Санитарная охрана территории при холере


Бесплатная горячая линия юридической помощи


  • Главная
  • "САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 3.4.035-95" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 23.08.95 N 13)


13. Специальные требования по предупреждению завоза холеры

13.1. Инкубационный период при холере для применения настоящих Санитарных правил устанавливается в пять дней.

13.2. При выявлении в рейсе больного с признаками холеры (диарея, рвота) среди членов экипажей (бригад) и пассажиров транспортных средств, следующих из зараженных районов, администрация транспортного средства обязана уведомить санитарные власти ближайшего порта, аэропорта, станции любого государства о выявленном больном и запросить о возможности его госпитализации.

13.3. При выявлении больного (подозрительного) холерой на судне во время рейса, до прибытия в порт высадки больной подлежит госпитализации и немедленному началу патогенетической этиотропной терапии в судовом изоляторе. До начала этиотропной терапии судовой врач отбирает у больного пробы испражнений и рвотных масс для бактериологического исследования, которые сохраняет до прибытия в порт высадки в герметически закрывающихся банках с 2% раствором поваренной соли. За лицами, контактировавшими с больным холерой, устанавливается медицинское наблюдение с целью активного выявления признаков заболеваний, а при явном наличии риска инфицирования проводится экстренная профилактика антибиотиками.

13.4. Удаление нечистот и мусора с морских и речных судов любых типов и назначения производится в соответствии с правилами, разрабатываемыми для каждого бассейна и морского (речного) порта центрами госсанэпиднадзора совместно с администрацией соответствующего транспортного предприятия и утверждаемыми главами администраций территорий, в состав которых входят водные бассейны.

13.5. По прибытии транспортного средства, на котором выявлен больной (подозрительный) холерой, в порт (аэропорт, станцию) Российской Федерации принимают следующие меры:

а) отведение транспортного средства на санитарный причал, стоянку, тупик;

б) обязательную госпитализацию больного с соблюдением требований противоэпидемического режима;

в) изоляцию (по эпидемиологическим показаниям, с учетом риска заражения) или медицинское наблюдение за пассажирами и членами экипажа (бригады) на срок, не превышающий инкубационный период;

г) бактериологическое обследование и профилактическое лечение граждан России (членов экипажа, бригад, пассажиров) - по эпидемиологическим показаниям;

д) дезинфекцию транспортного средства, в том числе оборудования для обработки и хранения пищевых продуктов, отбросов, пищевых остатков, выделений больного и предметов ухода за ним, сточных вод и экскрементов.

13.6. Во время рейса и по прибытии в порт запрещается до обеззараживания сброс за борт выделений больного и предметов ухода за ним, сточных вод, отбросов, пищевых остатков, экскрементов - независимо от района плавания. Обеззараживанию в рейсе подлежат также запасы воды, оборудование для обработки и хранения пищевых продуктов.

13.7. У иностранных граждан, прибывших на транспортном средстве, на котором выявлен больной холерой, испражнения и рвотные массы для бактериологического исследования в обязательном порядке забирают только при наличии диареи и рвоты; при этом не разрешается требовать от них согласия на взятие материала непосредственно из прямой кишки.

13.8. Пищевые продукты, представляющие собой груз транспортного средства, на котором во время рейса имел место случай холеры, при наличии эпидемиологических показаний могут подвергаться бактериологическому исследованию на наличие возбудителя холеры только в случаях, когда этот груз предназначен для Российской Федерации.

13.9. Транспортное средство после выполнения мероприятий, перечисленных в пунктах 13.5 - 13.8, получает разрешение на право свободного сношения с портом.


Оглавление диссертации Куренкова, Елена Борисовна :: 2006 :: Саратов

Глава 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1J, ИСТОрШ СМНМЯеННЯ СИРТОЙЫ мер ПО СаННТЛрНоК OXpilHC ПГррНТОрИИ

1.2. Бнотеррорнтм - реальная yi-роза мировому сообществу.

Гик : МАТЕРИАЛЫ И МЕТОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Глава 3. ПРИГОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКСН ЮМИ

ЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.2. Экономическая характеристика Саратовской области

3.3. Социальио-дсмаграфнческаА характеристика Саратовской области .,

Глава 4 ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНОСТИ ЗАВОЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЧУМЫ. ХОЛЕРЫ И МАЛЯРИИ . 43 4.3. Инфекпионнаятабопсваемосп, и Саратовской области -.

4.2. Санитарно-гигиеническая харакзернегнка Сараi(заикой области. S

4.3. Опасность -завом и распространения чумы л Саратовской области 57 4 4. Опасность завом н распространения холеры в Саратовской области

4.5. Опасность залога малярии в Саратовскую область.

Глава 5 ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Глава 6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ИОСАНИТАР

НОЙ ОХРАНЕ ТЕРРИ ТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ й-1. Анализ противоэпидемической готовности ЛПУ и ДГиЭ а Саратовской области к работе нрн выявлении больные опасными инфекцнониы-мкболстиячи . к[

6.2, Дифференциация территории Саратовской области по риску завоза И распространения опасных инфекционных болезней (чума, холера, малярия)

6-3- Обоснование приоритетных направлений рабош по санитарной охране террнторин Саратовской области

6.4. Совершенствование мероприятий по противодействию биологическому терроризму в Саратовской области. „

Введение диссертации по теме "Эпидемиология", Куренкова, Елена Борисовна, автореферат

Актуальность проблемы. Санитарная охрана территории является составной частью общегосударственных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации Это комплексная проблема, решаемая законодательной и исполнительной властью, а также специалистами различного профиля (96, 109, !4l J,

В последнее десятилетне наблюдается расширение и активизации международных связей, н, как следствие, рост международных пассажирских и грузовых перевозок, увеличение транспортных средств н обслуживающего нх персонала. В то же аремя в Россию ежегодно из зарубежных стран только воздушным транспортом прибывает порядка 4 млн, человек, из них около 10% из стран неблагополучных по чуме, холере, высоко контагиозным вирусным геморрагическим лихорадкам, в первую очередь, из стран Азии, Африки и Южной Америки. В ряде стран этих континентов постоянно регистрируется высокий уровень заболеваемости малярией- В связи с указанным, сохраняется реальная угроза завоза из стран дальнего зарубежья чумы н холеры, а также других опасных инфекционных болезней.

В России ежегодно регистрируются случаи завоза холеры преимущественно в Центральный, Южный. Приволжский и Северо-Западный федеральные округа. При несвоевременном выявлении опасных инфекционных болезней не исключено нх распространение на отдельных территориях страны, как это было с холерой в Республике Дагестан в 1994 году, в 1999 г. на Дальнем Востоке, в 2001 г. в Республике Татарстан, в 2004 г, в Республике Башкортостан.

Сохраняется угроза завоза чумы и других особо опасных инфекционных заболеваний в Саратовскую область из стран ближнего зарубежья (прежде всего из Казахстана), имеющих с Россией общее эпидемиологическое пространство- В Саратовскую область ежегодно осуществляется завоз малярии, есть случаи регистрации местных случаев передачи инфекции

В последние годы it связи актами биологического терроризма в США особую акту альность приобретают вопросы организации работы и межведомственного взаимодействия федеральных и территориальных органон исполнительной власти при возможных угрозах совершения террористических акций с применением биологических и иных средств массового поражения населения №

Поэтому для Саратовской области представляется актуальным проведение комплексной оценки н анализа состояния противоэпидемической готовности лечебно-профилактических учреждений (ЛГГУ) м центров гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) области К работе в эпидемических очагах особо опасных инфекций, дифференциация территории по степени опасности завоза и распространения инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, определение приоритетных направлений деятельности санитарно-эпидемиологической службы по санитарной охране территории Саратовской области.

Цель исследования - совершенствование санитарной охраны территории Саратовской области от завоза и распространения опасных инфекционных болезней в современных условиях (на примере чумы, холеры н малярии).

Основные задачи исследования:

1. Изучить заболеваемость населения Саратовской области инфекционными болезнями в последние гады.

2. Изучить динамику заболеваемости чумой и холерой в странах СНГ н России за последние 40 лет и характер их завозов, а также характер завозов малярии в Саратовскую область за последние 5 лет,

3. Оценить степень готовности ЛПУ и ЦГнЭ области к проведению мероприятий по локализации и ликвидации эпидемических очагов опасных инфекционных болезней,

4. Осуществить дифференциацию Саратовской области но риску завоза н распространения чумы, холеры и малярии.

5. Определить приоритетные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы но санитаркой охране территории Саратовской области.

6. Разработать алгоритм межведомственного взаимодействия при угрозе совершения актов биотерроризма на территории Саратовской облает.

Научная новщна работы. В результате ретроспективного анализа заболеваемости холерой и Саратовской области за последние 40 лет установлено, что все случаи имеют завозной характер. Установлено, что современный период (2001-2005 гг.) характеризуется завозом источников возбудителя малярии (и основном, p.vivax - 91.4% всех случаев) в Саратовскую область из стран ближнего (Азербайджан, Таджикистан, Армения) и дальнего (Африка - Камерун, Мозамбик) зарубежья, а также регистрацией вторичных от завозных случаев заболеваний среди местного населения (5,7 %).

Установлено, что в современных условиях расширения международных связсй, роста миграции населения, изменения структуры перевозок товаров и грузов по сравнению с 80-мн годами (снижение доли автомобильного и увеличение доли железнодорожного вида транспорта) ведущая роль в обеспечении возможного завоза в Саратовскую область чумы н малярии принадлежит железнодорожному виду транспорта (77,4% завозных случаев малярии). Завоз холеры наиболее вероятен речным транспортом.

Впервые проведена количественная оценка состояния противоэпидемической готовности ЛПУ и ЦГнЭ Саратовской области и их отделений к работе в эпидемических очагах особо опасных инфекцийt свидетельствующая о готов' ностн медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае их завоза и дальнейшего распространения.

Впервые проведено эпидемиологическое районирование Саратовской области по величине риска завоза инфекционных болезней (чума, холера, малярия). требующих проведения мероприятий по санитарной охране территорни, Установлено, что опасность завозя этих инфекций нвйбож высока в городе Саратов, а также в Энгельсском и Саратовском районах.

Dпервые разработан единый порядок и схема межведомственного нпаи-мо-дейстаия органов исполнительной власти, служб, ведомств, частных лнц при угрозе совершения актов бнотерроризма на территории Саратовской области.

Практический значимость работы. Материалы диссертационной работы использованы при составлении следующих документов:

- Соглашение о сотрудничестве а области санитарной охраны территорий Саратовской области Российской Федерации и Западно-Казахстанской области Республики Казахстан <подписано представителями здравоохранения. Госсанэпиднадзора и противочумных учреждений Саратовской области и Западно-Казахстанской области, сентябрь 2002 г.);

- Распоряжение Губернатора Саратовской области "О межведомственном взаимодействии при возможных угрозах совершения актов терроризма с применением биологических и иных средств массового поражения" (№ 250 от 11.04.02 г.);

- План оперативного взаимодействия по про велению противоэпидемических мероприятий в случаях возникновения карантинных инфекций и массовых инфекционных заболеваний на территории Саратовской области (утвержден заместителем Председателя Правительства Саратовской области, сентябрь 2005 г.);

• Комплексный план неотложных мероприятий по профилактике и ликвидации гриппа птиц на территории Саратовской области на 2006-2012 годы (утвержден Губернатором Саратовской области, март 2006 г,);

Апробации работы. Материалы диссертации доложены и представлены на: VII и VIII съездах Всероссийского общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов (Москва, 1997, 2002), Международной научно-практической конференции по санитарной охране территорий стран СНГ (Ал-маты, 2001), Пленумах Научного совета по саиитарно-эпнлсунологнчсской охране территории Российской Федерации (2001-2005 гт,). итоговых научно-практических конференциях Российского научно-исследовательского противочумного института "Микроб" (2002-2004 гг ).

Публикации, Основные результаты диссертации изложены в 11 опубликованных статьях и заключительном отчете "Саннтарная охрана территории Саратовской области" (№ гос. регистрации 01.2003.06522).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, б глав собственных исследований (включающих описание материалов и методов исследований), заключения и выводов. Работ изложена на 127 странице машинописного текста, включает 4 рисунка н 30 таблиц. Список цитированной литературы содержит 163 работы,

Заключение диссертационного исследования на тему "Санитарная охрана территория Саратовской обл. в современных условиях"

1. Установлено, что эпидемиологическая обстановка в Саратовской области а последние годы (2001-2005 гг.) отличается стабильностью, Снизилась заболеваемость острыми гепатитами А, В и С, дифтерией, краснухой, коклюшем. эпидемическим паротитом, скарлатиной, ветряной оспой, педикулезом, ВИЧ-инфекцией, сифилисом, гонореей. Не регистрировались случаи бруцеллеза, лептоспироза, туляремии, сибирской язвы, рнккетснозов, столбняка, гидрофобии у людей.

2. Установлено, что в современных условиях расширения международных связей, роста миграции населения, изменения структуры перевозок товаров и грузов по сравнению с 80-ми годами (снижение доли автомобильного н увеличение доли железнодорожного вила транспорта) ведущая роль в обеспечении возможного завоза в Саратовскую область чумы н малярии принадлежит железнодорожному виду транспорта (77,4 % завозных случаев малярии). Завоз холеры наиболее вероятен речным транспортом

3. Впервые проведена количественная оценка состояния противоэпидемической готовности ЛПУ и ЦГнЭ Саратовской области н нх отделений к работе в эпидемических очагах особо опасных инфекций, свидетельствующая, во-первых, о готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае их завоза и дальнейшего распространения. Во-вторых, получены новые данные об основных факторах риска завоза и распространения в Саратовской области инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории области.

4. Установлено, что современный период (2001-2005 гг.) характеризуется завозом источников возбудителя малярии (в основном, P.vivax - 91,4% всех случаев) в Саратовскую область из стран ближнего (Азербайджан, Таджикистан, Армения) и дальнего (Африка - Камерун, Мозамбик) зарубежья, а также регистрацией вторичных от завозных случаев заболеваний среди местного населения (5,7 %).

В последние 40 лет все случаи холеры в Саратовской имеют завозной характер. Опасность завоза чумы и холеры на территорию Саратовской области наиболее высока из азиатских стран (Казахстан, Узбекистан, Китай, Монголия, Турция).

5. Впервые проведена дифференциации территории Саратовской области по степени риска завоза и распространения чумы, холеры и малярии. Установлено, что риск наиболее велик для города Саратов, а также Энгельсского и Саратовского районов. В меньшей степени это характерно для 13 районов области, в 23 района* риск минимален.

7. Впервые разработан единый порядок и схема межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, служб, ведомств, частных лиц при угрозе совершения актов биотерроризма на территории Саратовской области.

Санитарная охрана территории является составной частью общегосударственных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, В соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52 от 30 марта ) 999 г. "Санитарная охрана территории направлена на предупреждение завоза на территорию Российской Федерации и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а гакже на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических н радиоактивных веществ, отходов н иных грузов, представляющих опасность для человека".

В связи с возрастающим в последние годы уровнем международных пзс-сажнреких и грузовых перевозок, сохраняется реальная угроза завоза из стран дальнего зарубежья чумы и холеры, а также других особо опасных инфекционных болезней- Для Саратовской области представляется актуальным проведение комплексной оценки и анализа состояния противоэпидемической готовности ЛПУ и ЦГиЭ области к работе в эпидемических очагах особо опасных инфекций, дифференциации территории по степени опасности завоза и распространения инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране, определение приоритетных направлений деятельности еа-ннтарно-энндемиологнческон службы по санитарной охране территории Саратовской области.

Проведенный нами исторический анализ становления понятия "санитарная охрана территории" показывает, что в его развитии можно выделить несколько этапов: карантины - санитарные конвенции - санитарная охрана границ - санитарная охрана территории. В настоящее время санитарная охрана территории Российской Федерации включает в себя комплекс организационных, технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебнопрофилактических н иных мероприятий, которые проводятся па территории всей страны, и пунктах пропуска через Государственную границу', на транспортных средствах.

Анализ заболеваемости населения Саратовской области инфекционными болезнями за последние 5 лет свидетельствует о стабилизации эпидемиологической обстановки, Снизилась заболеваемость острыми гепатитами В н С, бруцеллезом, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС), краснухой, эпидемическим паротитом, скарлатиной., ветряной оспой, инфекционным мононуклеоэом. педикулезом, ВИЧ-инфекцией. Не регистрировались случаи лептоспнроза, туляремии, сибирской язвы, риккетсиозов, столбняка, гидрофобии у людей.

Анализ природно-географнческой и социально-демографической характеристики Саратовской области свидетельствуют о наличии общего эпидемиологического пространства с государствами, на территории которых функционируют постоянно активные природные очаги чумы (Республика Казахстан), а на территории области имеются все условия для существования природных очагов различных инфекционных болезней, в том числе особо опасных.

Вероятность завоза чумы на территорию области не ограничивается наличием на сопредельной территории природных очагов чумы с высоким эпизоотическим потенциалом, Существует высокая потенциальная опасность завоза чумы и с других территорий Казахстана, на которых в последние годы регистрируется не только интенсивные эпизоотии, но и эпидемические проявления чумы. Так, в 1997 г, зарегистрирован один случай заболевания чумой человека в Атырауской области, в 1999 г. на территории Акпобннской, Кзыл-Ординекой н Маигистауской областей зарегистрировано 7 случаев заболевания чумой человека (два с летальным исходом), в 2001 г, - два случая заболевания чумой человека (один с летальным исходом), в 2002 г, - так же два случая в Кзыл-Ордннской области, в 2003 г, - 4 случая (один со смертельным исходом) в Кзыл-Ордннской и Маигистауской областях. Эпизоотические и эпидемические проявления чумы регистрируются и в других республиках Средней Азии,

Ретроспективный анализ литературных данных за последние 40 лет об эпидемических проявлениях холеры на территории Саратовской области показал, что в период седьмой пандемии холеры инфицирование людей (136 больных и внбриононоситслей) регистрировали в течение 6 лет (1970-1975 гг.). Все эпидемические проявления холеры были связаны с завозом инфекции из Астраханской области. В настоящее время завоз холеры на территорию области и ее дальнейшее распространение вполне реальны

Установлено, что для настоящего времени (2001-2005 гг.) характерен завоз источников возбудителя малярии (в основном, P.vivex -91,4 % всех случаев) в Саратовскую область из стран ближнего (Азербайджан, Таджикистан, Армения) и дальнего (Африка - Камерун, Мозамбик) зарубежья, а также регистрация вторичных от завозных случаен заболеваний среди местного населения (5,7 %). Опасность заноза малярии наиболее высока железнодорожным видом транспорта (77,4 % завозных случаев).

Проведенный анализ современного социально-экономического состояния области выявит рост показателей внешнеэкономической деятельности в последние годы, наличие прямых транспортных связей со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также интенсификация миграции населения в Саратовской области в 2003 году, в основном, из Казахстана, Узбекистана н Таджикистана.

Впервые на примере Саратовской области проведена количественная оценка состояния противоэпидемической готовности ЛПУ и ЦГиЭ к работе в эпидемических очагах особо опасных инфекций в соответствии с МУ 3.4.103001. Эпидемиологический анализ полученных результатов свидетельствуют о готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае завоза или возникновения опасны к инфекционных болезней.

Кроме того, результате анализа получены новые данные об основных факторах завоза и распространения в Саратовской области инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории области. На основании этих данных впервые проведена дифференциации территории Саратовской области по степени риска завоза н распространения чумы, холеры н малярии. Установлено, что наиболее уязвимыми в этом плане являются город Саратов, а также в Энгельсе кий и Саратовский районы. В меньшей степени опасность завоза и распространения чумы, холеры и малярии характерна для 13 районов области, в 23 районах он минимален.

Совместно со специалистами ФГУЗ РосНИПЧИ "Микроб'. ЦГСЭН, ФСБ н МВД Саратовской области нами влервые был разработан единый порядок и схема межведомственного взаимодействия органон исполнительной власти, служб, ведомств, частных лнц при угрозе совершения актов бмотеррорнзма на территории Саратовской области. Предложенный порядок межведомственного взаимодействия при возможных угрозах совершения актов биотерроризма, разработанный для Саратовской области, может быть рекомендован в качестве прототипа в других субъектах Российской Федерации,

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 4 июля 2006 г. N 14

Об обеспечении мероприятий по санитарной охране Российской Федерации

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав риск заноса и распространения на территории Российской Федерации особо опасных инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране страны, отмечаю, что в последние годы эпидемическая ситуация по этим болезням оставалась напряженной.

В 2003 г. зарегистрирована новая вирусная инфекционная болезнь - тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), выявленная впервые на юге Китая и в течение нескольких месяцев получившая глобальное распространение, поразив 32 страны мира. Общее число заболевших достигло 8422, из них погибло - 916. Лабораторно подтвержденный случай заноса ТОРС был зарегистрирован и в Российской Федерации в г. Благовещенске. Проведенный комплекс противоэпидемических мероприятий, включавший ограничительные (карантинные) меры на пораженных территориях, в том числе и в пунктах пропуска через государственную границу, позволил остановить распространение ТОРС в России.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2005 году в 35 странах было зарегистрировано 113939 больных холерой, что на 12,4% больных больше, чем в 2004 году. Заносы холеры регистрировались в странах Европы, США, Канаде, Австралии с Океанией. В Российской Федерации в 2005 г. было зарегистрировано 2 завозных случая холеры из Таджикистана в Москву и Тверскую область.

Остается напряженной в мире ситуация по гриппу птиц. Число стран, в которых регистрируются эпизоотические и эпидемические проявления гриппа птиц, неуклонно растет, увеличивается количество больных и умерших. По данным ВОЗ с 2003 года в 10 странах мира зарегистрировано 228 лабораторно подтвержденных случаев заболеваний людей, из которых 130 закончились летальным исходом. Эпизоотии гриппа птиц А (H5N1) зарегистрированы в 51 стране мира. В 2005-2006 годах эпизоотическое неблагополучие по гриппу птиц отмечалось в ряде регионов Южного федерального округа, Алтайском крае, Новосибирской, Омской и других субъектах Российской Федерации.

Учитывая продолжающиеся вспышки гриппа среди домашних птиц и возможное появление пандемического вируса, 59 сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения (23 мая 2005 г.) рекомендовала государствам-участникам приступить к незамедлительному соблюдению положений Международных медико-санитарных правил (ММСП 2005 г.), которые вступят в силу в 2007 году.

Продолжают регистрироваться завозы малярии на территорию Российской Федерации из стран Африки, Азии и СНГ. В 2005 году выявлен 81 случай завоза из стран СНГ и 60 случаев из стран дальнего зарубежья.

Сохраняется вероятность эпидемических осложнений в природных очагах чумы, расположенных на территории Российской Федерации, а также заноса этой болезни из-за рубежа и, прежде всего, из сопредельных стран - Монголии, Казахстана, Китая, с которыми у России имеются тесные коммуникационные связи. Заносы чумы возможны и из других (более 50) стран мира, в которых также имеются эпидемически активные природные и антропоургические очаги этой болезни.

Традиционным вопросом обеспечения санитарной охраны территории Российской Федерации является хадж к исламским святыням Мекки и Медины, который в 2006 г. совершили более 14,5 тысяч российских граждан из 38 субъектов страны.

В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой в мире по инфекционным болезням, опасным в создании чрезвычайных ситуаций международного значения и существующей угрозе их заноса на территорию Российской Федерации из-за рубежа и в целях усиления мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) постановляю:

1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований рассмотреть вопрос о создании межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий для координации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарной охраны территории Российской Федерации.

2. Просить Федеральную пограничную службу Российской Федерации и Федеральную таможенную службу Российской Федерации поручить подведомственным органам и организациям:

2.1. Оказывать содействие специалистам органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в выполнении задач, направленных на предупреждение заноса и распространения инфекционных заболеваний на территорию Российской Федерации.

2.2. В случаях выявления у прибывающих из-за рубежа подозрения на инфекционное заболевание немедленно информировать сотрудников санитарно-карантинных пунктов (санитарно-карантинных отделов).

3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим туроператорскую и турагенскую деятельность рекомендуется:

3.1. При организации зарубежных туристических поездок информировать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и местной инфекционной патологии в стране пребывания, возможном риске заражения инфекционными болезнями, мерах личной профилактики, обязательной вакцинации против желтой лихорадки при выезде в эндемичные по этой инфекции страны, обеспечении препаратами для химиопрофилактики малярии и действиях в случае заболевания после возвращения.

3.2. Обеспечить подготовку работников, занимающихся туроператорской и турагентской деятельностью, по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.

3.3. Сохранять списки граждан, выезжающих в страны, эндемичные по карантинным инфекциям, в течение месяца после их возвращения, а для граждан, выезжающих в страны, эндемичные по малярии, - в течение 2 лет.

4. Органам управления здравоохранением совместно с управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

4.1. Разработать схему оповещения о выявления инфекционных больных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

4.2. Ежегодно проводить подготовку медицинского персонала учреждений здравоохранения по вопросам диагностики, лечения и профилактики особо опасных инфекций с проведением тренировочных учений и отработкой функциональных обязанностей и практических навыков в случае выявления больного с подозрением на инфекционные заболевания.

5. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

5.1. Обеспечить готовность "медицинских пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации к временной изоляции выявленных в аэропортах, морских (речных) и железнодорожных вокзалах, в пунктах пропуска на автодорожных переходах больных инфекционными заболеваниями.

5.2. Разработать порядок госпитализации выявленных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации инфекционных больных в лечебно-профилактические учреждения и определить инфекционные стационары для их госпитализации.

5.3. Обеспечить готовность лечебно-профилактических учреждений к своевременному выявлению, проведению диагностических обследований, госпитализации лиц, заразившихся инфекционными или паразитарными болезнями во время пребывания за рубежом, оказанию квалифицированной медицинской помощи и медикаментозному лечению.

5.4. Обеспечить вакцинацию граждан, выезжающих с целью совершения хаджа, омры и на сезонные работы в Королевство Саудовской Аравии, против дифтерии и против менингита вакциной "Менцевакс ACWY".

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту."

6.1. Разработать и представить на утверждение в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о создании межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий для координации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарной охране территории, а также комплексные планы мероприятий по санитарной охране территории от заноса и распространения инфекционных болезней, потенциально опасных для возникновения чрезвычайных ситуаций международного значения.

6.2. Усилить санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации за пассажирами, прибывающими из стран, неблагополучных по инфекционным болезням, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории, товарами и грузами, представляющими угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

6.3. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за поступающими на территорию Российской Федерации пищевой продукции, товарами и грузами (в том числе по линии гуманитарной помощи) без документов, подтверждающих их безопасность для населения.

6.4. Совместно с заинтересованными надзорными (контрольными) органами провести паспортизацию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 312 "О паспортах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации";

6.5. Обеспечить постоянную готовность подразделений санитарно-карантинного контроля к проведению противоэпидемических (профилактических) мероприятий при возникновении чрезвычайных эпидемических ситуаций международного значения в пунктах пропуска через государственную границу.

6.6. Осуществлять контроль за санитарным состоянием административной территории, соблюдением санитарных норм и правил на железнодорожных и автовокзалах, морских, речных, аэро- портах, принимать административные меры к устранению выявленных санитарных правонарушений.

6.7. Обеспечить сотрудников санитарно-карантинных пунктов, санитарно-карантинных отделов необходимыми средствами индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки, противочумные костюмы и др.), дезинфицирующими средствами.

6.8. Проводить подготовку сотрудников таможенных и пограничных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации о сигнальных признаках заболеваний людей, соблюдении мер индивидуальной защиты при осуществлении контроля за пассажирами, транспортными средствами, товарами и грузами, прибывающими из неблагополучных стран.

6.9. Обеспечить подготовку экипажей (бригад) транспортных средств, выполняющих международные перевозки, по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, выявления больных и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание среди пассажиров и сотрудников в пути следования.

6.10. Информировать население через средства массовой информации об эпидемиологической ситуации в мире, возможных путях заражения и мерах профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний во время пребывания их в зарубежных странах

6.11. При выявлении больных чумой, холерой, геморрагическими лихорадками Ласса, Марбург, Эбола вносить в органы исполнительной власти предписание о введении ограничительных мероприятий в очаге, направленных на предотвращение распространения инфекции за его пределы.

7. Главным врачам ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте принять меры по укреплению и модернизации материально-технической базы и обеспечению постоянной готовности лабораторий особо опасных инфекционных болезней при проведении мероприятий по санитарной охране территории.

8. Руководителям противочумных учреждений:

8.1. Обеспечить готовность учреждения к организации и проведению противоэпидемических мероприятий в случае выявления больных (подозрительных) особо опасными инфекционными болезнями.

8.2. Оказывать практическую и методическую помощь учреждениям здравоохранения, органам и учреждениям Роспотребнадзора в организации и проведении мероприятий по санитарной охране территорий.

8.3. Проводить выборочный контроль противоэпидемической готовности лечебно-профилактических учреждений, предусмотренных для перепрофилирования в соответствии с комплексными планами по санитарной охране административных территорий.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П. Гульченко.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции