты, в том числе платить депозиты, с большой осторожностью: по моему видению, процентов 70 китайских предприятий уже не имеют оборотных средств. Ведь на китайский Новый год традиционно выдается много премий, дивиденды, значительная часть денег выводится за рубеж. Знают, что пройдут праздники, и все пойдет по накатанной. Один из показателей: продажи машин в феврале (200 тыс.) рухнули на 90%. У них за месяц раньше продавали чуть не годовой российский объем (2 млн против 2,5–3 млн). Люксовый сегмент рухнул, из производств работают только непрерывные. Но Китай восстановится.

    До нашего правительственного штаба по борьбе с коронавирусом достучаться нереально, но я бы все же посоветовал особое внимание уделить городам с большими промышленными зонами. Красноярску, Челябинску, Норильску, Магнитогорску в период, когда температура превысит нуль, следует быть очень осторожными. В Китае коронавирус больше всех поражает людей в самых грязных промышленных провинциях и городах. Там у людей самый слабый иммунитет, проблемы с легкими. А зараза эта смертельно опасна прежде всего для людей с хроническими заболеваниями.

    Дивногорск (город-спутник Красноярска у плотины Красноярской ГЭС), над которым зимой висит ледяная взвесь, я бы особо выделил. Город астматиков и легочных заболеваний — во всяком случае, так было в советское время по тем данным, что я видел. (То же касается красноярских улиц, ближних к Енисею, — судя по советской статистике участковых терапевтов. — А. Т.) Людям с проблемными легкими очень советовал бы поднимать иммунитет, больше гуляя на Столбах.

    Провинция Хубэй, в том числе ее столица Ухань, откуда все началось, — одна из самых грязных в Китае. И наибольшее число заболевших, повторюсь, — в промышленных и грязных провинциях.

    Но нельзя исходить только из загрязненности воздуха, есть и другие факторы. Например, два мегаполиса — Пекин и Шанхай. В Пекине больных больше — Шанхай на берегу моря. Меньше опасаться стоит людям, живущим выше 500 м над уровнем моря, — это следует из собранных мной данных по Китаю. Мой город Суйфэньхэ — 550 м, ни одного заболевшего. Тибет — один зараженный на весь регион.

    Все же у России есть шанс — качество воздуха у нас получше. Китай, несмотря на все последние усилия в охране окружающей среды, слишком переоценен, он убил свою экологию напрочь, и коронавирус это подтверждает. Китай за свое развитие заплатил страшную цену и еще будет ее платить вдвойне и втройне.

    В том же Пекине просто невозможно стало жить, и предприятия с 2016 года действительно вынесли подальше из города, воздух стал почище. Но мы так ели манную кашу в детстве — размазывали из центра по всей тарелке. Отъедьте от Пекина 300–500 км и не на день, а на три недели. Тот же смог, и очень сильный. В Красноярске жалуются на 80 ПДК (предельно допустимая концентрация) какого-нибудь вещества в воздухе, а у китайцев 250–300 ПДК. Но все же красноярцам, челябинцам, магнитогорцам, всем жителям промышленных городов надо быть настороже.

    Читайте также


    В Китае по-прежнему вести его гораздо проще, чем у нас, работается легче, меньше бюрократизации, зарегулированности, бумажной работы. Мы поставляем в Россию до пяти тысяч тонн грузов в год, а у меня нет бухгалтера: хватает секретаря-кассира, она передает первичные учетные документы аудиторам на аутсорсинг, тем я плачу в месяц пять тысяч юаней — порядка 50 тысяч рублей. Это при том, что рабочая сила в Китае сейчас дороже, чем в России. И рубль недооценен к юаню. Курс сейчас грубо один к десяти, а для меня как иностранца, по моим внутренним оценкам, он составляет один к семи рублям. А если жить так, как мне нравится жить в России (машина, безлимитный интернет с выходом на весь мир, есть то, что хочу и что привык), то курс рубля по ППС (паритету покупательной способности) будет еще выше. Наверное, до пяти рублей за один юань.

    Ни одного штрафа за все годы работы. Тебя ведут. Приходят не искать нарушения и наказывать, а подсказать, как сделать. В этом Россия сильно проигрывает.

    Попробуй у нас сдай в налоговую документы с ошибкой или исправлением, с пометками на полях. Здесь опечатался — тебе скажут, где исправить, и всё.

    Проигрываем из-за постоянных изменений в законодательстве. У них — только с нового года (по их календарю), и можешь быть уверен: задним числом тебя не нагреют. Очень редко — в течение года, и это возможно лишь в том случае, если улучшает положение налогоплательщика.

    На недоработках нашего правительства в Суйфэньхэ построена еще одна крупная — в половину Центрального района Красноярска — зона лесопереработки. Из русского кругляка, грубо обработанных пиломатериалов здесь делают все что угодно. У нашего секретаря-кассира муж работает на этом узле, так он за день оформляет документы на 40 вагонов с лесом. И это он один, и это только одна из нескольких компаний.

    Мы сами отдаем китайцам высокодоходные бизнесы. Еще пример: оцинкованных рулонов в России не хватает, и их ввозят из Китая. Ограничили одно время импорт крашеных рулонов, и китайцы поставили в России огромные станы, восемь заводов — красили здесь, ввозя некрашеные и создавая в России добавочную стоимость. Однако в конце 2019 года в пользу Магнитки и других комбинатов ввели антидемпинговую пошлину, тем самым китайские инвестиции в Россию, по сути, зарубили, производство стройматериалов из этих рулонов снова уйдет в Китай.

    Нет, друзей в Китае не появилось. Есть китайцы, которых уважаю, но разница в менталитете не позволяет видеть в ком-то из них друга. А в работе — только тотальный контроль в режиме 24/7, иначе никак.

    Читайте также


    Китай — средство заработка. Пока мой доход там вдвое больше, чем был бы в России. Поэтому две трети времени живу в Китае. Скоро — снова туда, никто не сделает за меня административную работу. Но весь персонал пока распущен, работают из дома.

    Спасибо, что прочли до конца

    Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

    В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.


    Если динамику роста цен на овощи во Владивостоке представить в виде графика, то больше всего он будет напоминать кардиограмму инфарктника. Несмотря на то, что после открытия границы свежие овощи на прилавках города появились, их стоимость для большинства горожан недоступна.

    Дефицит свежих овощей показал, насколько сильно Приморье зависит от импорта. Когда 1 февраля Россия полностью закрыла границу с Китаем, на погранпереходах застряли фуры с овощами и фруктами. А местные коммерсанты мгновенно разметали все запасы овощей на оптовых базах.

    Свежие овощи тут же исчезли и с прилавков. Небольшие магазинчики не успели закупиться у оптовиков по старым ценам, а новую малый бизнес уже не смог потянуть. Но когда через пару дней блокады для грузовиков открыли границу, на ценах это никак не отразилось.

    Когда говядина дешевле помидор

    В крупных торговых сетях Владивостока овощи вернулись на прилавки. Но цену на них переписывают чуть ли не два раза в день. В сетевых магазинах одни и те же огурцы утром в понедельник стоят от 190 до 440 рублей за килограмм.

    Супермаркет в депрессивном спальном районе Владивостока. Обитатели местных хрущёвок – в основном пенсионеры. Парковка перед супермаркетом в понедельник полупустая. Но цены – огонь.

    - Кабачки по 400 рублей за кило? Да я летом краба дешевле брал, —говорит местный житель Андрей Савин.

    Огурцы и болгарский перец – по 440. Помидоры – по 280.

    - Часто огурцы берут? – интересуемся у администратора торгового зала.

    - Они же из Ирана, конечно, дорогие будут, если самолётом везти. Вот и не берут люди. Мы постарались, чтобы полки не опустели, и товар был в наличии. Люди не берут, товар вянет.

    В соседнем магазине точно такие же огурцы, но уже по 400 рублей. И снова – Иран. Ничем не отличаются от китайских в соседнем овощной ларьке.

    - Совсем с этими ценами коммерсанты стыд потеряли, говорит пенсионерка Ольга Царькова. Она пришла в магазин за овощами, а ушла лишь с банкой кабачковой икры.

    Коммерсанты и сами не рады такому положению дел. Но, похоже, другого выхода у них нет.

    По словам менеджера оптовой компании Дениса Пака, на базах овощи практически закончились, а поставки овощей из Китая уменьшились в разы. Чтобы не оголить полки, коммерсанты закупают овощи в стлице и доставляют их в Приморье самолётом. Отпускная цена иранских огурцов у оптовых компаний в Москве и Санкт-Петербурге, по словам Пака, составляет от 35 до 44 рублей. Но доставка самолётом во Владивостоке делают их золотыми. У приморских поставщиков оптовая цена таких огурцов превышает 300 рублей.

    Доставка огурцов самолётами, случай экстраординарный. Коммерсанты хотели любой ценой не допустить дефицита овощей в регионе, вот и решились на такой шаг. Следующую партию, скорее всего, повезут уже по железной дороге. Главное, чтобы позволили погодные условия, и огурцы не перемёрзли по дороге.

    Будет хуже

    К сожалению, в обозримом будущем ситуация вряд ли улучшится. В приграничном Китае уже наблюдаются перебои с овощами. Их растят в южных провинциях, где свирепствует коронавирус. Для того, чтобы избежать распространения инфекции, Китай практически прекратил движение между провинциями. Из-за этого фуры с овощами и фруктами из южного Китая не могут добраться до севера.

    Как говорит директор экспортно-импортной компании из Хуньчуня Чжан Венлинь, поставщики с юга уже предупредили о возможных перебоях в поставках. Из-за карантина на юге закрыты склады и логистические центра, движение по скоростным магистралям ограничено, поэтому запасы овощей и фруктов на оптовых базах на Северо-Востоке Китая стремительно уменьшаются. Понятное дело, у местных властей в приоритете накормить китайских граждан, а не направлять продовольствие на экспорт.

    В самом Китае, если с эпидемией не удастся справиться быстро, стоит ждать массовых банкротств и самоубийств бизнесменов. В Хуньчуне заболевших нет, но карантинные меры здесь довольно жёсткие. Большинство предприятий закрыты. Кто может, работает через интернет. А там, где работать нужно не головой, а руками, персонал отправили в вынужденные отпуска. Больше половины работодателей вынужденный простой не оплачивают.

    Из Хуньчуня отменили все междугородные автобусы, из 10 скоростных поездов, которые отправлялись отсюда ежедневно, осталисть только 4. Люди сидят по домам, и лишь раз в два-три дня выходят за продуктами. На выходе из квартала - обязательное измерение температуры.

    К лету не пройдёт

    Нет уверенности, что ситуация в Приморье исправится летом с появлением местных овощей. Большую часть огурцов и помидоров на полях края выращивают китайские сельскохозяйственные рабочие, но неизвестно, смогут ли они приехать из-за карантина – выдача рабочих виз для граждан КНР временно приостановлена.

    Как говорит бывший руководитель крупной торговой сети в Приморье Сергей Митрофанов, владевшая сетью гипермаркетов в приморской столице, после подавления эпидемии коронавируса наши цены на продукты не вернутся к исходному состоянию. Сетевики подняли цены из-за того, что быстро не смогли перестроиться, но теперь их не хочется снижать.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции