Покупка винила и cd опасности при коронавирусе

Процесс коллекционирования пластинок (проще говоря, "винила") уверенно набирает обороты. Если раньше меломаны со стажем снисходительно поглядывали на молодняк, поддавшийся моде и сметающий с полок все подряд, не обращая внимания на лейблы, годы выпуска, а часто и состояние той или иной пластики, то теперь гордый снобизм "старших товарищей" сменился откровенным испугом.

Активная молодежь, владеющая английским, в состоянии не просто разыскивать нужные диски в интернете, но и ездить за ними напрямую в Европу, налаживать контакты и (о, ужас!) забираться в самую заветную область – продажу дисков населению. В профильных группах в соцсетях "ветераны движения" огрызаются, скалятся и гнут пальцы, но процесс отлично идет и без них.


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Интерес к винилу растет. И найти сейчас первые издания многих пластинок "классики" рока и редких лейблов не так-то просто. Существует легкая опасность быть обманутыми не просто плохо одетым дядей-спекулянтом из времен СССР, а хорошо подготовленным менеджером.

Своими советами о том, как увереннее чувствовать себя в мире винила, делится коллекционер и управляющий магазина "Грамзапись" Иван П.


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

К винилу я пришел в середине 80-х, когда еще проживал в Восточной Сибири. Мой папа – научный работник, познакомил меня с одним из своих бывших студентов. Вероятно, решив, что если уж ребенок заинтересовался какими-то "хевиметалами", то пусть имеет дело с нормальными людьми, а не с неизвестно какими грамотеями в лесах и подворотнях. Этот бывший студент (спасибо ему!), привел меня к важным людям и сказал, что я сын серьезного человека, и что сам я уже очень серьезный, и что мне можно доверять пластинки. Каждая из них стоила как средняя зарплата. Вскоре я уже активно слушал и переписывал.


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Авиабилеты тогда были недорогие и мы летали за пластинками в Москву, в Горький (Нижний Новгород), в Питер, в Прибалтику. В 1991 общественно-политическая формация в стране сменилась: всем разрешили открывать лавки. Старшее поколение понаоткрывало лавок, продающих пластинки, и я во всем этом деятельно участвовал. В период почти полной потери интереса народа к "винилу" (с 1994 до начала 2000-х) продавать пластинки было почти невозможно. Я это детское впечатление до сих пор в себе не изжил. Наверное, уже и не стоит стараться. Тем более, что пластинок стало много. И купить их можно легко. Во всяком случае, авиабилет для этого, как правило, не нужен.

Во-первых, живо еще на планете большое количество людей, которые помнят "виниловый" (LP) формат с тех пор, когда он был основным. А детско-юношеские впечатления самые прочные. Во-вторых, виниловая пластинка – это более осязаемый предмет, нежели компакт-диск (CD). Как бы ни старались художники и дизайнеры что-то туда напихать, все равно смотреться не будет. В-третьих, то, что выходило на LP, в варианте CD, на мой взгляд, звучит как кастрюля на марше голодных пенсионеров. Все превращается в какую-то очень простенькую и не особенно живую музыку.


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Все больше молодежи покупает пластинки. Парни и девчонки смотрят, как взрослые дяди (некоторые даже прилично выглядящие) неистово носятся с этими пластинками. Как бы младшее поколение ни демонстрировало свою независимость, в качестве примера они будут использовать опыт старшего. Не могут же они получить какой-то интересный пример с Луны или с Марса.

Лично я к переизданиям ("новоделам") отношусь спокойно, то есть равнодушно. При этом нельзя отрицать тот факт, что за последние 15 лет вышла куча новых альбомов, и если эта музыка вызывает интерес в "виниловом" варианте, значит, надо покупать эти пластинки. Определенный контингент людей не подозревают о существовании оборота старых оригинальных пластинок. Распространенная реакция на "оригинал" 60-х: "А она, что, старая?" Предполагается, что там все исцарапано, на ней ровным слоем лежат тараканы, мухи, и прочий септический криминал. Но за последние пять-семь лет, как только пошел более или менее массовый интерес к старым пластинкам, с рынка просто вымылись все более-менее интересные наименования из числа тех, которые еще вчера валялись на каждом углу за копейки.


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Новоделы делятся на два вида. В первом случае на завод засылается файл, записанный с СD, и на выходе мы имеем закатанный на черную пластмассу компакт-диск, немного облагороженный черной пластмассой. Во втором – неторопливые профессионалы находят где-то катушку с исходной записью, перегоняют на матрицу и с нее печатают пластинки, которые могут быть не хуже оригинальных. Если человек слушал Led Zeppelin в 1969 году, он наверняка найдет "10 отличий" и будет плеваться. Если человек родился в 1989 году и желает ознакомиться с творчеством этого коллектива, то такой диск для него – отличный выбор. Та как самый первый оригинал 1969 года большинству из них будет просто недоступен по цене.

В 70-80-х пластинок популярных в то время исполнителей было выпущено огромное количество и можно предположить, что они не закончатся никогда. От себя скажу: если человек всерьез полюбил пластинки и собирается достаточно долго жить на планете Земля, то правильнее всего обратить внимание на издания начала 90-х годов. Это относится к музыке любых жанров. Не важно, что это – классика, джаз, рок, поп, металл, панк.

Если это пластинка начала 90-х, то до того, как она была переведена "в цифру", она все равно попала в руки людей, которые работали еще на старых, не демонтированных заводах, которые функционировали с 60-х годов. А некоторые даже с конца XIX века, выпускавшие еще патефонные пластинки. Весь цифровой материал все равно проходил все стадии и манипуляции, через которые проходили аналоговые издания. Отдельные заводы могли просуществовать до конца 90-х годов, хотя на них выпускали всякую виниловую диджейскую ерунду.


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Новые заводы были запущены в середине 2000-х. Например, в студии Кельна (ЕMI Electrola) работают специалисты, которым по 80 лет, и они по оговоренной цене сделают из принесенной катушки матрицу такую же пластинку, которую делали в 60-70-х годах. Так что не исключено, что новые пластинки хороши ровно до тех пор, пока в процессе их изготовления участвует старшее поколение.

Мы всегда спрашиваем, насколько человек, которому предназначается подарок, искушен в пластинках. Девочка 15-ти лет будет счастлива любой пластинке от The Velvet Underground "с бананом на обложке" до Робби Уильямса. Если это дядя почтенного возраста, скорее всего, он уже обременен довольно большим количеством пластинок, и абы какие ему не нужны. Условно, если дядя любит Рея Чарльза, то он хочет, чтобы Рей Чарльз был выпущен на фирме Atlantic, причем "пятак" должен быть трехцветным.


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Есть определенная категория людей, которые спрашивают: "Black Sabbath "спиральный" есть? Нет? До свидания". Некий контингент людей коллекционирует пластинки лейбла Vertigo Records, на яблоках которых изображена большая черно-белая спираль, в народе называемая "спираль" или "сверло". Пластинки без "сверла" этот контингент людей считает пластинками для унтерменшей. Но это, как правило, люди почтенного возраста. Очень глубоко закопавшиеся и продолжающие закапываться еще глубже. С ними, пожалуй, сложно.

Практически любой альбом сейчас можно послушать в интернете. Если вы подходите к вопросу всерьез, изучите на специализированном сайте лейблы и каталожные номера. В специализированных "виниловых" магазинах есть как действительно редкие, старинные, первые издания, которые стоят каких-то заметных денег, так и самые обыкновенные и недорогие пластинки, вполне пригодные для того, чтобы их просто слушать и радоваться.


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Раньше покупатель не считал продавца сильно глупее себя. Теперь же, как правило, покупатель мнит себя уникальнейшей личностью. Разумеется, это всего лишь иллюзия, но никто не хочет, чтобы его в ней разубеждали. Чем младше покупатель, тем он больше уверен в своих энциклопедических познаниях. Чем покупатель старше, тем более он склонен к диалогу и к тому, чтобы узнать что-то новое, так как уже собрал свои 7000 "обязательных" пластинок и нуждается в новой информации.

Старая школа "винилового ритейла" любила представлять покупателю рассыпающиеся в руках пластинки, как "муха не сидела". Сейчас этого почти нет, но если вы не знакомы с продавцом, то наиболее естественным жестом будет вытащить пластинку из конверта и посмотреть, как она себя чувствует. Не стоит делать большой трагедии из поверхностных царапин и из загрязнения. Если пластинка грязная, но она вам нужна и цена вас устраивает, вы вполне ее можете помыть: на специальной мойке в каком-нибудь магазине, в домашних условиях на ручной машинке для мойки пластинок. Или просто стереть пыль влажной салфеткой.


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Если на пластинке есть глубокие царапины или дорожка изъезжена и пластинка из черной постепенно становится серой – спасти ее уже никак не получится. Истории о том, что существуют какие-то пластинки с переклеенными "пятаками", с какими-то подрисованными шариковой или чернильной ручкой надписями – ушли в разряд легенд. Сейчас, когда речь идет о пластинках, которые стоят 5 – 10 тысяч евро, продавец прекрасно понимает, что если что-то будет не так, ему просто оторвут голову. Существуют и подделки, которые продаются так же, как в переходах часы Vecheron Constantin по 800 рублей. Они выглядят как настоящие издания, но продавцы их происхождение и ценность не скрывают.

Из выпускающих лейблов, которые воспринимаются как легендарные – это Vertigo, Island, Brain, Harvest, Charisma, ECM, Blue Note. Понятно, что собрать все пластинки гигантов вроде Columbia, Sony, RCA, Virgin, EMI или Atlantic просто невозможно в силу того, что само складирование займет очень много квадратных метров. Более локальные лейблы (Noise, Under One Flag, Steamhammer, Earache, Factory, 4AD, Beggars Banquet, Ohr, Plane) – предмет коллекционирования. Кроме того, ухищрения продавцов пластинок по всему миру ведут к тому, что каждый год рождаются "новые" жанры. То есть старые записи 50-80-х годов называют как-то по-новому, и они превращаются в отдельный стиль. Например, как это было с "итало-диско". Раньше было просто диско (в том числе и диско, исполняемое итальянцами), а теперь появились продавцы и собиратели старого "итало-диско".


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Есть коллекционеры, собирающие одного исполнителя в разных аранжировках, изданиях и прочтениях. Исполнение песен Владимира Высоцкого шведскими или финскими исполнителями у них на Родине, мягко говоря, никем не востребовано, а в России его имя – однозначно культовое. Наш человек собравший все записи Высоцкого на общеизвестных пластинках, начинает собирать, где есть хотя бы три секунды звучания голоса Владимира Семеновича или что-то связанное с его именем. Это значит, что коллекционер уже "на крючке"! На самом деле смешно, когда знаешь брутальное исполнение Высоцким "Охоты на волков" и понимаешь, о чем он поет, а потом слушаешь, как смешные шведские тетеньки, не представлющие "волков", о которых идет речь, перепевают эту песню.

Основной предмет спроса на виниле – пластинки Pink Floyd. Если бы этой группы не существовало, продавцам в России жить было бы гораздо сложне. Молодежь на удивление активна в покупке пластинок "ветеранов" вроде Black Sabbath и Deep Purple. Казалось бы, что девочки и мальчики 14 – 16 лет находят в Deep Purple? Тем не менее, они их покупают регулярно. Дальше идут, естественно, Beatles и Rolling Stones, а потом Боб Дилан, Эрик Клэптон, Doors, Queen, Джимми Хендрикс, Дэвид Боуи, Nazareth, Sweet, Slade, Who, Kinks, Troggs, Джоан Баэз, Джэнис Джоплин, Genesis, Jefferson Airplane, Motorhead, Kiss. Потом 80-е и 90-е – Accept, Scorpions, Metallica, Judas Priest, Iron Maiden, R.E.M., The Clash, Ramones, Talking Heads, Blondie, The Cure, Joy Division, Nirvana, Pearl Jam, Sonic Youth, Prodigy, Moby.

Нечасто попадаются молодые люди, которые спрашивают что-то не из перечисленного. Но все же есть из них те, которые копают глубже. Они не визжат и не делают селфи рядом с пластинками, а спрашивают альбомы Dead Can Dance, Clock DVA, Impulse To Manslaughter. Или, например, Tangerine Dream, Клауса Шульца, Шнитке и одновременно Рика Астли и Эролла Гарнера.


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Очень серьезные люди – почитатели "тяжелой" музыки. Как правило, металлисты – люди прожорливые, и один человек, даже не считая себя мегаколлекционером, может любить и уважать сотни коллективов и неустанно их приобретать по мере своих финансовых возможностей. Доходит и до драк за какую-нибудь особую редкость вроде альбомов Exumer (Possessed By Fire), Accept (Objection Overruled) или Artillery (By Inheritance). Особенный ажиотаж наблюдается перед концертами. Если в Москву приезжает, например, Доро Пеш, это значит, что за две недели до выступления каждый день будут забегать люди и спрашивать Дору или ее бывшую группу Warlock. После чего скупят все, потому что прийти на концерт и попробовать взять автограф "на виниле" считается очень крутым.

Коллекционирование пластинок – это вам не коллекционирование календариков, почтовых марок, пивных этикеток и крышечек. На пластинках записана музыка, которая всегда имела сакральный характер и считалась даром богов. Кто может сказать, что пивные крышечки или модельки автомобилей – дар богов?

Тоp-3 магазинов пластинок для начинающих всерьез

1. "Грамзапись/ Новое Искусство", ул. Бутырская, 5. Классика рока 60 – 70-х, "новоделы", подарочные издания.

2. "Галерея Музыки", ул. Лесная,1. Редкие издания классики рока, джаза, соула, фанка, "новоделы", пластинки по сниженным ценам.

3. DIG, ул. Яузская, 5. В помещении клуба "Дич". Рок, панк, новая волна, классика рока.

Смотря какие пластинки. Если они массивные и диаметром около 250 мм и имеют одну-две песни на стороне, то они сделаны для патефонов. Под них нужна специализированная головка, на старых советских электрофонах имелись иглы под патефонные пластинки, достаточно было перевернуть рычажок на тонарме.
Кроме того, такие пластинки отличаются скоростью. 78 оборотов в минуту, против 33 1/3 у современных.
Если у вас то, что я описал, то не проигрывайте-убьёте иглу.

Хороший ответ 1

Новый проигрыватель производится так, чтобы нормально воспроизводить старые записи. Другое дело, чем хуже пластинка (не обязательно именно - старше) тем больше шансов, что она будет вредна (изнашивать), а то и опасна (шанс полной поломки) для иглы проигрывателя. Впрочем, игла должна подлежать

Чтобы приобщить таких людей как вы к игровой индустрии у корпорации Sony есть несколько студий, которые занимаются разработкой интерактивного кино (в народе прозванным "мыльным кинцом за 2300", но это уже не актуально, поскольку игры нынче стоят по 4000+ рупий).

Поэтому могу посоветовать сразу несколько игр:

  • The Last of Us (aka "Одни из нас")
  • Серия игр Uncharted
  • Beyound: Two Souls
  • Heavy Rain
    Я даю лишь наводки, исчерпывающую информацию об этих играх может предоставить продукт американской корпорации Google. Крайне велика вероятность того, что хоть какая-то из данных игр вас заинтересует, ведь именно для этого они и создавались.

Хороший ответ 1 2

Я не специалист в этой области, пишу, что знаю.
Популярность винила (в узких кругах аудиофилов и меломанов) существует до сих пор благодаря характерному "виниловому" звучанию. По сравнению с цифровыми источниками звука, звучание винила кажется более живым и естественным (особенно на акустической музыке). Точно так же, аудиофильским звуком могут похвастать ламповые усилители: хотя искажения на них на порядок выше, чем у транзисторных и цифровых, их звук кажется более естественным.
Что же касается магнитофонов, то по качеству звука с винилом могут сравниться только студийные магнитофоны при условии студийных записей, а все бытовые магнитофоны звучат гораздо хуже. Дальнейшие перезаписи, а так же длительное хранение ленты с записью неизбежно приводит к ухудшению звучания (лента со временем размагничивается, а запись при копировании приобретает посторонние изъяны). Так что время магнитофонов прошло безвозвратно.

Хороший ответ 7

"A hard day's night" Битлов. Мировая штука. И когда начинается тихое шипение на старте пластинки, сердце сжимается в пружину; но стоит музыке заиграть, как все тело тянется в пляс. Но это - самый топ. Вообще, неплохая коллекция грампластинок и винила от отца перешла, часть я сам закупаю (благо, в Москве много где можно купить). Признаю, что это некоторый понт, но это едва ли меня остановит

Хороший ответ 5

Честно не понимаю люди сверху рофлят или это клиника?. Бизнес этот уже давно прогорел у меня в залупенске недавно последние магазы закрылись, Может на крайнем севере еще и есть и то только потому что там Тырнет плохой, хотя щас вроде его уже и им провели

Хороший ответ 3 3

Касаемо комментариев — чёткость это не главный и основной параметр, векторная графика — это линии и формы, а растровая — пиксели. Какая разница, в чём изначально рисовались текстуры в игре (или на картинке), если в итоге они переведены в растр? Вектор, если мы не собираемся его редактировать, можно очень грубо обозвать "растром с бесконечным качеством", потому что сколько не увеличивай и не меняй геометрию, пикселей ты не увидишь — их там нет, вектор на другой логике строится.

Касаемо вопроса — да, если мы говорим о простейших моделях, то вектор выигрывает, так как весит мало, а чёткость большая, и не нужны огромные растровые файлы с миллионами пикселей. В 2д играх такое используют сплошь и рядом, вот здесь описан механизм. В 3д играх с упором на реализм векторную графику будет применить сложно, просто потому что в 2д ты её накладываешь на один полигон, а в 3д на тысячи, с растровой в 3д проще управляться. Да и проблема графики 3д игр не в пикселях, их-то обычно достаточно, а как раз в низкополигональных модельках, тут никакой вектор не поможет, хоть убейся. По весу сложные растровые картинки примерно такие же, как сложные векторные, только вот энергозатраты на адаптацию в движок игры вообще не оправдываются.

Недавно душанбинские коллекционеры обнаружили редчайшую для Таджикистана пластинку. Это диск Paranoid английской рок-группы Black Sabbath во главе с "великим и ужасным" Оззи Осборном.

На конверте дарственная надпись (писал, конечно, не Оззи): "Дорогому брату Алёше в день рождения от Саши. 14\III 1978 г. Душанбе". Сама пластинка выпущена в Англии в 1976 году. Можно только гадать, какой путь она проделала, прежде чем попасть в руки Алёши.


Во времена СССР существовало выражение: "Низкопоклонство перед Западом". Советский человек, вооруженный моральным кодексом строительства коммунизма на словах был чужд всем искушениям с той стороны "железного занавеса". А на самом деле западную музыку, кино, одежду любили все. И мечтали о настоящих американских джинсах, жвачке, кока-коле.

Но высшим шиком были "пласты" - выпущенные на Западе виниловые диски. Пластинка из Англии могла самым волшебным образом изменить жизнь своего владельца. Известны случаи, когда к обладателю редкого винила, абсолютно не популярному раньше, начинали толпами ходить друзья и подруги, и его одинокая унылая доселе жизнь становилась вечным праздником. Обладатели "фирменной" музыки быстро обрастали знакомствами, связями, без проблем находили и любовь, и вторую половинку.


Но возникала и проблема. Коллекцию музыки надо было постоянно пополнять, чтоб не надоесть многочисленным друзьям. Каждая новая пластинка становилась событием. К ее владельцу начинались паломничества с магнитофонами. Те, кто делал первые копии с винила, тоже были счастливчиками. Они также обрастали связями, друзьями, собутыльниками, девушками.

Музыка была дорогим удовольствием. По-настоящему крутые вещи в магазинах грамзаписи было не найти. Лишь иногда, очень редко, зарубежные исполнители появлялись на советских прилавках в виде очень странных лпастинок, часто выпущенных без лицензии. Звучали они не в пример хуже, чем оригиналы, да еще и подвергались редактированию. Вы думаете, только из фильмов и книг вырезались целые куски? Как бы не так! Из музыки тоже.

Из знаменитой песни группы The Eagles "Отель Калифорния" зачем-то вырезали самое главное – гитарное соло. А альбом Boney M "Ночной полёт на Венеру" вышел без главного хита Rasputin.

Где же меломаны доставали музыку? Были "черные" рынки. Там можно было выменять либо купить "фирменные диски". А в Союз они проникали разными путями: через моряков, дипломатов, - тех, кто имел возможность ездить "за бугор".

В Москве и Ленинграде пластинки стоили 50-70 рублей. В союзных республиках цена повышалась примерно вдвое. Одна пластинка стоила уже 100 – 120 рублей, как средняя месячная зарплата. На заветный "пласт" приходилось долго копить, зато покупка оного становилась настоящим праздником, несравнимым с нынешней покупкой плеера или смартфона.

Конечно, в обычном советском магазине грамзаписи пластинок было море. Особенно записи речей Генерального Секретаря и участников очередного съезда КПСС. Была и музыка. Советских ВИА и композиторов. Стоимость музыкального диска в среднем от 1.70 руб до 3.50 руб за пластинку. А ведь хотелось популярных песен.


Современному молодому человеку уже сложно представить процесс перезаписи с кассеты на кассету. Или ночные бдения над радиоприемником в надежде прорваться сквозь "глушилки", услышать и записать хорошую песню. Это был настоящий охотничий азарт.

Альтернативным вариантом были студии перезаписи, которые переписывали музыку с дисков на магнитные ленты или кассеты по 3-5 рублей за сторону. Магнитофонная культура в СССР была сродни сегодняшнему интернету. Люди менялись записями, переписывали друг у друга музыку. Хочешь иметь в коллекции «The Wall Pink Floyd – найди два магнитофона, ленту и потрать полтора часа на перезапись.

Сегодня молодежь любую музыку слушает без особых усилий, достаточно набрать в поисковике название. А в те давние времена люди часто не знали, ни как называется та или иная песня, ни даже кто ее исполняет.

Музыка была важна. Под ее звуки люди влюблялись, создавали семьи. Позже пришло видео и увлечение музыкой стало сходить на уровень элементарного потребления.

Были, конечно, и опасности. За увлечение тем же Оззи Осборном могли выгнать из комсомола или, что хуже, из института.

Музыки в тогдашней жизни не хватало. Зато были бесплатные обучение, медицина. А еще обязательные аванс и получка дважды в месяц. И никто почему-то не боялся сокращений. И безработица существовала только там, на "загнивающем" Западе.


Да, доставать яркие "шмотки", диски и жвачку приходилось порой с неимоверными усилиями и задорого. И в этом, наверное, была фатальная ошибка руководства страны. Если бы в СССР разрешили слушать рок, диско, джаз – организовав импорт, либо выпуск по лицензии западной музыки, разрешили носить одежду американских пастухов – джинсы, начали бы продажу вредной для организма жвачки и показ глупых в своей массе, бездушно-бессмысленных голливудских фильмов, советский народ не принял бы никакой перестройки.

Теперь мы приблизились к цивилизованному миру – у нас появилась безработица и исчезли социальные гарантии, вместе с бесплатным образованием и здравоохранением. Появились супермаркеты, но цены в них не всегда и не всем по карману.

А фирменных дисков в открытой продаже как раньше не было, так и сейчас нет. Их по прежнему надо возить из Москвы и Санкт-Петербурга.


Возможность полного разрушения оптического носителя создает серьезную ситуацию, как для цифрового архивариуса, так и для тех, кто просто желает посмотреть кино в экзотическом формате Laserdisc.

Саморазрушение

Еще в 2010 году один из блогеров игрового сайта RF Generation, разочарованный состоянием купленной им серии дисков с видеоиграми, написал важную заметку в виде социальной рекламы, призывая его членов обратить внимание на данную проблему.


Процитируем его рассказ: «Даже если это всего лишь одна маленькая точка, она представляет собой повреждение, которое невозможно устранить. Ни один процесс удаления царапин не способен восстановить данные, которые теперь полностью утеряны. Игра повреждена безвозвратно, и, вероятно, все только будет ухудшаться со временем.

Сейчас множество online-источников примутся утверждать, что дисковый грибок — проблема частная, касающаяся только CD-R определенного производителя и не получившая широкого распространения. Но когда я узнал об этом, то проверил несколько сотен моих дисков, среди которых были Sega CD, Turbo CD, Saturn и даже игры Dreamcast. В итоге оказалось, что многие из них столкнулись с той же проблемой. Несколько дорогих мне игр казались абсолютно новыми, но во время проверки, удерживая напротив источника света, я смог разглядеть одну или более маленьких белых точек — они и стали доказательством повреждения. В некоторые из этих игр я не играл на протяжении многих лет и теперь обнаружил, что они либо проигрываются с перебоями, либо не воспроизводятся совсем. У меня даже было несколько совершенно новых игр, на которых после вскрытия упаковки я обнаружил то же самое.

Химический состав

Специалисту по обеспечению сохранности документов в Библиотеке Конгресса Мишель Юкет (Michelle Youket) по долгу службы часто приходится иметь дело с подобными ситуациями. Она говорит, что этот вид бесшумного разрушения обычно проявляется в трех различных формах — выгорание, появление на дисках мелких пятнышек размером с укол булавкой, или же грибок по краям носителя. Все это приобрело большое значение для национальной библиотеки в тот момент, когда организация занялась архивированием музыки в CD-форматах, слабые стороны которых вскоре стали очевидными.

Работая с различными оптическими дисками, необходимо помнить, что при одинаковом внешнем виде существуют небольшие, но значимые отличия, связанные с методом их производства. Все это может оказать существенное влияние на конечные результаты. Более старые диски отличаются по своему химическому составу от новых, поскольку со временем методы производства усложняются.

Согласно информации, предоставленной Мишель Юкет, ситуации, подобные той, что произошла с PDO, со временем стали менее распространенными.


Специалист Библиотеки Конгресса по обеспечению сохранности документов Мишель Юкет показала, как происходит проверка компакт-дисков на наличие повреждений

Пытаетесь ли вы сохранить на диск культурное наследие вашей страны или собственную коллекцию, но грибок остается огромной, до сих пор нерешенной проблемой.

Пять значимых фактов, связанных с эффектом дискового грибка (по версии Библиотеки Конгресса)

3. Диски DVD, как правило, сохраняются лучше, чем CD, так как их отражающий слой впрессован между поликарбонатными основами. Но такие диски часто более склонны к разрушению по причине химических реакций, происходящих между их слоями и поликарбонатными основами. В результате со временем они могут расслаиваться. Такую склонность в большей степени имеют двухслойные диски.

4. Записываемые диски недолговечны: отчасти это связано с используемым для записи байтов информации органическим красителем, который, как отмечает Юкет, подвержен деградации. Это особенно актуально для записываемых DVD-дисков, имеющих более высокие уровни световой чувствительности (что делает их более предрасположенными к отказу). Она также добавляет, что метод, с помощью которого был прожжен записываемый диск, является главным фактором при определении его срока службы: плохо записанный диск, как правило, выходит из строя быстрее.

Проблема настолько широко распространена в сообществе любителей Laserdisc-формата, что даже в базе данных Laserdisc Database (LDDB) для коллекционеров имеется целая страница с перечнем наиболее распространенных фильмов на данном носителе с признаками грибка, предостерегающая от покупки конкретных изданий.



В этом нет ничего удивительного, учитывая, что тот выпускался более 30 лет назад. В итоге Купер был вынужден заменить оригинальный диск одноплатным мини-компьютером Raspberry Pi. Может быть, это выглядит не так аутентично, но, по крайней мере, оно работает.

Уход физических носителей

Очевидно, что в развлечениях в оригинальном формате есть свои плюсы, но когда этот формат больше не вписывается в мейнстрим, компании-производители и большая часть пользователей готовы двигаться дальше. Что же тогда делать со старым носителем? Как правило, компании теряют интерес к продаваемым ими форматам, как только последние становятся неактуальными и выпадают из мейнстрима.

В то время как Мишель Юкет из Библиотеки Конгресса ссылается на специально предназначенные для архивирования записываемые диски как на способ безопасного хранения информации в долгосрочной перспективе, ее коллега Питер Алиа (Peter Alyea), специалист по цифровому конвертированию, говорит об облачных сервисах. Питер отмечает, что сдвиг в сторону облачных хранилищ, вероятнее всего, оттолкнул компании от поддержки их обычных форматов данных в долгосрочном периоде.


Архивы нью-йоркской радиостанции WNYC в основном хранятся на дисках CD-R, что является настоящим архивным кошмаром, по словам представителя Библиотеки Конгресса

Все стареет, и любые вещи со временем неизбежно теряют свой блеск. Но вместе с тем в век облачных хранилищ потребители как никогда близки к тому, чтобы переложить эту проблему на чьи-то еще плечи. Архивариусы не могут позволить себе такую роскошь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции