Аэропорты прилетающие милан москва коронавирус

Шереметьево - один из крупнейших во всей стране центров сообщения Китая и России. Здесь регулярно принимают самолеты из Пекина, Шанхая, Гонконга, Гуанчжоу и других городов КНР. Причем рейс Москва - Гуанчжоу согласно расписанию совершает промежуточную посадку в Ухане, регионе, в котором и началось распространение вируса. Но в прошлую пятницу китайские власти запретили полеты из Уханя. Поэтому рейс, который встречали корреспонденты "РГ", прибыл напрямую из Гуанчжоу, без посадки в карантинной провинции.



В самом Шереметьево о циркулирующем в мире вирусе визуально ничто не напоминает. Ни яркой наглядной агитации, ни людей в костюмах химзащиты вы тут не встретите. Впрочем, некоторые пассажиры заходят в аэровокзал в медицинских масках. В основном нос и рот прячут азиатские пассажиры и персонал аэровокзала. Остальные ходят с открытыми лицами.

Перед прибытием борта из Гуанчжоу к выходу из терминала D стягиваются таксисты. Все без масок. "Ничего, на моем веку и птичий грипп был, и свиной, и атипичная пневмония, - говорит таксист-зазывала Олег. - И тут пронесет". Среди других встречающих самолет из Китая - в основном сопровождающие из городских гостиниц и организаторы мероприятий. Например, сразу нескольких гостей из КНР ждали представители оргкомитета FIG - симпозиума судей гимнастики. На вопросы о вирусе они отвечают уклончиво, мол, ничего особенного тут нет. И спокойно ждут делегатов, без масок.

Тем временем рейс Гуанчжоу - Москва прибывает в Шереметьево точно по расписанию и заруливает на стоянку. На борт поднимаются сотрудники Роспотребнадзора в перчатках и в аэропортовской спецодежде. В руках у них - переносные тепловизоры. Процедура довольно быстрая и, главное, дистанционная. У Роспотребнадзора особый регламент: пассажира с повышенной температурой, во-первых, немедленно изолируют, во-вторых, сразу же везут на обследование в больницу, чтобы выяснить причину недомогания. С начала года 11 пассажиров, прибывших из КНР, эту процедуру прошли. Врачи выявляли грипп, ОРВИ, парагрипп, коронавирусную инфекцию (не ту, загадочную и опасную, а давно изученную "беззубую", сезонную). На борту из Гуанчжоу все оказались здоровы.



"Ур-ра, мы живы!" - один из первых выходит с таможенного контроля русский турист Борис с друзьями. Говорит, две недели отдыхали за границей, воспользовались тем, что сейчас относительно дешевые предложения. Несмотря на иронию в голосе, темную маску парень не снимает. Его сверстник, китаец Йонг, прилетел в Москву со своей девушкой. "Оу, а что нам волноваться, мы ведь не из Уханя, -говорит парень по-английски. - Нового вируса особенно не боимся. Меры предосторожности самые простые: носить маску в людных местах и почаще мыть руки". Другие пассажиры оказались не слишком разговорчивыми, однако ни один не паниковал. Как, впрочем, и другие посетители аэропорта, от гостей из КНР никто не шарахался в сторону.

А в минувшую субботу в Шереметьево сел самолет из Пекина с больным мальчиком на борту. На ребенка сразу обратили внимание во время санитарного контроля. Хотя ни он, ни его семья не покидали пределов транзитной зоны, больного все равно осмотрел врач аэропорта. Выяснилось, что вирус тут ни при чем, у мальчика просто проблемы с кишечником. Их можно, оказалось, решить и без госпитализации. В тот же день китайская семья вылетела в Грецию.

В тот же вечер почувствовала себя плохо группа туристов, прилетевших из КНР. Во время полета и карантинной проверки в аэропорту температуры у них не было, состояние ухудшилось уже в отеле. Китайцы сами вызвали "скорую помощь". К гостинице "Арт-Москва Войковская" поздним вечером были стянуты десять машин санитарной службы. Но, судя по словам очевидцев из соцсетей, отель продолжал работать, никакого карантина не вводилось. Китайцев доставили в одну из инфекционных больниц, где им провели лабораторные тесты на новый коронавирус. Они дали отрицательный результат, сообщили в пресс-службе городского департамента здравоохранения. Такие экспресс-тесты, уточнили в Роспотребнадзоре, способны диагностировать вирус в течение 4 часов. В этом случае пациент будет находиться под особым наблюдением. Если же вирус не подтвердится, как и было у группы китайцев с обычной ОРВИ, больного выпишут на амбулаторное лечение. Из тех, кого "скорая" забрала из отеля на Войковской, в больнице оставили только одну девушку с гриппом. Но она быстро идет на поправку после стандартной противовирусной терапии, скорее всего, ее скоро тоже выпишут.

Роспотребнадзор обнародовал памятку для профилактики заражения новым коронавирусом. Рекомендуется:

- Мыть руки перед едой и после посещения людных мест

- Перед путешествиями уточнять эпидситуацию в стране (сейчас новый коронавирус зафиксирован не только в странах Азии, но даже в США и Европе)

- В поездках не посещать рынки, где торгуют животными, а также мероприятия с их участием

- Использовать маски во время путешествия

- При первых признаках недомогания обращаться за медпомощью. Нужно обязательно сообщить врачам о недавней поездке в КНР.

Досрочное возвращение

Россияне могут вернуть купленные туры в Китай с полным возмещением уплаченных денег. В Ростуризме напомнили, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы могут расторгнуть договор о реализации турпродукта или изменить его условия. "При расторжении договора до начала путешествия туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта", - уточнили в ведомстве. Россиянам рекомендовали воздержаться от поездок в Китай до нормализации эпидемиологической обстановки в стране. А тем, кто уже находится там, следовать рекомендациям Роспотребнадзора, принимать все необходимые меры по обеспечению личной безопасности и не покидать территорию отелей, кроме случаев организованного трансфера в аэропорт.

Сдать или поменять дату вылета могут и самостоятельные туристы. ­Такую возможность предоставила компания "Аэрофлот". Это можно сделать с билетами на вылет с 24 января по 7 февраля. Изменить дату вылета можно на любую другую до 29 февраля 2020 года. Вернуть би­леты можно по месту приобретения.


Можно ли построить больницу за 10 дней

В Ухане ранним утром в пятницу десятки экскаваторов начали расчищать площадку для строительства больницы для зараженных коронавирусом на тысячу мест. Китайские власти построят ее молниеносно: завершение работ планируется уже 2 февраля. За образец взята модель больницы "Сяотаншань" в Пекине, которую построили за семь дней во время эпидемии атипичной пневмонии в 2003 году.

В Гипронииздраве, институте, специализирующемся на проектировании учреждений здравоохранения, полагают, что полноценную больницу построить за десять дней с нуля невозможно. Недостаточно и возвести павильон наподобие тех, что ставят на временных выставках, чтобы расставить там койки для больных. Пациентам нужны отдельные боксы с автономной вентиляцией, иначе эта "палатка" превратится в рассадник инфекции: госпитализированные с подозрением на коронавирус (и на самом деле страдающие, возможно, от обычного простудного заболевания) будут тут же заражаться опасной инфекцией от соседей.



В Ухане, по-видимому, идет речь о монтаже в единое целое отдельных, ранее разработанных, унифицированных больничных блоков-модулей. В России подобных согласованных со всеми ведомствами модулей пока нет - не было необходимости в их появлении. "Разработать проект и смонтировать больницу из подобных модулей можно за три месяца, - отмечает начальник проектного отдела института Надежда Бурмистрова. - Но это если к моменту монтажа уже есть готовые модули. А ведь нужно еще и организовать их производство!"

При этом Россия обладает передовыми технологиями и специалистами для того, чтобы помочь людям в любой точке мира. Как рассказали корреспонденту "РГ" в медслужбе отряда "Центроспас" МЧС России, по прибытии в страну им требуется всего 45 минут, чтобы начать прием первых пациентов.

Речь о модульных госпиталях. Один из них имеется в центре "Защита" медицины катастроф Минздрава России, второй - аэромобильный экспедиционный госпиталь МЧС России. При этом госпиталь МЧС, созданный в середине 90-х на базе отряда "Центроспас", уже имеет опыт работы в Китае: в 2008 году после разрушительного землетрясения в провинции Сычуань наши специалисты работали там после того, как китайцы обратились за помощью.

Госпиталь представляет из себя надувные модули типа ангаров. При этом у МЧС имеется все необходимое оборудование и высококлассные специалисты, которые в 2016 году были аттестованы по системе ВОЗ. О возможностях госпиталя отряда "Центроспас" можно судить по нескольким цифрам. Госпиталь доставляется по земле на двух "КАМАЗах", либо по воздуху максимум на двух самолетах. При этом он может принимать до ста пациентов в день и проводить до 30 операций. Полная автономность работы госпиталя на первоначальных привезенных с собой собственных запасах, включая не только лекарства и перевязочные материалы, но и еду, - две недели. При этом он может работать независимо от имеющегося в стране электричества или воды, как это было, например, в непролазных зарослях на Шри-Ланке или Гаити.

Есть у специалистов "Центроспаса" опыт работы с больными пневмонией. Правда, это было лишь во время ликвидации последствий наводнений при переохлаждении пациентов. Что же касается зараженных вирусами, то тут у МЧС налажено прекрасное взаимодействие с Федеральным медико-биологическим агентством и Московским институтом пульмонологии. Эта совместная работа пригодилась во время свирепствовавшей в Африке эпидемии Эбола. Тогда как раз и был получен уникальный опыт работы с одним из самых свирепых вирусов, который когда-либо появлялся на Земле.

Способность нового коронавируса 2019‑nCoV к распространению усиливается, заявила в воскресенье Национальная комиссия по здравоохранению КНР. При этом остается неизвестным, насколько он опасен и как именно распространяется. Сейчас 2019‑nCoV сравнивают с коронавирусом атипичной пневмонии (SARS) в 2002-2003 годах. Оказалось, что тогда от появления первого зараженного до 2 тысяч заболевших прошло 137 дней, а на этот раз - только 56 дней. Возможное объяснение - новый вирус заразен уже в инкубационный период, то есть передается от человека, подхватившего его менее суток назад, чего не было в случае SARS. При этом инкубационный период 2019‑nCoV может составлять до 14 дней.

По словам американского эпидемиолога из Гарварда Эрика Фейгл-Динга, каждый больной заражает вокруг себя еще в среднем 2,6 человека.

Ранее проходила информация о разработке в КНР вакцины, но, скорее всего, ее создание займет не меньше полугода.



Угроза заставляет власти разных стран идти на все более жесткие меры в попытках предотвратить вспышки болезни у себя в странах, и это не ограничивается усиленным контролем в пунктах пересечения границы и дежурными нарядами врачей в спецодежде.

Так, администрация филиппинского курорта Боракай попросила китайских туристов из города Ухань покинуть страну, чтобы "не волновать других отдыхающих". В Париже китайская община сама проявила сознательность и отказалась от проведения Праздника Весны - китайского Нового года. Казахстан приостановит режим 72-часового безвизового пребывания граждан КНР на своей территории. В Таиланде растет недовольство по поводу туристов из КНР, в соцсетях появляются посты вроде: "Нельзя любить юань больше, чем свою жизнь". США объявили об эвакуации сотрудников своего консульства в Ухане. Япония готова направить чартерный рейс, чтобы забрать своих граждан из провинции Хубэй.Между тем сам Китай вводит беспрецедентно жесткие меры для пресечения распространения заболевания. Председатель КНР Си Цзиньпин уже заявил, что ситуация "очень серьезная", несмотря на, казалось бы, относительно небольшое число заболевших, немногим более 2 тысяч человек на момент написания материала (нижний порог эпидемии обычно - 5 процентов от численности населения данной территории). Кстати, власти Пекина ввиду вируса потребовали отказаться от рукопожатий, заменив их традиционными поклонами.

С 27 января КНР закрывает выездные групповые туры. Ухань и еще 14 городов провинции Хубэй изолированы. Также в Ухане экстренно строятся две новых больницы, на возведение каждой отведено от недели до десяти дней. Туда переброшены 2300 врачей из других регионов страны. Населению Китая рекомендовано оставаться дома, носить маски, использовать дезинфицирующие средства и воздержаться от поездок. Больницы в Китае, особенно в провинции Хубэй, переполнены теми, кто подозревает у себя вирус.

В Пекине решено после окончания недельного отпуска по случаю Праздника Весны не открывать детские сады, школы и вузы, чтобы ограничить распространение инфекции.

Что обращает на себя внимание - практически все заболевшие являются этническими китайцами, недавно побывавшими в Ухане.По данным на момент подписания номера в мире насчитывалось 2019 заболевших новым коронавирусом. Еще у 406 человек подозревали болезнь. 56 заболевших скончались, 49 вылечились. Львиная доля заболеваний приходится на материковый Китай - 1979 случаев.

За рубежом больше всего заболевших в Таиланде - 8 человек (пятеро уже выздоровели, трое на лечении). В Австралии, Сингапуре и Японии - 4, во Франции, ­Малайзии, Южной Корее и на Тайване - по 3 случая. В США и Вьетнаме - по 2 случая, в Непале - 1.

Ухань: На улицах пустынно, патрули, но паники нет

Хореограф из Благовещенска Виктория Маковцева, которая девять месяцев работает в Ухане, рассказала "РГ", что сейчас происходит в "закрытом" властями городе.

- За порог квартир люди выходят только в масках. Теперь в район Ханькоу в центре Уханя можно попасть только через специальные пункты пропуска, пропускают ограниченное число людей.



У меня нет никакой паники, верю, что китайские власти справятся с этой проблемой максимально быстро и правильно. По телевизору и в интернете всем объясняют, как себя вести, если человек почувствовал первые признаки простуды. Нужно подождать два-три дня, если симптомы не пойдут на спад, нужно обращаться за медицинской помощью. Необходимо понимать, что в больницах сейчас намного опаснее, чем дома.

Паники в городе нет, а вот в больницах и госпиталях паника среди людей бывает. Китайцы сами по себе очень эмоциональные люди. Магазины открыты, банки, аптеки работают, улицы города пустынны, да. Есть патрули. Но пустынно не только из-за эпидемии, еще и китайский Новый год на дворе. В это время китайцы больше бывают дома. У них сейчас нескончаемые семейные обеды и домашние разговоры.

Школы, детские сады на карантине. Закрыто метро, не ходит общественный транспорт. Есть отдельный список такси, которое выполняет заказы. На линию выпускают машины, прошедшие тщательную санитарную обработку.

Мне больше всего сейчас жалко наших родителей, они начитаются страстей в интернете и хватаются за сердце. Прошу журналистов не нагонять жути. Не так все страшно, как это порой описывается в СМИ. Поверьте. Посольство России в Пекине со всеми россиянами, кто состоит на консульском учете и проживает в Ухане, держит постоянную связь. Если вдруг ситуация начнет ухудшаться, нас эвакуируют отсюда. Я не чувствую себя брошенной и несчастной.

В столичных аэропортах усилены меры безопасности, а мэр Сергей Собянин рекомендовал работодателям организовать регулярное измерение температуры у сотрудников


Фото: Владимир Астапкович/ТАСС -->

В Москве официально зарегистрирован случай заражения коронавирусом мужчины, вернувшегося из Италии. Это уже четвертый заболевший россиянин. 13 пассажиров рейса, прибывшего в Москву вместе с ним, также госпитализированы, как и 11 человек из окружения москвича, еще 83 находятся на карантине.

В столичных аэропортах усилены меры безопасности, школы и детсады рассылают памятки о том, как нужно следить за состоянием здоровья детей, а пациенты инфекционной больницы жалуются на условия содержания, которые, по их мнению, далеки от карантинных.

Имя того, кто точно заразился коронавирусом, не называется. Известно лишь, что болезнь проходит в легкой клинической форме. Ранее телеграм-канал Baza сообщил, что вирус обнаружили у сотрудника РФС по имени Давид Беров. Официального подтверждения этого не поступало. Берова положили в московскую инфекционную больницу № 1.

Пациенты этой клиники жутко напуганы. Business FM удалось связаться с Кристиной Ткач, которая находится там с конца прошлой недели. Она была госпитализирована, когда почувствовала недомогание после возвращения из Италии. При госпитализации Кристине обещали сделать тест за три-четыре часа. Также девушке сказали, что ее разместят в стерильном боксе. О том, что вышло на практике, Кристина Ткач рассказала редакции.

Персонал клиники, по словам Кристины, маски надевает через раз. Тряпки, ведра, швабры — одни на все палаты. На рентген Кристина, ее сестра, тоже госпитализированная, и все остальные пациенты, которые вроде как должны находиться на карантине, ездили на другой этаж, где люди лечатся от болезней, с коронавирусом никак не связанных.

Москвичку Юлию, прилетевшую из Милана, госпитализировали с жалобами на температуру 37,2 и красное горло. В итоге она оказалась там же, в Первой инфекционной больнице.

— Оформили, взяли анализы, поместили в палату с еще пятью девушками, которые тоже прибыли в этот день, только ранее (из Италии). В среднем где-то от трех до семи людей в палате находятся.

— И все с подозрением.

— А вообще, мы все из Италии. Соответственно, мы все с подозрением на коронавирус.

Бригада скорой, забиравшая Юлию, работала в обычной медицинской форме без каких-либо спецкостюмов. При этом бригада знала все подробности, в том числе и о визите в Милан. За отказ от госпитализации Юлии пригрозили полицией.

Тем, кто недавно вернулся из каких-либо зарубежных поездок и волнуется о своем здоровье, Роспотребнадзор в очередной раз рекомендует в случае ухудшения самочувствия вызвать врача на дом, а дальше следовать его указаниям. Именно в государственной клинике сделают все необходимые анализы, утверждают в ведомстве.

Опрос, проведенный Business FM среди популярных московских частных клиник и лабораторий, еще раз подтвердил, что эти учреждения не занимаются диагностированием коронавируса. Тем временем родители московских школьников и дошкольников начали получать сообщения о том, что детей теперь ежедневно будут проверять медики. Судя по сообщениям коллег, в столичных музыкальных школах также проверяют состояние детей. В одной из таких школ температуру у детей и родителей измерял охранник прямо на входе.

Мэр Сергей Собянин рекомендовал работодателям в Москве организовать регулярное измерение температуры у сотрудников. В соцсетях множатся панические сообщения о том, что вирус в столице уже вовсю бушует, но власти замалчивают проблему. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова призвала не верить этим слухам. А вот депутат гордумы Екатеринбурга, член комиссии по здравоохранению Константин Киселев по возвращении из Италии закрыл себя на карантин сам.

Обращаться в частную клинику бессмысленно

Коронавирус COVID-19 окружает Россию со всех сторон. Еще недавно основную опасность распространения инфекции представляли туристы из Китая — границу со страной просто закрыли. Теперь вспышка вируса достигла Италии — одного из самых популярных направлений отдыха среди россиян . В стране свыше 650 заболевших и 17 погибших от вируса. И хотя путешественникам советуют избегать поездок в Италию, а туры туда исчезают из продажи, проконтролировать перемещения через границу с одной из стран Евросоюза не так-то просто.

Рассказываем, справляются ли власти с проверкой туристов и можно ли самостоятельно сделать тест на наличие инфекции, если стало тревожно.

Текст : Ульяна Бондаренко

За профилактику коронавируса в аэропортах отвечает Роспотребнадзор. Например, в Домодедове ведомство создало оперативный штаб, а пункты пропуска через границу якобы усиленно контролируют с использованием стационарных и переносных тепловизоров. В пресс-службе Домодедова уверяют, что пассажирам дважды измеряют температуру — сперва на досмотре, а потом еще и на борту самолета. Кроме того, помещения аэропорта дезинфицируют чаще, чем обычно .

В Шереметьеве с 1 марта все рейсы из Италии переводят в терминал F — туда направят и путешественников из Ирана и Южной Кореи, где ситуация по коронавирусу тоже сложная. В терминале F пассажирам придется пройти санитарно-карантинный контроль, а до тех пор у всех меряют температуру, заверяют в аэропорту.

О дополнительных мерах защиты говорят и авиакомпании. Например, S7 по рекомендациям Роспотребнадзора усилила уборку самолетов . Самолеты дезинфицируют и проветривают между рейсами. Состав бортовых аптечек дополнили масками, перчатками и антисептическими салфетками.

Несмотря на все заявления властей об усиленных проверках, многие туристы беспокойства из-за коронавируса не заметили. Москвичи, которые на днях вернулись из Италии, рассказали The Village, что в московских аэропортах все как обычно, да и на борту самолетов никого особо не осматривают.

25 февраля прилетела из Вероны в Шереметьево:

26 февраля прилетела из Милана во Внуково

В Милане ситуация плачевная: большинство людей в масках, перчатках. Многие кафе закрыты на карантин. Итальянцы сидят по домам. В магазинах есть все, кроме антисептика. В миланском аэропорту всем все равно — честно, было страшно стоять в очереди на паспортный контроль: все косятся, прикрываются шарфами, умываются антисептиками. Прилетели в Москву — всем пофиг: паспортный контроль, получили багаж и вышли.

26 февраля прилетела из Рима в Шереметьево

25 февраля прилетела из Милана в Шереметьево

В Москве нас не проверяли, но и по вылете из аэропорта Милана тоже нет. Проверки были только на въезде в Милан: люди в спецкостюмах измерили температуру.

На днях журналист Евгений Берг, вернувшись из Ирана, решил самостоятельно сдать анализы на коронавирус, однако выяснил, что сделать это практически невозможно. Мы повторили эксперимент Берга и связались с тремя частными медцентрами — в каждом ответили, что сдать анализы на коронавирус, даже платно, у них нельзя.

В Роспотребнадзоре так описывают план действий, если вы хотите провериться на коронавирус:

  • Если вы посещали страны, где распространен коронавирус, или контактировали с приехавшими оттуда людьми, а в течение 14 дней почувствовали симптомы простуды (сухой кашель, повышенная температура) — стоит вызвать врача на дом или обратиться в поликлинику.
  • Если при осмотре симптомы простуды подтвердятся, вас отправят на госпитализацию в инфекционный стационар.
  • Только после госпитализации у вас в больнице возьмут анализы и отправят биоматериал в ближайший медицинский центр Роспотребнадзора. Там есть тест-система, с помощью которой можно выявить новый коронавирус. То есть без направления от врача провериться на наличие вируса не выйдет.
  • После получения результатов анализа пациента переводят из инфекционного стационара в общий и выписывают домой по состоянию здоровья.

Статистика подтверждает новые случаи заражения коронавирусом в странах Европы — зачастую это люди, которые либо недавно посещали Северную Италию, либо контактировали с кем-то оттуда. На фоне общей паники и мер, принятых властями, туристы, которые только собираются в Италию, думают сдавать билеты.

Российские власти действительно советуют отказаться от поездок в Италию, а заодно и в Корею с Ираном. Вице-премьер Татьяна Голикова вообще рекомендует не ездить за рубеж и оставаться дома. В то же время в ВОЗ считают, что туристам не стоит менять планы на отдых: достаточно соблюдать правила личной гигиены во время путешествий.

Обложка: Василий Кузьмиченок/ ТАСС

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Эпидемия коронавируса ударила по российской авиации. В пятницу, 13 марта, большинство российских авиакомпаний потеряло возможность летать в страны Европы. До этого им ограничили полеты в Китай и Южную Корею. Для компаний это означает убытки в миллиарды долларов. Как это повлияет на российскую авиацию и цены на билеты?

С 13 марта Росавиация ввела временный запрет на пассажирские авиаперевозки в Германию, Францию, Испанию и Италию. Всего, по данным источника ТАСС, ограничения коснутся 700 рейсов.

Исключение составляют рейсы в несколько городов - Рим, Берлин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Мадрид, Барселону и Париж - из терминала F столичного аэропорта "Шереметьево". Это базовый аэропорт "Аэрофлота".

"Чартерные рейсы будут осуществляться при условии перевозки в указанные страны их граждан и граждан иных стран и в Российскую Федерацию граждан России (до полного вывоза указанных граждан в их страны)", - говорится в документе Росавиации. В нем не уточняется, касаются ли ограничения только российских авиакомпаний.

Некоторые иностранные перевозчики уже сами сократили свои рейсы - в том числе в Россию. Уже после введения ограничений со стороны российских властей Lufthansa объявила, что приостанавливает полеты из Франкфурта-на-Майне и Мюнхена в Москву ("Домодедово") и Санкт-Петербург.

Тем не менее российские перевозчики из-за ограничений могут потерять, по оценкам аналитиков, около 30% рынка. К осени российская авиация может попасть в "идеальный шторм", подобный тому, что случился в 2014-2015 годах.

В эти годы произошла девальвация рубля, темпы роста экономики резко замедлились, а Россия разорвала авиасообщение с Украиной, а затем приостановила авиасообщение с Египтом. Все это привело к резкому снижению спроса на авиабилеты и падению доходов компаний. К концу 2015 года серьезные сложности испытывали две крупные компании - "ЮТэйр" и "Трансаэро". "Трансаэро" прекратила полеты в сентябре 2015 года. Суды до долгам и обязательствам компании, которая была второй по размерам после "Аэрофлота", идут до сих пор.

Убытки российских компаний от ограничения полетов в Китай, Израиль, Италию, Испанию, Францию, Германию и другие страны могут составить 70-100 млрд рублей (0,9 - 1,3 млрд долларов) в 2020 году, пишет РБК.

Русская служба Би-би-си разбиралась с тем, как российская авиаотрасль переживет новый "идеальный шторм", а также с тем, как это отразится на пассажирах и стоимости билетов.

Кто уже объявил об изменении маршрутов?

Российские власти отвели для пассажиров, прибывающих из стран, опасных с точки зрения распространения коронавируса, терминал F аэропорта "Шереметьево". Сюда прилетают путешественники из Китая, Южной Кореи, а теперь и из Германии, Франции, Испании и Италии. В основном эти рейсы осуществляет "Аэрофлот".

Другие крупные российские авиакомпании уже отменили рейсы в европейские страны.

  • 11 марта S7 объявила об отмене рейсов в Италию, Испанию, Францию и Германию. Об этом же заявила авиакомпания "Россия", дочка "Аэрофлота".
  • 12 марта компания "ЮТэйр" объявила, что вслед за рейсами в Милан, которые она отменила до этого, с 13 марта прекратит полеты в Берлин. Рейсы будут приостановлены до 31 мая 2020 года.
  • Лоукостер "Победа" приостановил полеты из Москвы в Берлин, Баден-Баден, Кельн, Лейпциг, Мемминген и Жирону.

"Аэрофлот" заявил, что сокращает полетную программу в Европу, хотя и продолжает выполнять рейсы из Москвы в Рим, Париж, Мадрид, Барселону, Берлин, Мюнхен и Франкфурт - именно эти города стали исключениями в указаниях Росавиации.

По оценке ведущего эксперта НИУ ВШЭ Андрея Крамаренко, всего российские компании могут потерять от 25% до 30% рынка с учетом ограничений на полеты в азиатские страны и четыре европейские страны.

Даже "Аэрофлот" вряд ли выиграет от создавшейся ситуации. По итогам года, по мнению аналитика ВТБ Елены Сахновой, авиакомпания может недосчитаться 5 млн пассажиров.

Что будет с купленными авиабилетами?

Из-за запрета компании вынуждены возвращать деньги пассажирам и менять билеты без штрафов.

  • S7 уточнила в своем заявлении, что предложит пассажирам отмененных рейсов оформить возврат полной стоимости билетов, а также предоставит возможность без штрафов обменять их на более поздние даты или другие направления.
  • "ЮТэйр" обещает пассажирам, успевшим ранее купить билеты в Милан и Берлин, вернуть их полную стоимость без штрафных санкций. Также компания предлагает обменять их на билеты в Ригу, Вену или Минск с датой вылета до 31 мая без доплат и штрафов.

При этом у каждой компании своя процедура отмены или возврата билетов.

Как отмечала Ассоциация туроператоров, чтобы не возвращать билеты и сохранить хоть какие-то деньги, компании пытаются переоформлять максимальное количество билетов.

Каждый день новые страны закрывают границы для иностранцев или целенаправленно для граждан России. Так, 12 марта Словакия закрылась для иностранцев и остановила пассажирское сообщение. Чехия прекратила выдавать шенгенские визы. Авиакомпания "Победа" прекратила полеты в эти страны. Тем, кто не успел улететь, деньги обещают вернуть автоматически.

Что будет с ценами на билеты?

На цены на билеты помимо массовой отмены рейсов также влияют курсы валюты. Рубль уже несколько недель дешевеет к доллару и евро.

Это может привести к росту цен как на внешние, так и на внутренние перелеты:

  • Цена на авиабилет в том числе зависит от того, какой курс взаиморасчетов между сторонами используются в системах бронирования. В ночь с 11 на 12 марта этот курс вырос на 10% - вслед за изменением курса рубля от российского ЦБ. Соответственно, билеты подорожали.
  • В себестоимость билетов на внутренних направлениях заложено примерно 30% издержек в валюте в виде лизинговых платежей за самолет и техническое обслуживание, подсчитал Андрей Крамаренко. Если курс валюты растет на 10%, это прибавляет примерно 6% к издержкам за каждый перелет, полагает он.

Однако компании могут не решиться поднимать цены, несмотря на возросшие издержки. Проблема в том, что конкуренция на внутренних рейсах также вырастет, так как многие компании будут переориентироваться на внутренние направления. Для компаний это может обернуться потерями.

"Очевидно, что когда нет спроса, компании будут снижать цены. А куда им деваться? Без выручки авиакомпании существовать не могут", - отмечает эксперт.

Обычно в феврале цены самые низкие, дальше они ползут вверх в преддверии сезона. В этом году, по мнению экспертов, цены могут и не поползти вверх.

"В этом году роста не будет, потому что спроса нет. Нет весенних, нет летних бронирований, у авиакомпаний нет выручки от будущих продаж. Перевозчикам придется привлекать людей, чтобы они побороли свои страхи и полетели", - отмечает Гусаров.

12 марта "Аэрофлот" заявил, что снизит цены на некоторых международных направлениях на 10%.

Кто понесет больше издержек?

Крупным авиакомпаниям придется сложнее, чем маленьким, потому что за несколько месяцев низкого спроса и простоя могут скопиться значительные убытки, полагает Роман Гусаров. Государство, по его словам, должно быть заинтересовано поддержать перевозчиков, но в условиях масштабного кризиса дотации могут понадобиться и другим отраслям, и до авиаторов поддержка не дойдет.

По мнению Гусарова, осенью 2020 года на российском рынке может произойти банкротство кого-то из игроков - как это произошло с авиакомпанией "Трансаэро" осенью 2015-го.

Даже "Аэрофлот" - компания, которой удалось в наибольшей степени сохранить свою полетную программу, - пострадает от сложившейся ситуации. По данным Росавиации, загрузка рейсов "Аэрофлота" уже снизилась на 4%.

На китайском направлении "Аэрофлот" мог просчитаться, полагает Сахнова. Необходимость отправлять недозагруженные рейсы может оказаться более убыточной, чем отмена рейсов - даже с учетом необходимости выплачивать стоимость операционного лизинга. "Аэрофлот" может понести убытки и сейчас, даже с учетом того, что, скорее всего, останется единственной российской компанией, выполняющей рейсы в несколько европейских столиц.

"Аэрофлот", возможно, все еще надеется на билеты, купленные заранее. Но на самом деле большинство пассажиров сдадут билеты. И что хуже того, сократятся прибыльные перелеты в бизнес-классе", - отмечает Сахнова.

В то же время сценарий, при котором "Аэрофлот" останется монополистом на рынке, невыгоден регуляторам и другим участникам рынка - например, аэропортам - потому что тогда компания сможет диктовать свои условия, продолжает Крамаренко.

По словам Елены Сахновой, нынешний кризис будет проверкой менеджмента авиакомпаний - именно от них, а не от размера господдержки, будет зависеть то, сколько компаний переживут снижение спроса. Есть компании, которые вошли в кризис в сложном положении, например, "ЮТэйр". Но для всех остальных начинается нормальная бизнес-деятельность - необходимо договариваться с партнерами, в частности, с лизинговыми компаниями.

Ситуация действительно похожа на ту, что сложилась в 2014-2015 годах, считает Андрей Крамаренко - но отчасти она еще сложнее для российских авиаторов.

В последующие после кризисных для отрасли годы власти, в частности, отменили НДС на внутренних линиях, ввели возврат акциза за авиакеросин и дифференцированную ставку за обслуживание, например, за аэронавигацию. Российские компании платят за нее меньше, фактически получая преференции за счет иностранных конкурентов, которые летают над Россией.

"Огромный набор мер поддержки выбран и освоен. У государства нет [больше] ресурсов, чтобы вкладывать деньги в отрасль", - говорит эксперт.

Поможет ли государство авиаотрасли?

Заявлений о том, что правительство поможет авиакомпаниям, действительно не было. Более того, перевозчики уже не первый год несут убытки, в том числе по вине государства.

Российские перевозчики начали жаловаться на рекордные убытки в 2018 году - одной из главных причин был резкий рост цен на авиакеросин. Они просили правительство помочь компенсировать эти убытки.

В конце октября 2018 года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2019 года "представить в случае необходимости предложения с соответствующими обоснованиями по размеру единовременной компенсации расходов авиакомпаний в связи с ростом стоимости авиационного топлива с целью сдерживания цен на пассажирские авиационные перевозки".

В середине октября 2019 года Путин снова поручил правительству до ноября выделить из резервного фонда средства на компенсацию расходов авиакомпаний, возникших в результате роста цен на авиакеросин в 2018 году. В конце февраля 2020 ассоциация обратилась к недавно назначенному премьеру Михаилу Мишустину с просьбой решить вопрос с компенсациями. Но они так и не были выплачены.

В 2019 году российские авиавласти запретили полеты из России в Грузию. По данным "Ведомостей", потери авиаперевозчиков составили около 3,2 млрд рублей. Однако по данным на ноябрь 2019 года, компенсацию авиакомпании, среди которых "Аэрофлот", "Уральские авиалинии" и S7, так и не получили.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предсказывала убытки за 2019 год в размере 40 млрд рублей против 51,7 млрд в 2018-м.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции