Китайские авто и коронавирус



Как известно, очагом распространения коронавируса стал город Ухань провинции Хубэй, который называют "Китайским Детройтом", ведь здесь сосредоточены предприятия крупнейших производителей автомобилей и комплектующих. И вот сегодня, когда эпидемия в Поднебесной практически повержена, хотя не исключается и ее вторая волна, местный автопром постепенно восстанавливает работу, в то время как в Европе, Америке, Южной Корее, Японии и Южной Африке автомобильные предприятия массово закрываются на карантин.


В России же автозаводы пока еще работают, однако остановок производства им избежать не удастся. Так, предприятия Volkswagen Group Rus в Калуге и Нижнем Новгороде с 30 марта уходят в двухнедельный простой в связи с нехваткой компонентов, поставляемых с европейских заводов. С 1 по 10 апреля остановит конвейер и калужский "ПСМА Рус", при этом в компании отмечают, что в случае необходимости текущие меры могут быть скорректированы.

О нехватке комплектующих из Южной Кореи заявили и на калининградском "Автоторе", где выпускаются модели Kia и Hyundai. В результате предприятие ожидает снижения производства порядка на 8 тыс. автомобилей по итогам первого квартала 2020-го и не исключает дальнейшего падения объемов выпуска. На "Автоторе" принимают меры по корректировке режима работы предприятия, чтобы не допустить остановки конвейера.

Завод "Мазда Соллерс", который все комплектующих получает от головного завода Mazda Motor в Японии, проблем с поставками не испытывает, однако с 27 апреля планирует остановить конвейер в связи с модернизацией производства, которая предварительно займет от трех недель.


Кроме того, Ульяновский автозавод не исключает в перспективе остановки производства в силу резкого падения спроса на автомобили (прежде всего, со стороны физлиц) и недостатка загрузки заводских мощностей. "В настоящий момент группа "Соллерс" не видит угроз для производственной деятельности из-за дефицита комплектующих. Сборка автомобилей осуществляется в штатном режиме", - сообщили "РГ" в пресс-службе компании.

Стоит отметить, что остановка производства на заводах Great Wall в Китае, которое было восстановлено с 18 февраля, никак не сказалась на работе предприятия Haval в Тульской области. Как заявили "РГ" в пресс-службе "Хавейл Мотор Рус", в компании не предвидят никаких проблем с поставками автомобилей российским дилерам, несмотря на рост спроса на внедорожники Haval.

"Мы регулярно проводим мониторинг ситуации, а также обмениваемся информацией с нашими партнерами. Сейчас все отгрузки от наших партеров осуществляются в срок. На сегодняшний день риски для автомобильной отрасли и авторитейла, связанные с распространением коронавируса, сложно оценить и четко спрогнозировать. Одно можно сказать с уверенностью - автомобили будут дорожать, причем как новые, так и с пробегом", - говорит директор по развитию компании "Рольф" Владимир Мирошников.


По словам генерального директора ГК "АвтоСпецЦентр" Дениса Петрунина, сейчас продажи автомобилей в мире - Китай, Европа - сокращаются, поэтому проблем с доступностью автомобилей и запчастей в России не будет точно.

К тому же в самой России продажи автомобилей также будут сокращаться, и на текущий объем спроса поставок хватит. Если правительство страны примет решение о карантине, то предприятия тоже будут вынуждены приостановить работу. Но надо понимать, что и покупать автомобили в этот период никто тоже особо не будет. Поэтому с учетом запаса дилерских складов временный карантин не повлияет на доступность автомобилей.


Действительно, остановка конвейеров в Европе и США происходит на фоне пустующих из-за пандемии коронавируса шоу-румов, как в свое время это было и в Китае. Сегодня в той же Америке продавцы новых машин пытаются заманить покупателей в автосалоны большими скидками и кредитами с нулевой процентной ставкой или трехмесячной отсрочкой первого платежа.

А вот в нашей стране дилеры наблюдают повышенный спрос на автомобили, вызванный обвалом рубля. Правда, в отличие от аналогичной ситуации в конце 2014 года, ажиотажа с покупкой автомобилей сегодня не происходит, ведь с тех пор реальные доходы россиян заметно снизились.


Тем не менее, многие дилеры уже отказались от скидок и спецпредложений, хотя переписывать ценники вслед за валютными курсами пока не спешат. Однако даже в случае некоторой стабилизации рубля очередного удорожания новых машин в будущем не избежать - оно может начаться уже в апреле и, скорее всего, будет происходить поэтапно, составив по итогам года порядка 10%.

По словам директора по маркетингу АГ "Авилон" Андрея Каменского, ситуация будет во многом зависеть от того, на какой отметке зафиксируется курс валюты. Но в любом случае ожидать резкого скачка цен не стоит. Рост стоимости автомобилей будет во многом зависеть от ценовой политики каждого автопроизводителя. Марки, нацелившиеся на увеличение доли рынка, могут временно сдерживать рост, чтобы привлечь дополнительную аудиторию за счет маркетинговых поддержек, кредитных программ и программ трейд-ина. В целом позиции конкурирующих моделей не изменятся, так как в случае повышения цен это затронет всех участников рынка.

Стоит отметить, что ситуация с коронавирусом, которая ударила, прежде всего, по автопрому Поднебесной, вряд ли скажется на позициях "китайцев" в нашей стране, учитывая, что они занимают у нас незначительную рыночную долю в 2,5%. По крайней мере, ведущие китайские автопроизводители намерены укреплять свои позиции на рынке России, продолжая привозить к нам свои новые модели.


Так, в начале марта на российском рынке появился семиместный кроссовер Chery Tiggo 8, а на этой неделе стартуют продажи нового кроссовера Geely Coolray. В следующем месяце у дилеров также ожидается рамный внедорожник Haval H5, производство которого, по неофициальным данным, уже налажено на заводе компании в Тульской области. Среди новинок значится и компактный кроссовер DFM AX4, который выпускается в китайском городе Ухань, ставшим очагом эпидемии коронавируса. Хотя старт его продаж российское представительство Dongfeng в очередной раз отложило еще до вспышки пандемии.

"В Китае пик эпидемии коронавируса уже прошел, и я не думаю, что после стабилизации ситуации во всем мире это как-то принципиально повлияет на экспорт автомобилей из Китая, в том числе и в Россию. При грамотной стратегии развития на российском рынке (в основном это касается Haval, который на данный момент является единственным локализованным в России китайским брендом) в перспективе пяти лет доля автопроизводителей из Поднебесной может вырасти вдвое, до 4,5-5%.

Другой вопрос - что сейчас высокие показатели роста продаж китайских автомобилей в России обусловлены низкой базой прошлого года, в то время как количественные показатели по-прежнему невысоки. Реально растут продажи пока только у Haval. Сейчас не лучшее время для выхода на российский рынок китайских брендов, поэтому я не думаю, что кто-то из них будет в ближайшее время строить свои заводы в нашей стране", - резюмирует Денис Петрунин.

Все новости

Коронавирус автопрома: стало ясно, сколько на самом деле китайских компонентов в наших автомобилях

Эпидемия грозит дефицитом машин

Китайские компоненты использует сегодня большинство производителей прямо или косвенно (то есть через других поставщиков)

Фото: Артем Краснов

Провинция Хубей, где в декабре прошлого года появился коронавирус Covid-19, является одним из центров китайского автопрома, но это лишь вершина айсберга. Внезапно с проблемами столкнулись производители, которые никак с Китаем не ассоциируются, например Hyundai и KIA. Мы попытались выяснить, возникнет ли дефицит новых автомобилей в самый разгар торгового сезона — в марте и апреле.

DFM AX7 — пример автомобиля, который собирали в эпицентре вспышки коронавируса

Фото: Артем Краснов

Самым крупным автопроизводителем Ухани является Donfeng, который имеет там и собственное производство, и три совместных — с Renault, Honda и PSA (Peugeot и Citroen). Впрочем, прямые поставки из Ухани в Россию включают только одну модель — кроссовер DFM AX7. На наш запрос представители китайских брендов ответили, что пока проблем с поставками нет, потому что большие складские запасы (не только DFM) обеспечивают буфер. Путешествие из Китая занимает 2-3 месяца и даже больше, так что пока вырабатывается старый запас. Плюс же DFM не пользуется большим спросом: в январе, как и год назад, было продано чуть более 80 машин на всю Россию.

Удар по корейцам и японцам

Но китайская примесь есть сегодня почти в каждой машине, хотя это и не всегда афишируется. Ещё в начале февраля начались перебои с запчастями на японский завод Nissan, который делает X-Trail и Serena.

Ещё сложнее пришлось альянсу Hyundai-KIA, который в феврале остановил производство в Южной Корее из-за недостатка китайских запчастей. В частности, речь об электрической проводке, половина которой поступала от компаний Kyungshin и Yura Corporation. Kyungshin сейчас наращивает производство в США, Индии и Камбодже, но эти меры требуют времени.

В середине февраля вспышка коронавируса произошла в самой Корее, и она не прошла бесследно для автопрома страны, хоть от города Тэгу, эпицентра заболеваемости, до Улсана, где сосредоточены заводы Hyundai и KIA, более 200 километров.

На днях Hyundai презентовала обновлённую версию Solaris, но речи о сбое поставок пока не шло. Вопрос в том, что будет весной

Например, российские бестселлеры Hyundai Solaris и KIA Rio используют двигатели серии Gamma, собранные в Китае — провинция Шаньдун находится недалеко от Пекина, который также пострадал от коронавируса. Мы направили запрос в пресс-службу Hyundai о возможной приостановке производства, но ответа пока не получили.

В целом автозаводы России имеют определённый иммунитет, потому что работают с большими складами запчастей — в этом разница, например, с корейскими заводами, которые получают запчасти из Китая напрямую без складских запасов. Но это лишь означает, что перебои могут начаться позже. Так, например, в ряде стран дилеры Hyundai получили уведомление о грядущих проблемах с поставками.

Италия, где заболело уже почти 500 человек, тоже является крупной страной-автопроизводителем. Правда, популярных моделей из Италии к нам не заводят, а крупнейшие итальянские бренды вроде FIAT и Lancia на российском рынке почти не представлены. Почти, потому что тот же FIAT продаёт у нас коммерческую технику, а ещё малыша FIAT 500, производство которого в Сербии, кстати, также остановлено из-за коронавируса.

Штаб-квартира Ferrari попала в зону риска

Фото: Arnaud 25, CC BY-SA 3.0 / Wikipedia.org

Недалеко, в Сант-Агата-Болоньезе, расположена и штаб-квартира Lamborghini, но сообщений о карантине на её заводах пока нет.

FIAT в свою очередь распространил заявление, что коронавирус представляет угрозу для бизнеса компании, но подчеркнул, что оценивать его влияние пока рано. Производство FIAT в Европе снижено из-за перебоев с поставками запчастей, правда, речь пока о китайских компонентах. Например, остановился упомянутый завод FIAT в Сербии. В компании считают, что ситуация со временем коснётся и других производителей.

Российские автозаводы пока не испытывают глобальных проблем с компонентами, но распространение вируса в Европу вызывает тревогу почти у всех

Фото: Артем Краснов

Представитель одного из дилеров, попросивший не называть имя, так прокомментировал ситуацию:

Эксперт спрогнозировал ход эпидемии COVID-19 в нашей стране

02.04.2020 в 15:52, просмотров: 45249


"Китай заимствовал советские разработки"

- Всю информацию я получал от своих китайских сотрудников, многое черпал из китайских ресурсов по коронавирусу. Хватало инсайда по пандемии подписчиков нашей группы в соцсети из разных стран. У меня имеются ежедневные статистические данные по Китаю в виде таблиц по каждой провинции, очищенные от правок властей, по другим азиатским странам, - говорит Иван Смолин.

- Китай победил вирус за за счет жесткого контроля над людьми? Народ находился "под колпаком".

- Какие ошибки допустил Китай в распространении вируса?

- Была допущена одна ошибка – власти Китая объявили о закрытии города Ухань и провинции Хубэй раньше, чем их фактически закрыли. Тем самым позволили 5 миллионам человек выехать из региона.

Больше ключевых промахов штаб КНР по борьбе с новым коронавирусом особо не допускал. Кстати, российские власти допустили такую же ошибку, когда объявили о недельном самокарантине, но не ограничили народ в передвижениях по стране и внутри мегаполисов. Многие россияне купили билеты в другой регион или на машинах поехали на загородные мероприятия.

- Как осуществлялся контроль за людьми?

- Эффективным средством контроля оказалось внедрение приложения (APP) контроля за здоровьем для смартфонов, через которое люди обязаны с помощью QR-кодов фиксировать своё посещение любых публичных мест - магазинов, вокзалов и других. Также народ регулярно вводил в него данные о своей температуре - это могло быть проверено.


- Если человек не скачал такое приложение на смартфон?

- Без наличия такого приложения нельзя заселиться в гостиницу, попасть на вокзал или зайти в торговый центр за продуктами.

- Перегибы в слежении за гражданами заметили?

- Перегибы существовали на местах, где работали добровольные дружины местного самоуправления микрорайонов и компаундов (жилых комплексов). Например, людям, приехавшим из других провинций, заваривали или забивали двери, чтобы они не могли выйти из дома.

- Какие наказания ввели за нарушения карантина?

- Введения каких-то новых видов уголовного или дисциплинарного наказаний, по сути, не вводили, для этого КНР достаточно и текущего законодательства. Например, за заражение людей при нарушении карантина возникает уголовная ответственность, от штрафа до 3 лет. Если это повлекло смерть зараженного, то можно получить весьма длительный срок. При этом одним из самых страшных наказаний для нарушителей без последствий, то есть, когда не был никто заражен, стала блокировка аккаунтов в супермессенджере Wechat или в платежной системе Alipay.

- На чем была основана система предупреждения эпидемий в Китае?

- Вы жили в городе Суйфэньхэ, что на границе с Россией - 100 км до Уссурийска, 240 – до Владивостока. Как получилось, что в январе вирус не дошел до нашей страны, ведь китайцы постоянно ездили в эти регионы, а россияне в свою очередь возили товары из Китая?

- В северных регионах Китая, граничащих с Россией, количество выявленных больных оказалось невелико. А непосредственно в городах, находящихся в приграничье, так и вовсе больных не зафиксировали. Исключение - Хэйхэ, что находится напротив Благовещенска и ещё пара мелких городов. Но и там заболевших выявили не в самих населенных пунктах, где обычно тусуются русские туристы, а в пригородных уездах.


- В вашем городе были зараженные?

- В городе Суйфэньхэ не выявлено ни одного заболевшего, а это ведь главный наземный переход - и грузовой, и пассажирский между РФ и КНР. Кроме этого, когда я 13 января выезжал из Китая через МАПП Пограничный (Приморский край), пассажиров нашего автобуса проверяли ручным тепловизором намного тщательнее, чем обычно. Ещё вели запись на видео самого процесса проверки, что было впервые за мои несколько десятков пересечений данного погранперехода.

- И долго китайцы ездили туда-сюда?

- В конце января китайцы прекратили передвижения. Случилось это после того, как объявили, что они попадут в обязательный карантин по приезду в РФ. Так что я считаю правдой то, что на Дальнем Востоке если случаи завоза из Китая коронавируса и были, то единичные и в легкой форме без дальнейшего заражения. Занимаясь тематикой COVID-19, я попытался найти хотя бы одного знакомого на Дальнем Востоке, у которого диагностировали пневмонию в семье. Не нашел. А у меня там сотни знакомых, если не тысячи.


- Границы для пассажирского потока через наземные границы до сих пор закрыты?

Почему другие города Китая легко отделались

- Вирус распространится неравномерно по Китаю. Основной удар пришелся по региону Хубэй, тогда как некоторые города отделались легким испугом. Почему?

- Можно сказать, что провинция Хубэй пострадала за весь Китай. Почему именно так произошло, можно показать на примере круизного судна Diamond Princess, застрявшей в Японии с заболевшими. Тогда народ заперли внутри на карантин. Японское правительство сначала приняло решение пожертвовать людьми на лайнере, но не допустить их на берег без перепроверки.

Японцами было допущено много ошибок, которые привели к тому, что процент заражения составил чудовищные 30% от числа всех присутствовавших на борту этого лайнера, однако затормозить распространение инфекции в стране они смогли. Аналогично по провинции Хубэй - китайские власти перекрыли все границы с этим регионом, даже несмотря на нехватку там больничных коек, врачей и оборудования на начальном этапе.

- В Китае была возможность спасти большее количество людей от смерти?

- Полагаю, что спасти удалось гораздо больше людей, если бы частично больных вывозили спецрейсами в инфекционные госпитали в других регионах. Но тогда и больных по стране оказалось бы больше. С точки зрения полезности для мира – китайцы сделали все верно.

- Оставались не только города, но целые регионы, в которых практически не было заболевших. Большей частью это регионы с более-менее хорошей экологией, которые располагаются на высокогорье или среднегорье.

Приведу примеры. Тибет - 1 выявленный больной, нет умерших – это самый высокогорный регион КНР со средней высотой в местах проживания людей 2500-3000 м над уровнем моря.

Дальше - провинция Цинхай: 18 выявленных больных, нет умерших - северо-восток Цинхай-Тибетского нагорья.

Следом - Синьцзян-Уйгурский автономный район, 76 выявленных больных, 3 умерших прибывшие из Хубэя – средняя высота населенных пунктов 800-1000 метров над уровнем моря.

Автономный район Внутренняя Монголия (средняя высота 800-1000 м над у/м), 97 заболевших, 1 скончавшийся; Нинся-Хуэйский автономный район (средняя высота 1300-1500 м над у/м), 75 больных, ни одного умершего.


Мой город Суйфэньхэ на границе с РФ - ни одного заболевшего, высота 550-600 метров над уровнем моря. В 140 км рядом город Муданьцзян – 15 заболевших, 200 м над уровнем моря.

- США считает, что Китай занизил количество умерших и заразившихся. Могли быть погрешности в статистике?

- Не исключаю, что приличное количество людей из провинций с легким протеканием заболевания на начальном этапе не попали в китайскую статистику. Дело в том, что в Китае менее половины работающего населения имеют социальные и медицинские страховки. Люди из этой категории привыкли переносить легкие заболевания на ногах, не обращаясь к услугам платной медицины, особенно в мелких деревнях в глубинке.

- Поступала информация, что в самом начале эпидемии Пекин скрыл информацию, что в тюрьмах обнаружили коронавирус.

- Первые информационные сообщения о новом вирусе из Уханя от медиков в мессенджерах и китайских блогах блокировались и удалялись администраторами от властей. Людей, которые писали об этом в соцсетях, вызывали на профилактические беседы региональные службы безопасности.

Кстати, потом на представителей тех самых региональных служб, действующих по большому счету согласно инструкциям, пекинские власти и перевели стрелки, обвинили их в том, что они проспали начало эпидемии. Вообще случаев сокрытия, точнее попытка размазать по времени количество выявленных больных, особенно на начальном этапе, было предостаточно.

- Почему власти пытались это скрыть?

Ожидаю по итогам 2020 года фактического отката экономики страны на 8-10 лет назад в большинстве отраслей. Это победа?

Просто один пример: за 1 квартал в Китае продано менее 15% автомобилей от аналогичного периода 2019 года. 800-900 машин вместо 6 млн, и пока не видно, что спрос восстанавливается таким образом, что нагонит потери.


- На чем-то они отыграют потери?

- Единственная отрасль-победитель – это медицинское направление, включая фармакологию. И даже учитывая, что Китай вновь запустил почти все производства – заказов из-за рубежа очень мало. Заказывать особо некому, за исключением продукции медицинского назначения.

Китай экономически восстановится, но не ранее, чем весь остальной мир это сделает. И власти КНР это понимают, оказывая довольно существенную помощь в борьбе с коронавирусом другим странам в настоящий момент.

- В самом начале эпидемии иностранцы, проживающие в Китае, поспешили покинуть страну. Испугались, что там их не спасут?

400-500 млн человек перемещается по стране, путешествует или возвращается на малую родину к родителям согласно национальным традициям. Так что большинство россиян и так выехали бы либо в отпуска на относительно близкие к Китаю туристические страны типа Таиланда, либо вернулись в Россию.

- В больницах отношение к европейцу с коронавирусом и китайцу одинаковое?

- К заболевшим иностранцам отношение не только на уровне, аналогичным к гражданам КНР, но в некоторых случаях даже были предоставлены более комфортные условия, чем согражданам.

- Состоятельным китайцам оказывали помощь лучше?

- Бытовало мнение, что в Китае не заразилось ни одного европейца. Тогда еще предполагали, что болезнь распространяется только на азиатов.

- Заразившиеся иностранцы были в Китае, но единичные случаи. По моей информации, в основном это граждане Кореи, Пакистана, Ирана, стран Африки, человек 10 из Европы и столько же из США. Именно тогда появился миф, мол, только азиаты болеют коронавирусом.

Даже если математически прикинуть, то от 82 тысяч выявленных больных по статистике должно было заболеть 50-70 европейцев. Наверное, так и было, может немного поменьше. А если учесть, что европейцы намного тщательнее относятся к вопросам гигиены, в среднем имеют заметно больший доход, реже посещают народные рынки – то результат очевиден и никакой мистики.

"Отдельные проявления COVID-19 не прекратятся"

- Китай не испытывал, как Италия, недостатка в медикаментах и аппаратах ИВЛ? Им не приходилось выбирать, кого спасать в первую очередь?

- На начальном этапе, когда рост выявленных больных в провинции Хубэй шел вверх не хватало оборудования, средств защиты, специалистов. Только к середине февраля китайским властям, порой за счет самоотверженной работы медиков и предприятий по производству средств защиты и медицинского оборудования, удалось сформировать процесс для того, чтобы пытаться лечить всех, а не только тех, кого можно успеть спасти.

- В Китае работают врачи-европейцы?

- Сейчас все, кто уехал во время эпидемии из Китая, ломанулись обратно.

- Нет такого, чтобы ломанулись. Работы в Китае по-прежнему мало, студентам-иностранцам многие вузы запрещали возвращаться под страхом лишения стипендий, оплачиваемого проживания или грантов. Возвращались те, у кого работающий даже в условиях карантинных мер бизнес, по требованию работодателя или если семья в Китае.

- Слышала, что если вернувшийся иностранец подхватит коронавирус, то лечение в Китае он будет оплачивать сам?

- Лечение иностранцев с выявленной инфекцией по-прежнему бесплатно. Однако сейчас в Китай уже практически не попасть, даже тем, у кого есть семейный вид на жительство.

- Китайцы сейчас возмущаются, что им могут снова занести вирус иностранцы?

- Конечно, они же не идиоты. Однако тут тоже есть большой перегиб – они возмущаются иностранцами, хотя вирус завозят в основном сами китайцы, возвращающиеся домой.

- Если вторая волна накроет Китай, они справятся?

- Таких масштабов уже точно не будет. Но отдельные проявления, конечно, ещё не скоро прекратятся, собственно, как и эпидемии гриппа. Человечество должно привыкнуть к новым реальностям и продолжать искать эффективные вакцины.

- Вы собираетесь в ближайшее время вернутся в Китай?

- Пока не получается, окно возможностей закрыто, хотя у меня рабочий ВНЖ. Работаю дистанционно. С учетом заметно снизившейся интенсивности заказов удается справляться.

- Если бы другие страны во время эпидемии в Китае подготовились, им бы удалось сдержать распространение вируса?

- Честно говоря, я еще зимой недоумевал насчет того, что за пределами Китая почти не готовились к распространению коронавируса. Лишь несколько стран ввели в январе-начале февраля ограничения на въезд граждан Китая. Россия, кстати, среди них.

Но было странно видеть, как наше государство практически не реагировало на вывоз из России защитных средств в Китай, когда нам не хватало собственных. Надо было для начала создавать запасы, а потом уже делиться. Впрочем, так поступали почти все государства планеты.

Когда в разных СМИ начали хаять российские власти, что мы не создавали прочный заслон, я хочу привести пример северных балтийских государств. Финляндия вывезла соотечественников из Уханя, а по прилёте просто отпустила тех по домам без карантина. Норвежские власти объявили, что угрозы нет, а маски здоровым не нужны. ЕС принципиально отказывалась ввести контроль здоровья на границах между своими странами, хотя уже в Италии начался бурный рост числа больных. Да и сама Италия до последнего противилась введению тотального карантина.

- Ваши прогнозы оправдались?

- Ещё в начале марта я предрек, что в России вспышка эпидемии произойдёт в конце марта или начале апреля. Правда, написал, что мы ограничимся числом заболевших от 10 до 20 тысяч человек. Однако наблюдая, как несерьезно россияне относятся к самоизоляции, считаю, что, если сограждане не начнут соблюдать правила, нас, скорее всего, ждет судьба Германии – большое число заболевших и относительно низкое число умерших от коронавируса.

Да и региональные власти спохватились слишком поздно. Например, когда я в феврале и марте дважды предложил свою информационную помощь властям Красноярского края, это осталось незамеченным. Сейчас региональные власти героическими усилиями пытаются спасти положение.

- Ваши китайские коллеги удивлялись безалаберности других стран?

- Мои китайские коллеги относительно образованы, знают мировые реальности и все равно удивлены тем, как отнеслись к угрозе европейские страны и США, которые всегда в Китае считались чуть ли не эталоном порядка среди обывателей. Как в своё время все западные страны у людей из СССР, когда по умолчанию любой зарубежный товар казался лучше, даже если это была химия из красочного пакетика для приготовления напитка.

- Китайцы верят правительству, что повторения эпидемии удаться избежать?

- Они уверены, что второй вспышки не произойдет. После того, как уже несколько стран обогнали Китай по числу инфицированных коронавирусом, многие китайцы считают себя чуть ли не супернацией.

Заголовок в газете: Пойдет ли Россия по китайскому пути?
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28233 от 3 апреля 2020 Тэги: Грипп, Смерть, Экология, Медицина, Клиники Места: Россия, Китай, Владивосток, США, Италия

Фоторепортаж от первого лица из зоны заражения коронавирусом


  • Все произошло неожиданно. Ситуация в городе начала меняться в двадцатых числах января с появлением первых новостей о коронавирусе. На улицах стало меньше прохожих. Поначалу я связывала это с новогодними праздниками, которые в Китае принято встречать с семьей. В это время многие жители разъезжаются по родным городам и деревням. Но вскоре знакомая китаянка сообщила мне, что местные власти запретили людям покидать дома без острой надобности.

    Сначала в Чжэнчжоу ограничили движение городского транспорта и отменили рейсы междугородних автобусов. Перестал работать сервис DiDi, китайский аналог Uber. Через какое-то время закрылись кафе, а также большинство магазинов и других публичных мест за исключением супермаркетов и небольших ларьков с товарами первой необходимости. Две недели назад дороги в городе стали совсем пустыми. Изредка проезжали машины и сотрудники служб доставки на мопедах. Они везли людям еду из супермаркетов или кафе, которые продолжили работать во время карантина.

    Каждый жилой комплекс установил собственные правила: где-то можно было выходить за территорию раз в день, а где-то два раза в неделю по специальному пропуску. На улице люди вели себя осторожно, держали дистанцию.

    У некоторых аптек появились отметки для очереди. Желтые полоски показывали расстояние, на котором покупатели должны стоять друг от друга. Медицинские маски быстро пропали с прилавков. Пока работали службы доставки, онлайн-магазины успели распродать свои запасы, причем по завышенным ценам.

    В интернете стали появляться фотографии людей, использующих в качестве защиты пластиковые бутылки, упаковки от лапши и другие бытовые предметы. Поставки масок в аптеки города наладили только во второй половине февраля. Для покупки необходимо сделать заказ онлайн, используя китайский ID.

    Со вспышкой коронавируса в метро Чжэнчжоу появились дезинфекторы, которые регулярно обрабатывают вагоны специальным раствором с характерным химическим запахом. Я регулярно встречала их на станции метро рядом с домом.

    Рестораны и кафе закрылись в начале февраля и до сих пор работают только в режиме доставки или на вынос. Буквально. Делаешь заказ через интернет, и сотрудник выносит его на улицу, при этом все стараются соблюдать максимальную дистанцию. Очередь из людей перед кафе – обычная картина для Чжэнчжоу сегодня.

    Из-за правительственных ограничений онлайн-магазины не могли доставлять заказы покупателям в течение нескольких недель. Сейчас курьеры работают в обычном режиме, но их не пускают на территорию жилых комплексов. Они вынуждены раскладывать посылки на улице и ждать, когда получатели спустятся за своими заказами.

    За время карантина я пересмотрела невероятное количество фильмов и сериалов, прочитала несколько книг, провела много времени в чате, где общаются русскоговорящие жители Чжэнчжоу. Настроение в переписке скакало от насмешливого до истеричного, особенно когда число заражённых стало быстро расти.

    ­­­­Правительство рекомендовало чаще мыть руки, не выходить на улицу без медицинских масок, регулярно проверять температуру и сразу же обращаться к врачу в случае симптомов простуды.

    Читайте также


    Я мыла фрукты и овощи с мылом, чтобы обезопасить себя – вирус может выживать на поверхностях в каплях жидкости. Подруга из России написала, что я не должна покупать бананы — слухи о том, что через них передается вирус, появились в сети.

    Сейчас Чжэнчжоу постепенно оживает. На улицах появляется все больше прохожих, открываются магазины и торговые центры. Но кинотеатры и другие места для развлечений еще не возобновили работу.

    По моим ощущениям, с каждым днем уровень напряжения в городе спадает. Иногда встречаются люди, которые носят сразу несколько масок, но в целом жизнь начала возвращаться в нормальное русло.

    Думаю, горожане уже устали от карантина и­ хотят скорее вернуться к работе и другим повседневным делам.

    Многие организации все еще закрыты. Школы и университеты не возобновят работу как минимум до конца марта. Они ждут официального распоряжения.

    Городская администрация уведомляет все учреждения и бизнес о режиме работы через интернет. Но как долго продлятся ограничения, никто точно сказать не может.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции