Снизился ли поток туристов из за коронавируса

С чем сталкивается российский туристический бизнес из-за коронавируса

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС




  • — Естественно, эпидемия коронавируса серьезно отразилась на гостиничной сфере. Ожидаемый поток клиентов превратился в ручеек. Конечно, в разных регионах и городах ситуация отличается, наиболее остро на данный момент проблема обозначена на Дальнем Востоке. Понятно, что огромный поток туристов из Китая и Кореи попросту перекрыт еще на границе.

    Убытки там колоссальные.

    Но и Москва, и Санкт-Петербург и другие крупные культурные центры уже страдают от недостатка клиентов из стран Азии, а теперь и Европы тоже.

    Помимо прямых потерь, по указаниям Роспотребнадзора, все гостиничные комплексы обязаны выполнять список мер по предотвращению распространения коронавируса. Это, в первую очередь, дополнительный медицинский персонал с оборудованными для него площадями, и другие затраты, которые в подобной обстановке еще сильнее бьют по карманам отельеров.

    Читайте также




    — Важно понимать, что на тех направлениях, которые попадают под ограничения (это несколько стран Европы и Юго-Восточная Азия), инфекция очень распространена. Из-за этого туристический поток туда либо снизился, либо вообще остановился. Кроме того, весь негативный информационный шум, который сопровождает шествие коронавируса по миру, ни к чему хорошему не ведет. Большинство туристов сейчас задумались, как им провести предстоящие каникулы и отпуска с наступлением лета, поэтому продажи действительно просели. Происходящее накладывает серьезный отпечаток на экономическую составляющую [бизнеса].

    Я не могу говорить про потери всей отрасли в целом, потому что компании работают на разных рынках. При этом сейчас это скорее не потери, а недобор [продаж], и наблюдается это не только в нашей отрасли. Рецепта, чтобы выйти из этой ситуации, нет. Кроме того, если Ростуризм не рекомендует ездить туристам в ту или иную страну, а туроператорам [говорит] компенсировать 100% приобретенного тура, туроператор обязан подчиниться.

    Фактически получается, что в замороженном состоянии находятся большие деньги,

    в которые входят расчеты с контрагентами: это и отели, и авиакомпании. При этом авиакомпании в большинстве случаев вообще не спешат возвращать деньги. Полеты — это регулярные перевозки, большая часть из них идет по невозвратному тарифу. Большинство компаний готовы вернуть деньги, но только через суд. Они имеют на это право.

    Большая часть туристов при этом сейчас раздумывают. Они находятся в режиме ожидания, следят за информационным полем, смотрят на Китай, в котором ситуация начала стабилизироваться. В то же время происходит ухудшение в Европе и Западном полушарии.



    — Проблемы возникают из-за того, что то одна, то другая страна начинает закрывать границы. Туристы аннулируют поездки, авиакомпании прекращают полеты. Туризм стал очень непредсказуемым делом. Для туркомпаний сложность заключается в том, что туристы не просто аннулируют завтрашний или послезавтрашний вылет, они хотят полностью освободиться от своих путевок. Глубина аннуляции достигает конца года. Несмотря на то, что в ноябре ситуация с коронавирусом должна прекратиться, туристы хотят полностью переждать нестабильность. Соответственно, компании вынуждены выплачивать своим клиентам огромные суммы, которые были уплачены раньше и которые уже ушли в отели до конца года.

    к коронавирусу добавилась девальвация рубля.

    Это добавляет нестабильности на нашем рынке. Турист, который выплатил часть денег до повышения курса, сейчас приходит и видит, что оставшаяся сумма заметно больше, чем та, которую он планировал. Соответственно, он отказывается доплачивать и хочет забрать деньги, которые уже отдал. Радости турфирмам это тоже не приносит.

    Читайте также



    — Коронавирус оказался не просто масштабной проблемой. Он привел к кризису, который еще не испытывала мировая гражданская авиация в новейшее время. К сожалению, пока мы даже не представляем масштабы проблемы, потому что эпидемия только разрастается. Пока процесс идет, мы будем все дальше отодвигать сроки [ограничений], а значит, масштаб трагедии только увеличится.

    Для авиакомпаний этот кризис будет наиболее тяжелым. Их рабочий инструмент — это самолет, который стоит 100 миллионов долларов, специалисты (пилоты), которые получают зарплату в 400 тысяч рублей. Все это нужно содержать. Самолеты, которые не летают, требуют денег — лизинговых платежей (200-300 тысяч долларов с самолета) и технического обслуживания. Нелетающие пилоты требуют зарплат. К этому добавляются миллионы рабочих мест в аэропортах и авиакомпаниях. Чем дольше будет длиться пандемия, тем большая нагрузка ляжет на авиакомпанию: они накопят долгов, которые могут оказаться в итоге неподъемными. Норма прибыли в авиации очень низкая, до девяти процентов.

    Поэтому пережить этот кризис будет очень тяжело, а без господдержки — совершенно невозможно.

    Потери для компаний — это пассажиры, которые не принесли им выручки. Самое неприятное в ситуации, что авиакомпании могли получать выручку за счет будущих продаж. В марте люди начинают бронировать билеты на июнь, июль и август. Сейчас этих продаж нет.

    Ни один человек на земле не знает, в какие потери это выльется. Все, на что мы можем ориентироваться, это прогноз Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, сделанный несколько недель назад. Пессимистический сценарий предусматривал потери для всех авиакомпаний больше, чем в 100 млрд долларов. Я думаю, что через какое-то время они пересмотрят прогноз, и окончательная сумма ущерба только вырастет.

    Кроме того, ситуация не зависит от компаний — они летают, куда могут. Тем временем, число главных направлений сокращается (Европа и Китай). Также количество внутренних перелетов тоже пойдет на спад, так как из регионов не будут летать в Москву, чтобы совершить там пересадку. Авиакомпании в такой ситуации могут только сокращать количество рейсов, чтобы самолеты не летали пустыми. Для любой компании не летать пару месяцев равносильно банкротству. При этом чем больше авиакомпания, тем тяжелее ей будет пережить кризис.


    Из-за распространения коронавируса 2019-nCoV, которое Всемирная организация здравоохранения признала пандемией, десятки популярных у россиян туристических направлений оказались под запретом. Авиакомпании отменили основную часть рейсов в Италию, Испанию, Францию, Германию, Израиль. По-прежнему ограничено авиасообщение с Китаем, Южной Кореей и Ираном. Затрудняет перемещения и введение отдельными странами домашнего карантина для приезжающих — на такие меры, в частности, пошел Израиль (все прибывающие в страну с 20:00 12 марта должны будут пройти 14-дневный карантин). С полуночи 13 марта вступит в силу 30-дневный запрет на въезд для граждан ЕС в США (россиян он не касается).

    Еще до массовой отмены европейских направлений Ассоциация туроператоров России (АТОР) дала неутешительный для российского бизнеса прогноз: к концу летнего сезона 2020-го российский рынок может не досчитаться около 30% работающих в регионах маленьких и средних туркомпаний.

    РБК разбирался, как с учетом введения новых ограничений изменятся российская туристическая отрасль и бизнес крупнейших перевозчиков.

    О каком масштабе проблемы идет речь

    Закрытые для авиасообщения направления входят в число популярных у российских туристов. Из 34,6 млн туристических поездок, которые россияне, согласно данным Росстата, совершили в январе—сентябре 2019-го за рубеж, 15,6%, или 5,4 млн, приходилось на долю Китая, Италии, Германии, Испании, Франции, Израиля и Южной Кореи (турпоток в Иран, с которым также закрыто авиасообщение, незначительный). Эта цифра сопоставима с потоком в Турцию — самую популярную у россиян страну отдыха: за девять месяцев 2019 года они совершили туда 5,7 млн турпоездок.

    Согласно данным погранслужбы ФСБ за весь 2019-й (фиксирует количество выехавших за рубеж граждан России и цели их выезда, включая туристические, частные, деловые и иные), за границу выехали 48 млн человек:

    • в Китай — 2,6 млн, в том числе 929,9 тыс. с туристическими целями;
    • в Италию — 1,3 млн (966,9 тыс. туристов);
    • в Германию — 1,4 млн (755 тыс. туристов);
    • в Испанию — 1 млн (821 тыс. туристов);
    • во Францию — 579,3 тыс. (407,6 тыс. туристов);
    • в Израиль — 392,6 тыс. (238 тыс. туристов);
    • в Южную Корею — 323,7 тыс. (167 тыс. туристов).

    Весной европейские страны менее востребованы у туристов, особой популярностью традиционно пользуется отдых в Азии — Таиланде, Вьетнаме, Шри-Ланке и Индии, отмечает руководитель отдела по связям с общественностью Anex Tour Алена Хитрова. Основной спрос на отдых в Италии у Anex Tour приходился на экскурсионный или пляжный преимущественно с мая по сентябрь: в марте 2019 года на его долю приходилось 0,5% продаж туроператора. В Испании экскурсионные поездки и высокий пляжный сезон начинаются со второй половины мая, а в марте востребованы горнолыжные туры в Андорру с перелетом до Барселоны (доля Испании в марте 2019 года составляла 1% продаж, а в целом по году 4%), уточнила Хитрова.

    По оценкам сервиса для покупки авиабилетов Biletix.ru, в 2019 году оборот от продажи авиабилетов на европейском направлении — в Италию, Германию, Испанию и Францию — составил около 101,6 млрд руб. В прошлом году Италия занимала второе место среди популярных зарубежных направлений: туда было продано 1,22% от всего числа реализованных билетов, сообщил директор по маркетингу сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Алексей Теплов. Германия, по его словам, располагалась на четвертом месте с долей продаж 0,95%, Испания с долей продаж 0,85% занимала шестую строчку, а Франция — 12-е место с долей 0,68%. По данным поисковика билетов Aviasales.ru, в 2019 году на долю Италии приходилось 5% от всех зарубежных бронирований, Германии — 4%, Испании и Франции — 3%. Спрос на авиабилеты уже сократился из-за коронавируса, констатирует представитель поисковика, не уточняя уровня снижения.

    Что происходит с ценами на авиабилеты

    Пока ограничения на полеты на стоимость билетов по другим направлениям не повлияли. Но 11 марта средняя стоимость авиабилетов по международным направлениям выросла по сравнению с предыдущим днем, 10 марта, на 6%, до 15,2 тыс. руб., указывает Теплов из OneTwoTrip. По данным Biletix.ru, средний чек по международным направлениям авиабилетов туда-обратно 11 марта вырос на 3,6% по сравнению с предыдущим днем, до 16,6 тыс. руб. Билеты, например, в Прагу, которые 11 марта стоили 6,5 тыс. руб., 12 марта подорожали на 28%, билеты в Анталью — на 20%, в Тиват — на 11%. Но это произошло из-за ослабления рубля к доллару и евро: речь идет о перерасчете внутреннего курса Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), который проводится каждую неделю в ночь со среды на четверг.

    Цены на внутрироссийских направлениях, по словам Алексея Теплова и представителя Biletix.ru, пока не изменились.


    Как запреты на полеты повлияют на авиакомпании

    Будут ли помогать перевозчикам и туротрасли

    РБК направил запрос в Минфин, Минэкономразвития и правительство с вопросом, будет ли правительство пересматривать свою позицию в связи с расширением числа ограничений и ростом потенциальных проблем для туристической отрасли и перевозчиков.


    Вырастет ли популярность российских курортов

    Согласно предварительным данным АТОР, в 2019-м было совершено более 50 млн туристических поездок по России. В Крыму в прошлом году отдохнули более 6 млн российских туристов, в Краснодарском крае — около 16 млн человек, что больше, чем выехало за год по 15 ведущим массовым зарубежным направлениям, приводила данные ассоциация в декабре 2019-го.

    По данным Onlinetours.ru, в марте есть небольшое снижение продаж туров по России — на 5–10%. Но в Ростуризме не видят спада бронирований на российских курортах на летний период, сообщил РБК представитель ведомства. На фоне общей ситуации в мире, связанной с коронавирусом, в агентстве считают, что российские курорты в этом году могут быть более востребованы уже с ранней весны, и советуют туроператорам обратить внимание на формирование новых туров в российские регионы.

    По данным OneTwoTrip, количество поисков билетов на внутрироссийских направлениях незначительно выросло с 1 по 11 марта только для Сочи (около 5% к аналогичному периоду прошлого года) и Калининграда (менее 5%), по другим направлениям изменений не наблюдается. Аналитики Aviasales фиксируют, что на этой неделе спрос по внутренним направлениям (Сочи, Краснодар и Симферополь) вырос вдвое. Из зарубежных направлений на 50% вырос спрос на билеты в Армению и Турцию.

    В Anex Tour роста бронирований по России не отмечают, поскольку туристы, которые в итоге отказываются от поездок, опасаются путешествовать в принципе, а не только за пределы России, указывает Хитрова. Те, кто купил туры в страны, с которыми ограничено авиасообщение, и кто хочет сохранить отпуск, в основном перебронируют поездку в Таиланд, Вьетнам, Доминикану, на лето — на Кипр и греческие острова.

    Около миллиарда евро в месяц - такие убытки несет туристическая отрасль в странах Европы из-за распространения коронавируса, о чем сообщил еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Терри Бретон. По данным Еврокомиссии, из-за коронавируса в январе-феврале текущего года в Европу не прибыли до 250 тысяч китайских туристов, а это - потеря около 2 миллионов дней проживания в гостиницах. И это только начало, ведь именно с приходом весны туристы едва ли не активнее всего начинают бронировать путевки, номера в гостиницах, гостиницы, авиабилеты. Но пока напуганные коронавирусом туристы, в том числе и украинские, меняют свои планы, отменяют поездки, и похоже, что нынешний год станет очень непростым для туристической отрасли.

    Минус 22 млрд евро из-за отсутствия туристов из Китая

    В оценках возможных убытков для туризма важную роль играет уровень панических настроений среди людей в связи с COVID-2019 и сейчас он достаточно высок. По словам председателя Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC) Глории Гевары, мировой туризм вообще может потерять 22 млрд евро из-за вспышки (или уже пандемии) коронавируса, сообщает El Mundo. “Еще рано, чтобы понять степень влияния (вспышки коронавируса на туристическую отрасль. - Ред.), но Всемирная туристическая организация совместно с Oxford Economics провели предварительные расчеты, согласно которым этот кризис обойдется отрасли минимум в $22 млрд. Расчеты основаны на опыте предыдущих кризисов, например SARS или H1N1, а еще - на потере китайских туристов, которые больше не путешествуют в этот период", - рассказала Глория Гевара. Она отметила, что именно путешественники из Китая тратят больше, когда отправляются в дорогу.

    Среди европейских стран самые большие потери в туристической отрасли придутся на Италию, которая сейчас стала эпицентром вспышки коронавируса в Европе (1694 человек инфицировано, 83 пациента выздоровели, умерли 34). По оценкам экспертов, за 7-8 месяцев убытки могут достигать 50 миллионов евро, сообщает “Европейская правда” со ссылкой на итальянскую газету Il Messaggero. На март уже отменено почти 90% бронирований, и в целом количество бронирований снизилось на каждый месяц вплоть до июня.

    В Европе уже сокращаются рейсы и отменяются международные мероприятия

    На распространение коронавируса Европой сразу отреагировали лоукостеры, уменьшив число рейсов в странах, где есть вспышка болезни. К примеру, как сообщает lowcostavia, венгерский авиаперевозчик Wizz Air с 11 марта снизит частоту полетов в Италию с 2-6 до одного рейса в неделю. Изменения коснутся рейсов из Польши, Литвы, Латвии и других стран (прямых рейсов между Украиной и Италией Wizz Air не выполняет, украинцы летают в Италию обычно с пересадкой в Польше или Литве). Другой лоукост-перевозчик Ryanair (Ирландия), который выполнял 4 рейса в неделю по маршруту Милан - Тбилиси - Милан, с 8 марта по 7 апреля снизит частоту рейсов до двух в неделю.


    Владимир Царук

    "На очереди подобная ситуация с сокращением авиаперевозок и в других странах, в частности по таким туристическим направлениям, как Франция, Германия, - говорит директор Центра развития туризма Владимир Царук и добавляет, что в связи с этим авиакомпании дают привлекательные цены на путешествия в экзотические страны . - То есть негативный процесс на туристическом рынке уже запущен, и никто не может сказать, чем он закончится. Масштабы проблемы станут понятны, когда будет принято решение о проведении таких мегасобытий как Евро-2020, Олимпиады в Японии. Но уже сейчас отменяются многие международные бизнес-мероприятия и выставки".

    Собственно, такие международные мероприятия обеспечивают большой поток туристов. Из последних отмененных - крупнейшая выставка мобильных технологий - Mobile World Congress в Испании, которая должна пройти в конце февраля и принять более 100 тысяч человек Женевский автосалон в Швейцарии, который рассчитывал принять более 600 тысяч человек, самая влиятельная туристическая выставка мира - ITB-Berlin в Германии, которая должна собрать 10 тысяч участников из 180 стран мира.

    Украина: сейчас берем то, от чего отказывается Европа

    Когда десять лет назад в мире царила пандемия свиного гриппа A/H1N1 "УНИАН" со ссылкой на данные Госкомтуризма сообщал, что в 2009 году количество поездок по турпакетам снизилось на 21%. При этом, по оценкам игроков рынка, украинская туристическая отрасль пострадала больше, чем в целом мировая. Что будет на этот раз в связи с COVID-2019, пока сложно говорить, но первые тенденции по снижению цен на туры уже наблюдаются.

    "Сейчас на рынки выбросится много дешевых туров, причем не только в Египет. Уже видим скидки на туры в Турцию, чтобы украинские граждане могли заполнить те места, от которых откажутся европейцы, а они - очень чувствительны к таким вещам. Мы это видим на примере Италии или Германии, где правительство мгновенно реагирует на любую угрозу, а граждане в случае неуверенности отказываются от поездок. В отличие от украинцев. Поэтому сейчас туроператоры предложат очень много привлекательных турпакетов на пляжные направления. Через несколько недель станет ясно, насколько безопасно ехать в Грецию и Испанию, где пока единичные случаи заражения коронавируса", - говорит Владимир Царук. По его словам, с угрозами нынешнего масштаба мировой туристический рынок еще не сталкивался, даже во времена свиного гриппа.


    Елена Гейченко

    О том, отказываются украинские туристы от выбранных ранее направлений в связи с коронавирусом Укринформ спросил у Елены Гейченко, руководительницы отдела маркетинга Rozetka Travel:

    "По летним направлениям - Турции, Испании, Греции, Кипра и т.п. аннулирований не было. Думаю, что туристы спокойно ждут, когда вирус пойдет на спад и не спешат отменять туры, которые приобрели заранее по выгодным ценам раннего бронирования. Также у нас не было аннулирований туров в Азию - Таиланд, Вьетнам, Шри-Ланку, Индонезию и др. В начале января были были только аннулирования туров в Китай.

    Что касается падения цен, то есть скидки на ближайшие даты в марте в Объединенные Арабские Эмираты - от 12 742 гривень на двоих и Египет - от 7527 гривень на двоих при системе питания "Все включено". Эти цены минимум на треть ниже, чем в прошлом году. Эти направления по таким ценам пользуются спросом - их охотно покупают. По летним направлениям - Турция, Черногория, Греция, Кипр - существенного снижения цен не наблюдается. Но сейчас цены на эти направления ниже, чем будут летом, это связано с акциями раннего бронирования от отельеров и туроператоров".

    На вопрос о том, какие прогнозы возможны на туристическом рынке, госпожа Гейченко отвечает, что туризм - очень чувствительная область к подобным потрясениям. "Во времена неуверенности люди обычно берут паузу, пытаются переждать пик, а потом - непременно возвращаются к своим планам и привычкам. Сейчас мы наблюдаем традиционную реакцию - снижение числа бронирований. Хотя большинство туристов все же путешествуют, как и раньше. Наш прогноз: как только динамика вируса пойдет на спад, мы увидим эффект отложенного спроса - люди начнут планировать отдых и активно покупать туры".

    Юлія Горбань, Киев


    Фото: REUTERS/Jason Lee
    Поистине тектонические сдвиги происходят в мировой промышленности из-за коронавируса. Пандемия подстегнула крупнейшие западные корпорации отказаться от политики, которой они следовали последние несколько десятилетий – размещения производства в Китае. Что стало тому причиной, помимо коронавируса, и куда именно уедут из Китая заводы и фабрики? Подробности.

    Фото: Минобороны России/YouTube
    Американские военные обвинили Москву в испытаниях противоспутниковой ракеты, которая, по их мнению, несет прямую угрозу космическим системам США. Причем такие выпады в адрес России звучат не впервые. В чем заключается суть претензий Вашингтона и насколько они обоснованы? Подробности.

    Фото: ldz.lv
    Катастрофическое падение транзитного грузооборота на железной дороге наблюдается в Латвии. Виной тому, разумеется, прежде всего коронавирус – однако пандемия, по сути, всего лишь усилила тенденции, которые наблюдались уже много лет. Впрочем, винить в происходящем власти Латвии могут лишь свою русофобию. Подробности.

    Фото: mskagency.ru
    К трагедии на праздновании дня рождения блогера-миллионника Екатерины Диденко привели законы физики, известные из школьной программы. В результате высыпания в бассейн 30 кг сухого льда появилась удушающая подушка из углекислоты. Сама Диденко, которая потеряла мужа, а всего погибли трое человек, призналась подписчикам, что осознала произошедшее только на следующий день. Кто должен отвечать за произошедшее? Подробности.
    • Дома в режиме самоизоляции
    • В церкви
    • Не праздную
    • Снизились
    • Не изменились
    • Повысились
    • Могу вообще не выходить из дома
    • 1-2 раза в неделю
    • 3-4 раза в неделю
    • Ежедневно




    8 марта 2020, 09:45
    Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
    Текст: Ольга Самофалова

    Бушующий в Азии и Европе коронавирус может привлечь дополнительных туристов на российские курорты – в Крым и Краснодарский край. Как один из вариантов развития событий – это вполне возможно. Однако туроператоры с большим скепсисом смотрят в будущее. Насколько сильна тревога среди туристов и где будут отдыхать в этом году россияне?

    Из-за опасений заразиться коронавирусом в Европе и Азии россияне предпочтут этим летом отдохнуть на внутренних курортах России – в Крыму и на курортах Краснодарского края. Такие оптимистичные прогнозы строят власти Крыма и другие чиновники.

    В пример он приводит белорусское направление, где среди россиян популярен санаторно-курортный отдых и лечение.

    «На прошлой неделе в Минске обнаружили заболевшего иранского студента. В течение одного дня это вызвало десятки аннуляций туров в Белоруссию.

    По его словам, любое упоминание о случаях заражения вирусом в тот же день обрушивает продажи в эту страну, а на следующий день идет вал аннуляций. И так происходит у всех туроператоров.

    По словам Ромашкина, туристы, которые хотели отдохнуть в Европе или Азии, сейчас взяли паузу, чтобы посмотреть месяц-два, как будет развиваться ситуация.

    Так как основной поток туристов в Крым начинается все-таки с начала июня, то у полуострова еще есть время не пустить заразу на полуостров, что не так просто сделать в современном мире.

    В любом случае основной конкурент российских пляжных курортов – это не Европа, а Турция. По мнению Ромашкина, россияне, которые хотели отдохнуть в Италии, вряд ли решат поехать в Крым: они подождут спада эпидемии или поедут в другую европейскую страну. Приток пляжных туристов Россия может получить только за счет тех, кто хотел отдохнуть в Турции. Однако в Турции, с точки зрения вируса, все благополучно, что опять же не означает, что и дальше так будет.

    По оценке Деева, в целом по России за последние два месяца по всем направлениям, в том числе внутрироссийским, объем бронирований снизился на 20-25%. Хотя до этого ожидался рост внутреннего турпотока на 10-15% на фоне снижения доходов населения.

    Более того, он отмечает, что крымские и краснодарские отели стали применять более гибкую ценовую политику. Порой они меняют цены на проживание два раза в день. Если они видят провал продаж на определенную дату, то снижают цену, и наоборот, при высоком спросе конкретные даты могут быть дороже на 7-8%.



    Российский въездной туризм может оказаться перед лицом серьезных потерь уже в межсезонье из-за ограничений китайских властей на продажу туров за рубеж. Игроки рынка надеются, что к марту ситуация прояснится и фактический запрет на выезд для организованных путешественников в Китае не затронет самые массовые, летние, бронирования.

    Со стороны России также последовали ограничения на перемещения граждан между странами: сейчас закрыты автомобильно-пешеходные пункты пропуска на китайской границе с 5 областями России и ограничено железнодорожное сообщение, ряд российских авиакомпаний отменили рейсы в Китай и из Китая до стабилизации ситуации.

    Исходя из того, что Китай последние несколько лет является главным поставщиком классических туристов в Россию, складывающаяся ситуация с коронавирусом ставит вопросы о масштабах потерь бизнеса въездного туризма в России.

    СКОЛЬКО И КАКИХ КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ ПРИЕЗЖАЕТ В РОССИЮ

    Главным поставщиком классических туристов в Россию по итогам трех кварталов 2019 г. остается Китай. За 9 месяцев 2019 г. в нашей стране побывало с туристическими целями 1,3 млн туристов из Китая, что почти на 21% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Всего же, согласно данным Пограничной службы ФСБ России, за три квартала 2019 г. в России побывало 1,9 млн граждан Китая.

    Статистики за 2019 год в целом еще нет, но, по предварительным прогнозам, за весь 2019 год Россию посетили порядка 1,27 млн организованных туристов из Китая, въехавших по групповым безвизовым спискам.

    Лидерами по приему организованных туристов из Китая в России являются Москва, Санкт-Петербург, Приморский край и Амурская область. За 9 месяцев 2019 г. Москву и Петербург посетили почти 642 тыс. туристов (рост 29,6% в сравнении с аналогичным периодом 2018 г.). Турпоток из Китая в Иркутскую область вырос на 4% (53 тыс. прибытий), на 16% увеличился въезд в Амурскую область (почти 100 тыс. визитов). При этом число прибытий организованных туристов из КНР в Приморский край снизилось до 153 тыс. посещений (-12%), зато здесь увеличилось число самостоятельных путешественников из Китая.

    Рассуждая о потерях классического российского турбизнеса (российских туроператоров по въезду), надо иметь в виду, что на него приходится около половины организованного турпотока из КНР – речь идет о годовом объеме порядка 600 тыс. туристов из Китая.

    МЕЖСЕЗОНЬЕ БЕЗ ТУРИСТОВ ИЗ КИТАЯ: ОБЪЕМЫ ВОЗМОЖНЫХ ПОТЕРЬ

    МОГУТ ЛИ СПАСТИ СИТУАЦИЮ ГОНКОНГ И ТАЙВАНЬ?

    У туроператоров, тем не менее, остаются туристы не из континентального Китая. Например, в Россию сейчас продолжают ехать организованные туристы из Гонконга – на них пока запрет властей континентального Китая не повлиял.

    Их обслуживание более выгодно для туроператоров для одного туриста средняя стоимость группового тура (перелет, 8 дней, отель 4*, экскурсионная программа, питание) составит 1300 долл. за пакет. При этом туристы из Гонконга гораздо больше тратят в России, чем туристы из КНР. Однако гонконгских туристов в межсезонье в Россию едет мало – ожидается, что всего порядка 3500 человек посетит РФ до конца марта.

    Не ограничен и въезд в Россию туристов и с острова Тайвань. Тайваньские группы также считаются высокодоходными, но туристов оттуда приезжает в I квартале меньше, чем из Гонконга – в этом году до марта ожидается около 1500 человек.

    КАКИМ БУДЕТ ЛЕТО – С КИТАЕМ ИЛИ БЕЗ?

    На данный момент туроператоры не фиксируют отказов их китайских партнеров от заездов на летний период (май – сентябрь). В этот период Россию, как ожидается, посетит более 900 тыс. организованных туристов из Китая (с учетом годового прироста турпотока на уровне 10%).

    Российские туроператоры подчеркивают, что ограничения для китайского турпотока отразится не только на них, но на многих отраслях российского бизнеса. Это, в первую очередь, отели, авиакомпании, а также экскурсионные компании.

    По имеющимся данным, флотилия Radisson сейчас прекратила обслуживание туристов из Китая. Речные программы Radisson активно использовались российскими туроператорами.

    КТО ЕЩЕ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ КИТАЙЦЕВ И К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕДЕТ

    Несмотря на серьезную ситуацию, которая складывается в России после ограничений китайских властей на продажу туров в другие страны, более печальные последствия грозят турбизнесу других стран, еще более зависимых от въездных туристов из Китая.

    В первую очередь пострадают Таиланд (принимает около миллиона туристов из Китая только за 1 месяц), Япония (порядка 750 тыс. в месяц), Вьетнам (порядка 600 тыс. туристов из КНР в месяц), Япония, Индонезия (около 200 тыс. в месяц).

    В этих странах из-за резкого уменьшения потока с главного въездного рынка серьезно пострадает от недозагрузки отельный сектор, а также местные принимающие компании.

    Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен .

    Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

    Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции