Подорожают ли машины из за коронавируса

Нас долго пугали високосным годом — мол, он будет ужас каким непростым, возможны даже катаклизмы мирового масштаба. Как оказалось, 2020 год ожидания оправдывает, даже с лихвой: на дворе пока только март, а испытаний уже выпало на долю жителей Земли немало. Досталось и россиянам. Среди главных потрясений последних дней — эпидемия, снижение цен на нефть и падение курса рубля к доллару и евро. Как это в перспективе скажется на автомобильном рынке?

Цены на авто и дефицит моделей

Увы, но подорожание новых автомобилей прогнозируют все автомобильные эксперты и аналитики. Причина понятна: резкое падение курса рубля как ответ на снижение цен на нефть. Ведь за неделю нефть подешевела практически на треть, а доллар и евро подорожали на десять рублей. Итог ясен — коррекции цен при сохранении негативного тренда на рынке не избежать. Конечно, не исключено, что в ближайшие месяцы нефть несколько подорожает, а рубль "потяжелеет", но когда это будет? В лучшем случае, по прогнозам ведущих аналитиков, по итогам года нас ждет доллар по 68–70 рублей. И как результат — повышение цен на товары. В первую очередь — на те, где есть "валютная составляющая". Автомобиль — из их числа.


В этой ситуации напрасно заламывать руки — мол, не воспользовались годами экономического роста, не создали самостоятельный, самодостаточный автопром… Хорошо это или плохо, но — невозможно: сегодня автопром — одна из самых интернациональных отраслей в мире. Даже в суперзакрытом Советском Союзе не смогли создать полностью свой автомобиль: на какие-то модели или узлы покупали лицензии или готовые технологии, некоторые создавали в кооперации. Скажете, "Жигули" или "Москвичи" полностью собирали из отечественных деталей? Ничего подобного, порядка 10% были импортными, в основном из Восточной Европы. А сейчас любой автомобиль, собранный в Германии или США, скажем, минимум на треть состоит из комплектующих, прибывших из Азии. И никакого тут злого умысла нет — так выгодно с точки зрения экономики.

Так что давайте смиримся с тем, что нынешние российские авто (т.е. собранные в России, к их числу относятся как "Лады" из Тольятти, так и "Рено" из Москвы) в среднем локализованы на 50%. Нет, уровень локализации как раз "Лад" и "Рено" как раз выше, но у "Пежо" из Калуги и "Тойоты" из Питера ниже, а в среднем получается как раз 50%. Это очень хороший показатель, между прочим.

Но раз просел рубль и вырос доллар — значит, выше стала в целом стоимость машины и рост цены в перспективе неизбежен. Но по-разному — в зависимости от того самого уровня локализации (см. выше) и многих других факторов. Немедленного повышения цены, конечно же, ждать не стоит — у дилеров неплохие запасы на складах, целые партии новых машин, уже оплаченных, едут к заказчикам. По существующим ценам, понятно. Да и не станут дилеры и производители дергаться, пытаясь немедленно среагировать, глядя на скачущие котировки. Дурное дело нехитрое — на нашем слабом рынке можно и прогореть, если сразу поднять цену. Пример "Дженерал Моторз" — всем наука: в 2014–2015 годах переписали ценники на "Опели" и "Шевроле", прибавив сразу 40%, и чем это кончилось? Увы, бесславным уходом марок с нашего рынка.

Поэтому пока никто ценники переписывать не будет, зато, похоже, практически все дилеры закрыли (или закрывают) многочисленные акции и программы поддержки, что, конечно же, в итоге приводит к увеличению конечной стоимости покупки для потребителя. И не стоит обвинять их в жадности — впереди всех (и продавцов в первую очередь) ждут тяжелые времена: примерно в апреле начнется реальное подорожание практически всех автомобилей. В результате, по общему мнению всех аналитиков и экспертов, повышение цен из-за падения курса рубля составит до 10% по итогам года. Правда, поэтапное: резкого скачка цен покупатели не вынесут. Цены будут расти медленно, по 2–3% в квартал. Вспомните: после кризиса 2014 года автопроизводители еще три года постепенно корректировали цены.

В первую очередь, по мнению главы ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олега Мосеева, подорожают модели, которые привозят из-за рубежа. Таких у нас вроде бы не так уж и много, примерно 15–20% от всех проданных на рынке, но в списке очень популярные модели — от Suzuki Jimny и Mazda 3 до Toyota Land Cruiser до Lexus RX. Они могут подорожать быстрее всего (уже в апреле, когда закончатся все запасы). Более того — уже в течение этого года некоторые модели и целые компании могут уйти с нашего рынка, хотя официально сегодня никто подобных заявлений не делает. Но — увы! — это реальность. В первую очередь угроза нависает над компаниями, которые не стали организовывать производство в России и чьи продажи невелики. В зоне риска — целый ряд марок: от Honda и Jeep до Fiat и Subaru. О многих китайских брендах я вообще молчу.

Кстати, по данным аналитического агентства "Автостат", за январь-февраль розничные цены на новые автомобили уже выросли на 2–5% (в зависимости от марки и модели); причина — повышение с января утилизационного сбора. Сколько мы получим по итогам года с учетом нынешней экономической ситуации? По мнению главы "Автостата" Сергея Целикова, рост может составить 10%, а то и больше. "Если ситуация не ухудшится", — уточняет он. А падение продаж новых автомобилей по итогам года в России, по его мнению, составит 8–10%. Вслед за подорожанием новых машин вырастут в цене и подержанные, но только с отсрочкой и, может быть, не так сильно.

В этой ситуации все — и производители, и дилеры, и покупатели — ждут от российского правительства каких-то шагов для поддержки автомобильного рынка, для смягчения последствий тяжелой ситуации в экономике. Набор механизмов известен и хорошо себя зарекомендовал уже в 2008–2009 и 2014–2015 годах. Не будет такой поддержки — последствия предсказать трудно.

Дешевого бензина не ждем

После того как стоимость барреля нефти на мировых биржах упала до 35 долларов, президент США Дональд Трамп радостно заявил, что сложившаяся ситуация благоприятна для потребителей и цены на бензин должны снизиться. Российским автомобилистам, честно говоря, не стоит надеяться на снижение цен на АЗС. Топливо в России не будет дешеветь при любом раскладе.

Дело в том, что у нас в России розничные цены на бензин и дизель практически не зависят от стоимости нефти: доля стоимости сырья в цене на топливо составляет примерно 7%. Три четверти цены (порядка 72–73%) приходятся на заложенные в нее государством акциз, НДС и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Остальное — расходы нефтеперерабатывающих компаний на переработку, транспортировку, а также прибыль трейдеров и АЗС. Это, между прочим, не наше изобретение, а типичная схема для нефтедобывающих стран. В Норвегии, к примеру, цена бензина на АЗС — около 2 евро за литр и тоже не падает вслед за нефтью.

Но, если паника на мировых сырьевых и валютных рынках не успокоится в ближайшие недели (а, по некоторым прогнозам, неустойчивость может сохраниться в течение нескольких месяцев), бензин и дизель в рознице и у нас, и во всем мире начнут расти в цене — для начала на уровень инфляции. То есть даже можно ожидать повышения цен на бензин к маю на 2–4%.

Но тут я уверен: государство приложит все силы, чтобы сдержать цены на топливо. Боюсь только, что методы будут… скажем так, не экономического плана. Это позволит удержать цены, но надолго ли?

Запчасти: дядя Вася в помощь

Ситуация на рынке запчастей тоже тревожная. Тут, во-первых, виновата эпидемия коронавируса — ведь весь мир зависит от комплектующих из Китая. Кстати, тут мы в некотором смысле чувствуем себя в более выгодном положении, чем, скажем, США. Они ежегодно получали из КНР комплектующих для автопрома и запчастей больше чем на 10 млрд долларов, а мы — всего на 1 млрд. Так что им еще хуже.

Однако на самом деле все наши производители завязаны на поставки из Поднебесной, кто на 15%, а кто и на все 40%. И задержки (а они неминуемы в связи с закрытием границ), по данным аналитиков рынка, приведут уже в апреле к повышению цен на большой ассортимент запчастей на 15–20%. И, соответственно, могут вырасти цены на обслуживание на автосервисах. Но зато, похоже, наступает золотое время для гаражного умельца дяди Васи, который может не просто заменить стартер, но и разобрать старый и восстановить деталь. Главное, чтобы сделал он это качественно.

В любом случае возможные проблемы с запчастями — временные и будут решены быстро, как только власти объявят об окончательной победе над вирусом и откроют границы. Правда, выросшие цены к прежним показателям вряд ли уже вернутся.

Страна советов

Что делать в этой ситуации? Главный совет: не паниковать и не суетиться. Вы собирались купить автомобиль в этом году, он вам реально нужен? Тогда не следует откладывать покупку, а может быть, даже стоит с ней поспешить. Купить не в июле, как планировали, а в апреле — возможно, вам удастся найти машину по интересной цене. Но опять же соглашаться на первое же предложение не стоит — вам с этим автомобилем жить годы, так что подбирайте именно то, что вам нужно. Чтобы потом не было мучительно больно. Благо, что пока предложений предостаточно.

Эпидемия коронавируса и перебои в работе китайских производств в начале года не только ударили по нефти, но и создали риски удорожания целого ряда товаров, которые Россия закупает в Китае по выгодным ценам, следует из предоставленных Forbes расчетов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Китай — крупнейший российский поставщик: в 2019 году в нем закуплено товаров на 54,1 млрд рублей, или 22% от всего импорта в стоимостном выражении, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. Для сравнения, у поставщика номер два — Германии — было закуплено товаров на 25,1 млрд рублей, у США — на 13,2 млрд рублей, у Белоруссии — на 12,8 млрд рублей, у Италии — на 10,9 млрд рублей.

Сейчас ключевой вопрос заключается в том, не приведет ли восстановление работы китайских производств к новой волне эпидемии, отмечает замдиректора ЦМАКП Владимир Сальников: если она затянется, проблемы с поставками могут вынудить российских импортеров переориентировать закупки на производителей из других стран, с более высокими экспортными ценами.

Как считали

Чтобы определить продукцию с самым большим риском удорожания, эксперты ЦМАКП выбрали товарные группы, в которых существенную долю импорта в Россию обеспечивает Китай (по данным ФТС и Базы статистических данных ООН по торговле товарами). Дальше в каждой группе сравнили среднюю цену у китайских производителей с ценой у других стран-поставщиков.

Те товарные категории, по которым Китай не публикует статистику, в итоговый список не попали. В их числе компьютеры, смартфоны, бытовая электротехника и некоторая одежда и обувь, спортивные товары.

Однако данных, имеющихся в распоряжении экспертов, достаточно для того, чтобы показать примерную динамику цен в случае осложнения ситуации с коронавирусом. При этом приводимые в исследовании данные по разнице цен в Китае и других странах не означают, что в случае прекращения китайского импорта цены в России вырастут именно на эту величину. Они указывают на то, по каким товарным категориям риски резкого подорожания выше, а по каким — ниже.

Подробнее о том, как коронавирус ударил по сервисам по ремонту iPhone и заводам электроники в России, мы писали здесь.

Самые дешевые товары из Китая

Выгоднее всего покупать в Китае фейерверки — производимая здесь пиротехника в 4,5 раза дешевле, чем в других странах. Неудивительно, что более 90% продукции в этой категории, которую Россия импортировала, было куплено в Китае.

Ножницы (от маникюрных до парикмахерских и портновских) стоят в Китае почти втрое дешевле, чем в других странах. В 2019 году Китай обеспечил 67% российского импорта ножниц.

Замыкают тройку товаров с самыми выгодными ценами трости и трости-сиденья, хлысты и кнуты для верховой езды. Китай продавал их в 2,5 раза дешевле. 59% товаров этой группы Россия в прошлом году закупила у своего восточного соседа.

Товары — лидеры по объемам закупок

Самая крупная потребительская товарная категория в импорте из Китая (среди анализируемых ЦМАКП) — игры и игрушки. Их Россия в прошлом году закупила в Поднебесной почти на миллиард долларов ($979,9 млн). Это 74% всего импорта игрушек в прошлом году. Согласно данным ФТС, из Поднебесной в Россию везут самые разные игрушки: трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили, кукол, набивные и ненабивные игрушки, конструкторы, игрушечное оружие и музыкальные инструменты. Аналоги из других стран стоят в среднем в полтора раза дороже, свидетельствуют расчеты ЦМАКП.

Из-за коронавируса могут подорожать и импортные детские книжки-картинки, книги для рисования и раскраски. В этой товарной категории доля Китая составляет 82%, а аналогичная продукция из других стран стоит на 26% дороже.

Вторая по объемам закупок категория — антибиотики. В 2019 году Россия импортировала их из Китая на $123,8 млн. В стоимостном выражении это три четверти всех завезенных за год препаратов этой группы. Другие страны продавали антибиотики на 75% дороже. Согласно данным аналитического агентства DSM Group, по итогам 11 месяцев 2019 года (последние актуальные данные) в число самых крупных в стоимостном выражении российских закупок китайских антибиотиков вошли доксициклин, натриевая соль цефтриаксона, натриевая соль цефазолина, капреомицин и меропенем. Однако роста цен на антибиотики в агентстве не ждут: у этих препаратов длительный производственный цикл. Если перебои все-таки возникнут, то можно будет переключиться на индийских производителей — из цены на продукцию в среднем на 10-25% выше, но при больших объемах закупок могут сравняться с китайскими или даже оказаться ниже, сообщил Forbes представитель DSM Group.

Следующая по объему продаж статья китайского потребительского импорта в Россию — головные уборы, которых Россия в 2019 году закупила более чем на $80 млн (70% импорта в этой товарной категории). Цены на китайские шляпы в среднем в 1,8-2,1 раза ниже, чем у конкурентов из других стран.

Данные ЦМАКП фиксируют также большую зависимость России от Китая по закупкам различной химической продукции — в прошлом году ее было импортировано на $850 млн. Конкуренты торгуют в этих товарных категориях с ценами от 8 до 160% выше.

Что еще ввозится из Китая

  • Перчатки, рукавицы, митенки. В других странах они стоят в среднем на 56% дороже, чем в Китае. Китайские производители обеспечили более 60% российского импорта в этой товарной категории.
  • Искусственный мех. На Китай приходится более 80% завезенного в Россию искусственного меха. Цены у других стран в среднем на 18% выше, чем у восточного соседа.
  • Наборы инструментов (в эту категорию входят в том числе инструменты для ремонта автомобилей и наборы гаечных ключей и отверток) у альтернативных поставщиков стоили на 88% дороже, чем в Китае. Доля страны в российском импорте по товарной категории — 42%.
  • Термосы — в других странах на 72% дороже, доля Китая в импорте — 88%.
  • Ручная механическая кухонная техника (соковыжималки, мясорубки, терки и прочие приборы) — разница в цене составляет 65%, доля Китая — 59%.
  • Керамическая посуда (кроме фарфора) — у других поставщиков на 9% дороже, доля Китая — 82%.
  • Манекены — на 70% дороже, доля Китая — 57%.

Из продуктов питания у России большая зависимость от импортируемых из Китая капусты и рыбного филе. Это 44% и 40% российских зарубежных закупок соответственно. Капусту другие экспортеры предлагали на 11% дороже, рыбное филе — на 7%. Судя по данным ФТС, капусту Россия в Китае закупает в основном белокачанную (больше половины импорта), рыбное филе — тунца, тилапии и минтая.

По пряностям на Китай пришлась половина российского импорта, эта продукция у других стран стоила дороже в среднем на 31%. Но в целом снижение ввоза китайского продовольствия сильного негативного эффекта на российский рынок не окажет, отмечается в обзоре ЦМАКП: по большинству сегментов доля Китая незначительна, лишь в отдельных регионах и на конкретных рынках овощей, фруктов, рыбы и морепродуктов есть риски роста цен или значимого сокращения ассортимента.


Что и когда подорожает

Уже возникшие перебои с китайскими импортом могут вызвать колебания цен в пределах одного-трех кварталов, оценивает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. Но по итогам года, если проблему с вирусом решат, последствия будут небольшими, добавляет эксперт.

Если эпидемия в Китае затянется, цены на товары, где доля его импорта сейчас определяющая, должны вырасти, считает Сальников, но не на всю величину их отрыва от мировых цен. Российские поставщики китайских товаров из-за слабого спроса могут не отразить их удорожание в розничных ценах полностью, уверен он. Кроме того, из-за коронавируса снизится мировой спрос в целом, а значит, и мировые цены на товары в сравнении с 2019 годом, считает Кнобель.



Как известно, очагом распространения коронавируса стал город Ухань провинции Хубэй, который называют "Китайским Детройтом", ведь здесь сосредоточены предприятия крупнейших производителей автомобилей и комплектующих. И вот сегодня, когда эпидемия в Поднебесной практически повержена, хотя не исключается и ее вторая волна, местный автопром постепенно восстанавливает работу, в то время как в Европе, Америке, Южной Корее, Японии и Южной Африке автомобильные предприятия массово закрываются на карантин.


В России же автозаводы пока еще работают, однако остановок производства им избежать не удастся. Так, предприятия Volkswagen Group Rus в Калуге и Нижнем Новгороде с 30 марта уходят в двухнедельный простой в связи с нехваткой компонентов, поставляемых с европейских заводов. С 1 по 10 апреля остановит конвейер и калужский "ПСМА Рус", при этом в компании отмечают, что в случае необходимости текущие меры могут быть скорректированы.

О нехватке комплектующих из Южной Кореи заявили и на калининградском "Автоторе", где выпускаются модели Kia и Hyundai. В результате предприятие ожидает снижения производства порядка на 8 тыс. автомобилей по итогам первого квартала 2020-го и не исключает дальнейшего падения объемов выпуска. На "Автоторе" принимают меры по корректировке режима работы предприятия, чтобы не допустить остановки конвейера.

Завод "Мазда Соллерс", который все комплектующих получает от головного завода Mazda Motor в Японии, проблем с поставками не испытывает, однако с 27 апреля планирует остановить конвейер в связи с модернизацией производства, которая предварительно займет от трех недель.


Кроме того, Ульяновский автозавод не исключает в перспективе остановки производства в силу резкого падения спроса на автомобили (прежде всего, со стороны физлиц) и недостатка загрузки заводских мощностей. "В настоящий момент группа "Соллерс" не видит угроз для производственной деятельности из-за дефицита комплектующих. Сборка автомобилей осуществляется в штатном режиме", - сообщили "РГ" в пресс-службе компании.

Стоит отметить, что остановка производства на заводах Great Wall в Китае, которое было восстановлено с 18 февраля, никак не сказалась на работе предприятия Haval в Тульской области. Как заявили "РГ" в пресс-службе "Хавейл Мотор Рус", в компании не предвидят никаких проблем с поставками автомобилей российским дилерам, несмотря на рост спроса на внедорожники Haval.

"Мы регулярно проводим мониторинг ситуации, а также обмениваемся информацией с нашими партнерами. Сейчас все отгрузки от наших партеров осуществляются в срок. На сегодняшний день риски для автомобильной отрасли и авторитейла, связанные с распространением коронавируса, сложно оценить и четко спрогнозировать. Одно можно сказать с уверенностью - автомобили будут дорожать, причем как новые, так и с пробегом", - говорит директор по развитию компании "Рольф" Владимир Мирошников.


По словам генерального директора ГК "АвтоСпецЦентр" Дениса Петрунина, сейчас продажи автомобилей в мире - Китай, Европа - сокращаются, поэтому проблем с доступностью автомобилей и запчастей в России не будет точно.

К тому же в самой России продажи автомобилей также будут сокращаться, и на текущий объем спроса поставок хватит. Если правительство страны примет решение о карантине, то предприятия тоже будут вынуждены приостановить работу. Но надо понимать, что и покупать автомобили в этот период никто тоже особо не будет. Поэтому с учетом запаса дилерских складов временный карантин не повлияет на доступность автомобилей.


Действительно, остановка конвейеров в Европе и США происходит на фоне пустующих из-за пандемии коронавируса шоу-румов, как в свое время это было и в Китае. Сегодня в той же Америке продавцы новых машин пытаются заманить покупателей в автосалоны большими скидками и кредитами с нулевой процентной ставкой или трехмесячной отсрочкой первого платежа.

А вот в нашей стране дилеры наблюдают повышенный спрос на автомобили, вызванный обвалом рубля. Правда, в отличие от аналогичной ситуации в конце 2014 года, ажиотажа с покупкой автомобилей сегодня не происходит, ведь с тех пор реальные доходы россиян заметно снизились.


Тем не менее, многие дилеры уже отказались от скидок и спецпредложений, хотя переписывать ценники вслед за валютными курсами пока не спешат. Однако даже в случае некоторой стабилизации рубля очередного удорожания новых машин в будущем не избежать - оно может начаться уже в апреле и, скорее всего, будет происходить поэтапно, составив по итогам года порядка 10%.

По словам директора по маркетингу АГ "Авилон" Андрея Каменского, ситуация будет во многом зависеть от того, на какой отметке зафиксируется курс валюты. Но в любом случае ожидать резкого скачка цен не стоит. Рост стоимости автомобилей будет во многом зависеть от ценовой политики каждого автопроизводителя. Марки, нацелившиеся на увеличение доли рынка, могут временно сдерживать рост, чтобы привлечь дополнительную аудиторию за счет маркетинговых поддержек, кредитных программ и программ трейд-ина. В целом позиции конкурирующих моделей не изменятся, так как в случае повышения цен это затронет всех участников рынка.

Стоит отметить, что ситуация с коронавирусом, которая ударила, прежде всего, по автопрому Поднебесной, вряд ли скажется на позициях "китайцев" в нашей стране, учитывая, что они занимают у нас незначительную рыночную долю в 2,5%. По крайней мере, ведущие китайские автопроизводители намерены укреплять свои позиции на рынке России, продолжая привозить к нам свои новые модели.


Так, в начале марта на российском рынке появился семиместный кроссовер Chery Tiggo 8, а на этой неделе стартуют продажи нового кроссовера Geely Coolray. В следующем месяце у дилеров также ожидается рамный внедорожник Haval H5, производство которого, по неофициальным данным, уже налажено на заводе компании в Тульской области. Среди новинок значится и компактный кроссовер DFM AX4, который выпускается в китайском городе Ухань, ставшим очагом эпидемии коронавируса. Хотя старт его продаж российское представительство Dongfeng в очередной раз отложило еще до вспышки пандемии.

"В Китае пик эпидемии коронавируса уже прошел, и я не думаю, что после стабилизации ситуации во всем мире это как-то принципиально повлияет на экспорт автомобилей из Китая, в том числе и в Россию. При грамотной стратегии развития на российском рынке (в основном это касается Haval, который на данный момент является единственным локализованным в России китайским брендом) в перспективе пяти лет доля автопроизводителей из Поднебесной может вырасти вдвое, до 4,5-5%.

Другой вопрос - что сейчас высокие показатели роста продаж китайских автомобилей в России обусловлены низкой базой прошлого года, в то время как количественные показатели по-прежнему невысоки. Реально растут продажи пока только у Haval. Сейчас не лучшее время для выхода на российский рынок китайских брендов, поэтому я не думаю, что кто-то из них будет в ближайшее время строить свои заводы в нашей стране", - резюмирует Денис Петрунин.

Почему покупку машины лучше не откладывать



Нас ждёт повышение цен и возможный дефицит автомобилей — вспышка китайского коронавируса распространяется по миру слишком быстро, и автопром уже ощущает последствия. Если вы планировали покупать машину в обозримом будущем, лучше это сделать сейчас. И, кстати, не надейтесь на удешевление бензина — ниже объясним почему.

Нефтедоллары не в радость

Проблемы с экономикой Китая начались ещё в феврале, из-за чего стали падать цены на нефть. В начале марта Россия и страны ОПЕК попытались договорить о новом соглашении, но разошлись во взглядах относительно того, как нужно действовать в кризис. Новое соглашение подписать не удалось, и Саудовская Аравия пообещала залить мир дешевым сырьем, а цена нефти упала до трёхгодичного минимума. С ней опять рухнули и рубль: доллар стоит более 70 рублей, евро — более 80 рублей.

Для авторынка это плохие новости: он забуксовал уже в прошлом году, а начало этого пока безрадостно — в феврале продажи упали на 2% относительно не самого жирного февраля 2019 года. В отрасли, как обычно, уповают на помощь правительства: прежние программы уже почти не помогают, так что производители надеются на нестандартные ходы, которые всколыхнут покупательский спрос.

Что будет с бензином

Падение цен на нефть вроде бы должно снизить и стоимость топлива, которое из неё делается, но на практике это маловероятно. Доля нефти в себестоимости товарного литра бензина, по разным оценкам, составляет 4−6%, так что снижение на 30% означает экономию на уровне 1−2%, да и то в идеальном варианте.

А жизнь не идеальна. Во-первых, мировая стоимость нефти марки Brent и цена сырья на внутреннем рынке хоть и связаны, но не идентичны, во-вторых, интересы нефтяных компаний никто не отменял. А они как раз не способствуют снижения розничных цен. Падение доходов от экспорта рождает соблазн отбить их за счёт внутреннего рынка, а в качестве повода можно использовать увеличенные поставки на экспорт — разрыв соглашений с ОПЕК снял ограничения в этой области. Эксперты не исключаются весеннего дефицита бензина с началом посевной, а как следствие — роста цен.

Впрочем, есть и другой аспект: цена бензина в России — вопрос политический, и резкий её рост может повысить градус недовольства в чувствительный для власти момент. Рычагов для контроля стоимости много: 60% себестоимости бензина — это налоги и акцизы. Кроме того, есть прямые соглашения с нефтяными компания: в 2018 году они ограничили взрывной рост стоимости топлив. Опрошенные нами эксперты склоняются к мысли, что бензин подорожает, но в долгосрочной перспективе, когда стабилизируется ситуация с коронавирусом.

Возможен ли дефицит машин

Кстати, Ухань — один из крупнейших автопромышленных регионов Китая, где находится несколько автомобильных заводов и множество производителей компонентов. Делают здесь и машин для российского рынка, правда, лишь одну модель — DFM AX7.

Но эта проблема выглядит относительно локальной: в Ухане жизнь постепенно нормализуется, а склады запчастей позволяют российским производителям поддерживать объемы выпуска. Мы спросили крупных игроков о влиянии коронавируса на производство, и все ответили почти под копирку: ситуация требует внимания, однако причин для корректировки производственных планов пока нет. Работает в том числе завод Haval под Тулой. Дилеры китайских машин сообщили, что перебоев с поставками пока не ожидается, потому что на складах в России есть запасы на 1−3 месяца работы.

Вопрос в том, что будет потом. Во-первых, провал в производстве китайских запчастей всё-таки рано или поздно создаст определённый дефицит: например, популярные в России Kia Rio и Hyundai Solaris используют моторы, собранные в Китае. Во-вторых, коронавирус блокирует всё больше регионов.

Производственные цепочки могут быть нарушены в других местах — не только в Китае. Россия, например, несмотря на все усилия по локализации автопрома, крайне зависима от поставок из-за рубежа, и в каждой модели содержится хотя бы некоторый процент импортируемых компонентов, будь то электронные блоки, форсунки или фары. А для остановки конвейера порой достаточно незначительных (с обывательской точки зрения) элементов: например, заводы в Южной Корее встали из-за проблем у китайского производителя электропроводки.

Возможный дефицит автомобилей многие эксперты видят фактор в пользу роста цен: если сейчас производителей сдерживает желание продать побольше, то к лету может сложиться ситуация, когда продавать будет особенно нечего.

Из-за падения курса рубля и пандемии коронавируса некоторые товары и услуги в России уже заметно подорожали. Эксперты не исключают возникновения реального дефицита. Подробности - у DW.


Кое-где гречку уже раскупили впрок

Более чем на одну пятую подешевел рубль по отношению к доллару и евро с начала 2020 года. Всего за две недели марта (со 2 по 16 число) доллар вырос более чем на 8 рублей, евро - почти на 10 рублей. Главной причиной стал обвал цен на нефть вследствие разрыва сделки России и ОПЕК. Падение национальной валюты в совокупности с закупками впрок товарами первой необходимости и остановкой китайского импорта из-за коронавируса вызвали рост цен в магазинах и аптеках.

DW выяснила, что уже дорожает и будет гарантированно дорожать в будущем, возможен ли дефицит и как себя обезопасить.

Жизненно важные лекарства

Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил на прошлой неделе, что инфляция в России по итогам года едва ли разгонится свыше 4%, однако признал, что в "зоне риска" есть ряд товаров, в частности, некоторые виды лекарств: "Тут нужны будут дополнительные меры, потому что ЖНВЛП-лекарства (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. - Ред.) не должны, естественно, дорожать ни при каких обстоятельствах".


Витрина в московской аптеке

Эксперты отмечают, что рост цен на фармацевтическую продукцию неизбежен, поскольку значительная доля препаратов либо импортируется, либо изготавливается из импортных субстанций. А значит, при падении курса рубля производители и продавцы будут увеличивать цены. Президент "Лиги защитников пациентов" Александр Саверский заявил DW, что препараты из списка ЖНВЛП, упомянутые Белоусовым, могут при этом вовсе исчезнуть из продажи - повышать цену на них производители не имеют права, но и работать себе в убыток не станут.

По данным DSM Group, доля импортных лекарств в аптеках по итогам 2019 года в натуральном выражении составила 39%. При этом более 80% российских препаратов производится из импортных субстанций. По информации Саверского, в прошлом году из России ушли сотни лекарств, в основном, из-за цены: "Сейчас проблема актуализировалась, потому что точно подорожает сырье, и фармкомпании просто не смогут оставаться в текущих ценах". По словам эксперта, правительство могло бы компенсировать разницу цен производителям, но такого механизма пока не существует. "К сожалению, это та ситуация, в которой, если у людей есть возможность покупать жизненно необходимые лекарства впрок, нужно это делать", - рекомендует он.

Закупки впрок гречки и соли

Что россияне уже не первую неделю впрок закупают, так это крупы, консервы и некоторые предметы бытовой химии и личной гигиены. Соцсети пестрят фотографиями пустых полок - в первую очередь раскупают гречку и рис. Интернет-магазины резко нарастили продажи и не всегда справляются с возросшим спросом, естественно, поднимая цены. Пресловутая гречка с осени подорожала в среднем на четверть, при том, что ее реального дефицита в России, по заверениям экспертов, нет.


В одном из московских магазинов

"Просто "умные" головы стали закупать ее и складывать на кухне на черный день. Производители, логистика и ритейл были готовы к нормальному объему покупок и не могут быстро среагировать на возросший спрос. Отсюда пустые полки и совершенно необоснованный рост цен", - заявил DW управляющий партнер консалтинговой компании Retail4you Сергей Лищук.

По его словам, следует отделять реальный дефицит от искусственного, созданного, как в случае с гречкой, лихорадочными закупками. Реального дефицита эксперт ждет в таких категориях продуктов, как поставлявшиеся из Китая замороженные грибы и овощи, консервы, некоторые виды лапши и восточных соусов, морепродукты. "Из Китая также шел приличный объем замороженной рыбы, этот вид товара также уйдет частично", - прогнозирует Лищук.

Товарный голод будет ощутим через два месяца

Ощутимым дефицит станет тогда, когда закончатся складские запасы и те товары, которые еще только транспортируются в европейскую часть России контейнеровозами. "Мы еще ждем товар, находящийся в пути. Через четыре-шесть недель к нам приплывут все контейнеры, что находятся в море, и они будут проданы. Далее (если сейчас не будут сделаны новые закупки в Китае. - Ред.) начнется товарный голод в категориях "Товары для дома", "Игрушки", "Одежда", "Обувь" и десятках других", - отмечает эксперт.


Китай в последние пару месяцев резко снизил экспорт

И поясняет, что сейчас в Китае заводы начнут работу, и поставки пойдут, но спрос в России какое-то время был не обеспечен производством и поставкой товаров: "Все производители и дистрибуторы работают на коротком складе без резервов - отсюда и некоторый дефицит. Но это не те товары, без которых мы не проживем. Покупку нового телефона реально отложить на 1 месяц".

При этом, по словам Лищука, поток непродовольственных товаров в Россию из Китая "колоссален" - от флешек и чехлов на телефон до самих телефонов. "В этой части, мне кажется, будут драматичные изменения. Пока не будут налажены новые каналы поставки, цены могут расти на десятки или даже сотни процентов", - предсказывает он.

Рост цен на перечисленные товары и бытовую технику уже начался. Пока он во многом спровоцирован паническим спросом. В частности, в Москве стали активно раскупаться холодильники. Если до падения курса рубля в продаже были модели стоимостью 15-20 тысяч рублей, то в последние дни модель дешевле 25 тысяч найти практически невозможно.

Автомобили подорожают в России минимум на 10%

Эксперты также считают неизбежным рост цен на автомобили. О пересмотре прайс-листа в большую сторону уже сообщили в компании Renault. Подорожание в среднем составит 1,14%. В компании сообщили, что, несмотря на высокую локализацию производства, она подвержена влиянию цен на сырье и продукцию некоторых субпоставщиков, номинированных в евро или долларах. Другие производители пока сообщили о том, что будут следить за курсом рубля.


Автосалон Lada в Москве

Директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков полагает, что, если курс удержится на уровне 72-73 рубля за доллар, то можно ожидать около 10% роста стоимости до конца года. "Рост случится не одномоментно. Обычно поначалу дилеры отменяют скидки и акции, потом уже производители начинают корректировать прайс-листы с рекомендованными розничными ценами", - рассказал он DW. Будут дорожать, по его словам, и запчасти, а значит, и обслуживание автомобиля.

Бензин в РФ дорожает всегда

Кстати, пользоваться авто станет дороже еще и потому, что неизбежно вырастет в цене топливо. "Российские потребители не получат никаких преимуществ из-за падения мировых цен на нефть и нефтепродукты", - уверен гендиректор "Аналитики товарных рынков" Михаил Турукалов. С ним соглашается и старший аналитик ИАЦ "Альпари" Анна Бодрова: "Цены на бензин в России растут вне зависимости от того, дешевеет нефть или дорожает".


На одной из АЗС в Санкт-Петербурге

По ее словам, "две трети стоимости литра - это акцизы, налоги, сборы, а они не становятся ниже. Средняя цена АИ-95 в этом году может закрепиться на уровне около 50 рублей за литр". Рост стоимости бензина, таким образом, может составить около 3 рублей за литр (16 марта в московском регионе средняя цена АИ-95 составила, по данным Московской топливной ассоциации, 47,12 рубля за литр).

Если прогнозы экспертов оправдаются, рост цен на бензин в годовом выражении составит около 6,5%. Темпы инфляции также, скорее всего, превысят ожидаемые чиновниками 4%. "Даже официальные цифры могут достичь 4,5-5%. Наблюдаемая и ожидаемая инфляция может составить 8-10%", - поделился своим прогнозом с DW аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев.

По его мнению, с высокой долей вероятности продолжат падать и реальные располагаемые денежные доходы граждан. А вот подстраховаться от потерь при помощи покупки дорожающей валюты, не получится, считает эксперт: курс сейчас слишком непредсказуем, высока волатильность. "Ловить мелкие колебания смысла нет. Суетиться не нужно, рынки не любят суеты", - заключил Коренев.


Пандемией коронавируса охвачено более 150 стран

Общее число заразившихся коронавирусом в мире к середине марта, по данным Университета Джонcа Хопкинса, превысило 170 000 человек, эпидемия охватила более 150 стран и территорий. Выздоровели более 77 000 человек, свыше 6500 скончались от последствий коронавирусной инфекции.


Европа пытается защититься от коронавируса

Власти стран ЕС усилили погранконтроль, опасаясь стремительного распространения коронавируса. Cловения и Австрия закрыли границу с Италией. В Чехии, Польше, Словении, Австрии, Греции отменены занятия во всех учебных заведениях. На фотографии - медицинский работник на границе Австрии с Италией измеряет температуру водителю автомобиля. Повышенная температура - повод для запрета на въезд в страну.


По всему миру отменяют мероприятия

Из-за распространения коронавируса SARS-CoV-2 по всему миру отменяют публичные мероприятия. В Ирландии отказались от всех парадов в День святого Патрика 17 марта (на фото), во Франции запретили мероприятия с числом участников свыше 1000 человек, в ФРГ отменены крупнейшая в мире туристическая ярмарка ITB в Берлине, Лейпцигская книжная ярмарка и Ремесленная ярмарка в Мюнхене.


Италия: Вся страна в карантине

Максимальное число заражений и смертей от коронавируса SARS-CoV-2 в Европе выявлено в Италии. К середине марта число инфицированных превысило 24 тысяч. 9 марта итальянские власти ввели карантин на всей территории страны. На данный момент все публичные мероприятия отменены, учебные учреждения и музеи закрыты. Улицы и площади итальянских городов опустели.


Германия: первые жертвы коронавируса

До 25 февраля в ФРГ было зарегистрировано 16 случаев заражения коронавирусом в Баварии. Затем число стало резко расти. К середине марта число инфицированных превысило 4500 человек. Более половины из них - в земле Северный Рейн - Вестфалия. 9 марта стало известно о двух первых смертях от коронавируса. С 16 марта ФРГ закрыла участки границы с Францией, Австрией, Швейцарией, Люксембургом и Данией.


Ажиотаж на дезинфицирующие средства

Из-за вспышки коронавируса в Германии вспыхнул ажиотаж на дезинфицирующие средства и жидкое мыло. В супермаркетах и магазинах бытовой химии пустуют полки, прежде забитые всевозможными флаконами и тюбиками с антисептиками. В некоторых магазинах висят объявления: администрация обещает покупателям как можно скорее восстановить наличие этих товаров в ассортименте.


Коронавирус добрался до России

Число инфицированных коронавирусом в России превысило 60 человек. В Москве введен режим повышенной готовности. Указом мэра Сергея Собянина граждане РФ, прибывшие в столицу из "неблагополучных стран", обязываются добровольно провести 14 дней на домашнем карантине. Собянин также заявил о строительстве новой больницы для заболевших коронавирусом в Троицком административном округе Москвы.


Израиль: 14-дневный карантин для всех въезжающих

В Израиле к середине марта коронавирус диагностирован более чем у 75 человек. В целях борьбы с распространением заболевания там введен 14-дневный карантин для всех въезжающих. Граждане других стран должны доказать, что у них есть место проживания и необходимые средства для соблюдения карантина - иначе им откажут во въезде. Карантин может затронуть 300 тыс. из 9-миллионного населения Израиля.


Иран: третье место по смертности от коронавируса - после Китая и Италии

Самым крупным очагом распространения коронавируса после Китая и Италии стал Иран: к середине марта там зарегистрировано более 148 тысяч заболевших и более 700 смертей. Не исключают, что в действительности цифры могут быть намного выше. Пытаясь предотвратить распространение вируса, иранские города обильно заливают дезинфицирующими средствами.


Китай: эпидемия коронавируса пошла на спад

Между тем в Китае, где в конце 2019 года началась вспышка SARS-CoV-2, число новых заражений снижается. Большинство больниц, построенных для инфицированных коронавирусом в Ухане, закрыты. На фотографии - медики одного из временных госпиталей в Ухане на церемонии его закрытия. Всего в Китае коронавирусной инфекцией заболели более 81 тыс. человек, умерли около 3100.


Кто наиболее подвержен коронавирусной инфекции?

Наиболее опасна коронавирусная инфекция для пожилых людей старше 80 лет и людей с хроническими сердечно-сосудистыми, респираторными заболеваниями, диабетом и гипертонией. Именно в этих группах максимальный риск летального исхода. Еще одна группа риска - медицинские работники. У большинства пациентов - около 80 процентов - болезнь проходит в легкой или относительно легкой форме.


Когда появится вакцина от коронавируса?

Число лабораторий, работающих над созданием вакцины против коронавируса SARS-CoV-2 по всему миру, невозможно сосчитать. Ученые уже создали несколько вариантов вакцины и тестируют их на животных. Но при самом благоприятном течении событий вакцина может появиться на рынке не ранее середины 2021 года.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции