Тиф в художественной литературе

Специфика подготовки среднего медицинского персонала состоит в том, что молодым людям, не имеющим достаточного социального опыта, в очень короткий срок необходимо дать хорошую профессиональную подготовку в сочетании с развитием таких качествкак чувство долга, милосердие, способность к сопереживанию.

Другой не менее важной предпосылкой для поиска наиболее эффективных методов преподавания является жесткий лимит времени на теоретический курс, когда в течение 20 часов необходимо изучить наиболее часто встречающиеся заболевания.

Поэтому, на наш взгляд, на первый план выступает проблема активизации деятельности студента в изучении подобных курсов.

Какие пути решения данной проблемы можно наметить? Нам видится несколько важных моментов в этом направлении:

Во-первых, давать обоснование важности темы занятия, показывать на ярких примерах из клинической практики, в каких условиях медицинской сестре придется встретиться с той или иной патологией.

Во-вторых, пробуждать эмоцию познавательного интереса.

В-третьих, подавать учебный материал через призму проблемной ситуации.

В-четвертых, активизировать познавательные процессы с учетом возрастных психологических особенностей учащихся; учитывать, что в юношеском возрасте сильны процессы представления и воображения, мышление происходит не столько абстрактными категориями, сколько живыми представлениями .

В-пятых, эффективно организовать самостоятельную работу студентов.

Исходя из этих посылок, возникла идея адаптировать к преподаванию курса описания болезней в художественной литературе. Ведь яркими, доходчивыми примерами могут являться не только удачно подобранные истории болезни, но и описания проявлений и течения болезней в литературе. Писатели, облекая увиденное в прекрасную языковую форму, по меткому выражению М. Горького, пользуются " экономнейшим способом организации мысли". А если писатель – врач, то это ценно вдвойне.

Основными посылками для выбора и использования художественной литературы в преподавании нервных и психических болезней явились следующие моменты:

Успешное использование художественно-литературных образов на предметах гуманитарного цикла: истории, психологии, философии.

1. Личный опыт из студенческих лет. Будучи студенткой медицинского института, я получила яркое впечатление от лекции профессора Г.П.Матвейкова по коллагенозам, который зачитал рассказ И.С.Тургенева "Живые мощи" о больной склеродермией.

2. Взгляд на проблему А.П.Чехова – писателя и врача. Выдающийся невропатолог Г.И.Россолимо, являясь его однокурсником, вспоминал слова Чехова: "Вот я страдаю, например, катаром кишок и прекрасно понимаю, что испытывает такой больной, какие душевные муки переживает он, а это редко врачу бывает понятно. Если бы я был преподавателем, то я бы старался возможно глубже вовлекать свою аудиторию в область субъективных ощущений пациента, и думаю, что это студентам могло бы действительно пойти на пользу" (3, с.195-196).

Особенно помогают в преподавании произведения писателей-врачей, в первую очередь А.П.Чехова, В.В.Вересаева, М.А.Булгакова, С.Моэма. В произведениях данных авторов мы встречаемся с образными, профессионально грамотными описаниями симптомов болезней. Несомненную ценность представляют произведения-истории болезни, произведения- исповеди.

Автобиографическая повесть австралийского писателя А.Маршалла "Я умею прыгать через лужи" документально передает не только симптомы периферического паралича, в результате перенесенного полиомиелита, но и всю гамму переживаний ребенка-инвалида с детства (2).

Поэма С.Есенина "Черный человек" начинается словами: "Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен", достоверно описывает проявления алкогольного делирия (1, с.450).

Несомненно, накопленные литературные тексты обладают различным познавательным и эмоциональным потенциалом, что предопределяет вариативность их использования в процессе преподавания.

При разработке метода применения художественной литературы применительно к специальной дисциплине ставились следующие задачи:

· Задействовать эмоциональные механизмы понимания и запоминания при изучении клинического материала.

· Активизировать познавательные процессы представления и воображения.

· Развивать аналитико-синтетическую и ассоциативную функции мышления.

· Воспитывать профессиональные черты: внимательность, наблюдательность, способность к эмпатии .

Приемы работы с литературными текстами в учебном процессе весьма разнообразны. Отрывки можно использовать на уроке, в домашнем задании, во внеклассной работе. Особенно важное значение имеет художественный образ при изучении нового материала. Когда писатель доводит переживания героев до уровня физически ощутимых, то восприятие учащихся расширяет и закрепляет их эмоциональный опыт. Поэтому при постановке цели занятия, при создании проблемной ситуации можно дать небольшой отрывок и сформулировать проблемный вопрос. По мере изложения нового материала уместно проиллюстрировать симптомы болезни яркими примерами.

На первом этапе личного опыта использования художественных образов тексты подбирались именно с позиции иллюстративности. Постепенно расширился круг цитируемых произведений и авторов, что дало возможность более вариативно использовать литературный материал и его критический анализ. Отметив повышение интереса у учащихся к изучаемому материалу, действия стали более целенаправленными, влияющими на познавательную активность студентов. На данном этапе имеется необходимое количество литературных фрагментов, которые относятся к разным темам курса, а также разработаны вопросы для анализа текстов учащимися.

Самостоятельная работа с текстом может быть организована парами или малыми группами. Сначала задание объясняется всей группе. Педагог делит студентов на малые группы (по 3-4 человека). Группы из занятия в занятие непостоянны. Текст и задание к нему раздаются каждой малой группе. В течение 15-20 минут выполняется задание: чтение, обсуждение текста, формулировка выводов (4).

В работе может быть использован один текст и к нему задание всем группам, а можно дать различные по содержанию тексты, отражающие разные симптомы изучаемых болезней и однотипное задание.

Вариантом усложнения задания является сравнительный анализ двух текстов с описанием двух сходных патологических состояний, а также заполнение таблиц сравнительно-диагностических признаков двух и более заболеваний. Творческим заданием является анализ прилагаемых фотоснимков или репродукций картин.

Следует отметить, что выполнение усложненных заданий требует значительно больше времени (25-30 минут). Итоги работы подводятся всеми группами одновременно. От каждой малой группы выступает один представитель.

В качестве примера рассмотрим задание по сравнительному анализу двух текстов, отражающих нарушения восприятия при различных заболеваниях. Тексты принадлежат перу одного автора-врача, А.П.Чехова, т.е. написаны одним литературным стилем, что облегчает понимание. Задание дается после объяснения преподавателем теоретического материала.

1. Прочитайте. Сравните переживания и поведение героев.

2. Ответьте на вопросы:

· Какие нарушения восприятия описаны в текстах? Обоснуйте ответ, приведя выдержки из текстов.

· Насколько четко больные ориентируются в месте, во времени, собственной личности?

· Какое отношение к изменению восприятия прослеживалось у больных (критическое или некритическое)?

3. Выберите фотоснимки, наиболее точно, с Вашей точки зрения, отражающие переживания героев.

Первый текст из рассказа "Тиф" описывает психические нарушения в разгар инфекционного заболевания.

Молодой поручик Климов ехал почтовым поездом из Петербурга в Москву. В пути начали проявляться первые симптомы заболевания: головная боль, повышенная чувствительность не только к грохоту железной дороги, но и к смеху, разговору попутчиков, к запаху их пищи и сигарет. В Москве заболевание вступило в стадию разгара.

-- Батя , лях Ярошевич до лясу бежал!

Но о. Александр, человек смешливый и веселый, не засмеялся, а стал еще серьезнее и перекрестил Климова…" (5, 202; 205)

Второй текст из повести "Черный монах" описывает диалог между героем Андреем Ковриным и монахом.

"Ему пришло в голову, что если этого странного, сверхъестественного монаха видел только он один, то, значит он болен и дошел уже до галлюцинаций. Это соображение испугало его, но ненадолго.

При следующей встрече с черным монахом состоялся диалог:

"- Но ведь ты мираж, - проговорил Коврин . – Зачем ты здесь и сидишь на одном месте? Это не вяжется с легендой.

-Это все равно, - ответил монах не сразу, тихим голосом обращаясь к нему лицом. – Легенда, мираж и я – все это продукт твоего возбужденного воображения. Я – призрак.

-Значит, ты не существуешь? – спросил Коврин .

-Думай, как хочешь, - сказал монах и слабо улыбнулся. – Я существую в твоем воображении, а воображение твое есть часть природы, значит, я существую и в природе…

-Но я знаю: когда ты уйдешь, меня будет беспокоить вопрос о твоей сущности. Ты призрак, галлюцинация. Значит, я психически болен, ненормален?

-Хотя бы и так. Что смущаться? Ты болен, потому что работал через силу и утомился, а это значит, что свое здоровье ты принес в жертву идее, и близко время, когда ты отдашь ей и саму жизнь. Чего лучше? Это – то, к чему стремятся все вообще одаренные свыше благородные натуры…

-Странно, ты повторяешь то, что часто мне самому приходит в голову, - сказал Коврин . – Ты как будто подсмотрел и подслушал мои сокровенные мысли. Но давай говорить не обо мне. Что ты разумеешь под вечной правдой?

Монах не ответил. Коврин взглянул на него и не разглядел лица: черты его туманились и расплывались. Затем у монаха стали исчезать голова, руки; туловище его смешалось со скамьей и с вечерними сумерками, и он исчез совсем

- Галлюцинация кончилась! – сказал Коврин и засмеялся. – А жаль" (5, с.615-616).

Студенты выполняют задание, обсуждая его в малых группах. По мере готовности начинается обсуждение в аудитории. Как правило, 2-3 выступающих довольно полно освещают вопросы, выступления представителей остальных групп дополняют и уточняют сказанное.

При выполнении данного конкретного задания студенты определяют, что в первом случае описано иллюзорное восприятие времени, зрительные галлюцинации, что больной демонстрирует некритическое отношение к своим переживаниям, принимает образы за реально существующие, пытается вступить в диалог с воображаемым священником.

Во втором случае описаны зрительные и слуховые галлюцинации и характерный для шизофрении симптом " эхо-мыслей ", когда галлюцинаторный образ повторяет мысли больного. У героя прослеживается критическое отношение к своим переживаниям. Коврин понимает, что галлюцинирует.

В процессе обсуждения студенты понимают и формулируют своими словами принципиальное различие между иллюзиями и галлюцинациями. При иллюзии происходит ложное, измененное восприятие реально существующего объекта или явления окружающей действительности, а при галлюцинации происходит восприятие без объекта. При выполнении последнего пункта задания надо учитывать, что на фотоснимках запечатлены больные с различными психическими заболеваниями и важно уловить эмоциональное состояние, наиболее подходящее к переживанию героев.

С не меньшим успехом могут быть предложены репродукции картин. После обсуждения преподаватель подводит итоги.

Опыт работы показывает, что студенты охотно анализируют, дискутируют, привлекают аналогичные ситуации из повседневной жизни. Возникающие трудности можно объяснить различным уровнем эстетического развития участников группы, недостаточным навыком внимательного, вдумчивого чтения, из-за чего некоторым группам необходимо больше времени. Кроме того, при такой организации работы обнаруживается недостаток коммуникативных умений, однако это постепенно коррелируется . Иногда наблюдается уход от темы. Дело в том, что некоторые тексты оказывают "шоковое" воздействие, это, в основном, касается примеров, отражающих социальную обусловленность проявлений психических болезней. В этом случае дискуссия расширяется, прослеживается категоричность суждений и полярность оценок. На это уходит много времени. Есть и положительная сторона "ухода от темы": именно на таких примерах легче объяснить принцип непредосудительного отношения к больному.

В перспективе желательно все темы курса разработать на одном методическом уровне. С целью изучения особенностей восприятия литературных текстов, разработать анкету и провести анкетирование студентов. На основе этих данных создать практикум, где будут представлены задания разных уровней сложности по всем темам курса.

Почему данный метод позволяет перейти к эффективному учению?

У студентов возникают вопросы, что свидетельствует о более глубоком усвоении учебного материала. Начинают свободнее высказываться "своими словами", повышается интерес к предмету, у некоторых возникает желание прочитать произведение, из которого взят отрывок, и они обращаются за сведениями о произведении. На занятии студент становится активным субъектом познавательного процесса, а не только пассивным объектом педагогического влияния. Постепенно формируется навык выбирать в общем информационном потоке сведения, носящие профессиональный характер.

Подводя итог, целесообразно ответить на вопрос: что же дает учащимся и преподавателю метод использования художественной литературы?

§ Использование конкретного учебного материала в сочетании с образностью литературного текста дает возможность сформировать у учащихся более точные представления о симптомах болезни.

§ Способствует пониманию и осмыслению учебного материала.

§ Развивает аналитико-синтетическую и ассоциативную функцию мышления.

§ Стимулирует психологические процессы представления и воображения.

§ Помогает запоминанию учебного материала, действуя на эмоциональный механизм памяти.

§ Способствует воспитанию профессионально необходимых чувств сопереживания, сострадания, умения дать эмоциональный резонанс.

§ Цитирование высокохудожественных произведений имеет большое воспитательное значение, знакомит учащихся как бы со спрессованным эмоциональным опытом предшествующих поколений. Ориентация на данные произведения воспитывает хороший художественный вкус.

§ Использование художественного образа дает преподавателю исходный эмоциональный настрой и позволяет создать у учащихся установку на восприятие учебного материала.

§ Тот факт, что у учащихся возникают собственные вопросы, говорит о более глубоком уровне осмысления материала.

§ Использование образов художественной литературы позволяет подготовить учащихся к тому, с чем они встретятся на практике.

Таким образом, введение в содержание курса эстетического компонента – образов художественной литературы – позволяет успешнее достигать образовательных, развивающих и воспитательных целей преподавания.

1. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т. − Мiнск .: Маст .л iт ., 1992. − Т.1 − 480с.

2. Маршалл А. Я умею прыгать через лужи: Рассказы, легенды. − М.: Прогресс, 1977. − 366 с .

3. Меве Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П. Чехова. − Киев.: Здоровье, 1989. − 280 с .

4. Праца у групах : Зб . артык . / Пад . рад. М.Бутс, Р.Фальтус , Э.Коўэн . − Мн.: БГАКЦ, 1995. − 20 с.

5. Чехов А.П. Избранные сочинения: В 2-х т. − М.: Художественная литература, 1979. − Т.1. − 702 с.

Как смертельные эпидемии меняли историю человечества


Можно ли сказать, что пандемии — это неизменный и неизбежный спутник глобализации?


Если и не неизбежный, то весьма типичный. Что же касается неизменности, то пандемии, напротив, чрезвычайно разнообразны, природный мир не перестает удивлять. Пандемии же все разные: и по возбудителю, и по скорости, и механизму передачи, и по клинической картине, да и по летальности. Чума, проказа, тиф, сифилис, оспа, холера, разные формы гриппа — и человечество никогда заранее не знает, что это будет и как с этим сосуществовать.

Все волны пандемий — это были нашествия одного и того же штамма (или его подвида) или же каждый раз человечество сталкивалось с вирусом-мутантом?

Конечно же, нет. Но если вы имеете в виду именно чуму, то и здесь вопрос остается открытым. Разные волны чумы весьма отличаются друг от друга, так что некоторые историки медицины сомневаются, например, в картине Черной смерти. Мы привыкли считать переносчиками чумы крыс. В источниках XVII века описаны полчища крыс, которые бегают по городам, а в XIV веке ни Боккаччо, ни другие классические авторы про крыс ничего не говорят. Хотя, возможно, крысы были деталью пейзажа по умолчанию и не заслуживали отдельного упоминания. Но по поводу мутаций вируса — вопрос не ко мне, а к вирусологам.

Какая из инфекционных болезней Средневековья и Нового времени считалась самой коварной и опасной?

Что касается Средневековья, вы не поверите, но я назову проказу. В том числе и потому, что прокаженные для средневекового общества были серьезным фактором страха. Они подвергались стигматизации: прокаженный опасен не только как возможный источник заражения, он сам по себе страшен, ибо проказа пробуждает в человеке самое худшее, что в нем есть.

Если Всевышний покарал его проказой, значит, было за что, и прокаженные несут в себе зло.

Они жаждут отомстить миру, они агрессивны, они отравляют питьевую воду (один из мифов), они терзаемы неутолимой похотью и опасны для женщин — ну и так далее.

Что же касается Нового времени, думаю, что это холера. Она развивалась молниеносно, а причины ее распространения до открытий Пастера и Коха были непонятны. Если посмотреть, например, художественную литературу с описанием холерных эпидемий, то картина рисуется страшная.


Фото: Naval History and Heritage Command

Какие стереотипы массового сознания воспроизводились при больших эпидемиях?

Стереотип первый: бежать от болезни! Как писал итальянский гуманист Марсилио Фичино, cito, longe, tarde — бежать быстро, далеко, возвращаться поздно. Как вы понимаете, это и разносило болезнь.


Стереотип второй: поиск виноватых. В экстремальные периоды всегда обостряется конспирология. Появляются самые фантастические представления: прокаженные нарочно всех заражают, евреи травят колодцы — и от этого появляется чума, врачи нарочно морят народ в карантинах, священники не так молятся, по нашей деревне прошла незнакомая старушка в черном платке.

Стереотип третий: эпидемию можно прекратить мгновенно. Существует некто, владеющий тайным знанием, достаточно его найти и попросить, и он всех немедленно излечит. Всплеск недоверия к официальной медицине и рост популярности всякого рода шарлатанов — это все про эпидемии.

Чем пандемия чумы в Европе отличалась от ситуации на Руси в XIV веке? И сильно ли отличалась?

Ощущение такое, что Русь была затронута пандемией в меньшей степени, возможно, из-за меньшей плотности населения и более холодного климата. Она была не так опустошительна, как в Европе, хотя, конечно, Руси досталось тоже.

Это правда, что печально известной Марсельской чумы 1720 года можно было бы избежать, если бы власти сразу приняли бы адекватные меры, а не стали бы ее замалчивать для предотвращения паники?

Это далеко не единственный в истории случай, когда карантинные меры запаздывают. В Марселе врачи чуму сначала не опознали, поскольку не видели ее вживую, а только учили по книгам. Поэтому они решили, что матросы на корабле умерли от дурного питания, а потом власти испугались экономического ущерба от закрытия крупного порта.

Когда оказалось, что ущерб от чумы страшнее, время уже было упущено.

Расскажите про пандемию холеры, возникшую в Индии, косвенным результатом которой стала пушкинская Болдинская осень. Как она появилась и распространилась в Россию и в Европу?



Это правда, что тогдашней мутации холерного вибриона в Индостане способствовала резкая смена засухи и муссонных дождей после извержения вулкана Тамбора в 1815 году?

Про извержение вулкана не знаю, но все может быть. Существует версия, что все пандемии начинаются с резких климатических изменений.

Как пандемии меняли жизнь человечества и его повседневные привычки? Какой след они оставляли? Я читал, что эпидемия холеры в XIX веке немало поспособствовала борьбе с антисанитарией в городах и устройством там водопроводов и канализации.

Да, первая волна холеры была связана с попытками построить в больших городах сливную канализацию вместо выгребных ям. А до этого сточные воды без очистки спускались прямо в реки. Здесь интересен британский опыт: врач Джон Сноу доказал, что причиной холеры может быть вода, Эдвин Чедвик инициировал санитарные реформы в Лондоне.

Можно ли сказать, что натуральная оспа, сыпной тиф и чума сейчас окончательно побеждены?

Считается, что натуральной оспы сейчас не существует, а против тифа и чумы существует лечение. Давайте надеяться, что это так и есть.

Чем болели герои русской литературы


Анамнез: «Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня.

— Есть; на что тебе?

— Нужно… ранку прижечь.

— Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она?

— Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню, знаешь — откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся.

Диагноз: Тиф. Вероятнее всего, сыпной или возвратный. Первый вызывается риккетсиями, второй — боррелиями. Если бы уездный врач носил с собой адский камень, то Базаров еще много лет раздражал бы окружающих нигилизмом и упрямством, женился бы на Анне Одинцовой и нарожал бы детишек. Прижечь рану необходимо сразу, потому что адский камень, или нитрат серебра, только лишь выжигает ткани и живущие там микроорганизмы, предотвращая заражение. Базаров же этого не сделал, поэтому появи­лись симптомы: озноб и жар, учащенный пульс, помутнение сознания. Чем все закончилось, мы знаем.

Современное лечение: Тетрациклины, левомицетин.


Пациент: Илья Муромец, герой народных былин.

Диагноз: Можно предполагать паралич нижних конечностей. В 1988–1990 годах было проведено медицинское исследование мощей Илии Муромца Печерского в Киево-Печерской лавре и обнаружено заболевание позвоночника, возможно, приведшее к защемлению спинномозговых нервов. Здесь интересно, каким образом странники излечили Илью — возможно, они владели техникой мануальной терапии, о чем былины умалчивают. Не исключается и периодический паралич, связанный с нарушением обмена калия.

Современное лечение: В зависимости от природы паралича Илью Муромца лечили бы разными препаратами, возможно, прооперировали бы или назначили физиотерапию.

Анамнез: «… Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого.

Современное лечение: Антидепрессанты, нейролептики, психологическая и социальная терапия. При подтверждении гипотиреоза гормональная заместительная терапия.


Диагноз: Растяжение связок или сухожилий в области голеностопного сустава. Связки у деда порвались частично (при любом растяжении часть связок рвется), иначе он бы просто не смог встать. Это не вывих, поскольку вывих всегда вправляют, а Шолохов ничего об этом не говорит. Нога довольно быстро заживет, потому что связки имеют высокую регенеративную способность и без труда срастаются после разрыва.

Современное лечение: Иммобилизация, холод, обез­боливающее, компрессионный бинт, покой.


Пациент: Тарас Бульба, герой одноименной повести Н. В. Гоголя.

Получается, что у Бульбы вес 328 кг. Возможно, это гипербола (или мнительному коню показалось, что это двадцать пудов), но все равно герой страдает от избыточного веса.

Диагноз: Морбидное ожирение, нельзя исключать сопутствующий сахарный диабет второго типа, гипертония. Возможны различные нарушения обмена веществ.

Современное лечение: Диеты, ингибиторы аппетита, хирургические операции по уменьшению объема желудка.

Анамнез: Фирсу 87 лет. Все сходятся, что он немножко не в себе. Потом он сам себя забывает в пустом доме. Из пьесы:
«Фирс. Они были у нас на Святой, полведра огурцов скушали… (Бормочет.)

Любовь Андреевна. О чем это он?

Варя. Уж три года так бормочет. Мы привыкли.

Финальная сцена — сопорозный сон, глубокое угнетение сознания.

Диагноз: Сенильная (старческая) деменция. Нейродегенеративное заболе­вание головного мозга — отмирание нервных клеток. Для постановки точного диагноза необходимо обследование, поскольку спектр нейродегенеративных заболеваний велик: болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви…

Современное лечение: Поддерживающее клетки мозга в рабочем состоянии. Самое простое — глицин под язык и так недели две. Но есть и новые средства, восстанавливающие баланс нейромедиаторов — посредников между нейронами. В перспективе генная терапия.


Анамнез: «Приближенные утверждают, что это ревматизм, — говорил Воланд, не спуская глаз с Маргариты, — но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах.

Диагноз: Сифилис, третичный период. Боль односторонняя, не характерная для ревматизма, как раз может быть тоже признаком сифилиса. Парез лицевого нерва (поздний нейросифилис). Кривое лицо указывает на нарушение лицевого нерва. Разные глаза — следствие сифилитического поражения.

Современное лечение: Антибиотики пенициллинового ряда. Возможно анонимное лечение.

Анамнез: «Страшный холод обхватил его; но холод был и от лихорадки, которая уже давно началась с ним во сне. Теперь же вдруг ударил такой озноб, что чуть зубы не выпрыгнули и всё в нем так и заходило.

Со вчерашнего дня в жару.

Диагноз: Грипп. Не ­совсем типично для июля, но вполне типично для Петербурга. Гриппозный психоз в острой форме может продолжаться в течение одного дня. Часто в первые дни наблюдаются аментивные расстройства с помрачением сознания, двигательным беспокойством. Картину гриппозного психоза убедительно описал Достоевский: аментивное расстройство, делириозный синдром, сумеречные состояния, наконец, шизоморфный синдром — все это есть в романе. Поразительно, что никто из литературоведов до сих пор не исследовал возможность совершения преступления в состоянии интоксикации продуктами деятельности вируса гриппа.

Современное лечение: Противовирусные препараты (ингибиторы нейраминидазы, амантадины, интерферон).


Пациент: Мцыри, герой ­одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова.

Анамнез: На фоне общего истощения в схватке с кавказским барсом (леопардом) Мцыри получает ранения.

Ты видишь на груди моей
Следы глубокие когтей;
Еще они не заросли
И не закрылись…

Затем у пациента резко повышается температура:

И, как его, палил меня
Огонь безжалостного дня.

Через несколько дней пациент при смерти.

Диагноз: Сепсис (бытовое название — заражение крови). У Мцыри, вероятно, сепсис развивается в форме септицемии, то есть общей интоксикации без явных очагов нагноения.

Современное лечение: Антибиотики (сепсис вызывают различные виды бактерий), ликвидация ­осложнений интенсивной терапией.


Пациент: Господин из Сан-Франциско, герой одноименного рассказа И. А. Бунина.

Диагноз: Можно подозревать тромбоэмболию. Сгусток крови оторвался, прошел по вене и добрался до легких.

Современное лечение: Сердечно-легочная реанимация, фибринолитики, хирургия.


Диагноз: Близорукость (миопия). Пьер молод и начитан — возможно, испортил зрение в детстве, читая при свече.

Современное лечение: Коррекция очками, как и во времена Безухова, или современными контактными линзами. Самый технологичный способ — лазерная коррекция роговицы, что в наше время занимает один день.

Анамнез: Лирический герой всю ночь разговаривает с неким черным человеком. При этом автор понимает, что болен и причина заболевания — употребление алкоголя.

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Диагноз: Алкогольный психоз.

Современное лечение: Комплекс мероприятий, как психиатрических (например, купирование возбуждения препаратами), так и устраняющих последствия приема алкоголя для всего организма (например, восстановление метаболизма).

Анамнез: «Сказанное при пробуждении “гут морген” обычно значило, что печень пошаливает, что 52 года не шутка и что погода нынче сырая.

Диагноз: Хронический гепатит. Возможна как вирусная природа (гепатиты B и С), так и невирусная. В пользу первого варианта говорит перенесенное венерическое заболевание. Если же Киса не заражен, то все тривиально: интоксикация печени вследствие нездорового образа жизни.

Любая форма гепатита может привести к раку и циррозу печени.

Современное лечение: Антивирусные препараты (в случае вирусного гепатита), гепатопротекторы, диета.

Анамнез: Раб собрал смолу дерева анчар ядовитый (Antiaris toxicaria) и умер по возвращении.

Принес он смертную ­смолу
Да ветвь с увядшими ­листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ­ручьями…

Диагноз: Интоксикация сердечными гликозидами с развитием первичного специфического кардиотоксического эффекта и остановкой сердца. Вероятно, раб поранился при сборе сока анчара и занес яд в ранку. Иначе трудно объяснить летальный исход, ведь сок дерева убивает только при попадании в кровь. Пушкин ошибался, думая, что яд анчара передается через воздух. Точнее, повторял расхожее мнение, коим Европа была обязана голландским ботаникам с острова Ява. Хотя уже в 1805 году француз Лешено де ля Тур сделал верное описание растения. В середине XIX века был исследован состав млечного сока анчара — в нем обнаружили около 30 сердечных гликозидов, наиболее опасный из которых, антиарин, вызывает паралич сердечной мышцы.

Современное лечение: Антиаритмические средства, сердечно-легочная реанимация, интенсивная детоксикация организма.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции