Скрытые данные коронавируса


С момента начала пандемии коронавируса COVID-19 различные государства сообщают о сотнях новых случаях заражения. По данным института Джона Хопкинса, во всем мире подтвердили свыше 1,2 млн диагнозов.

Но эпидемиологи считают, что эти цифры могут не отражать реальность, в первую очередь из-за достаточно низкого уровня тестирования. Еще одна причина – некоторые правительства намеренно искажают статистику и недооценивают серьезность проблемы в своих странах.

Цифры выше?

Эксперты утверждают, что на данном этапе трудно обозначить реальный масштаб пандемии из-за недостаточного количества тестов. Но проблема может быть связана с тем, что некоторые носители вируса не проявляют никаких симптомов и не обращаются в медучреждения.

Некоторые же страны не хотят признавать масштаб распространения заболевания. Несколько дней назад американские СМИ рассказали, что политики в США, ссылаясь на засекреченный доклад спецслужб, обвиняют власти Китая в сокрытии реального количества заразившихся коронавирусом.

Экспертное сообщество также подозревает, что власти Ирана могут занижать официальные цифры. Вопросы вызывает и относительно низкие показатели по заболевшим в России.

Проблемы с массовым тестированием

Чем больше людей тестируют внутри страны, тем больше у нее шансов купировать распространение коронавируса, говорят эксперты Всемирной организации здравоохранения.

Так данные, например, США указывают, что количество подтвержденных случаев заболевания коронавирусной инфекцией резко возросло по мере того, как власти внедрили систему массового тестирования. Означает ли это, что инфекция стремительно распространяется – не совсем, говорят эксперты. По словам эпидемиологов, только тестирование наибольшего количества людей может дать представление об этом заболевании.

В Индии, где проживает почти 1,4 миллиарда человек, власти отказались внедрять систему массового тестирования. Еще в середине марта высшее руководство страны заявило, что не будет исполнять требования ВОЗ, потому что считают, что коронавирусная инфекция почти не задела Индию. Тогда глава Совета по медицинским исследованиям Баларам Бхаргхва заявил, что массовое тестирование лишь усилит "страх среди населения, приведет к повышенной паранойе и хайпу". По официальным данным, на данный момент в Индии зарегистрировано лишь 3,5 тысячи заразившихся и меньше 100 смертей.


Но даже если власти имеют средства и готовы тестировать большое количество людей, не всегда понятно, кого именно – далеко не у всех заболевание проявляется в одинаковой форме.

Главный санитарный врач Чехии Ярмила Ражова рассказывала, что, согласно их исследованиям, около 40% инфицированных COVID-19 вообще не проявляют симптомов.

Их в научном сообществе называют скрытыми переносчиками. Именно они, считают врачи, могли поспособствовать настолько широкому распространению заболевания.

Как утверждает исследователь инфекционных заболеваний Колумбийского университета и соавтор исследования о распространении коронавируса в журнале Science Джеффри Шэман, именно носители вируса, не проявляющие симптомов заболевания, являются основными распространителями, так как их невозможно вычислить.

Россия – доверять ли тестам

Согласно официальным данным, в России за все время пандемии зарегистрировали чуть больше 5,3 тысяч случаев заражения и 45 смертей. Изначально официальные российские данные не включали в статистику по погибшим от коронавируса людей, которые умирали от сопутствующих заболеваний или дисфункций организма, но с подтвержденным коронавирусом в организме.

Утром 5 апреля Роспотребнадзор сообщил, что провел почти 700 тысяч тестов на наличие коронавирусной инфекции.

Российское научное издание PCR News объясняет относительно небольшое количество поставленных диагнозов COVID-19 низкой чувствительностью российских тест-систем. Сейчас российские медики используют единственную тест-систему, которую разрабатывал государственный научный центр "Вектор".


Проблема заключается в том, предполагает издание, что во время разработки тестов у российских ученых могло не быть клинических образцов от пациентов и штамма инфекции для ее определения. Поэтому сейчас эти тест-системы не всегда могут обнаружить заболевание на ранних стадиях или низкую концентрацию вируса в организме, а следовательно могут давать ложноотрицательный результат.

В издании также сообщают, что данные тест-системы могут давать и ложноположительный. Оперативный штаб по борьбе с коронавирусом 23 марта заявил, что вскоре изменит состав тест-систем для более четкого выявления вируса.

Китай – ложные данные?

По официальным данным, переданным в институт Джона Хопкинса, в Китае за весь период пандемии коронавирусом заразились чуть больше 82 тысяч человек и почти 3,5 тысячи умерли. Именно китайская провинция Хубэй – источник этого заболевания.

Для сравнения, США зафиксировали 312 тысяч случаев заболевания COVID-19 и почти 8,5 тысяч смертей из-за вызванных вирусом осложнений.


В начале апреля американская разведка представила Белому дому засекреченный доклад, согласно которому власти Китая намеренно занижают публичные данные о распространении коронавируса. О существовании доклада изданию Bloomberg рассказали американские чиновники на условии анонимности, другие детали документа они предоставить отказались.

Также в международном сообществе вызвали много вопросов фотографии нескольких тысяч урн с прахом в морге провинции Хубэй, которые опубликовало китайское издание Caixin в конце марта. Как утверждают в издании, в урнах – прах умерших от COVID-19, который привезли из больниц и выдавали родственникам.

Иран – неполная картина

По официальным данным, из стран Ближнего Востока жители Ирана пострадали от коронавируса больше всего. Как утверждают власти, с момента начала пандемии COVID-19 заразились почти 56 тысяч человек, из них 3,5 тысячи умерли в больницах. Но внутри страны и за ее пределами эпидемиологи и некоторые политики считают, что эти цифры тоже занижены.


С начала распространения коронавирусной инфекции в Иране неоднократно несколько региональных чиновников и членов парламента озвучивали статистику заразившихся и умерших, превышающие официальную общенациональную статистику, которая передается в международные мониторинговые организации.

Так, например, в начале марта глава Минздрава провинции Гилан Хоссейн Гхорбани сообщил государственному новостному агентству о том, что за прошедшие сутки только в этом регионе из-за коронавируса скончались 200 человек. В этот день Министерство здравоохранения передало данные о 194 погибших во всей стране.

Спустя несколько дней губернатор провинции Исфахан Алиреза Мортезаи рассказал, что только в двух крупнейших городах этой провинции зарегистрировали более 1000 случаев заражения коронавирусом и 88 смертей. В этот же день Минздрав отчитался о 601 случае заражения и 237 умерших по всей стране.

Запад обвиняет Китай в искажении данных о коронавирусе. Можно ли доверять Пекину в изучении болезни?


Все это верно, если верить официальной статистике Пекина. Недоверие к ней, однако, оказалось как минимум частично оправдано. 17 апреля выяснилось, что в городе Ухань, где изначально зафиксировали вспышку коронавируса, умерли в полтора раза больше зараженных, чем сообщалось раньше: неучтенными оказались 1290 покойников. Обновились данные и по числу инфицированных, правда, их китайское государство считало более внимательно, поэтому от статистики ускользнули лишь чуть более 300 человек.

За два дня до этого вскрылась и другая неточность: оказалось, что так и не было прояснено число бессимптомных переносчиков коронавируса нового типа. Исследования, которые проводились в Китае в последние недели, показали: большинство зараженных переносят заболевание без каких бы то ни было видимых симптомов. Лишь у 19 процентов инфицированных (у 1,2 тысячи из более чем 6 тысяч участвовавших в исследовании) впоследствии обнаружились симптомы, при этом передавать вирус окружающим такие пациенты могут до четырех недель.


Эти данные могут быть подтверждением того, о чем сообщали еще в марте и даже в феврале: число китайцев, перенесших коронавирус, сильно занижено в государственной статистике.

Для медиков не новость, что большинство зараженных может даже не почувствовать, что переболели COVID-19: сингапурские исследователи говорили о 50-70 процентах бессимптомных переносчиков, российские власти сообщали о 45-50 процентах. Но статистические модели, по которым страны мира планировали свои действия по борьбе с эпидемией, учитывали именно китайские данные — а теперь доверия к ним стало меньше.

Материалы по теме


Американская разведка, в свою очередь, в начале апреля сообщила, что Китай занижает статистику. В то же время телеканал FOX News со всей серьезностью рассказал о том, что еще недавно было лишь очередной конспирологической теорией: первый заразившийся SARS-CoV-2 человек якобы работал в Уханьском институте вирусологии, но во время научных экспериментов что-то пошло не так, и пандемия — результат некой утечки. Сообщалось, что в лаборатории изучали коронавирусы летучих мышей, и в какой-то момент один из сотрудников заразился, а затем инфицировал других. При этом указание на городской рынок, как на очаг распространения заразы, — не что иное, как попытка скрыть правду.


Китай не оставил подобные выпады без ответа и достаточно жестко заявил: утверждения о китайском происхождении вируса не имеют никаких фактических оснований, и в ситуации глобальной пандемии важно не использовать угрозу в политических целях, а сплотиться против нее. В Пекине также указали на то, что страна ведет себя порядочно и делает прозрачной для остального мира свою статистику. Однако теперь данные пришлось пересмотреть, а подозрения в искусственном происхождении вируса кажутся более обоснованными, чем ранее.

Доверие людей не слишком просто вернуть — в этом в свое время убедилось советское руководство, попытавшись скрыть катастрофу на Чернобыльской АЭС. И его идеологические наследники, китайские коммунисты, дали много поводов себе не верить: чего стоит одна лишь бойня на площади Тяньаньмэнь, которую в китайском обществе до сих пор упоминать запрещено.

Но и конкретно в истории с коронавирусом КНР уже проявила себя как истинно авторитарная держава. Так, сообщившему об угрозе новой волны эпидемии врачу приказали молчать, куда-то исчезла его коллега, раскрывшая неудобные для властей данные. Кроме того, более двух месяцев не выходят на связь трое журналистов, пытавшихся сделать независимые расследования о происходившем в Ухане.


Уже три недели подряд Китай сообщает о резком снижении числа как новых случаев, так и смертельных исходов: 7 апреля в стране впервые не было зафиксировано ни одной смерти от связанных с COVID-19 причин. Другие страны — включая и Россию — вслед за Всемирной организацией здравоохранения принимают на веру китайские данные и ищут способы повторить успех Пекина в борьбе с эпидемией.

И в том случае, если исходящая от Китая информация действительно изобилует неточностями и пробелами, Пекин вряд ли сможет укрепить свои позиции в мире и показать пример остальному человечеству, как предрекали до того. Напротив, он окажется парией и, возможно, виновником многих тысяч смертей. Причем смотреть на то, насколько умышленными были эти неточности, конечно же, не будут.

Впрочем, вызывают вопросы не только китайские данные, но и статистика других государств. И речь здесь не только о России, Иране и КНДР, которых американская разведка заодно с Китаем подозревает в манипуляциях со статистикой. К примеру, власти Чили в начале апреля неожиданно сообщили, что с определенного момента причисляли умерших от COVID-19 к вылечившимся. Объяснили они такую странность тем, что скончавшиеся более не заразны.

Социолог и специалист по статистике смертности из Университета Техаса Марк Хэйворд (Mark Hayward) рассказал, что и американские официальные данные — лишь верхушка айсберга. По его словам, с усовершенствованием тестирования и сбора данных наверняка откроется правда о том, сколько жизней в действительности унесла пандемия.

Стоит отметить, что оптимисты видят в пандемии потенциал для всемирного объединения, к которому призывает китайский посол. Однако лишь одному участнику этого хрупкого единства достаточно допустить ошибку, чтобы борьба в стане единомышленников возобновилась с новой силой и с применением всевозможных хитростей. По словам дипломата, со временем наука поможет сделать все тайное явным. Это, безусловно, так, но фактически значит лишь одно: в выигрыше останутся те, кто ничего не скрывал с самого начала.

Телефон единой горячей линии 8-800-2000-112

На данной странице представлены сервисы, которыми можно воспользоваться в связи с распространением коронавирусной инфекции Covid-19.

Работники могут сообщить о несоблюдении работодателем их трудовых прав, направив заявление в инспекцию труда, а также работники и работодатели могут получить онлайн-консультацию о порядке применения трудового законодательства, в том числе при переходе на дистанционный режим и работу на дому, при введении простоя, предоставлении внеочередных отпусков и т.д.

Выберите категорию проблемы:

Задать вопрос дежурному инспектору

Здесь вы можете задать общие вопросы. Если у вас конкретная проблема, и вы хотите обратиться в инспекцию за ее решением, нажмите сюда


Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации

Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации

Войти через Госуслуги

Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг

Войти на сайт с логином и паролем

Пожаловаться на описание проблемы


Правила использования сервисов и информации

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

- адрес проживания заявителя;

- фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

- электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

- регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

- данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

- сведения о своей должности и периоде работы;

- сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

- пояснения к сложившейся ситуации;

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

- игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

- отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

- экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

- коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

- недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

- не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

- не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

- не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!

Пользовательское соглашение

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.

3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.6. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.

4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.

4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы


К.и.н., генеральный директор и член Президиума РСМД, член РСМД

Пандемия коронавируса уже успела стать главным событием високосного года, отодвинув на второй план другие драматические новости последних месяцев. Она же оказалась и самой суровой проверкой на прочность для мировой экономической и финансовой системы, для многих международных организаций и для механизмов государственного управления в отдельных странах. Проверка эта далеко не завершена, поскольку до пика пандемии пока далеко, и последствия глобального распространения 2019-nCoV, (он же SARS-CoV-2 или COVID-19) еще предстоит оценить. Тем не менее какие-то предварительные выводы можно сделать уже сегодня. К сожалению, пока выводы выглядят неутешительными.

Предварительные результаты теста человечества на коронавирус обнаружили явное наличие политического и психологического иммунодефицита или, если угодно, отсутствие присущего любому биологическому виду инстинкта защиты своей популяции.

Исторический опыт говорит о том, что жертвами любой эпидемии или природного катаклизма неизменно становятся те социальные, экономические, этнические и религиозные группы, которые и до наступления чрезвычайной ситуации находились в самом ущербном положении. Эти группы в наибольшей степени уязвимы перед угрозой разрыва традиционных социальных связей, дефицита качественного медицинского обслуживания, увеличения безработицы и иных проблем. Именно на эти группы чаще всего возлагается главная ответственность за последствия катастроф — сошлемся хотя бы на еврейские погромы по всей Европе во время знаменитой эпидемии Черной смерти 1348–1351 гг. Процессы социальной и культурной поляризации в экстремальных условиях идут с ускорением, а столь необходимое сплочение общества перед лицом общей угрозы становится исключительно сложной задачей.

Сегодня готовность человечества к коллективным действиям в борьбе против общих вызовов — будь то эпидемии, природные бедствия или техногенные катастрофы, в целом снижается. Систематическое культивирование национализма и национальной исключительности, скрытое или явное поощрение ксенофобии, высокомерное пренебрежение нормами международного права, приоритет тактических интересов по отношению к стратегическим — все те особенности мировой политики, которые мы наблюдаем в последние годы, даром не проходят.

Пандемия коронавируса уже успела стать главным событием високосного года, отодвинув на второй план другие драматические новости последних месяцев. Она же оказалась и самой суровой проверкой на прочность для мировой экономической и финансовой системы, для многих международных организаций и для механизмов государственного управления в отдельных странах. Проверка эта далеко не завершена, поскольку до пика пандемии пока далеко, и последствия глобального распространения 2019-nCoV, (он же SARS-CoV-2 или COVID-19) еще предстоит оценить. Тем не менее какие-то предварительные выводы можно сделать уже сегодня. К сожалению, пока выводы выглядят неутешительными.

Большинство экспертов, журналистов и политиков фокусируют свое внимание на экономических и финансовых последствиях пандемии. Как коронавирус скажется на мировой торговле и инвестициях? Что станет с международными производственными цепочками? Как отреагируют глобальные финансовые рынки? Насколько изменятся география и масштабы трансграничных миграционных потоков?


Все за одного или каждый за себя?

Первый сценарий (баг) вероятен в случае, если человечество или отдельная человеческая популяция, ставшие жертвами эпидемии, способны сделать необходимые выводы из разразившегося бедствия и предотвратить его повторение в будущем. Второй сценарий (фича) оказывается неизбежным, если нужные выводы не делаются, уроки бедствия забываются, и эпидемия не меняет привычных политических приоритетов, подходов к управлению, психологических установок и старого образа жизни. Баг воспринимается как проблема, фича — как неизбежность. С багом борются, с фичей живут. Посмотрим, как обстоят дела в конкретном случае текущей пандемии коронавируса.

Логика подсказывает, что перед лицом общей угрозы популяция должна сплотиться. Особенно, когда речь идет о биологическом виде homo sapiens, стоящем на вершине эволюционной лестницы. Человек, как известно, существо социальное. Отложив в сторону – хотя бы на какое-то время — внутренние разногласия и групповые конфликты, человеческий социум должен сосредоточиться на поисках решения по-настоящему общечеловеческой проблемы.

И что же мы видим на фоне прогрессирующей пандемии? Политические лидеры демонстрируют упорное нежелание что-либо существенно менять в своих международных повестках дня. Распространение коронавируса не предотвратило ни недавнего обострения ситуации в Сирии, ни срыва соглашений о прекращении огня в Ливии. Превращение Ирана в один из главных очагов пандемии не повлекло за собой даже символического смягчения экономических санкций Вашингтона в отношении Тегерана. Пандемия не стала побудительным фактором для России и Саудовской Аравии пойти на взаимные уступки в ходе переговоров OPEC+ и не допустить обвального падения цен на нефть и последующей паники на мировых финансовых рынках. В каждом из этих и во многих других случаях универсальные интересы самосохранения человеческой популяции неизменно отодвигались на задний план в угоду конъюнктурным политическим, экономическим или иным групповым интересам.


К услугам инфантильных оптимистов — целая армия экспертов, призывающих не драматизировать ситуацию. Нам сообщают, что число погибших от нового вируса людей за все время пандемии сравнимо с числом людей, ежедневно умирающих в мире от туберкулеза. Напоминают, что вообще-то сегодня на планете даже обычный грипп дает гораздо больше летальных исходов, чем коронавирус. Информируют, что, например, в Соединенных Штатах автомобильные аварии уносят более ста жизней каждый день, и никто в Америке не собирается в связи с этим запрещать автомобили.

Когда же, наконец, обыватели вынуждены открыть глаза на истинные масштабы проблемы, то они зачастую действуют ничуть не лучше циничных и эгоистичных политиков. Конечно, пандемия уже продемонстрировала множество примеров человеческой солидарности, активности гражданского общества и настоящего героизма. И тем не менее…

На относительно благополучном юге Италии взволнованные общественники не хотели принимать беженцев с неблагополучного севера страны, причем это нежелание кое-где выливалось даже в перекрытие автомобильных дорог и блокирование железнодорожных станций. В Полтавской области Украины местные жители забросали камнями автобусы с эвакуированными из Ухани согражданами. Опасаясь распространения вируса на африканском континенте, общественность многих стран Африки осталась глуха к просьбам своих соотечественников помочь им с эвакуацией из китайского Уханя. В США федеральное правительство было вынуждено размещать потенциальных носителей вируса на военных базах. А чего стоит случай с круизным лайнером Westerdam, которому на протяжении двух недель под давлением той же общественности отказывали в швартовке порты Японии, Филиппин, Тайваня и Таиланда, пока, наконец, пассажиры не смогли сойти на берег в камбоджийском Сиануквиле. При том, что ни одного инфицированного на борту так и не было найдено!

Исторический опыт говорит о том, что жертвами любой эпидемии или природного катаклизма неизменно становятся те социальные, экономические, этнические и религиозные группы, которые и до наступления чрезвычайной ситуации находились в самом ущербном положении. Эти группы в наибольшей степени уязвимы перед угрозой разрыва традиционных социальных связей, дефицита качественного медицинского обслуживания, увеличения безработицы и иных проблем. Именно на эти группы чаще всего возлагается главная ответственность за последствия катастроф — сошлемся хотя бы на еврейские погромы по всей Европе во время знаменитой эпидемии Черной смерти 1348–1351 гг. Процессы социальной и культурной поляризации в экстремальных условиях идут с ускорением, а столь необходимое сплочение общества перед лицом общей угрозы становится исключительно сложной задачей.

Перенося эту общую закономерность на международный уровень, будет справедливым заключить, что в случае глобальной пандемии наиболее уязвимыми в конечном счете окажутся наименее эффективные и наименее экономически состоятельные государства и территории. Одно дело, когда вирус накрывает богатую Европу или эффективно управляемый Китай. Совсем другое дело, если его эпицентрами станут, например, Афганистан, сирийский Идлиб, Южный Судан или сектор Газа. Трудно даже представить себе масштаб возможных последствий пандемии в местах с полностью разрушенной инфраструктурой, с многочисленными очагами политического радикализма и экстремизма и с постоянными вспышкам вооруженного насилия.

А вот что легко себе представить, так это то, как правые популисты в Европе или экстремисты на Ближнем Востоке будут пользоваться этой ситуацией для укрепления своих позиций. Собственно, они уже вовсю эксплуатируют пандемию, поскольку для них коронавирус — определенно фича, а не баг, дополнительная возможность, а не новая угроза. В Европе пандемия усиливает аргументы правых партий в Италии, Франции, Испании, Польши, требующих закрыть границы и остановить потоки международных миграций. На Ближнем Востоке появилась версия о том, что коронавирус был ниспослан китайцам как наказание за притеснение мусульман. В России вирус работает на сторонников тотального изоляционизма, пророков необратимого упадка Запада и проповедников эсхатологического оптимизма.


Сегодня готовность человечества к коллективным действиям в борьбе против общих вызовов — будь то эпидемии, природные бедствия или техногенные катастрофы, в целом снижается. Систематическое культивирование национализма и национальной исключительности, скрытое или явное поощрение ксенофобии, высокомерное пренебрежение нормами международного права, приоритет тактических интересов по отношению к стратегическим — все те особенности мировой политики, которые мы наблюдаем в последние годы, даром не проходят.

После смертоносной эпидемии вируса Эбола авторитетнейшие специалисты-эпидемиологи на протяжении многих лет предлагали самые разнообразные меры по углублению международного сотрудничества в противостоянии опасным инфекционным заболеваниях. Но новая пандемия в очередной раз продемонстрировала слабость и хрупкость международных организаций, включая и Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ). Кто сегодня в мире верит, что ВОЗ способна стать по-настоящему эффективным глобальным штабом по борьбе с коронавирусом? Судя по выделяемым ресурсам, почти никто. Общий бюджет ВОЗ не превышает бюджета крупной американской больницы. Хотя выдающийся опыт организации в противостояния опасным заболеваниям не подлежит сомнению — вспомним глобальное искоренение оспы, неоспоримые успехи в борьбе с полиомиелитом и малярией.

Общества в большинстве стран мира перестали доверять международным организациям, перестали воспринимать их как надежные механизмы противостояния эпидемиям и иным угрозам. Даже в Европейском союзе самые важные решения в отношении коронавируса сегодня принимаются в национальных столицах, а не в Брюсселе. Но общества не доверяют и собственным правительствам, подозревая их в сокрытии истинных масштабов пандемии, равно как и в использовании пандемии в своих узких политических целях. Правительства, со своей стороны, не доверяют друг другу, причем не только своим потенциальным противникам и конкурентам, но и союзникам и партнерам тоже. В итоге складывается замкнутый круг тотального недоверия, которое служит идеальной питательной средой для любой эпидемии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции