Как коронавирус бьет по экономике

Неожиданная по своим масштабам и значению вспышка азиатского коронавируса стала основной новостной темой начала 2020 года. Неизвестная ранее инфекция в одночасье превратилась в глобальную проблему, от которой не смогли дистанцироваться отдельные государства. Известия на эту тему носят не только и не столько медицинский характер, и это событие уже вызвало видимые экономические потрясения в мировом масштабе, которые будут проявляться и развиваться еще в течение нескольких ближайших кварталов.

Стоит отметить, что c формальной точки зрения вирус 2019-nCoV выглядит как менее опасное заболевание, чем хорошо известные грипп или туберкулез. По крайней мере, смертность от ранее неизвестного заболевания ниже, чем от этих болезней.

Непредсказуемый "черный лебедь"

Однако практичного инвестора и спекулянта в большей степени интересуют не медицинские тонкости, а влияние коронавируса на глобальную экономику. Несомненно, что мы наблюдаем весьма поучительный социально-экономический феномен, который уже оказал сильное влияние на сырьевые и фондовые рынки.


Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что эпидемия коронавируса разразилась именно в тот момент, когда рынки уже явно были готовы к спаду. Опытные инвесторы и спекулянты ожидали лишь сигнала для начала активных распродаж в акциях и сырьевых фьючерсах. Однако вполне вероятно, что в других экономических условиях появление новой болезни не вызвало бы столь чувствительной реакции со стороны участников торгов. Рискнем предположить, что глобальная экономика так же, как и фондовые рынки, к началу 2020 года уже стояла на пороге начала сильного спада. Вспышка коронавируса стала лишь последней каплей, которая сделала назревшую тенденцию видимой и придала ей дополнительное ускорение.

Примечательно, что вполне ожидаемый "черный лебедь" в очередной раз оказался связан с непредсказуемым для многих инвесторов фактором. К началу текущего года возможность резкого спада рынков можно было связывать с последствиями торговых войн, состоявшимся выходом Великобритании из состава ЕС или же с началом широкомасштабного военного конфликта между США и Ираном. Сейчас об этих угрозах уже мало кто вспоминает.

К слову, последняя "опция" едва не сыграла свою предполагаемую негативную роль. Однако мы наблюдали явный "фальстарт", после которого ключевые фондовые индексы США и российский рублевый индекс Мосбиржи еще сумели неоднократно обновить свои исторические максимумы. В начале января США отказались от применения военной силы на Ближнем Востоке в пользу усиления санкций против несговорчивой Исламской Республики. И все же относительно благополучное разрешение этой ситуации положило начало среднесрочному спаду нефтяных котировок. Позднее он усилился по мере того, как начала разгораться паника по поводу "смертельно опасного" коронавируса.

Болезненную реакцию фондовых рынков на коронавирус 2019-nCoV вполне можно оправдать психологическими факторами. Инвесторы и спекулянты принимают решения на основе ожиданий. В этом плане тревожный информационный фон вполне соответствует сильным движениям на рынке.

Шок для "мировой фабрики"

Однако парадокс заключается в том, что не слишком опасное заболевание вызвало серьезный экономический шок в реальном секторе КНР. Более того, этот шок, как круги по воде, начинает расходиться по всей мировой экономике. Не секрет, что современный Китай давно и вполне заслуженно считается "мировой фабрикой". ВВП этой страны все еще в значительной степени формируется за счет реальной выработки материальных ценностей. Доля промышленного производства в ней составляет около трети. Сопоставимую долю в ней составляет и сфера услуг.

Для сравнения, по итогам 2018 года доля промышленности в ВВП США составила лишь 14,8%, а на долю услуг пришлось 55,5%. Очевидно, что финальные сборочные производства в развитых странах основаны на полуфабрикатах и комплектующих, производимых в КНР. Поэтому процессы, происходящие в экономике Китая, представляются вполне реалистичным отражением тенденций на уровне всей мировой экономики.

Следуя этой логике, мы стоим на пороге циклического падения экономики Китая, и в более широком смысле — всего мира. Спад объемов производства в мировом масштабе также означает временное сокращение глобального потребления большинства видов промышленного сырья и энергоносителей. Эти негативные процессы могут продолжаться в течение одного-двух лет.

Что же происходит в Китае сейчас? Не будем принимать во внимание дежурные заявления Пекина о том, что инфекция будет взята под контроль и экономический спад в стране будет быстро преодолен. Обратим внимание на один из свежих официальных китайских статистических показателей.

В начале марта стало известно, что значение индекса деловой активности в производственном секторе Китая резко понизилось до 40 п. против февральского значения 51,1 п. Напомним, что значение индекса 50 п. соответствует равному количеству оптимистов и пессимистов относительно дальнейшего развития ситуации. Если ниже 50 — предпочтение негативному сценарию отдают все большее количество экспертов. За несколько последних месяцев самое слабое значение этого индекса наблюдалось в феврале 2019 года. Тогда оно составило 48,3 п. К слову, свежая статистика из соседнего Гонконга также оказалась весьма неутешительной. Месячный объем розничных продаж там сократился на 21,4%.

Таким образом, мы наблюдаем вполне объективное подтверждение того, что реальное производство и торговля в Китае испытывают серьезные проблемы. Еще одним интересным совпадением стало то, что эпидемия коронавируса совпала с длительным празднованием Нового года по китайскому календарю. На этот период приходятся традиционные многодневные каникулы, во время которых многие производства приостанавливаются. На этот раз их существенная часть не возобновила работу после длительного новогоднего перерыва.

Первые сообщения на эту тему прозвучали со стороны ряда крупных мировых автопроизводителей, таких как BMW, Volkswagen и Volvo. Позднее компания Toyota также объявила о приостановке работы своих автозаводов в Китае. А компании Hyundai Motor Co. и Kia Motors Corp. довольно скоро сократили объемы производства в Южной Корее. Кроме того, концерн Fiat Chrysler сообщил о возможной приостановке одного из заводов по причине нехватки китайских компонентов для сборки. Конкурирующие технологические гиганты Apple и Samsung также были вынуждены временно прекратить производство на китайских фабриках.

Через некоторое время в СМИ появилась информация о том, что китайские сырьевые трейдеры начали отказываться от законтрактованных ранее поставок промышленных металлов и сжиженного природного газа.

Вершина айсберга

Пауза в производстве таких сложных финальных продуктов, как автомобили или бытовая электроника, представляет собой лишь вершину айсберга. Подобные факты означают остановку производства по всей цепочке изготовителей многочисленных комплектующих. Оборотной стороной этого процесса неизбежно станут перебои в работе расположенных по всему миру производств, использующих китайские комплектующие.

Из КНР приходят сообщения о том, что правительство требует от местных производственных и экспортирующих компаний немедленно возобновить работу. По-видимому, это делается достаточно жесткими методами, в азиатском стиле. Одновременно с этим стало известно о ряде монетарных мер, призванных стимулировать восстановление экономики Китая. Однако вся сложность сложившейся ситуации заключается в том, что ее нельзя решить с помощью привычной накачки экономики дешевыми деньгами.

Ранее эпидемии, подобные коронавирусу, не выходили за рамки отдельных регионов и отраслей экономики. Теперь же вспышка инфекции подтолкнула мировую экономику к серьезному сбою. В сложившейся ситуации можно лишь надеяться, что Китай как "мировая фабрика" вновь запустит свой промышленный конвейер и начнет активно наверстывать упущенное.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Вспышка коронавируса в Китае уже начала сказываться на российской экономике и бизнесе. Рынки ведут себя нестабильно, рубль ослабевает, а торговые сети отказываются от овощей и фруктов из Китая. Пока это лишь первые проблемы, реальный масштаб последствий будет зависеть от того, как долго продлится эпидемия и паника вокруг нее.

Коронавирус появился в Китае еще в декабре прошлого года. Но об эпидемии в нынешних масштабах начали говорить несколько недель назад. Тогда в Китае число заболевших начало резко расти, а власти ограничили празднование китайского Нового года.

На торгах на Московской фондовой бирже за последние две недели января доллар подорожал почти на два рубля: если 15 января он торговался на уровне 61,4 рубля, то 3 февраля доллар с утра стоил больше 64 рублей, хотя к вечеру рубль отыграл часть потерь. Цены на нефть марки Brent за тот же период упали с 64,3 доллара за баррель до 56 долларов.

Постепенно последствия вируса замечают не только участники финансовых рынков, но и реальный бизнес. Торговые сети ищут замену китайским продуктам, а аптеки зарабатывают на продаже масок.

Русская служба Би-би-си опросила компании и экспертов, чтобы понять, как на российскую экономику повлияет коронавирус.

Отказ от китайских овощей и фруктов, рост цен

В понедельник, 3 февраля, торговая сеть "Магнит", одна из крупнейших в России, сообщила о приостановке поставок фруктов и овощей из Китая из-за угрозы распространения вируса и усложнения логистики. Вместо китайских овощей и фруктов "Магнит" стал завозить эти товары из Марокко, Израиля и Турции, а также увеличил закупки российских овощей.

Китайские помидоры, перец, мандарины, виноград и помело составляли около 3% от оборота фруктов и овощей в сети по итогам 2019 года, говорится в сообщении компании.

В X5 Retail Group, в которую входят сети "Пятерочка" и "Перекресток", также заявили о том, что ищут возможность заменить поставки из Китая товарами из других стран. В компании заявили, что пока не наблюдают проблем с логистикой. В основном они закупают непродовольственные товары. А из китайских продуктов ввозят в основном имбирь и чеснок.

В сети "Лента" сообщили Би-би-си, что не приостанавливали поставки из Китая.

И "Магнит", и X5 Retail Group оговаривают, что эти изменения вряд ли как-то скажутся на ценах.

Однако в восточных регионах России уже возникают проблемы. Власти Якутии и Хабаровского края, например, сообщили 3 февраля о своих опасениях относительно роста цен на фрукты и овощи на фоне ситуации с вирусом. Местные СМИ сообщают о подорожании или нехватке плодоовощной продукции в магазинах Владивостока, Хабаровска, Уссурийска.

По данным Россельхознадзора, в Россию из Китая каждый год поставляется более 900 тысяч тонн продукции растительного происхождения. Это почти 11% от всего импорта таких товаров в Россию.

Доля КНР в российском импорте овощей по итогам 2018 года составила 22%, говорит директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. Доля Китая в поставках фруктов составляет 8%, говорит Шагайда. При этом в потреблении доля китайских товаров ниже.

"Эти ограничения, надеемся, ненадолго. Если они затянутся, то поставки будут компенсированы другими странами. Цены могут реагировать на эти события, но ненадолго и ненамного. Скорее, это психологический эффект - ожидание роста цен в такой ситуации", - отмечает Наталья Шагайда.

Какую долю овощей и фруктов от общего импорта Россия закупает в Китае

Товар Доля КНР в импорте России
Овощи
Капуста 33 %
Морковь 25 %
Огурцы 20 %
Томаты 15 %
Картофель 9 %
Фрукты
Груши, яблоки, айва 15 %
Цитрусовые 11 %

При этом данные ФТС показывают, что почти 80% поставок фруктов и овощей из Китая приходится на Дальневосточный и Сибирский федеральные округа. После запрета на поставки фруктов, введенного в августе 2019 года, дальневосточные ритейлеры сообщали, что доля китайских фруктов на местном рынке даже в летний период составляет около 50%.

В августе 2019 года Россельхознадзор уже приостановил поставки из КНР косточковых и семечковых культур (яблоки, груши, айва, вишня, черешня, сливы, абрикосы, персики, нектарины) в связи с тем, что из Китая поступает много продукции, зараженной вредителями.

Фармацевтика: маски vs противовирусные препараты

Продажи масок в аптечных сетях выросли в конце января в 2,9 раз, подсчитала аналитическая компания DSM Group. 20-26 января было продано 1,385 млн масок против 0,471 млн неделей раньше (13-19 января). В тот же период в прошлом году, 20-26 января 2019 года, было продано в два раза меньше масок.

В деньгах продажи выросли еще больше - в 3,6 раз, с 17 млн рублей до 61 млн рублей. Это означает, что ритейлеры повысили цены на этот товар.

Рост продаж масок произошел именно с началом шумихи из-за коронавируса, пояснил Сергей Шуляк, гендиректор компании DSM Group.

Продажи противовирусных препаратов, напротив, снизились по сравнению с прошлым годом на 15%. 20-26 января 2020 года было продано 2,4 млн упаковок, а в этом - 2 млн. Сергей Шуляк связывает это с теплой зимой и низкой заболеваемостью ОРВИ.

Торговля: компании ждут возобновления работ

В Китае только закончились новогодние праздники. В это время поставок товаров обычно нет, а магазины закупаются заранее.

"В настоящий момент мы не испытываем сложностей с ассортиментом и наличием товаров, акции и промо-кампании проходят в плановом режиме", - рассказали Би-би-си в пресс-службе "М.Видео-Эльдорадо". В компании подчеркнули, что закупают товары, которые уже ввезли в Россию.

В "Связном" Би-би-си также заверили, что пока все поставки выполняются согласно обязательствам. Пока компанию не уведомляли об изменениях в графике поставок.

Основной вопрос сейчас заключается в том, когда фабрики в Китае смогут снова приступить к работе для выполнения заказов, рассказал Би-би-си сотрудник одной из российских компаний, ввозящих из Китая офисную мебель. Он попросил об анонимности, так как не уполномочен давать комментарии СМИ.

"Интрига заключается в том, что практически все рабочие с фабрик, расположенных в промышленных центрах Китая, приезжают работать по годовым контрактам из других, менее развитых провинций. Они разъезжаются на новогодние каникулы по домам", - рассказывает собеседник Би-би-си. Он опасается, что они не смогут вернуться на рабочие места или что китайское правительство каким-то образом продлит каникулы.

"Пока с фабрик сообщают, что все будет в порядке, они начнут работать", - продолжает собеседник Би-би-си. Но сами бизнесмены не знают, чего ждать. Тем более в Китае уже перенесли на неопределенный срок отраслевую мебельную выставку, добавляет он.

Промышленность: цены на металлы и нефть могут упасть

Moody's Analytics считает, что коронавирус может оказаться "черным лебедем" с худшими последствиями, чем глобальный финансовый кризис 2008 года, потому что появление вируса никто не смог предсказать, а у чиновников на данный момент нет способов предотвратить распространение инфекции.

Индекс цен на металлы, составляемый Moody's, упал на 7,1% с начала эпидемии. Аналитики отмечают, что спад цен связан с чрезмерным влиянием Китая на глобальную промышленную активность.

В "Северстали" - одном из крупнейших производителей стали в России - считают, что распространение коронавируса в Китае может значительно повлиять на сталелитейную отрасль.

"Ситуация достаточно тяжелая. И в зависимости от того, какие будут масштабы, она может оказать влияние и на экономику Китая как ключевого производителя и потребителя стали, и по цепочке - дальше, на остальных. Все зависит от глубины и продолжительности кризиса. Пока рано говорить оценочно. Но точно это может быть очень значимым фактором, и это, безусловно, надо учитывать", - сказал замгендиректора компании по финансам Алексей Куличенко во время разговора с инвесторами.

Если случится "невообразимое" и эпидемия станет глобальной, то замедление мировой экономики может привести к существенному спаду цен на нефть - например, сырье сорта WTI подешевеет на 43%, прогнозирует Moody's Analytics. Падения цен ждут и в агентстве Fitch. Но они оговариваются, что эффект будет зависеть от реакции на кризис со стороны стран ОПЕК+, которые могут ограничить предложение.

При таком сценарии также могут снизиться цены на продаваемый в Европу российский газ, стоимость которого привязана к нефтяным котировкам.

Участники ОПЕК+ готовы реагировать на изменение ситуации, говорил ранее министр энергетики Александр Новак. В частности, страны могут перенести на более ранние даты встречу, на которой будет обсуждаться продление сделки об ограничении добычи нефти. Сейчас она запланирована на 6 марта.

Экспорт России в Китай: минтай и крабы дешевеют

Российский экспорт в Китай по итогам 2018 года вырос почти на 50% до 56 млрд долларов, показывают расчеты Международного торгового центра (ITC) на основе данных Федеральной таможенной службы. Это более 12% всего российского экспорта.

Самыми крупными статьями экспорта в Китай являются нефть и нефтепродукты (41,2 млрд долларов), древесина и целлюлоза (4,5 млрд долларов), двигатели, газовые турбины и ядерное топливо (1,5 млрд долларов).

Из продовольственных товаров в Китай экспортируются большие объемы рыбы, раков и моллюсков (1,5 млрд долларов), жиров и масел (370 млн долларов), масличных семян (338 млн долларов).

"Влияние [в области сельского хозяйства] есть, но пока не очень большое", - сказал Русской службе Би-би-си исполнительный директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов. Например, в Китае снизились цены на морепродукты.

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев ожидает некоторого снижения спроса на краба, а также снижения цен. "Надеемся, что на самое дно средневзвешенная экспортная цена по всем видам крабов не свалится", - полагает он.

В Ассоциации пока связывают небольшое снижение цен на минтай с тем, что закупок сейчас нет из-за новогодних праздников - рыбоперерабатывающие заводы просто не работают.

"На рыбоперерабатывающих заводах работают преимущественно выходцы из внутренних провинций Китая. На Новый год они традиционно уезжают домой, и если в Китае будет жёстко ограничиваться миграция, они не смогут вернуться на работу. Отсутствие рабочей силы может привести к перебоям в работе фабрик и снижению спроса на сырье", - опасается Зверев.

Кроме того, падение цен на сельхозпродукцию может быть связано не с эпидемией, а новым торговым соглашением между США и Китаем, полагает Сизов.

Туризм: операторам пришлось вывозить россиян из Китая

В конце января Ростуризм рекомендовал российским туроператорам остановить продажу туров в Китай, а Роспотребнадзор посоветовал россиянам не ездить туда вообще.

31 января глава штаба по борьбе с коронавирусом объявила, что российских организованных туристов будут вывозить из Китая.

По данным на 3 февраля, все 5,6 тыс организованных туристов из России, которые находились в Китае к 27 января, вернулись в Россию. Правда, по информации операторов, все эти туристы находились в одном регионе - на острове Хайнань.

"Федеральное агентство по туризму сообщает, что, по поступившей информации от туроператоров, осуществляющих деятельность по китайскому направлению, все организованные группы российских туристов, находившиеся в Китайской Народной Республике на острове Хайнань, вернулись в Российскую Федерацию," - говорится в сообщении ведомства.

"В России продажа туров в Китай прекращена до отмашки государственного регулятора, Ростуризма. В Китае вся инфраструктура приема гостей парализована", - заявил Русской службе Би-би-си исполнительный директор ассоциации туроператоров "Мир без границ" Александр Агамов.

По его словам, ежегодно из Китая в Россию и из России в Китай путешествуют примерно по два миллиона человек, две трети из которых - туристы. Китайцы занимают примерно 30% рынка туризма в Россию. Въездной и выездной туризм на китайском направлении приносит России порядка 1,2 млрд долларов в год.

По данным ассоциации "Мир без границ", уже сорвались около 45 тысяч поездок россиян в Китай, запланированных на февраль, и столько же визитов китайцев в Россию. Убытки российской стороны составили около 30 миллионов долларов. Сигналов о том, что кому-то из туроператоров грозит разорение, пока нет.

Макроэкономика: все зависит от масштабов потерь

Вспышка коронавируса может повлиять на рост экономики в этом году, полагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Но масштаб этого влияния будет зависеть от того, как быстро российские производители смогут наладить импортозамещение китайских товаров, если торговля будет ограничена.

"Пока последствия можно только прикидывать. Сколько-нибудь точных оценок я не видел. Вилами по воде писано", - считает экономист холдинга "ПФ Капитал" Евгений Надоршин.

Евгений Надоршин подчеркивает, что все зависит от того, насколько быстро удастся справиться с кризисом.

"По самому оптимистическому сценарию, все в основном закончится где-то к 10 февраля, по наихудшему - в апреле-мае. Два совершенно разных масштаба потерь. В первом случае негативный эффект ограничится первым кварталом, во втором число заболевших достигнет сотен тысяч и восстановление Китая затянется. Тогда будет серьезное и пока непредсказуемое влияние на мировую торговлю и глобальную мировую экономику, включая российскую", - говорит он.

Отмена авиарейсов, остановка производства, нарушение логистики, неучастие в ярмарках. Эпидемия из Китая заставляет все больше крупных компаний менять планы и импровизировать.


Из-за карантинных мер и страха перед коронавирусом в Китае опустели как самолеты, так и скоростные поезда

Южнокорейская компания LG Electronics, обычно один из самых крупных экспонентов на ежегодной ярмарке мобильной связи Mobile World Congress (MWC) в Барселоне, в этом году не будет участвовать в важнейшем отраслевом смотре. Причина отказа: коронавирус. Руководство фирмы не хочет подвергать сотни своих сотрудников рискам, связанным с международными полетами в условиях эпидемии, а своих клиентов и партнеров - опасности заражения.

Mobile World Congress в Барселоне: если ехать, то как?

А вот компания ZTE из Шэньчжэня, один из ведущих китайских производителей телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов, наоборот, твердо намерена присутствовать на MWC-2020, которая пройдет в Барселоне с 24 по 27 февраля. Поэтому принято весьма необычное решение: менеджерам фирмы строго предписано как минимум на две недели "самоизолироваться", чтобы удостовериться, что они не являются носителями вируса.


Работник санитарной службы в аэропорту Гонконга отслеживает на мониторах данные тепловизоров

Однако им будет не так-то легко добраться до Европы. Большинство европейских авиакомпаний, в том числе и испанская Iberia, еще в конце января на несколько недель отменили регулярные рейсы в города континентального Китая. Правда, провинция Гуандун, где находится Шэньчжэнь, граничит с Гонконгом, и туда целый ряд воздушных перевозчиков еще летает.

Но после того, как на этой неделе от полетов в Гонконг временно отказались американские United Airlines и American Airlines, немецкая Lufthansa заявила 5 февраля, что "изучает" целесообразность ежедневных рейсов в этот финансовый и торговый центр, которые осуществляет как она сама, так и ее швейцарская дочка Swiss. Сомнения вызваны уже не только и даже не столько медицинскими, профилактическими соображениями (хотя в Гонконге, по официальным данным, выявлено два десятка случаев заражения коронавирусом и один человек от него умер), сколько падением спроса.

Cathay Pacific: неоплачиваемый отпуск как реакция на эпидемию

Коронавирус более опасен для экономики Германии, чем для ее жителей

Комментарий: Коронавирус станет первым испытанием правительства Мишустина

Новому премьер-министру России предстоит доказать эффективность своей команды в борьбе с экономическими и медицинскими последствиями эпидемии из Китая, считает Андрей Гурков. (27.01.2020)

В Китае выявлено свыше 3 тысяч новых случаев заражения коронавирусом

За сутки еще 73 человека в Китае умерли от заболевания, вызываемого вирусом 2019-nCoV. В стране заражены более 28 тысяч человек. (06.02.2020)

Его со всей остротой почувствовала гонконгская авиакомпания Cathay Pacific, глава которой Огастес Тан принял в этой ситуации неординарное решение: он записал видеообращение, в котором призвал каждого из 27 тысяч сотрудников, в том числе и топ-менеджеров, в ближайшее время взять три недели неоплачиваемого отпуска. Такая мера призвана снизить убытки, вызванные вынужденной отменой многочисленных рейсов в континентальный Китай и за рубеж.

Однако резкое сокращение по всему миру воздушного сообщения с Китаем не только снижает доходы авиакомпаний и аэропортов, теряющих пассажиров и трафик, но и создает все более серьезные проблемы фирмам из самых разных отраслей.

На это указал президент Всемирного банка Дэвид Малпасс, предупреждая 4 февраля о предстоящем снижении прогноза темпов роста мировой экономики "как минимум в первой части 2020 года". Он напомнил, что "многие китайские товары доставляются по всему миру в чреве пассажирских самолетов". Теперь же фирмам приходится быстро приспосабливать свои логистические цепочки к новым условиям.

Китайский завод Airbus встал на неопределенный срок

Зачастую это очень сложно сделать. Ограничения воздушного сообщения, объявленный Пекином карантин, фактически парализовавший регион с 56-миллионным населением с очень важным транспортным узлом Ухань, а также требование властей КНР всюду, где это возможно, позволять сотрудникам работать из дома, создают для многих фирм серьезные или даже непреодолимые проблемы.


Завод Airbus в Тяньцзине обычно выпускает в месяц четыре самолета семейства А320

Об этом свидетельствует пример европейского аэрокосмического концерна Airbus. Его авиационный завод в Тяньцзине недалеко от Пекина после традиционных каникул, связанных с китайским Новым годом, так и не возобновил работу. В официальном заявлении концерна от 5 февраля указывается, что из-за введенных в Китае "ограничений на национальные и всемирные поездки" он столкнулся с "некоторыми логистическими вызовами".

В чем именно проблема, Airbus уточнять не стал, но его китайское предприятие по сборке среднемагистральных самолетов семейства A320 встало на неопределенный срок. Обычно оно выпускает четыре лайнера в месяц. Это примерно 7% месячного производства в данном сегменте на всех заводах концерна, подсчитало агентство Reuters.

Hyundai и Kia: дефицит комплектующих из Китая

С острейшими логистическими проблемами столкнулась автомобильная промышленность Южной Кореи. Коронавирус нарушил бесперебойную доставку комплектующих от китайских поставщиков, и с пятницы, 7 февраля, на семи южнокорейских заводах концерна Hyundai (пока до вторника) практически остановится выпуск автомобилей, кроме автобусов. При этом три линии простаивают уже с 4 февраля.

В то же время дочка концерна, компания Kia, пока продолжает работать, но снизила объемы производства. Сейчас руководство Hyundai ускоренными темпами пытается найти поставщиков в самой Южной Корее и в целом в Юго-Восточной Азии. Так что вызванные коронавирусом временные логистические проблемы могут в перспективе привести к снижению доли китайских поставщиков на южнокорейском рынке автокомпонентов.


Новая гигафабрика компании Tesla в Шанхае из-за коронавируса уже выбилась из графика

Тем временем в самом Китае японский автостроитель Honda, объявивший в минувшее воскресенье о намерении возобновить 14 февраля производство на заводе в Ухане, в этот четверг, по сообщениям СМИ, уже готовился к дальнейшему продлению новогодних каникул.

Американская корпорация Tesla пока собирается вновь запустить конвейер на своей новой гигафабрике в Шанхае, заработавшей лишь в конце прошлого года, в понедельник, 10 февраля. Но она уже предупредила, что выбилась из графика производства электромобиля Model 3.

Трудно представить себе, что такие и подобные корпоративные новости из области большого бизнеса останутся без макроэкономических последствий, не приведут к замедлению экономического развития в Китае и других странах, в частности, в Германии и в России. Однако пока мнения о том, насколько серьезной будет вызванное коронавирусом торможение глобальной экономики, расходятся. Что и неудивительно: эпидемия еще даже не достигла апогея.


Две больницы за две недели

Две недели назад здесь была голая земля. Сейчас одна из двух новых больниц, в целом рассчитанных на более 2500 койко-мест, готова к приему пациентов, другая будет достроена в ближайшие дни. В новых комплексах, возведенных менее чем за две недели, будут лечить только пациентов с коронавирусом. Другие клиники в изолированном от остального мира мегаполисе переполнены.


Балет разноцветных экскаваторов

Все началось 23 января со строительных работ в Ухане. Хитом в интернете стали прямые трансляции со стройплощадки. Хотя на видео можно было увидеть статичную картинку, да еще и снятую с большого расстояния, оно собрало миллионы просмотров, сообщают китайские СМИ. Пользователи даже придумали имена для некоторых экскаваторов - в зависимости от их цвета.


Больницы из сборных модулей

Строительство ведется из сборных модулей, что позволяет завершить его в максимально сжатые сроки. Тем не менее поражает то, сколько рабочих, оборудования и необходимых материалов доставили в Ухань за такое короткое время.


Работа до изнеможения

Лишь на одной из двух строительных площадок заняты более 3000 рабочих. Как сообщает китайская телекомпания CGTN, в первые дни строители были вынуждены работать по 12 часов в день - не хватало персонала. Сейчас работы ведутся в три смены.


Резиновые сапоги и защитные маски

Строительство не останавливается даже ночью и в дождь. Рабочие в обязательном порядке должны носить защитные маски. Периодически всем строителям измеряют температуру. По состоянию на 2 февраля в Китае от коронавируса умерли 304 человека, подтвержденных случаев заражения в этой стране - более 14,3 тысячи.


Плечом к плечу

Залог успешной работы на строительных площадках - хорошая организация. У Китая уже есть опыт работы с подобными экспресс-клиниками. В 2003 году во время эпидемии атипичной пневмонии SARS в Пекине за шесть дней построили больницу на 1000 мест. В ней проходил лечение каждый седьмой китайский пациент с атипичной пневмонией. Этот опыт стал примером для двух нынешних строек.


В рекордно короткие сроки

Строительство больниц идет молниеносными темпами. Некоторые государственные СМИ сообщили о том, что первое здание было построено спустя 16 часов. В качестве доказательства они использовали снимок дома в Циндао - города более чем в 800 км от Уханя. Но это оказалось типичным примером фейковых новостей. В действительности еще 30 января стройка выглядела так, как на фото сверху.


Строительство завершается

В воскресенье, 2 февраля, власти объявили, что первый из двух экспресс-госпиталей готов. Для срочного строительства больницы, названной "Гора бога огня", потребовалось 10 дней. Вторая аналогичная больница в Ухане на 1600 коек, которая названа "Гора бога грома", по плану должна начать прием пациентов 6 февраля.


Внутри больницы - спартанская обстановка

Полевой госпиталь на 1000 пациентов для лечения коронавируса готов к приему больных. Туда направлены 1400 военных медиков, а первые зараженные новым коронавирусом начнут поступать в понедельник, 3 февраля. В связи с эпидемией коронавируса в 11-миллионном Ухане не хватает мест для заболевших, больницы переполнены и жители жалуются на многочасовые очереди на прием к врачу.


Китайские герои нашего времени

Строительство не на века: по оценкам экспертов, экспресс-больницы - это временное решение. Их появление в рекордно короткие сроки стало реакцией на массовые вспышки коронавируса - зараженных им людей нужно как можно быстрее изолировать и лечить. Так что на длительный срок службы инфекционные отделения не рассчитаны.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции