Последствия коронавируса для туристов


Опасный коронавирус в мире набирает обороты. Начавшаяся в Китае в конце декабря прошлого года вспышка пневмонии, вызванная ранее неизвестным типом вируса, за несколько месяцев приобрела официально признанные масштабы пандемии, распространившись далеко за пределы Поднебесной и затронув около сотни стран. Количество больных в мире уже превысило 125 тысяч человек. И если занимающий порядка двадцати процентов мировой экономики Китай пошёл на беспрецедентные меры, остановив чуть ли не половину своего производства и изолировав целые районы, добился спада заболевания, то Европу продолжает лихорадить.

Эпицентром заболевания в Европе оказалась Италия, где количество инфицированных уже превысило 15 тысяч и каждый день неуклонно растет. Принимая в расчет надвигающуюся опасность, это государство ввело карантин на всю страну, ограничив передвижения людей и закрыв все магазины, за исключением аптек и продуктовых торговых точек.

Украина, в которой официально зарегистрировано пока три случая заболевания новым вирусом, не осталась в стороне и также ввела ограничения по всей стране, закрыв с 12 марта на три недели все учебные заведения и запретив массовые собрания, в которых принимают более 200 людей.

Кроме того, с целью недопущения распространения коронавируса, правительство объявило о закрытии большинства пунктов пропуска на границе и о прекращении воздушного сообщения с Италией.


Воздушная блокада

Справедливости ради, стоит отметить, что отечественные авиакомпании сыграли на опережение и по примеру европейских авиаперевозчиков за несколько дней до принятия властями решения о прекращении авиасообщения с Италией существенно ограничили полеты в эту страну и другие пораженные вирусом регионы.

В частности, крупнейший в Украине авиаперевозчик - авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) сообщила об отмене порядка двух тысяч рейсов весной в 16 стран мира. Кроме того, МАУ откорректировала свою программу внутренних рейсов.

Еще одна украинская авиакомпания SkyUp Airlines также приняла решение сократить полетную программу в Италию и Израиль в связи с усилением мер безопасности из-за распространения коронавируса. Также авиаперевозчик перенес на начало лета старт полетной программы по некоторым направлениям, среди которых: рейсы в израильский Тель-Авив из Харькова и полеты в ряд итальянских городов из столицы и Львова.

В связи с многочисленными отменами отечественные авиаперевозчики призывают пассажиров проверять статус своих рейсов за несколько суток до вылета, а также следить за правилами въезда в страны, в которые они направляются. При этом, пассажир имеет право на компенсацию стоимости билета в случае отмены рейса из-за коронавируса или на бесплатный перенос даты вылета.


Потенциальные убытки авиации

По подсчетам авторитетной Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), из-за опасного короновируса из Китая авиаперевозчики по всему миру потеряют в 2020 году от 63 до 113 миллиардов долларов.

Стоит отметить, что это существенно больше, чем предыдущая оценка ассоциации от 20 февраля, когда главный отраслевой орган мира подсчитал, что смертельный коронавирус обойдется авиаперевозчикам в 29,3 миллиардов долларов потерянного дохода.


По данным авиационного эксперта Богдана Долинце, индекс акций международных авиакомпаний из-за коронавируса опустился на 25-28 процентов, что существенно больше, чем во время распространения вируса атипичной пневмонии (SARS), которая также возникла в Китае в 2002-2003 годах и стала одной из крупнейших вспышек болезней в двадцать первом веке.

Вместе с тем, он полагает, что смягчить удар для авиационного бизнеса поможет существенное снижение мировых цен на нефть, так как позволит уменьшить негативные экономические последствия от сокращения перевозок. Поэтому, по словам Долинце, большинство авиаперевозчиков получат возможность и инструменты не только минимизировать потери, но и, при наличии эффективной стратегии, побороться за перераспределение пассажиропотоков.


Туризм в нокдауне

Помимо авиационной сферы, пандемия коронавируса и прекращение авиасообщения с Италией, которая всегда была популярным направлением среди путешественников во всем мире, больно ударили по международному туризму.

Распространение опасного заболевания стало самым большим ударом по глобальной индустрии туризма начиная с 2001 года, когда спад был вызван терактами в США, последовавшей войной в Ираке и вспышкой атипичной пневмонии.

По оценкам Всемирной ассоциации деловых путешествий, масштабы потерь могут составлять до 47 миллиардов долларов ежемесячно.


В то же время, эксперт отмечает, что некоторые туристы, наоборот, воспользовавшись этой ситуацией, приобретают туры по достаточно низким ценам, которые упали больше чем на 40-50 процентов. Но таких смельчаков – не так уж много, потому уже сейчас можно констатировать резкое падение количества ранних бронирований туров на летний сезон, что ставит под угрозу успешность этого прибыльного периода.

Из-за падения спроса на путешествия украинский туроператор Join UP! сообщил о сокращении чартерной полетной программы в Египет и прекращении полетов из Херсона и Николаева. Кроме того, с целью защиты туристов от коронавирусных рисков туроператор предлагает путешествующим украинцам дополнительное страхование финансовых потерь от данного заболевания. Эта услуга распространяется на случай невозможности улететь в страну, где объявлена эпидемия, а также в случае, если туриста сняли с рейса из-за подтверждения коронавирусной инфекции.


— Когда вы поняли, что в туристической отрасли начинаются проблемы, и какой была ваша реакция?

— Когда в декабре весь мир узнал о первом случае заражения коронавирусом в Китае, я всех клиентов переориентировал на бронирование весенне-летних туров в феврале–марте. Лучше было переждать и переплатить. Но в феврале уже была такая ситуация, что здравомыслящие клиенты решили подумать об отпуске позже.

— Что сейчас происходит в туристическом бизнесе?

— Некоторые турагентства закрылись, речь идет о средних и маленьких. Остальные игроки в ожидании. Ситуация у туроператоров по чартерным и индивидуальным турам немного разная. Чартерные должны заранее оплатить бо́льшую часть поездки: авиаперелет, отель, трансфер. В индивидуальных турах в основном оплата происходит перед заездом, обычно за неделю до него, а если заезда нет, то деньги остаются у туроператора. Поэтому у чартеров, а ими занимаются известные крупные туркомпании, сейчас гигантские проблемы, связанные с тем, что авиакомпании и отели деньги не возвращают: если авиакомпании готовы хоть как-то возвращать деньги, то 50–60 процентов гостиничного бизнеса деньги возвращать не хотят. Из-за этого у крупных туроператоров серьезные проблемы, и они не закроются только в том случае, если их вытащит инвестор или государство

Но есть один важный нюанс: под ударом оказались не все чартеры, у многих чартерных туроператоров деньги сейчас не ушли на оплату, а остались внутри компании. После банкротства крупнейшего мирового туроператора Великобритании Thomas Cook Group в сентябре 2019 года, которого не поддержало государство, все отели пересмотрели контракты с туроператорами и снизили авансы до 30–50 процентов стоимости тура, который туркомпания должна внести в течение трех дней с момента бронирования, остальные деньги вносятся за месяц до поездки или в течение месяца действия тура. Поэтому некоторые наши игроки просто не успели внести плату за туры, и часть денег осталась в компаниях, но какие суммы есть в наличии и у каких компаний, никому, кроме них, неизвестно. Туристы этого не понимают и повально требуют у операторов и агентств вернуть свои деньги, но не все компании эти деньги могут быстро вернуть.

— А когда будет понятно, закроются наши туркомпании или нет?

— Ситуация прояснится в мае. Она сейчас и так очень непростая, да еще осложняется другим обстоятельством: у большинства туроператоров страховка по страхованию гражданской ответственности туроператора перед третьими лицами заканчивается в апреле-мае, а большинство страховых компаний не готовы продлевать всем игрокам эту страховку. Те, кому ее не продлят, в зоне большего риска: они первыми могут быть закрыты. Но и без этого обстоятельства есть серьезные опасения относительно возможного закрытию крупных игроков туристической отрасли из топ-5.

— Какие меры государство предлагает для поддержки бизнеса?

Что касается недвижимости, то там тоже все запутано, непонятно, есть она или нет, потому что турфирма зарегистрирована на частное лицо и тогда в качестве недвижимости выступает его личная недвижимость, поэтому все компании видят выход в банковском займе. При этом некоторые компании могут использовать новый кредит на перекредитование старого, минимально средняя процентная ставка нормального банка под хорошие гарантии — примерно 12% годовых, что для турфирм немало, особенно сейчас.

— Когда можно ждать восстановления туризма, как внутреннего, так и зарубежного?

— Италия говорит про апрель, Европа и Россия ориентируются на открытие сезона до конца июня. Но нужно понимать, что, даже если в июне все стабилизируется, новых продаж до конца года глобально не будет, на отдых полетят только те туристы, которые не смогли это сделать сейчас и перенесли поездку, сохраняя за нее плату на депозите у туроператоров. Кроме того, цены осенью намного выше. К нам обращался один турист за консультацией, он взял тур у одного оператора, который предложил ему депозит и перенести тур на осень, но с доплатой 100 тысяч, то есть в мае турист должен был улететь за 140 тысяч, в сентябре — за 240 тысяч. Мало кто об этом из туроператоров говорит, все заявляют, что перенос даты по турам произойдет за те же деньги, но это не так.

— А что тогда туристам делать?

— Можно подать в суд. Неважно, где был приобретен тур — у оператора или агентства, все деньги за тур у оператора. Поэтому в суд необходимо подавать на оператора, а если тур куплен у туристического агентства, то заявление в суд необходимо подавать и от него: туристу вместе с агентством необходимо написать судебную претензию оператору по возвращению денег на расчетный счет. Но в связи с тем, что суды идут в России очень долго, а сейчас еще Торгово-промышленная палата выдает компаниям бумаги с признанием форс-мажора, с ними компании деньги тоже быстро возвращать не будут и возврат денежных средств может сильно затянуться. Но это лучше, чем доплачивать за тур, тем более не факт, что компания не обанкротится после того, как ей не продлят страхование.

— Продажи на будущий сезон открыты?

— Продажи открыты, другое дело, что на 2021 год никто не знает, какие будут цены. Сейчас рынок в очень плохой ситуации, каждый турист может отсудить свои деньги в течение полугода. Но если все будут судиться и туроператору не даст денег инвестор, 50–60 процентов компаний закроются. Это полностью изменит рынок туризма: не станет такого понятия, как чартерный туризм, никто не будет заранее выкупать самолеты. Значит, поездки будут стоить ощутимо дороже.

— Что будет непосредственно этим летом?

— Если мы пойдем по сценарию других стран, в июне нас откроют, в июле–августе у людей не будет денег на поездки, потому что многие сейчас без работы, зарплаты урезали. Даже те, у кого есть деньги, говорят, что тратить их не будут. Сейчас открывается Китай, но туда никто не едет. Когда откроется Россия, большого притока иностранных туристов не будет, да и наши туристы вряд ли с большой охотой поедут за рубеж. Но при этом будет развиваться внутренний туризм, и довольно активно, я думаю, что с 2021-го он вырастет на 40 процентов по отношению к текущему году.

В конце января власти Китая рекомендовали туроператорам остановить продажи туров за рубеж. Китайские и зарубежные авиакомпании начали отменять рейсы в КНР из-за снижения загрузки и опасений, связанных с распространением коронавируса. Многие страны сами закрыли въезд для китайских туристов для предотвращения эпидемии.

В мире уже начали подсчитывать убытки от неприезда китайских туристов, которые во многих странах, в том числе, России являются наиболее многочисленной иностранной клиентурой.

150 миллионов туристов

По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), в 2018 году по всему миру путешествовали 149,7 млн китайских туристов. До 2020 года это был самый быстрорастущий рынок выездного туризма, за несколько лет китайцы опередили даже таких фанатов путешествий как немцы (108,5 млн) и американцы (92,6 млн). Сочетание огромного населения (в 2020 году оно составляет почти 1,4 млрд) и быстрого экономического роста привели к тому, что за последние 10 лет число поездок китайских туристов за рубеж выросло более чем в три раза.

Туристы из Китая стали ведущим рынком для многих стран мира и особенно соседних азиатских. Так, в Японии на них приходится до 30% иностранного потока, в Таиланде и Вьетнаме – более 25%. Значимую часть турпотока китайцы составляют в Гонконге, Камбодже, Сингапуре, Индонезии, Малайзии. В Европе самые популярные направления их путешествий – Франция, Италия, Великобритания, Испания, Германия, Россия, а самые популярные города — Париж, Амстердам, Лондон и Рим.

Туристы из Китая тратят во время зарубежных поездок больше денег, чем представители других национальностей. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), уже в 2012 году они обогнали по этому показателю американцев и немцев. В 2018 году китайцы потратили за рубежом более $277 млрд, а расходы на человека составили $1850 за поездку.

Кто и что теряет

В Японии траты китайских туристов составляют 40% от общего объема трат иностранных гостей, причем чаще всего они покупают электронику, одежду, в том числе люксовых брендов, косметику. В продажах косметики иностранным туристам китайская доля составляет 90%. Акции крупнейшего косметического бренда Японии Shiseido и компании по производству одежды Uniqlo упали на новостях о распространении коронавируса. Потери туристического бизнеса страны от эпидемии коронавируса могут достигнуть $1,8 млрд.

Деньги, оставляемые в стране китайскими туристами, критически важны и для экономики Таиланда, который в связи с этим мне стал закрывать для них въезд после начала эпидемии коронавируса, как это сделали многие другие страны. В период празднования китайского Нового года в январе 2020 Таиланд потерял 200 тысяч или 58% китайских туристов из-за эпидемии коронавируса, из-за чего экономика страны недополучила почти в $300 млн. Популярные пляжи Пхукета и Краби опустели, многие гиды и другие занятые в сфере туризма лишились работы. Министр финансов Таиланда уже заявил, что прогноз экономического роста по итогам 2020 года может быть снижен с прогнозировавшихся 3,3% до 2,8%.

Ассоциация отелей и ресторанов Индонезии сообщила об аннуляции 40 тыс. броней в отелях Бали с момента, когда информация о коронавирусе начала широко распространяться СМИ. В год страну посещают более 2 млн китайских туристов. Из-за остановки поездок турбизнес острова может потерять в 2020 году около $4 млн. Правительство пытается лоббировать открытие дополнительных рейсов из стран, не затронутых коронавирусом, чтобы привлечь больше иностранных туристов.

Власти Сингапура заявили, что островное государство теряет около 18-20 тыс. туристов в день, и показатель может продолжить падать, если ситуация с коронавирусом будет развиваться. Примерно 20% от общего числа туристов в Сингапуре приходится на Китай. Страна обеспечивает самый высокий приток туристов в город-государство.

В России китайские граждане занимают первое место по численности среди иностранных путешественников, в прошлом году они совершили 1,2 млн поездок с туристическими целями только по каналу безвизовых обменов. Но пока непонятно, как вирус отразится на отрасли, так как период до апреля-мая – низкий сезон для российского рынка. Все эксперты сходятся на том, что будущий объем потерь полностью зависит от того, как долго продлится эпидемия вируса. Если ее удастся погасить до апреля, летний сезон может пройти в обычном режиме, и особых убытков не будет. Если коронавирус продолжит свое шествие по миру дольше, убытки могут достигнуть сотен миллионов долларов.

Отмены авиарейсов и круизов

Бизнес авиа- и круизных компаний также серьезно страдает от эпидемии. Крупнейшие перевозчики мира отменили около 25 тыс. рейсов на самых популярных и загруженных направлениях, что приводит к серьезным убыткам. Круизные компании отменяют круизы из материкового Китая и других стран региона, на которых было много китайских пассажиров. Всем им приходится возвращать деньги клиентам. Кроме того, некоторые круизные компании отказывают в посадке на борт туристам из Китая, возвращая при этом им все средства за круиз.

Компания Princess Cruises вынуждена держать свой лайнер Dimond на карантине в порту японской Иокогамы, так как на борту были обнаружены случаи заражения. К 11 февраля число заболевших превысило 174 человек.

Казино Макао, большинство игроков в которых составляют обычно жители материкового Китая, закрыты на две недели по просьбе властей, чтобы избежать распространения вируса. Компания-оператор казино Wynn Resorts заявила, что каждый день теряет до $2,6 из-за простоя своих игорных заведений.

Сравнения с SARS

Многие эксперты вспоминают ситуацию с эпидемией острого респираторного синдрома или, как его чаще называли, атипичной пневмонии (SARS) в азиатских странах в 2002-2003 годах. Как и сейчас, эпидемия пневмонии, вызываемой штаммом коронавируса, началась в Китае и распространилась на соседние страны – Вьетнам, Гонконг, Сингапур. Она также имела огромное влияние на экономику азиатских стран. Вклад в ВВП туристской отрасли Сингапура и Гонконга сократился более чем на 40%, Китая – на 25%, Вьетнама – на 15%. Были сокращены около трех миллионов рабочих мест. При этом в Китае кризис продлился полгода, в Гонконге и Сингапуре – четыре месяца, во Вьетнаме – три месяца. В Малайзии в 2003 году доходы от туризма снизилась на 17%. До истории с эпидемией коронавируса Всемирный совет по туризму и экскурсиям называл эпидемию SARS наиболее серьезным потрясением для мирового туризма за последние десятилетия.


Фото: Элина Сугарова/ТАСС
В центре Владикавказа состоялся митинг против самоизоляции. В отношении его организатора ранее было возбуждено уголовное дело за распространение ложных сведений об эпидемиологической обстановке. Она, по утверждениям врачей, до понедельника находилась под контролем. Но прошедший митинг может привести к существенному росту числа вирус-положительных в республике. Подробности.

Фото: REUTERS/Dado Ruvic
Фантастический уровень безработицы, отвесное падение продаж и производства, резкое сокращение ВВП и государственного бюджета. Все это прямо сейчас происходит в Соединенных Штатах Америки как следствие ограничительных мер по борьбе с пандемией коронавируса. Какова глубина американской экономической катастрофы и почему само устройство экономики США мешает ей выздороветь? Подробности.

Фото: mskagency.ru
К трагедии на праздновании дня рождения блогера-миллионника Екатерины Диденко привели законы физики, известные из школьной программы. В результате высыпания в бассейн 30 кг сухого льда появилась удушающая подушка из углекислоты. Сама Диденко, которая потеряла мужа, а всего погибли трое человек, призналась подписчикам, что осознала произошедшее только на следующий день. Кто должен отвечать за произошедшее? Подробности.
  • Дома в режиме самоизоляции
  • В церкви
  • Не праздную
  • Снизились
  • Не изменились
  • Повысились




В конце февраля, когда распространение коронавируса в Китае еще не спешило завершаться, власти страны запретили игру Plague Inc. – симулятор мировой пандемии, в общих чертах объясняющий, как болезнь способна захватить мир. Популярность игры в итоге только выросла. Как, к слову, и других видных разработок на подобную тему.

8 марта 2020, 09:45
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Текст: Ольга Самофалова

Бушующий в Азии и Европе коронавирус может привлечь дополнительных туристов на российские курорты – в Крым и Краснодарский край. Как один из вариантов развития событий – это вполне возможно. Однако туроператоры с большим скепсисом смотрят в будущее. Насколько сильна тревога среди туристов и где будут отдыхать в этом году россияне?

Из-за опасений заразиться коронавирусом в Европе и Азии россияне предпочтут этим летом отдохнуть на внутренних курортах России – в Крыму и на курортах Краснодарского края. Такие оптимистичные прогнозы строят власти Крыма и другие чиновники.

В пример он приводит белорусское направление, где среди россиян популярен санаторно-курортный отдых и лечение.

«На прошлой неделе в Минске обнаружили заболевшего иранского студента. В течение одного дня это вызвало десятки аннуляций туров в Белоруссию.

По его словам, любое упоминание о случаях заражения вирусом в тот же день обрушивает продажи в эту страну, а на следующий день идет вал аннуляций. И так происходит у всех туроператоров.

По словам Ромашкина, туристы, которые хотели отдохнуть в Европе или Азии, сейчас взяли паузу, чтобы посмотреть месяц-два, как будет развиваться ситуация.

Так как основной поток туристов в Крым начинается все-таки с начала июня, то у полуострова еще есть время не пустить заразу на полуостров, что не так просто сделать в современном мире.

В любом случае основной конкурент российских пляжных курортов – это не Европа, а Турция. По мнению Ромашкина, россияне, которые хотели отдохнуть в Италии, вряд ли решат поехать в Крым: они подождут спада эпидемии или поедут в другую европейскую страну. Приток пляжных туристов Россия может получить только за счет тех, кто хотел отдохнуть в Турции. Однако в Турции, с точки зрения вируса, все благополучно, что опять же не означает, что и дальше так будет.

По оценке Деева, в целом по России за последние два месяца по всем направлениям, в том числе внутрироссийским, объем бронирований снизился на 20-25%. Хотя до этого ожидался рост внутреннего турпотока на 10-15% на фоне снижения доходов населения.

Более того, он отмечает, что крымские и краснодарские отели стали применять более гибкую ценовую политику. Порой они меняют цены на проживание два раза в день. Если они видят провал продаж на определенную дату, то снижают цену, и наоборот, при высоком спросе конкретные даты могут быть дороже на 7-8%.

С чем сталкивается российский туристический бизнес из-за коронавируса

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС




  • — Естественно, эпидемия коронавируса серьезно отразилась на гостиничной сфере. Ожидаемый поток клиентов превратился в ручеек. Конечно, в разных регионах и городах ситуация отличается, наиболее остро на данный момент проблема обозначена на Дальнем Востоке. Понятно, что огромный поток туристов из Китая и Кореи попросту перекрыт еще на границе.

    Убытки там колоссальные.

    Но и Москва, и Санкт-Петербург и другие крупные культурные центры уже страдают от недостатка клиентов из стран Азии, а теперь и Европы тоже.

    Помимо прямых потерь, по указаниям Роспотребнадзора, все гостиничные комплексы обязаны выполнять список мер по предотвращению распространения коронавируса. Это, в первую очередь, дополнительный медицинский персонал с оборудованными для него площадями, и другие затраты, которые в подобной обстановке еще сильнее бьют по карманам отельеров.

    Читайте также




    — Важно понимать, что на тех направлениях, которые попадают под ограничения (это несколько стран Европы и Юго-Восточная Азия), инфекция очень распространена. Из-за этого туристический поток туда либо снизился, либо вообще остановился. Кроме того, весь негативный информационный шум, который сопровождает шествие коронавируса по миру, ни к чему хорошему не ведет. Большинство туристов сейчас задумались, как им провести предстоящие каникулы и отпуска с наступлением лета, поэтому продажи действительно просели. Происходящее накладывает серьезный отпечаток на экономическую составляющую [бизнеса].

    Я не могу говорить про потери всей отрасли в целом, потому что компании работают на разных рынках. При этом сейчас это скорее не потери, а недобор [продаж], и наблюдается это не только в нашей отрасли. Рецепта, чтобы выйти из этой ситуации, нет. Кроме того, если Ростуризм не рекомендует ездить туристам в ту или иную страну, а туроператорам [говорит] компенсировать 100% приобретенного тура, туроператор обязан подчиниться.

    Фактически получается, что в замороженном состоянии находятся большие деньги,

    в которые входят расчеты с контрагентами: это и отели, и авиакомпании. При этом авиакомпании в большинстве случаев вообще не спешат возвращать деньги. Полеты — это регулярные перевозки, большая часть из них идет по невозвратному тарифу. Большинство компаний готовы вернуть деньги, но только через суд. Они имеют на это право.

    Большая часть туристов при этом сейчас раздумывают. Они находятся в режиме ожидания, следят за информационным полем, смотрят на Китай, в котором ситуация начала стабилизироваться. В то же время происходит ухудшение в Европе и Западном полушарии.



    — Проблемы возникают из-за того, что то одна, то другая страна начинает закрывать границы. Туристы аннулируют поездки, авиакомпании прекращают полеты. Туризм стал очень непредсказуемым делом. Для туркомпаний сложность заключается в том, что туристы не просто аннулируют завтрашний или послезавтрашний вылет, они хотят полностью освободиться от своих путевок. Глубина аннуляции достигает конца года. Несмотря на то, что в ноябре ситуация с коронавирусом должна прекратиться, туристы хотят полностью переждать нестабильность. Соответственно, компании вынуждены выплачивать своим клиентам огромные суммы, которые были уплачены раньше и которые уже ушли в отели до конца года.

    к коронавирусу добавилась девальвация рубля.

    Это добавляет нестабильности на нашем рынке. Турист, который выплатил часть денег до повышения курса, сейчас приходит и видит, что оставшаяся сумма заметно больше, чем та, которую он планировал. Соответственно, он отказывается доплачивать и хочет забрать деньги, которые уже отдал. Радости турфирмам это тоже не приносит.

    Читайте также



    — Коронавирус оказался не просто масштабной проблемой. Он привел к кризису, который еще не испытывала мировая гражданская авиация в новейшее время. К сожалению, пока мы даже не представляем масштабы проблемы, потому что эпидемия только разрастается. Пока процесс идет, мы будем все дальше отодвигать сроки [ограничений], а значит, масштаб трагедии только увеличится.

    Для авиакомпаний этот кризис будет наиболее тяжелым. Их рабочий инструмент — это самолет, который стоит 100 миллионов долларов, специалисты (пилоты), которые получают зарплату в 400 тысяч рублей. Все это нужно содержать. Самолеты, которые не летают, требуют денег — лизинговых платежей (200-300 тысяч долларов с самолета) и технического обслуживания. Нелетающие пилоты требуют зарплат. К этому добавляются миллионы рабочих мест в аэропортах и авиакомпаниях. Чем дольше будет длиться пандемия, тем большая нагрузка ляжет на авиакомпанию: они накопят долгов, которые могут оказаться в итоге неподъемными. Норма прибыли в авиации очень низкая, до девяти процентов.

    Поэтому пережить этот кризис будет очень тяжело, а без господдержки — совершенно невозможно.

    Потери для компаний — это пассажиры, которые не принесли им выручки. Самое неприятное в ситуации, что авиакомпании могли получать выручку за счет будущих продаж. В марте люди начинают бронировать билеты на июнь, июль и август. Сейчас этих продаж нет.

    Ни один человек на земле не знает, в какие потери это выльется. Все, на что мы можем ориентироваться, это прогноз Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, сделанный несколько недель назад. Пессимистический сценарий предусматривал потери для всех авиакомпаний больше, чем в 100 млрд долларов. Я думаю, что через какое-то время они пересмотрят прогноз, и окончательная сумма ущерба только вырастет.

    Кроме того, ситуация не зависит от компаний — они летают, куда могут. Тем временем, число главных направлений сокращается (Европа и Китай). Также количество внутренних перелетов тоже пойдет на спад, так как из регионов не будут летать в Москву, чтобы совершить там пересадку. Авиакомпании в такой ситуации могут только сокращать количество рейсов, чтобы самолеты не летали пустыми. Для любой компании не летать пару месяцев равносильно банкротству. При этом чем больше авиакомпания, тем тяжелее ей будет пережить кризис.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции