Можно ли заразиться коронавирусом в поезде

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

По мере того, как коронавирус продолжает распространяться по миру, правительства ряда стран приняли меры по ограничению передвижения, да и сами люди стали избегать долгих поездок.

Но в самом ли деле так опасно пользоваться самолетами, поездами, отправляться в круизы и просто ездить на общественном транспорте?

Поезда и автобусы

Пока что нет прямых указаний на то, как распространяется новый коронавирус, однако похожие инфекции передаются воздушно-капельным путем, когда больные чихают или кашляют, или же вирус можно подцепить с зараженной поверхности.

Судя по всему, коронавирус не витает в воздухе, как обычный вирус гриппа, так что для заражения нужен более тесный контакт. В памятке британской системы здравоохранения тесный контакт определяется как дистанция менее чем в два метра от зараженного на протяжении не менее 15 минут.

Поэтому потенциальный риск заражения в поезде или автобусе зависит от того, насколько они заполнены пассажирами. А это зависит от времени поездки, маршрута и региона.

К примеру, проводившиеся ранее исследования указывают на то, что в лондонском метро, которое часто переполнено людьми, у вас заметно повышается шанс заразиться респираторным заболеванием.

Однако если вы едете не в час пик и вашем вагоне или автобусе мало пассажиров, риск, соответственно, тоже понижается. Значение имеет и тот факт, как хорошо проветривается салон, как хорошо его вымыли уборщики и как долго вы едете.

"Важно сводить к минимуму контакты с потенциально заразными пассажирами и поверхностями, - говорит доктор Лара Госе из Института глобального здравоохранения. - Так что старайтесь избегать поездок в час-пик".

В свою очередь, британские власти пока не советуют населению отказываться от общественного транспорта.

Дэвид Набарро, специальный советник по вопросам коронавируса при Всемирной организации здравоохранения, заявил Би-би-си, что вопрос о степени безопасности общественного транспорта еще недостаточно изучен, однако имеющиеся данные указывают, что "мимолетные контакты", подобные тем, что возникают между попутчиками в транспорте, не являются "самым важным источником передачи" вируса.

Самолеты

Распространено мнение, что в самолете легче подцепить заразу, потому что пассажиры дышат "затхлым" воздухом.

На самом же деле воздух в самолете может быть чище, чем в вашем офисе, и уж точно чище, чем в поезде или автобусе.

И хотя в самолете плотность пассажиров как правило выше, воздух там обновляется чаще.

По оценке профессора Университета Пердью Цинъянь Чэня, изучавшего качество воздуха в различных транспортных средствах, воздух в самолете полностью меняется каждые две-три минуты, в то время как в зданиях с кондиционером это происходит каждые 10-12 минут.

Это происходит потому, что в самолетах стоят так называемые пылевые воздушные фильтры высокой эффективности (Hepa). Они способны улавливать куда более мелкие частицы, чем обычные фильтры, которыми оснащены системы кондиционирования воздуха, в том числе и вирусы.

Эти фильтры затягивают забортный воздух и смешивают его с воздухом салона самолета, так что в любой момент времени воздух в салоне наполовину свежий. В то же время обычные системы кондиционирования в интересах экономии лишь рециркулируют старый воздух.

Помимо вдыхания микрокапель с вирусом, попавших в воздух при чихании и кашле, заразиться коронавирусом можно в результате прикосновения к инфицированной поверхности, будь то человеческая рука или дверная ручка.

Еще в 2018 году Вики Герцберг из Университета Эмори в Атланте взяла образцы с поверхностей в салонах самолетов, совершающих межконтинентальные рейсы, и выяснила, что "они выглядят так, словно были взяты в вашей гостиной". Иными словами, разницы между самолетами и иными видами транспорта или сооружениями практически нет.

Впрочем, в случае с рисками, которые представляет транспорт, не стоит обобщать, поскольку существует множество факторов, эти риски понижающих или повышающих.

К примеру, пассажиры дальних рейсов могут больше передвигаться по салону самолета, и если они больны, риск заражения заметно увеличивается.

В памятке ВОЗ говорится, что самыми опасными являются два ряда сидений впереди, сзади и сбоку от зараженного пассажира.

При этом во время эпидемии тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) в 2003 году 45% заразившихся в одном из самолетов, где летел инфицированный пассажир, сидели за пределами этой опасной зоны.

Здесь, как и в других случаях, применим стандартный совет: чаще мойте руки, дезинфицируйте поверхности и чихайте и кашляйте в одноразовый платочек.

Самым опасным аспектом путешествий по воздуху остается то, что самолет может быстро доставить потенциально заразных людей в любую точку мира.

Круизные лайнеры

Круизные теплоходы попали в центр внимания после того, как в феврале в Японии были посажены в карантин все пассажиры лайнера "Даймонд принцесс".

Другой лайнер, "Гранд принцесс", был задержан у берегов Калифорнии, и десятки из 3500 пассажиров были проверены на наличие вируса.

На таких кораблях, в отличие от самолетов, множество людей контактируют в течение долгого времени в весьма ограниченном пространстве.

И, по словам профессора Чэня, "на круизных теплоходах практикуется смешивание находящегося внутри и забортного воздуха в системах кондиционирования в интересах экономии энергии.

"Но проблема заключается в том, что такие системы не способны отфильтровывать частицы размером менее 5 тыс. нанометров, - поясняет ученый, - а во время вспышки SARS в 2003 году вирусы не превышали в диаметре 120 нанометров и могли свободно путешествовать по всему судну через систему кондиционирования воздуха".

По мнению профессора Чэня, на круизных лайнерах можно было бы снизить риски заражения, если бы использовали забортный воздух, а не экономили с помощью его рециркуляции.

Опаснее всего пригородные поезда и переполненные автобусы

Коронавирус медленно, но верно проникает на территорию России. Правительство вводит ограничительные меры, однако общественный транспорт до сих пор работает без изменений. Daily Storm совместно с доцентом кафедры теории вероятностей и прикладной математики МТУСИ Еленой Скородумовой выяснил, где вероятность заразиться коронавирусом выше всего. Мы вычислили среднюю вероятность оказаться в зоне поражения, рассмотрев шесть типов московского транспорта.

Мэр Москвы Сергей Собянин 16 марта сообщил в своем блоге о введении в городе дополнительных ограничений. В том числе запрета на проведение любых досуговых мероприятий с числом участников более 50 человек единовременно в зданиях, строениях и сооружениях. В новых поправках к указу мэра Москвы также говорится о временной отмене продажи билетов водителями в салонах транспортных средств. Эта мера должна снизить риски заражения людей, управляющих общественным транспортом. Стоит отметить, что общественный транспорт является одним из самых опасных мест с точки зрения возможности инфицирования коронавирусом. На данный момент в Москве не введено никаких ограничений на допустимое число пассажиров в транспортных средствах.




В начале марта китайские эпидемиологи опубликовали исследование о коронавирусе, основанное на локальном случае вспышки заболевания 22 января в провинции Хунань. Согласно результатам исследования, вирус может перемещаться на расстояние до 4,5 метра. Эпидемиологи проанализировали случай распространения коронавируса в автобусе, в котором ехал инфицированный пассажир. В полностью закрытом салоне он сел во втором ряду сзади.

На момент поездки пассажир уже чувствовал у себя симптомы болезни, но это происходило до официального объявления национальной эпидемии. Инфицированный китаец не носил маску, ровно как и большинство других пассажиров. В итоге он заразил семерых людей в разных частях салона, в том числе пару, сидевшую в шести рядах от него (4,5 метра). Инфицированный пассажир на протяжении всей поездки не вставал с кресла и никак не взаимодействовал с другими людьми.

После того как разносчик болезни вышел из автобуса, он пересел в микроавтобус. В итоге он заразил еще двух пассажиров этого транспортного средства. Один из пострадавших также сидел на расстоянии 4,5 метра от инфицированного китайца.

Основываясь на китайском исследовании, мы проверили различные виды общественного транспорта Москвы и области на предмет опасности заражения коронавирусом — выяснили, где переносчик вируса способен причинить максимальный ущерб окружающим.

Для этого консультант Daily Storm, доцент кафедры теории вероятностей и прикладной математики МТУСИ Елена Скородумова построила математическую модель.

Мы использовали эту модель на шести видах общественного транспорта — маршрутке, автобусе, трамвае, электричке, МЦК и метро. И рассматривали два периода: час пик, когда заполнены и сидячие, и стоячие места, и период затишья — когда народу меньше и стоящих пассажиров нет.

С помощью выстроенной модели Елена Скородумова подсчитала, в каком виде транспорта наибольшее количество людей с наибольшей долей вероятности окажется в зоне поражения — в радиусе 4,5 метра от зараженного.

Маршрутка в случае наличия в ней зараженного пассажира превращается в зону заражения полностью. Все пассажиры с вероятностью 1 (максимальной) находятся в опасности. Если вирус будет распространяться с той же эффективностью, что и в китайском автобусе, то около четверти пассажиров в зоне поражения станут носителями COVID-19.

Автобусы по схеме распространения вируса очень похожи на маршрутки. Пассажиров в них передвигается относительно немного, но почти все они попадают в зону риска. Вероятность оказаться на опасном расстоянии от носителя — 69,75%. Вероятность того, что хотя бы один человек окажется в опасной зоне, почти максимальна. В час затишья в автобусе находятся 44 человека. В среднем число людей, которые могут находиться в опасной зоне, — 31, при этом с вероятностью, близкой к единице, можно утверждать, что в опасной зоне окажутся не менее 25 человек. В час пик количество людей — 88. Среднее число пассажиров в зоне заражения — 62. Как и в маршрутке, реальные шансы заразиться есть у каждого четвертого человека, оставшегося в этой зоне. Эта вероятность точно так же работает и с другими видами транспорта, поэтому постоянно напоминать вам о ней не будем.

Трамвай — один из самых безопасных видов транспорта из-за не слишком плотной компоновки: места много, а людей мало. Тем не менее вероятность, что хотя бы один человек окажется в зоне заражения и в случае относительно свободного трамвая, и в случае забитого, — около 1 с высокой степенью точности. В час затишья, когда в салоне находятся 56 человек, среднее их количество в зоне заражения — 18. В час пик с 155 пассажирами в трамвае 49 из них могут оказаться инфицированными одним переносчиком.

Электричка — один из самых опасных с точки зрения карантина видов транспорта: рядом с носителем вируса в вагоне пригородного поезда окажется много потенциальных жертв в любое время суток. В час затишья в электричке 116 человек, в час пик — 260. Среднее число пассажиров, находящихся в зоне заражения в электричке в относительно разгруженные часы, — 42, в забитой — 95.

Справка

Алгоритм вычисления среднего числа пассажиров, находящихся в опасной зоне. Рассмотрим на примере автобуса ЛИАЗ.

Сначала рассмотрим час затишья. В автобусе 44 человека. Вероятность, что хотя бы один человек окажется в зоне, рассчитаем по интегральной формуле Муавра-Лапласа. Получим 1 с точностью до 10 в степени (-23). Далее начинаем наращивать количество людей и рассчитываем вероятности (далее таблица, в которой первый столбец - больше какого числа людей, второй - вероятность):

Наиболее вероятное число людей в зоне очага - 31.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Подготовка Группы PKP к мероприятиям по защите от коронавируса

Компании Группы PKP (Польской государственной железной дороги) тесно сотрудничают между собой в целях предупреждения заражения коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 и её распространения. На железной дороге действуют специальные инструкции для сотрудников, в частности, для персонала, вступающего в непосредственный контакт с пассажирами на вокзалах и в поездах. Также распространяется информация о необходимости соблюдения пассажирами правил гигиены.

В компаниях Группы PKP, ответственных за движение поездов, поддержание в рабочем состоянии железнодорожной инфраструктуры и станций, а также за обслуживание пассажирских сообщений, действуют внутренние инструкции по поведению в случае возникновения угрозы и в чрезвычайных ситуациях. Эти инструкции определяют действия в ситуации эпидемиологической опасности. Дополнительно также были разработаны специальные инструкции относительно случаев подозрения на заражение вирусом COVID-19 (пневмония, вызванная новым коронавирусом SARS-CoV-2). В них изложены правила поведения, в частности, диспетчеров, кондукторских бригад, билетных кассиров, сотрудников Центра обслуживания клиентов, охраны вокзалов, а также служб уборки и технического обслуживания, чётко определены механизмы и пути информирования в случае обнаружения в поездах и железнодорожных объектах лиц с подозрением на заражение вирусом. Все проводимые мероприятия соответствуют рекомендациям Главной санитарной инспекции по действиям в ситуации подозрения на заражение коронавирусной инфекций.

Руководству вокзалов поручено выделить на территории вокзалов места, в которых могли бы находиться пассажиры с подозрением на короновирусную инфекцию до прибытия медицинских служб. В настоящее время такие помещения созданы примерно на 40 вокзалах страны. В ближайшее время на вокзалах появятся дозаторы с дезинфицирующей жидкостью.

На вокзалах и остановках, находящихся в приграничных зонах, а также на отдельных вокзалах по всей стране, были размещены плакаты и информационные листовки Государственной санитарной инспекции о правилах поведения при выявлении признаков заболевания. Аналогичная информация размещена в международных поездах, электричках, прибывающих в аэропорт. Плакаты, подготовленные санитарными службами, размещены также на остановках PKP SKM (Скоростной городской железной дороги) в агломерации Гданьск – Сопот - Гдыня, а в части составов СКМ на экранах мониторов постоянно транслируется информационный ролик Минздрава. Аптечки, находящиеся в поездах и на вокзалах, будут постоянно пополняться защитными масками.

В случае обнаружения у пассажиров и других лиц, находящихся на вокзалах, признаков вируса или в случае обращений пассажиров, информирующих о плохом самочувствии, сотрудники Службы безопасности уведомят соответствующие службы и разместят пассажиров в местах ожидания на прибытие скорой помощи. В случае, если персонал поезда заметит в поезде пассажира с подозрением на коронавирусную инфекцию или пассажир сам обратиться к кондуктору с таким подозрением, инструкции, полученные сотрудниками PKP определяют, в частности, режим оповещения спасательных служб и места остановки поезда для обеспечения доступа спасательных служб к пассажиру таким образом, чтобы максимально ограничить риск контакта пассажира с подозрением на заражение вирусом с другими лицами, находящимися в поезде и на станции.

Информация об опасностях, связанных с коронавирусом и профилактике инфекций была передана всем сотрудникам компаний, входящих в группу PKP.

За безопасностью пассажиров круглосуточно следят сотрудники Центра поддержки клиентов и Центра безопасности железнодорожных вокзалов.

Учитывая существующую опасность распространения коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 и, прежде всего, благополучие и безопасность пассажиров, с 10 марта текущего года во всех поездах международного сообщения, прибывающих в Польшу, пассажиры обязаны заполнять Карту Пассажира (в форме анкеты на польском и английском языках), в которой должны указать свои контактные данные и адрес проживания/пребывания на территории Польши. Карты Пассажира раздают сотрудники PKP Intercity, они же и собирают заполненные пассажирами Карты. О необходимости заполнения анкеты пассажиры информируются по громкоговорящей связи, которой оснащены все поезда. Бланки анкеты также можно получить в билетных кассах, осуществляющих продажу билетов на поезда международного сообщения. Кроме того, возле билетных касс, расположенных на пограничных станциях, размещены официальные сообщения Главного Санитарного Инспектора. С Картой Пассажира можно ознакомиться и её скачать с сайта intercity.pl

В международных поездах, въезжающих на территорию Польши, сотрудники Службы Безопасности Железной Дороги проводят проверку температуры тела пассажиров. Процедура осуществляется при сотрудничестве с перевозчиками и управляющим железнодорожной инфраструктурой. Мониторинг температуры тела пассажиров не нарушает в настоящее время графика движения поездов. Введенные действия осуществляются с целью предотвращения распространения коронавируса.

Перед поездкой по железной дороге рекомендуем ознакомиться с информацией, подготовленной Главной санитарной инспекцией, Министерством здравоохранения и Национальным фондом здравоохранения. Более подробную информацию о симптомах коронавируса и о том, как правильно соблюдать гигиену, чтобы избежать заражения инфекцией, можно найти на сайтах:

Железнодорожники перекрывают пути проникновения инфекции в страну

Проверки на дорогах

Для предотвращения распространения инфекции с 5 марта РЖД отменяют курсирование поезда Москва – Ницца с прицепными вагонами Москва – Брест. Пассажиры могут вернуть деньги за билеты по месту покупки без сборов и дополнительной платы.

Такие случаи на сети уже были. Три недели назад, например, в Иркутске с подозрением на коронавирус с поезда Пекин – Москва сняли гражданина Китая. Его отвезли в инфекционную больницу, где заражение не подтвердилось. Ложной оказалась и тревога с гражданкой Китая, ехавшей в поезде № 6 формирования Украинской железной дороги сообщением Киев – Москва. В ночь на 21 февраля состав остановился на станции Суземка МЖД в Брянской области для прохождения таможенно-пограничного контроля. К пограничным и таможенным процедурам с недавних пор добавился медицинский контроль: сотрудники таможни и регионального управления Роспотребнадзора на транспорте проверяют всех пассажиров с помощью бесконтактного термометра. Прибор показал, что температура тела китаянки – 38 градусов. Вагон № 11, в котором она ехала, отцепили от поезда и направили в санитарный тупик. Поезд продолжил путь в Москву, куда прибыл с опозданием. На перроне Киевского вокзала его встречали медики. Осмотр пассажиров показал, что все они здоровы. А гражданку КНР и других пассажиров отцепленного вагона, которые контактировали с ней, доставили в Брянскую областную больницу. Проведённые в лечебном учреждении анализы и исследования показали, что ни у неё, ни у её попутчиков коронавируса нет, и уже на следующий день они отправились в Москву.

На Восточно-Сибирской дороге повышенное внимание сейчас уделяется пассажирам, прибывающим из Монголии на поезде Улан-Батор – Москва. В пункте пропуска через государственную границу на станции Наушки сотрудники пропускного контрольного пункта с участием железнодорожных медиков проводят усиленный двойной контроль пассажиров с использованием стационарного и переносного тепловизионного оборудования.

– Правильно, что здоровью уделяется так много внимания. Болезнь новая, изучена плохо. Лучше перестраховаться, надеть лишний раз маску, чем подцепить непонятную заразу, – убеждена Ольга Фролова из Саратова.

– Коронавирус, может, и опасен, но я его не слишком боюсь. У нас в стране, насколько я знаю, выявленных случаев заболевания мало. Впрочем, это не значит, что меры профилактики не нужны. К тому же есть риск подцепить грипп или обычную простуду, – считает её земляк Семён Филимонов.

Москва, Казанский вокзал, утро 2 марта. Сотрудники службы безопасности, дежурящие у входной группы с рамками металлоискателей, встречают поток входящих и выходящих с открытыми лицами. На площади перед перронами, как обычно, толпа. Медицинская маска закрывает лицо единственного человека, одетого в чёрную куртку с капюшоном на голове. Знакомимся. Зовут Сергей, встречает сестру из Чебоксар. Говорит, что да, защищается маской от коронавируса, а ещё использует специальную мазь для носа. Возмущается, что москвичи и гости столицы не боятся опасного вируса, и обещает провести разъяснительную беседу с сестрой, которая тоже едет без маски.

Рядом ждут прибывающий поезд трое работников Центра содействия мобильности пассажиров с инвалидным креслом. Про коронавирус они знают, но маски надевать не стали.
– Люди будут думать, что мы больные, и станут шарахаться, – объясняет один из них.
– Да и не спасает это, – философски добавляет другой.

Громкоговоритель объявляет о прибытии на первый путь поезда из Бишкека (Киргизия), который идёт в Россию через Казахстан. Двое работников скорой медицинской помощи катят по перрону носилки на колёсах для лежачих больных. Оба тоже без масок.
– Кого встречаете, не больного с подозрением на коронавирус? – спрашиваю медиков.
– Если бы было такое подозрение, всё пространство вокруг было бы очищено от людей, а поезд встречали бы эпидемиологи в специальных защитных костюмах, – успокаивает один из них.
– А почему сами без масок?
– Пока нет необходимости, – говорит второй.

Льёт дождь, выходящие из поезда пассажиры по-быстрому обнимаются со встречающими и стараются поскорее укрыться под крышей вокзала.
– Проверяли ли температуру при пересечении границ? – спрашиваю на ходу пассажира из Киргизии.
– Не было, – коротко отвечает он.

Перрон опустел минуты за три. Оставшаяся стоять возле вагона проводница подтверждает, что температуру пассажирам в пути в самом деле не мерили, но на каждой границе в вагон заходили представители медицинских властей и интересовались, нет ли граждан с выраженными симптомами заболевания вроде гриппа или ОРВИ.
– У нас таких не было, – уверяет проводница.
– А почему все проводники поезда без масок?
– В Бишкеке выдали по 10 масок на каждого, – отвечает она. – Их можно использовать не больше трёх часов, и на четыре дня пути до Москвы такого количества явно мало.

По свидетельству пассажиров, аэропорт Хельсинки и железнодорожный вокзал финской столицы работают в обычном режиме, в медицинских масках никто не ходит.

На работу в Китай

Близость коронавирусной инфекции внесла коррективы и в работу забайкальских железнодорожников. Локомотивные бригады выводного грузового движения эксплуатационного локомотивного депо Борзя Забайкальской дирекции тяги водят грузовые поезда через российско-китайскую границу на станцию Маньчжурия. Трудиться им приходится в одноразовых защитных масках – в конце января предприятие закупило 700 штук, в феврале – ещё 400.
– Маски выдаются по несколько штук на всю смену всем машинистам и помощникам, которые выезжают с поездами за границу, – говорит заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Алексей Ломоносов.

В Маньчжурии вагоны из России отцепляют от локомотива, при этом бригада не покидает кабину машины. Затем локомотив перемещается под состав из порожних вагонов или с контейнерами, и поезд через парк досмотра возвращается в Россию.
– После поездки все бригады обязательно проходят послерейсовый медицинский осмотр: им измеряют температуру, берут мазки из носа, – добавляет Алексей Ломоносов. По его словам, все отправляющиеся в рейс за границу локомотивщики получили инструкции и памятки о мерах профилактики ОРВИ. – Никаких страхов, опасений перед поездками у людей нет, ведь с гражданами Китая напрямую они не общаются.

Выезжать за границу, правда не в Китай, а в Монголию, приходится и работникам оборотного локомотивного депо Наушки Восточно-Сибирской дирекции тяги. – Наши локомотивные бригады сейчас обслуживают только плечо Наушки – Сухэ-Батор. Все они прошли инструктаж, в поездку отправляются только в защитных масках, по возвращении проходят медицинский контроль, – сообщил начальник депо Константин Бикурин.

За анализом на скорой

В Воронеже тоже ни одна клиника не делает анализа на коронавирус 2019-nCoV. Как пояснила врач-эпидемиолог Центра гигиены и эпидемиологии Воронежской области Наталья Миляева, такое исследование делается только при наличии симптомов и эпиданамнеза, то есть при условии, что человек побывал в одной из стран, где зафиксирована вспышка новой инфекции. В этом случае человек будет изолирован до получения результатов анализа. Но идти в поликлинику врач не советует: лучше вызывать скорую, которая и отвезёт в больницу.

Микробиолог из Пермского национального исследовательского политехнического университета Александр Максимов рассказал о распространении опасного вида коронавируса, возникшего в декабре 2019 года в китайском городе Ухань, а также дал советы, как избежать заражения.



По его словам, новый коронавирус 2019-nCoV не является чем-то исключительным. Коронавирусы - это большое семейство вирусов (известно 39 видов), которые не имеют ДНК, их геном содержится в макромолекулах РНК. Данный тип вирусов способен инфицировать ряд животных, а также человека. Главным образом они вызывают респираторные заболевания - от легких форм ОРВИ до атипичной пневмонии. Анализ патогена показал высокую степень сходства нового заболевания с вирусом SARS, вспышка которого произошла в 2002 году и унесла жизни 774 человек.

Как отмечает Максимов, подобные штаммы периодически появляются в последнее время, что является естественным следствием увеличения населения планеты, перенаселения тропических зон, а также увеличивающихся миграционных потоков. Источниками распространения часто становятся Китай, а также другие страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. По мнению ученого, появление нового штамма не является чем-то неожиданным и исключительным.

Однако недооценивать новый вид вируса не стоит, так как подобные патогены вызывают болезни с достаточно высоким уровнем летального исхода. Чтобы снизить вероятность заражения, эксперт советует соблюдать ряд правил.

Поскольку коронавирусы передаются преимущественно воздушно-капельным путем, не стоит без необходимости долго оставаться в местах скопления людей, а также нужно применять средства индивидуальной защиты. Также желательно сократить общение с выходцами из Китая и туристами, которые только что вернулись из стран данного региона. Максимов отметил, что вирус может передаться и через продукты, а потому стоит с осторожностью отнестись к товарам из Китая. Он подчеркнул, что вирус хорошо сохраняется на поверхности свежих или замороженных продуктов. При этом, как ранее сообщала "РГ", вероятность заразиться новым видом вируса через бытовые предметы и посылки из Китая - низкая. Как отметили эксперты, у вируса низкая стойкость. На данный момент известно лишь о респираторном способе передачи.

Напомним, в декабре прошлого года в китайском городе Ухань зафиксировали случаи заболеваний пневмонии нового типа. Были госпитализированы 27 человек, однако через несколько недель количество зараженных в Китае превысило 600 человек, 17 из которых скончались. На данный момент известно о единичных случаях заражения в Таиланде, Японии, Вьетнаме, США и Сингапуре.



В России подобных случаев не выявлено. В ряде городов с подозрением на коронавирус были госпитализированы несколько человек, однако диагностика показала, что опасная инфекция у них отсутствует. Тем не менее, международные аэропорты ввели усиленный санитарно-карантинный режим. Кроме того, Россельхознадзор ввел тотальный досмотр ручной клади и багажа граждан, прибывающих из Китая и стран Юго-Восточной Азии. На приграничных территориях Дальнего Востока организованы санитарно-карантинные мероприятия на всех автомобильных, железнодорожных, морских и воздушных пунктах пропуска.

Как отметил экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, скорость распространения для инфекции, которая передается воздушно-капельным путем, в среде с большой скученностью населения китайских городов остается довольно медленной, что не может не обнадеживать. По предварительным данным, смертность также сравнительно невысока. Кроме того, у всех погибших заражение наложилось на серьезные хронические заболевания. Это говорит о том, что в группе риска находятся люди старше 65 лет.


ПЕКИН, 17 марта. /ТАСС/. На выборке из чуть более 2 тыс. пациентов китайские ученые выяснили, что у людей со II группой крови больше шансов заполучить коронавирусную инфекцию по сравнению с обладателями других групп. А у обладателей I группы крови вероятность заразиться меньше остальных. Свое исследование специалисты опубликовали в электронной научной библиотеке medRxiv.

"Мы впервые раскрыли связь между группой крови и риском заражения коронавирусом SARS-CoV-2. В частности, вторая группа крови (А) повышает риск заражения вирусом, тогда как носители первой группы (О) страдают от него реже. Если наши данные подтвердятся, то эти особенности вируса следует учитывать в медицинской практике", – пишут исследователи.

Медики и биологи из Уханьского университета (Китай) и их коллеги из Южного научно-технологического университета в Шэньчжэне (Китай) заинтересовались тем, существуют ли другие факторы риска, помимо возраста, повреждений легких, хронических болезней и подорванного иммунитета.

Они обратили внимание на то, что многие вирусы, в том числе гепатит В, вирус Норфолк и ряд других патогенов значительно чаще атакуют носителей четвертой группы крови (АВ), чем остальных людей. А возбудитель атипичной пневмонии, SARS, реже проникал в организм носителей первой группы крови (О).

Руководствуясь этой идеей, исследователи выяснили пропорцию, с которой разные группы крови распределены среди обычных жителей Уханя. Оказалось, что в контрольной группе из почти 4 тыс. человек у трети была I группа, у другой трети — II, у четвертой части исследованных – III и у оставшихся 9,1% – IV.

Кровь и вирус

Во второй части исследования ученые исследовали ту же пропорцию для 1,7 тыс. зараженных коронавирусной инфекцией COVID-19 в крупной уханьской больнице, из которых 200 уже умерли. Оказалось, что пациентов со II группой в процентном отношении оказалось больше, чем среди здоровых людей – 37,8% против 32,2%. При этом среди обладателей I группы картина была обратная – их было меньше, 25,8% среди заболевших и 33,8% среди здоровых.

Таким образом, доля людей с первой группой крови среди пациентов значительно меньше, а со второй – больше. Для III и IV групп проценты остались сопоставимы.

Чтобы проверить эти соотношения, ученые также исследовали информацию о 398 пациентах из двух других больниц – в Ухане и Шэньчжэне. Гипотеза подтвердилась: люди со II группой крови встречаются среди инфицированных коронавирусом чаще пациентов с другими типами крови.

Что именно делает носителей второй группы крови предрасположенными к атакам вируса, медики пока не могут сказать. Как надеются исследователи, последующий анализ данных, собранных во время пика эпидемии в Ухане и других городах Китая, поможет им найти ответ на этот вопрос.

О новом коронавирусе

Сейчас в мире зарегистрировано более 182 тыс. случаев заражения новым коронавирусом, около 7,1 тыс. инфицированных умерли, выздоровели свыше 79 тыс. человек. За пределами КНР заболевание было выявлено в 155 странах, включая Россию.

Вспышку заболевания COVID-19, которое вызывает новый коронавирус, зафиксировали в конце декабря прошлого года в китайском городе Ухань. В начале марта Всемирная организация здравоохранения признала, что эта болезнь распространилось по всему миру, назвав ситуацию с COVID-19 пандемией.

Коронавирус нового типа относится к той же группе вирусов, что и SARS и MERS – возбудители атипичной пневмонии и ближневосточной лихорадки. За последние десять лет и тот, и другой вирус унесли жизни нескольких сотен людей на Ближнем Востоке и Восточной Азии, а также неоднократно вызывали эпидемии, распространяясь через верблюдов и домашнюю птицу. Изначальным переносчиком вируса SARS-CoV-2, как предполагают ученые, выступали летучие мыши, также появлялись свидетельства о том, что в этом могут быть "виновны" панголины или змеи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции