Сальмонеллез ситуационные задачи с ответами

При осмотре: ребенок заторможен, черты лица заострены, глаза запавшие, синева вокруг глаз, язык обложен, сухой. Руки и ноги холодные, Кожа бледная с мраморным рисунком, на животе собирается в складку, акроцианоз. Зев бледный. Лимфоузлы не увеличены. Дыхание жесткое, хрипы не выслушиваются. Пульс до 140 уд/мин., глухость сердечных тонов, одышка. Живот втянут, мягкий, безболезненный, при пальпации - разлитое урчание. Печень и селезенка не увеличены. Стул жидкий, обильный, водянистый, мутно-белый с плавающими хлопьями до 12 раз в сутки. Диурез снижен. Менингеальные знаки отрицательные.

Клинический анализ крови: Н b - 150 г/л, Эр - 5,0 ×10 12 /л; ц.п. - 1; Лейк - 5,0 ×10 9 /л; п/я - 4%, с/я - 60%, э - 2%, л - 26%, м - 8%; СОЭ - 5 мм/час.

Общий анализ мочи: относительная плотность - 1038, белок - 0,06%, глюкоза – отриц., эпител. кл. - ед. В препарате: лейкоциты - 5-6 в п/зр, эритроциты - нет.

Показатели КОС: рН крови 7,26; рСО2 - 30 мм.рт.ст; РО2 - 70 мм.рт.ст, ВЕ-12,0; калий плазмы - 2,8 ммоль/л, натрий плазмы - 125 ммоль/л.

  1. О каком заболевании следует думать?
  2. Какие данные эпидемического анамнеза могут явиться подтверждением предполагаемого диагноза и почему?
  3. К какому типу диарей относится это заболевание?
  4. Основные противоэпидемические мероприятия, которые должен выполнить врач при выявлении такого больного?
  5. Какие лабораторные исследования необходимо провести дополнительно для подтверждения диагноза?
  6. Определите степень и тип обезвоживания с учетом клинических и имеющихся лабораторных данных.
  7. Проведите расчет жидкости для регидратационной терапии.
  8. Есть ли показания для инфузионной терапии? Если да - напишите состав капельницы.
  9. Назовите основные причины неблагоприятного исхода этого заболевания у детей.
  10. Показания для выписки из стационара?

Эталоны ответов к задаче № 1.

2. Поездка в Индию.

4. Изоляция больного с проведением противоэпидемических мероприятий согласно действующим Международным Правилам Эпиднадзора за особо опасными карантинными инфекциями. При поступлении в приемный покой стационара больного с подозрением на холеру: прием других пациентов прекращается. Перекрываются все двери, канализация, ставится в известность вышестоящее лицо; по информационному листу необходимо передать сведения о больном, запросить консультанта-инфекциониста и всё необходимое для проведения индивидуальных мер защиты персонала, лечебных, дезинфекционных мер, забора материала на исследование. Медицинский персонал, работающий с больным, одевается в защитный костюм 4 типа: второй халат, маска, головной убор, перчатки; с целью экстренной профилактики per os принимается доксициклин.

Водно-солевая регидратационная терапия больному должна начинаться в максимально ранние сроки в приемном покое, по возможности, лучше на догоспитальном этапе.

Диагноз холеры может быть выставлен только комиссионно с участием не менее двух врачей-инфекционистов, после чего подается КЭС.

Для дезинфекции используют 3% раствор хлорамина (для испражнений -10%).Текущая дезинфекция проводится санитаркой, а заключительная дезинфекция в очаге - дезинфекционной службой.

Карантин контактных, в настоящее время, при холере признан избыточной мерой. Медицинское наблюдение за контактными - 5 дней (после госпитализации больного) с однократным бактериологическим обследованием кала, изоляция их только в случае возникновения заболевания. Эпидемиологическое обследование в очаге проводится врачом-эпидемиологом.

5.Бактериологические исследования кала и рвотных масс по форме 000 №3, экспресс-методы, для ретроспективной диагностики: серологические (РА титр 1:40, РПГА, РСК).

6.Эксикоз II c тепени, соледефицитный.

7.Расчет жидкости производится по режиму нормогидратации с учетом физиологической потребности, объема, необходимого для ликвидации дефицита массы тела, и объема жидкости для восполнения продолжающихся патологических потерь.

8. Да. Глюкозо-солевые растворы в соотношении 1:3.

9. Холерный алгид.

10. Выписка из стационара проводится на 8-10 день клинического выздоровления и с отрицательными результатами бактериологического исследования кала на холеру, проводимых через 24-36 часов после отмены этиотропной терапии 3-кратно в течении 3 дней (для декретированных групп дополнительно однократно проводят посев желчи порций В и С). Наблюдение за реконвалесцентом после выписки - 3 месяца: с 3-кратным исследованием кала на холеру с интервалом в 10 дней первый месяц, затем 1 раз в месяц.

При люмбальной пункции в день поступления ликвор вытекал под высоким давлением, был прозрачный; реакция Панди слабо положительная, цитоз 277 клеток в 1 мкл (преобладали нейтрофилы), белок 0,33 г/л, сахар 2,7 ммоль/л.

После пункции состояние мальчика стало значительно лучше – уменьшилась головная боль, рвота прекратилась. На третий день болезни температура нормализовалась, приступы болей в груди не повторялись, менингиальные симптомы стали отрицательными, на небных дужках на месте везикул образовались поверхностные эрозии с венчиком гиперемии.

Общий анализ крови на третий день болезни:

Эр – 3,7 х 10 12 /л, Hb – 136 г/л, ц.п – 1,0, Лейк – 10,1 х 10 9 /л, э – 2%, п – 2 %, с – 65 %, лимф – 16%, м – 5%, СОЭ - 21 мм/ч.

Общий анализ крови на 8 – ой день болезни:

Эр – 3,7 х 10 12 /л, Hb – 132 г/л, ц.п – 1,0, Лейк – 9,5 х 10 9 /л, э – 3%, п – 2 %, с – 60 %, лимф – 21%, м – 5%, СОЭ 18 мм/ч.

  1. Поставьте клинический диагноз с указанием формы, тяжести и течения заболевания.
  2. Какие данные анамнеза и клинические симптомы позволили поставить диагноз?
  3. Какие лабораторные данные помогли в постановке диагноза?
  4. Какие эпидемиологические данные могут помочь в постановке диагноза?
  5. Какие исследования следует провести для подтверждения диагноза?
  6. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?
  7. Какие еще клинические формы могут быть при данном заболевании?
  8. Показания к госпитализации. Принципы лечение.
  9. Критерии выписки больного?
  10. Какие профилактические и противоэпидемические меры следует провести в очаге инфекции?

Эталоны ответов к задаче № 2.

  1. Энтеровирусная инфекция, комбинированная, тяжелая форма, гладкое течение. Герпетическая ангина, серозный менингит, эпидемическая миалгия.
  2. Острое начало: повышение температуры тела, головная боль, рвота, боли в груди; гиперемия кожных покровов, инъецированные склеры.

В пользу герпангины: вялость ребенка, катаральные явления с везикулами на небных дужках с последующим образованием поверхностных эрозий.

В пользу менингита: головная боль, рвота, наличие менингиальных симптомов, улучшение общего состояния после пункции.

В пользу эпидемической миалгии: умеренная тахикардия, учащенное, аритмичное дыхание, приступы болей в груди, длящиеся 10 – 12 минут, во время которых ребенок покрывается холодным потом.

3.Ликворограмма (ликвор вытекает под давлением, прозрачный, слабо положительная реакция Панди, цитоз 277 кл в 1 мкл, нейтрофильный (учитывая второй день заболевания), белок на верхней границе нормы, незначительное повышение сахара.

В ОАК на второй день болезни: незначительный лейкоцитоз, ускоренное СОЭ.

На восьмой день болезни в ОАК нет нарастания нейтрофильной лейкоцитоза.

4.Выделение вируса из смывов из носоглотки и суспензии фекалий, из ликвора. Непрямой и прямой метод иммунофлюоресценции. Парные сыворотки крови для РН и РСК, нарастание титра специфических антител в 4 и более раз.

5.Организован ли ребенок (в ДДУ чаще вспышки заболевания), был ли контакт с инфекционным больным, сезонность (весеннее – летняя).

6.Герпангина: афтозный стоматит бактериальной этиологии, герпетический стоматит

Серозный менингит: серозные менингиты другой этиологии (при паротитной инфекции), туберкулезный менингит.

Эпидемическая миалгия: пневмония (плеврит), аппендицит, холецистит, панкреатит.

7.Экзантема, кишечная, паралитическая форма, энцефаломиокардит, мезаденит, гепатит, увеит, орхит.

8.Госпитализируются дети с тяжелыми формами заболевания (серозный менингит, миокардит, увеит). Дети с легкими и среднетяжелыми формами лечатся в домашних условиях.

Этиотропной терапии нет. Постельный режим на период острых проявлений заболевания. Щадящая диета. Жаропонижающие. Обильное питье. Диуретики. Полоскание зева антисептиками. Антигистаминные

9.Больного изолируют сроком на 10 дней – до клинического выздоровления. Больные серозным менингитом выписываются из стационара не ранее 21 дня болезни, после исчезновения клинических симптомов и нормализации ликвора.

10.Изоляция больного, применение человеческого лейкоцитарного интерферона в очаге инфекции (закапывать или распылять в носовые ходы по 5 капель 3 – 4 раза в день, в течение 10 – 15 дней), текущая дезинфекция. Специфическая профилактика не разработана.

Для облегчения диагностики целесообразно использовать ориентировочное распределение инфекционных болезней по их начальным клиническим признакам на пять основных групп:

· с преимущественным поражением верхних дыхательных путей и легких;

· с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта;

· с признаками очагового поражения нервной системы;

· с поражением кожи и слизистых оболочек;

· выраженным синдромом общей интоксикации без ло­кальных органных поражений.

Скачать:

Вложение Размер
dizenteriya.docx 24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Лечение и тактика фельдшера при брюшном тифе, паратифе, дизентерии, сальмонеллезе

Ситуационная задача №1

Больная С., 30 лет, обратилась к фельдшеру ФАП с жалобами на слабость, умеренную головную боль, повышение температуры до 39,4 С, ° схваткообразные боли в низу живота. Стул за ночь около 15 раз, в испражнениях заметила слизь и кровь.
Заболела 1 день тому назад: появилось недомогание, озноб, схваткообразные боли внизу живота, кашицеобразный стул до 5 раз за вечер. К утру состояние ухудшилось.
При осмотре : больная вялая, температура тела: 38,9 ° С, Пульс 96 уд./мин., ритмичный, АД 115/70 мм рт.ст. Язык суховат, обложен. Живот мягкий, болезненный при пальпации в левой подвздошной области. Сигмовидная кишка спазмирована, болезненна. Осмотренные испражнения имеют вид "лужицы слизи" с прожилками крови.
Из эпиданамнеза: работает продавцом в продуктовом магазине.

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Определите необходимость госпитализации больного.
3. Перечислите методы лабораторной и инструментальной диагностики.
4. Осуществите профилактические мероприятия в очаге.

Ситуационная задача №2

Фельдшер был вызван к больному, 37 лет. Больной жаловался на схваткообразные боли в животе, тошноту, рвоту, жидкий стул. Заболел накануне вечером, когда появились озноб, слабость, боли в животе, тошнота. Ночью была рвота съеденной пищей, а затем жидкий стул водянистый, до 10 раз за ночь, температура 38,5 ° С, знобило, пытался промыть желудок. Накануне был в гостях вместе с женой. Ели салат, жена также жаловалась на недомогание, расстройство стула. Объективно: состояние средней тяжести, бледный, пульс 96 уд/мин, ритмичный. АД 100/70 мм.рт.ст., язык суховат. Живот мягкий, при пальпации болезненный в эпигастрии и околопупочной области. Симптомов раздражения брюшины нет. Стул обильный, зловонный, темно-зеленого цвета, “болотная тина”, мочится.

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте план обследования.

3. Определите тактику фельдшера при лечении больного на дому.

4. Проведите дифференциальную диагностику с холерой.

Ситуационная задача №3

К фельдшеру ФАП обратился больной, 40 лет, с жалобами на высокую температуру, сильную головную боль, отсутствие аппетита, слабость. Заболел 8 дней назад. Отметил снижение работоспособности, температуру не измерял, продолжал работать. Через 5 дней самочувствие ухудшилось. Температура повысилась до 38,2 ° С, усилилась слабость, головная боль. В последующие дни температура нарастала, головная боль усиливалась, отметил неприятное ощущение вздутия в животе, задержку стула.
При осмотре на 8-й день болезни состояние тяжелое, бледный, вялый. Температура 39,6 ° С. При осмотре кожи: на животе, и на груди обнаружены 3 элемента розеолезной сыпи. В легких дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены. Пульс 82 уд/мин. АД 110/60. Язык сухой, обложен коричневым налетом, отпечатки зубов по краям. Живот при пальпации умеренно вздут, увеличение печени и селезенки. Из эпиданамнеза: 2 недели гостил у родственников в деревне, где купался в пруду, ел немытые овощи и фрукты.

Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз..
2. Составьте план обследования.
3.Перечислите возможные осложнения.
4. Определите тактику фельдшера.

Ситуационная задача №1

1. Диагноз: “Острая дизентерия, средней тяжести”. Основывается на наличии синдрома интоксикации (повышение температуры тела, слабость, головная боль) и колитического синдрома (схваткообразные боли в низу живота, больше слева, частый жидкий стул со слизью, прожилками крови, спазмированная и болезненная сигмовидная кишка).
2. Госпитализация больного острой дизентерией проводится по клиническим показаниям (наличие интоксикации, выраженный колитический синдром – в кале примесь крови); по эпидемиологическим показаниям: больная относится к декретированной группе.
3. Основной метод ранней лаб. диагностики – бактериологическое исследование кала; в разгаре болезни – серологический метод диагностики. Инструментальный метод исследования – ректороманоскопия.

а) определить наличие показаний для госпитализации;

Назначают комплексную терапию, включающую диету (стол № 4, затем № 1 и перед выпиской № 15), витаминотерапию, при обезвоживании — пероральную регидратацию (реже внутривенное введение солевых растворов).

Этиотропная терапия проводится с учётом лекарственной резистентности выделенных шигелл. Для лечения больных со среднетяжёлыми и тяжёлыми формами можно назначать ампициллин (взрослым по 1 г через 6 ч, детям по 100 мг/кг в сутки) в течение 5—6 дней. Взрослым можно назначать тетрациклин (детям до 10 лет его не назначают) в дозе 0,3 г 4 раза в сутки в течение 6 дней, а также фторхинолоны (например, ципробай по 0,25—0,5 г 2 раза в сутки в течение 5 дней).

б) заполнить и отправить экстренное извещение, сделать выписку из амбулаторной карты, зарегистрировать больного в журнале по учету инфекционной заболеваемости;
в) осмотреть людей, совместно проживающих с больным, с целью выявления среди них болеющих дизентерией;

г) выявить среди проживающих лица декретированной группы и детей, посещающих ДДУ, провести бак. обследование;

д) проводить мед. наблюдение за проживающими в течение 7 дней после госпитализации

е) организовать проведение заключительной дезинфекции.

Ситуационная задача №2

1. Диагноз: “Сальмонеллез”. Должен возникнуть на основании признаков: интоксикация в сочетании с явлениями гастроэнтерита, а также эпид. анамнеза – одновременное заболевание 2-х членов семьи после употребления в пищу салата.
2. Провести объективное обследование, общий анализ крови: умеренный лейкоцитоз со сдвигом влево. Провести бактериологическое исследование рвотных масс, промывных вод желудка, кала, мочи. Посев проводят в ранние сроки.

3. Лечение больного возможно на дому при соблюдении всех принципов терапии.

1. С целью удаления токсинов и сальмонелл из желудка проводится его промывание раствором соды (1-2%), кипяченой водой, изотоническим раствором или раствором перманганата калия до чистых промывных вод

2. С целью связывания токсинов и микробов, которые уже проникли в кишечник, назначаются сорбенты: карболонг — по 10г 2-3 раза в день, полисорб или силлард — по 4г 2-3 раза в день, энтеросгель или сорбогель — по 15-20г 2 раза в день, смекта — по 1 пакету 3 раза в день.

3. Диета должна быть механически и химически щадящей, исключаются цельное молоко и тугоплавкие жиры, ограничиваются углеводы (стол №4).

4. Из методов патогенетической терапии основное место занимают дезинтоксикация и регидратация. При легком и среднетяжелом течении дезинтоксикационную терапию проводят орально (частое дробное обильное питье до 2,5-3 л/сут). При тяжелом течении или в случае, когда больной не в состоянии принимать необходимый объем жидкости орально (неукротимая рвота, отказ от питья и др.), показана инфузионная дезинтоксикационная терапия растворами 5% глюкозы, 0,9% натрия хлорида, реополиглюкина. Регидратационная терапия проводится в зависимости от степени обезвоживания оральными (регидрон, глюкосолан, цитроглюкосолан, оралит) или инфузионными (трисоль, квартасоль, хлосоль, Рингер-лактат, ацесоль) солевыми растворами.

5. Применение полиэнзимных препаратов (фестал, панзинорм-форте, панкурмен и др) способствует снижению нагрузки на ферментативную систему кишечника и улучшает процессы переваривания пищи.

6. С целью профилактики и лечения дисбактериозов используют биопрепараты (линекс, бактисуптил, бифиформ).

При гастроинтестинальной форме сальмонеллеза у взрослых использование антибактериальных препаратов не только не показано, но даже вредно, т.к. они увеличивают продолжительность диареи, интоксикации, способствуют развитию дисбактериоза, угнетают иммуногенез, что затягивает процесс очищения организма от возбудителя. К антибиотикотерапии необходимо прибегать лишь в показанных случаях: при развитии осложнений или обострении сопутствующих заболеваний, у больных с ослабленным иммунитетом, в том числе имеющим СПИД, а также при генерализованной форме сальмонеллеза. Предпочтительны амоксициллин, котримоксазол (бисептол), цефалоспорины III поколения (цефотаксим, цефтриаксон), фторхинолоны (ципрофлоксацин, норфлоксацин и др.). Отменять препараты следует после нормализации температуры тела, значительного улучшения состояния больного и выраженной регрессии кишечных расстройств.

4. При холере начало болезни с диареи, рвота присоединяется позже, нет выраженной интоксикации, нехарактерны боли в животе, испражнения водянистые, без запаха, “рисовый отвар”. Рвота без тошноты, фонтаном, температура тела нормальная, при развитии обезвоживания снижается.

Ситуационная задача №3

1. Диагноз: “Брюшной тиф”. Постепенное начало со ступенеобразным повышением температуры тела, головной боли, снижение аппетита, метеоризм, вялость, характерный язык, увеличение печени и селезенки, относительная брадикардия, гипотония, розеолезная сыпь на 8-10 день болезни с локализацией на животе, груди, элементы единичные. Эпиданамнез: употребление немытых овощей и фруктов.
2. Провести объективное обследование и лаб. исследование. Общий анализ крови – лейкопения, лимфоцитоз, СОЭ ускоренная, анэозинофилия, тромбоцитопения. Бак. исследование крови, мочи, кала, желчи. Серологическое исследование – положительный титр 1:200 и выше.

3. Специфические осложнения связаны с морфологическими изменениями в желудочно-кишечном тракте – кишечные кровотечения, перфорация язвы кишечника и перитонит. Осложнения, связанные с развитием тяжелой интоксикации: инфекционно-токсический шок, коллапс. Осложнения, связанные с присоединением вторичной флоры: пневмония, отит, паротит.

4. При выявлении больного необходима обязательная госпитализация его в инфекционный стационар:

Режим постельный до 10-го дня нормальной температуры тела. Диета № 1, комплекс витаминов. Этиотропная терапия проводится до 10-го дня нормальной температуры тела хлорамфениколом, ампициллином, ампициллином с гентамицином, бактримом, фторхинолонами. Патогенетическое лечение включает инфузионно-дезинтоксикационную терапию, экстракорпоральную детоксикацию, гипербарическую оксигенацию.

  • подача экстренного извещения;
  • проведение заключительной дезинфекции;
  • мед. наблюдение за контактными в течение 25 дней с ежедневной термометрией,
  • однократное обследование контактных на бактерионосительство;
  • проведение сан.просвет.работы.
  • Прогноз при своевременно начатом лечении благоприятный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационные задачи по разделу Вены большого круга кровообращения.

Ситуационные задачи, направленные на распознавание обучающимися отличий административной и уголовной ответственности.

Проблемно-ситуационные задачи содержат тексты и примерные задания для самостоятельной работы студента.По содержанию подобраны к теме "Повреждения и травмы" с учетом требований по.

Сборник ситуационных задач по теме:«Личная гигиена».

Данные задачи изложены без эталонов ответов. Можно использовать в качестве контролирующего материала для итогового практического занятия по двум темам.


Время проведения: 8.04.2013 год.

Количество часов: 2 часа

Тип урока: Комбинированный урок

Вид урока: Урок презентация

Учебная цель:

♦ Изучить вопросы этиологии, эпидемиологии, клиники, осложнения, лечения, диагностики, Сальмонеллеза.

♦ Усвоить принципы профилактики Сальмонеллеза.

♦ Познакомить с мероприятиями в очаге.

Воспитательная цель:

♦ Формировать у учащихся чувство ответственности за жизнь больного.

♦ Убедить учащихся в необходимости проведения четких действий в предупреждении и распространении Сальмонеллеза.

Развивающая цель:

♦ Способность, концентрировать внимание на дифференциальной диагностики Сальмонеллеза.

♦ Умение применять на практике полученные знания.

♦ Развивать память, внимание, мышление.

Методическая цель:

♦ Активировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке.

♦ Повысить заинтересованность, внимание при изучении темы.

♦ Углубить и расширить объем знаний по изучаемой теме.

Межпредметные связи:

Учащийся должен знать:

Ø Определение инфекционных болезней Сальмонеллеза.

Ø Классификацию Сальмонеллеза.

Ø Особенности возникновения Сальмонеллеза (этиологию, эпидемиологию);

Ø Клинику, течение, лабораторную диагностику, дифференциальную диагностику, лечение, осложнения, уход и профилактику.

Ø Противоэпидемических мероприятий в очаге;

Учащийся должен уметь:

Ø Проводить опрос: собирать анамнез болезни и эпидемиологический анамнез;

Ø Владеть методикой ранней диагностики инфекционных заболеваний;

Ø Выявить основные симптомы заболевания;

Ø Оценивать реактивность организма и состояние больного с инфекционными заболеваниями;

Ø Проводить забор материала от больного для бактериологического исследования (кровь, мочу, кал, рвотные массы);

Ø Планировать работу в очаге инфекции;

Ø Организовывать противоэпидемические мероприятия в очаге;

Ø Выявлять больных и экстренные извещения в СЭС об инфекции;

Ø Обеспечить госпитализацию инфекционного больного;

Ø Проводить санитарно-просветительную работу.

Обеспечение занятия:

  • Наглядные пособия: слайды.
  • Технические средства: компьютер, проектор, экран.

Литература основная:

Литература дополнительная:

1. Сальмонеллеза (И.И.Елкин, О.А.Крашников).

2. Инфекционные болезни. Эпидемиология (В.И.Покровский, С.Г.Пак, Н.И.Брико, Б.К.Данилкин).

3. Инфекционные болезни-Атлас руководство (В.Ф.Учайкин, Ф.С.Харламова, О.В.Шамшева, И. В. Полеско).

4. Бактериальная дизентерия (В.И.Покровский, Н. Д. Ющук).

Структура занятия.

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Мотивация урока – 5 мин.
  3. Актуализация опорных знаний (Тесты – 2 варианта, 20 тестов – 30 мин)
  4. Изучение нового материала –30 мин.
  5. Закрепление изученного материала – 20 мин.
  6. Обобщение темы и подведение итогов занятие – 3 мин.
  7. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

- Проверить готовность аудитории к занятию.

II. Мотивация урока – 5 мин.

- Преподаватель знакомит учащихся с темой, целями урока.

- Преподаватель рассказывает учащимся на какие разделы разделено занятие и указывает время проведения отдельных разделов.

- Преподаватель обращает внимание на актуальность темы.

Острые кишечные инфекции распространяются повсеместно. Имеют характер спорадических случаев, а также в виде групповых, в том числе семейных заболеваний. В редких случаях носят характер эпидемических вспышек. В нашей стране благодаря осуществлению требований ветеринарного и санитарно-гигиенического контроля, соблюдению условий пищевой гигиены, росту благосостояния и культуры населения, широкому использованию бытовых холодильников заболеваемость острой кишечной инфекции неуклонно снижается.

Сегодня на уроке мы конкретизируем диагностику, выделим главное в терапии и профилактике Сальмонеллеза.

III. Актуализация опорных знаний – 20 мин.

1. Работа с карточками.

Учащийся получает индивидуальные задание, ответить устно на вопрос.

На подготовку дается время – 2 мин.

Согласовано: Цикловая методическая

Методист колледжа комиссия №2


Рассмотрена Подготовлена преподавателем:

на заседании ЦМК №2 Кичаповой С. И.

Уральск, 2013 год.

Время проведения: 8.04.2013 год.

Количество часов: 2 часа

Тип урока: Комбинированный урок

Вид урока: Урок презентация

♦ Изучить вопросы этиологии, эпидемиологии, клиники, осложнения, лечения, диагностики, Сальмонеллеза.

♦ Усвоить принципы профилактики Сальмонеллеза.

♦ Познакомить с мероприятиями в очаге.

♦ Формировать у учащихся чувство ответственности за жизнь больного.

♦ Убедить учащихся в необходимости проведения четких действий в предупреждении и распространении Сальмонеллеза.


♦ Способность, концентрировать внимание на дифференциальной диагностики Сальмонеллеза.

♦ Умение применять на практике полученные знания.

♦ Развивать память, внимание, мышление.

♦ Активировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке.

♦ Повысить заинтересованность, внимание при изучении темы.

♦ Углубить и расширить объем знаний по изучаемой теме.

Учащийся должен знать:

Определение инфекционных болезней Сальмонеллеза.

Особенности возникновения Сальмонеллеза (этиологию, эпидемиологию);

Клинику, течение, лабораторную диагностику, дифференциальную диагностику, лечение, осложнения, уход и профилактику.

Противоэпидемических мероприятий в очаге;

Учащийся должен уметь:

Проводить опрос: собирать анамнез болезни и эпидемиологический анамнез;

Владеть методикой ранней диагностики инфекционных заболеваний;

Выявить основные симптомы заболевания;

Оценивать реактивность организма и состояние больного с инфекционными заболеваниями;

Проводить забор материала от больного для бактериологического исследования (кровь, мочу, кал, рвотные массы);

Планировать работу в очаге инфекции;

Организовывать противоэпидемические мероприятия в очаге;

Выявлять больных и экстренные извещения в СЭС об инфекции;

Обеспечить госпитализацию инфекционного больного;

Проводить санитарно-просветительную работу.

Наглядные пособия: слайды.

Технические средства: компьютер, проектор, экран.



1. Сальмонеллеза (И.И.Елкин, О.А.Крашников).

2. Инфекционные болезни. Эпидемиология (В.И.Покровский, С.Г.Пак, Н.И.Брико, Б.К.Данилкин).

3. Инфекционные болезни-Атлас руководство (В.Ф.Учайкин, Ф.С.Харламова, О.В.Шамшева, И. В. Полеско).

4. Бактериальная дизентерия (В.И.Покровский, Н. Д. Ющук).

Организационный момент – 2 мин.

Мотивация урока – 5 мин.

Актуализация опорных знаний (Тесты – 2 варианта, 20 тестов – 30 мин)

Изучение нового материала –30 мин.

Закрепление изученного материала – 20 мин.

Обобщение темы и подведение итогов занятие – 3 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Организационный момент – 2 мин.

- Проверить готовность аудитории к занятию.

II. Мотивация урока – 5 мин.

- Преподаватель знакомит учащихся с темой, целями урока.

- Преподаватель рассказывает учащимся на какие разделы разделено занятие и указывает время проведения отдельных разделов.

- Преподаватель обращает внимание на актуальность темы.

Острые кишечные инфекции распространяются повсеместно. Имеют характер спорадических случаев, а также в виде групповых, в том числе семейных заболеваний. В редких случаях носят характер эпидемических вспышек. В нашей стране благодаря осуществлению требований ветеринарного и санитарно-гигиенического контроля, соблюдению условий пищевой гигиены, росту благосостояния и культуры населения, широкому использованию бытовых холодильников заболеваемость острой кишечной инфекции неуклонно снижается.

Сегодня на уроке мы конкретизируем диагностику, выделим главное в терапии и профилактике Сальмонеллеза.

III. Актуализация опорных знаний – 20 мин.

1. Работа с карточками.

Учащийся получает индивидуальные задание, ответить устно на вопрос.

На подготовку дается время – 2 мин.

Этиология Брюшного тифа.

Эпидемиология Брюшного тифа.

Механизм зарождения Брюшным тифом.

Патогенез Брюшного тифа.

Инкубационный период при Брюшном тифе. Классификация клинических периодов при Брюшном тифе.

Охарактеризуйте начальный период заболевания.

Охарактеризуйте период разгара заболевания.

Что такое симптом Филиповича.

Какие изменения в сердечно – сосудистой системе при Брюшном тифе.

Какие изменения в ЖКТ при Брюшном тифе.

Что такое симптом Подалки

Какие изменения в ОАК, ОАМ при Брюшном тифе.

Осложнения при Брюшном тифе.

Диагностика Брюшного тифа.

Лечение Брюшного тифа

Этиотропное лечение Брюшного тифа.

Профилактика Брюшного тифа

2. Тестовые задания в двух варианта, количестве – 20 тестов (приложение № 1) .

Учащиеся получают тестовые задание с четырьмя вариантами ответов, отвечает письменно в течение – 10 мин.

Возбудителем брюшного тифа является –

Инкубационный период при брюшном тифе состав­ляет

Длительность заболевания брюшным тифом составляет

Для брюшного тифа характерен стул

На первой неделе болезни материалом для исследо­вания являются

кровь на гемокультуру

Осложнения брюшного тифа в виде прободения мо­гут наступить на

2-й неделе болезни

2-й день болезни

6-й неделе болезни

3-й неделе болезни

Брюшнотифозные бактерии содержат

Брюшной тиф по классификации Л. В. Громашевс-кого относится к группе инфекций

Наиболее опасно в эпидемиологическом отношении выделение брюшнотифозных бактерий от бактериовыде-лителей

1-й неделе болезни

2-й неделе болезни

3-й неделе болезни

4-й неделе болезни

Отторжение некротизированных элементов лимфо-идной ткани и образование язв происходит на

1-й неделе болезни

2-й неделе болезни

3-й неделе болезни

4-й неделе болезни

При брюшном тифе печень и селезенка увеличивают­ся

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции