Стафилококк в мозге причина аутизма


Аутистический спектр

Ученые сходятся во мнении, что аутизм — это лишь общее название для множества разнородных заболеваний. Симптом, который объединяет все их, — расстройство общения с другими людьми, возникающее еще на раннем этапе развития ребенка и не объясняемое умственной отсталостью. А вот единой биологической причины для этого расстройства не существует. Тем не менее уже понятны некие основополагающие факторы.


— Абсолютно ясно, что аутизм — это врожденное нарушение работы мозга, — рассказала руководитель Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр), руководитель лаборатории исследования аутизма Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) доктор биологических наук Татьяна Строганова.

Смещенный баланс

Ученые исследовали способность мозга обычных детей и взрослых людей ограничивать собственное возбуждение с помощью внутреннего торможения. Известно, что нарушения баланса между нервным возбуждением и торможением характерны для многих нервно-психических заболеваний, включая аутизм. Однако до сих пор не найдены надежные способы его диагностики у здоровых и больных людей. Исследователям МЭГ-центра впервые удалось выявить показатели активности мозга человека, характеризующие его способность регулировать баланс между нервным возбуждением и торможением.

Предварительные результаты исследования 35 детей с аутизмом показали, что у части детей баланс нарушен и смещен в сторону преобладающего возбуждения. Вместе с тем у других детей с тем же диагнозом показатели баланса соответствуют норме. Полученные данные ярко демонстрируют справедливость того, что однотипные клинические проявления аутизма могут быть связаны с очень разными нарушениями в работе мозга. Именно поэтому фармакологические препараты, которые помогают одним пациентам с расстройством аутистического спектра (РАС), оказываются бесполезными или даже вредными для других. Исследователи надеются, что выявленный объективный биомаркер поможет врачам в выборе тактики лечения для конкретных людей с аутизмом.

Уникальный нейровизуализатор

Исследования ведутся с помощью метода магнитной энцефалографии. Его огромное преимущество по сравнению с другими технологиями нейровизуализации — возможность применения у детей и даже у младенцев без каких-либо ограничений.

— Это единственный центр подобного рода с таким уникальным оборудованием не только в Российской Федерации и СНГ, но и во всей Восточной Европе, — подчеркнул первый проректор МГППУ Аркадий Марголис. Всего в мире существует порядка 150 таких установок. Магнитный энцефалограф, установленный в МЭГ-центре, содержит 306 высокочувствительных СКВИД-магнитометров — сенсоров, которые находятся в условиях сверхпроводимости. Они позволяют оценивать изменение потенциала электромагнитного поля мозга человека. Измеряется магнитное поле приборами, которые называются магнитометрами. Вокруг них — большой сосуд, наполненный жидким гелием при температуре, близкой к абсолютному нулю.

Магнитный энцефалограф — аппарат чрезвычайно чувствительный, благодаря ему можно измерить активность мозга с точностью, которая раньше была доступна только при инвазивных исследованиях.


Разобрать на механизмы

— Идиопатический аутизм — это полиэтиологическое заболевание, оно имеет множество причин, множество источников, — объясняет Татьяна Строганова. — Например, наследуемость. Это понятно из исследований монозиготных близнецов — у них аутизм возникает в разы чаще, чем у гетерозиготных близнецов. Это явное указание на высокую наследуемость. Но это не означает, что мы знаем, какие именно генетические поломки вызывают аутизм. Сейчас известно, что аутизм может быть связан с изменениями в работе многих генов, которые могут встречаться и у здоровых людей. Так что, видимо, именно сочетания генетических вариаций, каждая из которых может и не быть патогенной, приводят к аутизму. С другой стороны, в случаях так называемого синдромального аутизма поломки одного гена достаточно для возникновения тех же клинических симптомов.

Кроме того, причины этого заболевания не исчерпываются генетическими факторами. Например, аутизм может быть вызван приемом матерью во время беременности определенных противосудорожных препаратов — вальпроатов. В этом случае вероятность возникновения аутизма у ребенка увеличивается в четыре или пять раз. Нейронные механизмы действия вальпроатов на мозг плода изучаются в экспериментах на крысах. Когда им во время беременности вводят большое количество вальпроевой кислоты, у рожденных крысят появляются выраженные симптомы аутизма.

Животный аутизм

Крысенок запускается в центральный тамбур, а потом исследователи смотрят, куда он пойдет и сколько времени проведет в той или другой камере. Большинство обычных крыс предпочитают социальную камеру. Крысята, на которых действовали вальпроатами во время внутриплодного периода развития, основное время проводят в изолированной маленькой камере без ничего, то есть выказывают явные симптомы нарушенной коммуникации со своими сородичами.


Способы оценки социального поведения животных очень важны при исследованиях нейронных и сетевых механизмов возникновения аутизма на животных моделях заболевания. Особый интерес в плане появления новых подходов к лечению аутизма представляют животные модели редких генетических синдромов, ведущих к аутизму.

Выведение из спектра

В лаборатории Татьяны Строгановой ставка сделана на трансляционные исследования — это возможность перенести знания, которые получены на животных, в область диагностики разных механизмов аутизма у человека. С помощью МЭГ получается соединить неинвазивные безопасные исследования на человеке с внутриклеточными нейронными исследованиями, которые ведутся на животных, — и нейрофизиологическими, и генетическими.

После того как главные механизмы появления симптомов аутического спектра будут найдены, ученые предложат препараты компенсирующего типа. Только после этого можно будет говорить о прорыве в лечении аутизма.


В 1943 году Лео Каннер опубликовал первую статью в США, в которой описывалась группа из 11 детей из его медицинской практики, у которых были общие черты: социальная изолированность, слабый интерес к окружающим и другие особенности. Он утверждал, что эти дети не страдали шизофренией или умственной отсталостью, но болели новым, ранее не опознанным синдромом.



В то же время Ганс Аспергер в Австрии обнаружил похожий набор поведенческих симптомов в своей клинической практике. Он опубликовал статью в 1944 году, но на нее обратили внимание лишь спустя несколько десятилетий. В 1980-х годах к работе Аспергера обратились Лорна Уинг, Кристофер Гиллберг и другие ученые.

В течение первых 20 лет после обнаружения аутизма были проведены клинические исследования, в которых описывались фенотипы. В 1970–1980-х годах исследователи искали когнитивные объяснения ключевым симптомам аутизма. Это продолжилось до 1990-х годов, когда появились исследования генетических причин аутизма. Это были исследования близнецов и исследования по психогенетике. Также ученые стали изучать психологическое лечение аутизма.

В связи с развитием технологий геномного анализа и нейровизуализации в конце ХХ века ученые обратили внимание на биологические основы аутизма и нашли особые гены, вариации общих генов, связанные с аутизмом. В течение последнего десятилетия появились новые данные, связанные с негенетическими причинами аутизма, а также новые методы лечения. Сейчас в центре внимания находятся вещи, не исследованные ранее: исследование аутизма у девочек, изучение индивидов со слабой возможностью овладеть языком, изменения аутизма, связанные с взрослением и старением. Также ученые пытаются перенести знания, полученные в лаборатории, в общество, которое сможет более эффективно поддерживать взрослых и детей с аутизмом, а также их семьи.


Симптомы аутизма делятся на две большие группы. Первая группа включает симптомы, связанные с постоянным дефицитом социальной коммуникации в нескольких контекстах. Во-первых, у детей дефицит социально-эмоционального взаимодействия, который проявляется в том, что они не могут принимать участия в взаимной беседе, разделять чужие интересы и эмоции, не могут инициировать контакты с другими людьми и отвечать на них. Во-вторых, у них дефицит невербального коммуникативного поведения, которое демонстрируется в социальном взаимодействии: они плохо интегрируются в вербальную и невербальную коммуникацию, не могут удерживать зрительный контакт, не владеют языком телодвижений, не понимают пользы жестов, а иногда у них полностью отсутствует лицевая мимика и невербальная коммуникация. В-третьих, у больных дефицит в поддержании и понимании взаимоотношений с людьми: они не могут менять поведение в зависимости от социального контекста, имеют трудности с игрой воображения, не могут заводить друзей, у них отсутствует интерес к сверстникам.



Вторая группа симптомов — это ограниченные и повторяющиеся режимы поведения, интересов и деятельности. Во-первых, больные демонстрируют стереотипные повторяющиеся моторные движения, использование объектов и речь. Например, они повторяют простые моторные действия, выстраивают игрушки в ряд, автоматически повторяют одни и те же слова. Во-вторых, они могут приспособиться только к одинаковым, повторяющимся событиям, не могут проявлять гибкости в случае изменения привычных ритуалов и режимов вербального и невербального поведения, испытывают стресс из-за малейших изменений, не могут здороваться с людьми, ходят одной дорогой и едят одну и ту же еду каждый день. В-третьих, у больных крайне ограниченные фиксированные интересы — часто к необычным вещам. В-четвертых, у них бывает необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды. Например, они бывают безразличны к боли или температуре, плохо реагируют на специфичные звуки и текстуры, особо сильно чувствуют запахи, любят трогать предметы, им нравится свет.

Сопутствующие характеристики людей с аутизмом ранжируются от когнитивных (умственная отсталость, нарушения речи) до психологических (трудное поведение), медицинских (сонливость, эпилепсия) и психопатологических. Большинство детей и взрослых с аутизмом имеют одну или больше одной сопутствующих патологий. Эти патологии часто бывают более разрушительными, чем симптомы аутизма, и должны учитываться при лечении.

Попытки понять нейронные нарушения, связанные с аутизмом, сложны и множественны. Нет единого повреждения части мозга. Напротив, аутизм — это болезнь, которая рассматривается на системном уровне. Распространено мнение, что аутизм можно охарактеризовать как связанную болезнь, то есть структурную и функциональную проблему вовлечения разных областей мозга в информационный процесс коммуникации друг с другом. Пока нет достаточного количества исследований по нейровизуализации, в которых бы ученые пытались выяснить, чем отличается мозг аутистов.

Что касается когнитивных особенностей, есть три когнитивные теории аутизма. Они не исключают друг друга, и, возможно, все они верны. Первая теория — теория ума. Она говорит, что люди с аутизмом не могут интерпретировать разум других людей, не могут понять их мысли и ощущения. Другая теория — теория слабой центральной когерентности, которая утверждает, что люди с аутизмом больше фокусируются на деталях, чем на контексте. Третья теория — теория нарушения исполнительных функций, согласно которой люди с аутизмом не умеют планировать, организовывать себя и переключаться с одного вида деятельности на другой.


Есть много отличий в том, как проявляется аутизм, но чаще всего это происходит у мальчиков. На четырех мальчиков-аутистов приходится одна девочка. Также есть изменения в развитии и проявлении болезни. Аутизм появляется в течение второго года. В самом начале болезни у ребенка снижается социальная вовлеченность, появляются проблемы с зрительным контактом и в развитии речи.

У некоторых детей речь развивается в течение дошкольных лет, большинство из них догоняет сверстников, хотя у них остаются проблемы с использованием речи в социальном контексте. Повторяющееся поведение, сенсорная чувствительность и ограниченность интересов возрастают в течение дошкольного возраста. У большинства детей пик проявления симптомов происходит в 4–5 лет. В течение раннего школьного периода симптомы стабилизируются, а во взрослом возрасте наблюдаются небольшие спады ключевых симптомов аутизма. Однако в течение этого периода может возрасти риск депрессии, но это лечится с помощью медикаментов и психотерапии.

Аутизм — это комплексное расстройство нервной системы, у которого нет единой причины. Мы предпочитаем рассуждать о факторах, повышающих риск. Это генетическое заболевание, которое может быть наследственным и ненаследственным. Кроме того, есть негенетические факторы аутизма, которые взаимодействуют с генетическими. Важно, что есть совпадение между генетическими и негенетическими факторами аутизма и других расстройств нервной системы, например нарушений речи, шизофрении и синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Есть гены, которые связаны с аутизмом. Один из примеров — ген CNTNAP2, связанный с аутизмом и нарушениями речи. Также фактором риска для аутизма и шизофрении является инфекция матери в период беременности и зачатие в позднем возрасте. Кроме того, монозиготные близнецы больше подвержены аутизму, чем двуяйцовые. Дети одних родителей также находятся в большей зоне риска. В целом риск аутизма у населения варьируется от 1/60 до 1/100. При этом младшие братья и сестры детей-аутистов имеют предрасположенность 1/10 или 1/20. Этот факт указывает на риск получить генетическое заболевание, которое связано с множественными аллелями генов риска. Это могут быть как наследственные, так и ненаследственные геномные изменения, включающие мутации в определенных генах или сегментах ДНК.

Негенетические факторы, повышающие риск аутизма, были найдены в эпидемиологических исследованиях. Эти исследования включали в себя риск позднего возраста родителей, пренатального воздействия некоторых лекарств (например, талидомид), инфекции или высокого уровня загрязнения окружающей среды, постнатальные инфекции, такие как энцефалит. Механизм болезни до сих пор неизвестен — эти факторы обнаружили не так давно.

Люди с аутизмом имеют проблемы с участием в беседах. Они не могут концентрироваться на одной теме, не могут объяснять свои мысли собеседникам, использовать социальные инструменты коммуникации (приветствия, сплетни и так далее), не понимают шуток и сарказма, не могут рассказывать истории.

Речь аутистов может быть очень формальной. Они могут говорить монологами, использовать редкие слова и формальные лингвистические конструкции, которые нетипичны для обычных диалогов. В их историях могут быть факты и события, но не хватает деталей о мотивах и чувствах людей. Многие люди с аутизмом не могут говорить бегло. Их около 25–30%. Некоторые из них овладевают языком, но остаются позади своих сверстников, имеют проблемы с грамматикой, рабочей памятью и разговорным языком. У этих людей аутизм возникает вместе с нарушениями языка. Другие больные почти не владеют разговорным языком — их около ¼ всех больных.

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Статистика говорит о том, что аутизм стремительно распространяется: более 1% детей в мире имеют аутизм, при этом расстройство до сих пор плохо изучено, диагностика во многих странах не развита, а ученые говорят о значительном распространении аутизма по всей планете.

В настоящее время внимание российского общества обращено на всевозрастающую потребность в исследованиях направлений диагностики и сопровождения нарушений аутистического спектра, общество знакомят с самыми актуальными исследованиями в контексте мировых тенденций.

"По статистике, аутизмом в мире страдают более 10 млн человек. Каждый год их становится на 11–17% больше. Число людей, страдающих отклонением в развитии, стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год, больных стало в 10 раз больше, чем было десять лет назад. По прогнозам ученых, в 2020 году этим расстройством будет страдать каждый 30-й житель планеты. По данным проведенного исследования, сейчас в Казани проживает более 300 детей с расстройством аутического спектра", — рассказала заведующий кафедрой дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ Анна Ахметзянова.

Аутизмом страдают преимущественно дети, независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.


Разработкой и реализацией адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра занимаются ученые Института психологии и образования. Этот проект ИПО КФУ получил статус Федеральной инновационной площадки.

Главенствующая идея проекта КФУ заключается в создании и апробации модели обучения и социализации дошкольников с аутизмом.

Учеными КФУ уже ведется работа по созданию единой ресурсной базы современных технологий и методов диагностики и коррекции, модели комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях консорциума образовательной и научной организаций.

В фокусе внимания ученых КФУ – дошкольный возраст. Несмотря на признанную роль прогнозирования в позитивной социализации, системные представления о прогнозировании в контексте значимых отношений дошкольника с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

"Мы проводим оценку качества деятельности организаций, занимающихся образованием особенных детей, условий развития социально-адаптационного потенциала и трудностей процесса социализации дошкольников", – пояснила Анна Ахметзянова.

Базами для проведения исследования и формирования выборки респондентов выступили дошкольные образовательные организации Казани, где функционируют группы для дошкольников с РАС: детсады №63, №149, №165.

Команда исследователей под руководством Анны Ивановны разрабатывает диагностический инструментарий для раннего выявления у особенных детей трудностей социализации и прогнозирования - насколько успешно будет протекать их интеграция в общество.

Применяться созданная и апробированная модель обучения и социализации дошкольников с расстройством аутистического спектра будет и в детском саду КФУ. Он станет одним из центров, который будет генерировать лучшие в стране практики по работе с дошкольниками, у которых обнаружено расстройство аутического спектра. Именно здесь педагоги, психологи и медики будут заниматься социализацией детей и развитием их речи.

Но это пока планы на будущее. А уже сейчас магистранты кафедры дефектологии и клинической психологии ИПО КФУ работают тьюторами детей с аутизмом в пяти казанских школах с инклюзивным образованием.

Магистр ИПО Аделя Нафиева год проработала тьютором ребенка с расстройством аутистического спектра в ресурсном классе. Ресурсные классы оборудованы игровыми зонами, специальными мягкими модулями, чтобы ребенок с аутизмом мог выплеснуть свою агрессию и тревогу и более или менее себя хорошо чувствовать в школе. В обязанности тьютора входит сопровождение ребенка и помощь ему во время его нахождения в школе.

"Да, теперь такие классы существуют в обычных школах, где дети с ОВЗ имеют возможность учиться с обычными детьми. Эти дети, словно бабочки, которых нельзя ловить и трепать, а можно только наблюдать, созерцать и протягивать руку Помощи, Принятия и Дружбы".

Аделя сняла видео о детях с расстройством аутического спектра. Текст к видео был написан Аделей, как некоторая попытка понять внутренний разговор мальчика, уста которого "закрыты". "

(стафилококковые инфекции)

, MD, FACP, Charles E. Schmidt College of Medicine, Florida Atlantic University





Бактерии распространяются среди людей посредством прямого контакта, пользования загрязненным предметом или воздушно-капельным путем — при чихании или кашле.

Распространены кожные инфекции, но бактерии могут распространяться в кровотоке и инфицировать отдаленные органы.

Кожные инфекции могут характеризоваться волдырями, абсцессами, краснотой и отеком инфицированного участка.

Диагноз основывается на внешнем виде кожи или идентификации бактерий в образцах инфицированного материала.

Тщательное мытье рук помогает предотвратить распространение инфекции.

Выбор антибиотика происходит на основании того, будет ли он эффективен против данного штамма инфекции.

Стафилококк золотистый обитает (обычно, временно) в носу приблизительно у 30 % здорового взрослого населения и на коже приблизительно у 20 %. Эти процентные доли увеличиваются у людей, являющихся пациентами или сотрудниками больниц.

Бактерии могут распространяться от человека к человеку путем прямого контакта, через загрязненные предметы (например, телефон, дверную ручку, пульты управления телевизором, кнопки лифта) или, реже, воздушно-капельным путем во время чихания или кашля.

Переносчики — это люди, в организме которых живет бактерия, но симптомы отсутствуют. Переносчики могут переносить бактерии руками из носа в другие части тела, иногда вызывая заражение. Чаще всего переносчиками являются пациенты, которые пребывают в больнице, или люди, которые работают в больнице.

Типы стафилококковых инфекций

Инфекция, вызванная золотистым стафилококком, может быть как легкой, так и опасной для жизни.

Самые распространенные стафилококковые инфекции:

Кожные инфекции, часто вызывающие абсцессы

Однако бактерии могут перемещаться в кровотоке (вызывая бактериемию) и заражать любой участок тела, особенно сердечные клапаны (эндокардит) и кости (остеомиелит).

Бактерии могут накапливаться на медицинских устройствах в организме, например, искусственных сердечных клапанах или суставах, кардиостимуляторах и катетерах, введенных через кожу в кровеносные сосуды.

Некоторые стафилококковые инфекции более склонны к появлению в следующих случаях:

Инфекции кровотока: Когда катетер, вставленный в вену, остается на месте в течение длительного времени

Эндокардит: Когда люди вводят инъекционные наркотики или имеют искусственный сердечный клапан, либо когда катетер, вставленный в вену, инфицирован

Остеомиелит: Когда золотистый стафилококк распространяется в костную ткань из-за инфекции в кровотоке или в соседних мягких тканях, как это случается у пациентов с глубокими пролежнями или диабетической стопой

Легочная инфекция (пневмония): После заболевания гриппом (особенно) или инфекции кровотока, когда люди принимают кортикостероиды или препараты, подавляющие иммунную систему (иммунодепрессанты), при госпитализации для трахеальной интубации и при необходимости искусственной вентиляции легких (так называемая больничная пневмония)

Стафилококковые токсины

Существует много штаммов золотистого стафилококка. Некоторые штаммы вырабатывают токсины, которые вызывают стафилококковое пищевое отравление, синдром токсического шока или синдром ошпаренной кожи.

Синдром токсического шока также вызывают токсины, которые вырабатывают некоторые стрептококки. Этот синдром вызывает быстро прогрессирующие и тяжелые симптомы, которые включают жар, сыпь, опасно низкое артериальное давление и недостаточность некоторых органов.

Факторы риска стафилококковой инфекции

При некоторых условиях риск стафилококковой инфекции повышается:

хронические заболевания легких (например, кистозный фиброз или эмфизема);

пересаженный орган, имплантированное медицинское устройство (например, искусственные сердечные клапаны, суставы или кардиостимуляторы сердца), или катетер, вставленный в вену в течение длительного времени;

открытая рана или язва;

хронические кожные заболевания;

препараты, такие как кортикостероиды, средства, подавляющие иммунную систему (иммунодепрессанты) или препараты для химиотерапии;

введение инъекционных наркотиков;

кормящие грудью матери и новорожденные.

Резистентность к антибиотикам

Многие штаммы могут вырабатывать резистентность к действию антибиотиков. Если носитель принимает антибиотик, он убивает неустойчивые штаммы, оставляя только устойчивые. Такие бактерии могут размножаться. Если они вызывают инфекцию, ее сложнее лечить.

Устойчивость бактерии и то, какие антибиотики на нее не действуют, зависят от того, где человек заражается инфекцией: в больнице или других медицинских учреждениях или вне медицинского учреждения (в сообществе).

Золотистый стафилококк, резистентный к метициллину (МРЗС)

Из-за широкого применения антибиотиков в больницах больничный персонал часто является носителем устойчивых штаммов бактерии. В медицинском учреждении обычно происходит инфицирование бактериями, устойчивыми к нескольким видам антибиотиков, включая почти все антибиотики, родственные пенициллину (под названием бета-лактамные антибиотики). Штаммы бактерий, устойчивые к почти всем бета-лактамным антибиотикам, называются метициллин-резистентным золотистым стафилококком (МРЗС). Метициллин — это один из видов пенициллина.

Штаммы МРЗС часто встречаются, когда инфекция приобретается в медицинских учреждениях (так называемая больничная инфекция). Некоторые штаммы МРЗС вызывают инфекции, которые приобретаются за пределами медицинских учреждений (так называемая внебольничная инфекция), включая легкие абсцессы и кожные инфекции. Количество этих внебольничных инфекций растет.

Стафилококковые инфекции плохо поддаются лечению из-за выработанной устойчивости бактерий к антибиотикам.

Симптомы

К кожным инфекциям, вызванным золотистым стафилококком, относятся:

Фолликулит — наименее серьезная из инфекций. Заражается волосяной корень (фолликул), вызывая небольшой немного болезненный прыщик у основания волоса.

Импетиго проявляется в виде поверхностных волдырей, заполненных жидкостью, которые разрываются и оставляют корки медового цвета. Импетиго может вызывать зуд или боль.

Абсцессы (фурункул или гнойник) — это теплые на ощупь болезненные подкожные скопления гноя.

Флегмона — это инфекция кожи и подкожных тканей. Флегмона распространяется, вызывая боль и красноту.

Токсический эпидермальный некролиз и синдром ошпаренной кожи у новорожденных являются серьезными инфекциями. Оба заболевания приводят к крупнопластинчатому шелушению кожи.


На этой фотографии фурункул (гнойник) — болезненный, отекший, заполненный гноем очаг.

У этой женщины красный, воспаленный фурункул под бровью.

При импетиго группа язвочек вскрывается с образованием корочки медового цвета.

У этого ребенка с импетиго скопления язв, покрытых желтоватыми струпьями.

Все стафилококковые кожные инфекции очень заразны.

Инфекции молочной железы (мастит), которые могут включать флегмону и абсцессы, развиваются через 1–4 недели после родов. Область вокруг соска становится красной и болезненной. Большое количество бактерий выделяется из абсцессов в грудное молоко. Такие бактерии могут инфицировать ребенка.

Пневмония часто вызывает сильный жар, одышку, кашель с мокротой, которая может быть окрашена кровью. Могут развиваться легочные абсцессы. Иногда они увеличиваются и затрагивают мембраны вокруг легких. Также может собираться гной (эмпиема). Такие проблемы осложняют дыхание.

Инфекции крови являются распространенной причиной смерти среди людей с тяжелыми ожогами. Обычно к симптомам относятся постоянно повышенная температура и в некоторых случаях шок.

Эндокардит может быстро привести к поражению сердечных клапанов, вызывая сердечную недостаточность (с затруднением дыхания) и в некоторых случаях смерть.

Остеомиелит сопровождается ознобом, жаром и болью в костях. Кожа и ткани над инфицированной костью краснеют и опухают, жидкость может собираться в соседних суставах.

Диагностика

При кожных формах осмотр врача

При других формах бактериологическое исследование крови или инфицированных биологических жидкостей

Диагноз стафилококковых кожных инфекций определяется на основе внешних признаков.

Для определения других инфекций образец крови или другой инфицированной биологической жидкости направляется в лабораторию для бактериологического исследования (посева на флору), выявления и определения бактерий. Результаты лабораторных анализов подтверждают диагноз и позволяют подобрать антибиотики, которые могут уничтожить стафилококк (так называемое определение чувствительности).

При подозрении на остеомиелит может быть назначен рентген, компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), радионуклидная остеосцинтиграфия или комбинация обследований. Такие тесты показывают место повреждения и его тяжесть. Биопсия кости проводится для получения образца для анализа. Образец может быть взят при помощи иглы или во время операции.

Профилактика

Распространение инфекции можно предотвратить при помощи тщательного мытья рук с мылом или нанесения на руки спиртосодержащего антибактериального средства.

Некоторые врачи рекомендуют наносить антибиотик мупироцин внутрь ноздрей для уничтожения стафилококков в носу. Однако при избыточном использовании мупироцин может привести к выработке резистентности. Поэтому он назначается только в случае вероятного заражения инфекцией. Например, он выписывается пациентам перед проведением хирургической операции или людям, проживающим в местах распространения кожных инфекций.

Если носителям стафилококков предстоят определенные виды операции, их часто лечат антибиотиками до операции.

Больные кожной формой стафилококковой инфекции не должны заниматься приготовлением пищи.

В некоторых учреждениях здравоохранения при приеме на работу сотрудников проводится стандартная процедура скрининга на МРЗС. В некоторых учреждениях скринингу подвергаются только лица, относящиеся к группе повышенного риска инфекции МРЗС, например, те, кому предстоят определенные виды операций. Скрининг подразумевает анализ мазка из носа, который берут с помощью ватного валика. В случае выявления штаммов МРЗС пациента изолируют во избежание распространения бактерий.

Лечение

В некоторых случаях хирургическое удаление инфицированной кости и/или чужеродного материала

Инфекции, вызванные золотистым стафилококком, лечатся при помощи антибиотиков. Врач может попытаться установить, к каким антибиотикам устойчивы определенные бактерии.

Больничная инфекция лечится антибиотиками, эффективными против МРЗС. К ним относятся ванкомицин, линезолид, тедизолид, хинупристин плюс далфострин, цефтаролин, теллавинцин или даптомицин. Если впоследствии результаты анализов показывают, что определенный штамм чувствителен к метициллину, а у пациента нет аллергии к пенициллину, ему назначают родственный метициллину препарат, например, нафциллин или оксациллин. В зависимости от тяжести инфекции прием антибиотиков может понадобиться в течение недель.

Инфекцией МРЗС заражаются также вне медицинских учреждений. Штаммы МРЗС, которыми заражаются в месте проживания, обычно чувствительны к другим антибиотикам, например, триметоприму/сульфаметоксазолу, клиндамицину, миноциклину или доксициклину, а также к антибиотикам, которые применяются для лечения внутрибольничных инфекций МРЗС.

Легкие кожные инфекции, вызванные МРЗС, например, фолликулит, обычно лечат при помощи мази, например, содержащей бацитрацин, неомицин и полимиксин B (доступны без рецепта) или мупироцин (отпускается только по рецепту). Если мази недостаточно, можно назначить пероральные или внутривенные антибиотики, эффективных против МРЗС. Выбор конкретного антибиотика зависит от тяжести инфекции и результатов определения чувствительности.

Если инфекция затрагивает костную ткань или инородный материал в организме (например, кардиостимуляторы, искусственные сердечные клапаны и суставы, трансплантаты кровеносных сосудов), к схеме антибиотикотерапии иногда добавляется рифампин и, возможно, еще один антибиотик. Обычно в таких случаях показано хирургическое удаление инфицированной кости или инородных материалов.

При наличии абсцессов они обычно дренируются.

Другие стафилококковые инфекции

Золотистый стафилококк вырабатывает фермент под названием коагулаза. Другие виды стафилококков не вырабатывают ферменты, поэтому называются коагулаза-отрицательными. Такие бактерии в норме обитают на коже всех здоровых людей.

Хотя они и менее опасны, чем золотистый стафилококк, такие бактерии вызывают тяжелые инфекции, которыми обычно заражаются в больницах. Бактерии могут накапливаться на катетерах, вводимых через кожу в кровеносные сосуды, или на имплантированных медицинских устройствах (таких как кардиостимуляторы сердца или искусственные сердечные клапаны и суставы).

Такие бактерии часто очень устойчивы ко многим антибиотикам. В некоторых случаях применяется ванкомицин, действенный против многих бактерий, в комбинации с рифампином. Инфицированные медицинские устройства необходимо немедленно удалить.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции