Когда китайцы начнут работать после коронавируса

Фоторепортаж от первого лица из зоны заражения коронавирусом


  • Все произошло неожиданно. Ситуация в городе начала меняться в двадцатых числах января с появлением первых новостей о коронавирусе. На улицах стало меньше прохожих. Поначалу я связывала это с новогодними праздниками, которые в Китае принято встречать с семьей. В это время многие жители разъезжаются по родным городам и деревням. Но вскоре знакомая китаянка сообщила мне, что местные власти запретили людям покидать дома без острой надобности.

    Сначала в Чжэнчжоу ограничили движение городского транспорта и отменили рейсы междугородних автобусов. Перестал работать сервис DiDi, китайский аналог Uber. Через какое-то время закрылись кафе, а также большинство магазинов и других публичных мест за исключением супермаркетов и небольших ларьков с товарами первой необходимости. Две недели назад дороги в городе стали совсем пустыми. Изредка проезжали машины и сотрудники служб доставки на мопедах. Они везли людям еду из супермаркетов или кафе, которые продолжили работать во время карантина.

    Каждый жилой комплекс установил собственные правила: где-то можно было выходить за территорию раз в день, а где-то два раза в неделю по специальному пропуску. На улице люди вели себя осторожно, держали дистанцию.

    У некоторых аптек появились отметки для очереди. Желтые полоски показывали расстояние, на котором покупатели должны стоять друг от друга. Медицинские маски быстро пропали с прилавков. Пока работали службы доставки, онлайн-магазины успели распродать свои запасы, причем по завышенным ценам.

    В интернете стали появляться фотографии людей, использующих в качестве защиты пластиковые бутылки, упаковки от лапши и другие бытовые предметы. Поставки масок в аптеки города наладили только во второй половине февраля. Для покупки необходимо сделать заказ онлайн, используя китайский ID.

    Со вспышкой коронавируса в метро Чжэнчжоу появились дезинфекторы, которые регулярно обрабатывают вагоны специальным раствором с характерным химическим запахом. Я регулярно встречала их на станции метро рядом с домом.

    Рестораны и кафе закрылись в начале февраля и до сих пор работают только в режиме доставки или на вынос. Буквально. Делаешь заказ через интернет, и сотрудник выносит его на улицу, при этом все стараются соблюдать максимальную дистанцию. Очередь из людей перед кафе – обычная картина для Чжэнчжоу сегодня.

    Из-за правительственных ограничений онлайн-магазины не могли доставлять заказы покупателям в течение нескольких недель. Сейчас курьеры работают в обычном режиме, но их не пускают на территорию жилых комплексов. Они вынуждены раскладывать посылки на улице и ждать, когда получатели спустятся за своими заказами.

    За время карантина я пересмотрела невероятное количество фильмов и сериалов, прочитала несколько книг, провела много времени в чате, где общаются русскоговорящие жители Чжэнчжоу. Настроение в переписке скакало от насмешливого до истеричного, особенно когда число заражённых стало быстро расти.

    ­­­­Правительство рекомендовало чаще мыть руки, не выходить на улицу без медицинских масок, регулярно проверять температуру и сразу же обращаться к врачу в случае симптомов простуды.

    Читайте также


    Я мыла фрукты и овощи с мылом, чтобы обезопасить себя – вирус может выживать на поверхностях в каплях жидкости. Подруга из России написала, что я не должна покупать бананы — слухи о том, что через них передается вирус, появились в сети.

    Сейчас Чжэнчжоу постепенно оживает. На улицах появляется все больше прохожих, открываются магазины и торговые центры. Но кинотеатры и другие места для развлечений еще не возобновили работу.

    По моим ощущениям, с каждым днем уровень напряжения в городе спадает. Иногда встречаются люди, которые носят сразу несколько масок, но в целом жизнь начала возвращаться в нормальное русло.

    Думаю, горожане уже устали от карантина и­ хотят скорее вернуться к работе и другим повседневным делам.

    Многие организации все еще закрыты. Школы и университеты не возобновят работу как минимум до конца марта. Они ждут официального распоряжения.

    Городская администрация уведомляет все учреждения и бизнес о режиме работы через интернет. Но как долго продлятся ограничения, никто точно сказать не может.

    Поделиться сообщением в

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Во вторник 7 апреля в Китае, который стал эпицентром вспышки коронавируса, впервые не зарегистрировано ни одного умершего. Там выявлено 32 новых случая заражения, и все они - завозные. В провинции Хубэй, которая больше всего пострадала от нового вируса, за день не выявили ни одного нового случая.

    Согласно архиву отчетов комиссии по здравоохранению КНР, китайские власти ежедневно сообщали о новых смертях от коронавируса начиная с 22 января.

    С 23 января в провинции Хубэй ввели жесткий карантин. Два месяца нельзя было покидать ее столицу, город с 11-миллионным населением Ухань. Было прекращено железнодорожное и авиационное сообщение, а жителям предписали оставаться дома.

    В провинции Хубэй некоторые послабления карантинного режима ввели уже 10 марта. Стали возможны передвижения внутри Уханя и работа ключевых предприятий. С 25 марта разрешили въезд и выезд из провинции Хубэй. С того момента число зараженных в Китае только уменьшалось, а умирало в день менее 10 человек.

    Власти Китая объявили, что с 8 апреля в Ухане будет частично снят запрет на передвижение. В городе уже открылась часть станций метро, большинство предприятий, заработали рестораны и торговые центры.

    Тем, у кого в мобильном телефонном приложении AliPay, отслеживающем состояние здоровья, высвечивается "зеленый" код, будет разрешено выехать из Уханя, пообещали региональные власти. Учебные заведения и детские сады пока останутся закрытыми до научной оценки эпидемиологической ситуации.

    Жесткий карантин продлился в Ухане два месяца. В других городах, таких как Шанхай или Пекин, подобных мер не предпринимали. Некоторые ужесточения там были в марте - например, обязательный 14-дневный карантин по приезду из других стран.

    Как следует из статистики, пик эпидемии в Китае пришелся на начало-конец февраля. Уже с 23 февраля число жертв коронавируса начало сильно снижаться.

    Когда произошло первое заражение?

    Пока что нет точных данных о том, как именно новый коронавирус передался от животных к человеку, а также о том, кто именно стал "нулевым пациентом".

    Данные о дате первого заражения пока не совсем точные. Власти Китая сообщили, что первая группа заболевших коронавирусом численностью менее 30 человек была выявлена 31 декабря.

    Позже китайские СМИ со ссылками на источники приводили другие данные. Так, газета "Пэнпай" писала, что первые зараженные в Ухане появились в середине декабря. Почти все они имели историю контактов с рынком морепродуктов "Хуанань".

    South China Morning Post со ссылкой на документы китайских властей писала о первом заражении, датированном 17 ноября 2019 года. По данным издания, власти нашли по крайней мере 266 человек, которые заразились коронавирусом в 2019 году и наблюдались врачами.

    Издание пишет, что это и есть реальное количество заболевших коронавирусом к 31 декабря. При этом 11 января власти Уханя заявляли, что в регионе 41 случай заражения. По данным ВОЗ, первый случай в Китае был подтвержден 8 декабря, но организация не собирает данные самостоятельно, а пользуется сведениями властей.

    Как помог карантин?

    Жесткий карантин, введенный в Ухане в самом начале пандемии коронавируса SARS-CoV-2, позволил предотвратить до 700 тысяч случаев заражения и значительно затормозить распространение инфекции, считает группа ученых из Китая, США и Великобритании, чье исследование опубликовал научный журнал Science 31 марта.

    Ученые пришли к выводу, что первые 50 дней карантина в Ухане позволили другим городам в КНР выиграть время для подготовки собственных мер по борьбе с коронавирусом. Введенные в городе меры оказались эффективными, говорится в исследовании, поскольку позволили затормозить цепочки распространения инфекции.

    Меры, которые принял Китай для борьбы с коронавирусом, сложно повторить в демократических странах, признавали эксперты. В стране в короткий срок ввели строгий карантин, что позволило взять под контроль вспышку заболевания.

    В европейских странах у властей меньше сил и власти для столь радикальных мер - и это в итоге означает большее количество жертв вируса. Впрочем, для того, чтобы победить вирус, одних действий властей недостаточно; важна также и солидарность граждан и их совместные усилия.

    С декабря прошлого года от коронавируса в стране, по официальным данным, скончался 3331 человек, зарегистрировано 81740 случаев заболевания. Из них 983 ввезены из-за границы, отмечали власти.

    ПЕКИН, 10 февраля. /ТАСС/. Большинство предприятий и компаний Китая в понедельник возобновляют работу после продленных из-за вспышки пневмонии каникул в честь Нового года по лунному календарю (наступил в ночь на 25 января). Возвращение сотен миллионов сотрудников на рабочие места может привести к новым виткам распространения коронавируса, однако каждый день простоя второй экономики мира грозит многомиллиардными потерями.

    Как ранее заявил глава специальной комиссии по борьбе с распространением пневмонии Государственного комитета по делам здравоохранения КНР Чжун Наньшань, "самый простой, эффективный и дешевый способ побороть эпидемию - попросить всех жителей страны две недели просто посидеть дома, а в случае появления первых симптомов заболевания - обратиться к врачу". Такая простая методика, по его мнению, позволила бы в кратчайший срок выявить большинство инфицированных, после чего вспышка заболевания пошла бы на спад.

    Позитивные тенденции

    В условиях стремительного роста числа заболевших пневмонией власти сдвигали окончание новогодних каникул дважды: сначала с 31 января на 3 февраля, а затем - на 10 февраля. Однако радости от дополнительных выходных дней у жителей не было: культурно-массовые мероприятия были отменены, развлекательные центры, многие магазины, кинотеатры, рестораны и другие заведения были закрыты. Власти страны просили граждан не звать гостей и не выходить без веских причин из дому.

    Это принесло определенные плоды: число новых случаев инфицирования вне изначального очага - провинции Хубэй - сократилось с 3 по 8 февраля с 890 до 509 человек в сутки, то есть на 42,8%.

    Однако дальше простаивать китайская экономика не может - это приведет к сбоям в технологических цепочках и поставках как внутри страны, так и в мировой экономике, которая в значительной степени зависима от производимого в КНР сырья, комплектующих и готовой к реализации продукции.

    Удар по экономике

    Несмотря на то, что последствия от вспышки коронавируса для экономики Китая просчитывать еще рано, ряд рейтинговых агентств уже понизили свои прогнозы в отношении ВВП Китая на 2020 год.

    Первым о том, что вспышка пневмонии приведет к замедлению экономической активности в провинции Хубэй и сильно ударит по всему Китаю, заявило агентство Moody's. Вслед за ним S&P Global Ratings и инвестиционный банк Goldman Sachs ("Голдман Сакс") понизили свои прогнозы по росту китайской экономики в 2020 году до около 5%.

    "Золотая" неделя

    Многие аналитики сходятся во мнении, что неделя дополнительных каникул и простоя предприятий в Китае станет для мировой и китайской экономик в плохом смысле этого слова "золотой" из-за многомиллиардных убытков. Однако из-за отсутствия прецедентов и неявных прогнозов относительно распространения вспышки пневмонии просчитать эти убытки пока довольно сложно.

    Концерн Hyundai Motor уже заявил, что ему с 7 февраля пришлось приостановить работу своих заводов в Южной Корее из-за нехватки поставляемых из Китая запчастей. Honda, PSA Peugeot Citroen, Nissan Motor и французский производитель автозапчастей Valeo сообщили о том, что их заводы в провинции Хубэй смогут возобновить работу не ранее 14 февраля - такова последняя директива местного правительства.

    Tesla заявила о том, что будет вынуждена отложить планы по наращиванию производства на своем новом заводе в Шанхае, а также отложит выпуск Model 3. Toyota отсрочила перезапуск своих 12 фабрик в Китае с 9 на 16 февраля. Заводы BMW и Volkswagen в КНР возобновят работу только 17 февраля.

    Сбой системы

    При этом большие опасения у аналитиков вызывает человеческий фактор - многие сотрудники могут просто не выйти на работу: кто-то из них может заболеть, находиться на карантине, оказаться пассажиром отмененного рейса или же просто побояться вернуться на свое рабочее место.

    Еще одним "ящиком Пандоры" являются меры правительства по борьбе с коронавирусом: власти уже дали указание работодателям обеспечить максимальную безопасность людей в условиях распространения пневмонии, проводить регулярные медицинские осмотры на первичные симптомы заболевания, а также выплачивать сотрудникам особые пособия в случае инфицирования и попадания в карантин.

    При этом нарушение предписаний грозит очень серьезными последствиями: как сообщило ранее издание Nikkei Asian Review, власти города Шэньчжэнь не разрешили заводу Foxconn - крупнейшему сборщику продукции Apple - возобновить работу 10 февраля. Инспекторы указали на то, что неэффективная система вентиляции в общежитиях и местах общепита для рабочих ведет "к высокому риску заражения коронавирусом". После этого компания сообщила, что возобновит работу заводов согласно указаниям правительства провинции Гуандун.

    Продление каникул

    Ряд регионов принял решение и вовсе продлить каникулы в целях карантина. Это касается изначального очага пневмонии - провинции Хубэй, - где работа предприятий возобновится не ранее 14 февраля. В провинции Цзилинь компании смогут вернуться к нормальной работе еще позже - лишь 24 февраля. Некоторые регионы, в том числе провинции Сычуань и Хайнань, предложили предприятиям самостоятельно принять решение о возобновлении работы, а другие до сих пор не обозначили сроки окончания каникул, среди них - мегаполис Тяньцзинь.

    Из-за вспышки пневмонии в Китае также отложили время возобновления занятий в детских садах, школах и высших учебных заведениях. Треть регионов сдвинула начало учебы на 18 февраля, еще треть - на конец февраля и начало марта. Власти остальных провинций ограничились туманной формулировкой не возобновлять занятия "до особого распоряжения".

    Многие китайские компании предлагают сотрудникам первое время не приходить в офис и по возможности работать из дома. Однако рабочим на заводах и фабриках в Китае такой вариант предложить нельзя. Спад экономической активности ведет к снижению доходов населения, а десяткам миллионов жителей Китая надо регулярно платить ипотеку, выплачивать другие кредиты, да и просто оплачивать бытовые расходы.

    В этих условиях откладывать возобновление работы компаний, несмотря на вспышку пневмонии, было нельзя. Однако в силу особых условий запуск китайской экономической машины в этот понедельник будет похож на старт двигателя в 30-градусный мороз. Для нормальной работы китайской экономике нужно будет прогреться, а на это потребуется время.

    Китаю крупно не повезло, что эпидемия коронавируса нового типа COVID-19 выпала прямо на празднование китайского Нового года. Так что перед тем, как говорить о чрезвычайной ситуации, стоит в общем остановиться на режиме работы в КНР на китайский Новый год и после него.

    Официально все отдыхают не более 8 дней, но по факту это относится к крупным компания и государственным организациям. Средний и малый бизнес, а особенно фабрики отдыхают намного дольше. Дело в том, что большинство сотрудников и рабочих – не местные, а из менее развитых регионов страны. У них нет отпусков, максимум 5-7 дней в году, поэтому китайский Новый год — это практически единственная возможность побывать дома, тем более что главный праздник принято встречать в кругу семьи. Многие работодатели отпускают своих работников раньше на одну или даже две недели, и выходят на работу обычно на неделю позже.

    Что обычно происходит после праздников? Многие рабочие мигранты просто не возвращаются на старое место работы. Они забирают предновогодний красный конверт с премией, а затем находят новую работу, или остаются жить с семьей в деревне, а на заработанные деньги поднимают хозяйство и т.д. Таким образом, некоторые поставщики после праздников начинают работать со значительно урезанной рабочей силой. Иногда укомплектованность штата составляет 30-50%. Поэтому многие фабрики раскачиваются еще около месяца и работают далеко не на полную мощность. Листаю переписки с поставщиками двухмесячной давности: некоторые были готовы начать производство только в конце февраля. Выходит, что и без всяких эпидемий и карантинов частное производство в стране встает на месяц-полтора.

    Однако, в этом году все будет хуже. Даже если ситуация к концу февраля-началу марта наладится, весь процесс, который обычно происходит после праздников, теперь растянется до апреля-мая.

    В китайском интернете ходит такая грустная шутка:

    Уведомление: выходные продлены до 2 февраля
    Уведомление: выходные продлены до 10 февраля
    Уведомление: выходные продлены до 17 февраля
    Уведомление: компании больше нет, можете не возвращаться на работу

    Какие-то поставщики уже начали работать, но многие из них не могут этого сделать. И на это есть несколько причин:

    1. Местные власти продлили выходные, так как в этом регионе особо серьезная ситуация с распространением вируса. В первую очередь, это провинция Хубэй.

    2. Не хватает рабочих рук. Многие производства и офисы пустые, потому что люди не могут вернуться из закрытых регионов, а вернувшиеся во многих городах обязаны находиться на 14-дневном домашнем карантине. И хорошо, если ты можешь работать онлайн, а если ты оператор производственной линии? Некоторые просто не хотят возвращаться, чтобы не рисковать заразиться от своих коллег, ведь многие рабочие живут в общежитии на территории фабрик.

    3. Запускать производство можно, но для начала нужно пройти аудит на соответствие новым требованиям в связи с эпидемией: показать запас масок, бесконтактных термометров, перчаток, средств дезинфекции и личной гигиены сотрудников. Сейчас со всем этим в Китае большой дефицит, поэтому многие не успевают выполнить необходимые условия.

    4. Кто-то уже выполнил все условия, и готов работать, но местные власти не успевают проверить производство и выдать разрешение на запуск работы.

    5. Производство готово к запуску, однако его поставщики еще не начали работать, поэтому у него нет необходимых комплектующих и материалов.

    6. Некоторые компании заняли свои производственные линии заказами для государства для обеспечения поставок для борьбы с эпидемией.


    Когда все наладится? Никто не знает. Пик эпидемии еще не пройден, хотя последние сводки достаточно оптимистичны. За пределами провинции Хубэй количество зараженных снижается уже почти 2 недели подряд, также снижается общее количество тяжелобольных. Выздоровевших уже более 10 тыс. Ждем и надеемся на лучшее, принимаем антикризисные меры в своих компаниях. Даже если все закончится завтра, ближайшие месяцы будет не просто.


    Многие предприятия в Китае остаются закрытыми в понедельник, несмотря на попытки властей страны вернуть экономику в нормальный ритм после затянувшихся в результате распространения коронавируса выходных.

    Госсовет КНР призвал важнейшие предприятия возобновить операции как можно быстрее, и власти большинства китайских провинций просили местный бизнес вернуться к работе в понедельник, после 10-дневного продления срока праздников по случаю Нового года по Лунному календарю.

    Тем не менее, многие компании так и не возобновили работу в понедельник, опасаясь, что это может привести к возникновению новой волны заболеваемости.

    Во многих городах, включая Пекин и Шанхай, работодатели позволяют сотрудникам работать из дома, ведущие технологические компании, в том числе, Alibaba и Meituan, продлили выходные, как минимум, до 16 февраля.

    Alibaba сообщила FT, что отложит "по крайней мере, на неделю" возобновление операций, планировавшееся на понедельник.

    Foxconn, подрядчик Apple и крупнейший в Китае работодатель, не готов возобновлять производство iPhone на своем предприятии в Чжэнчжоу (провинция Хэнань), сообщил представитель местного комитета по контролю распространения эпидемии Цзинь Боян.

    Volkswagen AG сообщил в минувшую субботу, что все предприятия его СП с китайской SAIC Motor Corp. - Saic Volkswagen, кроме шанхайского, - не возобновят работу до 17 февраля.

    В некоторых регионах, например, в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке страны, власти предписали работодателям в городах, наиболее серьезно затронутых эпидемией, продлить каникулы еще на две недели.

    В Китае по состоянию на 00:00 часов по местному времени понедельника (19:00 мск воскресенья) число заболевших пневмонией, вызываемой новым типом коронавируса, составило 40,171 тыс. человек, смертельный исход зафиксирован в 908 случаях, сообщил Госкомитет здравоохранения КНР. В воскресенье в Китае было зарегистрировано более 3 тыс. новых случаев заражения, на 15% больше, чем накануне.

    Число подтвержденных случаев заражения коронавирусом уже более чем в 5 раз превышает количество зараженных атипичной пневмонией.

    Эксперты полагают, что власти КНР не смогут поставить цель роста ВВП на 6% в этом году из-за вспыхнувшей эпидемии. Более того, появляется все больше разговоров о том, что проведение Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), которое традиционно проходит в марте и где объявляется цель по ВВП, может быть отложено, пишет FT.

    Попытка найти баланс между здоровьем населения и экономическими приоритетами в периоды эпидемий всегда бывает очень сложно, отмечает эпидемиолог Колумбийского университета в Нью-Йорке Ян Липкин.

    "Если происходит скачок заболеваемости, когда люди возвращаются к работе, мы понимаем, что мы вновь в затруднении и нам стоит сдать назад", - говорит Липкин.

    Практически во всех китайских провинциях Китая начальные и средние школы останутся закрытыми, по крайней мере, до 16 февраля. В ряде регионов, включая расположенные на побережье провинции Шанхай, Чжэцзян, Цзянсу и Гуандун, школы будут закрыты до конца февраля.

    Многие рестораны также остаются закрытыми, и многие не планируют открываться до марта.

    Последствия распространения китайского коронавируса начинают чувствовать на себе и зарубежные компании. Так, Fiat Chrysler предупредил на прошлой неделе, что, возможно, будет вынужден остановить производство в Европе из-за проблем с поставкой автокомпонентов из Китая.

    Опрос, проведенный Американской торговой палатой в Шанхае, показал, что многие компании ожидают ухудшения показателей выручки из-за коронавируса. Подавляющее большинство - 87% компаний, участвовавших в опросе, заявили, что китайская эпидемия окажет прямое негативное влияние на их выручку, и лишь 13% заявили, что ожидают сдержанных последствий.

    Примерно четверть компаний, участвовавших в опросе, заявила, что их выручка может упасть более чем на 15% из-за последствий распространения коронавируса, пишет The Wall Street Journal.

    Некоторые компании сообщили, что ситуация в Китае подтолкнет их к диверсификации операций для снижения зависимости от рынка КНР.

    Виталий Баскин, директор по развитию бизнеса производителя зубной пасты и косметики Splat Global в Китае, успел приехать в Россию на каникулы по случаю китайского Нового года еще до вспышки коронавируса. В Китай он не вернулся, сдал билеты. Торговое представительство Splat находится в городе Ханчжоу провинции Чжэцзян, там на 1 февраля было выявлено 599 случаев заражения коронавирусом. По его словам, в Ханчжоу вплоть до прошлой недели оставался только один российский сотрудник – программист. Но и он уже вернулся в Россию, сейчас он работает удаленно из дома, в офис не приезжает. Компания рекомендовала ему пройти медицинское обследование, хотя сотрудник, как он уверяет, здоров и чувствует себя хорошо. Китайские сотрудники Splat в Ханчжоу тоже пока не вышли на работу, рассказывает Баскин. Новогодние каникулы им продлили до 10 февраля. В Ханчжоу сейчас невозможно работать, говорит Баскин: движение курьеров, которые развозят по городу онлайн-заказы, ограничено, продажи в уличных магазинах упали, потому что жители не выходят лишний раз на улицу. Баскин опасается, что после 10 февраля ситуация не улучшится. Но дальнейшая остановка бизнеса может принести убытки, сетует он.

    Между Россией и Китаем большой обмен деловыми поездками. По данным Пограничной службы ФСБ, за первые три квартала 2019 г. в Китай выехало 42 197 россиян с деловыми целями, а 6105 российских граждан – на работу. Еще больше россиян обслуживают логистику с Китаем: водители, летчики, железнодорожники. В одном только III квартале 2019 г. в Китай выехало 69 912 таких специалистов.

    Без командировок

    Главный санитарный врач России Анна Попова рекомендовала предупреждать сотрудников, направляющихся в Китай в деловую поездку, о рисках, мерах личной профилактики и о том, что ВОЗ советует воздержаться от поездок в КНР. Роспотребнадзор рекомендовал всем возвращающимся из Китая медицинское наблюдение в течение 14 дней (ежедневный медосмотр с изменением температуры и общей оценкой состояния здоровья).

    Коронавирус угрожает производству iPhone, автомобилей и самолетов

    Ограничения были приняты и в транспортных компаниях. Например, Fesco направила на все суда, работающие на китайских рейсах, рекомендации о недопущении распространения инфекции и ограничила сход членов экипажа на берег в портах КНР. Компания также отменила несколько корпоративных мероприятий в Китае, приуроченных к китайскому Новому году, и перевела на удаленный режим работы персонал офисов в Китае, на месте остался только дежурный персонал, говорит представитель Fesco.

    граждан КНР въехали в Россию в 2018 г. со служебными целями, по данным Пограничной службы ФСБ.

    Те, кто в эпицентре

    В представительствах российской Торгово-промышленной палаты (ТПП) в Пекине и в Шанхае работают шесть россиян, рассказывает вице-президент ТПП Владимир Падалко. По его словам, они планируют оставаться в Китае, чтобы сохранить контакты и расположение китайских партнеров, и пока обходятся общепринятыми мерами предосторожности: носят маски, обрабатывают руки и избегают больших скоплений людей. О таких же мерах сообщает Минпромторг (в Китае есть торговое представительство России) и Российский экспортный центр (РЭЦ) в Шанхае. В Шанхае находится только один сотрудник РЭЦа с семьей.

    По данным пресс-службы МИДа, сейчас по линии ведомства и других российских государственных органов в Китае находятся около 1000 россиян, включая семьи. Ротация сотрудников осуществляется в штатном режиме. А возвращающиеся в Россию сотрудники проходят в аэропорту все установленные профилактические процедуры. Никакого особого карантина в МИД России не предусмотрено. Случаев заболевания коронавирусом среди сотрудников центрального аппарата, российских заграничных учреждений и членов их семей не отмечено. Посольство России в КНР и другие российские загранучреждения работают в штатном режиме, но внешние контакты существенно ограничены.

    Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта отозвало сотрудника из Китая во Владивосток. Он прошел медосмотр и сейчас на 14-дневном домашнем карантине, после которого выйдет в офис. По словам генерального директора агентства Леонида Петухова, все переговоры с китайскими партнерами оно временно проводит по видео-конференц-связи.


    КОЛЛАЖ: КИРИЛЛ РУБЦОВ; ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ЕВГЕНИЯ ОБУХОВА


    Основной вопрос сейчас — продлится ли такое положение вещей в марте. Новости противоречивые: власти провинции Хубэй призывают компании не возвращаться к работе как минимум до 11 марта, а китайский минздрав поддерживает возвращение компаний к работе.


    Вернется ли производство в КНР в свой обычный ритм? От этого будет зависеть многое для целого ряда товарных рынков, для тысяч компаний, работающих с Китаем — получающих оттуда продукцию и комплектующие или поставляющих туда сырье, а в конечном счете — будущее ВВП всех торговых партнеров КНР, и России в том числе. Так, по данным ФТС и Минфина, Россия теряет из-за снижения спроса со стороны Китая миллиард рублей в день — соответственно, если такое снижение продлится весь март, то потери составят около 60 млрд рублей, а если и в апреле — то около 90 млрд. С учетом объема нашего товарооборота с КНР (110 млрд долларов, или около 6 трлн рублей в прошлом году) это немного, но вопрос в том, не окажутся ли потери сильнее из-за косвенных эффектов. И Россия тут не единственная пострадавшая, проблемы в той или иной мере грозят всем торговым партнерам Китая: США, Японии, Южной Корее и другим странам Юго-Восточной Азии. Так, южнокорейский Hyundai заморозил производство из-за нехватки китайских запчастей, Apple переносит часть производства на Тайвань (хотя в этой истории, возможно, больше политики, чем коронавируса).

    Сейчас уже известны самые пострадавшие отрасли — это авиаперевозки и туризм.

    Однако российские потери несравнимы с потерями других, более популярных у китайских туристов стран. Россия — примерно 10–12-я по популярности страна для китайских туристов, а основной турпоток приходится на Вьетнам, Таиланд, Японию, Корею, Индонезию, Малайзию, Филиппины, Камбоджу, Францию и Корею. Их потери могут оказаться существенно больше: средние расходы китайского туриста на тур — от двух до пяти тысяч долларов, так что недополученная выручка туриндустрии Азии за первые два месяца года составит как минимум пять миллиардов долларов, подсчитали в РАСПП.



    Еще совсем недавно китайский рынок авиаперевозок считался одним из самых динамичных в мире, он демонстрировал феноменальные темпы роста — примерно 7,5–8% ежегодно. В прошлом году суммарный пассажиропоток на авиалиниях в КНР увеличился с 611 млн до 660 млн человек. И мало кто сомневался, что уже в 2022 году китайский рынок превзойдет американский и станет самым емким в мире, а местные авиакомпании будут перевозить не менее 750 млн пассажиров в год. Но все вышло иначе.

    Уже ясно, что кризис в Китае крайне негативно отразится на глобальной индустрии авиаперевозок. У многих крупных авиакомпаний Азии, Европы, Ближнего Востока и Северной Америки образовался заметный избыток провозных мощностей. Речь идет о нескольких десятках широкофюзеляжных дальнемагистральных авиалайнеров. Только лизинговые платежи за каждый такой самолет составляют не менее 1,5 млн долларов в месяц. Использовать эти воздушные суда на действующих авиалиниях, например из Европы в США и Канаду, сейчас проблематично. Увеличение частоты полетов в низкий сезон неизбежно приведет к резкому снижению загрузки и, как следствие, к падению цен на авиабилеты. Российским авиакомпаниям ничего не остается, кроме как просить помощи у государства. Замглавы Минтранса Александр Юрчик уже заявил, что его ведомство предложит правительству выделить авиакомпаниям 1,6 млрд рублей в качестве компенсации за запрет полетов в Китай. Проблема, однако, в том, что сами авиаперевозчики оценивают свои потери как минимум в 5 млрд рублей. Да и получить какие-либо средства от властей нашим авиаторам, как показала практика, непросто. Например, из-за запрета на авиасообщение с Грузией российские авиакомпании, по их собственным оценкам, потеряли 3,2 млрд рублей. Но Минфин посчитал эту сумму завышенной. В результате, несмотря на прямое поручение президента компенсировать авиакомпаниям их убытки, решить этот вопрос так и не удалось.



    Оценки влияния коронавируса на потребление нефти в Китае существенно расходятся. Например, ОПЕК в февральском отчете снизила прогноз роста мирового спроса на нефть в 2020 году на 230 тыс. баррелей в сутки, из них только в Китае — на 120 тыс. баррелей в сутки. В то же время, по сообщению Bloomberg, из-за коронавируса общее потребление нефти в Китае сократилось на 20% (на 3 млн баррелей в сутки). Недавно в прессе прошли сообщения, что руководители китайских НПЗ прогнозируют сокращение уже на 25% (3,2 млн баррелей в сутки), что эквивалентно примерно 3% общемирового потребления. Тут есть два момента. Во-первых, из-за праздников январь и февраль — очень нетипичные месяцы для китайской экономики. Делать по ним выводы некорректно. Во-вторых, китайские компании продолжают закупать нефть — оставляют ее в танкерах или заливают в хранилища про запас. Так что влияние снижения потребления в Китае на спрос на нефть далеко не линейно. Более того, размер этих хранилищ неизвестен, и что будет, когда они заполнятся, непонятно.

    Следующими на очереди в числе пострадавших могут оказаться рынки угля, железной руды и черных металлов.

    У рынков железной руды и стали в Китае есть несколько важных особенностей. Китай потребляет и производит более 50% мировой стали, при этом собственные месторождения железной руды в Китае имеют низкое содержание железа, поэтому ее приходится импортировать, отмечает Вадим Понкратов. По данным Bloomberg RU, цены на железную руду в первом квартале 2020 года снизятся до 50 долларов за тонну, и S&P Global Platts прогнозирует, что мировые цены на сталь могут упасть после падения цены железной руды на 8%.


    Goldman Sachs считает, что из-за коронавируса глобальный спрос на медь в 2020 году снизится на 300 тыс. тонн — и то если власти КНР смогут взять под контроль вирус в первом квартале. В результате глобальное производство меди в этом году будет ниже спроса на металл на 140 тыс. тонн.
    Трехмесячный прогноз по меди понижен до 5900 долларов за тонну с ожидавшихся ранее 6300 долларов, 12-месячный прогноз ухудшен сразу до 6500 долларов за тонну с 7000.


    В то время как авиакомпании, турфирмы, операторы массовых мероприятий отменяют все планы на апрель, вирус, похоже, уже выдыхается. С начала его распространения прошло уже больше двух месяцев, а путаница в отношении точного числа заболевших продолжается. По данным ВОЗ на 21 февраля, всего были заражены 76 676 человек. За пределами Китая — 1073 подтвержденных случая. Умерли 2247 человек. За пределами эпицентра заболевания в провинции Хубэй ситуация в целом стабилизировалась. Вторым крупным очагом после японского круизного судна стала религиозная секта в г. Тэгу (Южная Корея), в которой выявлено несколько десятков заболевших.


    Руководитель сектора международных военно-политических и экономических проблем НИУ ВШЭ Василий Кашин соглашается, что в силу масштабных праздников рассматривать помесячную экономическую статистику Китая в начале года бессмысленно — обычно смотрят сразу на два-три месяца. Поэтому пока нет оснований ожидать сверхнегативных последствий для китайской экономики из-за коронавируса. Кроме того, сейчас КНР проводит общенациональную мобилизацию госаппарата, чтобы показать: правительство соблюдает план, экономические показатели под контролем и, если надо, власти будут стимулировать спрос и помогать промышленности и бизнесу, напоминает эксперт. Как только ограничительные меры будут сняты (скорее всего, это произойдет уже во втором квартале), промышленность быстро восстановится — просто введет в строй простаивающие мощности. Сфера услуг будет восстанавливаться медленнее. Тем не менее после снятия ограничений мы можем увидеть сильный восстановительный рост, полагает г-н Кашин.

    Действительно, у Китая есть универсальное средство, с успехом применяемое в США и ЕС: заливка деньгами. Народный банк Китая умело подогревает надежды инвесторов на лучшее: вслед за ставками репо он снизил на минувшей неделе ставки среднесрочных кредитов, ключевую ставку, а в конце минувшей недели для надежности просто запретил короткие продажи.

    Власти также снизили стоимость соцстрахования для предприятий и вводят субсидии на покупку автомобилей. Вслед за Банком Китая начали понижать ставки и соседи, например ЦБ Индонезии, а Сингапур отменил повышение НДС. Однако, как всегда в таких случаях, крах какой-нибудь одной компании, не справившейся с последствиями коронавируса, может запустить цепочку банкротств — и произойти это может в любом регионе. Конечно, Китай поддержит любую свою компанию, но, например, Гонконг не может этого сделать.

    На сегодняшний день пониженные национальными центробанками и рейтинговыми агентствами прогнозы ВВП позволяют подсчитать, что мировая экономика потеряет из-за коронавируса как минимум 140 млрд долларов.


    Коронавирус заставил российские компании понервничать: китайские фабрики не могут производить и доставлять товар клиентам вовремя

    Ситуация с поставками из Китая сейчас действительно непонятная, но пока искать замену Китаю в планы компаний не входит: он является крупнейшим мировым производителем товаров. В России на Китай приходится 36,5% импортного текстиля. Но, если пауза затянется, компании могут задуматься о смене локации производств.

    По ту сторону баррикад

    Когда началась эпидемия, китайские фабрики не закрывались. Их сотрудникам просто запретили выходить на работу в первых числах февраля — после празднования китайского Нового года.

    Кроме того, некоторые фабрики, получившие такое разрешение, оказались просто не готовы что-либо производить — после объявления карантина все передвижения людей тоже оказались заблокированы: весь персонал, уехавший в другие города праздновать Новый год с семьями, не смог вернуться обратно. В итоге разрешение на работу есть, а производить товар некому.

    Интересно, что маленькие производства находят выход из ситуации: они закрываются с семьями и сотрудниками у себя дома и работают.

    По эту сторону баррикад

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции