Аэрофлот отмена рейсов в италию коронавирус


В Южной Корее число пациентов с коронавирусом превысило полторы тысячи, в Италии заболели около 500 человек, в Иране — почти 250.


В Южной Корее число пациентов с коронавирусом превысило полторы тысячи, в Италии заболели около 500 человек, в Иране — почти 250.

Туристы, которые запланировали поездку в эти страны, могут перенести ее, изменить направление или расторгнуть договор и вернуть все деньги.


Туристы, которые запланировали поездку в эти страны, могут перенести ее, изменить направление или расторгнуть договор и вернуть все деньги.

В Иране заражение началось с города Кум — места паломничества мусульман-шиитов.


В Иране заражение началось с города Кум — места паломничества мусульман-шиитов.

За последние сутки число заболевших увеличилось более чем на сто человек — с 139 до 245.


За последние сутки число заболевших увеличилось более чем на сто человек — с 139 до 245.

Власти Ирана ограничили передвижение людей с признаками болезни. Въезжающим в оживленные города измеряют температуру и при необходимости отправляют в карантин.


Власти Ирана ограничили передвижение людей с признаками болезни. Въезжающим в оживленные города измеряют температуру и при необходимости отправляют в карантин.

На острове Тенерифе более тысячи человек оказались заблокированы в отеле H10 Costa Adeje Palace.


На острове Тенерифе более тысячи человек оказались заблокированы в отеле H10 Costa Adeje Palace.

Строгие меры приняли после того, как у туриста, приехавшего на Тенерифе из Италии, нашли коронавирус.


Строгие меры приняли после того, как у туриста, приехавшего на Тенерифе из Италии, нашли коронавирус.

Как стало известно, среди постояльцев отеля H10 Costa Adeje Palace есть супружеская пара из России.


Как стало известно, среди постояльцев отеля H10 Costa Adeje Palace есть супружеская пара из России.

Эпицентром вспышки коронавируса в Италии стала Ломбардия. Первый случай заражения выявили неделю назад в городе Кодоньо.


Эпицентром вспышки коронавируса в Италии стала Ломбардия. Первый случай заражения выявили неделю назад в городе Кодоньо.

Из-за сложной эпидемиологической ситуации досрочно завершился Венецианский карнавал, а в Милане отменили несколько событий недели моды.


Из-за сложной эпидемиологической ситуации досрочно завершился Венецианский карнавал, а в Милане отменили несколько событий недели моды.

Путешественники отказались почти от половины заказов на туры в Италию.


Путешественники отказались почти от половины заказов на туры в Италию.

Южная Корея по скорости распространения вируса занимает второе место после Китая, где возникла болезнь.


Южная Корея по скорости распространения вируса занимает второе место после Китая, где возникла болезнь.

Вспышку эпидемии зафиксировали в южнокорейском городе Дэгу. Обеспокоенные жители выстроились в гигантскую очередь за медицинскими масками.


Вспышку эпидемии зафиксировали в южнокорейском городе Дэгу. Обеспокоенные жители выстроились в гигантскую очередь за медицинскими масками.


С января этого года мы несколько раз обновляли новость о коронавирусе в Китае. Следили за тем, что происходит в мире и как ситуация влияет на туризм. В основном речь шла про Азию, но после 20 февраля в СМИ появились новости о резкой вспышке вируса в Европе.

Поэтому мы решили разъяснить вопрос о том, насколько опасно сейчас ехать в Европу.

Самые последние обновления вы найдёте внизу. Да, мы обновляем новость в обратном порядке, чтобы вы не упустили ничего важного и видели, как развиваются события.

Вся ли Европа опасна

Нет, не вся. Последние новости касаются в основном Италии. Утром 26 февраля ВОЗ выпустила ежедневный отчёт о распространении коронавируса. В пятёрку стран с наибольшим количеством заразившихся попали Китай, Южная Корея, Италия, Япония и Сингапур.

Роспотребнадзор официально не рекомендует туристам посещать Италию, Южную Корею и Иран из-за эпидемии коронавируса. Посольство России в Италии также рекомендует воздержаться от поездок в Ломбардию, Венето, Пьемонт и Эмилию-Романью. И стоит иметь в виду, что из-за усиленных мер санитарно-эпидемиологического контроля на транспорте в стране возможны задержки в национальном и международном железнодорожном и авиасообщении.

Итальянский премьер-министр Джузеппе Конте заявил , что Италия не будет пытаться приостановить действие Шенгенского договора, так как это ввергнет экономику страны в депрессию. Да и туристов, похоже, тоже.

Да, глупо отрицать саму проблему: в стране подтверждена информация о 322 заражённых. Но давайте спокойно и без паники посмотрим, что говорят люди, которые живут в Италии и находятся сейчас на севере страны, где как раз вводят карантин.


Лиза Биццаро

Венецианский карнавал закрыли досрочно, но важно понимать, что его не отменили, как иногда преподносят информацию СМИ. Карнавал в Венеции проходил на протяжении всего февраля с 8 числа, и вместо 25-го, он был закрыт 23-го. То есть на два дня раньше.

Людей там было много, как и всегда в Венеции. На некоторых улицах было не протолкнуться. Тем не менее, если сравнивать с карнавалами прошлых лет, туристов было значительно меньше. Обстановка была позитивная.

В субботу, 22 февраля, в то время как по ТВ уже разносились тревожные новости о 100 заболевших, и мой телефон разрывался от звонков, всё было спокойно. Мой муж услышал по ТВ, что на вокзале Венеции карантин, и отменяются поезда. Я прибежала на станцию: там всё в порядке, никакой паники и тем более карантина. Спокойные люди вокруг. Все поезда отправились вовремя, согласно расписанию.

Это ещё раз наводит на мысль о том, по СМИ раздувает из мухи слона и провоцируют панику намеренно. Люди были разве что в масках карнавальных. В медицинских — тоже. Но их было очень было мало и это не бросалось в глаза.


В итальянских СМИ круглосуточно говорят только о коронавирусе, о числе заболевших и умерших, хотя призывают не паниковать.

До 1 марта закрыты все школы, сады, музеи, соборы, не проводятся массовые мероприятия. При этом последние пару дней в соцсетях итальянцы активно шутят на тему коронавируса, постят мемы об этом, то есть сами признают, что перегнули палку, особенно в Милане.

В новостях с сегодняшнего дня говорят, что коронавирус не смертелен и мало чем отличается от обычного гриппа. Опять же с призывами не паниковать и продолжать жить обычной жизнью. Об ограничении въезда для туристов ничего не слышала. Австрия хотела закрыть границы с Италией, но так и не закрыла.

Новости российских и итальянских СМИ совпадают: и те и другие нагоняют панику там, где её нет. Выходишь на улицу и не понимаешь; а где все эти люди в масках? Сегодня по российскому телеканалу показывали пустые прилавки в супермаркетах, а это на самом деле не так. По непонятной причине в понедельник в Милане действительно опустели многие супермаркеты, и эти видео до сих пор транслируется по ТВ как актуальные, хотя ситуация уже давно наладилась.

В небольших городах, как мой Казале Монферрато, и вовсе не было ничего подобного. Единственное, чего действительно нет, так это антибактериальных гелей для рук и масок. Ещё раз подчеркну, что в маленьких городах паники не было изначально.

Для итальянцев отсутствие любимого сорта сыра на прилавке в обычный день — это уже трагедия мирового масштаба, которая будет обсуждаться неделю со всеми друзьями и родственниками. Что уж говорить о коронавирусе.

Да, сначала испугались, но сейчас адекватные итальянцы (а таких большинство) продолжают жить обычной, активной жизнью. Работают, встречаются с друзьями, ходят по ресторанам. Ужинали вчера в пиццерии, не было ни одного свободного столика.

Россияне, живущие в Италии, пытаются остудить панику своими силами и постами.


Ольга

Местные СМИ пишут по-разному. Кто-то запугивает людей громкими заголовками, кто-то пишет, что большое число заболевших обусловлено именно тщательными проверками, так как большинство переносит заболевание в очень лёгкой форме.
Российские издания я особо не читаю, но в принципе, факты достоверные. Хотя подача информации пугает и наводит панику. Пишут о человеческих жертвах, но никто не упомянет, что погибшие были пожилого возраста и имели ряд тяжёлых заболеваний до заражения коронавирусом.

Местные жители тоже делятся на две категории: кто-то скупает маски и не выходит из дома, а кто-то спокойно продолжает вести привычный образ жизни. К счастью, вторых намного больше.


Что делать тем, кто уже купил тур

Если вы всё равно боитесь и не хотите лететь в Европу по купленному туру, можете перенести даты поездки или сдать тур. Деньги вам обязаны вернуть, хотя есть нюансы. Наш юрист разъяснил, какие именно.

Отличный пример возникновения подобных обстоятельств — распространение коронавируса в Китае или других странах. Но по закону подтверждением таких обстоятельств для расторжения договора может быть только официальный документ органов российской власти. То есть мало мотивировать свои требования лишь новостями из СМИ или даже официальными документами из-за рубежа.

Если договор по требованию туриста все же был расторгнут, и суд признал его расторгнутым до фактического начала путешествия, то турист вправе вернуть всю оплаченную стоимость. При этом возврат стоимости дополнительных услуг не гарантируется и зависит от условий договора и конкретных ситуаций. Сроки возврата денег будут указаны в решении суда.

Статья 14 № 132-ФЗ также предусматривает возврат туристу части денег за не оказанные услуги в рамках тур.продукта, если расторжение случилось посреди путешествия. Сложно представить ситуации, когда гражданин обращается за расторжением договора по таким обстоятельствам в суд во время поездки, но данная норма позволяет получить деньги после возвращения, признав договор расторгнутым в определенный момент поездки.

Расторжение через суд по обстоятельствам, указанным в статье 14 — не панацея для туриста, а скорее инструмент, позволяющий обеим сторонам защитить свои интересы, так как право требовать расторжения договора есть также у туроператора/турагентства. В суд целесообразно обращаться, когда другая сторона отказывается идти на компромисс и по соглашению прекращать действие договора на взаимовыгодных условиях. Или если сторона уклоняется от исполнения своих обязательств после того, как договор расторгнут.

Туристам также не стоит путать положения статьи 14 № 132-ФЗ со статьей 10 этого же закона, предусматривающей право граждан или туроператоров/турагентств расторгнуть договор при существенном изменений обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Список возможных изменений обстоятельств закрытый, при этом не в каждой ситуации туристу гарантируется возврат уплаченных за тур.продукт денег.

Получается, что если сейчас вы решите отказаться от купленного тура в Италию, Южную Корею или Иран из-за эпидемии коронавируса, вы можете это сделать с возвратом средств. Деньги вернут, так как для расторжения договора с туристическим агентством есть тот самый официальный документ органов российской власти — рекомендация от Роспотребнадзора.

Если вы покупали билет и бронировали жильё самостоятельно, то почитайте о том, как можно вернуть невозвратные билеты. Вдруг они у вас такие.

  • Самолёт Turkish Airlines, летевший из Ирана в Стамбул, в ночь с 25 на 26 февраля был перенаправлен в Анкару по требованию Министерства здравоохранения Турции. Причина банальная: один из пассажиров проявил признаки простуды и был заподозрен в коронавирусе. Не чихайте в самолётах, друзья.


Новости к 27 февраля

Новости к 3 марта

Вьетнам исключён из списка рисковых направлений. Там вылечились все 16 заболевших.

А ещё из-за коронавируса Россия и Япония отменили встречу, запланированную на 12 марта. На ней страны должны были обсудить безвизовое посещение Южных Курил для бывших японских жителей. Вместо этого вопрос будут решать по электронной почте.


Выше мы писали о том, что если вы купили туристическую поездку в Италию, Южную Корею и Иран, то можете спокойно вернуть тур и никуда не ехать. Вряд ли турагентство отважится перечить Роспотребнадзору и Ростуризму. Но с билетами, которые вы взяли самостоятельно, всё немного сложнее.

Пишут, что авиакомпания должна прислушаться к рекомендациям надзорных органов и вернуть билеты без штрафов. Но при этом запретов никаких не поступало, а значит перевозчики могут действовать на своё усмотрение: захотят — вернут деньги, не захотят — не вернут. Во втором случае придётся выкручиваться самому, но у нас есть суперподсказка.

  • Пассажиры, которые сейчас находятся в Италии и до 26 февраля купили билеты на рейсы авиакомпании Utair из Милана в Москву, могут без доплат вернуть билет или изменить дату вылета с сохранением тарифа. Здесь найдёте подробности.
  • Пассажирам S7 повезло меньше. Они смогут вернуть билеты в Италию только в соответствии с правилами своего тарифа. Причина как раз в том, что официальной информации от российских властей по ограничению полётов в Италию не поступало.
  • Но при этом билеты в Южную Корею S7 позволяет вернуть с полным возвратом стоимости, потому что авиасообщение со страной ограничено.

Что касается бронирования гостиниц, то тут официальных указаний тоже не поступало. Так что шансов, что вам вернут деньги за невозвратную бронь, ну пятьдесят на пятьдесят.

Сеть отелей Hyatt позволит путешественникам из Южной Кореи, Японии и Италии бесплатно отменить или изменить свои бронирования на период до 31 марта в рамках ранее принятой политики по отношению к гостям из материкового Китая.

По поводу таких сервисов как Booking или Ostrovok точной информации нет. Дело в том, что они лишь помогают найти жильё, поэтому каждый запрос по отмене бронирования они обязаны отсылать в гостиницу и действовать в соответствии с ответом.


Новости к 13 марта

Запрет касается рейсов всех российских авиакомпаний. Исключение составляют чартерные рейсы, которыми будут возвращать граждан домой. Пассажирам отменённых рейсов вернут деньги за билеты в полном объёме.

Это временная мера.

Россиян это тоже касается. С 12 марта в Чехии введён режим чрезвычайной ситуации на 30 дней. Возможно, визы снова начнут выдавать после окончания ЧС.

Ассоциация туроператоров России уже попросила посольство Чешской Республики в Москве продлить работу визовых центров Чехии. Дело в том, что Чехия — очень популярное направление у туристов. АТОР боится, что те, кто уже запланировал поездку, не смогут получить необходимые документы.

Также начиная с полуночи 13 марта, въезд в Чешскую Республику закроют для граждан 15 стран. В список вошли Китай, Корея, Иран, Италия, Испания, Австрия, Германия, Швейцария, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Великобритания, Норвегия, Дания и Франция. Гражданам Чехии также запрещено посещать эти государства, а для предотвращения самовольного пересечения границ чешские военные будут их патрулировать. Ограничения по въезду не распространяются на водителей грузовиков, экипажи поездов и пилотов самолётов.

Дипломатические визы будут выдавать в прежнем режиме.

Если вам всё равно крайне важно уехать в Непал, необходимо предоставить медицинскую справку о том, что у вас нет коронавируса, и подать заявление в консульство Непала в России (если вы не из России, надо найти непальское консульство в своей стране).


Шри-Ланка в начале года долго решала, оставлять такой свободный въезд россиянам или нет. В итоге оставила до 30 апреля, а теперь снова запрещает, хотя теперь это касается всех иностранцев. Но если вы турист, въехать можно по электронному разрешению, которое надо оформить на государственном сайте. Или получить въездную визу в диппредставительстве Шри-Ланки.

Запрет не касается граждан стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии.

Также Россия на время останавливает выдачу виз гражданам Италии, иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся либо проживающим в Италии. Также не принимают документы и не оформляют приглашений на въезд в РФ.

Если вы уже оформили краткосрочную визу в Италию на поездку в период с марта по май, но из-за ситуации с коронавирусом не можете полететь, Италия обменяет визу на долгосрочную — годовую. Для этого надо обратиться в любой из визовых центров VMS на территории России и представить документы, подтверждающие перенос поездки.

Если вы гражданин России, теперь въезд в Казахстан возможен только по загранпаспорту.

Запрет сработал и в обратную сторону: гражданам Казахстана временно запрещается использовать удостоверение личности и свидетельство о рождении для въезда в Россию.

Пишут, что через две недели (то есть где-то 29 марта) власти Украины оценят обстановку с коронавирусом и решат, что делать дальше.

Мы обновляем информацию, так как ситуация с коронавирусом в Европе постоянно меняется.

Новости к 16 марта

Авиакомпания SAS временно уволит 100 пилотов и 100 бортпроводников в Норвегии.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Эпидемия коронавируса ударила по российской авиации. В пятницу, 13 марта, большинство российских авиакомпаний потеряло возможность летать в страны Европы. До этого им ограничили полеты в Китай и Южную Корею. Для компаний это означает убытки в миллиарды долларов. Как это повлияет на российскую авиацию и цены на билеты?

С 13 марта Росавиация ввела временный запрет на пассажирские авиаперевозки в Германию, Францию, Испанию и Италию. Всего, по данным источника ТАСС, ограничения коснутся 700 рейсов.

Исключение составляют рейсы в несколько городов - Рим, Берлин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Мадрид, Барселону и Париж - из терминала F столичного аэропорта "Шереметьево". Это базовый аэропорт "Аэрофлота".

"Чартерные рейсы будут осуществляться при условии перевозки в указанные страны их граждан и граждан иных стран и в Российскую Федерацию граждан России (до полного вывоза указанных граждан в их страны)", - говорится в документе Росавиации. В нем не уточняется, касаются ли ограничения только российских авиакомпаний.

Некоторые иностранные перевозчики уже сами сократили свои рейсы - в том числе в Россию. Уже после введения ограничений со стороны российских властей Lufthansa объявила, что приостанавливает полеты из Франкфурта-на-Майне и Мюнхена в Москву ("Домодедово") и Санкт-Петербург.

Тем не менее российские перевозчики из-за ограничений могут потерять, по оценкам аналитиков, около 30% рынка. К осени российская авиация может попасть в "идеальный шторм", подобный тому, что случился в 2014-2015 годах.

В эти годы произошла девальвация рубля, темпы роста экономики резко замедлились, а Россия разорвала авиасообщение с Украиной, а затем приостановила авиасообщение с Египтом. Все это привело к резкому снижению спроса на авиабилеты и падению доходов компаний. К концу 2015 года серьезные сложности испытывали две крупные компании - "ЮТэйр" и "Трансаэро". "Трансаэро" прекратила полеты в сентябре 2015 года. Суды до долгам и обязательствам компании, которая была второй по размерам после "Аэрофлота", идут до сих пор.

Убытки российских компаний от ограничения полетов в Китай, Израиль, Италию, Испанию, Францию, Германию и другие страны могут составить 70-100 млрд рублей (0,9 - 1,3 млрд долларов) в 2020 году, пишет РБК.

Русская служба Би-би-си разбиралась с тем, как российская авиаотрасль переживет новый "идеальный шторм", а также с тем, как это отразится на пассажирах и стоимости билетов.

Кто уже объявил об изменении маршрутов?

Российские власти отвели для пассажиров, прибывающих из стран, опасных с точки зрения распространения коронавируса, терминал F аэропорта "Шереметьево". Сюда прилетают путешественники из Китая, Южной Кореи, а теперь и из Германии, Франции, Испании и Италии. В основном эти рейсы осуществляет "Аэрофлот".

Другие крупные российские авиакомпании уже отменили рейсы в европейские страны.

  • 11 марта S7 объявила об отмене рейсов в Италию, Испанию, Францию и Германию. Об этом же заявила авиакомпания "Россия", дочка "Аэрофлота".
  • 12 марта компания "ЮТэйр" объявила, что вслед за рейсами в Милан, которые она отменила до этого, с 13 марта прекратит полеты в Берлин. Рейсы будут приостановлены до 31 мая 2020 года.
  • Лоукостер "Победа" приостановил полеты из Москвы в Берлин, Баден-Баден, Кельн, Лейпциг, Мемминген и Жирону.

"Аэрофлот" заявил, что сокращает полетную программу в Европу, хотя и продолжает выполнять рейсы из Москвы в Рим, Париж, Мадрид, Барселону, Берлин, Мюнхен и Франкфурт - именно эти города стали исключениями в указаниях Росавиации.

По оценке ведущего эксперта НИУ ВШЭ Андрея Крамаренко, всего российские компании могут потерять от 25% до 30% рынка с учетом ограничений на полеты в азиатские страны и четыре европейские страны.

Даже "Аэрофлот" вряд ли выиграет от создавшейся ситуации. По итогам года, по мнению аналитика ВТБ Елены Сахновой, авиакомпания может недосчитаться 5 млн пассажиров.

Что будет с купленными авиабилетами?

Из-за запрета компании вынуждены возвращать деньги пассажирам и менять билеты без штрафов.

  • S7 уточнила в своем заявлении, что предложит пассажирам отмененных рейсов оформить возврат полной стоимости билетов, а также предоставит возможность без штрафов обменять их на более поздние даты или другие направления.
  • "ЮТэйр" обещает пассажирам, успевшим ранее купить билеты в Милан и Берлин, вернуть их полную стоимость без штрафных санкций. Также компания предлагает обменять их на билеты в Ригу, Вену или Минск с датой вылета до 31 мая без доплат и штрафов.

При этом у каждой компании своя процедура отмены или возврата билетов.

Как отмечала Ассоциация туроператоров, чтобы не возвращать билеты и сохранить хоть какие-то деньги, компании пытаются переоформлять максимальное количество билетов.

Каждый день новые страны закрывают границы для иностранцев или целенаправленно для граждан России. Так, 12 марта Словакия закрылась для иностранцев и остановила пассажирское сообщение. Чехия прекратила выдавать шенгенские визы. Авиакомпания "Победа" прекратила полеты в эти страны. Тем, кто не успел улететь, деньги обещают вернуть автоматически.

Что будет с ценами на билеты?

На цены на билеты помимо массовой отмены рейсов также влияют курсы валюты. Рубль уже несколько недель дешевеет к доллару и евро.

Это может привести к росту цен как на внешние, так и на внутренние перелеты:

  • Цена на авиабилет в том числе зависит от того, какой курс взаиморасчетов между сторонами используются в системах бронирования. В ночь с 11 на 12 марта этот курс вырос на 10% - вслед за изменением курса рубля от российского ЦБ. Соответственно, билеты подорожали.
  • В себестоимость билетов на внутренних направлениях заложено примерно 30% издержек в валюте в виде лизинговых платежей за самолет и техническое обслуживание, подсчитал Андрей Крамаренко. Если курс валюты растет на 10%, это прибавляет примерно 6% к издержкам за каждый перелет, полагает он.

Однако компании могут не решиться поднимать цены, несмотря на возросшие издержки. Проблема в том, что конкуренция на внутренних рейсах также вырастет, так как многие компании будут переориентироваться на внутренние направления. Для компаний это может обернуться потерями.

"Очевидно, что когда нет спроса, компании будут снижать цены. А куда им деваться? Без выручки авиакомпании существовать не могут", - отмечает эксперт.

Обычно в феврале цены самые низкие, дальше они ползут вверх в преддверии сезона. В этом году, по мнению экспертов, цены могут и не поползти вверх.

"В этом году роста не будет, потому что спроса нет. Нет весенних, нет летних бронирований, у авиакомпаний нет выручки от будущих продаж. Перевозчикам придется привлекать людей, чтобы они побороли свои страхи и полетели", - отмечает Гусаров.

12 марта "Аэрофлот" заявил, что снизит цены на некоторых международных направлениях на 10%.

Кто понесет больше издержек?

Крупным авиакомпаниям придется сложнее, чем маленьким, потому что за несколько месяцев низкого спроса и простоя могут скопиться значительные убытки, полагает Роман Гусаров. Государство, по его словам, должно быть заинтересовано поддержать перевозчиков, но в условиях масштабного кризиса дотации могут понадобиться и другим отраслям, и до авиаторов поддержка не дойдет.

По мнению Гусарова, осенью 2020 года на российском рынке может произойти банкротство кого-то из игроков - как это произошло с авиакомпанией "Трансаэро" осенью 2015-го.

Даже "Аэрофлот" - компания, которой удалось в наибольшей степени сохранить свою полетную программу, - пострадает от сложившейся ситуации. По данным Росавиации, загрузка рейсов "Аэрофлота" уже снизилась на 4%.

На китайском направлении "Аэрофлот" мог просчитаться, полагает Сахнова. Необходимость отправлять недозагруженные рейсы может оказаться более убыточной, чем отмена рейсов - даже с учетом необходимости выплачивать стоимость операционного лизинга. "Аэрофлот" может понести убытки и сейчас, даже с учетом того, что, скорее всего, останется единственной российской компанией, выполняющей рейсы в несколько европейских столиц.

"Аэрофлот", возможно, все еще надеется на билеты, купленные заранее. Но на самом деле большинство пассажиров сдадут билеты. И что хуже того, сократятся прибыльные перелеты в бизнес-классе", - отмечает Сахнова.

В то же время сценарий, при котором "Аэрофлот" останется монополистом на рынке, невыгоден регуляторам и другим участникам рынка - например, аэропортам - потому что тогда компания сможет диктовать свои условия, продолжает Крамаренко.

По словам Елены Сахновой, нынешний кризис будет проверкой менеджмента авиакомпаний - именно от них, а не от размера господдержки, будет зависеть то, сколько компаний переживут снижение спроса. Есть компании, которые вошли в кризис в сложном положении, например, "ЮТэйр". Но для всех остальных начинается нормальная бизнес-деятельность - необходимо договариваться с партнерами, в частности, с лизинговыми компаниями.

Ситуация действительно похожа на ту, что сложилась в 2014-2015 годах, считает Андрей Крамаренко - но отчасти она еще сложнее для российских авиаторов.

В последующие после кризисных для отрасли годы власти, в частности, отменили НДС на внутренних линиях, ввели возврат акциза за авиакеросин и дифференцированную ставку за обслуживание, например, за аэронавигацию. Российские компании платят за нее меньше, фактически получая преференции за счет иностранных конкурентов, которые летают над Россией.

"Огромный набор мер поддержки выбран и освоен. У государства нет [больше] ресурсов, чтобы вкладывать деньги в отрасль", - говорит эксперт.

Поможет ли государство авиаотрасли?

Заявлений о том, что правительство поможет авиакомпаниям, действительно не было. Более того, перевозчики уже не первый год несут убытки, в том числе по вине государства.

Российские перевозчики начали жаловаться на рекордные убытки в 2018 году - одной из главных причин был резкий рост цен на авиакеросин. Они просили правительство помочь компенсировать эти убытки.

В конце октября 2018 года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2019 года "представить в случае необходимости предложения с соответствующими обоснованиями по размеру единовременной компенсации расходов авиакомпаний в связи с ростом стоимости авиационного топлива с целью сдерживания цен на пассажирские авиационные перевозки".

В середине октября 2019 года Путин снова поручил правительству до ноября выделить из резервного фонда средства на компенсацию расходов авиакомпаний, возникших в результате роста цен на авиакеросин в 2018 году. В конце февраля 2020 ассоциация обратилась к недавно назначенному премьеру Михаилу Мишустину с просьбой решить вопрос с компенсациями. Но они так и не были выплачены.

В 2019 году российские авиавласти запретили полеты из России в Грузию. По данным "Ведомостей", потери авиаперевозчиков составили около 3,2 млрд рублей. Однако по данным на ноябрь 2019 года, компенсацию авиакомпании, среди которых "Аэрофлот", "Уральские авиалинии" и S7, так и не получили.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предсказывала убытки за 2019 год в размере 40 млрд рублей против 51,7 млрд в 2018-м.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.