Гаплотипы выживут после коронавируса

Как пандемия коронавируса меняет мировую экономику


  • В отличие от того случая нынешняя эпидемия опасна не для всего человечества, а для его старшего поколения. Высокая смертность от коронавируса характерна для тех, кто уже перешагнул за 60. Молодежь и средний возраст болеет, но не смертельно.

    Развитые демократические страны не могут позволить себе столь жестких мер по отношению к населению, как авторитарный Китай. Поэтому эпидемия там будет длиться дольше, и в силу этого будет больше количество умерших.

    Но понятно, что если Китай справился за 2 месяца, то Италии и США понадобится для этого максимум полгода. В реальности же речь будет идти о 3–4 месяцах. Но рассмотрим именно крайний вариант.

    Но влияние эпидемии на экономику будет огромным, о нем и поговорим.

    на пике эпидемии ВВП Китая сократился на 40%.

    В США, чтобы хотя бы на время приостановить вызванный угрозой коронавируса крах рынков, ФРС за два дня вбросила в экономику полтора триллиона долларов и снизила до нуля ставку, по которой кредитует банковскую систему. Но Трамп требует большего — даже не обнуления ставки, а выведения ее в отрицательную область, угрожая в противном случае отправить в отставку главу ФРС Пауэлла.

    Читайте также


    Собственно, с учетом вызванного эпидемией гигантского спада в экономике Китая в феврале этого года Трампа можно понять. Лучше угроза инфляции и даже будущей стагфляции, чем сокращение ВВП в год выборов на 2,5–3%.

    Но, по сути, можно уверенно сказать, что экономика США в конце 2019-го — начале 2020 года вошла во всеми ожидаемую циклическую рецессию. И случилось это в год выборов президента и Конгресса. Спад в экономике в год выборов ставит крест на шансах любого президента: даже сверхпопулярный вследствие только что случившейся победы над Ираком Буш-старший проиграл Клинтону из-за небольшого спада в экономике (хотя и спойлер Буша, независимый кандидат Росс Перо, внес свой вклад в победу Клинтона, оттянув на себя часть голосов республиканского электората).

    Но опять же вполне вероятно, что ситуация в США будет развиваться по следующему алгоритму:

    И совокупно все это позволит Трампу переизбраться. Тем более если демократы проявят глупость и не предложат Сандерсу пост вице-президента, что заставит проигнорировать выборы немалую часть его многочисленных сторонников.

    С развитыми странами все более-менее понятно. Японии вообще удалось не допустить развития эпидемии, несмотря на достаточно тесные связи с Китаем и Южной Кореей, где количество выявленных больных достаточно велико. Евросоюз и США переживут ее с большими потерями в экономике и небольшим — относительно всего населения — количеством смертей. А вот что с остальными миром? Например, с Африкой, Индией и Южной Америкой.

    В Африке, несмотря на незавидное состояние здравоохранения, все не так уж плохо. Просто в силу того, что средний возраст населения Африки составляет сейчас 20 лет. Африка очень молодая. Эпидемии там негде разгуляться. В Бразилии, самой населенной стране континента, где коронавирусом заболел даже президент, ситуация может стать угрожающей: средний возраст бразильца составляет 31 год, и в стране высока доля тех, кому больше 60 лет. Средний возраст населения Индии, страны, где гигиенические привычки населения, мягко говоря, далеки от идеальных, а религия фаталистична, составляет 29 лет. Опять же в Индии очень высока плотность населения, что увеличивает поражающую силу эпидемии. Какова ситуация с коронавирусом в России, мы узнаем после 9 мая.

    Читайте также


    Эпидемия нанесла сильнейший удар по туристической отрасли, доля которой в мировом ВВП составляет около 2%. Больше того, пострадали все секторы экономики, так или иначе связанные с передвижением людей, а также индустрия развлечений и питания вне дома. В ВВП США доля развлечений, туризма и общественного питания составляет более 4%.

    С розничной торговлей ситуация сложнее, здесь пострадают не столько продажи продуктов питания, сколько продажи товаров длительного пользования. Во Франции уже распоряжением властей закрыта любая торговля, кроме необходимой для выживания. В странах, где нет таких жестких мер, население минимизирует походы в магазины, но без продуктов ему не обойтись, а вот с телевизорами и стиральными машинами можно и подождать. Равно как и с автомобилями. В экономике США доля товаров длительного пользования составляет около 6%.

    Пострадают профессиональные и бизнес-услуги, чья доля в ВВП США превышает 10%, но зато вырастет спрос на услуги медицины. Под ударом окажутся транспортные перевозки (около 3% экономики США, вместе со складскими услугами) и оптовая торговля.

    Корпорации и государство будут инвестировать в сервисы, обеспечивающие возможность быстрого переключения в режим удаленной работы на дому десятков миллионов офисных работников, а школьного и вузовского образования — в режим дистанционного обучения.

    Дополнительный стимул получит роботизация торговли — в постэпидемическом будущем массовое появление полностью автоматизированных магазинов без человеческого персонала. А также еще большую долю отрежет у обычной розничной торговли торговля онлайн.

    Ускорится развитие индустрии роботизированной доставки товаров и продуктов от склада условного Amazon до жилья покупателя. В более быстром темпе пойдет даже роботизация промышленного производства. Тут интересны совмещающие технологии, где работают робот и человек, но в случае кризисной ситуации может (пусть и с меньшим КПД) работать только робот, управляемый, скажем, тем же человеком, но уже из дома.

    Потребуются новые технологии обеззараживания воздуха в небольших замкнутых помещениях типа салона самолета и помещений круизного лайнера. Либо же развитие пойдет по другому пути, и в прогулочных лайнерах будут менять систему вентиляции с общей для всех на локальную, при собственном заборе воздуха в каждую каюту и собственной его оттуда вытяжке.

    Читайте также


    Появится спрос на усовершенствованные технологии общения на небольшом расстоянии, общего разговора группы, где каждый участник находится от других на безопасном расстоянии в несколько метров. В реальности речь может зайти о вживлении чипа мобильного общения в режиме конференции.

    Если развитые страны проявят известную разумность, то вложатся в развитие массовой медицинской диагностики, каковую в бедных странах придется осуществлять за счет спецпрограмм ООН. И, конечно, мощный допинг получит индустрия развлечений на дому — компьютерные игры, стриминговые видео и т.п.

    Почему это важно


    Смертельный диагноз

    Уже несколько лет я задумываюсь над тем, что это слово звучит как диагноз, а сегодня — практически как смертельный диагноз. Большинству из нас, неизлечимо больных, осталось жить несколько недель, а кому-то и дней.

    Мы столкнулись с фатальным кризисом. Пожалуй, самый большим и страшным в истории нашей страны после революции 1917-го.

    Позавчера на банкротство подал мой конкурент, вчера — коллега по отрасли, тысячи сотрудников остались без рабочих мест и доходов. И это только начало.

    Каждый день умирают бизнесы, которые много лет создавали комфортную среду в городах, развиваясь офлайн. Это те, кто не производит и не продает так нужные всем сейчас гречку, туалетную бумагу и санитайзеры. Это уютные кафе за углом, булочные с горячим хлебом, люди, которые устраивали дни рождения вашим детям, турагентства, которые отправляли вас в долгожданный отпуск. Выездной туризм умер полностью, ивент-индустрия бьется в агонии, рынка детских услуг и развлечений уже почти нет. Фактически умер весь и так мизерный пласт малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

    Мы столкнулись с фатальным кризисом. Пожалуй, самый страшным в истории после революции 1917-го

    Косвенно это затрагивает нас всех — и предпринимателей, до которых железная рука кризиса еще не добралась, и потребителей. Просто пока что мало кто об этом задумывается. Со временем последствия коронавирусной паники доберутся даже до тех, у кого сейчас все хорошо, кто сидит дома на карантине и получает зарплату, воспринимая ситуацию как неожиданный бесплатный отпуск.

    Обанкротившиеся предприниматели и их бывшие сотрудники больше не смогут тратить деньги на покупку товаров и услуг, на оплату кредитов, на обучение детей, на развлечения и путешествия. И бизнесы начнут складываться дальше как карточные домики.

    Мир без булочных за углом

    Я смотрю на все это и понимаю: люди просто не задумываются о том, что очень много таких же бизнесов, как наш, просто исчезнут после кризиса. Что миллионы людей, задействованные в этих бизнесах, окажутся без средств к существованию. А у многих дети, кредиты, съемные квартиры. Их семьи полностью живут за счет бизнеса — у них нет задела даже на несколько недель, а тем более месяцев.

    90% небольших предпринимателей не смогут оправиться от вируса

    Сегодня я и такие, как я, принимают решение уже не о выживании бизнеса, а о том, как нам вытащить заложенное собственное жилье из банков. Как не попасть в тюрьму при банкротстве, как избежать ситуации, при которой наши наследники будут всю жизнь должны Сбербанку за взятые нами несколько лет назад кредиты на развитие, которые мы сейчас просто не в силах погасить.

    Решения, которые принимают, а точнее, не принимают по части спасения бизнеса наше правительство и мэр города, сейчас определяют нашу жизнь на долгие годы.

    И выбирая между альтернативами, власть должна была, обязана была задаться вопросом не только о том, как преодолеть непосредственную угрозу, но и о том, в каком мире мы будем жить после вируса.

    Пандемия пройдет, человечество выживет, большинство из нас все еще будут живы. Но жить мы будем в другом мире. Мы уже начали в нем жить. Не поменялось пока в нем только одно — наплевательское отношение к предпринимателям.

    Выбраться из мясорубки

    Что с вами, господа чиновники? Вылезайте из своих машин, из прекрасных офисов в Сити, из загородных резиденций. Выходите из карантина, приходите к нам, в наши бизнесы, посмотрите в глаза нашим сотрудникам. Вы там, наверху, даже представить себе не можете, с чем мы столкнулись.

    Поймите, если не действовать сейчас адекватно тому, что реально происходит, завтра уже будет поздно. Осознание этого, принятие этого факта — это такие нужные всем нам сейчас смелость и решительность. Пока этого нет.

    Выходите из офисов в Сити, приходите к нам, посмотрите в глаза нашим сотрудникам

    Пусть это уже не поможет мне и многим из нас, которые не выберутся из этой мясорубки. Но это важно для выживания предпринимательства в России, для того чтобы предотвратить волну банкротств тех, кто своими руками много лет создавал рабочие места. Тех, кто не воровал, а создавал, не добывал нефть, а строил по кирпичику бизнес. Тех, кто из доходов своих производств, ресторанов, магазинов помогал благотворительным фондам и покупал все то, что не готово было дать их подопечным государство. Тем, кто не уезжал, а вкладывался в страну и платил налоги.


    Тем, кто сейчас, как униженные просители милостыни, обивает пороги, чтобы достучаться до ваших высоких кабинетов с криком о помощи.

    Обращение к правительству

    Дайте пакет мер тем, кому он сможет помочь. Дайте их завтра. Как это сделали уже все страны мира, которым не наплевать на свой бизнес.

    Вы должны предотвратить волну банкротств тех, кто своими руками создавал рабочие места

    В чем нуждается малый бизнес сегодня:

    • задекларируйте, что в нынешней форс-мажорной ситуации на уровне государства будут приняты меры, поддерживающие и простых граждан, и предпринимателей одинаково;
    • дайте гарантии, что будут отсутствовать любые карательные меры за попытки спасения нами наших бизнесов. Любые попытки;
    • дайте субсидии сокращенным людям. Мы не сможем их дать. У нас нет денег;
    • дайте беспроцентные кредиты и субсидии для бизнеса после карантина на год;
    • сделайте полную кредитную амнистию для всех пострадавших отраслей — для тех, кто до прошлой недели аккуратно платил все кредиты с грабительскими ставками;
    • дайте денежные гранты для оплаты аренды для малого и среднего бизнеса;
    • дайте собственникам помещений возможность не платить кадастровый налог и налог на землю, чтобы они могли пережить отсутствие арендной платы;
    • сделайте годовые каникулы для сотрудников пострадавших бизнесов, которые брали ипотеку;

    Купите антидепрессанты — они помогают не свихнуться. И молитесь

    • срочно утвердите давно назревшие изменения в налоговых режимах для пострадавших отраслей — в частности, для заведений общественного питания, которые и в мирное время были необходимы как воздух;
    • уменьшите НДС хотя бы до 10%, а в идеале до нуля для всех пострадавших отраслей;
    • сейчас для вас — время отдавать. Выдайте деньги, которые были получены государством за долгие годы от этого же бизнеса, назад в пользование предпринимателям.

    Если вы поддержите бизнес сейчас, он обеспечит людей работой и доходом. Ведь это очевидно: если работает бизнес, то платятся налоги, то люди заняты работой, они получают зарплату и создают спрос.

    Меня попросили дать советы предпринимателям в сложившейся ситуации. Я попыталась, честно. Вот что получилось:


    Похоже, что распространение заболевания в мире еще не вышло на вершину графиков. Даже в Китае сохраняется опасность второй волны заражения. Самыми значительными полями битвы становятся США, Европа и Индия. К сожалению, счет может пойти на десятки миллионов заразившихся и сотни тысяч погибших. Влияние пандемии распространилось далеко за пределы медицины, оно затронуло основы привычного образа жизни во всем мире.

    После завершения холодной войны мир уже не разделяют идеологические доктрины, но мир не стал единым. Мы видим разделение по типу управления, на государства централизованного и децентрализованного типа. Централизованные системы, примером которых является Китай, легче справляются с неожиданными масштабными кризисами по сравнению с системами децентрализованными.

    Сейчас мы наблюдаем начало противостояния этих подходов, противостояния более серьезного, чем забывшаяся уже прошлогодняя торговая война США и Китая.

    США придется выбирать, насколько угроза потери человеческих жизней и экономического потенциала может сдвинуть к централизации общественную систему, исторически сформировавшуюся как децентрализованная. Сдвижка эта будет происходить вне зависимости от воли отдельных групп или политиков. Меры по ограничению перемещения, контроль за населением при помощи гаджетов, внедрение системы распознавания лиц и частичный отказ от принципов неприкосновенности частной жизни и информации о ней — то, чем придется поступиться и перенять от конкурента, Китая, чтобы выжить.

    Россия имеет свою традицию взаимодействия государства, населения и бизнеса, и она ближе к централизованной модели. Реакция российского государства на распространяющуюся эпидемию была быстрой и вполне адекватной. Как в случае с любым большим кризисом, многих вещей остро не хватает, но со временем централизованная система найдет выход.

    Бизнес после пандемии

    Жизнь уже никогда не будет такой, как до коронавируса, многие реалии изменятся во всем мире. Основных изменений пять.

    Что делать сейчас

    Так будет выглядеть мир после для тех, кто выживет. А что может быть сделано для поддержки бизнеса и занятости сегодня?

    Следует различать меры поддержки крупного бизнеса от мер, требующихся для МСБ.


    Для крупного бизнеса главный вызов сегодня — это устойчивость производственно-финансовых цепочек. Поэтому требуется принятие государством на себя части рисков, связанных с финансированием крупных производств. Для этого подходит утверждение лимитов выдачи госгарантий системообразующим предприятиям. Это может быть сделано правительством на основании единых отраслевых правил, подготовленных министерствами. Казначейство должно вести единый реестр госгарантий, которые должны предоставляться сроком на три года бесплатно. Под эти гарантии коммерческие банки смогут продолжать кредитовать предприятия, многие из которых нарушат нормативы достаточности капитала.

    Что произойдет, если часть предприятий не сможет рассчитаться по кредитам, обеспеченным госгарантиями, через три года? Эти предприятия могут быть национализированы и выставлены на приватизационные торги для возврата средств государства.

    Для балансирования бюджета можно ввести прогрессивную шкалу подоходного налога от 0 (с доходов до двух МРОТ) до 18% (с доходов более 100 млн руб. в год).

    Для МСБ главная проблема — способность платить заработную плату персоналу и арендные платежи в условиях, когда выручка сократилась в несколько раз. Представляется целесообразным, чтобы социальные платежи для предприятий МСБ были полностью обнулены на ближайшие два-три года. Если персонал будет сокращен, страховые взносы все равно никто не заплатит.

    Как можно компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов при отмене налога на имущество? Может быть увеличен налог на прибыль, допустим с 20 до 22%, чтобы прирост пошел в бюджет региона. Налог на прибыль — налог честный. Можно делиться, когда есть чем делиться. Регионы и компании будут заинтересованы в одном и том же — повышении прибыльности бизнеса.

    Поделиться сообщением в

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Невиданный кризис в авиации развивается стремительно, и отрасль уже не верит, что авиакомпании переживут вспышку коронавируса без помощи властей и денег налогоплательщиков.

    Сначала Азия, а следом Европа и Америка захлопнули воздушные ворота в надежде остановить эпидемию. Большинство авиалиний вынужденно сократили полеты до минимума. Самолеты стоят на земле, билеты не продаются. Но зарплату и долги все равно приходится выплачивать.

    Такими темпами авиация долго не протянет - первых банкротств можно ждать уже к лету, предупреждают эксперты и руководители авиакомпаний. В понедельник три альянса, на которые приходится половина мирового флота, в совместном заявлении попросили поддержки у властей и аэропортов.

    "Это исключительное время требует экстраординарных мер, - не скупились на эпитеты руководители oneworld, SkyTeam и Star Alliance. - Беспрецедентная ситуация, вызванная вспышкой коронавируса, представляет смертельную угрозу для авиационной отрасли".

    Одни считают, что текущие ограничения на перелеты в мире (полный обновлямый список) нанесут серьезный урон только в том случае, если продлятся больше двух-трех месяцев. Другие настроены панически.

    "К концу мая большинство авиакомпаний в мире будут банкротами. Власти и отрасль должны действовать согласованно и без промедления, если мы хотим избежать катастрофы", - написал отраслевой портал Centre for Aviation (CAPA).

    Чем помочь?

    Власти США, Франции, Германии, Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Бразилии и России, среди прочих, уже пообещали помочь авиаторам, но пока не определились, каким именно образом.

    Сами авиакомпании просили у правительств налоговых каникул и послаблений: снижения сборов с пассажиров или за пролеты. А у аэропортов - скидок на парковку вынужденно простаивающих самолетов.

    Пока что они добились только приостановки правил распределения слотов в аэропортах, которые обязывают использовать их на 80% - или лишиться. Чтобы сохранить их, авиакомпании гоняли полупустые самолеты, и к их протестам постепенно присоединились борцы с глобальным потеплением. Власти пошли навстречу.

    Американская FAA освободила от этого правила слоты в семи аэропортах до 31 мая. ЕС приостановил его до июня для полетов в Азию, но пообещал сделать то же и для других маршрутов. Сейчас власти ЕС оформляют это решение.

    Другую просьбу европейских перевозчиков они пока не услышали: отсрочить ввод новых топливных сборов и других налогов, призванных стимулировать переход Европы в зеленое будущее.

    "Европейским авиакомпаниям предстоят очень непростые времена, и очевидно, что для выживания отрасли потребуется согласованная поддержка со стороны властей", - сказал Йохан Лундгрен, глава EasyJet, одного из пяти крупнейших перевозчиков Старого Света.

    Его коллеги наперебой делятся опасениями. Вот что они говорили в последние дни.

    Шеф Finnair Топи Маннер:

    "Сейчас уже ясно, что коронавирус - самый серьезный кризис в истории авиации".

    Глава British Airways Алекс Круз:

    "Авиация столкнулась с кризисом мирового масштаба, он хуже, чем Sars и 9/11 (теракты в США 11 сентября 2001 года). Мы больше не в силах поддерживать текущий уровень найма, и нам придется сокращать рабочие места: может, ненадолго, а может, и нет".

    Шеф Delta Эд Бастиан:

    "Никогда ранее мы не были свидетелями такого стремительного сокращения спроса".

    Глава IAG (владелец British Airways, Iberia, Vueling и Aer Lingus) Уилли Уолш:

    "У нас серьезное падение числа бронирований на всех направлениях и во всех авиалиниях, и мы ожидаем, что спрос останется вялым по меньшей мере до середины лета".

    Глава IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) Александр де Жуньяк:

    "Последуют ли банкротства, зависит от продолжительности и интенсивности кризиса. Если спад будет таким же существенным, как сейчас, и продлится более двух-трех месяцев, тогда авиакомпании столкнутся с трудностями".

    Ричард Мориарти, начальник британского Управления гражданской авиации (Civil Aviation Authority):

    "С такими трудностями авиация и туриндустрия никогда не сталкивались. И чем дольше это будет продолжаться, тем ниже шансы выжить у некоторых компаний".

    Кто выживет?

    Далеко не все молят о помощи.

    Первым делом проблемы возникли у сильно закредитованных компаний. Часть из них кризис застал в стадии активного расширения бизнеса, и конкуренты, которых они хотели подвинуть, будут лоббировать против коврового орошения отрасли деньгами налогоплательщиков.

    Ричард Брэнсон, владеющий Virgin Atlantic на паях с американской Delta, предложил британскому правительству поддержать авиакомпании льготами и кредитами почти на 10 млрд долларов.

    Однако IAG, владеющая конкурирующей с ним British Airways, тут же выступила против дотаций - у нее солидная подушка безопасности в виде 11 млрд долларов наличных, и она уже удачно отговорила власти спасать первую жертву кризиса - региональную Flybe.

    "В этом кризисе козырь - кэш", - говорит Майкл Даф из The Airline Analyst.

    По его мнению, крупнейшие авиалинии, летающие на прибыльных трансатлантических маршрутах, переживут кризис, если он продлится от трех месяцев до полугода.

    "А вот второстепенные игроки, а также региональные авиакомпании и национальные перевозчики в Европе стоят перед угрозой исчезновения", - полагает он.

    Западные страны должны выступить единым фронтом и поддержать авиакомпании, иначе отрасль восстанет из пепла нынешнего кризиса совсем в другой конфигурации, пишут аналитики Centre for Aviation.

    Победителями выйдут авиакомпании, за которыми стоят государства, отягощенные геополитическими амбициями. Вроде Китая или арабских стран. Американцы при поддержке влиятельных профсоюзов наверняка добьются субсидий. Некоторые страны Европы поддержат своих.

    "А вот у частных авиакомпаний перспективы далеко не такие радужные", - дообавляют эксперты Centre for Aviation и предупреждают, что мир, в котором останутся только крупные и национальные авиакомпании, опасен для конкуренции, прав потребителей и туристической отрасли.

    За неделю до того, как Америка и Европа развернули авиапассажиров, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценивала сокращение оборота авиакомпаний из-за вспышки вируса в 113 млрд долларов в 2020 году. А ведь всего пару месяцев назад она обещала им рост выручки на 4% до 870 млрд долларов и прибыль в 30 млрд.

    О доходах больше никто не вспоминает, лишь бы выжить.

    Страдают не только авиакомпании. Ассоциация европейских аэропортов сообщила, что на прошлой неделе пассажиропоток сократился вдвое после падения на четверть неделей ранее. За январь-март они недосчитаются более 100 млн пассажиров и 2 млрд евро выручки.

    Кто и как ужался

    Крупнейшие бюджетные авиакомпании Европы Ryanair и EasyJet поставили большинство самолетов на стоянку и не исключают полного прекращения полетов.

    IAG, владелец British Airways, Iberia, Vueling и Aer Lingus, оставит в небе лишь 25% кресел в течение апреля-мая.

    У Lufthansa простаивают две трети флота.

    Virgin Atlantic к 26 марта сократит мощности перевозки пассажиров на 75%, а в апреле - на 85%.

    Air New Zealand - аналогично.

    Finnair, SAS, Air France-KLM, Cathay Pacific - каждая на 90%.

    Air Baltic прекратила все полеты.

    Norwegian отменила 4000 рейсов и сокращает половину сотрудников.

    Korean Air предупредила, что коронавирус угрожает ее существованию.

    Delta сократит число рейсов примерно на 40%, оставит на земле 300 самолетов и сократит расходы на 2 млрд долларов.

    American Airlines отменила почти все международные рейсы.

    Qantas снизит перевозки на международных направлениях на 90%, на внутренних - на 60%.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции