Китайцев бьют за коронавирус

Китайская болезнь уже начинает сказываться на экономике близких к КНР российских территорий — ведь за последние годы рынки двух стран тесно переплелись.


Артем Самсонов, депутат законодательного собрания Приморского края:


«Закрытие границы уже привело к последствиям. Во Владивостоке подорожали помидоры и огурцы. Китайские овощи пропадут, а свои — местные, тепличные — или привозимые из центральной части России будут дорожать. Мандарины уже исчезли.

Возможны перебои со стройматериалами, которые везли фурами из соседней страны.

Пострадает туристическая отрасль. Но, с другой стороны, китайский туризм специфичен и больше заточен на китайские компании. Китайцы приезжали организованными группами, ели в китайских ресторанах, ходили в магазины, принадлежащие их соотечественникам, селились в гостиницы, также принадлежащие китайцам. Поэтому уменьшение китайских туристов не сильно затронет российский бизнес. Он больше бы пострадал, если бы вдруг закрыли корейскую границу, так как корейцы ходят по нашим магазинам и селятся, где больше по душе.

Андрей Нечаев, экс-министр экономики РФ, доктор экономических наук:


«В масштабах страны потери от закрытия переходов на границе с Китаем не будут грандиозными, но для конкретных — прилегающих к границе — районов Приморского, Хабаровского краев — это серьезный удар. Там была активная приграничная торговля, и некоторые люди строили на этом свой, пусть небольшой, но бизнес. Многие семьи оптимизировали свое потребление и минимизировали затраты, покупая китайские товары.

Василий Колташов, руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества:


«Российское государство не заинтересовано в остановке товарных потоков ни в одну, ни в другую сторону. Остановить товарные потоки — это значит остановить экономики. Учитывая, что сейчас рынки и так развернулись, и мы находимся в ситуации их коррекции — и вполне возможно, что коррекция будет продолжаться еще в течение февраля, — очевидно, что торговая связь России и Китая не должна в этой ситуации прекращаться.

А вот что касается пересечения границы физическими лицами, то возможны ограничения. Пока еще не было прогнозов, обещаний резких изменений, но туризм пострадает в первую очередь. На время и туристический поток в Россию уменьшится, и русские туристы не смогут поехать в Китай и вообще в целый ряд азиатских стран, где ситуация тревожна. Будет действовать карантин — тут ничего не поделаешь.

Во вторую очередь может пострадать торговля продовольственными товарами — поставки китайских продуктов будут затруднены в ближайшее время. Но это будет зависеть от конкретных мер и от оценки угроз санитарными структурами государства.

Илдус Ярулин, директор института социально-политических технологий и коммуникаций ТОГУ, доктор политических наук:


«Катастрофических последствий для российского Дальнего Востока я пока не вижу. И, может, крамолу произнесу, но хорошо, что наш Дальний Восток, по большому счету, не вошел в „Один пояс, один путь“, а китайцы больше проложили его по странам Средней Азии.

Но негативные моменты, конечно, уже возникают. Так, значительная часть продуктов питания — овощи и фрукты — в дальневосточные регионы поступала из Китая. Наши регионы не в состоянии обеспечить себя ими полностью. Их нехватка может быть компенсирована поставками из центральной части России, но, естественно, с повышением цен.

Резкий удар будет по туристическому бизнесу, по гостиницам. До последнего времени из Китая был мощный поток туристов. Он давал возможности россиянам заработать, так как китайцы в больших объемах скупали товары „лакшери-класса“ — духи, золото, товары производства европейских стран, цены на которые в Китае на порядок выше. Это ударит по доходам отдельных сегментов рынка.

Если карантин установится ненадолго, то ситуация не станет критической. Однако если граница надолго превратится в непроходимый рубеж, то это станет серьезным вызовом и для поставщиков продовольствия, и для туристического бизнеса.

Возможно, опять крамолу скажу, но закрытие торговли с Китаем — по аналогии с американскими санкциями — ударяет по отдельным отраслям, а с другой стороны, заставит мобилизовать внутренние ресурсы. Может, это стимулирует губернаторов заняться сельским хозяйством и пищевой промышленностью, которые на Дальнем Востоке — в запущенном состоянии. Хотя, к сожалению, мы редко извлекаем те уроки, которые должны бы извлечь.

Отмена авиарейсов, остановка производства, нарушение логистики, неучастие в ярмарках. Эпидемия из Китая заставляет все больше крупных компаний менять планы и импровизировать.


Из-за карантинных мер и страха перед коронавирусом в Китае опустели как самолеты, так и скоростные поезда

Южнокорейская компания LG Electronics, обычно один из самых крупных экспонентов на ежегодной ярмарке мобильной связи Mobile World Congress (MWC) в Барселоне, в этом году не будет участвовать в важнейшем отраслевом смотре. Причина отказа: коронавирус. Руководство фирмы не хочет подвергать сотни своих сотрудников рискам, связанным с международными полетами в условиях эпидемии, а своих клиентов и партнеров - опасности заражения.

Mobile World Congress в Барселоне: если ехать, то как?

А вот компания ZTE из Шэньчжэня, один из ведущих китайских производителей телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов, наоборот, твердо намерена присутствовать на MWC-2020, которая пройдет в Барселоне с 24 по 27 февраля. Поэтому принято весьма необычное решение: менеджерам фирмы строго предписано как минимум на две недели "самоизолироваться", чтобы удостовериться, что они не являются носителями вируса.


Работник санитарной службы в аэропорту Гонконга отслеживает на мониторах данные тепловизоров

Однако им будет не так-то легко добраться до Европы. Большинство европейских авиакомпаний, в том числе и испанская Iberia, еще в конце января на несколько недель отменили регулярные рейсы в города континентального Китая. Правда, провинция Гуандун, где находится Шэньчжэнь, граничит с Гонконгом, и туда целый ряд воздушных перевозчиков еще летает.

Но после того, как на этой неделе от полетов в Гонконг временно отказались американские United Airlines и American Airlines, немецкая Lufthansa заявила 5 февраля, что "изучает" целесообразность ежедневных рейсов в этот финансовый и торговый центр, которые осуществляет как она сама, так и ее швейцарская дочка Swiss. Сомнения вызваны уже не только и даже не столько медицинскими, профилактическими соображениями (хотя в Гонконге, по официальным данным, выявлено два десятка случаев заражения коронавирусом и один человек от него умер), сколько падением спроса.

Cathay Pacific: неоплачиваемый отпуск как реакция на эпидемию

Коронавирус более опасен для экономики Германии, чем для ее жителей

Комментарий: Коронавирус станет первым испытанием правительства Мишустина

Новому премьер-министру России предстоит доказать эффективность своей команды в борьбе с экономическими и медицинскими последствиями эпидемии из Китая, считает Андрей Гурков. (27.01.2020)

В Китае выявлено свыше 3 тысяч новых случаев заражения коронавирусом

За сутки еще 73 человека в Китае умерли от заболевания, вызываемого вирусом 2019-nCoV. В стране заражены более 28 тысяч человек. (06.02.2020)

Его со всей остротой почувствовала гонконгская авиакомпания Cathay Pacific, глава которой Огастес Тан принял в этой ситуации неординарное решение: он записал видеообращение, в котором призвал каждого из 27 тысяч сотрудников, в том числе и топ-менеджеров, в ближайшее время взять три недели неоплачиваемого отпуска. Такая мера призвана снизить убытки, вызванные вынужденной отменой многочисленных рейсов в континентальный Китай и за рубеж.

Однако резкое сокращение по всему миру воздушного сообщения с Китаем не только снижает доходы авиакомпаний и аэропортов, теряющих пассажиров и трафик, но и создает все более серьезные проблемы фирмам из самых разных отраслей.

На это указал президент Всемирного банка Дэвид Малпасс, предупреждая 4 февраля о предстоящем снижении прогноза темпов роста мировой экономики "как минимум в первой части 2020 года". Он напомнил, что "многие китайские товары доставляются по всему миру в чреве пассажирских самолетов". Теперь же фирмам приходится быстро приспосабливать свои логистические цепочки к новым условиям.

Китайский завод Airbus встал на неопределенный срок

Зачастую это очень сложно сделать. Ограничения воздушного сообщения, объявленный Пекином карантин, фактически парализовавший регион с 56-миллионным населением с очень важным транспортным узлом Ухань, а также требование властей КНР всюду, где это возможно, позволять сотрудникам работать из дома, создают для многих фирм серьезные или даже непреодолимые проблемы.


Завод Airbus в Тяньцзине обычно выпускает в месяц четыре самолета семейства А320

Об этом свидетельствует пример европейского аэрокосмического концерна Airbus. Его авиационный завод в Тяньцзине недалеко от Пекина после традиционных каникул, связанных с китайским Новым годом, так и не возобновил работу. В официальном заявлении концерна от 5 февраля указывается, что из-за введенных в Китае "ограничений на национальные и всемирные поездки" он столкнулся с "некоторыми логистическими вызовами".

В чем именно проблема, Airbus уточнять не стал, но его китайское предприятие по сборке среднемагистральных самолетов семейства A320 встало на неопределенный срок. Обычно оно выпускает четыре лайнера в месяц. Это примерно 7% месячного производства в данном сегменте на всех заводах концерна, подсчитало агентство Reuters.

Hyundai и Kia: дефицит комплектующих из Китая

С острейшими логистическими проблемами столкнулась автомобильная промышленность Южной Кореи. Коронавирус нарушил бесперебойную доставку комплектующих от китайских поставщиков, и с пятницы, 7 февраля, на семи южнокорейских заводах концерна Hyundai (пока до вторника) практически остановится выпуск автомобилей, кроме автобусов. При этом три линии простаивают уже с 4 февраля.

В то же время дочка концерна, компания Kia, пока продолжает работать, но снизила объемы производства. Сейчас руководство Hyundai ускоренными темпами пытается найти поставщиков в самой Южной Корее и в целом в Юго-Восточной Азии. Так что вызванные коронавирусом временные логистические проблемы могут в перспективе привести к снижению доли китайских поставщиков на южнокорейском рынке автокомпонентов.


Новая гигафабрика компании Tesla в Шанхае из-за коронавируса уже выбилась из графика

Тем временем в самом Китае японский автостроитель Honda, объявивший в минувшее воскресенье о намерении возобновить 14 февраля производство на заводе в Ухане, в этот четверг, по сообщениям СМИ, уже готовился к дальнейшему продлению новогодних каникул.

Американская корпорация Tesla пока собирается вновь запустить конвейер на своей новой гигафабрике в Шанхае, заработавшей лишь в конце прошлого года, в понедельник, 10 февраля. Но она уже предупредила, что выбилась из графика производства электромобиля Model 3.

Трудно представить себе, что такие и подобные корпоративные новости из области большого бизнеса останутся без макроэкономических последствий, не приведут к замедлению экономического развития в Китае и других странах, в частности, в Германии и в России. Однако пока мнения о том, насколько серьезной будет вызванное коронавирусом торможение глобальной экономики, расходятся. Что и неудивительно: эпидемия еще даже не достигла апогея.


Две больницы за две недели

Две недели назад здесь была голая земля. Сейчас одна из двух новых больниц, в целом рассчитанных на более 2500 койко-мест, готова к приему пациентов, другая будет достроена в ближайшие дни. В новых комплексах, возведенных менее чем за две недели, будут лечить только пациентов с коронавирусом. Другие клиники в изолированном от остального мира мегаполисе переполнены.


Балет разноцветных экскаваторов

Все началось 23 января со строительных работ в Ухане. Хитом в интернете стали прямые трансляции со стройплощадки. Хотя на видео можно было увидеть статичную картинку, да еще и снятую с большого расстояния, оно собрало миллионы просмотров, сообщают китайские СМИ. Пользователи даже придумали имена для некоторых экскаваторов - в зависимости от их цвета.


Больницы из сборных модулей

Строительство ведется из сборных модулей, что позволяет завершить его в максимально сжатые сроки. Тем не менее поражает то, сколько рабочих, оборудования и необходимых материалов доставили в Ухань за такое короткое время.


Работа до изнеможения

Лишь на одной из двух строительных площадок заняты более 3000 рабочих. Как сообщает китайская телекомпания CGTN, в первые дни строители были вынуждены работать по 12 часов в день - не хватало персонала. Сейчас работы ведутся в три смены.


Резиновые сапоги и защитные маски

Строительство не останавливается даже ночью и в дождь. Рабочие в обязательном порядке должны носить защитные маски. Периодически всем строителям измеряют температуру. По состоянию на 2 февраля в Китае от коронавируса умерли 304 человека, подтвержденных случаев заражения в этой стране - более 14,3 тысячи.


Плечом к плечу

Залог успешной работы на строительных площадках - хорошая организация. У Китая уже есть опыт работы с подобными экспресс-клиниками. В 2003 году во время эпидемии атипичной пневмонии SARS в Пекине за шесть дней построили больницу на 1000 мест. В ней проходил лечение каждый седьмой китайский пациент с атипичной пневмонией. Этот опыт стал примером для двух нынешних строек.


В рекордно короткие сроки

Строительство больниц идет молниеносными темпами. Некоторые государственные СМИ сообщили о том, что первое здание было построено спустя 16 часов. В качестве доказательства они использовали снимок дома в Циндао - города более чем в 800 км от Уханя. Но это оказалось типичным примером фейковых новостей. В действительности еще 30 января стройка выглядела так, как на фото сверху.


Строительство завершается

В воскресенье, 2 февраля, власти объявили, что первый из двух экспресс-госпиталей готов. Для срочного строительства больницы, названной "Гора бога огня", потребовалось 10 дней. Вторая аналогичная больница в Ухане на 1600 коек, которая названа "Гора бога грома", по плану должна начать прием пациентов 6 февраля.


Внутри больницы - спартанская обстановка

Полевой госпиталь на 1000 пациентов для лечения коронавируса готов к приему больных. Туда направлены 1400 военных медиков, а первые зараженные новым коронавирусом начнут поступать в понедельник, 3 февраля. В связи с эпидемией коронавируса в 11-миллионном Ухане не хватает мест для заболевших, больницы переполнены и жители жалуются на многочасовые очереди на прием к врачу.


Китайские герои нашего времени

Строительство не на века: по оценкам экспертов, экспресс-больницы - это временное решение. Их появление в рекордно короткие сроки стало реакцией на массовые вспышки коронавируса - зараженных им людей нужно как можно быстрее изолировать и лечить. Так что на длительный срок службы инфекционные отделения не рассчитаны.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

С 20 февраля Россия в связи со вспышкой коронавируса запретила въезд на свою территорию всем гражданам Китая, в том числе туристам, студентам, предпринимателям и рабочим. Ежегодно в Россию приезжают десятки тысяч китайских работников. Они заняты в сельском хозяйстве, продают товары на рынках и даже работают на строительстве метро в Москве. Как их отсутствие может сказаться на российской экономике?

Китайцы в Россию приезжают работать по квотам, которые выдает министерство труда России. На 2020 год оно выдало квоты на наём 33 тысяч работников из Китая. В основном китайских рабочих нанимают в регионах Дальнего Востока.

  • Большая часть китайских рабочих занята в строительстве: почти 14 тысяч квот выдана на наём каменщиков, бетонщиков и штукатуров.
  • Еще 10% квот получили работники торговли: торговые агенты, продавцы, кассиры.
  • Около 5% работников приглашены на работу в сельском хозяйстве (трактористы, агрономы, овощеводы).
  • Почти столько же, 1,5 тысячи квот, выдано для поваров и официантов.
  • Также были приглашены 73 массажиста и 35 врачей, 5 мастеров художественных изделий из янтаря (их позвали в Калининград) и 2 модельера.

Обычно к концу года число выданных квот увеличивается. Например, по итогам 2019 года компании получили право нанять 50 тысяч китайских рабочих. В этом году планам по найму китайцев может помешать вспышка коронавируса и запрет на въезд для работников.

Последствия коронавируса уже ощущает на себе бизнес: в Москве закрылись несколько китайских ресторанов, к оттоку китайских работников готовится сельскохозяйственный сектор.

Крупные китайские компании еще до запрета на въезд начали вводить процедуру карантина для своих сотрудников: люди, приезжающие из Китая, проводили несколько недель в квартирах и не выходили на работу, рассказал Би-би-си заместитель председателя правления Российско-Китайской гильдии коммерции Сергей Сизов.

Сельское хозяйство: узбеки и таджики вместо китайцев

Запрет на въезд граждан КНР может повлиять на аграрную индустрию Дальнего Востока. В сельском хозяйстве Дальнего Востока китайцы присутствуют как арендаторы земель и как работники.

По состоянию на осень 2019 года китайские предприниматели или выходцы из КНР с российским гражданством контролировали около 350 тысяч га пригодных сельскохозяйственных земель, показало исследование Би-би-си. Для сравнения: в 2019 году под посевы в пяти приграничных регионах Дальнего Востока использовались 2,2 млн га земель. Активнее всего китайский бизнес представлен в Амурской области, Еврейской автономной области, а также Приморском крае.

На китайских фермах трудятся как китайцы, так и россияне. Но самые важные работы - например, обслуживание техники - предприниматели из КНР доверяют своим сородичам.

Российские фермеры тоже нанимают китайцев, аргументируя это тем, что на селе осталось мало высококвалифицированных и непьющих работников с паспортом гражданина РФ.

"Работать некому: если уедут китайцы, то здесь все зарастет и, как раньше, будет гореть синим пламенем", - жаловалась Би-би-си работница одной из ферм в Амурской области.


Официально в Амурской области с 2011 года действует нулевая квота на использование граждан КНР в сельском хозяйстве - официально нанимать их для работы в полях нельзя. Но предприниматели находили лазейки - например, оформляли квоту на два региона сразу. Кроме того, часть китайцев работала нелегально: по оценке одного из российских фермеров, ежегодно на полях Амурской области можно было встретить около тысячи нелегалов из Китая.

В Приморском крае нулевая квота стала действовать с 2020 года. В Еврейской автономной области такого запрета нет. Осенью 2019 года экс-глава региона Александр Левинталь говорил Би-би-си, что в области трудятся около 2 тысяч сельхозрабочих из Китая.

Фермер из Смидовичского района ЕАО Анатолий Ильюшко до введения запрета на въезд китайцев в Россию уже оформил документы на привлечение 23 работников из КНР.

"Обычно они приезжали ко мне на работы в конце марта - начале апреля. Я за них [работников из КНР, которые должны были приехать в 2020 году] уже налоги заплатил, документы уже сделаны на них, они комиссию прошли, экзамен на знание русского языка", - рассказывал он Би-би-си. Теперь вместо китайцев он намерен искать работников из Узбекистана или Таджикистана.

Фермер из села Опытное Поле ЕАО, гражданин Китая Син Цзе пока не знает, что делать после введения запрета на въезд китайцев в Россию.

"Сейчас ничего не ясно. Пока все визы остановили оформлять", - говорит он. На свою ферму в 2020 году он планировал привлечь 14 земляков. Местной рабочей силы недостаточно, признается он.

Во многих районах на Дальнем Востоке - особенно на юге - нет альтернативы китайскому бизнесу, говорится в докладе Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Китайские строители в московском метро

В России китайские рабочие активно заняты в строительном секторе. Они часто работают в высотном строительстве, рассказал Би-би-си Ефим Басин, председатель комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере строительства. Высотные объекты в России возводятся в основном в Москве и Санкт-Петербурге.

"Запрет может повлиять на сроки ввода объектов. Но это небольшой процент, в целом на рынке это будет незаметно", - считает он.

По словам Басина, рабочих из Китая могут заменить рабочие из других стран, например, Таджикистана или Узбекистана. Однако на российском рынке работали не только отдельные рабочие, но и компании.

В пример он приводит компанию, участвовавшую в строительстве высотного комплекса "Башня Федерация" в Москве-сити - China Railway Construction Corporation (CRCC). Входящий в "Федерацию" небоскреб "Восток" считается одним из самых высоких зданий в Европе.

CRCC строит восточный участок Большой кольцевой линии московского метро. Также она участвовала в строительстве станций "Мичуринский проспект" и "Аминьевское шоссе".

Запрет на въезд китайских работников может повлиять на компанию, полагает Сергей Сизов. По его словам, в основном компания нанимает российских сотрудников. "Но все равно боюсь, что управляющее звено и ряд инженеров должны были по традиции в это время отдыхать в Китае", - отмечает Сизов.

Би-би-си направила запрос в мэрию Москвы и ждет ответа. Связаться с CRCC Би-би-си не удалось.

Где больше всего китайских рабочих

Число квот на наем работников в 2020 году (может быть увеличено в течение года)

Сизов считает, что запрет на въезд граждан КНР не будет большим ударом для российской экономики. С этим соглашается и гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров, но уточняет, что проблема может оказаться острой в некоторых регионах Дальнего Востока.

Рестораны: работники есть, но посетителей все меньше

В России работники из КНР зачастую трудоустроены в китайских ресторанах, говорит заместитель предправления Российско-Китайской гильдии коммерции Сергей Сизов.

"Часть китайских ресторанов уже закрылась из-за того, что походы в рестораны резко сократились. Цепочки китайских делегаций - основные посетители китайских ресторанов в Москве - прекратили въезд в страну уже с конца января", - отмечает Сизов.

По его словам, даже просто его знакомые китайцы, живущие в Москве, стараются не заходить в национальные рестораны. Логика тут проста: вдруг до них был какой-то посетитель, который только что приехал из Китая - здоровье дороже".

Поездки граждан Китая в Россию в 2019 году по целям

Потери несут компании, работающие в сфере туризма. Китайцы занимают примерно 30% рынка туризма в Россию, а убытки российской стороны в связи с коронавирусом уже составили около 30 млн долларов, сообщали Би-би-си в ассоциации туроператоров "Мир без границ".

Граждан КНР привлекают в основном Москва и Санкт-Петербург. Они являются частными покупателями магазинов класса люкс. Представители подобных магазинов объясняли Би-би-си, что высокий сезон у них начинается с середины весны и продолжается до середины осени. Поэтому пока в полной мере магазины не смогли почувствовать нехватку китайских туристов.

От китайских туристов в определенной степени зависят и города на Дальнем Востоке. "До введения запрета через пункт пропуска Благовещенск-Хэйхэ на территорию Амурской области заезжало не менее двух тысяч китайцев в день, большая часть из которых были туристами", - говорит глава "Опоры России" в Амурской области Борис Белобородов.

"Приезжающие туристы определенным образом поддерживали экономику области и в первую очередь Благовещенска за счет проживания в местных гостиницах и питания в местных заведениях, хотя многие из них и принадлежат китайцам. В этом смысле прекращение пассажиропотока для нас неприятно, - говорит Белобородов.

Торговля без китайских водителей и застрявшие в России продавцы "Садовода"

"В первую очередь эффект будет ощутим для подразделений китайских компаний в России и отечественных компаний с тесными бизнес-связями с Китаем. Речь идет, прежде всего, о торговых компаниях, дистрибьютерах, турагентствах", - рассказали Би-би-си в компании hh.ru, занимающейся подбором персонала.

По данным компании, носителей китайского языка чаще всего ищут на позиции менеджеров по ВЭД (внешнеэкономическая деятельность), по закупкам, специалистов технической поддержки и торговых представителей.

Китайцев в Москве можно встретить и на рынках вроде "Садовода" (большой рынок около МКАД в Москве), отмечает гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Но говорить о том, что сейчас это полностью свернется, наверное, нельзя, считает он. Наоборот, большинство этих людей уже въехало в Россию, они могут не захотеть возвращаться на родину из-за эпидемии, полагает он.

Китайцы, торгующие на рынках, - это серая зона экономики, поясняет Бурмистров. Эти люди, как правило, мало платят налоги, а денежные переводы осуществляют через WeChart.

Запрет на въезд граждан КНР в Россию может затронуть и грузоперевозки, говорит Белобородов из "Опоры России": "Импорт из Китая - это в первую очередь запчасти к ранее ввезенной в Россию китайской технике, а также фрукты и овощи. Если он прекратится, то возникает еще одна проблема, ведь доставка свежих фруктов и овощей в зимний период из глубины России на Дальний Восток - это достаточно сложная задача, и это приведет к удорожанию. Китайские фрукты и овощи всегда были для нас подспорьем".

На Дальний Восток и в Сибирь идут 80% поставок овощей и фруктов из КНР. Летом 2019 года Россельхознадзор приостановил поставки из КНР косточковых и семечковых культур (яблоки, груши, айва, вишня, черешня, сливы, абрикосы, персики, нектарины) в связи с тем, что большое количество китайской продукции оказалось заражено вредителями.

Тогда розничные сети на Дальнем Востоке сообщали, что доля китайских фруктов на местном рынке даже в летний период составляет около 50%.

Какую долю овощей и фруктов от общего импорта Россия закупает в Китае

Товар Доля КНР в импорте России
Овощи
Капуста 33 %
Морковь 25 %
Огурцы 20 %
Томаты 15 %
Картофель 9 %
Фрукты
Груши, яблоки, айва 15 %
Цитрусовые 11 %

Доля КНР в общем российском импорте овощей по итогам 2018 года составила 22%, говорила ранее Би-би-си директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. Доля Китая в поставках фруктов составила 8%. При этом доля китайских овощей и фруктов во всем российском потреблении всего 3% и 5% соответственно, отмечала эксперт.

"Эти ограничения, надеемся, ненадолго. Если они затянутся, то поставки будут компенсированы другими странами. Цены могут реагировать на эти события, но ненадолго и ненамного. Скорее, это психологический эффект - ожидание роста цен в такой ситуации", - говорила Шагайда.

Нарушение цепочек поставок эксперты и представители бизнеса называют основным последствием коронавируса.

"Это определенно повлияет на бизнес. Это такой, достаточно масштабный "черный лебедь", - считает Сизов.

Михаил Бурмистров соглашается, что ситуация с коронавирусом может нанести серьезный ущерб российско-китайской торговле и международным товарным отношениям в целом: "Проблема в большей степени связана с производственными цепочками, которые в Китае формируется и в Китае начинаются. Сборочные производства, расположенные в России, не смогут работать без китайских комплектующих".

В КНР продолжается карантин, из-за которого рабочие не могут вернуться на свои производства. Фабрики, остановленные во второй половине января, до сих пор не работают, сказал Би-би-си сотрудник одной из российских компаний, ввозящих из Китая офисную мебель. Он попросил об анонимности, так как не уполномочен давать комментарии СМИ.

"Не знаю, на свой страх и риск или по усмотрению администрации, некоторые объявили о том, что потихоньку начнут работать в двадцатых числах февраля. Не все. Пока отгрузок товаров нет, поэтому нервозность покупателей в России из-за этой неопределенности усиливается. Особенно в тех случаях, когда китайский товар необходим для поставки по контракту с конкретным сроком", - сказал собеседник Би-би-си.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции