Можно ли целовать иконы при коронавирусе

Вслед за мощам Иоанна Крестителя в Петербург прибыла икона "Спас нерукотворный". Несмотря на вспышку коронавируса, прихожане петербургских храмов уже третью неделю прикладываются к мощам.


Икона "Спас Нерукотворный"

Икона "Спас Нерукотворный" с частицами мощей апостолов Петра и Андрея Первозванного прибыла в Троицкий собор Петербурга в понедельник, 23 марта. Это уже вторая особо почитаемая среди православных верующих святыня, прибывшая в город за последнее время. На прошлой неделе петербургская епархия отчиталась, что к привезенным в Казанский собор мощам Иоанна Крестителя приложились 70 тысяч человек. "Спас Нерукотворный" не вызывает такого ажиотажа среди простых прихожан, зато военные ходят к нему организованными группами.

РПЦ после скандала составила инструкцию


Очередь к мощам Иоанна Крестителя в Казанском соборе

Фотографии из Казанского собора на прошлой неделе шокировали тех, кто не погружен в церковные обряды. В то время как городские и федеральные власти призывали людей оставаться дома, чтобы не распространять коронавирус, тысячи людей в плотной очереди ждали момента, чтобы приложиться к мощам Иоанна Крестителя, привезенным из Иерусалима.

Многие пользователи интернета и даже православные священники (например, протодиакон Андрей Кураев) упрекали Русскую православную церковь в содействии распространению COVID-19. Пока мощи святого находились в Казанском соборе, представители РПЦ не давали официального ответа на претензии. Только за день до того, как святыня покинула храм, 17 марта, Церковь опубликовала "Инструкцию настоятелям в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции".

Среди прочего священнослужителям рекомендовали воздержаться от "преподания руки для целования", использовать перчатки при раздаче просфор и регулярно дезинфицировать храмовую мебель. В большинстве случаев рекомендуется избегать лобзания (целования) используемых в обрядах предметов. Впрочем, в инструкции упоминаются без уточнения и "иные случаи", когда икону после каждого лобзания следует обрабатывать дезинфицирующим средством.

Иконе приписывают спасение от чумы

Не прошло и недели, в Петербург прибыла новая святыня - как принято считать, главная икона Вооруженных сил России "Спас Нерукотворный" с частицами мощей апостолов Петра и Андрея Первозванного. Ее турне по России началось с аннексированного Севастополя и должно закончиться в так называемом "главном храме Вооруженных сил России" в парке "Патриот" под Москвой. Собор планируют открыть к 75-летию Победы.

Хотя путешествие иконы по стране было запланировано еще в прошлом году, можно увидеть символизм в том, что эта святыня отправилась по России именно в разгар пандемии COVID-19. На многих православных ресурсах "Спас Нерукотворный" упоминается в историях об эпидемии чумы в России в 1654-1655 году. Якобы благодаря поклонению именно этой иконе жители города Хлынов (ныне Киров) оказались спасены от свирепствовавшей, как тогда говорили, моровой язвы. При этом, ярославские СМИ пишут, что это их город "Спас нерукотворный" уберег от моровой язвы в 1612 году.

Число присутствующих превышало карантинную норму

В Петербурге "Спас Нерукотворный" выставляется по очереди в трех "военных" храмах. В Троицкий собор он прибыл из Морского Никольского собора в Кронштадте, а 27 марта отправится в Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления. Таким образом удалось избежать одновременного присутствия на церемонии привнесения иконы огромного числа военнослужащих.

Тем не менее карантинный запрет губернатора Петербурга на собрания более 50 человек в одном месте 23 марта в Троицком соборе явно был нарушен. Корреспондент DW насчитал на церемонии не менее 60 военных и курсантов. Кроме них в храме присутствовали служители церкви и несколько журналистов. На фотографиях с церемонии в Кронштадте видно, что число присутствующих и вовсе превышало карантинный потолок не менее чем в три раза.

До начала церемонии опытный военнослужащий рассказал молодым курсантам, что в храм скоро привнесут исключительно важную для Вооруженных сил России икону и что в мае ее разместят в главном храме ВС РФ в Подмосковье. После короткого экскурса военные выстроились вдоль ковровой дорожки, а настоятель собора протоиерей Геннадий Бартов начал службу. "Ваше превосходительство, господа генералы, офицеры, - обратился он к публике. - Сегодня исторический момент для нашего города, когда из Кронштадта в Санкт-Петербург внесена эта воинская святыня".

"Мирамистин" против вируса


По окончании службы каждый военный подходил к иконе и либо целовал ее, либо прислонялся к ней лбом. Некоторые целовали и икону, и ковчежец с мощами. Служитель храма после каждого "лобзания" протирал поверхность тряпочкой. Другая служительница объяснила корреспонденту DW, что таково было распоряжение "из Москвы" и показала бутылочку "Мирамистина" в руке. Она стала выполнять работу своего коллеги, когда очередь военных прошла и к иконе стали прикладываться простые прихожане.

На некоторых показательная санитария оказала влияние. "Не собиралась "прикладываться", - поделилась с DW женщина средних лет, - но увидела, что дезинфицируют, и решилась. От иконы ничего страшного не будет".


Пандемией коронавируса охвачено более 150 стран

Общее число заразившихся коронавирусом в мире к середине марта, по данным Университета Джонcа Хопкинса, превысило 170 000 человек, эпидемия охватила более 150 стран и территорий. Выздоровели более 77 000 человек, свыше 6500 скончались от последствий коронавирусной инфекции.


Европа пытается защититься от коронавируса

Власти стран ЕС усилили погранконтроль, опасаясь стремительного распространения коронавируса. Cловения и Австрия закрыли границу с Италией. В Чехии, Польше, Словении, Австрии, Греции отменены занятия во всех учебных заведениях. На фотографии - медицинский работник на границе Австрии с Италией измеряет температуру водителю автомобиля. Повышенная температура - повод для запрета на въезд в страну.


По всему миру отменяют мероприятия

Из-за распространения коронавируса SARS-CoV-2 по всему миру отменяют публичные мероприятия. В Ирландии отказались от всех парадов в День святого Патрика 17 марта (на фото), во Франции запретили мероприятия с числом участников свыше 1000 человек, в ФРГ отменены крупнейшая в мире туристическая ярмарка ITB в Берлине, Лейпцигская книжная ярмарка и Ремесленная ярмарка в Мюнхене.


Италия: Вся страна в карантине

Максимальное число заражений и смертей от коронавируса SARS-CoV-2 в Европе выявлено в Италии. К середине марта число инфицированных превысило 24 тысяч. 9 марта итальянские власти ввели карантин на всей территории страны. На данный момент все публичные мероприятия отменены, учебные учреждения и музеи закрыты. Улицы и площади итальянских городов опустели.


Германия: первые жертвы коронавируса

До 25 февраля в ФРГ было зарегистрировано 16 случаев заражения коронавирусом в Баварии. Затем число стало резко расти. К середине марта число инфицированных превысило 4500 человек. Более половины из них - в земле Северный Рейн - Вестфалия. 9 марта стало известно о двух первых смертях от коронавируса. С 16 марта ФРГ закрыла участки границы с Францией, Австрией, Швейцарией, Люксембургом и Данией.


Ажиотаж на дезинфицирующие средства

Из-за вспышки коронавируса в Германии вспыхнул ажиотаж на дезинфицирующие средства и жидкое мыло. В супермаркетах и магазинах бытовой химии пустуют полки, прежде забитые всевозможными флаконами и тюбиками с антисептиками. В некоторых магазинах висят объявления: администрация обещает покупателям как можно скорее восстановить наличие этих товаров в ассортименте.


Коронавирус добрался до России

Число инфицированных коронавирусом в России превысило 60 человек. В Москве введен режим повышенной готовности. Указом мэра Сергея Собянина граждане РФ, прибывшие в столицу из "неблагополучных стран", обязываются добровольно провести 14 дней на домашнем карантине. Собянин также заявил о строительстве новой больницы для заболевших коронавирусом в Троицком административном округе Москвы.


Израиль: 14-дневный карантин для всех въезжающих

В Израиле к середине марта коронавирус диагностирован более чем у 75 человек. В целях борьбы с распространением заболевания там введен 14-дневный карантин для всех въезжающих. Граждане других стран должны доказать, что у них есть место проживания и необходимые средства для соблюдения карантина - иначе им откажут во въезде. Карантин может затронуть 300 тыс. из 9-миллионного населения Израиля.


Иран: третье место по смертности от коронавируса - после Китая и Италии

Самым крупным очагом распространения коронавируса после Китая и Италии стал Иран: к середине марта там зарегистрировано более 148 тысяч заболевших и более 700 смертей. Не исключают, что в действительности цифры могут быть намного выше. Пытаясь предотвратить распространение вируса, иранские города обильно заливают дезинфицирующими средствами.


Китай: эпидемия коронавируса пошла на спад

Между тем в Китае, где в конце 2019 года началась вспышка SARS-CoV-2, число новых заражений снижается. Большинство больниц, построенных для инфицированных коронавирусом в Ухане, закрыты. На фотографии - медики одного из временных госпиталей в Ухане на церемонии его закрытия. Всего в Китае коронавирусной инфекцией заболели более 81 тыс. человек, умерли около 3100.


Кто наиболее подвержен коронавирусной инфекции?

Наиболее опасна коронавирусная инфекция для пожилых людей старше 80 лет и людей с хроническими сердечно-сосудистыми, респираторными заболеваниями, диабетом и гипертонией. Именно в этих группах максимальный риск летального исхода. Еще одна группа риска - медицинские работники. У большинства пациентов - около 80 процентов - болезнь проходит в легкой или относительно легкой форме.


Когда появится вакцина от коронавируса?

Число лабораторий, работающих над созданием вакцины против коронавируса SARS-CoV-2 по всему миру, невозможно сосчитать. Ученые уже создали несколько вариантов вакцины и тестируют их на животных. Но при самом благоприятном течении событий вакцина может появиться на рынке не ранее середины 2021 года.

Всемирная организация здравоохранения признала вирус COVID-19 (коронавирус) пандемией. Некоторые страны ввели режим чрезвычайной ситуации и частично закрыли въезд, в других введены ограничительные меры в учебных заведениях и запрет на массовые мероприятия. Под вопросом остается участие верующих в общих богослужениях. Так, к примеру, Ватикан и Мекка закрыты для паломников.

Действительно ли нужно закрывать церкви и можно ли заразиться от икон или причастия? Что об этом думают богословы и священники, выяснял корреспондент Настоящего Времени.

Закрытие храмов и мечетей

В связи с распространением вируса уже закрыты собор Сан-Марко в Венеции, площадь Святого Петра и весь Ватикан, а также главные для мусульман места паломничества – Мекка и Медина в Саудовской Аравии. В Палестинской национальной автономии закрыли Церковь Рождества в Вифлееме, а в Южной Корее эпидемия вспыхнула в среде верующих религиозной группы "Храм скинии свидетельства Шинь-чонджи". Сообщается, что верующие заразили друг друга во время богослужения. Всего из 230 тысяч последователей на данный момент около 9 тысяч имеют синдромы коронавируса. Власти Сеула завели уголовное дело на лидера группы Ли Ман Хи.

В Иране, где зафиксирован один из самых высоких уровней заражения, несколько местных жителей облизывали ворота могилы одного из шиитских лидеров, демонстрируя тем самым отсутствие страха перед вирусом. Позже одного из этих шиитов арестовала полиция.

Папа римский Франциск отменил публичную мессу в воскресенье, 8 марта. Вместо этого закрытую службу транслировали верующим онлайн. В Италии запрещены публичные богослужения, а усопших будут временно хоронить без отпевания. Глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Дмитрий Смирнов заявил, что прихожане РПЦ имеют право не повиноваться властям Италии и не закрывать храмы, поскольку это противоречит их вере.

Между тем международное право позволяет ограничивать религиозную свободу, когда речь идет о защите здоровья населения. Об этом говорится в Международном пакте о гражданских и политических правах (статьи 4 и 18).


Дебаты православных

В странах, где много православных верующих, пока не обсуждаются вопросы закрытия храмов, но есть другая проблема – причастие общей ложкой. В Болгарской и Грузинской православных церквях заявили о том, что вирус не может передаваться через причастие, и поэтому верующим переживать не стоит. Правда, в Грузинской церкви позже все-таки согласились осуществить санитарную обработку храмов.

В РПЦ сдержанно высказались по поводу коронавируса. Призывают соблюдать санитарные нормы, дезинфицировать иконы, а вот про причастие ничего не сказали. В Румынской церкви разрешили причащать верующих одноразовыми ложками. В Православной церкви Украины и в Корейской митрополии посоветовали верующим не целовать иконы, а лишь кланяться им.

Среди православных идет дискуссия: может ли вирус передаваться через святыни – иконы и причастие? С иконами более-менее разобрались: многие вспомнили эксперимент московского дизайнера Дарьи Федоровой, которая в 2017 году собрала смывы с икон в московских храмах и посеяла образцы. На образах были обнаружены стафилококки, стрептококки, синегнойные и кишечные палочки. В целом, сейчас представители православных церквей не отрицают, что на иконах могут быть бактерии.


Споры ведутся вокруг причастия. Дело в том, что православные верующие причащаются из одной ложки – и получается, что после подачи причастия каждый человек эту ложку облизывает. У многих такой способ вызывает вопросы относительно его гигиеничности.

В греко-католических церквях и у православных в Европе несколько иная практика. Верующие, подходя к священнику, широко открывают рот, запрокидывают голову назад, и священник вкладывает причастие, не касаясь ложкой полости рта или губ.

Причастие как переносчик вируса

Из-за необходимости православным причащаться одной ложкой и иметь с ней контакт, возникают споры относительно того, можно ли из-за этого заразиться инфекцией. Согласно православному вероучению, считается, что в чаше под видом хлеба и вина находятся настоящие тело и кровь Иисуса Христа. Часть верующих и священников из этого делает вывод, что заразиться от причастия нельзя, ведь тело и кровь Господа не могут быть переносчиками вируса. Такую точку зрения занимают уже упомянутые Болгарская и Грузинская церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии.


Есть и другая позиция. Ее сформулировал, в частности, глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов: он утверждает, что причастие не обладает дезинфицирующими свойствами, поскольку сама по себе дезинфекция предусматривает уничтожение вирусов и бактерий, которые тоже являются творениями бога. А он не может уничтожать свое творение, заключает старовер.

Богослов Илья Бей в беседе с корреспондентом Настоящего Времени заявил: риск заражения через причастие все-таки есть. "Причастие всегда подразумевает физический контакт. В то же время предметом православного вероучения не является вера в то, что содержимое чаши обладает особыми дезинфицирующими свойствами", – подчеркивает он.

Ректор Открытого университета святой Софии священник Георгий Коваленко полагает, что Бог не должен работать фильтром по очищению воды на Крещение или дезинфектором во время пандемии. "Экология и собственное здоровье – сфера ответственности человека", – поясняет священник.


Директор Института Святого Фомы Аквинского, католический богослов Петр Балог подчеркивает, что причастие, хотя и является телом и кровью Иисуса Христа, не лишено свойств физических продуктов. Точно так же, как Иисус был и богом и человеком одновременно, причастие имеет свойства богочеловеческого организма, рассуждает богослов. Именно поэтому оно может быть переносчиком вирусов. Отец Петр поясняет: согласно католическому вероучению во время мессы происходит "пресуществление", то есть меняется сущность хлеба и вина, однако их материальные свойства остаются теми же самыми.

Балог также напоминает, что в истории были случаи отравления римских пап через причастие. В Ватикане существовал даже специальный дьякон, который должен был проверять хлеб и вино перед мессой – на предмет того, не отравлены ли они. По словам отца Петра, в XIV веке в Европе во время чумы умерло около половины членов монашеского ордена картузианцев и треть доминиканцев. Так что причастие не панацея от физических болезней.


Богослов и преподаватель Университета Лойла Меритайм (Лос-Анджелес, США) Кирилл Говорун также уверен, что через причастие могут передаваться вирусы. Более того, он считает, что думать иначе – значит впадать в ересь докетизма. Докетизм (последователи этого учения считают Иисуса только Богом, отрицая его человеческую сущность) был осужден Вселенскими соборами и отвергнут церковью.

Протодьякон РПЦ Андрей Кураев приводит в пример святого Никодима Святогорца, который жил в XVIII веке и еще тогда писал, что для причащения больных можно пользоваться индивидуальными ложками, которые потом должны быть помыты уксусом, то есть продизенфицированы, согласно тогдашним представлениям. Кураев также напоминает, что в 1970-е годы, во время вспышки холеры, будущий патриарх РПЦ Пимен по просьбе властей отменил богослужения в районах, охваченных эпидемией.


А бывший главред журнала Московской патриархии Сергей Чапнин предлагает написать коллективное письмо патриарху и членам Синода с предложением модернизировать практику причастия: перестать касаться общей ложкой губ, отказаться от целования чаши, а также от вытирания губ общим платком и от запивки причастия водой из общих емкостей.

В течение нескольких последних дней в информационном пространстве появилось немало обращений к верующим и соответствующих дискуссий, как вести себя в храмах и на богослужении в новой, неординарной ситуации пандемии. Ведь христиане всех конфессий не сталкивались с таким где-то, наверное, около столетия

13 березня 2020 11:00


Есть много обращений официальных, от архипастырей поместных церквей, а также текстов от авторитетных и популярных авторов – богословов и публицистов. Как их воспринимать? Никоим образом не претендую на оригинальную ценность высказываемой здесь позиции (относительно авторитетных, мудрых и взвешенных позиций, имеющихся в настоящее время). В то же время в большинстве текстов и суждений, комментариев, которые мне попадались на глаза, мне немного не хватает важного: приоритета взгляда на ситуацию "глазами веры".

Главный вопрос, ставший преткновением для многих православных, — является ли в ситуации пандемии, происходящей от чрезвычайно заразного короновируса, правильным тот способ причащения, который повсеместно практикуется в Православной Церкви, а именно причащением из евхаристической Чаши одной евхаристической ложкой (лжицей)? Другой, не менее важный вопрос: не является ли опасным для верующего участие в Службе Божьей (Литургии), т.е. в евхаристическом собрании многочисленной церковной общины, если среди участников (несколько десятков или более человек) могут быть люди, способные распространять вирус? При том, что молитвенное собрание может происходить в таком помещении, в котором вирус будет передаваться очень легко? Но, на мой взгляд, эти вопросы все же являются производными от ГЛАВНОГО вопроса: чем для нас является богообщение?

Изложу здесь суждения, сложившиеся в результате моего религиозного (субъективного) опыта, более 30 лет постоянной литургической жизни и 25 лет священства.
Прежде всего: наш приход в храм для участия в богослужении – это прибытие в Дом Отца. Именно ради любви Отца, благодатного Дара от Сына и общения во Святом Духе мы, соучастники Вечери, становимся здесь, в храме, в совместной Благодарственной молитве новым народом Божиим.

Полнота участия в Божественной Трапезе достигается через богообщение, койнонию – святое Причастие, единение с Богочеловеком, Архиереем и Спасителем, является даром, выражением наибольшей благодарности (благодарением), плодом этого общения. Притом это благодарение переживается как наше общее, от всего нашего братско-сестринского сообщества ( "Отче НАШ", а не "Отче мой").

Это для меня альфа и омега. Это основа моих религиозных переживаний в Литургии. Об этом можно еще говорить очень много, хотя эти переживания сокровенные, интимные, и потребность в сохранении сокровенного (во "внутренний клети", ταμειον, Мф 6: 6) не стимулирует быть здесь чересчур откровенным. Скажу лишь, что каждая Литургия - неповторимая и новая…

Внешняя, обрядовая форма богослужения является производной от этой основы, хотя нельзя считать ее совсем второстепенной.

Мой эмпирический опыт переживания Литургии включает осознание собственной малости перед незаслуженной милостью Божьей. Вот такие детали. Так сложилось, что священнику – если он единственный или сильно необходим в воскресный день на приходе – болеть в воскресенье гриппом, простудой, ОРЗ не приходится. Поэтому и стараемся не болеть). Все же за все годы служения было несколько раз так, что приходилось ехать на службу или с недомоганием, или даже с температурой. Но было яркое переживание Божьей поддержки и облегчения после службы, так что болезненное состояние "как рукой снимало".

Это не только мой собственный опыт, но и неоднократные свидетельства многих людей, которых мне как больничному священнику приходилось причащать. Я принимаю, что этот опыт субъективный (может действовать и самонастрой, самовнушение верующего человека). Но если мы принимаем этот опыт "глазами веры", мы доверяем Богу и уверены в Его (незаслуженной нами!) милости.

Заметим, я прекрасно понимаю, что причащение - не замена необходимого больному лечения. В частности, для больных хроническими болезнями. В больном организме происходят физиологические процессы, которые являются следствием объективных, неумолимых биологических, биохимических законов. Именно знание этих законов медиками помогает больному благодаря применению препаратов и апробированных методов. Но тело связано с душой, и душа до определенной степени может на тело влиять. А поскольку Господь является Богом и Человеком, то мы соединяемся с Ним в св. Причастии душой и телом. И это дает плоды - по вере нашей, конечно.

Итак, основой нашего участия в Литургии является осознание пребывания в Доме Отца как чад (детей) Божьих и Единение с Отцом через Сына в Св. Духе. Именно такая основа позволяет правильно относиться к внешней стороне - как следует участвовать в богослужении во времена пандемии.

Рационально-медицинская сторона вопроса

С одной стороны, думаю так. Провидение часто бережет верных там, где, с рациональной точки зрения, несовершенное соблюдение санитарных норм может принести вред. Больничному священнику приходится причащать (запасными Дарами, не на службе) и больных, находящихся в инфекционных боксах, и больных туберкулезом (это из личного опыта). Кроме того, я за всю свою жизнь не слышал ни разу, чтобы кто-то пожаловался: был в храме и от кого-то заразился - это и в отношении детей, и в отношении взрослых. Хотя это вовсе не означает, что такое невозможно …
Но , с другой стороны, Церковь (в частности Американская диоцезия Конст. патриархата) предостерегает: сейчас надо быть особенно внимательным, особенно к "уязвимым" (vulnerable).

Священники знают, что даже в обычные дни к Чаше, бывает, подходят люди, которые практикуют Причастие изредка - и у них может быть боязнь, что их причащают той же ложечкой, что и всех (в том числе, перед ними причащали и людей, не очень опрятных и чистых внешне). Они, например, определенным образом берут губами частицу св. Тела, чтобы не касаться лжицы. Священник должен суметь их успокоить и подбодрить.

Тем более, думаю, разумным будет успокоить всех причастников, если (не дай, Господи, конечно, но и у нас это вскоре вполне может быть из-за неизбежных естественных законов) короновирусная инфекция войдет здесь, в Украине, в силу.

Итак, избегая нецелесообразного и недушеполезного, как я считаю, размышления о том, в каком месте службы может "выпрыгнуть" коронавирус, следует обезопасить от критики и непонимания и со стороны "уязвимых в вере", и со стороны санитарных служб. Или, как говорит апостол, "чтобы не дать повода ищущим повода" (2 Кор., 11:12).

Для этого приход может обеспечить себя набором обычных (эстетичных) ложечек, например, из нержавейки. Священник их должен освятить как часть евхаристической посуды. Причащают каждого из чистой ложечки, например пять или десять человек (по количеству ложек), а затем всех их омывают в кипятке и спиртовом растворе (в котором коронавирус сразу погибает). В таком случае - и согласно медицинской логике - через Чашу ничего инфекционного не передается.

Такая форма, на мой взгляд, более эстетична, чем использование одноразовых ложечек, которые (в продаже они есть только из пластика) надо будет каждый раз сжигать. Впрочем, и использование одноразовой посуды не противоречит по сути тому содержанию, которое нам дает Литургия.

Является ли участие в службе с такой формой причащения гарантией ограждения от заражения? Увы, нет. В интернет-сети есть примеры, когда коронавирус передавался через несколько метров от одного человека к другому. То есть непосредственный контакт причащающего и причастника может привести к заражению одного от другого. Но здесь мирянин должен спросить себя: что мне важнее - быть сегодня с Господом или пока воздержаться от богослужения по санитарным причинам? Ответ может быть и такой, и этакий, и не надо осуждать человека, если он воздержится от участия в богослужении. А с другой стороны я считаю, что священник имеет духовный, нравственный императив-обязательство: предоставить св. Причастие тому, кто в нем нуждается. По канонам, если надо срочно причастить больного, можно даже останавливать ход Литургии. Поэтому священник не может отменить Трапезу Любви, даже если некоторые или большинство членов общины присутствуют на ней виртуально.

Насколько я слышал из недавних рассказов – в Италии на православном приходе практиковали такое. Люди стоят возле храма, на улице, на безопасном (в идеале) расстоянии друг от друга, возможно, и в масках. Богослужение транслируется на улицу, а в храме никого, кроме священника и прислужников – такие требования санитарной службы, чтобы не собираться в помещении. В храм заходят во время службы по одному, для исповеди, и выходят. На Причастие – тоже заходят по одному. Это, считаю, определенная форма, которая может обезопасить. Но, конечно, не на 100 %.

В конце хочу обратиться к боговдохновенным и, считаю, в определенной степени пророческим для нас словам святого апостола (Первое послание к Коринфянам). Он предостерегает, что и принадлежность к "народу Божьему", и принятие св. Причастия - это вовсе не гарантия от падения. Даже наоборот - недостойные могут пострадать. А поскольку все (или почти все, "от них же первый есмь аз") недостойны, каждое участие в Святой Трапезе - это испытание. "Со страхом Божиим, верою и любовью приступите" …
Обратите особое внимание на стихи 5 - 6, 12-13. Очень актуально!

1 Коринфянам 10: 1-13

¹ Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;

² и все крестились в Моисея в облаке и в море, ³ и все ели одну и ту же духовную пищу; ⁴ и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос ⁵ Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. ⁶ А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

. ⁹ Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. ¹⁰ Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. ¹¹ Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. ¹² Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть. ¹³ Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

1 Коринфянам 11: 22-33. Особенно 29-30 и 33.

Тут "ждите" - можно понимать как "принимайте с любовью!".

²³ Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб

²⁴ и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

²⁵ Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. ²⁶ Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

²⁷ Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. ²⁸ Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. ²⁹ Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. ³⁰ Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

³¹ Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. ³² Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. ³³ Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

Автор статьи: Богдан Огульчанский / Facebook

Как известно, 12 марта у 70-летней женщины в Житомирской области, которая вернулась из Италии, диагностировали коронавирус.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции