Степан холера дары кавказа

на углу между 19;21; полями.
3) сниматель ботвы, возле бульдозера правее IKEA.
4) противовес, перед асфальтом в яме если ездить с базы по дороге вдоль телятника.
5) ну и пикап, само собой по подсказкам :)

А карта просто чудесная, чего бы не сказал о всей модовой технике идущей с ней (Уралы хороши, другое так себе).
Чего стоят только гаражи, где упрятать технику. а был разговор ещё при FS13, Vojvodina с stasenko100 о такой фишке, тогда только на одной карте немцы такое умудрились, да ещё вижу пару фишек стой (Tannenhof). В любом случае лучшая карта для FS15.

Там же можно и проверку на грязь отключить на проходных, включить звук (типа "тепло/холодно") для облегчения поиска монет, да ещё многое другое.

Меня больше напрягает баланс экономики - цена заводов заоблачна по сравнению с прибылью. Свиньи, телята и так очень мало денег приносят - если за такую цену покупать ещё свинарник, телятник, кормосмеситель, то это не окупится НЕкогда, как и заводы. Тем более любой товар имеет ограничения по объёму покупки. Сейчас надо месяц (реальной жизни) грести силос на БГА чтоб на завод накопить (другие виды заработка ещё меньше денег приносят на единицу времени). А потом ещё месяц на следующий, ибо покупка завода никакой особой прибыли не прибавит - так просто для понта (может 70к . на "Урал" за месяц и накопить можно).
Для красоты, разнообразия тут есть многое а на расчёты ума не хватило (или рассчитано играть с аркадным 120х ускорением времени, отключив увядание, но это уже не игра - тогда покупайте улья и будет вам счастья).

alurb
Причём тут реал, при полностью аркадной игре? Разве что текстуры техники более менее тянут на симулятор.
В реале за 24 часа вырастает условный урожай, за неделю лес? О ценах и говорить не стоит. Надо с этим балансом считаться делая чего либо.

Как идея мододелам:
-Вот новая карта, на ней пятнадцать баннеров, их можно купить за лям каждый, а три самых крутых за пять.
-А зачем мне баннеры .
-Так это же КРУТО, и они ТВОИМИ будут, и ник твой прикрутим.
-И что толку?
-Так можно сэлфи, ну тоесть скрины делать, под баннером на джон диире своём крутом.

Если не учесть баланс игры, да и то что 666,66 часов играть чтоб увидеть первую прибыль никто не будет, то лучше давайте баннеры.

e13geni4
Да не симулятор это экономики, тем более сельской, и не чуть. Всё упрощено, ускоренно и не соответствует реальной жизни. Как раз он ближе к ETS, симулятору вождения, чем любой экономической стратегии, хоть там ZOO tycon, или серия ANNO.

А мододелы тому только способствуют. Особенно такими модами как кормосмеситель, choped straw, и добавлением всяких заводов, работа которых и близко не стоит k реальной экономике, потреблению ресурсов и.т.д. И нибудь эта игра аркадой о ней давно бы позабыли. А если в это аркадную экономику сунуть какие то реально работающие фишки то они на общем фоне работать не будут и толку от них ноль.
На последнем стриме Степана Холеры, ещё вчера, как раз о аркадности FS обсуждалось - и мнение однозначно - живёт он благодаря модам (которые в большинстве представляют разные текстурки, на одной физической модели) и своей аркадностью, как раз аркадностью экономики и всего происходящего в игре.

alurb
А карта мне нравится, 50% из за гаражей где спрятать технику, 50% из за харда. для гаражей подобных где "спрятаться" от TAB, правда мод уже нашёл, а вот хард это хорошо - особо когда деньги заработал, а купить ничего не можешь - ждать распродажи надо и сейв/лоад, ибо монетками дорожу и пользоваться не собираюсь.

alurb написал:
.На этой карте согласен обломали с силосом и лесом на которых все поднимаются

300-350Е, силос 450-480Е, никакой это не облом, это на мнооого больше получаешь, чем от зерна или заводов.
А брёвна - заплатил 120к спилил 50 шт, получаешь

500к, особо если поезд наполнять с 15:00 до 15:45 который стоит в ЖД, с одного поезда уже 180к получал а там

15 ёлок еле запыхнёшь. И уже свой лес растёт, на своей земле платить не надо - пили только. За груз брёвен 25-28к, когда в реале 10х меньше.







Уже пиратка в сети


Парни, кто в ветке по FS19 создаст нашу RU-тему?


Всем хорошего времени суток.
Проблема в следующем: Запускаю игру, пытаюсь подключиться к игре друга, но получаю "Не удалось подключиться к сетевой игре". То же самое если он ко мне пытается подключиться. К другим игрокам без проблем подключается. В одиночку свободно заходит.
Играю через Точку доступа на смартфоне с Билайн. На операторе Мегафоне такой проблемы нет. С домашней сети (через кабель провайдера) тоже нет проблем.
Почему не может соединиться через Билайн?

Смену оператора не предлагать))))
Заранее спасибо за совет


Всем хорошего времени суток.
Проблема в следующем: Запускаю игру, пытаюсь подключиться к игре друга, но получаю "Не удалось подключиться к сетевой игре". То же самое если он ко мне пытается подключиться. К другим игрокам без проблем подключается. В одиночку свободно заходит.
Играю через Точку доступа на смартфоне с Билайн. На операторе Мегафоне такой проблемы нет. С домашней сети (через кабель провайдера) тоже нет проблем.
Почему не может соединиться через Билайн?

Смену оператора не предлагать))))
Заранее спасибо за совет


Уже пиратка в сети


Уже пиратка в сети

Ого, спасибо. Сейчас опробуем.
Меня интересует только один вопрос - пойдет или нет на моем старичке компе.
Если пойдет, то безоговорочно куплю, если нет то увы.



Скачал FS19, поиграл. Эх. Xpeн с ним. куплю пожалуй.
Однако. AMD FX8350 GTX1080 RAM 32Gb Если все выкрутить на максимум, то фризит. И не слабо так. Но и визуально похорошела прилично.


Скачал FS19, поиграл. Эх. Xpeн с ним. куплю пожалуй.
Однако. AMD FX8350 GTX1080 RAM 32Gb Если все выкрутить на максимум, то фризит. И не слабо так. Но и визуально похорошела прилично.

с таким процом ваша карта на 50% загружена хоть иногда.


Но и визуально похорошела прилично.



Ну вот и Степан Холера с обзорами уже подъехал. Даже этот Римпак со своими хоботочками получил доступ.
Теперь получается, что начиная со средней сложности, стартуешь вообще без ничего. Ни полей, ни техники. Даже домика нет!) Сам выбираешь, где и что ставить. Это конечно же плюс. А в мультике у каждого игрока может быть своя ферма.
А вот наймиты, как не умели работать с полями неправильной формы, так и не умеют.


Ну вот и Степан Холера с обзорами уже подъехал. Даже этот Римпак со своими хоботочками получил доступ.
Теперь получается, что начиная со средней сложности, стартуешь вообще без ничего. Ни полей, ни техники. Даже домика нет!) Сам выбираешь, где и что ставить. Это конечно же плюс. А в мультике у каждого игрока может быть своя ферма.
А вот наймиты, как не умели работать с полями неправильной формы, так и не умеют.

да, вот толко на карте один хрен нарисованы эти доми, как если бы они там стояли - вот сделали бы так , чтобы они рисовались там где они реально есть, . тобишь, вот начал на харде: на карте не должно их быть, раз их нет. Купил, поставил где-то в другом месте - и на карте должна появиться постройка.

А так, получается что, если распахать то место (мне так думается) на карте один фиг будут эти домики нарисованы. ВАще ниочИнь, как-то получается, хотя мелочь конечно)))) и ерунда, казалось бы.

Высказывания архимандрита Кирилла (Говоруна) о том, что вирус якобы может передаваться непосредственно через Святые Тайны, являются еретическими

Как сообщалось, заштатный архимандрит Кирилл (Говорун) высказал мнение о том, что вирус якобы может передаваться непосредственно через Святые Тайны.

Насчёт докетизма, подобного представления, следует сказать, что архимандрит Кирилл (Говорун) перекладывает с больной головы на здоровую. Дело в том, что именно его представление о Евхаристии является чисто докетическим, в котором Христос совершенно оторван от материи Евхаристии, от того, что преподается верующему. В понятиях архимандрита Кирилла и ему подобных существует абстрактный, оторванный Христос, и вино и кровь, с которыми может происходить все, что угодно, и которые абсолютно подвержены всему, что угодно и могут переносить всё что угодно.

Церковь никогда так не считала. Искони Церковь считала, что Евхаристические Дары неразрывно соединены со Христом, и что они идентичны телу Христову, распятому на Голгофе, пострадавшему за нас и воскресшему из мертвых. Искони Церковь считала Святые Дары врачеством бессмертия, даром, призванным исцелять души и тела, тем паче, что мы причащаемся во исцеление души и тела.

Ни у одного отца Церкви мы не находим утверждения, что Святые Дары способны переносить болезнь и быть распространителем чумы, холеры или чего-нибудь другого. В постановлениях Соборов мы не находим ни одной рекомендации относительно того, как надлежит причащаться во время чумы.

Единственное исключение, которым достаточно невежественно воспользовался о.Андрей Кураев, — это комментарий Никодима Святогорца на 28-е правило Трулльского Вселенского Собора. В этом правиле запрещается использовать изюм или какие-либо соки для причащения. Но Никодим Святогорец говорит о том, что если некоторые священники это применяют во время эпидемии, вкладывая Святые Дары в изюм, то, в крайнем случае, пусть будет так. Но, тем не менее, он призывает к более каноническому способу причащения.

Ранее я говорил о евхаристическом чуде в нашей семейной памяти, связанном с исцелением от Святых Даров. Таких чудес при желании можно насчитать десятки и сотни. Такие чудеса реально совершались во время великих эпидемий и холеры, и чумы.

Вспомним, что ни во времена великой эпидемии 544 года, ни во времена великой эпидемии чумы 1348 года церкви не закрывались, Евхаристия продолжалась. То же происходило во время эпидемии чумы в Москве в 1771 году и во время эпидемии холеры 1831 года. Храмы не закрывались даже во время блокады. Богослужение в них не прекращалось даже во время артобстрелов и бомбардировок, даже при угрозе эпидемиологических заболеваний в блокадном Ленинграде, которые, к счастью, не происходили, но такая угроза была.

Поэтому антиклерикальные наезды таких одиозных, в том числе в нравственном отношении, личностей, как депутат Вишневский и другие, лишены всякого основания, а тем более огорчительно, что их поддерживают лица, связанные с Церковью, и лица в священном сане. Остаётся только догадываться о мотивах их действий. Мотивы их предосудительны, но о них мы распространяться не будем, чтобы в пост не осуждать братьев своих.

В целом, хочется сказать православным — не бойтесь, идите и причащайтесь. Конечно, со вниманием надлежит внимать наставлениям Святейшего Патриарха Кирилла и в то же время понимать его место в этом мире, трудность его служения, и понимать его наставления более глубоко, чем это обычно делается.

С чего начала свой путь преподобная Мария Египетская? Она начала с причащения Святых Христовых Тайн, перед тем, как перейти Иордан. Чем она завершила свой путь? Завершила опять таки причащением Святых Христовых Тайн. Она спасалась в пустыне, потому что совершала особое церковное служение. Она не бежала от опасности в пустыню, а, напротив, она пошла навстречу страшным опасностям, навстречу зверям, разбойникам, голоду, холоду и иным трудностям. Поэтому данный пример нас призывает к духовному мужеству, к страху не в пребывании в Церкви, а вне её. Вне Церкви, как говорит святитель Киприан Карфагенский, нет никакого спасения.

Если какая-то временная нужда заставляет нас заключаться в четырёх стенах, то мы являемся всё равно членами Церкви. И, тем не менее, пока существует хоть какая-то возможность причащения святых Христовых Тайн, то этой возможностью надлежит пользоваться для исцеления души и тела. Аминь.

На перекрестье истории

Название свое получили Талабские острова будто бы по имени первопоселенца Тала – рыбака из племени чудь. Исследователи полагают, что острова были заселены уже в XI веке. Главным – и единственным – занятием островитян всегда было рыболовство. Рыбу – знаменитый псковский снеток – отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Талабский снеток сушили в специальных печах, которых на маленьких островах было более сотни. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы, что позволяло жителям (а их когда-то на островах было до 5 тысяч человек) этих скудных и бесплодных с сельскохозяйственной точки зрения земель жить весьма безбедно. Местные рыбаки значились среди поставщиков императорского двора.

Расположенные у северо-западных границ Российского государства, острова не раз страдали от неспокойных соседей, покушавшихся на земли русские. Здесь в 1581 году укрывались псковские крестьяне со своим имуществом во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Тогда же Иван Грозный послал на острова стрельцов, чтобы попытаться войти на ладьях в осажденный поляками Псков. Талабские острова стали важным стратегическим плацдармом, так как Стефан Баторий, не имея ни кораблей, ни лодок, не мог напасть на острова и выбить оттуда стрельцов. Зимой же, когда озеро замерзло, путь на остров оказался открыт. Добравшись до островов, воины польского короля людей, однако же, не нашли – лишь домашний скот, рыболовные снасти да около 200 лодок: русские успели перебраться по льду в Гдов.

А в 1703 году на острова напали шведы и сожгли Петропавловский монастырь, что на острове Верхнем. Монахи, правда, от супостатов не пострадали, ушли по подземному ходу под церковью, выход из которого, как говорят, есть где-то на Досифеевой горке.

В гражданскую смуту начала XX столетия из жителей островов был сформирован целый полк численностью в 732 человека, который, по решению старейшин Талабска, вошел в состав северо-западной армии генерала Юденича. Зимой 1919–1920 годов Северо-Западная армия с боями отступила к границам Эстонии, где на реке Нарве Талабский полк, прикрывая отход армии, был расстрелян одновременно с двух сторон: с правого берега – красными частями, а с левого – своими бывшими союзниками – эстонцами. До самой весны тела талабцев находили вмерзшими в лед.

Для установления советской власти на островах большевистским правительством были посланы два комиссара: товарищ Залит и товарищ Белов. Неизвестно, какими способами они пытались подчинить вольнолюбивый рыбачий люд Советам, только рыбаки утопили комиссаров в Псковском озере. Но власть все-таки укрепилась на островах и в назидание островитянам дала их островам имена погибших комиссаров: остров Талабск был переименован в Залит, а Верхний – в Имени Белова. Лишь крошечный и необитаемый Талабенец сохранил свое древнее имя. Новые имена, правда, не слишком привились, так что и жители, и официальные документы, и краеведческая литература называет острова то исконными их именами, то новонавязанными.


Остров Верхний
Остров Верхний – самый большой по площади среди Талабских островов. Правда, рыбаки здесь почти не жили: остров был покрыт густым лесом. Такие уединенные и дикие места издавна привлекали русских иноков. И в 1470 году на острове преподобным Досифеем Верхнеостровским, учеником преподобного Евфросина Псковского, начальника всех псковских пустынножителей, был основан мужской монастырь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Братия монастыря, вероятно, была малочисленной, и в 1584 году была приписана к Псково-Печерскому монастырю.

В 1703 году монастырь пострадал от шведов, но после шведского разгрома простоял в развалинах недолго: уже в 1710 году иеромонах Псково-Печерского монастыря отстроил его заново. Во времена Екатерины Великой, в 1764 году, монастырь, как и многие другие, был упразднен, храм же его превращен в приходскую церковь. В подземелье церкви, как раз под алтарем, под спудом лежат святые мощи основателя монастыря – преподобного Досифея.

Восстановление храма незримо меняет облик острова, воздух насыщается благодатью, которую ощущает каждый вновь прибывший в эти места земли псковской.

И верится, что надеждам отца Сергия с Божией помощью дано будет осуществиться.

Остров веры и любви

Каменным храм стал в 1792 году. По традиции, строился он из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора.

В 1939 году храм после сильного разорения был закрыт. Вновь открыт в 1947 году. Но богослужения совершаются только в Смоленском приделе.


Протоиерей Николай Гурьянов
Настоятелем этого храма 44 года служил отец Николай Гурьянов, прозорливец и светлого духа старец, к которому за поддержкой и укреплением духовным ехали со всей страны.

В 1930-х годах отец Николай Гурьянов прошел тернистым путем исповедников и новомучеников Российских: в 1929 году он, тогда ленинградский студент, был арестован за то, что на собрании выступил против закрытия одного из близлежащих храмов. Далее последовали лагеря и ссылка, но именно тогда, во время тяжких испытаний, он встретил немало подвижников православной веры, пример которых во многом определил путь его дальнейшего служения Богу и Церкви.

Начало пастырского служения отца Николая Гурьянова совпало с Великой Отечественной войной. 8 февраля 1942 года он был рукоположен в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), а 15 февраля 1942 года стал священником.

Свою первую литургию в Никольском храме острова Талабск отец Николай отслужил в 1958 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Не стало батюшки, советчика и утешителя, но православные все так же едут на остров, чтобы, поклонившись его могиле, затеплив свечу перед чудотворной иконой Божией Матери в храме, помолившись, обрести новые духовные силы, укрепиться в любви и вере.

Глава первая. ФАМИЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА.

Старинной фамильной реликвией в семействе Врубель была библиотека.

Деталь, в которой различимы стиль жизни, статус, даже запах семейного гнезда (острее всего, быть может, именно блаженный книжный запах), и камертон личной стихии великого художника, и его кровное преемство. Что за библиотека? Собственно, уже не библиотека, рассеянная по наследникам, а лишь малая ее часть. Остатки изданий, главным образом немецких, собранных тем предком, прадедом гения, который первым в роду стал российским подданным.

Происхождение его неведомо. Фамилия Врубель не из знатных. Тем больше чести этому Антону Врубелю (по-польски, надо полагать, Антонию, на прусский лад — Оттону, Отто), который сумел получить образование в германском университете и чья культура, чья любовь к мировой книжной классике через три поколения впрямую отразились сильнейшим пристрастием его правнука. Унаследованные старинные тома Шекспира и Гёте — красивый документ семейной генеалогии, благородством превосходящий любые родословные грамоты.

Попутно еще некий мотив. Не стоило бы даже упоминать известную дорисовку корней, не выясненных до Адама, мнением о глубоко скрытом еврействе, что уже просто анекдотично. Но поскольку данное утверждение относительно художника Михаила Врубеля все чаще мелькает и в текстах полуграмотных интернетовских блогеров, и в трудах авторов с ученой степенью, коснемся этой воспаленной темы.

Каковы бы ни были грешные слабости этого деда художника, смелостью и силой духа генерал Врубель обладал наверняка.

Черты родства прочнее всего передаются через поколение, но бабушек Михаила Врубеля нет возможности даже хоть сколько-то представить; ни штриха их облика, их вкусов нигде не упомянуто. Всё, что уверенно можно сказать о них: обе были женами военных и у обеих мужья отличались властной волей, непременной при высоких командных должностях. У одной супруг увенчал карьеру генеральским чином, у другой — завершил путь как вице-адмирал.

Стратегическая важность Астраханского края — южного форпоста России, вечно неспокойная обстановка (былинные набеги кочевников случались тут даже в середине XIX века) и, главное, ситуация тянувшейся Кавказской войны требовали подчинения обширной территории военному губернатору. Одновременно с появлением в Астрахани нового наказного атамана Врубеля губернию возглавил ветеран службы на Каспии, командир астраханского порта и главный командир Каспийской флотилии Григорий Гаврилович Басаргин.

Резиденции астраханского наказного атамана и военного губернатора находились буквально рядом, на главной городской площади, теснейшему сотрудничеству командиров сопутствовала дружба между их многодетными семьями. А дальше, как в романах: у генерала рос сын Александр, у адмирала подрастала дочка Анна…

На радость искусствоведам — ведь это отец гения, так тесно связанный с ним и внешним сходством, и горячим сочувствием, и резким несогласием, — образ Александра Михайловича Врубеля рисуется достаточно отчетливо. Окончивший кадетский корпус офицер, натурой он, похоже, пошел в деда, белостокского судью. Не обнаруживал ничего похожего на колоритные, хотя не слишком позитивные свойства своего родителя, был человеком сугубо положительным и приятным в общении, сдержанным, широкообразованным, да и дедовскую наклонность к юриспруденции он подтвердил, когда уже в зрелые годы сумел развернуть не увлекавшую его армейскую карьеру, поступив в академию и став военным юристом.

Нетрудно представить самое отрадное впечатление, которое Александр Врубель, будучи еще молодым офицером Тенгинского пехотного полка (вот как изящно, исподволь во врубелевской теме забрезжил лермонтовский мотив…), произвел в Астрахани, куда возвратился с боевой медалью за участие в кавказских операциях и начавшейся Крымской кампании. Через два года службы в штабе военного губернатора адъютант Врубель повел к алтарю очаровательную адмиральскую дочь.

Красивая, должно быть, была пара — невысокий, но крепкого сложения, белокурый и голубоглазый жених в мундире штабс-капитана и хрупкая темноволосая невеста с застенчивым прищуром карих глаз. Характеры, надо полагать, тоже неплохо дополняли друг друга: разумный и надежный Александр Михайлович — кроткая, словно слегка отрешенная Анна Григорьевна.

Такая вот русско-польско-скандинавско-азиатская смесь досталась мальчику, сделавшему фамилию Врубель явлением и символом.

Теперь, наконец, о нем самом.

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года.

На свет Михаил Врубель появился в Омске, городе на слиянии тихой Оми и могучего Иртыша, куда его отец получил назначение старшим штабным адъютантом Отдельного сибирского корпуса. Увы, переезд из жаркой прикаспийской Астрахани в морозный Омск дорого обошелся жене офицера. От природы некрепкая здоровьем, она стала хворать, подводили слабые легкие. Частые роды тоже не улучшали ее состояния; за шесть лет супружества у Врубелей появилось четверо детей: почти погодки Анна, Михаил, Екатерина и Александр.

Михаил, первый сын, особенно тревожил молодых родителей: уж очень он был хилым, пугающе поздно начал ходить, мало и неохотно говорил. Правда, ни криком, ни капризами не докучал; напротив, умилял редкой в ребенке постоянной тихой кротостью.

Впрочем, всё ли? Психологи утверждают, что основа характера формируется у ребенка до трех лет, — Анна Григорьевна умерла, когда Михаилу как раз исполнилось три года. Вряд ли трехлетний ребенок мог в полноте пережить, даже понять семейную трагедию, однако ощущение — чисто врубелевское ощущение — идеальности как нераздельного единства красоты, тайны и печали корнями почти наверняка оттуда, от живой прелести и загадочного горестного исчезновения нежной матери.

Александр Михайлович остался с четырьмя малышами на руках. Сочувствуя ситуации, начальство устроило ему перевод из Омска обратно в Астрахань. Там могли помочь и его родные, и родня покойной жены.

Вернемся в конец 1850-х.

Каким был Врубель в пору пробуждающихся личных вкусов? Куда тянуло слабенького, молчаливого, наполовину осиротевшего мальчика? Явственный магнит его раннего детства можно увидеть умными честными глазами старшей сестры Анны, которая останется единственной единоутробной (младшим детям их родителей не суждено будет дожить даже до отрочества).

А в старинной немецкой книжной гравюре было что подолгу разглядывать. Изобилие персонажей, их удивительных одежд, затейливых предметов и радость бесконечно находить все новые подробности в знакомых композициях, плюс к тому упоительная для ребенка натуральность штриховых изображений, тщательно, до узора на камзоле, до ворсинок на меховом плаще, вычерченных резцом граверов Германии. Действительно, чудесный вариант картонных зайцев или нянюшкиных сказок. То есть, конечно, в игрушки малыш Врубель играл и сказки слушал. Книжные картинки — предпочитались. Что же крохотный мальчик мог увидеть на картинках неизвестной и непонятной жизни? Да уж что-нибудь видел, какими-то своими сюжетами наполнял сцены, придумывал характеры. Собственно, тогда происходило самое главное — зацветал коренной для творчества дар фантазии. А как именно это происходило в недрах детства Михаила Врубеля, каждый волен домысливать самостоятельно.

Итак, собственный сокровенный мир начал расти опережающими темпами, обильно питаясь красивой сложностью книжных изображений, ну и затем, естественно, чтением самих книг. Счастливый все-таки ребенок. Рано открывший блаженство читать, узнавая имена диковинных людей из иллюстраций, перипетии не всегда понятных, но тем более увлекательных сюжетов, а там, где рисунков к текстам нет, своим воображением рисовать героев и как-нибудь да прояснять себе туманности неведомых понятий и названий. Еще не различая литературных иерархий, наравне переживая за короля Лира, Оливера Твиста и сказочную Сандрильону, безмерно расширяя ими круг любимых близких, приобретая лучших в мире, навеки верных спутников.

Что говорить, повезло детям, самостийно природнившимся к мировой классике, чьи шедевры куда чаще со скрипом впихиваются усердием наставников (а с воцарением веселых электронных просветителей что-то вовсе впихиваться перестали). Хотя, конечно, тут помимо врожденной склонности важны условия: наличие дома хороших книг, а главное — родителей, этими книгами дорожащих.

Какой именно части русских образованных людей, всегда разбитых на идейные команды, готовых к схватке по всем вопросам бытия?

Имена известные, замечательные.

Александр Скребицкий — по окончании Петербургского университета тоже юрист, по окончании второго, Дерптского, — доктор медицины. Как юрист и историк — это автор многотомного труда с тщательным фактическим изложением всех условий предреформенного состояния русской деревни, а как врач-окулист — ученый, активно ратовавший за масштабную борьбу со слепотой. Кроме своей научной публицистики, Скребицкий много сделал, чтобы реально помочь отрезанным от культуры, массово обреченным на нищенство слепым людям, — наладить в стране книгопечатание для незрячих.

К этим двум двоюродным братьям тянулся, на них определенным образом равнялся Александр Михайлович Врубель, вырываясь из тягостной рутины армейских смотров, строевых учений и в итоге пробив себе вожделенную военно-юридическую стезю.

Примечательно, что всех троих роднила не только общая ветвь приверженных наукам предков Врубелей из Белостока, но и такая своеобразная реликвия, как доставшиеся каждому из них в наследство старинные книжные тома. К примеру, собрание Скребицкого ценнейшей частью включало перешедшие ему от деда, А. Ф. Врубеля, труды по юриспруденции — редкие начиная с XVI века издания на латыни и немецком. (В 1903 году библиотека А. И. Скребицкого была передана в дар Румянцевскому музею. Сегодня ее остатки — пока обнаружено лишь 600 томов из первоначально принятых на хранение четырех тысяч — находятся в фонде личных коллекций Российской государственной библиотеки.).

Всех троих вдохновляло время Великих реформ: освобождение крестьян, освобождение накопившейся либерально-культурной энергии. Они не сомневались в перечне фундаментальных ценностей. Знания, рвение, гуманность, но прежде всего истинное правосудие — единственное средство истребить зло повсеместного беззакония в казенных порядках и еще более — в умах сограждан.

А сколько надежд возлагалось на следующее поколение достойных и добросовестных энтузиастов!

Надо думать, от вида малютки-сына, задумчиво созерцающего страницы с изображением чего-нибудь вроде драматичных сцен в замке Принца Датского или познавательной экзотики арабского базара, отцовское сердце Александра Михайловича таяло. Хотя порой и щемило: сын Миша подрастал слишком уж тихим, слишком уж неразговорчивым, слишком напоминавшим мечтательную и меланхоличную покойную жену. Появлялись ли опасения в связи с возможно отзывавшимися в характере ребенка странностями его деда, адмирала Басаргина, которого под конец жизни мучили кошмары навязчивых идей? Вряд ли: теорией наследственности в ту эпоху еще не увлекались.

В 1863 году вдовец Александр Михайлович Врубель вновь женился.

Вообще все Вессели сердечно приняли нового зятя с его малолетним выводком. Вессели — звучит не очень громко; романтичное творчество Михаила Врубеля скорее провоцирует на более подробный разговор о родном ему по крови аристократическом и героическом клане Басаргиных. И отчего бы, в самом деле, не рассказать о них; хотя бы, например, о брате покойной матери, родном дяде художника Владимире Григорьевиче.

К новой родне, согревшей теплом по-настоящему близкого, родного гнезда, а стало быть, имевшей немалое влияние, следует присмотреться повнимательнее. Когда — при Екатерине, Елизавете, а может, еще при Петре — прибыли в Санкт-Петербург их предки, неведомо, но в середине XIX века это уже прочно обрусевшие питерские немцы, к высшему свету не принадлежавшие, зато пополнившие тонковатый слой отечественной интеллигенции. Достаточно известный приток выходцев из сопредельных стран, с особым трудолюбием пахавших на ниве культуры и просвещения. Вессели здесь типичнейший образчик.

Честность духовных устремлений само собой и, помимо того, крайне прилежное отношение ко всякому делу.

Примерно то же, о чем нынче толкуют нейрофизиологи, привлеченные обществом педагогов к разработке правил информационной гигиены (именно в этой среде сегодня всё чаще обсуждается актуальность работ Весселя).

Уважение Николай Вессель заслужил и в свое время. Детальные проекты ученого всесторонне рассматривались в комиссиях и комитетах — и с благодарностью неизменно отклонялись. Недоумение вызывали ссылки автора на новомодную психологию, чтилась традиция сочинения уставов и циркуляров. Тем не менее весомость экспертного мнения Весселя сомнению не подлежала, что уж говорить о его авторитете для родни.

Благотворный результат не замедлил сказаться.

Книги увели молчаливого, слишком серьезного мальчика в уединенный мир воображения, они же отворили его замкнутость, дав путь к общению, причем с большим успехом, буквально с аплодисментами, ибо роли главных героев своих домашних игр-инсценировок Михаил Врубель, разумеется, оставлял за собой.

Благодаря приметливой памяти Веры Данииловны можно, наконец, поближе рассмотреть и других членов врубелевской семьи.

Кстати, именно благодаря Елизавете Христиановне, вернее ее фортепианной игре на городском благотворительном концерте, состоялось приятное знакомство Врубелей с семьей писателя Мордовцева. Тогда у этого писателя еще не появилось чрезвычайно популярных позже исторических романов, но уже публиковался ряд живо написанных им (видимо, под влиянием тесного общения Даниила Лукича с высланным в Саратов историком Костомаровым) исторических монографий, посвященных по преимуществу самозванцам и разбойничеству. Сочинения эти привлекли внимание столичной интеллигенции, даже заходила речь о приглашении автора в Санкт-Петербургский университет, где Мордовцев мог бы возглавить кафедру русской истории.

Характерное, надо сказать, знакомство для достаточно светских Врубелей, на каждом новом месте своей кочевой жизни обзаводившихся друзьями, преданными искусству и наукам. В Саратове, например, их дом нередко навещала известная пианистка Наталия Пасхалова. Но продолжим о впечатлениях Верочки Мордовцевой.

Однако что ж это опять всё книги, книги, если разговор о великом художнике?

Еще и мало, когда речь о Врубеле, поскольку не припомнить живописца, так откровенно, настойчиво и органично связавшего свое творчество с литературой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции