Предсказания святых о коронавирусе

В Сети активно обсуждают, что американский писатель Дин Кунц, специализирующийся на жанрах фантастика и ужасы, в 1981 году предсказал появление китайского коронавируса в своем романе "Глаза тьмы". Это не первый случай, когда произведения поп-культуры "предвидят" будущее. Например, поклонники мультсериала "Симпсоны" уверены, что тот предрек президентство Дональда Трампа. Разбираемся, какие еще произведения считают пророческими для человечества.

"Ухань-400"


Фото: AP/Cheng Min/Xinhua

Поклонник жанра фэнтези Валерий Ледовской уверен, что в фантастическом романе Дина Кунца была предсказана вспышка коронавируса нового типа.

"Китайский ученый по имени Ли Чен перебежал в Соединенные Штаты, имея при себе дискету с записями о новом, самом важном и опасном за десять лет биологическом оружии Китая. Они называют его "Ухань-400", – рассказывает он.

Однако переводчик произведений Кунца Виктор Вебер считает, что это не пророчество, а всего лишь богатая фантазия людей.

"Когда сказали, что Дин Кунц предсказал появление вируса, я не мог понять, откуда это взялось. Вирус там упоминается, в книге 344 страницы, он появляется на 330-й странице. Идея книги совсем другая – это дети с уникальными возможностями", – заявил он.

Кроме того, Вебер добавил, что, изучив книгу детально, можно найти много отличий. Главное, по мнению переводчика, – уровень смертности от вируса. В книги Кунца он составляет почти 100%, в то время как от коронавируса – только 3%.

Семейка экстрасенсов


Фото: 20th Century Fox Film Corporation

Еще 27 лет назад появление нового типа коронавируса предсказал американский мультсериал "Симпсоны", считают его поклонники. Пророческой, по мнению фанатов, оказалась серия под названием "Мардж в цепях" из четвертого сезона.

В ней герои сериала заказывают из Японии соковыжималки. Один из сотрудников во время упаковки посылок чихает в коробку и просит коллегу никому не сообщать, что у него грипп. В итоге инфекция распространяется по всему Спрингфилду.

К слову, это не первый случай, когда фанаты "Симпсонов" находят предсказания в сериале. По их словам, он предрек назначение Дональда Трампа на должность президента США. Так в 17-м эпизоде 11 сезона, где говорится о будущем персонажей, Лиза Симпсон становится президентом страны, который расхлебывает проблемы, оставленные после Трампа.

Предвыборный сериал


В кресло президента прямиком со съемочной площадки попал украинский актер, а теперь уже и глава государства Владимир Зеленский. В украинском ситкоме "Слуга народа", который начал выходить в ноябре 2015 года, Зеленский играет роль учителя Василия Голобородько – человека, уважаемого окружающими за честность и стремление к справедливости.

Его персонаж решает принять участие в президентских выборах и побеждает с результатом в 73% голосов. Примерно с таким же результатом Зеленский одержал победу на настоящих президентских выборах на Украине. В 2015 году никто и подумать не мог, что сериал станет своеобразным политическим рекламным роликом одного из кандидатов в президенты.

Титан и Титаник


Фото: "Двадцатый Век Фокс СНГ"

Пожалуй, самым неожиданным предсказанием за всю историю человечества стало пророчество американского писателя Моргана Робертсона. В своем романе "Тщетность" 1898 года за 14 лет до катастрофы "Титаника " он описывает крушение огромного лайнера "Титан".

Как утверждал сам автор, корабль явился ему в мыслях: он четко увидел гибель лайнера, которая сопровождалась душераздирающими криками утопающих пассажиров. В романе рассказывается о судне, считавшемся непотопляемым, но в итоге затонувшем в Атлантическом океане после столкновения с айсбергом в апреле.

Робертсона назвали великим пророком XX века после гибели "Титаника", однако, несмотря на свалившуюся популярность, книга стала своего рода проклятием для писателя: ему начали приходить письма, в которых автора обвиняли в случившемся.

Картины будущего


Картина Бенджамина Солари Парравичини

Аргентинский художник и скульптор Бенджамин Солари Парравичини еще в 30-х годах прошлого столетия предсказал множество событий XXI века, полагают исследователи его работ. В 1939 году он подписывает одну из своих картин: "Свобода Северной Америки потеряет свой свет, ее факел не осветит, как вчера, и памятник будет атакован дважды".

Анализирующие творчество художника эксперты считают, что это произведение предсказало события 11 сентября 2001 года, когда в в Нью-Йорке в результате теракта были взорваны и уничтожены башни-близнецы.

Кроме того, однажды он изобразил плачущих над огромным водоворотом ангелов и подписал "Япония". А на полях, в заметках, пояснил, что большая "Ф" взорвется и будет много шума по всей земле. Возможно, Парравичини имел ввиду трагедию с японской атомной электростанцией в Фукусиме, которая произошла в 2011 году.

Афонские старцы о коронавирусе (пророчество и духовные ориентиры)

Бог в помощь всем! Чтобы не запутаться самому и не запутать людей, которые задают вопросы и полны смущения и страха, следует понимать современную ситуацию правильно. Есть четыре уровня понимания всего, что происходит: духовный, политический, экономический и физиологический.

Духовное понимание: людям попущено наказание за извращения, разврат и соглашательство с этими грехами. Исправление самих себя, покаяние, пост и молитва с упованием, что Бог всегда помилует кающуюся душу - это путь к преодолению малодушия и маловерия. Здесь нет страха.

Политический уровень: вирус спровоцирован глобалистами и все люди в ловушке. Это политический страх.

Экономический уровень понимания: деньги отберут и всех ждет голод и электронное рабство. Это страх экономический.

Дорогие отцы и братья, молите Бога о нас!
Низкий Вам, поклон, за то, что не остались равнодушными к текущим обстоятельствам, но утешаете и молитесь за нас.
Храни вас Господь!
***
С людьми мы спасаемся, помогая друг другу, а в уединении спасаемся одной помощью Божией, но ее обретают не самим уединением, а смирением.
(иеромон. Симон (Безкровный))
***

Гос­подь иног­да по­пус­ка­ет че­ло­ве­ку быть как бы ос­тав­лен­ным, но все же хра­нит и ве­дет ду­шу ко спа­се­нию. Это по­пу­ще­ние Бо­жие мо­жет ка­сать­ся це­ло­го об­ще­ст­ва ве­ру­ю­щих. На­ше де­ло – сми­рен­но хра­нить ве­ру Хрис­то­ву. Аще ве­ра сох­ра­не­на – есть и на­деж­да спа­се­ния.
Ве­ра долж­на сох­ра­нять­ся с воз­дер­жа­ни­ем от вся­ко­го гре­ха.
(преп. Никон, оптина пустынь)
***

По­тер­пи, и при­дет в свое вре­мя Уте­ши­тель.
Гос­подь ска­зал: В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19).
Где не смо­жешь и не доз­во­ля­ет здо­ровье, там сми­рись и уп­ро­си крот­ко, и глав­ное – по­тер­пи. А че­го не стер­пишь, уко­ри се­бя и про­си у Бо­га по­мо­щи.
(преп. Анатолий, оптина пустынь)
***

Иск­рен­нее же­ла­ние слу­жить Гос­по­ду Бо­гу и вру­че­ние все­це­ло и се­бя, и все­го, и всех в во­лю Бо­жию, всеб­ла­гую, со­вер­шен­ную, при­но­сят серд­цу мир Бо­жий, да­же при пе­ре­жи­ва­нии раз­лич­ных скор­бей, и внеш­них, и внут­рен­них, ду­шев­ных.
Мо­лись Бо­гу о уда­ле­нии на­пас­ти и вмес­те от­ре­кай­ся сво­ей во­ли, как во­ли гре­хов­ной, во­ли сле­пой.
Пре­да­вай се­бя, свою ду­шу и те­ло, свои обс­то­я­тель­ства, и нас­то­я­щие, и бу­ду­щие, пре­да­вай близ­ких серд­цу, ближ­них тво­их во­ле Бо­жи­ей, всес­вя­той и пре­муд­рой.

Сла­ва Бо­гу! Сла­ва Бо­гу! За все сла­ва Бо­гу!
От этих чуд­ных, свя­тых слов отс­ту­па­ют мрач­ные мыс­ли, тя­гость, при­хо­дят в ду­шу че­ло­ве­ка мир, уте­ше­ние, ра­дость. Да бу­дет во­ля Твоя, Гос­по­ди! Сла­ва Бо­гу за все!
(преп. Никон, оптина пустынь)
***

Держи голову низко, а душу к Богу близко.
В делах вертись, а с людьми мирись.
Как спастись? Сердце смиряй, а себя укоряй.

Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны.

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.
А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Хочешь спасаться - умей смиряться.
Помни: хороши пост и бдение, но лучше всего - смирение.

Не пренебрегай ни одним человеком, хорош он или плох, и твои дела управит Бог.

Сначала скорби, потом благодать.
Дух любит мужество, но не дерзость.
(ахим. Кирилл (Павлов))

…Произойдёт то, что покажется чудом: коронавирус исчезнет сам собой

По состоянию на 20 марта чрезвычайное положение (ЧП) было объявлено в следующих странах Европы: Италия, Австрия, Венгрия, Чехия, Латвия, Эстония, Болгария, Испания, Румыния, Словакия, Сербия, Португалия. За пределами Европы ЧП было установлено в Казахстане, Ливане, Австралии, Гаити.

Три идеи Римского клуба
К 50-летию подведения мины под человечество

Считается, что Римский клуб организовали крупный итальянский учёный, менеджер и общественный деятель Аурелио Печчеи (1908-1984) и генеральный директор по вопросам науки ОЭСР Александр Кинг. Однако подлинным учредителем этой структуры был Дэвид Рокфеллер, скончавшийся в 2017 году на 102-м году жизни.

С 2008 года штаб-квартира Римского клуба находится в Швейцарии, в Винтертуре (Winterthur). Кроме полных членов есть ассоциированные члены клуба, участвующие в подготовке проектов и докладов по заказу клуба. На ежегодные встречи Римского клуба приглашаются почётные гости из числа ведущих государственных деятелей, политиков, учёных. Кроме действующих и ассоциированных членов есть ещё почётные члены. В списках членов фигурируют бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер, король бельгийцев Филипп, бывший генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана, бывший генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв, миллиардер и основатель CNN Тед Тёрнер, бывший вице-президент США Эл Гор, основатель Microsoft Билл Гейтс, бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, королева Нидерландов Беатрис, бывший президент США Билл Клинтон, финансовый спекулянт Джордж Сорос, бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, бывшие председатели Европейской комиссии Романо Проди и Жак Делор.

Римский клуб непрерывно расширяет географию своей деятельности за счёт создания национальных ассоциаций, которые созданы в 35 странах. В 1989 году Ассоциация содействия Римскому клубу была создана в СССР. Распад Союза не помешал ей преобразоваться в Российскую ассоциацию содействия Римскому клубу, действующую сейчас под эгидой Фонда перспективных исследований.

У Римского клуба есть публичная и непубличная сферы деятельности. В публичной сфере представлены, прежде всего, доклады клуба. Первые из них появились в 1970-х годах и представляли собой прогнозы мирового развития, сделанные с помощью математических моделей.

В 1970-е годы, когда эти идеи выбрасывались на публику, разрыв в уровнях экономического развития (показателями производства и потребления в расчёте на душу населения) между Севером и Югом уже стал гигантским. Развивающимся странам фактически было предложено признать сложившийся разрыв и не пытаться выбраться из бедности.

Третья идея является финальной: для спасения человечества необходимо мировое правительство. Со временем глобализация должна полностью уничтожить национальные государства, их функции перейдут к мировому правительству.

Обозреватель "РГ" решила разобраться, как относиться к этим прорицаниям, для чего обратилась к профессору Московской духовной академии, доктору богословия Алексею Осипову.

Алексей Ильич, выяснить, кто такие Косма Этолийский и Паисий Святогорец, легко. Да, их святость никто не оспаривает. Но, выходит, раз они святые, то и их пророчества уже неловко подвергать сомнению.



Алексей Осипов: Почему? А разум на что дан? Святые отцы говорят: где нет рассуждения, там нет добра.

То есть, сомневаясь в предсказаниях святого или в его чудотворных способностях, мы его не оскорбляем?

Алексей Осипов: Да ни один святой не оскорбится, если человек пожелает выяснить достоверность всех обстоятельств, связанных с его пророчествами или чудесами. А вот находящийся в прелести, то есть возомнивший себя святым - да! И этим себя выдаст! Древний учитель монашества Иоанн Лествичник предупреждал: "Когда мы. желаем. вверить наше спасение кому-нибудь, то еще прежде вступления на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, мы должны рассматривать, испытывать и даже искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача - на больного, вместо бесстрастного - на человека, обладаемого страстями, вместо пристани - в пучину и таким образом не найти готовой погибели". Вот с какой осторожностью нужно подходить ко всякому духовному руководителю, а также и к его словам, и уж тем более пророчествам. Рассмотри! Испытай! Даже искуси! Но не принимай все на веру, безрассудно. Есть притча, как к монаху-праведнику явился дьявол в образе ангела, чтобы соблазнить его. Дьявол сказал: "Я - архангел Гавриил, посланный к тебе!" Но монах ответил: "Недостоин я того, чтобы ко мне посылались ангелы". И дьявол исчез. Святые учили: "Если даже и действительно явился бы тебе ангел или даже Сам Иисус Христос, не принимай это легковерно, но скажи: я, живущий во грехах, не достоин видеть ни ангела, ни тем более Господа! И Господь не только не осудит тебя, но, напротив, похвалит за смирение". Есть повествование про великого подвижника Симеона Столпника. Этот аскет достиг вершин духовной жизни. И вот к нему явился демон, принявший вид ангела, на огненной колеснице и сказал: "Симеон, Господь послал меня к тебе, чтобы взять тебя на небо, как был восхищен на небо пророк Илья". Симеон Столпник поверил лгуну и уже занес ногу, чтобы ступить на колесницу. Но перекрестился - и колесница вместе со всем дьявольским наваждением исчезла. Симеон Столпник потом всю жизнь каялся за свое превозношение. То есть нужно с большой осторожностью и рассудительностью относиться ко всем сообщениям о видениях,чудесах, пророчествах, от кого бы они ни исходили. А у нас как: потекло по иконе - уже Божье чудо, благодать, ажиотаж! Особенно в перестройку такое творилось! Потому что большинство, не зная, что подобные явления бывают по трем причинам, а не только от Бога, рассматривает все как Божье чудо.

Но разве сам факт того, что человеку даны необычайные способности, например предсказывать, не свидетельствуют о том, что он - от Бога?



Алексей Осипов: Святые отцы предупреждали легковеров: будьте осторожны, бесовская сила может и предсказывать. Взять хотя бы Сведенборга, знаменитого шведского ясновидца. Известен случай, когда он во время званого обеда в Гетеборге вдруг объявил, что в Стокгольме начался пожар. Сидит со всеми за столом и рассказывает, как пожар вплотную приблизился к его дому. Проходит пара часов, и он произносит: "А вот огонь погасили". И ведь все точно! Но Сведенборг постоянно и зримо общался с бесами, и он был завзятым эротоманом - ясно, от кого шли все его пророчества?

Но ведь даже из таких предсказаний можно извлечь какую-нибудь пользу?

Алексей Осипов: Если у вас острый аппендицит, дикая боль и вы выпиваете болеутоляющее, временная польза наступит, боль утихнет. Но продолжать и дальше давать таблетки, не делая операцию, значит погубить больного. Так и тут. В чем смысл нашей жизни? В спасении нашей души. И все вопросы надо рассматривать с такой точки зрения: насколько то, что мы делаем, спасает нашу душу? Или губит ее. Наша душа по своей природе жительница какого мира? Духовного. Но сейчас, в нашей земной жизни, она закрыта нашей плотью, хотя по своей природе духовна. Поэтому в принципе, при каких-то условиях, о которых мы не знаем, она может получать информацию из мира духовного, в котором все известно: и прошлое, и настоящее, и будущее. Но какова эта информация? Нострадамус, когда его спрашивали, как он все узнает, откровенно отвечал, что видит все как бы в блестящем зеркале. Будто смотрит через линзу, где как бы в тумане великие и грустные события, происшествия. Апостол Павел - вдумайтесь, апостол! - учил: "Теперь (то есть в этой жизни) мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно". И все эти ванги, нострадамусы, да, что-то иногда угадывали. И это касалось внешних событий. Но если дело касается духовного состояния человека, чему они, не очищенные от страстей, могут научить? Только направят спрашивающего на путь гибели, сказав ему то, что принесет неисцелимый вред его душе.

Потому что сами на этом пути?



Алексей Осипов: Потому что они видят как сквозь мутное стекло. А святым открывается свет.

И эта святость - результат огромного духовного труда, как у Амвросия Оптинского, к примеру?

Алексей Осипов: Если кто-то вдруг заявит: "Я сейчас подниму 200 кг", его засмеют. Потому что прежде нужно потренироваться. В духовной жизни так же. Тренируйся! Аскет - это духовный спортсмен, подвижник. По-гречески "аскео" означает "упражняюсь". Аскетика - наука о правильном подвижничестве. А ничего не понимающие думают: какая разница - святой, не святой, если предсказывает! Да? Ну, тогда иди к слепому хирургу - тут и поймешь, в чем разница! Только уже поздно будет. Кстати, святые отцы единогласно пишут, что самым великим чудотворцем будет антихрист. И все примут его за Христа - вот беда легковерия и невежества!

То есть чудеса, пророчества бывают от Бога, от силы, враждебной Богу, и. Какая третья?

Алексей Осипов: По вере самого человека. Святитель Игнатий Брянчанинов рассказывал, как в женский монастырь пришел разбойник, переодевшийся в монаха, хотел выведать, где что. А его приняли за святого, омыли ему ноги, а потом этой водой еще и обрызгали сестер монастыря. И одна монахиня, слепая, от этой воды тут же прозрела. Пришел бандит, но она верила, что это святой подвижник. Значит, причина ее исцеления была не в святости бандита, а в силе ее веры.

А разве такая вера не губительна?

Алексей Осипов: Смотря в каких вопросах. Вера в истину спасает. Вера в ложь губит.

Но здесь-то была ложь! Святой на самом деле оказался разбойником.



Алексей Осипов: В данном случае вера была правильной, ведь она этого разбойника даже не видела: слепая! Ей сказали, что он святой, и она верила. Во что? В святость! Не в бандита, а в силу святости. Поэтому и произошло чудо. Так что чудеса могут совершаться и не по причине святости того, от кого якобы шло исцеление, а по вере человека. Помните, в Евангелии идет Христос, и Его окружает толпа. Вдруг Он останавливается, спрашивает: "Кто прикоснулся ко мне?" А это больная женщина прикоснулась к нему с полной верой, что исцелится. Так и случилось. А другие и толкались рядом со Христом, да не исцелялись. Многие забывают или даже и не знают того, что чудо может происходить по вере человека, и нередко начинают прославлять совсем не святого. И что опасно: народ ищет чудес и легко попадается не только на обманщиков, но и на лжестарцев. Чудо и тут может произойти с тем, кто уверовал в такого "святого", но какой великий вред своей душе может он получить от наставлений подобного лжесвятого. Ибо вера в ложь губит. О таких "старцах" еще в XIX веке писал святитель Игнатий Брянчанинов: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия"! А теперь их, наверное, побольше.

Но если предсказывают точно святые, как относиться к их словам о судьбах мира?

Алексей Осипов: (иронично) Да, для нас самое важное - что будет со всем человечеством! А я-то вечно жить буду. Каждому дано точное пророчество, оно известно: ты обязательно умрешь! Вот о чем надо бы подумать: как сдать здесь экзамен жизни, чтобы вступить в тот мир? А не о том, что будет или не будет со всем человечеством.

Потому что в твоей личной истории от тебя хоть что-то зависит?

Алексей Осипов: Все! Человеку дана свобода в выборе добра или зла. Человеку открыто, как нужно жить, чтобы получить уже здесь, а не только в вечности, счастье, которое мы так ищем, но так редко испытываем. Человеку даны заповеди, соблюдай их. Но нет, это не интересно. А вот что говорят пророчества - это обязательно надо узнать!



На публикации заповедей рейтинга не сделаешь. А вот если расписать, что вот-вот начнется война, и крови прольется так много, что "трехгодовалые телята будут в ней плавать", да еще привязать эти предсказания к сиюминутным событиям, внимание гарантировано.

Алексей Осипов: В том-то и дело, что в подобного рода пророчествах привязки к конкретной дате и месту нет. А есть слова, обращенные в будущее. И поколение за поколением, рассматривая что-то похожее на то, что происходит в их жизни сейчас, легко принимают все на свой счет. Читая пророчества, надо иметь в виду следующее. Во-первых, даже святые не всегда говорили от Бога. Нельзя воспринимать святых как Христа или апостолов, а их слова - как слова Самого Бога. Единичные высказывания одного-двух святых могут быть просто их мнением, которое не гарантировано от ошибок. Но если по какому-то вопросу мы видим согласный голос многих святых, говорящих независимо друг от друга, тогда мы имеем полное основание считать, что здесь действительно откровение Божие. И тут прежде всего важно узнать, откуда исходит предсказание, каков его источник. Действительно ли оно было сказано самим святым или было передано кем-то? Например, кем переданы пророчества Серафима Саровского?


Алексей Осипов: Да, человеком, который тридцать лет был бесноватым. Но ведь и просто тот факт, что это свидетельства одного человека, уже требует большой осторожности. Посмотрите, насколько строги и отточены правила Серафима Саровского, которые он оставил нам сам. И сравните их со свидетельствами Мотовилова, в которых можно найти вещи невероятные, да и просто соблазнительные. Но особенно важно знать совет святых, который касается тех ситуаций, когда мы не можем понять: от Бога ли происходящее? От дьявола? Святые в таких случаях настойчиво рекомендуют: не знаешь, как быть, не хули, потому что вдруг это от Бога, но и не принимай, потому что это может быть и от дьявола. Не хули и не принимай! Останься бесстрастным, чтобы не погрешить против истины.

Не моя мера рассуждать, правда это или нет?

Алексей Осипов: К сожалению, у нас часто не рассуждение, а гадание на кофейной гуще. Посмотрите, кто только не толкует Апокалипсис, а ведь он поавторитетнее любого пророчества святых. Ну и чем тут все обычно заканчивается? Какие фантазии, какие страсти, какое упорство на своем мнении! Так и хочется вспомнить слова аввы Исаии: "Кто понимает и исполняет слова Писания по своему разуму, настаивая упорно, что именно так должно понимать и исполнять их, тот не ведает славы и богатства Божиих. Напротив тот, кто, и понимая, говорит: "Не знаю с точностью слова Божия, потому что я ограниченный человек", - тот воздает славу Богу".

Да уж, конец света на основании Апокалипсиса нам обещают достаточно регулярно. Но ведь есть слова Христа: "О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец". Получается, дата конца света неизвестна даже ангелам, а значит, и святым. А потом в качестве признаков конца света Господь дает не какие-то временные отрезки, а духовные константы. Например, оскудение любви. Получается, дата конца света известна только Господу, и, возможно, она скользящая, то есть зависит и от нас, нашего духовного состояния?

Алексей Осипов: В Библии есть книга пророка Ионы, в ней поучительный рассказ о богатом городе Ниневия, жители которого развратились. И Бог велел Ионе идти туда и сказать, что через три дня они будут уничтожены. Ниневийцы поверили пророку Ионе, покаялись, и Ниневия уцелела. Таков духовный закон. Потому и нет указания времени конца света. Конец зависит от общего духовного и нравственного состояния человечества. Но хочу еще раз подчеркнуть: каждый из нас знает, что у нас впереди свой личный конец света, и это первостепенно! Все мы знаем, что умрем. Знаем, как жить. Знаем, что нужно каяться, и это будет спасением и для меня.



Алексей Осипов: . и для всех. И для моего народа. Потому что каждый добрый поступок одного уже имеет большое значение для всех. Ибо каждый человек - это клеточка организма, а не песчинка в куче.

Получается, духовное состояние не только всего народа, но даже и одного из нас является фактором, способным повлиять на спасение здесь, в земном измерении?

Алексей Осипов: Перечитайте библейскую историю про Содом и Гоморру. Помните, как Аврааму явились три ангела, и он со старшим разговаривал: "Господин, если в Содоме найдется 50 праведников, Ты не уничтожишь Содома?" "Нет". "А ради 45 праведников?" "И ради 45 праведников не уничтожу". Авраам доходит до 10. И Господь обещает пощадить Содом ради 10 праведников, на этом прекращая разговор. Но даже 10 праведников не нашлось в Содоме, город был уничтожен. Значит, есть мера. Есть мера.

При которой сохраняется некий баланс между добром и злом, не позволяющий миру рухнуть?

Алексей Осипов: Именно так. Но нам эта мера неизвестна. Мы же не видим состояния душ человеческих.

Но раз мир пока еще балансирует, пока не рухнул, каждый из нас может стать тем условным десятым праведником, от которого зависит, устоим ли?

Алексей Осипов: Лучше всего эту мысль сформулировал замечательный мыслитель XIX века И.В. Киреевский: "Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже духовное торжество для всего христианского мира".



Равноапостольный Косма Этолийский (1714-1779 гг.) прославился не только праведной жизнью, но и предвидением будущего - он предсказал появление телефона, самолетов, воздушных бомбардировок. Греки с трепетом передают пророчества Космы, связанные с освобождением Балкан от порабощения турками. Часть этих прорицаний, связанная с конкретными географическими точками, уже исполнилась и, наверное, именно поэтому вот уже несколько поколений греков ждут осуществления оставшихся пророчеств. Ждут и верят в них. Тема возвращения Константинополя так популярна, что об этом даже сложили песню, гимн борьбы против иноземного владычества:

Помоги, святой Георгий,

Помоги, святой Косма,

Вновь нам взять Константинополь

И святой Софии храм.

Святой Георгий - Георгий Победоносец - покровитель христианского воинства, а святой Косма стал вдохновителем национального освобождения. Так что история с пророчествами Космы Этолийского давняя, даром, что мы в России узнали о них недавно. Вера в предсказания святого Космы усиливается еще и тем, что он, при жизни известный как праведник и чудотворец, в 1779 году принял мученическую смерть. А вот Паисий Святогорец - наш современник (1924 -1994 гг.). Успев в молодости три с половиной года послужить даже в армии- радистом, монах Паисий всю оставшуюся жизнь провел на Святой горе Афон. Не только для греков, для всех православных Паисий Святогорец был духовным магнитом, великим молитвенником и праведником. По свидетельству очевидцев, Паисий говорил о пророчествах неохотно. Но все же сохранились его толкования предсказаний святого Космы и некоторые его собственные прорицания.

РПЦ уступила требованиям властей и ввела строгие меры карантина в храмах


Впервые папа Римский произнес воскресную проповедь не из окна Апостольского дворца, а с мониторов, размещенных на площади Святого Петра.

Стремительно распространяющийся по миру вирус COVID-19 стал своеобразным тестом на реакцию верующих и клерикальных бюрократий. Религиозные сообщества предлагают свои меры профилактики заболевания, которое уже унесло в общей сложности более 7 тыс. жизней. При этом кто-то считает, что безопасность и здоровье людей намного важнее обязательности обрядовой стороны, другие же уверены, что именно в трудностях, опасностях, а порой и неоправданном риске проявляется твердая приверженность догмам.

Евхаристический голод в Ватикане

Примеру итальянцев по принятию срочных профилактических мер последовали и в других европейских странах. Во Франции с начала пандемии был изменен обряд причащения. Католики-миряне в отличие от православных верующих причащаются только Телом Христовым, то есть гостией. Такое решение было принято еще в XVI веке на Тридентском соборе, который проходил в разгар эпидемии чумы. При этом священную облатку обычно духовенство кладет в рот причастникам. Теперь же верующим разрешено брать гостию в руки. Также в церквях страны осушены кропильницы со святой водой. Начиная с 15 марта по предписанию премьер-министра Франции Эдуара Филиппа церкви открыты только для индивидуальных молитв и консультаций. В Англии и Ирландии верующих попросили не целовать и не трогать распятия, не посещать церкви, если есть хоть какой-то намек на недомогание.

В соседней Австрии распоряжением архиепископа Венского кардинала Кристофа Шёнборна начиная с 16 марта церковные службы совершаться будут, но без верующих. Ранее прихожан освободили от обязательного посещения воскресных месс, а на настоятелей была возложена ответственность за то, чтобы на богослужениях было не более 100 человек.

Он также упомянул о возможности для пожилых и больных людей присоединяться к службам на дому посредством телевизора. Молиться перед телевизором советовал верующим 13 марта президент Испанской епископальной конференции архиепископ Барселоны кардинал Хуан Хосе Омельа. Оставаться по возможности дома людям преклонного возраста и детям предложил и лидер Украинской греко-католической церкви архиепископ Святослав (Шевчук).


Непривычно опустевшая площадь
вокруг Каабы. Фото Reuters
Без Благодатного огня

Как минимум до Пасхи (19 апреля) для паломников и туристов закрыли Валаамский монастырь.

В Архиепископии приходов русской традиции, не так давно присоединившейся к РПЦ, с 16 марта закрыты все церкви и часовни, а также отменены торжества. В храмах Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), расположенных как в США, так и в Западной Европе, пока утверждают, что несмотря на стремительное распространение COVID-19, богослужения будут совершаться в обычном порядке. При этом русские приходы в Вене с 15 марта закрыли доступ прихожан к богослужениям.

В Финской, Румынской и Грузинской церквах первыми в православном мире приняли особые меры: в целях безопасности было разрешено причащаться одноразовыми ложками и не прикладываться к иконам в храмах. О прекращении будничных богослужений 12 марта объявила Албанская православная церковь.

Духовенство православной церкви Словакии также приостановило богослужения в своих храмах до конца марта. Вначале священнослужители отказались выполнять это требование властей, однако, после того как премьер-министр страны Петер Пеллегрини пригрозил жесткими санкциями, клирики вынуждены были пойти на уступки.

В скором будущем православных верующих ждет еще одно испытание. Под угрозой оказалось не только схождение Благодатного огня, но и его принесение из Иерусалима в пределы России. Традиционно святое пламя появляется в храме Гроба Господня накануне православной Пасхи. Существует поверье, что если в церемонии не будет участвовать арабская православная молодежь, то чудо не совершится и наступит конец света. Поскольку власти Израиля ввели запрет на посещение культовых зданий на время пандемии, то и церемония схождения Благодатного огня может попасть под запрет. Однако даже если пламя появится в Кувуклии, то из-за введенного в стране карантина паломники скорее всего не смогут привезти огонь в Россию. А именно с его прибытия в храм Христа Спасителя в Москве традиционно начинается патриаршая пасхальная служба.

5 марта стало известно, что глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас объявил о 30-дневном карантине и закрытии всех церквей и мечетей на территории Палестины. Среди них одна из главных христианских святынь – базилика Рождества Христова в Вифлееме.

Первым подтвержденным больным в королевстве стал пациент, прибывший из Ирана, где численность заболевших перевалила за 16 тыс., а летальных исходов больше 900. 1 марта в этой стране был введен карантин и объявлен запрет на посещение мечетей верующими. Правда, духовенство Исламской Республики решило не подчиняться приказам властей и пока не закрыло священные места и объекты поклонения. При этом верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи все же отменил намеченное на 20 марта в городе Мешхед выступление по случаю персидского Нового года – Навруза. Он также постановил считать шахидами врачей и пациентов, умерших от коронавируса. Ситуация осложнилась тем, что 13 марта у ближайшего советника аятоллы Али Акбара Велаята было диагностировано заболевание, а 16 марта стало известно о смерти от коронавируса члена Совета экспертов Ирана аятоллы Хашима Батайи.

Отменили все публичные выступления своих духовных лидеров и мусульмане Ирака. 6 марта представители аятоллы Али ас-Систани впервые с 2003 года не зачитали его речь на пятничных намазах в священном городе Кербела. Власти города также запретили въезд лицам, не проживающим на постоянной основе.


В РПЦ заявляли, что верующие сами должны
решить, стоит ли им прикладываться
к частице мощей Иоанна Крестителя во время
пандемии. Фото со страницы
Санкт-Петербургской епархии в Flickr
В качестве предупредительной меры были закрыты Аль-Акса и Купол Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме.

Совет улемов Исламского центра Таджикистана призвал верующих воздержаться от участия в коллективных молитвах. Молельные дома здесь закрыты для массовых намазов с 4 марта и на неопределенный срок. Власти Киргизии провели дезинфекцию всех мечетей. Духовное управление мусульман Казахстана приняло решение с 20 марта временно отменить проповеди в мечетях перед пятничной молитвой, а прихожанам рекомендовало посещать молельные дома в медицинских масках.

Карантин без праведников

Жертвоприношения и онлайн-амулеты

Представители некоторых религий предложили оригинальные способы борьбы с вирусом. Например, в социальных сетях Ирана начался было флешмоб, когда женщины и мужчины на камеру облизывают врата мечетей. Власти страны задержали несколько человек. Сейчас они находятся под следствием.

В целях предупреждения распространения коронавируса в главной мечети Имама Сарахси в Бишкеке (Кыргызстан) был проведен обряд жертвоприношения тулоо, в ходе которого были зарезаны два теленка. Подобную процедуру планируется провести и в других мечетях страны.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции