Что будет с туризмом из за коронавируса

С чем сталкивается российский туристический бизнес из-за коронавируса

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС




  • — Естественно, эпидемия коронавируса серьезно отразилась на гостиничной сфере. Ожидаемый поток клиентов превратился в ручеек. Конечно, в разных регионах и городах ситуация отличается, наиболее остро на данный момент проблема обозначена на Дальнем Востоке. Понятно, что огромный поток туристов из Китая и Кореи попросту перекрыт еще на границе.

    Убытки там колоссальные.

    Но и Москва, и Санкт-Петербург и другие крупные культурные центры уже страдают от недостатка клиентов из стран Азии, а теперь и Европы тоже.

    Помимо прямых потерь, по указаниям Роспотребнадзора, все гостиничные комплексы обязаны выполнять список мер по предотвращению распространения коронавируса. Это, в первую очередь, дополнительный медицинский персонал с оборудованными для него площадями, и другие затраты, которые в подобной обстановке еще сильнее бьют по карманам отельеров.

    Читайте также




    — Важно понимать, что на тех направлениях, которые попадают под ограничения (это несколько стран Европы и Юго-Восточная Азия), инфекция очень распространена. Из-за этого туристический поток туда либо снизился, либо вообще остановился. Кроме того, весь негативный информационный шум, который сопровождает шествие коронавируса по миру, ни к чему хорошему не ведет. Большинство туристов сейчас задумались, как им провести предстоящие каникулы и отпуска с наступлением лета, поэтому продажи действительно просели. Происходящее накладывает серьезный отпечаток на экономическую составляющую [бизнеса].

    Я не могу говорить про потери всей отрасли в целом, потому что компании работают на разных рынках. При этом сейчас это скорее не потери, а недобор [продаж], и наблюдается это не только в нашей отрасли. Рецепта, чтобы выйти из этой ситуации, нет. Кроме того, если Ростуризм не рекомендует ездить туристам в ту или иную страну, а туроператорам [говорит] компенсировать 100% приобретенного тура, туроператор обязан подчиниться.

    Фактически получается, что в замороженном состоянии находятся большие деньги,

    в которые входят расчеты с контрагентами: это и отели, и авиакомпании. При этом авиакомпании в большинстве случаев вообще не спешат возвращать деньги. Полеты — это регулярные перевозки, большая часть из них идет по невозвратному тарифу. Большинство компаний готовы вернуть деньги, но только через суд. Они имеют на это право.

    Большая часть туристов при этом сейчас раздумывают. Они находятся в режиме ожидания, следят за информационным полем, смотрят на Китай, в котором ситуация начала стабилизироваться. В то же время происходит ухудшение в Европе и Западном полушарии.



    — Проблемы возникают из-за того, что то одна, то другая страна начинает закрывать границы. Туристы аннулируют поездки, авиакомпании прекращают полеты. Туризм стал очень непредсказуемым делом. Для туркомпаний сложность заключается в том, что туристы не просто аннулируют завтрашний или послезавтрашний вылет, они хотят полностью освободиться от своих путевок. Глубина аннуляции достигает конца года. Несмотря на то, что в ноябре ситуация с коронавирусом должна прекратиться, туристы хотят полностью переждать нестабильность. Соответственно, компании вынуждены выплачивать своим клиентам огромные суммы, которые были уплачены раньше и которые уже ушли в отели до конца года.

    к коронавирусу добавилась девальвация рубля.

    Это добавляет нестабильности на нашем рынке. Турист, который выплатил часть денег до повышения курса, сейчас приходит и видит, что оставшаяся сумма заметно больше, чем та, которую он планировал. Соответственно, он отказывается доплачивать и хочет забрать деньги, которые уже отдал. Радости турфирмам это тоже не приносит.

    Читайте также



    — Коронавирус оказался не просто масштабной проблемой. Он привел к кризису, который еще не испытывала мировая гражданская авиация в новейшее время. К сожалению, пока мы даже не представляем масштабы проблемы, потому что эпидемия только разрастается. Пока процесс идет, мы будем все дальше отодвигать сроки [ограничений], а значит, масштаб трагедии только увеличится.

    Для авиакомпаний этот кризис будет наиболее тяжелым. Их рабочий инструмент — это самолет, который стоит 100 миллионов долларов, специалисты (пилоты), которые получают зарплату в 400 тысяч рублей. Все это нужно содержать. Самолеты, которые не летают, требуют денег — лизинговых платежей (200-300 тысяч долларов с самолета) и технического обслуживания. Нелетающие пилоты требуют зарплат. К этому добавляются миллионы рабочих мест в аэропортах и авиакомпаниях. Чем дольше будет длиться пандемия, тем большая нагрузка ляжет на авиакомпанию: они накопят долгов, которые могут оказаться в итоге неподъемными. Норма прибыли в авиации очень низкая, до девяти процентов.

    Поэтому пережить этот кризис будет очень тяжело, а без господдержки — совершенно невозможно.

    Потери для компаний — это пассажиры, которые не принесли им выручки. Самое неприятное в ситуации, что авиакомпании могли получать выручку за счет будущих продаж. В марте люди начинают бронировать билеты на июнь, июль и август. Сейчас этих продаж нет.

    Ни один человек на земле не знает, в какие потери это выльется. Все, на что мы можем ориентироваться, это прогноз Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, сделанный несколько недель назад. Пессимистический сценарий предусматривал потери для всех авиакомпаний больше, чем в 100 млрд долларов. Я думаю, что через какое-то время они пересмотрят прогноз, и окончательная сумма ущерба только вырастет.

    Кроме того, ситуация не зависит от компаний — они летают, куда могут. Тем временем, число главных направлений сокращается (Европа и Китай). Также количество внутренних перелетов тоже пойдет на спад, так как из регионов не будут летать в Москву, чтобы совершить там пересадку. Авиакомпании в такой ситуации могут только сокращать количество рейсов, чтобы самолеты не летали пустыми. Для любой компании не летать пару месяцев равносильно банкротству. При этом чем больше авиакомпания, тем тяжелее ей будет пережить кризис.


    — Когда вы поняли, что в туристической отрасли начинаются проблемы, и какой была ваша реакция?

    — Когда в декабре весь мир узнал о первом случае заражения коронавирусом в Китае, я всех клиентов переориентировал на бронирование весенне-летних туров в феврале–марте. Лучше было переждать и переплатить. Но в феврале уже была такая ситуация, что здравомыслящие клиенты решили подумать об отпуске позже.

    — Что сейчас происходит в туристическом бизнесе?

    — Некоторые турагентства закрылись, речь идет о средних и маленьких. Остальные игроки в ожидании. Ситуация у туроператоров по чартерным и индивидуальным турам немного разная. Чартерные должны заранее оплатить бо́льшую часть поездки: авиаперелет, отель, трансфер. В индивидуальных турах в основном оплата происходит перед заездом, обычно за неделю до него, а если заезда нет, то деньги остаются у туроператора. Поэтому у чартеров, а ими занимаются известные крупные туркомпании, сейчас гигантские проблемы, связанные с тем, что авиакомпании и отели деньги не возвращают: если авиакомпании готовы хоть как-то возвращать деньги, то 50–60 процентов гостиничного бизнеса деньги возвращать не хотят. Из-за этого у крупных туроператоров серьезные проблемы, и они не закроются только в том случае, если их вытащит инвестор или государство

    Но есть один важный нюанс: под ударом оказались не все чартеры, у многих чартерных туроператоров деньги сейчас не ушли на оплату, а остались внутри компании. После банкротства крупнейшего мирового туроператора Великобритании Thomas Cook Group в сентябре 2019 года, которого не поддержало государство, все отели пересмотрели контракты с туроператорами и снизили авансы до 30–50 процентов стоимости тура, который туркомпания должна внести в течение трех дней с момента бронирования, остальные деньги вносятся за месяц до поездки или в течение месяца действия тура. Поэтому некоторые наши игроки просто не успели внести плату за туры, и часть денег осталась в компаниях, но какие суммы есть в наличии и у каких компаний, никому, кроме них, неизвестно. Туристы этого не понимают и повально требуют у операторов и агентств вернуть свои деньги, но не все компании эти деньги могут быстро вернуть.

    — А когда будет понятно, закроются наши туркомпании или нет?

    — Ситуация прояснится в мае. Она сейчас и так очень непростая, да еще осложняется другим обстоятельством: у большинства туроператоров страховка по страхованию гражданской ответственности туроператора перед третьими лицами заканчивается в апреле-мае, а большинство страховых компаний не готовы продлевать всем игрокам эту страховку. Те, кому ее не продлят, в зоне большего риска: они первыми могут быть закрыты. Но и без этого обстоятельства есть серьезные опасения относительно возможного закрытию крупных игроков туристической отрасли из топ-5.

    — Какие меры государство предлагает для поддержки бизнеса?

    Что касается недвижимости, то там тоже все запутано, непонятно, есть она или нет, потому что турфирма зарегистрирована на частное лицо и тогда в качестве недвижимости выступает его личная недвижимость, поэтому все компании видят выход в банковском займе. При этом некоторые компании могут использовать новый кредит на перекредитование старого, минимально средняя процентная ставка нормального банка под хорошие гарантии — примерно 12% годовых, что для турфирм немало, особенно сейчас.

    — Когда можно ждать восстановления туризма, как внутреннего, так и зарубежного?

    — Италия говорит про апрель, Европа и Россия ориентируются на открытие сезона до конца июня. Но нужно понимать, что, даже если в июне все стабилизируется, новых продаж до конца года глобально не будет, на отдых полетят только те туристы, которые не смогли это сделать сейчас и перенесли поездку, сохраняя за нее плату на депозите у туроператоров. Кроме того, цены осенью намного выше. К нам обращался один турист за консультацией, он взял тур у одного оператора, который предложил ему депозит и перенести тур на осень, но с доплатой 100 тысяч, то есть в мае турист должен был улететь за 140 тысяч, в сентябре — за 240 тысяч. Мало кто об этом из туроператоров говорит, все заявляют, что перенос даты по турам произойдет за те же деньги, но это не так.

    — А что тогда туристам делать?

    — Можно подать в суд. Неважно, где был приобретен тур — у оператора или агентства, все деньги за тур у оператора. Поэтому в суд необходимо подавать на оператора, а если тур куплен у туристического агентства, то заявление в суд необходимо подавать и от него: туристу вместе с агентством необходимо написать судебную претензию оператору по возвращению денег на расчетный счет. Но в связи с тем, что суды идут в России очень долго, а сейчас еще Торгово-промышленная палата выдает компаниям бумаги с признанием форс-мажора, с ними компании деньги тоже быстро возвращать не будут и возврат денежных средств может сильно затянуться. Но это лучше, чем доплачивать за тур, тем более не факт, что компания не обанкротится после того, как ей не продлят страхование.

    — Продажи на будущий сезон открыты?

    — Продажи открыты, другое дело, что на 2021 год никто не знает, какие будут цены. Сейчас рынок в очень плохой ситуации, каждый турист может отсудить свои деньги в течение полугода. Но если все будут судиться и туроператору не даст денег инвестор, 50–60 процентов компаний закроются. Это полностью изменит рынок туризма: не станет такого понятия, как чартерный туризм, никто не будет заранее выкупать самолеты. Значит, поездки будут стоить ощутимо дороже.

    — Что будет непосредственно этим летом?

    — Если мы пойдем по сценарию других стран, в июне нас откроют, в июле–августе у людей не будет денег на поездки, потому что многие сейчас без работы, зарплаты урезали. Даже те, у кого есть деньги, говорят, что тратить их не будут. Сейчас открывается Китай, но туда никто не едет. Когда откроется Россия, большого притока иностранных туристов не будет, да и наши туристы вряд ли с большой охотой поедут за рубеж. Но при этом будет развиваться внутренний туризм, и довольно активно, я думаю, что с 2021-го он вырастет на 40 процентов по отношению к текущему году.


    Москва. 11 апреля. INTERFAX.RU - Международный туризм к началу апреля фактически прекратился из-за повсеместных карантинов, запретов многих стран на въезд туристов и авиасообщение. Но какой бы ужасной ситуация не выглядела сейчас, исторический опыт показывает, что индустрия путешествий умеет очень быстро восстанавливаться после кризисов.

    Пока эксперты очень осторожны в прогнозах о времени выхода туризма из коллапса, поскольку оно напрямую зависит от снятия ограничений, а сейчас карантины не отменяются, а только вводятся или ужесточаются. Но все они единодушны в том, что после долгого вынужденного сидения дома люди захотят путешествовать еще больше, чем прежде.

    Исторический опыт

    Один из самых смертоносных конфликтов в истории человечества, Первая мировая война, как ни странно, дала толчок бурному развитию туризма в межвоенную эпоху. Еще до 1914 года постепенно стала расти популярность пляжного отдыха, водных видов спорта и катания на лыжах в горах. А во время войны, которая стала временем вынужденного перемещения огромных масс людей, миллионы отправляли своим семьям открытки и фотографии. Насмотревшись на волшебные виды, люди захотели увидеть новые места своими глазами. Все это привело к всплеску путешествий, страсть к которым была подкреплена постепенным введением в европейских странах оплачиваемых отпусков.

    Еще через 10 лет туризм получил новый импульс для развития, когда из-за экономического кризиса 1929 года стали разоряться европейские фешенебельные отели, которые не смогли адаптироваться к меняющемуся спросу. И даже обеспеченная публика начала использовать для отдыха дешевые кемпинги. Кроме того, после кризиса морские курорты начали зазывать туристов в летний сезон, чтобы компенсировать убытки от оттока своей традиционной богатой клиентуры, привыкшей проводить зимы в теплом климате.

    Каждый последующий кризис создавал новые возможности для туризма. Так, во время финансового кризиса 2008 года продажи традиционных турпакетов упали, но начали бурно развиваться сервисы совместного использования недвижимости и других услуг, такие как Airbnb, BlaBlaCar и другие, позволяющие потребителям путешествовать экономно.

    Король всех кризисов

    Кризис туризма, связанный с коронавирусом - одно из самых тяжелых испытаний для мировой туротрасли за десятилетия. Здесь мнения экспертов расходятся. Кто-то находит аналогии в событиях после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, а кто-то говорит даже, что ничего сравнимого по масштабу в международном туризме не происходило со времен окончания Второй мировой войны. Очевидно, что это вопрос восприятия, и очевидно, что реальные потери от происходящего сейчас просто невозможно оценить, так как неизвестно, когда все закончится.

    Пока Всемирный совет по туризму и экскурсиям (WTTC) утверждает, что потери мировой туротрасли составят более $2 трлн. При этом кризис может привести к потере до 75 млн рабочих мест в сфере туризма в мире и более миллиона - в России. Глава Ростуризма Зарина Догузова оценила число занятых в российской индустрии гостеприимства в 2,5 миллиона, что с учетом фактически полной остановки туризма и смежных отраслей (гостиниц, ресторанов, развлечений) в стране может означать, что оценка WTTC слишком консервативна.

    Сейчас ситуация выглядит ужасной: три миллиарда людей во всем мире сидят по домам и боятся инфекции, границы закрыты, безвизовые режимы отменяются, самолеты не летают, отели стоят пустыми и увольняют персонал. Но рано или поздно пандемия закончится. Мир начнет выходить из карантинов, восстанавливать связи и снимать ограничения на поездки. Каким после этого станет туризм?

    Когда закончится кризис

    "Оптимисты говорят, что туризм оживет в третьем-четвертом квартале 2020 года. Пессимисты - что восстановление займет несколько лет. Я, скорее, согласен с пессимистами, причем не только из-за возможности новой волны эпидемии, но и из-за неравномерности ситуации с вирусом в разных странах", - сообщил "Интерфаксу" один из самых опытных российских экспертов в сфере туризма, бывший глава комитета по туризму Москвы и почетный президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько.

    По его мнению, наиболее вероятен неодновременный выход из кризиса в разных странах.

    "Возможно, страны устанут дожидаться полного завершения пандемии и начнут открываться по очереди, по мере улучшения ситуации. На процесс принятия таких решений могут влиять разные факторы, как это происходит сейчас между Египтом и Россией. И восстановление туристического рынка может сильно затянуться. Из кризисов 1998, 2008 годов турбизнес и индустрия гостеприимства выходили за год-полтора, из 2014-го многие не выкарабкались до сих пор. А нынешний кризис и вовсе беспрецедентный", - подчеркивает эксперт.

    Как считает Шпилько, опыт прошлых кризисов показывает, что после окончания пандемии число туристов в мире будет расти очень быстро, а вот финансовые показатели отрасли - нет. И рентабельность туризма станет более низкой.

    Travel-маркетолог Елена Белоусова считает, что ждать восстановления выездного туризма можно еще много месяцев, даже ориентируясь на сроки ограничений, введенные некоторыми странами. А первым начнет восстанавливаться внутренний туризм. И участникам рынка стоит сейчас делать акцент именно на него - изучать направления, потенциальный спрос, готовить новые продукты.

    На своих туристов надеются и в других странах, пострадавших от пандемии. Правительства Италии, Испании, Франции, Таиланда рассчитывают, что как только завершатся карантины, загрузку курортов, отелей, ресторанов начнут повышать, в первую очередь, их собственные граждане. А иностранцы еще долго не будут приезжать из страха заразиться коронавирусом.

    Как изменится туризм

    Очевидно, и это говорят все эксперты, что после долгого и изнурительного высиживания в квартирах туристы немедленно захотят отправиться в путешествия, как только у них появится такая возможность. К моменту открытия границ в отрасли накопится огромный отложенный спрос.

    Вопрос в том, будут ли желания туристов подкреплены их возможностями, так как в связи с экономическим кризисом накоплений у людей во всех странах, столкнувшихся с коронавирусом, явно станет меньше, а их покупательная способность снизится. И не окажется ли международный туризм уделом богатых, на чье благосостояние пандемия повлиять не сможет?

    По мнению Белоусовой, из-за экономических проблем вырастет спрос на самые дешевые туры - люди будут экономить на продолжительности поездок, выбирать самые доступные направления. Параллельно из-за страха перед большими скоплениями людей вырастет популярность экологических маршрутов, лесных походов, вылазок на природу и тому подобных видов отдыха. Вместе эти два фактора могут привести к взрывному росту активного туризма с палатками и в кемпингах, к массовому возвращению "дикарей" на пляжи Черноморского побережья, берега крупных рек и в другие привлекательные для туристов места.

    Еще одним крайне вероятным следствием кризиса станет значительно большее внимание туристов к безопасности, санитарно-эпидемиологической обстановке. В местах скопления людей - на вокзалах, в аэропортах - многие в Европе и США теперь станут носить маски, как это давно делают в азиатских странах. Путешественники станут гораздо чаще мыть руки и пользоваться антибактериальными салфетками.

    Президент Всемирного экономического форума (ВЭФ) Булут Багчи считает, что после окончания пандемии снизится популярность шведских столов в отелях, так как это не самая лучшая форма питания с точки зрения безопасности для здоровья. Кроме того, по его мнению, отельерам придется дезинфицировать номера после каждого постояльца и в целом обращать гораздо больше внимания на чистоту и санитарию.

    Как и все предыдущие кризисы, нынешний проявит и усилит уже давно появившиеся тенденции. Среди них - цифровизация и уберизация. Массовый туризм будет становиться все более индивидуальным, люди будут все активнее бронировать свои путешествия в онлайне, строить их как из кубиков конструктора лего. Популярность организованного пакетного туризма, видимо, продолжит снижаться, и этому будут способствовать опасения по поводу безопасности отдыха в огромных отелях.

    "Люди не перестанут путешествовать, услуги турбизнеса и индустрии гостеприимства будут востребованы. Рынок достанется тем, у кого хватит сил продержаться и выйти из кризиса еще более сильным и закаленным. Человечество переживало эпидемии и пострашнее, причем с гораздо более скромным арсеналом средств для борьбы с ними", - подытоживает Шпилько.


    Из-за распространения коронавируса 2019-nCoV, которое Всемирная организация здравоохранения признала пандемией, десятки популярных у россиян туристических направлений оказались под запретом. Авиакомпании отменили основную часть рейсов в Италию, Испанию, Францию, Германию, Израиль. По-прежнему ограничено авиасообщение с Китаем, Южной Кореей и Ираном. Затрудняет перемещения и введение отдельными странами домашнего карантина для приезжающих — на такие меры, в частности, пошел Израиль (все прибывающие в страну с 20:00 12 марта должны будут пройти 14-дневный карантин). С полуночи 13 марта вступит в силу 30-дневный запрет на въезд для граждан ЕС в США (россиян он не касается).

    Еще до массовой отмены европейских направлений Ассоциация туроператоров России (АТОР) дала неутешительный для российского бизнеса прогноз: к концу летнего сезона 2020-го российский рынок может не досчитаться около 30% работающих в регионах маленьких и средних туркомпаний.

    РБК разбирался, как с учетом введения новых ограничений изменятся российская туристическая отрасль и бизнес крупнейших перевозчиков.

    О каком масштабе проблемы идет речь

    Закрытые для авиасообщения направления входят в число популярных у российских туристов. Из 34,6 млн туристических поездок, которые россияне, согласно данным Росстата, совершили в январе—сентябре 2019-го за рубеж, 15,6%, или 5,4 млн, приходилось на долю Китая, Италии, Германии, Испании, Франции, Израиля и Южной Кореи (турпоток в Иран, с которым также закрыто авиасообщение, незначительный). Эта цифра сопоставима с потоком в Турцию — самую популярную у россиян страну отдыха: за девять месяцев 2019 года они совершили туда 5,7 млн турпоездок.

    Согласно данным погранслужбы ФСБ за весь 2019-й (фиксирует количество выехавших за рубеж граждан России и цели их выезда, включая туристические, частные, деловые и иные), за границу выехали 48 млн человек:

    • в Китай — 2,6 млн, в том числе 929,9 тыс. с туристическими целями;
    • в Италию — 1,3 млн (966,9 тыс. туристов);
    • в Германию — 1,4 млн (755 тыс. туристов);
    • в Испанию — 1 млн (821 тыс. туристов);
    • во Францию — 579,3 тыс. (407,6 тыс. туристов);
    • в Израиль — 392,6 тыс. (238 тыс. туристов);
    • в Южную Корею — 323,7 тыс. (167 тыс. туристов).

    Весной европейские страны менее востребованы у туристов, особой популярностью традиционно пользуется отдых в Азии — Таиланде, Вьетнаме, Шри-Ланке и Индии, отмечает руководитель отдела по связям с общественностью Anex Tour Алена Хитрова. Основной спрос на отдых в Италии у Anex Tour приходился на экскурсионный или пляжный преимущественно с мая по сентябрь: в марте 2019 года на его долю приходилось 0,5% продаж туроператора. В Испании экскурсионные поездки и высокий пляжный сезон начинаются со второй половины мая, а в марте востребованы горнолыжные туры в Андорру с перелетом до Барселоны (доля Испании в марте 2019 года составляла 1% продаж, а в целом по году 4%), уточнила Хитрова.

    По оценкам сервиса для покупки авиабилетов Biletix.ru, в 2019 году оборот от продажи авиабилетов на европейском направлении — в Италию, Германию, Испанию и Францию — составил около 101,6 млрд руб. В прошлом году Италия занимала второе место среди популярных зарубежных направлений: туда было продано 1,22% от всего числа реализованных билетов, сообщил директор по маркетингу сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Алексей Теплов. Германия, по его словам, располагалась на четвертом месте с долей продаж 0,95%, Испания с долей продаж 0,85% занимала шестую строчку, а Франция — 12-е место с долей 0,68%. По данным поисковика билетов Aviasales.ru, в 2019 году на долю Италии приходилось 5% от всех зарубежных бронирований, Германии — 4%, Испании и Франции — 3%. Спрос на авиабилеты уже сократился из-за коронавируса, констатирует представитель поисковика, не уточняя уровня снижения.

    Что происходит с ценами на авиабилеты

    Пока ограничения на полеты на стоимость билетов по другим направлениям не повлияли. Но 11 марта средняя стоимость авиабилетов по международным направлениям выросла по сравнению с предыдущим днем, 10 марта, на 6%, до 15,2 тыс. руб., указывает Теплов из OneTwoTrip. По данным Biletix.ru, средний чек по международным направлениям авиабилетов туда-обратно 11 марта вырос на 3,6% по сравнению с предыдущим днем, до 16,6 тыс. руб. Билеты, например, в Прагу, которые 11 марта стоили 6,5 тыс. руб., 12 марта подорожали на 28%, билеты в Анталью — на 20%, в Тиват — на 11%. Но это произошло из-за ослабления рубля к доллару и евро: речь идет о перерасчете внутреннего курса Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), который проводится каждую неделю в ночь со среды на четверг.

    Цены на внутрироссийских направлениях, по словам Алексея Теплова и представителя Biletix.ru, пока не изменились.


    Как запреты на полеты повлияют на авиакомпании

    Будут ли помогать перевозчикам и туротрасли

    РБК направил запрос в Минфин, Минэкономразвития и правительство с вопросом, будет ли правительство пересматривать свою позицию в связи с расширением числа ограничений и ростом потенциальных проблем для туристической отрасли и перевозчиков.


    Вырастет ли популярность российских курортов

    Согласно предварительным данным АТОР, в 2019-м было совершено более 50 млн туристических поездок по России. В Крыму в прошлом году отдохнули более 6 млн российских туристов, в Краснодарском крае — около 16 млн человек, что больше, чем выехало за год по 15 ведущим массовым зарубежным направлениям, приводила данные ассоциация в декабре 2019-го.

    По данным Onlinetours.ru, в марте есть небольшое снижение продаж туров по России — на 5–10%. Но в Ростуризме не видят спада бронирований на российских курортах на летний период, сообщил РБК представитель ведомства. На фоне общей ситуации в мире, связанной с коронавирусом, в агентстве считают, что российские курорты в этом году могут быть более востребованы уже с ранней весны, и советуют туроператорам обратить внимание на формирование новых туров в российские регионы.

    По данным OneTwoTrip, количество поисков билетов на внутрироссийских направлениях незначительно выросло с 1 по 11 марта только для Сочи (около 5% к аналогичному периоду прошлого года) и Калининграда (менее 5%), по другим направлениям изменений не наблюдается. Аналитики Aviasales фиксируют, что на этой неделе спрос по внутренним направлениям (Сочи, Краснодар и Симферополь) вырос вдвое. Из зарубежных направлений на 50% вырос спрос на билеты в Армению и Турцию.

    В Anex Tour роста бронирований по России не отмечают, поскольку туристы, которые в итоге отказываются от поездок, опасаются путешествовать в принципе, а не только за пределы России, указывает Хитрова. Те, кто купил туры в страны, с которыми ограничено авиасообщение, и кто хочет сохранить отпуск, в основном перебронируют поездку в Таиланд, Вьетнам, Доминикану, на лето — на Кипр и греческие острова.


    Распространение нового типа вируса заставляет россиян, в том числе жителей Краснодарского края, пересмотреть планы на отдых за границей.

    Список стран, не рекомендованных для посещения российскими туристами в связи с распространением коронавируса, пополнился. Федеральное агентство по туризму РФ (Ростуризм) призвало российских туроператоров и турагентов приостановить продажу туров в Италию, Южную Корею и Иран до нормализации эпидемиологической ситуации в этих странах. Аналогичная рекомендация в конце января была выдана в отношении поездок российских отдыхающих в Китай. А на днях глава Роспотребнадзора РФ Анна Попова заявила, что россиянам в связи с распространением коронавируса стоит как можно реже выезжать за границу.

    – Для того чтобы считать себя защищенными, первое – нужно максимально сократить возможные, предполагавшиеся поездки за рубежи родной страны. Сегодня то время, когда не стоит выезжать из Российской Федерации, – сказала Анна Попова.

    Естественно, главный вопрос, который сегодня волнует людей, уже забронировавших путевку за границу, вернут ли им деньги в случае отмены тура. В Ростуризме напомнили, что туристы имеют полное право требовать аннулировать договор или выбрать для отдыха другое направление. При расторжении договора до начала поездки отдыхающему полностью возмещается стоимость тура, а после начала путешествия – часть суммы в размере, пропорциональном стоимости не оказанных услуг. Туристы, которые приобрели отдельные услуги (перевозка, размещение, экскурсии), вправе обращаться для возврата их стоимости по месту покупки услуг. Эти сведения доведены до туроператоров и турагентств.

    • Чувство усталости
    • Затрудненное дыхание
    • Высокая температура
    • Кашель и / или боль в горле

    Между тем, по мнению экспертов, ситуация с распространением коронавируса и закрытием направлений в Китай, Италию, Южную Корею и Иран ставит работников сферы туризма в сложные условия.

    – Это, безусловно, проблема для наших туроператоров. Они как минимум не получат те деньги, которые нужно туристам вернуть. Ассоциация туроператоров России некоторое время назад обратилась к правительству с просьбой помочь туроператорам, потому что сами они могут не выйти из этой ситуации. Будем надеяться, что банкротства не будет, это задача Ростуризма – регулировать всю эту историю, – прокомментировал замдекана факультета международного туризма Финансового университета при правительстве РФ Юрий Щегольков.

    В результате эпидемии коронавируса COVID-19 в мире погибло более 3 тыс. человек. Большинство из них – в Китае, откуда и началось распространение вируса. В то же время выздоровело в разных странах более 45 тыс. человек.

    – Я приобретала тур на китайский остров Хайнань. Путевка начинала действовать с 27 января. Как только стали появляться новости о распространении коронавируса в Китае, я забеспокоилась. Однако турагент уговаривал не отказываться от тура. Потом предлагал другие направления, но по ценам гораздо выше той, за которую приобреталась путевка в Китай. Я решила аннулировать договор. В ответ турагент всячески тянул время с передачей заявления туроператору. А когда наш рейс на Хайнань в положенный срок не вылетел, меня фактически оставили разбираться с ситуацией самостоятельно. Звонки туроператору также не помогали. На линии говорили, что будут общаться со мной только через турагента.

    По словам Ольги, дело сдвинулось только после ее обращение в Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.

    – В Роспотребнадзоре есть грамотные специалисты, которые помогли составить претензию. Уверена, что ситуация разрешиться и, в конечном итоге, мне вернут деньги за путевку, которой я так и не воспользовалась, – надеется Ольга.

    В Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю напоминают, что, если туристы сталкиваются с подобными ситуациями, они могут смело обращаться к специалистам Роспотребнадзора, которые помогут.

    – Роспотребнадзором совместно с Ростуризмом уже отработан механизм возврата денежных средств туристам, которые отказались от поездок в КНР, – рассказала руководитель пресс-службы Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Ирина Воронкова, – граждане могут обратиться в консультационный центр или на горячую линию нашего ведомства.

    Консультационный центр потребителей:

    8 (861) 267-34-91, 8 (861) 267-34-93

    Горячая линия по вопросам нарушения прав потребителей: 8 (861) 226-40-74

    – На территории Краснодарского края заболевших коронавирусной инфекцией не зарегистрировано. Продолжается проведение комплекса необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия на территории региона, – проинформировала Ирина Воронкова. – Управлением Роспотребнадзора проводится усиленный санитарно-карантинный контроль в 14 пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации Краснодарского края за прибывающими транспортными средствами, лицами (пассажиры, члены экипажа) и грузами как на международных, так и внутренних направлениях. С января 2020 года в Краснодарском крае досмотрено на международных и внутренних сообщениях 2884 транспортных средства, 189 182 пассажира и членов экипажей и 479 партий груза.

    Кстати, международные эксперты считают, что сегодня Россия находится на первом месте по уровню санитарной защищенности страны. Это один из параметров, по которому оценивают уровень туристской конкурентоспособности. И РФ, в том числе Краснодарский край, по нему занимает одну из лидирующих позиций. В связи с этим в министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края напомнили, что Кубань готова принимать туристов круглогодично.

    А теперь о профилактике, которая реально работает. Как и другие респираторные вирусы, коронавирус распространяется через капли, которые образуются, когда инфицированный человек кашляет или чихает. Кроме того, он может распространяться, когда, к примеру, больной берется за дверную ручку. А после этого за нее держатся здоровые люди и потом немытыми руками касаются рта, носа или глаз. Отсюда и главные правила профилактики коронавирусного заболевания.

    Держите руки в чистоте, часто мойте их водой с мылом или используйте дезинфицирующее средство, лучше носите его с собой, чтобы в любой обстановке вы могли очистить руки.

    Старайтесь не касаться рта, носа или глаз немытыми руками (обычно такие прикосновения неосознанно свершаются нами в среднем 15 раз в час).

    Всегда мойте руки перед едой.

    Будьте особенно осторожны, когда находитесь в людных местах, аэропортах и других системах общественного транспорта. Максимально сократите прикосновения к находящимся в таких местах поверхностям и предметам, и не касайтесь лица.

    Носите с собой одноразовые салфетки и всегда прикрывайте нос и рот, когда вы кашляете или чихаете, и обязательно утилизируйте их после использования.

    Избегайте приветственных рукопожатий и поцелуев в щеку, пока эпидемиологическая ситуация не стабилизируется.

    На работе регулярно очищайте поверхности и устройства, к которым вы прикасаетесь (клавиатура компьютера, панели оргтехники общего использования, экран смартфона, пульты, дверные ручки и поручни).

    Также рекомендуется в помещениях носить одноразовые маски. Кстати, на Кубани ужесточен контроль за деятельностью аптек. Те из них, которые в связи с коронавирусом в несколько раз завышают стоимость лекарственных препаратов и медицинских масок, будут наказаны большими штрафами. Его размер может составить от одного до 15 процентов от оборота аптеки.

    К сожалению, пока вакцины от коронавируса нет. Но ученые и медики из разных стран прикладывают максимальные усилия, чтобы она появилась. Так, стало известно, что в Китае разработали эффективный способ лечения пневмонии, вызванной коронавирусом 2019-nCov. Пациентам начали переливать плазму крови от выздоравливающих от этой болезни доноров. Такой метод спас уже более десятка зараженных, которые находились в критическом состоянии.

    После процедуры их состояние улучшалось уже через 12–24 часа. Также китайские ученые получили образец вакцины, предварительно показавший эффективность против нового типа коронавируса COVID-19. Об этом рассказал посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй. Испытания вакцины планируют завершить через восемь месяцев.

    Над созданием средства борьбы с коронавирусом работают и в России. В частности, над этим трудятся в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте вакцин и сывороток Федерального медико-биологического агентства РФ. Вакцину планируется создать в третьем квартале 2020 года, а в четвертом – начать доклинические испытания на мышах, это займет еще несколько месяцев. При этом регистрация ожидается в середине 2021-го. Предполагается, что вакцина будет защищать людей разного возраста. Специалисты отмечают, что коронавирус практически не мутирует, поэтому создаваемая вакцина от него будет актуальна к моменту ее регистрации.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции