Коронавирус италия отмена рейсов из россии

Конечно, вы без всякой регистрации можете покупать билеты, узнавать расписания, бронировать отели и т.п.

Но после регистрации все это станет удобнее и быстрее.

В любой момент вы сможете

  • распечатать бланк заказа или маршрутной квитанции,
  • заказать звонок оператора и т.п.,
  • посмотреть историю заказов.

Личный кабинет мы сделали совсем недавно. Уже скоро его возможности ощутимо расширятся.

С конца 2019 года мир будоражат новости о коронавирусе. Эпидемия возникла в китайском городе Ухань. Новый вирус затронул множество стран и регионов. Отследить распространение коронавируса можно на онлайн-карте, созданной университетом Джона Хопкинса.

Ситуация с коронавирусом неизбежно вносит коррективы в планы путешественников. Туристы задаются вопросами, что делать с купленными билетами и турами, как планировать будущий отпуск. В этой статье мы собрали текущую информацию о мерах, которые предпринимают авиаперевозчики, туроператоры и правительства в связи с эпидемией. Статья будет обновляться по мере поступления новой информации.

Из-за ограничений на въезд большинство международных рейсов (самолеты, поезда, автобусы) на данный момент отменены. Есть изменения в графике движения поездов дальнего следования по РФ, отменены некоторые поезда. Также изменилось расписание автобусов и самолетов.

Если ограничения вас не коснулись, просим вас не звонить в контакт-центр, чтобы мы могли более оперативно помочь клиентам, которые столкнулись с отменой рейса.

Правила возврата авиабилетов: частые вопросы

1. Что такое вынужденный и добровольный возвраты, в чем их разница?

Разница между вынужденным и добровольным возвратом заключается в том, по какой причине вы хотите вернуть билет — вас вынуждают непреодолимые обстоятельства или вы действуете по своей воле. Эта причина влияет на то, сколько денег авиакомпания готова вернуть за купленный билет.

Если возврат считается вынужденным, пассажиру возвращается вся сумма, за исключением сервисного сбора за выписку билета. В последнее время многие авиакомпании поменяли свои правила и оформляют возврат не деньгами, а виде сертификата или ваучера.

Вынужденный возврат — это возврат билета в ситуации, когда вы не можете совершить перелет. По сути, это даже не ваше решение — обстоятельства вынуждают вас не лететь. Таких обстоятельств, с точки зрения авиакомпаний, немного. Это:

  • отмена или изменение рейса,
  • отказ в визе,
  • ваша болезнь,
  • смерть ближайшего родственника.

Все эти ситуации должны быть подтверждены справками и свидетельствами, выданными лично вам, кроме ситуации с отменой или изменением рейса.

Таких причин, как самоизоляция, карантин или боязнь заразиться вирусом, в этом списке нет, то есть они не могут быть основанием для полного возврата.

Отмена или изменение рейса — это решение авиакомпании, о котором она уведомляет и пассажира, и нас. Только авиакомпания может решить, что ее самолет не поднимется в воздух или вылетит в другое время.

Добровольный возврат — это возврат билета в ситуации, когда рейс состоится по расписанию, а причина, по которой вы не готовы лететь, не входит в список причин для вынужденного возврата. Добровольный возврат возможен только для билетов, купленных по соответствующему тарифу. Если возврат добровольный, авиакомпания имеет право вернуть не всю стоимость билета. Сумма возврата зависит от тарифа билета и условий перевозчика.

Этот же принцип работает и для обмена билета. Вынужденный обмен — без штрафов и с минимальными доплатами. Добровольный обмен — авиакомпания может запросить существенную доплату.

2. Как вернуть авиабилет из-за коронавируса?

Возврат билета в связи пандемией с COVID-2019 зависит от того, в какой конкретно ситуации вы оказались.

1) Если авиакомпания отменила рейс или вы заболели (и у вас есть справка от врача), это вынужденный возврат. Авиакомпания вернет вам всю сумму.

2) У вас отменили мероприятие, командировку, но авиакомпания рейс не отменяла, возможны только добровольный возврат или обмен.

3) В вашем регионе введен режим самоизоляции или в пункте назначения неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, но авиакомпания рейс не отменяла — возврат или обмен все равно будет считаться добровольным.

Если ваш вылет еще не скоро, подождите. Возможно, ситуация нормализуется, или, если нет, авиакомпания отменит рейс. Тогда вы сможете оформить вынужденный возврат и вернуть за билет больше денег.

3. Почему, если я не лечу, мне не возвращают все деньги за билет?

Сколько денег авиакомпания готова вернуть за билет, зависит от конкретного тарифа. Если мы сравним цены на билеты на один и тот же рейс, то увидим, что какие-то билеты стоят меньше, а какие-то существенно больше. Физически самолет один, а разница в цене за билет ощутимая.

Эта разница в цене влияет, помимо всего прочего, и на условия возврата или обмена билета. Чем дороже билет, тем больше денег вернет авиакомпания при его возврате — разумеется, в пределах стоимости билета. И наоборот, чем билет дешевле, тем меньшую стоимость вернет авиакомпания.

По факту, покупая более дорогой билет, вы платите за возможность вернуть всю сумму целиком, если у вас поменяются планы.

Как вариант, вы можете попробовать вернуть билет ближе к дате вылета — если авиакомпания отменит рейс или изменит время вылета, возврат станет вынужденным. В таких случаях авиакомпании часто разрешают вернуть всю сумму за билет. Это риск, ведь если рейс не будет отменен, деньги за билет вернуть не удастся.

4. Почему я не могу обменять билет одной авиакомпании на билет другой авиакомпании?

Авиакомпании — это разные организации, у каждой свои правила и тарифы. Точно так же мы не можем обменять вещь, купленную в одном магазине, на другую вещь в другом магазине.

5. Сколько денег мне вернут?

В случае вынужденного возврата вам вернется вся стоимость билета без учета сервисного сбора за выписку билета. Обратите внимание, из-за массовых возвратов многие авиакомпании поменяли свои правила и оформляют возврат не деньгами, а виде сертификата или ваучера.

В случае добровольного возврата авиакомпания может возвращать лишь часть стоимости. На размер суммы при добровольном возврате влияют правила тарифа и то, за какое время до вылета вы хотите вернуть билет.

6. Мой рейс отменили. Что мне теперь делать?

Если вы покупали билет на Туту, зайдите в личный кабинет и заполните заявку на возврат или обмен. Это займет у вас несколько минут и будет быстрее, чем звонок оператору. Инструкция, как вернуть билет. Укажите причину возврата — отмена или изменение рейса. Если вы хотите обменять билет, то в заявке укажите желаемую дату вылета. В комментарии вы можете оставить свои пожелания.

После получения заявки менеджер отдела бронирования проверит правила тарифа по вашему билету и сообщит вам условия обмена или возврата исходя из запроса. После того как вы получите от нас информацию, вам нужно будет подтвердить свое согласие на действия с билетом. Когда расчет будет отправлен на почту, вам придет СМС.

Обратите внимание: из-за внезапной массовой отмены рейсов в наш контакт-центр поступает очень много обращений. Ваши заявки мы отправляем в авиакомпании, которые сейчас тоже отвечают на большое количество звонков. Из-за этого время ответа на ваши обращения увеличено. Приносим свои извинения!

Сейчас мы обрабатываем заявки с вылетом сегодня-завтра. Если ваш рейс позже, мы обязательно свяжемся с вами в ближайшие дни.

7. У меня отменили командировку, мероприятие. Как мне сдать билет?

К сожалению, отмену мероприятия авиакомпании не считают основанием для полного возврата денежных средств за билет. Вы можете оформить добровольный возврат по личным причинам, если он предусмотрен правилами вашего тарифа. Для проверки возможности возврата билета вы перейдите в личный кабинет.

Ограничения на въезд в разных странах

Многие государства ограничили въезд для иностранных граждан из-за распространения коронавируса. Запрет на въезд не касается резидентов и граждан страны, а также в большинстве случаев членов экипажей, дипломатов и военных (но есть и исключения). С 14:00 мск 17 марта 2020 года на 30 дней Евросоюз и страны Шенгенского соглашения закрыли границы.

По распоряжению Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, с 00 часов 18 марта по 00 часов 1 мая 2020 года в Россию ограничен въезд иностранных граждан и лиц без гражданства. Источник

С 27 марта 2020 года по решению Росавиации временно прекращаются регулярные и чартерные рейсы из России в другие страны.

По распоряжению правительства РФ, с 00 часов 30 марта Россия ограничила движение через государственную границу в автомобильных, пешеходных, речных, смешанных, железнодорожных пунктах пропуска, включая сухопутный участок российско-белорусской границы. Обычные граждане РФ могут выехать из России только в случае смерти близкого родственника. Также пересечь границу могут жители Калининградской области (имеющие отметку в паспорте о регистрации в Калининградской области), жители ЛНР и ДНР с российскими паспортами, дипломаты и работники транспорта. Подробнее. Въезд в Россию разрешен тем, у кого здесь есть близкие родственники (супруги, дети, родители, усыновители, усыновленные), у кого в России умер близкий родственник, и некоторым другим категориям.

С 15 апреля для передвижения по Москве на автомобиле, такси или общественном транспорте нужно заранее получить цифровой пропуск. Это касается и тех, кто в Москве проездом. Подробнее Пропускной режим действует и в Подмосковье. Вот как оформить пропуск

Информация для тех, кто застрял за границей

  • +7(495) 587 88 60
  • +7(499) 244 19 77
  • +7 (499) 244 19 88
  • +7(499) 244 28 47
  • WhatsApp: +7 985 046 52 97

Горячая линия Ростуризма для тех, кто остался за границей:

  • 8-499-678-12-03 — круглосуточно
  • 8-495-959-15-66 — круглосуточно
  • 8-915-117-04-51 — с 10 до 19:00 с понедельника по пятницу.

Отмена поездов и возврат билетов из-за эпидемии

Всю последнюю информацию об отмененных поездах мы собираем в одном месте. Смотреть список отмененных поездов

Из-за ограничений на въезд многие международные поезда отменены. В связи со снижением пассажиропотока сократились рейсы некоторых поездов дальнего следования по России. Билеты на отмененные рейсы пассажиры могут сдать, обратившись по месту приобретения билетов. Если вы покупали билеты на Туту, вернуть билет сможете как обычно в личном кабинете. Инструкция, как вернуть ж/д билет

С 00 часов 18 марта по 00 часов 1 мая 2020 года, по распоряжению Правительства РФ, въезд иностранцев и лиц без гражданства в Россию ограничен, в том числе со стороны Белоруссии и включая белорусов. Железнодорожное сообщение между Белоруссией и Россией сократилось, с 5 апреля отменены все поезда между двумя странами. Список отмененных поездов.

Отмена автобусных рейсов из-за коронавируса

Большинство международных рейсов отменены, потому что многие государства закрыли свои границы. Мы рекомендуем путешественникам и клиентам Туту.ру заранее самостоятельно узнавать, состоится ли рейс, обратившись по контактам, указанным в маршрутной квитанции или билете.

В связи с указом президента РФ, с 28 марта по 30 апреля 2020 года россияне будут сидеть на карантине, кроме тех, кто обязан ходить на работу. В некоторых регионах приостановлена работа общественного транспорта, отменились междугородние рейсы. Подробнее

Правила возврата билетов у автобусных перевозчиков более строгие, получить полный возврат средств вряд ли удастся. Точные условия возврата билетов прописаны в тарифах компании и указаны в билете. Некоторые перевозчики предлагают обменять билеты на другие даты.

Возврат туров из-за коронавируса

Продажа туров на Туту.ру временно приостановлена. Возобновление продаж будет возможно не ранее 1 мая 2020 года.

Возврат денег за туры производится по стандартным условиям, прописанным в договоре. Обычно при возврате туроператоры удерживают из суммы фактически понесенные расходы (оплата авиабилетов, жилья и т.д.). Как правило, чем раньше сдать тур, тем больше вернется. Точные правила возврата тура уточняйте в агентстве.

Anex Tour, Pegas Touristik, Tez Tour ввели штрафы 90-100% за аннуляцию туров. То есть вернуть стоимость путевки из-за закрытого въезда в страну назначения не получится. Вместо возврата туристам предлагают перебронировать тур на другие даты или оставить деньги на депозите и выбрать путевку позднее, вплоть до декабря 2021 года. Источник новости. Эксперты туристической отрасли поясняют, что действия туроператоров законны, так как официально Ростуризм запрещает россиянам посещение только 4 государств: Китая, Южной Кореи, Италии и Ирана. Ссылка на рекомендации Ростуризма

По распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина, с 28 марта по 1 июня 2020 года прекращено размещение отдыхающих в государственных санаториях, гостиницах, детских оздоровительных лагерях, домах отдыха. Исключение сделают только для командировочных и граждан, находящихся в служебных поездках. Те, кто уже заехал, должны соблюдать режим изоляции до конца отдыха. Также на российских курортах до 1 июня закроются места массового отдыха и горнолыжные трассы. Туроператоры начинают отменять путевки.

Визы и коронавирус

Россияне, которые застряли в Шенгенских странах и у которых истекает срок действия визы, должны обратиться к местным властям или в полицию для продления визы. Статья 33 Визового кодекса ЕС предусматривает бесплатное продление действия визы до 90 дней в случае форс-мажорных обстоятельств (потребуются доказательства), которые не позволяют покинуть страну до истечения визы. Продление визы производится в виде наклейки в паспорт.

В связи с пандемией многие консульства и визовые центры, действующие на территории России, приостановили прием заявок и выдачу виз. Подробнее

Карантин и самоизоляция в России

Все прибывшие из зарубежных стран граждане проходят медицинское освидетельствование и заполняют анкеты. Заболевших коронавирусом кладут на лечение. Прилетевших в Москву путешественников с признаками ОРВИ, даже если они живут в регионах, отправляют на госпитализацию в медицинские учреждения: инфекционные больницы № 1 и 2, новый медицинский комплекс в Коммунарке и другие места.

Те, у кого симптомов заболевания нет, согласно Постановлению Роспотребнадзора, обязаны находиться на домашнем карантине в течение 14 дней. На это время можно оформить больничный лист. На карантине нельзя ходить на работу или учебу, посещать общественные места. При появлении высокой температуры, головной боли, кашля нужно вызвать домой врачей. Соблюдать самоизоляцию в течение 14 дней также должны близкие путешественников, которые проживают с ними на одной площади, им тоже оформляется больничный.

Планирование отпуска

Эпидемиологическая ситуация в мире постоянно меняется, делать прогнозы сложно. Мы советуем нашим пользователям провести ближайшие недели дома с семьей, минимизировав контакты и поездки. Всем, кто остается дома, мы будем стараться помочь провести это время с пользой — в том числе помечтать о своих будущих путешествиях и лучше подготовиться к ним, узнав что-то новое.

Рекомендации ВОЗ, как не заболеть коронавирусом

Вот что рекомендует делать Всемирная организация здравоохранения:

  • Часто мойте руки с мылом под проточной водой. Если руки визуально не грязные, очищайте их гелями на спиртовой основе, которые убивают вирус. Мойте руки перед едой, после посещения туалета, после контакта с животными.
  • Соблюдайте дистанцию с людьми. Держитесь на расстоянии не менее 1 метра от тех, кто кашляет, чихает и имеет повышенную температуру.
  • Не трогайте глаза, нос и рот. Так вы не занесете инфекцию в слизистые.
  • Правильно кашляйте и чихайте — делайте это не в ладонь, а в сгиб локтя или в одноразовый платок. Платок после использования нужно сразу выбросить в мусорное ведро с крышкой. После кашля и чихания вымойте руки.
  • Избегайте приветственных рукопожатий и поцелуев в щеку, пока эпидемиологическая ситуация не стабилизируется.
  • Не плюйте на землю в общественных местах.
  • Носить маску имеет смысл только в том случае, если вы больны (кашляете, чихаете) или ухаживаете за больным человеком. Маску надо менять каждые 2-3 часа.
  • Если у вас жар, кашель и затрудненное дыхание, обратитесь за медицинской помощью по телефону. Чтобы не заразить других, оставайтесь дома до прибытия медиков. Сократите контакты с людьми. Если вы недавно вернулись из стран, где есть коронавирус, или общались с такими людьми, обязательно сообщите об этом врачу.

Советы тем, кто в поездке

В путешествии соблюдайте дополнительные меры безопасности.

  • Перед поездкой не забудьте оформить медицинский полис и запишите номер страховой компании в телефон.
  • Избегайте мест массового скопления людей (рынки, торговые центры, вокзалы, массовые гулянья и т.д.);
  • Пейте только бутилированную воду и ешьте термически обработанную пищу;
  • Не берите в поездку домашних питомцев. Избегайте контактов с больными животными.
  • Отмените поездку, если у вас кашель и высокая температура.
  • При признаках заболевания в поездке обратитесь к врачу.



МОСКВА, 12 мар — ПРАЙМ. Вспышка коронавируса, признанная Всемирной организацией здравоохранения пандемией, заставила ведущие зарубежные авиакомпании пересмотреть свою политику и принять новые меры с учетом сложившейся ситуации. При этом большая часть мер касается не только Китая, но и Италии, где сейчас зафиксированы более 9 тысяч случаев заражения новым типом вируса.

КИТАЙ И ИТАЛИЯ КАК ФАКТОРЫ РИСКА

Крупнейшая британская авиакомпания British Airways начала отменять ряд рейсов в Италию в конце февраля. В начале марта стало известно о дальнейшем сокращении числа полетов в Италию, Бельгию, Францию, Германию, Австрию, Албанию, Ирландию и Швейцарию во второй половине месяца. Сокращения также коснутся перелетов в Нью-Йорк. Во вторник, 10 марта, все запланированные на этот день рейсы в Италию и из Италии были отменены. Что касается Китая, то на этом направлении авиакомпания продлила приостановку рейсов до 31 марта.

Нидерландская авиакомпания KLM и французский авиаперевозчик в конце февраля объявили о приостановке полетов в Китай до 15 марта. Однако уточнили, что с 16 марта, в зависимости от развития ситуации, Air France и KLM планирует постепенно возобновить полеты в Шанхай и Пекин и обратно, а нормальный график полетов должен быть возобновлен с 29 марта 2020 года. Air France также объявила о приостановлении полеты в и из Италии с 14 марта до 3 апреля.

В самой Италии принимаются еще более суровые меры. Итальянская авиакомпания Alitalia с 9 марта приостанавливает все внутренние и международные рейсы из миланского аэропорта "Мальпенса". Авиаперевозчик будет осуществлять только внутренние рейсы в и из миланского аэропорта "Линате". Также будет сокращено количество рейсов между Венецией и Римом.

Авиакомпания Lufthansa и входящие в концерн SWISS и Austrian Airlines отменяет в период с 29 марта до 24 апреля порядка 23 тысяч рейсов, при этом планируются и дальнейшие отмены. Изменения коснутся авиаперелетов в Европе, в Азии и на Ближнем Востоке.Группа компаний Lufthansa также продлила до 24 апреля включительно отмену рейсов в Пекин и Шанхай, также отменены полеты в Иран до 30 апреля, число рейсов в Италию и Южную Корею снижено.


American Airlines приостанавила до 24 апреля авиасообщение с Миланом для двух городов — Нью-Йорка и Майами. Этому примеру последовала и другая крупная американская авиакомпания Delta, которая приостановила до мая авиасообщение с Миланом.

Катарская авиакомпания Qatar Airways также ранее приостановила рейсы в Китай, ряд городов Ирана и в Италию.

ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

Авиакомпании, несмотря на серьезные финансовые трудности, стараются не потерять доверие клиентов и идут навстречу в вопросе обмена и сдачи билетов.

Так, в British Airlines заявили, что все билеты, оформленные с 3 по 16 марта 2020 года, можно будет обменять без доплат.

Lufthansa также вводит льготную политику для пассажиров, купивших билеты в период до 5 марта и с датой вылета до 30 апреля. Пассажиры могут перебронировать билет на новую дату вплоть до 31 декабря 2020 года без штрафов.

Air France и KLM идут навстречу пассажирам и объявили, что для всех бронирований, сделанных до 31 марта 2020 года, на рейсы до 31 мая 2020 года, можно поменять билет без штрафа. Сделать это надо до 31 мая.

Qatar Airways старается возместить ущерб пассажирам за вынужденные изменения и ввела новую коммерческую политику. Согласно ей, пассажиры, которые уже купили или только планируют забронировать билет с периодом путешествия до 30 июня 2020 года, смогут бесплатно изменить дату поездки или обменять свой билет на ваучер для будущих поездок. Изменения можно внести за 3 дня до вылета.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Эпидемия коронавируса ударила по российской авиации. В пятницу, 13 марта, большинство российских авиакомпаний потеряло возможность летать в страны Европы. До этого им ограничили полеты в Китай и Южную Корею. Для компаний это означает убытки в миллиарды долларов. Как это повлияет на российскую авиацию и цены на билеты?

С 13 марта Росавиация ввела временный запрет на пассажирские авиаперевозки в Германию, Францию, Испанию и Италию. Всего, по данным источника ТАСС, ограничения коснутся 700 рейсов.

Исключение составляют рейсы в несколько городов - Рим, Берлин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Мадрид, Барселону и Париж - из терминала F столичного аэропорта "Шереметьево". Это базовый аэропорт "Аэрофлота".

"Чартерные рейсы будут осуществляться при условии перевозки в указанные страны их граждан и граждан иных стран и в Российскую Федерацию граждан России (до полного вывоза указанных граждан в их страны)", - говорится в документе Росавиации. В нем не уточняется, касаются ли ограничения только российских авиакомпаний.

Некоторые иностранные перевозчики уже сами сократили свои рейсы - в том числе в Россию. Уже после введения ограничений со стороны российских властей Lufthansa объявила, что приостанавливает полеты из Франкфурта-на-Майне и Мюнхена в Москву ("Домодедово") и Санкт-Петербург.

Тем не менее российские перевозчики из-за ограничений могут потерять, по оценкам аналитиков, около 30% рынка. К осени российская авиация может попасть в "идеальный шторм", подобный тому, что случился в 2014-2015 годах.

В эти годы произошла девальвация рубля, темпы роста экономики резко замедлились, а Россия разорвала авиасообщение с Украиной, а затем приостановила авиасообщение с Египтом. Все это привело к резкому снижению спроса на авиабилеты и падению доходов компаний. К концу 2015 года серьезные сложности испытывали две крупные компании - "ЮТэйр" и "Трансаэро". "Трансаэро" прекратила полеты в сентябре 2015 года. Суды до долгам и обязательствам компании, которая была второй по размерам после "Аэрофлота", идут до сих пор.

Убытки российских компаний от ограничения полетов в Китай, Израиль, Италию, Испанию, Францию, Германию и другие страны могут составить 70-100 млрд рублей (0,9 - 1,3 млрд долларов) в 2020 году, пишет РБК.

Русская служба Би-би-си разбиралась с тем, как российская авиаотрасль переживет новый "идеальный шторм", а также с тем, как это отразится на пассажирах и стоимости билетов.

Кто уже объявил об изменении маршрутов?

Российские власти отвели для пассажиров, прибывающих из стран, опасных с точки зрения распространения коронавируса, терминал F аэропорта "Шереметьево". Сюда прилетают путешественники из Китая, Южной Кореи, а теперь и из Германии, Франции, Испании и Италии. В основном эти рейсы осуществляет "Аэрофлот".

Другие крупные российские авиакомпании уже отменили рейсы в европейские страны.

  • 11 марта S7 объявила об отмене рейсов в Италию, Испанию, Францию и Германию. Об этом же заявила авиакомпания "Россия", дочка "Аэрофлота".
  • 12 марта компания "ЮТэйр" объявила, что вслед за рейсами в Милан, которые она отменила до этого, с 13 марта прекратит полеты в Берлин. Рейсы будут приостановлены до 31 мая 2020 года.
  • Лоукостер "Победа" приостановил полеты из Москвы в Берлин, Баден-Баден, Кельн, Лейпциг, Мемминген и Жирону.

"Аэрофлот" заявил, что сокращает полетную программу в Европу, хотя и продолжает выполнять рейсы из Москвы в Рим, Париж, Мадрид, Барселону, Берлин, Мюнхен и Франкфурт - именно эти города стали исключениями в указаниях Росавиации.

По оценке ведущего эксперта НИУ ВШЭ Андрея Крамаренко, всего российские компании могут потерять от 25% до 30% рынка с учетом ограничений на полеты в азиатские страны и четыре европейские страны.

Даже "Аэрофлот" вряд ли выиграет от создавшейся ситуации. По итогам года, по мнению аналитика ВТБ Елены Сахновой, авиакомпания может недосчитаться 5 млн пассажиров.

Что будет с купленными авиабилетами?

Из-за запрета компании вынуждены возвращать деньги пассажирам и менять билеты без штрафов.

  • S7 уточнила в своем заявлении, что предложит пассажирам отмененных рейсов оформить возврат полной стоимости билетов, а также предоставит возможность без штрафов обменять их на более поздние даты или другие направления.
  • "ЮТэйр" обещает пассажирам, успевшим ранее купить билеты в Милан и Берлин, вернуть их полную стоимость без штрафных санкций. Также компания предлагает обменять их на билеты в Ригу, Вену или Минск с датой вылета до 31 мая без доплат и штрафов.

При этом у каждой компании своя процедура отмены или возврата билетов.

Как отмечала Ассоциация туроператоров, чтобы не возвращать билеты и сохранить хоть какие-то деньги, компании пытаются переоформлять максимальное количество билетов.

Каждый день новые страны закрывают границы для иностранцев или целенаправленно для граждан России. Так, 12 марта Словакия закрылась для иностранцев и остановила пассажирское сообщение. Чехия прекратила выдавать шенгенские визы. Авиакомпания "Победа" прекратила полеты в эти страны. Тем, кто не успел улететь, деньги обещают вернуть автоматически.

Что будет с ценами на билеты?

На цены на билеты помимо массовой отмены рейсов также влияют курсы валюты. Рубль уже несколько недель дешевеет к доллару и евро.

Это может привести к росту цен как на внешние, так и на внутренние перелеты:

  • Цена на авиабилет в том числе зависит от того, какой курс взаиморасчетов между сторонами используются в системах бронирования. В ночь с 11 на 12 марта этот курс вырос на 10% - вслед за изменением курса рубля от российского ЦБ. Соответственно, билеты подорожали.
  • В себестоимость билетов на внутренних направлениях заложено примерно 30% издержек в валюте в виде лизинговых платежей за самолет и техническое обслуживание, подсчитал Андрей Крамаренко. Если курс валюты растет на 10%, это прибавляет примерно 6% к издержкам за каждый перелет, полагает он.

Однако компании могут не решиться поднимать цены, несмотря на возросшие издержки. Проблема в том, что конкуренция на внутренних рейсах также вырастет, так как многие компании будут переориентироваться на внутренние направления. Для компаний это может обернуться потерями.

"Очевидно, что когда нет спроса, компании будут снижать цены. А куда им деваться? Без выручки авиакомпании существовать не могут", - отмечает эксперт.

Обычно в феврале цены самые низкие, дальше они ползут вверх в преддверии сезона. В этом году, по мнению экспертов, цены могут и не поползти вверх.

"В этом году роста не будет, потому что спроса нет. Нет весенних, нет летних бронирований, у авиакомпаний нет выручки от будущих продаж. Перевозчикам придется привлекать людей, чтобы они побороли свои страхи и полетели", - отмечает Гусаров.

12 марта "Аэрофлот" заявил, что снизит цены на некоторых международных направлениях на 10%.

Кто понесет больше издержек?

Крупным авиакомпаниям придется сложнее, чем маленьким, потому что за несколько месяцев низкого спроса и простоя могут скопиться значительные убытки, полагает Роман Гусаров. Государство, по его словам, должно быть заинтересовано поддержать перевозчиков, но в условиях масштабного кризиса дотации могут понадобиться и другим отраслям, и до авиаторов поддержка не дойдет.

По мнению Гусарова, осенью 2020 года на российском рынке может произойти банкротство кого-то из игроков - как это произошло с авиакомпанией "Трансаэро" осенью 2015-го.

Даже "Аэрофлот" - компания, которой удалось в наибольшей степени сохранить свою полетную программу, - пострадает от сложившейся ситуации. По данным Росавиации, загрузка рейсов "Аэрофлота" уже снизилась на 4%.

На китайском направлении "Аэрофлот" мог просчитаться, полагает Сахнова. Необходимость отправлять недозагруженные рейсы может оказаться более убыточной, чем отмена рейсов - даже с учетом необходимости выплачивать стоимость операционного лизинга. "Аэрофлот" может понести убытки и сейчас, даже с учетом того, что, скорее всего, останется единственной российской компанией, выполняющей рейсы в несколько европейских столиц.

"Аэрофлот", возможно, все еще надеется на билеты, купленные заранее. Но на самом деле большинство пассажиров сдадут билеты. И что хуже того, сократятся прибыльные перелеты в бизнес-классе", - отмечает Сахнова.

В то же время сценарий, при котором "Аэрофлот" останется монополистом на рынке, невыгоден регуляторам и другим участникам рынка - например, аэропортам - потому что тогда компания сможет диктовать свои условия, продолжает Крамаренко.

По словам Елены Сахновой, нынешний кризис будет проверкой менеджмента авиакомпаний - именно от них, а не от размера господдержки, будет зависеть то, сколько компаний переживут снижение спроса. Есть компании, которые вошли в кризис в сложном положении, например, "ЮТэйр". Но для всех остальных начинается нормальная бизнес-деятельность - необходимо договариваться с партнерами, в частности, с лизинговыми компаниями.

Ситуация действительно похожа на ту, что сложилась в 2014-2015 годах, считает Андрей Крамаренко - но отчасти она еще сложнее для российских авиаторов.

В последующие после кризисных для отрасли годы власти, в частности, отменили НДС на внутренних линиях, ввели возврат акциза за авиакеросин и дифференцированную ставку за обслуживание, например, за аэронавигацию. Российские компании платят за нее меньше, фактически получая преференции за счет иностранных конкурентов, которые летают над Россией.

"Огромный набор мер поддержки выбран и освоен. У государства нет [больше] ресурсов, чтобы вкладывать деньги в отрасль", - говорит эксперт.

Поможет ли государство авиаотрасли?

Заявлений о том, что правительство поможет авиакомпаниям, действительно не было. Более того, перевозчики уже не первый год несут убытки, в том числе по вине государства.

Российские перевозчики начали жаловаться на рекордные убытки в 2018 году - одной из главных причин был резкий рост цен на авиакеросин. Они просили правительство помочь компенсировать эти убытки.

В конце октября 2018 года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2019 года "представить в случае необходимости предложения с соответствующими обоснованиями по размеру единовременной компенсации расходов авиакомпаний в связи с ростом стоимости авиационного топлива с целью сдерживания цен на пассажирские авиационные перевозки".

В середине октября 2019 года Путин снова поручил правительству до ноября выделить из резервного фонда средства на компенсацию расходов авиакомпаний, возникших в результате роста цен на авиакеросин в 2018 году. В конце февраля 2020 ассоциация обратилась к недавно назначенному премьеру Михаилу Мишустину с просьбой решить вопрос с компенсациями. Но они так и не были выплачены.

В 2019 году российские авиавласти запретили полеты из России в Грузию. По данным "Ведомостей", потери авиаперевозчиков составили около 3,2 млрд рублей. Однако по данным на ноябрь 2019 года, компенсацию авиакомпании, среди которых "Аэрофлот", "Уральские авиалинии" и S7, так и не получили.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предсказывала убытки за 2019 год в размере 40 млрд рублей против 51,7 млрд в 2018-м.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции