В южной корее коронавирус из из христианства

В первые недели распространения инфекции страна стала одним из основных очагов заболевания за пределами Китая. Первый случай заражения коронавирусом там был выявлен 20 января — через три недели после того, как о новом коронавирусе стало известно, и за 11 дней до регистрации первых случаев в Италии. К 29 февраля заболеваемость в стране достигла пика — за сутки было зафиксировано 909 новых случаев. Однако уже 5 марта этот показатель сократился до 438, еще через четыре дня — до 248 зараженных, а 9 марта корейские власти сообщили о 131 новом случае заболевания за сутки. К 22 марта суточный прирост числа заболевших замедлился до 64, в то время как, например, в Италии, в тот день было зарегистрировано 5560 новых случаев.

Еще более красноречивы данные о смертности от коронавируса. За все время эпидемии от инфекции умерли 126 человек при 9 000 заболевших, ежедневный прирост по смертям не превышает 10 человек в сутки (в основном речь идет о 2-4 случаях), в то время как в Италии прирост новых смертей идет на сотни (24 марта — более 700).

Южная Корея смогла остановить распространение инфекции без драконовских мер Китая на ограничение свободы слова и передвижения, а также без закрытия границ, как сделали это в Европе и США, пишет The New York Times. Южная Корея своим примером доказала, что вирус можно сдержать, не останавливая экономику, но будет ли работать ее модель за рубежом?

Перенимая опыт Южной Кореи, западные страны могут столкнуться с тремя препятствиями, ни одно из которых не связано с затратами или технологиями, считает The New York Times. Это слабая политическая воля, низкий уровень общественного доверия и время, которого уже нет. Издание также выделяет четыре урока, которые нужно вынести из опыта Южной Кореи.

Действовать быстро

Через неделю после выявления первого зараженного, 27 января, власти Южной Кореи встретились с представителями более 20 медицинских компаний и призвали их немедленно приступить к разработке тестов для массового производства.

Первый набор для теста, сделанный компанией Kogene Biotech Co., получил одобрение правительства 4 февраля. На тот момент в стране было зарегистрировано всего 16 случаев заболевания вирусом COVID-19. Поставка тестов началась три дня спустя.

Делать много тестов

За день Южная Корея может тестировать до 20 000 человек. Чтобы снять повышенную нагрузку на больницы, в стране было создано 633 центра, предназначенных только для тестирования на коронавирус, включая 50 станций на парковках, в которых люди могут пройти тест, не покидая своих автомобилей. Там они заполняют анкету, у них замеряют температуру и берут мазок из горла. Процесс занимает около 10 минут. Образцы, которые хранятся в герметичных контейнерах при 4 °C, доставляются в фургонах в 118 лабораторий. Результаты теста сообщаются в течение нескольких часов.

В Южной Корее было проведено более 300 000 тестов на 24 марта. Это в 40 раз больше тестов на каждого человека, чем было сделано в США, отмечает NYT. В России тестов также пока проведено значительно меньше — на совещании с участием Владимира Путина 24 марта вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что проведено 163 000 тестов, при том, что население в России примерно в три раза больше южнокорейского.

Отслеживать, изолировать и контролировать

Южная Корея разработала методы активного отслеживания контактов еще во время вспышки эпидемии MERS (так называемый ближневосточный респираторный синдром) в 2015 году, пишет The New York Times. Медицинские работники отслеживали движения пациентов, используя записи с камер наблюдения, транзакции с кредитных карт и даже данные GPS с их автомобилей и мобильных телефонов.

Корейцы восприняли вторжение властей в частную жизнь как необходимый компромисс, пишет NYT. Те люди, которым предписано быть на карантине, должны установить на свой телефон специальное приложение, которое оповещает власти, если человек нарушил режим изоляции. Штраф за нарушение карантина может достигать $2500. На телефоны приходят оповещения в случае, если поблизости выявлен случай заражения. На веб-сайтах и ​​в приложениях для смартфонов можно получить почасовые, а иногда и поминутные данные о перемещении зараженных людей — какие автобусы они использовали, когда и куда они садились и выходили, даже информацию о том, носили ли они защитные маски.

Заручиться поддержкой общества


Прихожане южнокорейской церкви заразились COVID-19, выпив из одной бутылки воду во время службы — её никто не дезинфицировал. Чтобы предотвратить подобные происшествия, власти многих стран отменили проведения церковных таинств, но не в России — РПЦ утвердила дополнительную инструкцию по безопасности, но только для Московской Епархии.

Южная Корея — один из лидеров в азиатском регионе по количеству заражённых COVID-19. По данным портала Coronavirus-Monitor на 17 марта, в стране заболели 8320 человек, из которых 81 погиб и 1401 человек выздоровел.

В начале марта цифры были ещё не столь устрашающими, но правительство ввело меры предосторожности, рекомендовав гражданам отказаться от массовых собраний. Большинство церквей приостановили свою работу, но далеко не все.

Среди церквей, что продолжили проводить службы оказался и христианский храм Ривер Грейс, расположенный в городе Соннам, провинция Кёнги, пишет DailyMail. Христианство стало распространяться в Южной Корее в 70-х годах, а в 90-х превысило буддизм — историческую религию страны — по числу последователей.


В Ривер Грейс 8 марта прошла служба, которую посетили 100 из постоянных 135 прихожан. Перед началом молитвенного собрания пастор церкви по имени Ким решил обезопасить свою паству от коронавируса солёной водой.

Будучи уверенным, по словам журналистов, что морская вода способна предотвратить распространение COVID-19, служащий церкви предложил прихожанам брызнуть немного себе в рот из общего пульверизатора.


Кадр с камеры наблюдения в церкви Ривер Грейс, на котором пастор прыскает морской водой в рот прихожанам

Уже через неделю, 16 марта, местные власти сообщили, что сразу же после собрания шесть человек, в том числе сам пастор Ким, получили положительный результат по тесту на коронавирус, после чего было решено проверить всех посетителей Ривер Грейс.

В итоге среди прихожан выявили ещё 40 заражённых. Оказалось, что виной всему стал тот самый баллончик с распылителем — его Ким не дезинфицировал и, попрыскав водой в рот заражённому человеку, распространил вирус среди других посетителей службы. Причём сделал он это дважды — той же бутылкой священник пользовался на службе 1 марта.

Было подтверждено, что он [пастор] поместил сопло флакона с распылителем в рот посетителя, который впоследствии был признан заражённым, но ещё до этого он [пастор] распылил воду из того же флакона в рот другим прихожанам. Это сделало неизбежным распространение вируса, — сказал Ли Хи-Янг, руководитель рабочей группы по коронавирусу в провинции Кёнги.


Узнав о произошедшем, Ким сказал, что собирается сложить с себя полномочия настоятеля церкви.

Мне очень жаль, что это случилось. Я возьму на себя всю вину и ответственность, — сказал Ким.


Шпиль церкви Ривер Грейс

После выявления заражённых верующих церковь закрыли для посещения, а правительство Южной Кореи усилило меры по выявлению возможных очагов распространения COVID-19.


Дополнительные меры для борьбы с пандемией по всему миру приняли руководства церквей разных конфессий — в Италии до начала апреля закрыли все католические храмы и отменили богослужения. Высший религиозный законодательный орган консервативного иудаизма призвал иудеев отказаться от рукопожатий и целования ритуальных предметов. Впервые за 40 лет власти Саудовской Аравии закрыли верующим доступ к главной святыне ислама — Каабе, расположенной в городе Мекка.

В церквях России до 17 марта не вводился строгий режим безопасности. На фоне таких запретов и печального опыта Южной Кореи в Казанский собор Санкт-Петербурга из Иерусалима 10 марта привезли мощи пророка Иоана Предтечи, и к ним тут же выстроилась очередь из сотен верующих. Люди прикладывались губами к сосуду с мощами, а затем проходили вглубь собора, где целовали чудодейственную икону.


Председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион 14 марта рассказывал, что РПЦ не собирается закрывать храмы и прекращать богослужения из-за пандемии коронавируса.

А 16 марта протоиерей Леонид Калилин сообщил, что заразиться коронавирусом во время причастия невозможно из-за содержащегося в кагоре алкоголя — по этой причине в храмах во время подготовки к литургии стали добавлять вдвое больше вина, чем прежде. На этом все меры Русской Православной Церкви закончились — люди продолжали причащаться общими чашкой и ложкой.

Лишь во вторник, 17 марта, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил новую инструкцию по мерам безопасности в церквях. Храмы продолжат проводить таинства, но при соблюдении некоторых правил. Правда, ввести их предлагается только настоятелям Московской Епархии.

Даже несмотря на введение подобных мер, некоторые люди отказываются их соблюдать, объясняя, что вера сильнее коронавируса. Иранцы демонстративно облизывают святыни, однако власти Ирана не хвалят их за преданность религии, а арестовывают.



Высокий уровень угрозы распространения вируса COVID-19 объявили в Южной Корее. Количество зараженных приближается к тысяче, уже есть 11 погибших. Причем больше половины заразившихся — участники религиозной секты. Тысячи граждан страны уже подписывают петиции о ее закрытии.

Молятся и учатся — только плечом к плечу, все вместе, несколько тысяч человек в одном помещении.

"Церковь" на корейском означает "учиться вместе, собираться, чтобы постигать новое". Церковь – это место, где вместе можно постичь Бога и Иисуса", — объясняет руководитель отделения Синчхонджи Чхве Дон Хи.

Именно с этой секты и началась эпидемия коронавируса в Корее. Сейчас подтвержденных случаев — около тысячи. Половина заболевших – последователи так называемой церкви Иисуса Синчходжи. Ее основатель Ли Ман Хи объявил себя вернувшимся на Землю Иисусом.

"Главное положение очень простое — вот-вот придет ссудный день, и только мы веруем правильно. Только мы попадем в рай, в все остальные — в ад", — говорит кореевед Андрей Ланьков.

Чтобы официально вступить в церковь Ли Ман Хи, его последователи даже сдают экзамен. Готовятся месяцами, заучивают наизусть высказывания и трактовки своего религиозного лидера.

"Я практиковалась каждый день, записывала ответы на листках. Если хоть один день пропускала, то все забывала. Тут нужна воля", — рассказала последовательница "Церкви Иисуса Синчхонджи Квон Сук Ча.

По оценкам властей, нулевым пациентом стала 61-летняя последовательница Синчхонджи. Уже больная, с температурой и всеми симптомами коронавируса, она ходила на несколько богослужений в городе Тэгу. На них, по приблизительным оценкам, присутствовали около 9 тысяч человек. Сейчас их тестируют на коронавирус. Тэгу, как и все близлежащие города, опустел. Очереди стоят только перед супермаркетами – там по утрам бесплатно раздают маски.

"В магазинах масок нет. В Интернете их продают втридорога. А корейцы скидывают ссылки, что сегодня в 10 часов утра откроют продажи дешевых масок", — отмечает студентка докторантуры университета Джунбу Анна Краснова.

"Многие магазины закрыты, на улицах пусто. Люди в буквальном смысле верят, что вирус летает в воздухе. Я боюсь подходить к незнакомым людям на улице, потому что они могут оказаться членами секты", — говорит жительница Тэгу он Юн Хён.

Во время богослужений в этой секте последователи танцуют и поют, обнявшись и положив руки на плечи друг другу. Вероятность заражения при таком контакте чрезвычайно высока.

"Даже в рабочих чатах друг другу пересылают списки филиалов этой секты. Мол, остерегайтесь этих мест и по мере возможности не ходите рядом. Но по большей мере ругают даже не секту, а власти, что вовремя не закрыли границы", — комментирует ситуацию студентка докторантуры университета Джунбу Анна Краснова.

Если посмотреть официальные заявления властей, становится очевидно: сейчас главная задача Сеула — успокоить население. Обвинений в адрес секты не звучит нигде – ни в газетах, ни в теленовостях. Причина такой осторожности для специалистов понятна. Христианских сект в Корее — десятки. Маргиналами их членов никто не считает. Только у Синчхонджи – 12 отделений по всей стране, больше 200 тысяч последователей.

В целом христианство для Кореи – до сих пор молодая религия. Ее массовое распространение началось с XX века. Классическая трактовка часто не подходила, плохо сочеталась с традиционными воззрениями о небе, с культом предков. Как следствие — эта невероятная популярность местных мессий и новых трактовок христианства – от мирных течений вплоть до совсем эксцентричных сект.

"Чтобы оценить масштабы проблемы: в Корее христиан — 30 процентов (15-16 миллионов человек). Это активно верующие. Из них примерно два миллиона считают сторонниками всяких подозрительных церквей. Поэтому можно сказать и так: два миллиона человек — это сектанты", — объясняет кореевед Андрей Ланьков.

И эти два миллиона человек – активный электорат. Так что открытых обвинений в адрес Синчхонджи не будет. Пока богослужения и собрания приостановлены. Но призывы о принудительном закрытии этой секты, скорее всего, останутся без ответа. Церковь откроется вновь, как только все ее члены пройдут карантин.


Ведущие вирусологи многих стран считают, что опыт борьбы с коронавирусом в Южной Корее очень поучителен для всего мира.


На парковке к югу от Сеула свистит холодный ветер и раздувает брезент белых палаток. С девяти часов здесь стоят врач и два помощника, чтобы проверить пациентов на Covid-19 , которые подъезжают на своих машинах.

На них белый защитный костюм, а над ним пластмассовый фартук, несколько слоев латекса и пластмассовые перчатки, маски для лица, а над ними козырек из оргстекла.

Черный BMW заезжает на парковку, водитель опускает окно. Ему не нужно выходить. Медсестра запрашивает личные данные и измеряет его температуру. Затем врач берет образец из горла и образец из носа.

Это так называемое тестирование на входе, безопаснее и быстрее других процедур, оно занимает менее десяти минут."Когда пациенты обращаются в клинику, они могут заразить других людей или загрязнить окружающую среду", - говорит дежурный врач в то утро.

По всей Южной Корее насчитывается 50 таких станций. Город Гоян был пионером в этом деле, чиновники взяли за образец McDonald's drive-in. Тест является бесплатным для пациента и сравнительно недорогим для южнокорейской системы здравоохранения. Это стоит в эквиваленте 48 евро на автостанции и 121 евро в клинике.

Такое тестирование является частью усилий южнокорейского правительства, направленных на то, чтобы взять вспышку коронавируса под контроль. Около 8000 человек в Южной Корее были инфицированы, больше, чем практически в любой другой стране. Но тем временем кривая несколько сгладилась, смертность сравнительно низка, и эксперты связывают это с образцовым обращением Южной Кореи с этим заболеванием во многих отношениях.

Президент Мун Чжэ Ин объявил "войну" вирусу. В среднем, в Южной Корее на Covid-19 ежедневно тестируется 12 000 человек, а лаборатории могут проводить максимум 20 000 тестов в день. Власти получают результаты за 6-24 часа, намного быстрее, чем в других странах. Таким образом, тот факт, что такие высокие показатели инфицирования поступают из Южной Кореи, объясняется еще и тем, что особенно большое число людей проходит тестирование на возможное заражение.

"Мы очень впечатлены тем, как много испытаний проводится в Южной Корее", - говорит Томас Фриден, бывший директор CDC в США. Это позволяет на ранней стадии определять, кто заражен. Это, соглашаются специалисты, важно для снижения уровня заражения. Потому что если на ранней стадии вы знаете, что заражены, вы можете принять меры предосторожности, чтобы предотвратить заражение других людей.

Вирусолог Берлинского Шарите Кристиан Дростен также комментирует южнокорейский подход: "Я нахожу это абсолютно образцовым. Я бы хотел, чтобы мы достигли такой высокой тестовой квоты.

Южная Корея намного опережает другие страны. Если Южная Корея 10 марта уже провела 210 144 теста, то в Италии их было 60 761, в Великобритании - 26 261 и в США - только 8554.

Поражает еще одно: в Южной Корее от Covid-19 умерло 60 человек, при средней смертности 0,7%. Этот показатель ниже, чем в других странах.

Это может быть связано с ранней диагностикой и, следовательно, ранним лечением, говорит Ким Дон Хён, президент Корейского общества эпидемиологии. Но это также может быть связано с тем, что многие молодые люди в Южной Корее были инфицированы, и течение болезни было не столь тяжелое.

После вспышки болезни Mers пять лет назад Южная Корея повернула свою инфраструктуру в сторону возможной эпидемии. Это помогает в текущем кризисе. Власти не только имеют право проводить детальные расследования в отношении личных данных инфицированных, но и имеют Центр неотложной помощи по инфекционным заболеваниям и экспертные группы, которые проводят регулярные встречи.

Люди, регулярно контактировавшие с инфицированными людьми, вынуждены в течение двух недель находиться в карантине по всей Южной Корее. У каждого из них есть приложение в телефоне , которое используется для контроля за тем, поддерживается ли эта самоизоляция.

В Индексе глобальной безопасности в области здравоохранения Южная Корея занимает ведущее место, когда речь идет о профилактике и выявлении инфекционных заболеваний и реагировании на них, а в категории "система экстренного реагирования" страна даже занимает первое место.

17 декабря 2019 года корейское агентство по контролю за заболеваниями KCDC провело учение. Было проверено, кто несет ответственность в чрезвычайной ситуации, как реагировать и сколько времени займет постановка диагноза. Моделирование было основано на чисто случайном примере: коронавирус.

Несмотря на эти меры предосторожности, вирус, с середины февраля, смог быстро распространиться на юге страны. Критики обвиняют правительство в том, что оно продолжает впускать в страну пассажиров из Китая, чтобы не расстраивать Пекин.

Но гнев многих людей особенно сильно ударил по христианской секте Синчхондзи. Во время богослужений на юге страны были заражены массы верующих, так что мегаполис Тэгу и соседняя провинция стали проблемным местом. Почти две трети всех инфекций в стране вызваны Синчхонджи.

Между тем, в Тэгу становится понятно, как даже надежная система здравоохранения достигает своих пределов: медицинский персонал там работает на грани истощения, особенно первые несколько недель были тяжелыми. "Мы мало знали о вирусе и о том, как его контролировать", - говорит доктор Чхве Сан Вонг.

В отличие от Уханя, Тэгу не изолирован, а полагается на то, что люди будут оставаться дома добровольно. Южнокорейцы хотят продемонстрировать, как демократия может отреагировать на этот вирус, который подвергает испытанию гражданские свободы во всем мире: с прозрачностью и чувством общности, а также с превосходными медицинскими технологиями.


В преддверии Пасхи, Киево-Печерская Лавра превратилась в один из главных очагов коронавируса - заразы, как ее называют в церковных кругах. Примерно у ста насельников монастыря подтвержден коронавирус. Двое монахов умерли. Болен и наместник – митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь). Как Бог такое попустил?

Накануне этих событий владыка Павел критиковал действие властей и призывал прихожан почаще ходить в церковь: " Сегодня боятся все коронавируса, но умирает какой-то маленький процент… Издаются указы безумных велений, чтобы сегодня не приходили в храмы. Я вам хочу напомнить… В X веке в Константинополе была великая проблема всяких вирусов, эпидемий. То же самое было и в России, в Украине, на востоке наших стран и Земного шара. И что помогло человеку? Молитва, причастие, крестные хода, которые приостанавливают всякую беду".

Основные карантинные меры лаврского руководства свелись к отпугиванию коронавируса колокольным звоном.

Павел не уникален. Многие архиереи Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) использовали похожую риторику. Да и вообще фанатики разных конфессий в разных странах вели себя точно так же. В результате религиозная антисанитария привела к вспышкам заболеваемости. В частности, в Южной Корее, где коронави рус распространился среди протестантских фундаменталистов.

Те прихожане, для которых митрополит Павел авторитет, могут поколебаться в вере. В самом деле, почему Господь не выручает своих служителей? Это, конечно, наивное вопрошание, но – по существу. За которым следуют другие вопросы, более взрослые: можно ли интерпретировать фиаско Павла и ему подобных как фиаско христианства?

Тут надо сказать, что у владыки очень необычное понимание христианства и Христа. Митрополит в свое время сравнивал президента Виктора Януковича с Иисусом. Представления этого епископа о христианском и монашеском образе жизни тоже весьма специфичны: он передвигается на автомобилях премиум-класса и обитает во дворце .

В политической и общественной жизни начальник Лавры тоже отличился. В свое время он собирался баллотироваться в депутаты от коммунистической партии. А в разгар войны с Россией заявлял, что не знает кто с кем воюет и утверждал , что "Крым никогда не был украинским".

Скандальный Павел – фигура во всех смыслах художественная. Нынешний хозяин Киево-Печерской Лавры бытийствует и властвует вне времени, являя собой один из исторических и литературных архетипов русских "светильников церкви". У Федора Достоевского в "Братьях Карамазовых" есть похожий персонаж – отец Ферапонт.

Странный и грубый мракобес Ферапонт пленяет глупых прихожан юродством. Речь его простовата, неправильна. Своих гостей молчальник Ферапонт время от времени оглушает свидетельствами общения с потусторонними силами: то чертей видит, то птица Святодух к нему слетает, то руки Христа в виде сучьев старого вяза тянутся к нему, чтоб вознести живого на небо. Прихожане пугаются. Нет-нет, но кто-то да и поверит в эту ахинею. Невежество Ферапонтово природное, но юродство – наносное, лукавое. Ферапонт тонкий психолог – знает, когда и кого можно пугнуть, как и кого подчинить своей власти.

Владыка Павел тоже берет на испуг. В сети полно видео , когда владыка отгоняет назойливых журналистов намеками на то, что он может сделать так, что за расследования его недостойного поведения воспоследует "расплата сторицею". Намекает на то, что страдать будут дети журналистов. Довольно часто пугает своих оппонентов смертью.

Самое, пожалуй, дикое свидетельство , это когда Павел рассказывает, как изгонял из пределов Лавры работников музея: "Сказал умрут, если не уйдут". После чего четыре человека, по словам владыки Павла, умерло. Данное утверждение, бесспорно, требует проверки правоохранительных органов, которого почему-то не последовало.

Непонятно как вообще интерпретировать такие заявления. То ли человек признается в средневековом колдовстве. Тогда его по средневековым церковным законам следовало бы сжечь (эта практика существовала не только у католиков, но и у православных). То ли, в совершенстве владея современными техниками нейро-лингвистического программирования, совершает уголовное преступление, после чего признается в серийном убийстве. В этом случае ему грозит пожизненное. То ли просто безумствует.

На самом деле – не просто. Контекст этого вербального кошмара таков: Павел передает свою беседу с предстоятелем УПЦ МП Владимиром (Сабоданом) и с улыбкой вспоминает, что у митрополита Владимира от этих россказней "из глаз искры сыпались". Пересказывая беседы со святейшим, Павел как бы дает понять, что священноначалие с ним, с Павлом, ничего поделать не могло. Действительно, что можно сделать с человеком, который "во имя Отца и Сына и Святаго Духа" сулит людям смерть?

Юродивый Павел? Не совсем. Владыка человек юридически подкованный, крепкий хозяйственник. И отличный коммуникатор: через организованные им лаврские трапезы прошло огромное количество украинских политиков и бизнесменов. Так что, его юродство – показное. Как и у Ферапонта.

Отец Ферапонт тоже глумился над своим начальником – игуменом Паисием, демонстрируя магические способности. Говаривал приезжему монашку: "Как стал от игумена выходить, смотрю – один [бес] за дверь от меня прячется, да матерой такой, аршина в полтора али больше росту, хвостище же толстый, бурый, длинный, да концом хвоста в щель дверную и попади, а я не будь глуп, дверь-то вдруг и прихлопнул, да хвост-то ему и защемил. Как завизжит, начал биться, а я его крестным знамением, да трижды – и закрестил. Тут и подох, как паук давленый. Теперь надоть быть погнил в углу-то, смердит, а они-то не видят, не чухают. Год не хожу". Поверил монашек? Поверил. Вот и владыке Павлу кто-то верит. И – боится. Природа страха проста и действенна.

Достоевский не был сатириком-атеистом, его цель – не высмеивание, а осмысление церковной жизни. Ферапонту он противопоставил образ проповедника любви - старца Зосиму. Чудеса старца не имеют ничего общего с магией Ферапонта: они не нарушают естественного хода вещей и совершаются в глубине человеческого сердца (за исключением одного небольшого пророчества, которое, впрочем, также естественного хода вещей не нарушило). Своими словами Зосима кому-то облегчает душу, кого-то утешает и вдохновляет. Вот и все чудеса.

Ферапонт ненавидит Зосиму до умопомрачения, до беснования. В день смерти старца он входит в келью покойного и возвещает братии, что его, Ферапонта, Господь победил "заходящу солнцу". В Зосиме же не было ненависти. Он - гуманистический тезис христианства. Ферапонт – контртезис. Все прочие насельники монастыря – синтезис. В ком-то из них больше Ферапонта, в ком-то – Зосимы.

Оба образа имели реальных прототипов в прошлом. Зосима это Тихон Задонский, Амвросий Оптинский и Франциск Ассизский. Ферапонт, по мнению современников писателя, весьма напоминал некоего иеромонаха Феодосия из Оптиной пустыни и литератора Константина Леонтьева.

Оба образа имеют реальных прототипов и сегодня - в каждой христианской конфессии, в каждом большом монастыре. Среди монахов Киево-Печерской Лавры, с моей точки зрения, есть свой Ферапонт. И не исключено, что там же живет незаметный и притесняемый Зосима. Они обречены обитать друг рядом с другом до скончания века. Иногда побеждает Зосима, иногда Ферапонт.

Сегодня проиграл Ферапонт. Нашлась-таки управа: на людей страх, нагоняемый Павлом-Ферапонтом, действует, а на вирусы – нет. Павел подвергал опасности жизнь своих монахов и тысяч прихожан. Православный философ, архимандрит Кирилл Говорун считает , что все случившееся вполне богословски закономерно: "Это классический случай, когда глупость и грех сами себя наказывают".

Коронавирусное фиаско Павла-Ферапонта, конечно же, не может быть фиаском христианства по той простой причине, что – надо же назвать вещи своими именами – по той причине, что Павел-Ферапонт – не совсем христианин.

Павел-Ферапонт древнее христианства. Он как колдун, одурачиваюший соплеменников тем, что якобы умеет разгонять тучи, насылать мор и проклинать. То ли в IV, то ли в V веке от рождества Христова авторитет колдуна начал слабеть. Под покровом интеллектуальной ночи он выбрался из своей хижины и перебрался в монастырь. Когда-то он отгонял болезни, прыгая с бубном вокруг костра, теперь борется с вирусами посредством колокольного звона.

Фиаско колдуна не повредит христианству. Но, может быть, станет ударом для тех, кто верит в примитивную магию, воспринимает причастие как фильтр для воды и использует в медицинских целях церковную пыль. Граждане, идущие в церковь исключительно за ритуальными и оккультными услугами, могут в чем-то и разочароваться. То есть церковь как общественный институт может пострадать. Но гуманистическое христианство от этого только выиграет. Ибо очистится.

Так что, наивный вопрос, куда смотрит Бог, не уместен. Куда надо, туда и смотрит.


В дни потрясений и бед люди часто обращаются за надеждой и утешением к высшим силам и тем, кого считают их земными представителями, – священникам, проповедникам, религиозным авторитетам. Нынешняя пандемия COVID-19 – не исключение. Но, как выясняется, неисповедимы не только пути Господни, но и пути коронавируса, самым причудливым образом влияющего на религиозные практики во всем мире.

16 марта из Южной Кореи, где находится один из наиболее серьезных очагов инфекции, поступила информация о том, что после серьезного давления властей наконец удалось убедить религиозную общину, именующую себя Церковью Реки Божьей Милости, прекратить богослужения в своем храме в городе Сённам к югу от столицы страны – Сеула. Это произошло после того, как у 46 из 135 членов общины тесты на новый коронавирус дали положительный результат.


Сама южнокорейская вспышка инфекции носит во многом "религиозный" характер. Из 8200 случаев заболевания COVID-19, зарегистрированных в стране, более половины приходится на последователей Церкви Иисуса – Синчонджи (дословно "Новое небо и новая земля"). Это специфический религиозный культ, его основатель Ли Ман Хи считает себя новым мессией, лично общавшимся с Иисусом Христом. Последователями Синчонджи являются более 300 тысяч человек. Их многолюдные богослужения в южнокорейском городе Тэгу, судя по всему, послужили источником распространения вируса. Ли Ман Хи позднее отменил совместные молитвы, назвав коронавирус "делом дьявола", мешающим распространению его учения в мире.


Похожая история произошла и в Малайзии. Там, по данным местных властей, не менее 77 из 238 подтвержденных случаев заражения связаны с исламским религиозным фестивалем, проходившим в одной из мечетей на окраине столицы страны – Куала-Лумпура с 27 февраля по 1 марта. В фестивале участвовали не менее 10 тысяч верующих, многие из них разъехались потом по разным провинциям Малайзии и за пределы страны. В Брунее 38 из 40 заразившихся коронавирусом участвовали в этом событии.


Неудивительно, что крупнейшие церкви планеты начали ограничивать масштабы религиозных церемоний, на которые собираются тысячи людей. В США отменены богослужения главным образом в штатах Вашингтон и Калифорния, откуда началось распространение коронавируса в стране, но целый ряд ограничений введен в церквях по всей Америке.

Площадь Св. Петра в Ватикане, где с балкона к верующим традиционно обращается папа римский, ограничена для посещений: в Риме, как и во всей Италии, где ситуация с коронавирусом сейчас худшая в мире, введен карантин. Принято беспрецедентное решение: все пасхальные богослужения в этом году пройдут в римских храмах без присутствия верующих. Церкви закрыты. Сам папа Франциск уже служит мессы по интернету.

Однако в минувшее воскресенье глава римско-католической церкви посетил опустевшую базилику Санта-Мария-Маджоре, где помолился о конце эпидемии. Затем он переместился в другую римскую церковь – она известна тем, что там хранится распятие, которое несли в религиозной процессии в 1522 году, во время одной из эпидемий чумы.

В связи с распространением коронавируса вводятся различные ограничения в религиозных обрядах: не используются общие чаши с вином при причастии, священники не применяют благословения и наложения рук, требующие физического контакта. С подробными разъяснениями на этот счет выступила, в частности, англиканская церковь, а также протестантские церкви Германии, Швеции, Нидерландов и ряда других стран.

Опустели церкви по всей Европе, не исключая и католическую Польшу, где храмы посещаются верующим очень активно. Например, в небольшой деревушке Длуга Косцельна в окрестностях Варшавы, где обычно на воскресное богослужение приходят около 350 человек, 15 марта местный ксёндз отслужил мессу для единственного прихожанина. Остальные остались дома, подчинившись распоряжениям как светских, так и духовных властей, не рекомендовавших участие в массовых мероприятиях, к числу которых относятся и богослужения. Священники и теологи разъясняют верующим, что тем самым они не совершают греха – при этом часто цитируется Евангелие от Матфея: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф. 18:20).


Православные церкви, однако, оказались консервативнее, чем западные христиане, – или же безрассуднее, зависит от толкования. Греческая православная церковь заявила, что причащать верующих в ее храмах будут как и прежде, ибо "святое причастие не может быть источником заражения". Русская православная церковь высказалась в том же духе. "Я вам точно могу сказать, что мы не будем ни закрывать храмы, ни отменять богослужения", – сказал глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Иларион.

Как выглядит вера в Бога в сочетании с неверием в эпидемию, можно в эти дни наблюдать в московском районе Гольяново, где в храме великомученика Ермогена выставлена икона Божьей Матери Локотской "Умиление". Икона 20 лет мироточит, верующие приписывают ей чудодейственные целительные свойства. Однако помощник епископа Железногорской епархии Юрий Шишков в интервью Радио Свобода не стал утверждать, что икона помогает от коронавируса. "По вашей вере будет вам", – сказал он.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции