Поставка грузов из китая в россию коронавирус

О том, как новая эпидемия влияет на рынок перевозок и когда нормализуется ситуация


Сергей Черных
специальный корреспондент


Китайский Новый год, также называемый Праздником весны, с давних времен является главным и самым продолжительным праздником в стране. Ежегодно праздничные мероприятия длятся две недели (с 25 января по 11 февраля), и все уже привыкли к тому, что в этот период не стоит ждать большой активности от китайской стороны. Но в этом году на это время Китай захватила эпидемия.

Китайские власти в конце декабря 2019 года зафиксировали в Ухане вспышку вызванной вирусом 2019-nCoV пневмонии. Заболевание выявлено еще в 23 странах, в том числе России. Всемирная организация здравоохранения признала вспышку чрезвычайной ситуацией международного масштаба. В КНР заболело более 17 тыс. человек, более 300 человек умерли. Еще один летальный исход зафиксирован на Филиппинах. В большинстве организаций Китая введен карантин.

В ночь на 7 февраля все грузовые пункты пропуска на границе между регионами Дальнего Востока и Китаем были открыты для перемещения грузов, сообщил журналистам заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Ивин.

В штатном режиме работает Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). При этом суда, прибывающие из КНР или заходившие в порты республики, проходят тщательный осмотр даже в том случае, если корабль стоит на рейде. Специалисты Роспотребнадзора проверяет каждого члена экипажа перед постановкой корабля к причалу. Россельхознадзор досматривает ввозимую из Китая продукцию животного происхождения: рыбу, мясо и так далее.

Что касается распространения заражения, то вирус не может быть перевезен в грузовом контейнере или в почтовом отправлении, а переносится от человека к человеку. Об этом сообщили специалисты Роспотребнадзора в разных регионах.



При этом на железной дороге ограничено только пассажирское сообщение, грузовые поезда продолжают передаваться в оба направления движения.

Глобальные логистические компании также организовали поставку масок и других средств защиты из России в Китай. В их числе DB Schenker. Вечером 30 января компания уже отправила из Москвы первую партию общим весом около семи тонн с медицинскими масками, перчатками и халатами. Груз был доставлен в Шанхай 31 января. Оттуда средства индивидуальной защиты будут распределены по медицинским учреждениям, − отметил генеральный директор DB Schenker Айварс Тауриньш.



*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Попрощаться бы с налогами, но мечтать не вредно
О том, какие меры поддержки логистические компании уже получили, и на что им лучше даже не надеяться



Коронавирус и Китай: забыть нельзя, возить можно
О том, как грузопотоки восстанавливаются после пика эпидемии коронавируса в Китае

О том, как грузопотоки восстанавливаются после пика эпидемии коронавируса в Китае


19 марта – первый день, когда в китайской провинции Хубэй (LR. Была очагом распространения коронавируса) не произошло ни одного нового случая заражения коронавирусом COVID-19. Транспортные ограничения со всех городов этой провинции были сняты 25 марта. Осталось снять ограничения с китайского города Ухань (LR. Там были выявлены первые случаи заражения COVID-2019), это произойдет 8 апреля.

Эпидемия коронавируса в Поднебесной началась вслед за китайским Новым годом, после 25 января, пик продлился вплоть до конца февраля.

Итак, экспортно-импортные потоки между Россией и Китаем входят в ритм после прохождения пика пандемии в Поднебесной. А значит, пора выяснить:

  • • На что подтолкнул коронавирус российских экспортеров?

  • • Как логистические компании настраивают импорт, чтобы исключить инфраструктурные издержки?

  • • Какие меры предпринимаются, чтобы максимально оперативно настроить товаропоток и поставить его на рельсы?

  • • Ну и конечно, как связан состав груза и риск заражения коронавирусом?

При этом Китай стал единственной страной в мире, которая уже успела представить макроэкономические данные за период эпидемии, переросшей в пандемию. Объем промышленного производства показателем год к году обвалился с 6,9% до -13,5%. Инвестиции в основной капитал упали с 5,4% до – 24,5%. Этот же индикатор, но показателем YTD (с начала года по текущую дату) рухнул c 5,7% до 13,5%. Инвестиции в основной капитал упали с 5,4% до -24,5%. Розничные продажи спикировали с 8,0% до -20,5%.

Но, как отмечает директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев, главное – это то, что страна преодолела пик пандемии. Возобновили свою работу предприятия и организации. Грузовое сообщение между провинциями открыто, функционирует также большинство пунктов пропуска: морских, жд, авиа и авто. А значит, пора настраивать импортно-экспортные потоки.


В связи с тем, что пик пандемии в Китае пройдет и экспортно-импортные потоки настраиваются, ПЭК запускает регулярный контейнерный сервис по сборным грузоперевозкам из Китая в Россию.

– Филиал ПЭК в Китае функционирует с сентября 2019 года. За это время мы нарастили грузопотоки и также пул постоянных клиентов. И теперь готовы организовать свой регулярный контейнерный сервис по сборным грузоперевозкам, – подчеркивает директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев. При этом он уточняет, что во время пика эпидемии все работали удаленно, но также продолжали обрабатывать входящие запросы от клиентов на импорт для того, чтобы максимально оперативно возобновить работу после того, как грузовое сообщение между провинциями будет восстановлено.

Как отмечает директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев, Шанхай – это не только точка консолидации, но и один из стратегически значимых регионов для организации импортно-экспортных поставок. Туда для консолидации стекаются грузы из 5 ближайших китайских провинций: Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой, Шаньдун, Фуцзянь. Отправиться контейнерный поезд со станции Сучжоу, которая находится в 50 км от Шанхая. Он проследует по маршруту Сучжоу – Эрлянь – Наушки – Москва – Кресты.

– Консолидация будет производиться силами китайского филиала ПЭК. Шанхай – это один из стратегически значимых регионов для организации импортных поставок из Китая, – подчеркивает директор филиала ПЭК в Китай Алексей Музеев.

Логистические компании как правило пользуются двумя основными маршрутами ускоренной железнодорожной доставки грузов из Китая. Первый предполагает прибытие на станцию Ворсино (Калужская область). Второй на станцию Кресты (Московская область). Терминал на станции Кресты в данный момент обладает достаточной инфраструктурой, чтобы принимать поезда из Китая и осуществлять расконсолидацию сборных контейнеров, уточняет эксперт.

Резюмируя, эксперты отмечают, что такой маршрут контейнерного сервиса по доставке сборных грузов позволяет более прогнозируемо проходить загруженные отрезки пути, пункты пропуска и терминал прибытия. За счет этого обеспечиваются более фиксированные сроки жд транзита, и доставить груз клиенту вовремя.

– Еще один немаловажный нюанс заключается в том, что возможности терминала на станции Кресты позволяют производить расконсолидацию контейнеров со сборными грузами на таможенный склад временного хранения, потому что только в этом случае грузополучатели не зависят от скорости таможенного оформления грузов, следующих в одном контейнере, – отмечает Сергей Сафонинков.

Когда экспортно-импортные потоки между Россией и Китаем вернутся на прежний уровень и при этом пик эпидемии в стране продолжит спадать, ПЭК планирует запустить второй контейнерный сборный жд сервис из КНР с консолидацией в городе Гуанчжоу, где находится китайский филиал компании. Следующий этап – запуск контейнерного сервиса в городе Чунцин, рассказывает Алексей Музеев, директор филиала ПЭК в Китае.

Железнодорожным транспортом в Китай из России традиционно доставляется различная продукция агропромышленного комплекса. В основном это зерновые и масличные, грузы молочной и кондитерской промышленности, соки, воды, таковы данные РЭЦ. В период пиковой эпидемии коронавируса в Поднебесной, часть поставок было приостановлено. Однако, несмотря на это, как отмечалось выше, экспорт России в КНР по итогам января и февраля 2020 года вырос на 21,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 11,18 млрд долларов.


В течение года России и КНР обсуждали этот вопрос. И в середине февраля в Россельхознадзор поступила информация Государственного таможенного управления Китая о согласии пропускать пилотные контейнеры с куриным мясом через сухопутные границы .

– На сегодняшний день, из-за карантинных ограничений по коронавирусу, наблюдается перебукировка контейнерных отправок морским транспортом. Поэтому сейчас наилучшие возможности для перетока грузов на сухопутные виды транспорта, это ускорит их доставку, – отмечает руководитель проекта по развитию экспортной логистики РЭЦ Алевтина Кириллова.

Пандемия и риск увеличения транзитных сроков при перевозке морским транспортом – одна из причин, почему РЭЦ сейчас в оперативном режиме совместно с логистическими партнерами, прорабатывает проект пилотной отправки первой партии с мясом курицы по железной дороге. Планируется, что отправка тестовых контейнеров состоится со станции Селятино (Московская область), пилотная партия проследует через Казахстан, после чего направится в Чэнду/ Чунцин. Предварительно, первая отправка намечена на апрель.


Но, на сегодняшний, несмотря на эпидемию коронавируса в Китае, которая переросла в пандемию, по итогам первых двух месяцев 2020 года, товарооборот между Россией и Китаем за январь – февраль 2020 года вырос на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 17,1 млрд долларов.

Однако выводы об изменениях в товарообороте между Россией и Китаем по итогам текущей ситуации делать пока рано, резюмирует аналитик. Так, рейтинговое агентство Fitch понизило прогноз роста мировой экономики на 2020 почти вдвое – до 1,3% с 2,5%. Разница в денежном выражении составляет 850 млрд долларов. При этом аналитики отмечают, что меры, принимаемые государствами в ответ на пандемию, в данной ситуации призваны лишь ограничить экономический ущерб. Однако они могут способствовать V-образному экономическому подъему во втором полугодии 2020 года, если кризис будет ослаблен. Речь идет об одном из типов восстановления после рецессии, когда серьезный спад встречается с одинаково сильным подъемом на рынках.

Но есть и другая позиция. Пандемия коронавируса будет иметь краткосрочное влияние на двустороннее торгово-экономическое взаимодействие РФ и КНР, отметили в генеральном консульстве России в городе Шэньян. И способствовать этому будет улучшение эпидемиологической ситуации в Китае.

Пока пандемия гремит по всему миру, делать выводы о настройке экспортно-импортных поставок с Поднебесной пока рано. Одно ясно точно: перезапуск российско-китайской логистики состоялся.

*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Попрощаться бы с налогами, но мечтать не вредно
О том, какие меры поддержки логистические компании уже получили, и на что им лучше даже не надеяться




Центральная электронная таможня: открыть – не значит задекларировать
О том, через что предстоит пройти учВЭДам на этапе становления нового таможенного органа


Несмотря на это, по словам самого бизнеса, закрытие на карантин некоторых предприятий оказывает влияние на транспорт и логистику, так как тормозятся поставки и заказы на перевозки.

Начиная с февраля 2020 года компания фиксирует снижение объемов входящей международной почты. Эту ситуацию объяснили в том числе традиционным сезонным снижением, к которому добавился эффект от закрытия производств в Китае.

Как обеспечивается доставка продовольствия?

В понедельник, 16 марта, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев поручил обеспечить двухмесячные запасы основных видов продовольствия. Сегодня пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли Илья Власенко сообщил, что запасов продуктов питания в магазинах хватит минимум на 8 недель, при этом они постоянно пополняются.

Несмотря на это, уже не первый день жители российских городов, в том числе тех, куда коронавирус еще не добрался, устраивают массовую скупку товаров первой необходимости. Фотографии на форумах и в социальных сетях пестрят пустыми полками, а покупатели выстраиваются в длинные очереди. Повышенным спросом пользуются макароны, гречневая крупа, средства личной гигиены и бытовая химия.

И. Власенко успокаивает: бесперебойная доставка товаров осуществляется в небольшие торговые точки, где складские помещения ограничены по размерам.

Представитель ведущей компании современной розничной торговли Х5 Retail Group говорит, что проблем с поставками нет.

Как сообщают в компании, отгрузки товаров первой необходимости, в том числе круп, муки, сахара, подсолнечного масла, консервов, детского питания, сгущенного молока, бытовой химии и средств личной гигиены, компания нарастила на 30%. Эти предупредительные меры направлены на обеспечение постоянного наличия продукции на полках магазинов.

В то же время еще месяцем ранее некоторые перевозчики сообщали о затягивании времени проезда из-за дополнительных проверок водителей и грузов на границе. Например, китайские водители грузового транспорта перед пересечением границы проходят обязательный медицинский скрининг.

Не все так спокойно на рынке международных автомобильных перевозок и на других направлениях. На днях Ассоциация международных автомобильных перевозчиков за подписью генерального директора Андрея Курушина направила письмо в адрес заместителя министра транспорта РФ Алексея Семенова о блокировке российских грузовиков на границах Словении и Венгрии.

В частности, представители ассоциации отмечают, что в связи с введением большинством европейских стран ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции, возникли серьезные затруднения в выполнении международных автомобильных перевозок грузов российским транспортом.

Кроме того, по сообщениям российских автоперевозчиков, несколько десятков принадлежавших им автопоездов в настоящее время ожидают пересечения границы между Словенией и Венгрией, которая также ограничивает пропуск через свою территорию транспортных средств с грузом из Италии.

Они просят замминистра транспорта как можно быстрее обратиться в МИД России для урегулирования данного вопроса с властями Словении и Венгрии по дипломатическим каналам.

По данным КТЖ, введение чрезвычайного положения в стране в связи с эпидемией коронавируса не повлияло на грузовые перевозки. Объем перевозок между Казахстаном и КНР за 2 месяца и 15 дней марта текущего года вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Но с российской стороны ограничений на ввоз авиационного груза пока нет.

Напомним, что накануне эксперты предупредили о потере российскими авиакомпаниями 360 млрд руб. из-за распространения эпидемии коронавируса.

По последним данным, число выявленных случаев заражения новой коронавирусной инфекцией в России выросло до 147, из них 144 –у граждан РФ. Всего в мире, по данным Роспотребнадзора, на 8.00 общее число заболевших составило 197 802 подтвержденных случая.

Эпидемия коронавируса начинает сказываться на грузовом сообщении с Китаем. Провинция Хубэй, где расположен исходный очаг эпидемии Ухань, прекратила грузовое железнодорожное сообщение с внешним миром на месяц. Авиакомпании продолжают массово отказываться от полетов в Китай, что ограничивает перевозки не только пассажиров, но и грузов. Отсутствие серьезных сбоев в доставке грузов в первую очередь объясняется низкой деловой активностью в КНР на фоне новогодних праздников и в связи с той же эпидемией. Но транспортники и поставщики признают, что уже начинают ощущать трудности.

Наталья Скорлыгина, Герман Костринский


31 декабря 2019 года Всемирная организация здравоохранения сообщила о новом типе вируса, который появился в китайском городе Ухань с населением более 11 млн человек. Источником вируса назвали местный оптовый рынок морепродуктов, который был сразу же закрыт

Reuters / Aly Song


На фото: полиция проверяет машину на наличие диких животных — их запрещено перевозить в карантинных зонах">

ВОЗ выпустила рекомендации: людям советуют не прикасаться к животным, избегать недоваренного или недожаренного мяса и яиц, а также избегать контакта с людьми с симптомами простуды или гриппа
На фото: полиция проверяет машину на наличие диких животных — их запрещено перевозить в карантинных зонах

Reuters / David Stanway


Новый вирус относят к семейству коронавирусов, которые способны вызывать у людей различные болезни: от обычной простуды до атипичной пневмонии — тяжелого острого респираторного синдрома, который может привести к летальному исходу


Китайские власти подтвердили, что вирус 2019-nCoV способен передаваться от человека к человеку. Анализ ДНК нового вируса показал, что он родственен вирусу SARS. В 2002 году в результате вспышки этого коронавируса, также начавшейся в Китае, умерли 774 человека и более 8 тыс. были заражены


На фото: работник проводит санитарную обработку площади перед вокзалом в Ухане">

В китайской провинции Хубэй из-за распространения коронавируса закрыли 13 городов с населением около 30 млн человек, в том числе Ухань, где впервые обнаружили вирус
На фото: работник проводит санитарную обработку площади перед вокзалом в Ухане


На фото: госпитализация зараженного коронавирусом в Гонконге">

Вирусом заразились почти 8 тыс. человек (преимущественно в провинции Хубэй). Помимо Китая случаи заболевания были зафиксированы в США, Канаде, Германии, Франции, Японии, Австралии, Вьетнаме, Республике Корея, Малайзии, Непале, Сингапуре, Таиланде, Камбодже, ОАЭ, Шри-Ланке
На фото: госпитализация зараженного коронавирусом в Гонконге


По данным на 30 января, в Китае от пневмонии, вызванной новым типом коронавируса 2019-nCoV, погибли 170 человек


Среди симптомов заражения — повышенная температура, кашель, затрудненное дыхание. По первым признакам он похож на ОРВИ или грипп. Также он может быть похож на кишечный грипп, сопровождаемый диареей, тошнотой, рвотой

Reuters / Jason Lee


На фото: пассажир в метро Шанхая">

Жители крупных китайских городов избегают мест массового скопления людей
На фото: пассажир в метро Шанхая

Reuters / Aly Song


Всемирная организация здравоохранения признала вспышку пневмонии национальной чрезвычайной ситуацией для Китая


В Санкт-Петербурге трех человек госпитализировали с подозрением на новый коронавирус, однако заражение не подтвердилось. Роспотребнадзор посоветовал россиянам не посещать Китай из-за вспышки вируса

Reuters / Aly Song


В Ухане, где изначально обнаружили вирус, на действующих мостах установили тепловизоры. У всех пешеходов, водителей и пассажиров проверяют температуру

Reuters / Stringer CHINA OUT.


В Пекине объявлен наивысший уровень ("I") реагирования на ЧС, связанные со здоровьем населения. В столице Китая более сотни зараженных, один человек погиб

Reuters / Carlos Garcia Rawlins


Всемирная организация здравоохранения провела в Женеве заседание чрезвычайного комитета экспертов из-за вспышки вируса, однако не стала объявлять международную чрезвычайную ситуацию

Reuters / Stringer/File Photo CHINA OUT.


В Ухане строят два специализированных госпиталя для размещения зараженных новым типом коронавируса. Завершить строительство планируют 2 февраля. Площадь новой больницы составит 25 тыс. кв. м


27 января случай коронавируса подтвердился во второй европейской стране после Франции — в Германии


28 января Российский союз туриндустрии сообщил, что российские туроператоры приостанавливают прием организованных тургрупп из КНР из-за коронавируса

Reuters / Thomas Peter


По данным ВОЗ, более 70% заболевших — мужчины


Объявление на безлюдном стенде московской выставки "Продэкспо–2020" гласило: "Ситуация с вирусом пока до конца не ясна и каждый день быстро меняется. В данный момент активно общаемся дистанционно с партнерами во всех странах, откладывая физические встречи на будущее". Стойка принадлежала литовской Viciunаi Group, занимающейся в том числе логистикой и перевозками. Компания решила подстраховаться и отказалась отправлять сотрудников на мероприятие, пожертвовав возможностью найти новых клиентов.

Пулково берут в кольцо. Две компании начинают развивать территорию на границе с аэропортом

Коронавирус Covid–19 по состоянию на 19 февраля унес жизни больше 2 тыс. человек, почти 75 тыс. оказались инфицированы.

На радикальные меры эпидемия в Китае чуть не подтолкнула ОАО "РЖД". В конце января, когда количество инфицированных подобралось к отметке 10 тысяч, монополист разослал грузоотправителям оперативный приказ № 89. Документ предполагал полную остановку грузопотока из Поднебесной с февраля.

Следующим приказом РЖД аннулировали предыдущий: "В связи с поступившими разъяснениями (приказ Минтранса России № 25 от 30.01.2020) оперативный приказ № 89 от 30.01.2020 отменяется". Как рассказал один из участников рынка, между подписанием первого документа и второго прошло всего несколько часов. В итоге российские власти ограничили только пассажирское сообщение с КНР. Грузовые составы решили не трогать, подтверждают собеседники "ДП".


Январь не стал показательным

Рынок застыл в ожидании неминуемого падения грузопотока. Сомнений в таком исходе нет ни у кого, ведь производство на значительной части территории Китая практически остановилось из–за введенного карантина. Несмотря на открытые границы для товаров из Поднебесной, недозагрузка будет расти, уверены эксперты.

Впрочем, пока статистика этого падения не видит, и по итогам января эпидемия не оказала заметного влияния на отечественный грузооборот. Положительную динамику в части перевозки контейнеров по железной дороге отмечают РЖД: показатель первого месяца года вырос на 16,2% по сравнению с январем 2019–го, хотя нагрузка на железнодорожную сеть снизилась на 4,9%.

Освоение Балтики. Смольный создал круизно–паромную компанию

Вырос в январе и грузооборот морских портов России — на 1,7%, составив 68,6 млн т, сообщила Ассоциация морских торговых портов. Наибольший объем грузооборота пришелся на порты Балтийского бассейна, которые перевалили 22,2 млн т (+5,4%), добавляет старший аналитик ИАА SeaNews Лилия Аксенова.

"Основу грузопотока в российских морских портах, в частности в Балтийском бассейне, продолжает составлять продукция топливно–энергетического комплекса — сырая нефть, нефтепродукты, уголь и сжиженный газ, — говорит она. — Тенденция роста сохранится, но не исключено, что объем перевалки в некоторых портах может меняться из–за влияния различных экономических факторов, таких как введение новых портовых мощностей, перепрофилирование и, что немаловажно, укрепление или ослабление курса рубля".

Паралич бизнес–активности

Но главным экономическим фактором сейчас стал коронавирус (он, кстати, повлиял и на курс российской валюты тоже). По словам заместителя директора операционного управления по морским перевозкам группы компаний AsstrA Андрея Зайцева, бизнес–активность морского флота в китайских портах практически парализована.

"Часть компаний отправила сотрудников в вынужденные отпуска. Множество дорог, терминалов и заводов в Китае закрыто, отгрузки не производятся, а основные контейнерные линии объявили blank sailings. Это может означать, что судно пропускает один порт или что все рейсы отменены", — говорит Андрей Зайцев.

О приостановке приема экспортных букингов через порты Петербурга и Ленобласти уже объявила французская транспортная компания CMA CGM. Грузоперевозчик сообщает, что до 21 февраля порты в Гамбурге и Роттердаме останутся чрезмерно загруженными из–за неблагоприятных погодных условий и увеличения количества отмененных рейсов в результате распространения коронавируса.

Швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) предупредила о перебоях в доставке грузов на азиатский и ближневосточный рынки. При этом расходы по хранению и простою товара несет грузовладелец, подчеркивает перевозчик.

"В некоторых портах, где невозможно выгрузить некоторые или все рефрижераторные контейнеры, MSC вынуждена выгружать их через промежуточный или альтернативный порт и удерживать там, пока не появится возможность направить их в назначенный порт выгрузки. В случае если ситуация не изменится, мы можем отказаться от рейса", — следует из объявления на официальном сайте компании.

С моря на рельсы

В этих условиях часть грузов может переориентироваться на железнодорожный транспорт, предположил собеседник "ДП" в "Евросиб СПб–ТС".

"Объемы отгрузки контейнеров сократятся, в этих условиях судоходным компаниям будет невыгодно оставлять свободные места на борту. Как следствие, время загрузки увеличится. Игроки, которым нужно срочно доставить груз, воспользуются железнодорожным путем. Правда, не думаю, что желающих будет много: ценник железнодорожников в 2 раза выше их морских коллег", — предположил эксперт.

Другой сотрудник крупной компании–оператора на рынке железнодорожных перевозок подтвердил, что увеличился объем клиентов, запрашивающих ставки на отправку грузов в Китай и обратно с расчетом на март.

"Линейный экспорт демонстрирует отрицательную динамику из–за дефицита линейных контейнеров, так как их большая часть застряла в Китае в связи с карантином и просто не может передислоцироваться в Петербург, — говорит специалист. — Конечно, наблюдается некоторая переориентация грузов в пользу железнодорожного транспорта. Этому способствует не только эпидемия, но и сбор за выброс серы. Он с 2020 года увеличен, что приближает ставку фрахта к железнодорожному тарифу".

Ненужные каникулы

Директор китайского филиала ООО "Первая экспедиционная компания" (ПЭК) Алексей Музеев оценил снижение показателей товарооборота с Поднебесной как значительное, но затруднился назвать конкретные цифры. Его описание напоминает военную сводку.

"На сегодняшний день (14 февраля. — Ред.) 95% всех фабрик закрыты. На некоторых персонал вышел с 10 февраля, только чтобы отгрузить готовый товар. Многие ж/д станции не работают. В Гуанчжоу на днях откроется грузовая станция и должен уйти первый поезд. Между городами сообщение не налажено, дорога перекрыта. Из другой провинции привезти груз невозможно", — говорит Алексей Музеев.

По его словам, ПЭК начала работать с 10 февраля, в отличие от большинства коллег, которые предпочли взять вынужденные каникулы. Последствия этой паузы, скорее всего, ощутят не только грузоперевозчики, но и рядовые граждане России.

"Сейчас потребительский рынок этих каникул не ощущает, поскольку на оптовых складах остается запас продукции примерно на 2 месяца. Но затем нас ждет дефицит. А как следствие — и удорожание товаров, поскольку полностью восполнить китайскую "недостачу" невозможно", — заключает Алексей Музеев.

Директор по логистике транспортной компании Traft Алексей Доможиров говорит, что сегмент автомобильных грузоперевозок пострадал меньше всего. Границы России с Китаем, Казахстаном (кроме центра приграничного сотрудничества "Хоргос") и Монголией остаются открытыми для большегрузов.

"Тем не менее дополнительные проверки водителей и грузов на границе затягивают проезд перевозчиков. Например, китайские водители грузового транспорта теперь перед пересечением границы проходят обязательный медицинский скрининг. А для некоторых провинций такой проверки недостаточно — обязателен двухнедельный карантин", — говорит Алексей Доможиров.

Несколько собеседников "ДП" предположили, что падение оборота сохранится как минимум до марта, а вот восстановление цепочки поставок после победы над вирусом может занять больше месяца.

Статистика подпортится

Поэтому нынешний год для грузоперевозчиков, включая работающих на Северо–Западе, вряд ли станет успешнее предыдущего.

По данным Петростата, логистический сегмент в 2019 году развивался весьма энергично. Общий объем услуг по транспортировке и хранению, оказанных организациями Петербурга, превысил 752 млрд рублей (+8,8% к 2018 году), в Ленинградской области — 196 млрд рублей (+6,6%).

Прошлый год также оказался удачным для отечественных гаваней: объем перевалки вырос до 256 млн т (+4%), следует из данных администрации морских портов Балтийского бассейна. Лидерство по динамике — у порта Приморск, который в 2019 году перевалил 47 млн т нефти (+23%).

От этого аванпорта по Севморпути отправляются танкеры и в Китай, так что карантинный режим может сказаться и на показателях единственного стивидора — ООО "Приморский торговый порт".

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции