Какие авиакомпании не летают из за коронавируса

Как российские авиаперевозчики переживут пандемию коронавируса

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС


  • В России с 16 марта ограничили авиасообщение со всеми странами Евросоюза, Норвегией и Швейцарией. В начале февраля отечественные перевозчики почти перестали летать в Китай, часть авиакомпаний пока не планирует активное посещение некоторых стран Ближнего Востока. РФ также приостановила авиасообщение с Южной Кореей, США, Великобританией и другими государствами. Хотя Россия и пытается оказать посильную поддержку, уже очевидно, что отрасль понесет серьезные потери, вплоть до банкротств игроков. Из чего формируются траты авиакомпаний, есть ли дополнительные возможные формы поддержки, каковы перспективы рынка и что о них думают авиаэксперты и действующие пилоты?

    О том, что ситуация с закрытием международных полетов из России может привести к банкротству ряда авиакомпаний, первый замминистра транспорта, глава Росавиации Александр Нерадько заявил на этой неделе. Он отметил, что к значительным убыткам и трудностям в работе организаций гражданской авиации также может привести снижение курса рубля.

    Минфин до 20 марта должен будет внести в правительство необходимый для налоговых каникул проект федерального закона. Минэкономразвития до 1 апреля должно внести в правительство законопроект, дающий возможность моратория на подачу для представителей отрасли заявлений о банкротстве. Также министерству предписано ускорить согласование и внесение в правительство проекта федерального закона, вводящего процедуру реструктуризации долгов организаций.


    Происходящее — это худший кризис в мировой гражданской авиации за все годы как минимум после войны. Происходят события, которых мы не отмечали ранее, а именно — закрытие международных границ, то есть принудительное ограничение авиасообщения.

    Раньше были подобные только локальные ограничения, например в Ираке на использование воздушного пространства. Такого, чтобы европейские страны, тем более США, вводили запрет на международные полеты, не было. Ключевые рынки для авиакомпаний разных регионов практически сворачиваются. Мы видели, как развивалась ситуация после закрытия Китая: только лишь за одну-две недели в самом начале февраля количество выставленных провозных емкостей, то есть кресел в самолетах, летающих на международных направлениях, сократилось примерно на две трети.

    Часть европейских авиакомпаний уже сейчас вынуждены припарковать свои самолеты. Такие компании, как, например, Lufthansa, останавливают как минимум 80 % своих самолетов. Четыре из пяти самолетов встают к забору, возникает проблема даже с тем, где парковать их, аэропортов недостаточно.

    На этом фоне в России введены масштабные ограничения на полеты. Но при этом у авиакомпаний остаются возможности на выполнение полетов на те рейсы, которые хоть как-то их поддерживают. Это туристические направления в Юго-Восточной Азии, ну и главное — никаких нет ограничений на полеты по внутрироссийским линиям. Почти половина рынка у них остается.

    Если сравнивать ситуацию в Китае и России, в Европе и России, то Россия за счет большого внутреннего рынка выглядит привлекательнее, подобная же ситуация пока и в США.

    Если мы посмотрим на расходы авиакомпаний, то на первых местах — в зависимости от курса доллара эта пара может меняться местами — расходы на авиатопливо (по миру цена сейчас снизилась, а в России пока не успела скорректироваться сильно) и владение воздушными судами (либо лизинг, либо, что менее актуально для России, выплаты процентов по кредитам, привлеченным на приобретение самолетов). Далее идет обслуживание в аэропортах, техническое обслуживание и ремонт, оплата труда, аэронавигационное обслуживание и так далее. Посмотрим, как эти затраты соотносятся, делятся на постоянные и переменные, лизинговые платежи — это постоянные расходы, вне зависимости от того, стоит самолет или летает. И именно с этим связаны проблемы авиакомпаний номер один, особенно после девальвации рубля.

    Мы считаем, что потери для российских авиакомпаний составят порядка 40–50 % при не самом худшем сценарии. Часть самолетов направят на внутрироссийский рынок, но, чтобы они не летали пустыми, надо снижать тарифы — больше чем на 10 %.

    С учетом того, что даже в метро стало меньше пассажиров, серьезные потери будут гарантированы, и ничего с этим поделать нельзя.

    Что будет дальше? На выходе из низкого сезона (февраль-март) у ряда авиакомпаний просто нет оборотных средств. На майские праздники ничего не улучшится. Есть возвраты. Где взять оборотные средства для выплат по лизингу и заработных плат? Кассовый разрыв — это то, что неизбежно будет останавливать полеты некоторых компаний. Есть надежда на летний сезон, авиакомпании держатся, а кредиторы ворчат, но терпят. Потом пойдут судебные разбирательства, но это тоже не очень быстро. Так что какой-то запас по времени у авиакомпаний есть.

    Есть ли такая возможность у большинства других? Наверное, нет.

    Спрос в одночасье не восстановится, и это проблема. Часть проблем будет сохраняться и в 2021 году, но со следующего года ситуация точно начнет улучшаться, если не будет новых мировых потрясений.


    Думаю, нормальное авиасообщение совершенно точно восстановится до конца года. Коронавирус — штука неприятная и заразная, но это не чума и не сибирская язва. У гражданской авиации вообще было много кризисов. Сейчас ситуация действительно сложная, а для нас она еще усугубляется тем, что нефть падает, и вслед за ней падает и рубль. А даже на внутреннем рынке не менее 30 % стоимости — это валютные издержки.

    Читайте также


    Полностью останавливаться российским авиакомпаниям не придется ни на месяц, ни на два, потому что есть внутренние перевозки. Сейчас появится более активный спрос на это, потому что, если вам запретили летать вообще куда бы то ни было, даже в Белоруссию, то вы начнете думать, а не провести ли мне на майские несколько дней, например, в Нижнем Новгороде или Сочи.

    Ограничение внутреннего рынка — это последнее, на что пойдут власти.

    Что касается мер поддержки от государства, то это сложный вопрос. Все, что можно было дать, дали после предыдущего экономического кризиса. Российские авиакомпании получили довольно много различных льгот: нулевые ставки НДС на часть маршрутов на Дальнем Востоке, в Крым, в Калининград, на всех региональных маршрутах не из Москвы; повышен возврат акциза на керосин; дифференциация портовых навигационных сборов между российскими и иностранными авиакомпаниями и так далее. Инструментарий для прямых или непрямых мер поддержки невелик.

    Выручка отрасли в прошлом году была около 1,5 трлн рублей, а всех хором субсидий я насчитал примерно на 300 млрд. То есть отрасль и так уже очень прочно сидит на субсидиях. Остается немного: это обнулить НДС на тех направлениях из Москвы, по которым еще не действует нулевая ставка. Но это уже противоречит целям и задачам госполитики. Кризис рублевый не менее неприятный, чем коронавирус. Кризис международных перевозок — краткосрочный, а кризис рубля — долгосрочный. На полное обнуление НДС пойдут в самую последнюю очередь.

    когда коронавирус закончится, европейские авиакомпании снова будут летать в Россию, у них возникнет вопрос, почему они должны платить больше и не попросить ли им европейского регулятора пересмотреть ставки для российских авиакомпаний за рубежом.

    Сами авиакомпании сделать уже ничего не могут, только в крестный ход пойти. Инструментов для снижения издержек у них уже не осталось.

    Скорее всего, правительство в ближайший месяц попросит всех поставщиков и кредиторов работать в долг, потому что ситуация пока не особо управляема. Потом уже будут решать, что с этим делать.


    Зарплата пилота на 90 % зависит от налета. Я не очень силен в этом вопросе и не знаю конкретных цифр, за 6 лет всего пару раз открывал свой расчетный листок, но мой оклад как второго пилота составляет около 50 тысяч рублей. Эти деньги (-13 %) я получу, даже если ни разу не взлечу за месяц. Остальная оплата зависит от того, сколько я налетаю, и это будет дополнительно к окладу чуть более двух тысяч за час налета или за вычетом налога около 1900. Средний налет до вируса был 65–70 часов в месяц, половину рейсов компания летала за границу, соответственно, налет будет примерно в два раза меньше, часов 35, можете посчитать, сколько я получу на руки спустя месяц, после того как закончится карантин. На больничном же оплата идет в размере 30 % от среднедневной зарплаты за предыдущий год, в моем случае за 14 дней я получу, наверное, около 25 тысяч (то есть из этих цифр вы можете высчитать мою среднемесячную зарплату за прошедший год, не буду вас утруждать — это менее 180 тысяч на руки, а не 350 тысяч, про которые говорят Владимиру Путину).

    Согласно ФАП-128 тренажер необходимо проходить дважды в течение года с интервалом не более 120 дней. Проблема с прохождением тренажера после закрытия границ существует, поскольку компания заключает договоры сильно заранее, за несколько месяцев. Мы ездили в Германию, Чехию, Нидерланды, Азербайджан. Поэтому некоторые сейчас в карантине. В России тренажеры есть, но их катастрофически мало, и они все уже давно расписаны.

    Какие еще издержки, не знаю. Мне, например, нравится ходить на работу, и я страдаю, когда меня этого лишают по любой причине. Некоторые страдают от уменьшения дохода, такие люди очень щепетильны к вопросам денег, считают каждую недополученную копейку и постоянно в курсе, что у него написано в расчетном листке. Мне в этом плане немного легче, я получаю неплохую пенсию от Минобороны.

    Борьба за оставшиеся рейсы в открытую никакая не идет, пилотам запрещено контактировать с отделом планирования. По идее, они обязаны выравнивать налет всем, но на практике иногда это не получается, по моим наблюдениям, да это и не всегда возможно, всякие форс-мажоры, кто-то заболел и так далее, но отклонения бывают небольшие.

    Авиакомпании сами несут большие убытки, ибо самолеты находятся в лизинге, и, когда они стоят на земле, они начинают выкачивать из компании деньги. Пилотам ничего никто не компенсирует, компанией руководят менеджеры, ее цель — зарабатывание денег, а не забота о работниках, профсоюз своей роли не выполняет, поскольку он поставлен в такие условия, что не может влиять на решения работодателя через коллективный договор, который не может быть заключен в силу того, что невозможно охватить членством 50 % работников из-за разобщенности филиалов компании по нескольким городам. Помимо запрещения рейсов за границу, люди меньше летают и внутри России, за счет чего компаниям компенсировать потери, непонятно.

    Поддержку пилоты оказывают друг другу, общаясь в корпоративных чатах, главным образом высмеивая все, что творится вокруг, и всех, кто сходит с ума.


    Россия еще в начале февраля 2020 года резко ограничила авиасообщение с Китаем, а 11 марта сделала то же самое с рейсами в Италию, Германию, Францию и Испанию. Летать туда можно будет только через аэропорт Шереметьево. Сами авиакомпании тоже отменяют рейсы. А многие путешественники уже не хотят лететь в другие страны, хотя билеты куплены и самолеты туда продолжают летать. Вот удобная таблица о том, как устроена политика возврата билетов из-за коронавируса у крупнейших авиакомпаний.


    Пассажирам с билетами, оформленными до 5 марта на рейсы в Гонконг с 8 марта по 31 марта, разрешается без доплаты изменить даты перелета или вернуть билеты с возвратом средств.

    Пассажиры рейсов в Китай, Южную Корею, Иран, Израиль, Италию, Германию, Францию и Испанию с вылетом до 20 марта включительно могут вернуть и перебронировать рейсы в любой день до 30 апреля.

    Для пассажиров, вылет которых был запланирован после 21 марта, обмен или возврат билетов без штрафов возможен в течение всего срока действия билета.

    Билеты на отмененные рейсы можно вернуть за полную стоимость или изменить дату и направление (с доплатой при необходимости).

    Отменены рейсы Москва — Гонконг — Москва. Также с 13 по 30 апреля ограничены полеты в города Италии, Испании, Франции и Германии. Подробнее можно посмотреть здесь.

    Можно вернуть билет, купленный с 5 марта по 10 апреля, заплатив 1000 рублей. Но действуют ограничения.

    Пассажиры отмененных рейсов смогут получить полную стоимость билета или обменять на другие направления и даты.

    Остановлены рейсы в Китай и Гонконг.

    С 13 марта отменены все регулярные рейсы в Италию, Испанию, Францию и Германию.

    В случае возврата авиабилетов будет взиматься сбор за операцию возврата — 1000 рублей за каждый билет. Билеты на отмененные рейсы можно вернуть без сборов и штрафов.

    А на билетах, купленных с 8 марта по 15 апреля, можно бесплатно изменить дату вылета и направление. Это можно сделать вплоть до конца регистрации на рейс с доплатой до доступного тарифа.

    Компания отменила рейсы в Израиль и Италию.

    Приостановлены полеты в Милан. Компания отмечает, что выполнит рейсы по данному маршруту 15 и 18 марта — для того чтобы у клиентов авиакомпании была возможность вернуться из поездок.

    Компания ввела услугу возврата. Она стоит 499 рублей. Вернуть билет можно не позднее 48 часов до вылета.

    До 12 мая закрыты рейсы в Израиль. Приостановлены рейсы в Италию, Германию и Испанию.

    До 31 марта компания отменила плату за изменение даты рейса. Перенести дату можно один раз — на любой день вплоть до 31 декабря, но аэропорты вылета и прилета должны быть теми же самыми, что и в изначальной брони. Это действует на новые билеты и на те, что были куплены до 5 марта с датой вылета до 30 апреля.

    Авиакомпания отменила 23 тысячи рейсов по Европе, Азии и Ближнему Востоку.

    Компания позволяет бесплатно изменить дату перелета, выбрав любой день не позднее 12 месяцев от изначальной даты. Кроме этого, билет можно обменять на ваучер аналогичной стоимости и этим ваучером потом оплатить поездку с датой не позже 12 месяцев с изначальной даты. Все это действительно для билетов, купленных с 3 по 31 марта.

    Отменены рейсы в Китай и Италию.

    Те, кто купил билеты в Италию до 5 марта с вылетом до 3 апреля, могут без доплат изменить дату вылета на дату не позднее 30 июня. Кроме этого, можно изменить город назначения.

    Отменены все рейсы из аэропорта Милана.

    На сайте авиакомпании подробно расписаны условия изменения даты полета для каждой страны. Можно также получить бонус в размере цены билета.


    Приостановлены рейсы в Шанхай.


    KLM и Air France

    Обладатели билетов авиакомпании KLM, начинающихся с 074, купленных до 31 марта с датами поездки с 4 марта по 31 мая 2020 года, независимо от пункта назначения, могут бесплатно изменить даты поездки или направление вылета. Новый билет туда должен быть куплен на дату не позже 31 мая 2020 года.

    Тариф билета должен совпадать с первоначальным тарифом, за повышение класса обслуживания нужно будет доплатить.

    До 3 мая 2020 года KLM приостанавливает все рейсы в материковый Китай, Чэнду, Ханчжоу и Сямынь, рейсы в Пекин и Шанхай были приостановлены до 28 марта 2020 года.

    До 3 апреля 2020 года авиакомпания приостановила рейсы в Венецию, Милан и Неаполь. Кроме этого, Air France не летает в Тель-Авив до 28 марта.

    Delta Air Lines

    Бесплатно обменять можно все билеты, оформленные с 1 по 31 марта 2020 года. Допускается разовый обмен билетов на другой маршрут. Билет должен быть оформлен не позднее 28 февраля 2021 года. При перебронировании путешествие должно начаться не позднее 28 февраля 2021 года.

    Отмена рейсов в Милан, приостановка рейсов в Китай.

    Тем, кто купил билеты на дату до 31 мая и кого коснулись ограничения или отмена рейсов из-за пандемии, компания предлагает вернуть деньги, выдать на эту сумму туристический ваучер, перебронировать поездку на дату до 30 июня или изменить маршрут (если нужно, то разницу в цене придется доплатить).

    Остановлены полеты в Багдад.

    Компания дает возможность один раз бесплатно изменить дату бронирования для билетов, купленных с 10 по 31 марта. Новую дату можно выбрать любую - до 31 декабря 2020 года. В билетах, купленных до 9 марта с датой вылета до 31 марта, тоже можно бесплатно изменить дату поездки.

    Компания отменила рейсы в Милан, Верону, Рим и Тель-Авив.


    Сервисы онлайн-бронирования жилья

    Из-за коронавируса сервис аренды жилья Airbnb ввел более гибкую политику бронирования. Сервис поддерживает арендодателей, которые обещают возврат денег при его отмене: Airbnb будет показывать такие предложения пользователям в первую очередь. Кроме того, до 21 июня сервис откажется от своей комиссии в 3%, которую он взимал с арендодателей. Однако комиссия, которую сервис берет с путешественника, при отмене брони вернется ему не живыми деньгами, а скидочным купоном на следующее путешествие.

    Что касается бронирований жилья в Китае, Италии и Южной Корее (где особенно бушует коронавирус), то при их отмене сервис обещает пользователям полный возврат денег и комиссий.

    Туристам, которые забронировали туры в Израиль с заездами после 12 марта (9 марта страна ввела обязательный карантин для всех въезжающих), туроператоры предлагают варианты: перенос тура на другие даты, аннуляцию или перебронирование на другие направления из ассортимента.

    Наземные границы

    Для пропуска россиян с территории Китая открыты только несколько пограничных переходов. О введении дополнительных ограничений на границе России с ЕС пока не сообщалось. Зато в связи с коронавирусом европейские страны ввели ряд ограничений на пересечение границ внутри ЕС — в исключительных обстоятельствах страны-участницы Шенгенской зоны имеют право вводить пограничный контроль.

    В первую очередь, ограничения коснулись стран, граничащих с Италией.

    Теперь чтобы въехать из Италии в Австрию, нужно иметь на руках сертификат с отрицательным результатом теста на коронавирус, полученный не позже, чем за четыре дня до поездки. При этом транзит в Германию по территории Австрии разрешен всем путешественникам из Италии.

    Пересечь наземную границу Словении и Италии на пассажирском автобусе или поезде в данный момент невозможно. Ограничения касаются в первую очередь тех, кто собирается въехать в Словению через ее западную границу — в стране открыты только шесть пограничных переходов. Иностранцы могут попасть в страну, только имея при себе отрицательный результат теста на коронавирус не старше трех дней.

    Власти Венгрии возобновили контроль на границе с Австрией и Словенией — под запретом путешественники из Италии, Китая, Ирана и Южной Кореи. Швейцария границу с Италией не закрыла, но временно приостановила работу девяти пограничных переходов между двумя странами.

    Поделиться сообщением в

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Эпидемия коронавируса ударила по российской авиации. В пятницу, 13 марта, большинство российских авиакомпаний потеряло возможность летать в страны Европы. До этого им ограничили полеты в Китай и Южную Корею. Для компаний это означает убытки в миллиарды долларов. Как это повлияет на российскую авиацию и цены на билеты?

    С 13 марта Росавиация ввела временный запрет на пассажирские авиаперевозки в Германию, Францию, Испанию и Италию. Всего, по данным источника ТАСС, ограничения коснутся 700 рейсов.

    Исключение составляют рейсы в несколько городов - Рим, Берлин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Мадрид, Барселону и Париж - из терминала F столичного аэропорта "Шереметьево". Это базовый аэропорт "Аэрофлота".

    "Чартерные рейсы будут осуществляться при условии перевозки в указанные страны их граждан и граждан иных стран и в Российскую Федерацию граждан России (до полного вывоза указанных граждан в их страны)", - говорится в документе Росавиации. В нем не уточняется, касаются ли ограничения только российских авиакомпаний.

    Некоторые иностранные перевозчики уже сами сократили свои рейсы - в том числе в Россию. Уже после введения ограничений со стороны российских властей Lufthansa объявила, что приостанавливает полеты из Франкфурта-на-Майне и Мюнхена в Москву ("Домодедово") и Санкт-Петербург.

    Тем не менее российские перевозчики из-за ограничений могут потерять, по оценкам аналитиков, около 30% рынка. К осени российская авиация может попасть в "идеальный шторм", подобный тому, что случился в 2014-2015 годах.

    В эти годы произошла девальвация рубля, темпы роста экономики резко замедлились, а Россия разорвала авиасообщение с Украиной, а затем приостановила авиасообщение с Египтом. Все это привело к резкому снижению спроса на авиабилеты и падению доходов компаний. К концу 2015 года серьезные сложности испытывали две крупные компании - "ЮТэйр" и "Трансаэро". "Трансаэро" прекратила полеты в сентябре 2015 года. Суды до долгам и обязательствам компании, которая была второй по размерам после "Аэрофлота", идут до сих пор.

    Убытки российских компаний от ограничения полетов в Китай, Израиль, Италию, Испанию, Францию, Германию и другие страны могут составить 70-100 млрд рублей (0,9 - 1,3 млрд долларов) в 2020 году, пишет РБК.

    Русская служба Би-би-си разбиралась с тем, как российская авиаотрасль переживет новый "идеальный шторм", а также с тем, как это отразится на пассажирах и стоимости билетов.

    Кто уже объявил об изменении маршрутов?

    Российские власти отвели для пассажиров, прибывающих из стран, опасных с точки зрения распространения коронавируса, терминал F аэропорта "Шереметьево". Сюда прилетают путешественники из Китая, Южной Кореи, а теперь и из Германии, Франции, Испании и Италии. В основном эти рейсы осуществляет "Аэрофлот".

    Другие крупные российские авиакомпании уже отменили рейсы в европейские страны.

    • 11 марта S7 объявила об отмене рейсов в Италию, Испанию, Францию и Германию. Об этом же заявила авиакомпания "Россия", дочка "Аэрофлота".
    • 12 марта компания "ЮТэйр" объявила, что вслед за рейсами в Милан, которые она отменила до этого, с 13 марта прекратит полеты в Берлин. Рейсы будут приостановлены до 31 мая 2020 года.
    • Лоукостер "Победа" приостановил полеты из Москвы в Берлин, Баден-Баден, Кельн, Лейпциг, Мемминген и Жирону.

    "Аэрофлот" заявил, что сокращает полетную программу в Европу, хотя и продолжает выполнять рейсы из Москвы в Рим, Париж, Мадрид, Барселону, Берлин, Мюнхен и Франкфурт - именно эти города стали исключениями в указаниях Росавиации.

    По оценке ведущего эксперта НИУ ВШЭ Андрея Крамаренко, всего российские компании могут потерять от 25% до 30% рынка с учетом ограничений на полеты в азиатские страны и четыре европейские страны.

    Даже "Аэрофлот" вряд ли выиграет от создавшейся ситуации. По итогам года, по мнению аналитика ВТБ Елены Сахновой, авиакомпания может недосчитаться 5 млн пассажиров.

    Что будет с купленными авиабилетами?

    Из-за запрета компании вынуждены возвращать деньги пассажирам и менять билеты без штрафов.

    • S7 уточнила в своем заявлении, что предложит пассажирам отмененных рейсов оформить возврат полной стоимости билетов, а также предоставит возможность без штрафов обменять их на более поздние даты или другие направления.
    • "ЮТэйр" обещает пассажирам, успевшим ранее купить билеты в Милан и Берлин, вернуть их полную стоимость без штрафных санкций. Также компания предлагает обменять их на билеты в Ригу, Вену или Минск с датой вылета до 31 мая без доплат и штрафов.

    При этом у каждой компании своя процедура отмены или возврата билетов.

    Как отмечала Ассоциация туроператоров, чтобы не возвращать билеты и сохранить хоть какие-то деньги, компании пытаются переоформлять максимальное количество билетов.

    Каждый день новые страны закрывают границы для иностранцев или целенаправленно для граждан России. Так, 12 марта Словакия закрылась для иностранцев и остановила пассажирское сообщение. Чехия прекратила выдавать шенгенские визы. Авиакомпания "Победа" прекратила полеты в эти страны. Тем, кто не успел улететь, деньги обещают вернуть автоматически.

    Что будет с ценами на билеты?

    На цены на билеты помимо массовой отмены рейсов также влияют курсы валюты. Рубль уже несколько недель дешевеет к доллару и евро.

    Это может привести к росту цен как на внешние, так и на внутренние перелеты:

    • Цена на авиабилет в том числе зависит от того, какой курс взаиморасчетов между сторонами используются в системах бронирования. В ночь с 11 на 12 марта этот курс вырос на 10% - вслед за изменением курса рубля от российского ЦБ. Соответственно, билеты подорожали.
    • В себестоимость билетов на внутренних направлениях заложено примерно 30% издержек в валюте в виде лизинговых платежей за самолет и техническое обслуживание, подсчитал Андрей Крамаренко. Если курс валюты растет на 10%, это прибавляет примерно 6% к издержкам за каждый перелет, полагает он.

    Однако компании могут не решиться поднимать цены, несмотря на возросшие издержки. Проблема в том, что конкуренция на внутренних рейсах также вырастет, так как многие компании будут переориентироваться на внутренние направления. Для компаний это может обернуться потерями.

    "Очевидно, что когда нет спроса, компании будут снижать цены. А куда им деваться? Без выручки авиакомпании существовать не могут", - отмечает эксперт.

    Обычно в феврале цены самые низкие, дальше они ползут вверх в преддверии сезона. В этом году, по мнению экспертов, цены могут и не поползти вверх.

    "В этом году роста не будет, потому что спроса нет. Нет весенних, нет летних бронирований, у авиакомпаний нет выручки от будущих продаж. Перевозчикам придется привлекать людей, чтобы они побороли свои страхи и полетели", - отмечает Гусаров.

    12 марта "Аэрофлот" заявил, что снизит цены на некоторых международных направлениях на 10%.

    Кто понесет больше издержек?

    Крупным авиакомпаниям придется сложнее, чем маленьким, потому что за несколько месяцев низкого спроса и простоя могут скопиться значительные убытки, полагает Роман Гусаров. Государство, по его словам, должно быть заинтересовано поддержать перевозчиков, но в условиях масштабного кризиса дотации могут понадобиться и другим отраслям, и до авиаторов поддержка не дойдет.

    По мнению Гусарова, осенью 2020 года на российском рынке может произойти банкротство кого-то из игроков - как это произошло с авиакомпанией "Трансаэро" осенью 2015-го.

    Даже "Аэрофлот" - компания, которой удалось в наибольшей степени сохранить свою полетную программу, - пострадает от сложившейся ситуации. По данным Росавиации, загрузка рейсов "Аэрофлота" уже снизилась на 4%.

    На китайском направлении "Аэрофлот" мог просчитаться, полагает Сахнова. Необходимость отправлять недозагруженные рейсы может оказаться более убыточной, чем отмена рейсов - даже с учетом необходимости выплачивать стоимость операционного лизинга. "Аэрофлот" может понести убытки и сейчас, даже с учетом того, что, скорее всего, останется единственной российской компанией, выполняющей рейсы в несколько европейских столиц.

    "Аэрофлот", возможно, все еще надеется на билеты, купленные заранее. Но на самом деле большинство пассажиров сдадут билеты. И что хуже того, сократятся прибыльные перелеты в бизнес-классе", - отмечает Сахнова.

    В то же время сценарий, при котором "Аэрофлот" останется монополистом на рынке, невыгоден регуляторам и другим участникам рынка - например, аэропортам - потому что тогда компания сможет диктовать свои условия, продолжает Крамаренко.

    По словам Елены Сахновой, нынешний кризис будет проверкой менеджмента авиакомпаний - именно от них, а не от размера господдержки, будет зависеть то, сколько компаний переживут снижение спроса. Есть компании, которые вошли в кризис в сложном положении, например, "ЮТэйр". Но для всех остальных начинается нормальная бизнес-деятельность - необходимо договариваться с партнерами, в частности, с лизинговыми компаниями.

    Ситуация действительно похожа на ту, что сложилась в 2014-2015 годах, считает Андрей Крамаренко - но отчасти она еще сложнее для российских авиаторов.

    В последующие после кризисных для отрасли годы власти, в частности, отменили НДС на внутренних линиях, ввели возврат акциза за авиакеросин и дифференцированную ставку за обслуживание, например, за аэронавигацию. Российские компании платят за нее меньше, фактически получая преференции за счет иностранных конкурентов, которые летают над Россией.

    "Огромный набор мер поддержки выбран и освоен. У государства нет [больше] ресурсов, чтобы вкладывать деньги в отрасль", - говорит эксперт.

    Поможет ли государство авиаотрасли?

    Заявлений о том, что правительство поможет авиакомпаниям, действительно не было. Более того, перевозчики уже не первый год несут убытки, в том числе по вине государства.

    Российские перевозчики начали жаловаться на рекордные убытки в 2018 году - одной из главных причин был резкий рост цен на авиакеросин. Они просили правительство помочь компенсировать эти убытки.

    В конце октября 2018 года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2019 года "представить в случае необходимости предложения с соответствующими обоснованиями по размеру единовременной компенсации расходов авиакомпаний в связи с ростом стоимости авиационного топлива с целью сдерживания цен на пассажирские авиационные перевозки".

    В середине октября 2019 года Путин снова поручил правительству до ноября выделить из резервного фонда средства на компенсацию расходов авиакомпаний, возникших в результате роста цен на авиакеросин в 2018 году. В конце февраля 2020 ассоциация обратилась к недавно назначенному премьеру Михаилу Мишустину с просьбой решить вопрос с компенсациями. Но они так и не были выплачены.

    В 2019 году российские авиавласти запретили полеты из России в Грузию. По данным "Ведомостей", потери авиаперевозчиков составили около 3,2 млрд рублей. Однако по данным на ноябрь 2019 года, компенсацию авиакомпании, среди которых "Аэрофлот", "Уральские авиалинии" и S7, так и не получили.

    Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предсказывала убытки за 2019 год в размере 40 млрд рублей против 51,7 млрд в 2018-м.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции