Притча о страхе перед холерой

← Оглавление Холерный год
автор Степан Васильевич Аникин (1869—1919)
Часть II →

После голода ждали холеру.

Весна открылась удачная. Озими из-под снега вышли зелеными, бодрыми, легко и сразу двинулись в рост. Яровые тоже шли дружно. Сады отцвели богато. Не тревожили их ни морозы, ни помоха. Год сулился быть урожайным, а народ не переложил тревоги на радость. Ждали холеру, уверенно ждали, не допускали и мысли, что холера может не быть, хоть не знали совсем, что такое холера.

Простой народ везде одинаков: живет только предчувствиями и крепче верит в беду, чем в радость.

Старики вспоминали прежние годы, когда она, лютая, косила людей, как траву на займище:

— Махнет полой, и свалишься!

С юга шли слухи, что в Баку и в Астрахани народ бунтует.

Собирались и у нас бунтовать. Народ в городе беспокоился. По базарам, трактирам, наемкам, по берегу Волги сходились толпы. Говорили с мрачным укором:

— Конец Россее: мору напущено.

— Голенастый морило! У-у!

Вслед ему злое несется, как волку.

Бабы, как всегда, верили в чудеса; сойдутся и шепчут тихеньким кротким шепотом. Сами стылые, зенки таращат, будто бы дурманом сыты.

— Господи, что за притча за такая?

И молвит белый кочет голосом человеческим:

— Не бойся, старче, я — мор на людей от голода!

И красный молвил:

— Я мор на людей от холеры!

Молвил и черный кочет:

— Гнев я господний за грехи — покайтесь!

И заплакал старик слезами.

— Господи, господи! Гневен ты в сердце своем. Вымрет Россея в три года.

Много других чудес бабы знали в городе, и в каждом чуде были: петухи, барашки, старцы, холера и голод с грехами. Жесток и гневен был бог в бабьих понятиях.

О том, что есть холера и как она убивает людей, говорить не любили. Молча, будто бы все это было известно:

— Скрючит, и вся недолга!

Поясняли только детишкам, когда те надоедали с расспросами:

— Чего это? А? Холера-то? Какая?

— Такая долговязая баба. Костистая вся, испитая, в саване и с косой на плече, что вот траву в деревнях косят. Дыхнет однова — ну и с ног свалишься!

Так отвечали одни, другие — иначе:

— Отрава это, вроде тараканного мору, напущена в воду: в речки, в родники, в колодцы.

— Холера это — мгла поднебесная, похожа на помоху, что хлеба в поле сушит, а то — на серный цвет. Кого опахнет, тот с ног долой.

И после того ребятишки всячески играли в холеру: мутили воду, наряжались в материны юбки, становились на ходули и били друг друга палками, вроде как косами подкашивали.

Среди взрослых день ото дня тревога росла. Все хотели спастись от холеры, которая, может быть, и пришла уж, бродит где-нибудь по задворкам, стучит костяком, миткалевой фатой помахивает.

И, кроме молитвы да покаяния, кроме злобы на бар, не знали ни одного верного средства. Любители выпить хвастались, что их не возьмет никакая холера, и выпивали чаще, чем прежде, и пили помногу, но сами верили себе только тогда, когда пьяны бывали. Потому и пили, чтобы трезвыми не мучиться.

В тоске и тревоге пили коньяк, кипяченую воду с мятой, перцовку, соляную кислоту в растворе, прятали под ложечкой медные крестики, лапки. молились. Молились почти все: и те, кто в бога верил, и те, кто не верил в него. Купцы, чиновники, студенты, интеллигентные барышни, газетные репортеры, мастеровые, чернорабочие. все молились.

Церкви бывали полны. Под расписными куполами, на папертях и в притворах, в алтарях и на хорах — везде витала тоска. Иконостасы горели пасхальным блеском. Шептались тени и сумрак углов. Строго, с укором и местью, глядели святые с икон, бесновались кликуши. А народ тосковал.

Все: и чтение псалмов дьячками, и пение стихир церковными хорами, и томные возгласы протопопов, и густые призывы дьяконов, даже колокольчики ктиторов, для чего-то собирающих деньги, — все дышало одним и тем же — тоской. Но не той покаянной великопостной тоской, которая повторяется из года в год перед пасхой. Как сознание своей личной греховности, привычной, покорной и мирной. Здесь же витал чей-то чужой грех, мятежный, стихийный и страшный в своей бесповоротности. Только потому, что не знали иных молитвенных слов для служб, молились старыми псалмами, старыми эктиньями, антифонами и прокимнами. На душе у всех было новое, непривычное.

А тысячепудовый гул колоколов ползал по городу с еще большей тоской, разнося ее по зеленым окрестностям и по радостно широкой глади Волги, разлившейся в том году не в пример обильно. И цветущий ликующий май опустился вдруг ниже покаянных дней великого поста.

— Вот вам молитва. Кто хочет спастись от холеры, тот должен читать ее утром и вечером по три раза подряд. Кроме того, каждый должен молитву эту переписать на три бумажки и раздать троим верующим.

Молитва переписывалась и распространялась. Попадались бумажки, написанные чистым писарским почерком, встречались каракули. Слова молитвы были без смысла, но людям хотелось верить в нее, и они верили. Разве в холере было больше смысла, нежели в молитве?

Душа людей в то время была подобна зрачкам испуганных глаз. От страха она расширялась и, расширившись, вмещала в себя все, что сулило надежду. Не простую только надежду, а чудесную, с примесью небыли, как основание страха, — холера.

А ей все равно было. Она приближалась медленно и настойчиво поднималась вверх по реке. Умирали люди в Царицыне, через неделю в Дубовке, еще через неделю в Камышине. Похоже было, что прилипает она не к модным быстроходным суднам, таится на рыбницах, буксирах, баржах.

И у нас говорили уж:

— Умирают неспроста! Заметь, сколь много гробов встречается на улице.

И действительно, гробов было больше обыкновенного, и похоронный перезвон никогда не был столь ужасен, криклив и громок. Боялись ходить мимо кладбища, сторонились больниц, против врачей росло глухое тревожное чувство.

Когда санитары стали с полицией обходить дворы и жилища с приказом: чистить и мыть, — их возненавидели. Не мыли, не чистили. Или ругались им вслед, благочестиво вздыхали.

— Выше бога хотят сделаться.

Охотно платили всякие штрафы за нарушение санитарных правил.

— Все равно два века не жить. с собой не возьмешь.

Проходя мимо мест, насыпанных известью, серой, залитых вонью карболки, злобно плевались, ворчали:

— Вот окаянные! Воздух загадили.

И зажимали носы, кружили, обходили поодаль, будто бы в карболке и в извести таилась холера. Даже те, кто хорошо знал, зачем это сделано, не были в силах подавить брезгливости к мерам противузаразным. Охотнее шагали через парные груды навоза, чем через известь и серу.

И не было в городе никого, кому б поверила темная масса народа.

Так город, в котором я жил в то время, шел навстречу заразе, ждал ее появления. И когда дождался — стал бунтовать.

Все, кто мог, выезжали из города. Уехал и я в свое родное село.

832. Будущий генералиссимус под страхом монашества и перед холерой

Поздравляю с окончанием труда - путного. Вижу, что и для вас это Богомоление не прошло бесследно. Вы поновили там свои убеждения и углубили. На себя посмотришь, ни туда, ни сюда не гож. Одно лишь, слезно вопию: "имиже веси судьбами, Господи, так благоустрой жизнь мою, чтобы спастись". И вопию денно-нощно. Самое хорошее это настроение. Бог дал его. Благодарите Бога и храните сей дар!

"Заметил я", говорите, "что в те дни, когда совершаю правило как следует, на душе бывает покойней и легче". Прибавлять ли к сему: это вам указание, где искать покоя и силы держать себя, как должно. И трудитесь, не ленитесь.

Это добрые помышления. А вот не совсем похвально: "вижу, что трудна монашеская жизнь; лишь одни избранные могут понести ее".

Вот так генералиссимус!! Только взглянул на Плевну, и бежать от нее прочь. С таким духом и в рядовые не годитесь! Трудности и в монашеской жизни есть, и в житейском быту. И в последнем их больше. Выходит, вы бежите от меньших трудностей, чтобы попасть в большие. Разумно это? Придумайте для своего бегства не трудности, а другое что. От трудностей никуда не убежать.

Холера! Холера!! В Шацке, говорят, было два случая. В Воронеже объявлено - оседлость ее у них.

Вот и готовьтесь! Избави нас Господи! Но, как Его святая воля может для блага нашего подвергнуть такой смерти, то наперед надо подчинить нам волю свою - сей воле Божией и с покорностью принять сей род смерти, как благо, и благодарить Господа!

Восставить надо всю силу веры в крестную спасительную смерть Господа - и так пребывать, ожидая, что благоволит Господь.

Ваш доброхот Е. Феофан.

Похожие главы из других книг:

3. К другим же будьте милостивы со страхом (ст. 23б) Еще одна тревога Иуды связана со спасением тех, кто полностью погрузился в ложное учение: возможно, среди них есть даже зачинщики и учителя. Но в сострадании к ним нужно проявлять осмотрительность, гнушаясь даже одеждою,

Будущий Израиль – прообраз мира Ацилут? – Да, а человек – З"А Вопрос: Вы сказали, что мир Ацилут был создан после разбиения З"ОН мира Некудим. Тем не менее он является самым важным миром и служит для исправления разбившихся келим З"ОН. Наш народ был изгнан из Земли Израиля

Работа со страхом наказания Участник: Однако после того как я открыл для себя этот аспект кармической причинно-следственной связи, я по-прежнему испытываю страх, когда совершаю вредные поступки: я боюсь наказания. Мне бы хотелось иметь действительно свободный выбор по

Будущий брат ОТСТУПИМ на несколько лет и проследим жизнь того, кто принес Евгению откровение и кому суждено стать главным человеком в его судьбе.До 13–ти лет Глеб жил в Европе. Еще до его появления на свет родители бежали от коммунистического режима из России в Латвию.

Со страхом и трепетом О, взять бы все – и всем и по всему или сосной, макнув ее в Везувий, по небесам, как кто-то говорил, - писать, писать единственное слово, писать, рыдая, слово: Помоги! Ольга Седакова. Если судить по изобилию выпускаемых книг, посвященных умному деланию,

Будущий Царь Иерусалима 9 Ликуй от всего сердца, дочь Сиона!Кричи от радости, дочь Иерусалима!Вот, Царь твой идёт к тебе:торжествующий, победоносный,кроткий, верхом на ослицеи на ослёнке, сыне ослицы. d10 Он истребит e колесницы в Ефраиме fи коней боевых в Иерусалиме,и лук

Глава 23. 1–8. Будущий пастырь из дома Давидова. 9–22. Ложные пророки в Иерусалиме. 23–32. Сон и пророчество. 33–40. Неуместность употребления слова "бремя" 1-8 Пророк возвещает горе правителям Иудейского государства за их дурное управление. Но в то время как правители будут нести

Как справиться со страхом По сути, первая часть этой книги — моя попытка обезоружить страх. Знание о том, что такое боль и какую роль она играет в нашем организме, помогает — мне становится не так страшно. Я перестаю видеть в боли врага, с которым нужно сражаться. Теперь она

Будущий Царь Сиона 9 Возликуй великим ликованием, дочь Сиона!Кричи от радости, дочь Иерусалима!Вот, Царь твой идет к тебе, погляди,торжествующий, победоносный,кроткий, верхом на ослице и на осленке,сыне вьючного животного e.10 Он истребит f колесницы в Ефремеи коней боевых в

Глава 1517: Надежда в сочетании со страхом.[3339] 2012 (6469)[3340]. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, в тот день, когда Аллах создал милосердие, Он создал его из ста

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.


Перед Иерусалимской иконой Богоматери происходили не только массовые исцеления во время эпидемий, но и исцелялись отдельные люди. Например, возле Иерусалимской иконы Богоматери был исцелен будущий епископ Варнава (Беляев), родившийся в семье рабочего Раменской фабрики. По воспоминаниям епископа, в детстве он был тяжело болен, а в это время в село Раменское принесли чудотворную Иерусалимскую икону. Когда икону внесли в дом, спавший мальчик увидел ее во сне. Стоявшие рядом с иконой ангелы велели ему поцеловать икону. Проснувшись, мальчик почувствовал себя лучше и вскоре выздоровел. Позднее епископ вспоминал, как в детстве играл в крестный ход с Иерусалимской иконой. Известно, что возле иконы иногда исцелялись бесноватые.

В 1920-е годы крестные ходы с Иерусалимской иконой по-прежнему совершались. На их проведение требовалось разрешение властей: например, в 1926 году священник Воскресенского храма Павловского Посада получил разрешение административного отдела Моссовета принести Иерусалимскую икону из Бронниц. Однако уже в 1927 году верующим Богородска в аналогичной просьбе было отказано. Причиной отказа стал циркуляр НКВД № 96/16 от 7 марта 1927 года, запретивший выносить богослужебные предметы из храма. Скорее всего, после этого крестные ходы окончательно прекратились. Правда, по воспоминаниям местных жителей, они продолжались до середины 30-х годов и были достаточно многочисленными.

После закрытия бронницкого Архангельского собора в 1931 году и Иерусалимской церкви в 1940-м Иерусалимская икона была перенесена в храм великомученика Димитрия Солунского села Малахово.

Об этом событии известно лишь из устных источников, поэтому достаточно сложно реконструировать цельную картину: разными людьми эта история излагается в различных версиях. В почитании Иерусалимской иконы происходят значительные изменения. После прекращения крестных ходов икона, перенесенная из Бронниц в Малахово, стала для многих верующих менее доступной. В связи с этим местные списки Иерусалимской иконы приобретают самостоятельное значение, некоторые из них начинают почитаться как чудотворные, а почитание самой Бронницкой иконы забывается. Верующие приходили к спискам Иерусалимской иконы, находящимся в Никольской церкви села Малышево и Вознесенской церкви села Речицы, почитались и списки, находящиеся в церквях Архангела Михаила села Загорново и великомученика Георгия села Игнатьево. В оба праздника, посвященных Иерусалимской иконе, совершались торжественные богослужения, иногда даже с участием епископа: например, в 1967 году в Загорнове в день местного праздника Иерусалимской иконы служил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (будущий патриарх).


Фото: Getty Images

Победа над китайским коронавирусом может потребовать намного больше жертв и усилий, чем кажется. И не только в Поднебесной.

С минувшей недели мир будоражат сообщения о новом коронавирусе в Китае. Число умерших от него перевалило за сотню. Счёт заразившихся идёт на тысячи. При этом британские эксперты, не слишком доверяя китайской статистике и предполагая, что ситуация развивается намного стремительнее, утверждают, что уже сегодня количество заболевших может составлять 100 тыс.

Кал во время чумы

То, как человечество смотрит на проблему, во многом определяет, как оно её решает. Во время разгула "чёрной смерти" в Европе, например, обитатели Старого Света искали целебные свойства даже в фекалиях. Роуз Джордж в книге "Большая необходимость: неисчислимый мир человеческих отходов и почему это важно" пишет, что Мартин Лютер ежедневно съедал ложку собственных экскрементов и писал, что не может постичь щедрость Господа, который свободно даёт такие важные и полезные лекарства. Вероятно, речь идёт о той самой личности, чьи 95 тезисов положили начало Реформации, хотя автор почему-то не увидела надобности в том, чтобы уточнить его регалии.

Тогда ещё вовсю действовала миазматическая теория Гиппократа, согласно которой эпидемические болезни распространяются посредством зловонных испарений, а не бактерий или вирусов. В XIX веке широкое её применение стоило жизни колоссальному числу холерных больных. Однако исповедовавший это учение 73-летний Макс фон Петтенкофер, основатель первого в Европе института гигиены, умудрился выпить бульон с холерными вибрионами и не заболеть. Таким образом, он выиграл спор у Роберта Коха, открывшего бациллу сибирской язвы и туберкулёзную палочку.

Был ли Петтенкофер прав? Там, где говорил о важности иммунитета, — несомненно. Но был прав и Кох, благодаря которому человечество избежало многих жертв, вызванных разного рода патогенами. Испанский грипп, начавшийся в последние годы Первой мировой, унёс жизни до 100 млн человек, или до 5% земного населения (многократно перекрыв военные потери той кровавой поры), потому что бал тогда правил смертоносный вирус, изготовить вакцину против которого в те времена было невозможно. Но и иммунитет, ослабленный окопной войной с огромной скученностью людей, сыграл свою роль.

Пиррова победа и прогнозы

В середине XX века многим эпидемиологам казалось немыслимым, чтобы ситуация с "испанкой" или холерой когда-либо повторилась. Вирусолог сэр Макфарлейн Бернет в 1951 году утверждал, что на Западе "значимым фактором общественного устройства стало искоренение инфекционных болезней". Почти десятилетие спустя он добавил: "Писать об инфекционных болезнях — значит ворошить давно забытое".

Однако чуть позже такой оптимизм в научной среде начал давать сбои. Тому были причины. H1N1, тот самый подтип вируса гриппа, что вызвал пандемию "испанки", в 2009 году принёс миру менее смертоносную, но всё же мощную пандемию гриппа. Убежищем, в котором он "выжидал" почти 100 лет, оказался организм свиньи. Затем войну человечеству объявило семейство коронавирусов. От эпидемии тяжёлого, острого респираторного синдрома (Sars) умерли 9% всех инфицированных. От эпидемии ближневосточного респираторного синдрома (Mers) — 35% заболевших. Разносчиком первого были летучие мыши, второго — верблюды. По данным испанских исследователей, геном коронавируса, начавшего свою тризну в Ухане, на 80% совпадает с геномом вируса 2003 года, провоцировавшего атипичную пневмонию.

Учёные называют размер генома вируса его "интеллектом": чем он больше, тем больше способность вируса к непредсказуемой мутации. Коронавирус здесь — абсолютный чемпион. Потому-то он наиболее коварен среди собратьев по классу.

По мнению некоторых учёных, даже в "простой" войне с микробами нет никакого резона пророчить человечеству выигрыш. В 2012 году перед полным залом коллег Брэд Спеллберг, специалист по инфекционным заболеваниям из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, иронизировал: "Кругом говорят, что мы должны одержать победу над микробами. Серьёзно? Да у них совокупная масса в 100 тыс. раз больше нашей. Поди их победи".

А чуть больше года назад Майкл Остерхолм, директор Центра исследований инфекционных заболеваний Миннесотского университета, сравнивал пандемии гриппа с извержениями вулкана, ураганами и цунами, добавляя: "Думать, что с нами не может случиться ничего, подобного событиям 1918 года, просто глупо". Вопрос лишь в том, когда, как и от чего конкретно такое может произойти.

Для властей Поднебесной взять в кольцо города-миллионники оказалось легче, чем навести порядок на рынках, превратившихся в кузницу вирусологического оружия

Несколько лет назад эпидемиолог Ларри Бриллиант провёл опрос среди своих коллег и выяснил, что 90% из них давали неутешительный прогноз: пандемия может разразиться в пределах двух ближайших поколений. Она будет способна поразить около 1 млрд человек и убить около 165 млн. Убытки от глобального спада могут достигнуть заоблачных $3 трлн. Это, конечно, можно списать на корпоративный заговор, нагнетание страха на манер того, как это делает Пентагон, желая раздуть военный бюджет. Однако дело не в самих пророчествах, а в том, что для таких заявлений есть, по крайней мере, одно веское основание: человечество слишком плохо учится на своих ошибках.

На те же грабли

Когда в начале 2011 года Соня Шах, научный журналист, приехала в Гуанчжоу для сбора материала к своей книге "Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов", то первым делом пошла на рынок дичи. Именно такие торжища обслуживают традиционную для Китая "дикую" кухню е-вэй с её блюдами из экзотических животных — от змей и черепах до летучих мышей. И именно с рынка Гуанчжоу начал своё шествие вирус, ставший причиной пандемии Sars. "Никто не обращал внимания на товар, ради которого мы туда приехали: диких животных, доставленных на этот рынок по длинной цепочке перекупщиков, уходящей в глухие районы Китая и тянущейся до самой Мьянмы и Таиланда, — пишет Шах. — В белом пластмассовом ведре копошилась в мутной воде 14-килограммовая черепаха. По соседству в клетках держали диких уток, хорьков, змей и диких кошек. Перед нами ряд за рядом представали клетки с животными, которые почти никогда (или вовсе никогда) не сталкиваются между собой в естественной среде. А здесь дышали, мочились, испражнялись и питались бок о бок".

Это в значительной мере и стало триггером для прошлого смертельного коронавируса, унёсшего порядка восьми сотен жизней. "В природе жители пещер, подковоносы, не будут соседствовать с пальмовыми циветтами, живущими на деревьях, а с людьми обычно близко не сталкиваются ни те ни другие. Однако на этом рынке все три вида (подковоносы, циветты и люди) вдруг оказались рядом. Переход вируса с летучих мышей на циветт сыграл ключевую роль в развитии атипичной пневмонии", — констатирует автор.

Ко времени посещения Шах провинции Гуандун, административный центр которой — Гуанчжоу, этот алгоритм возникновения смертельного вируса был известен. Однако никто и пальцем не пошевелил ради того, чтобы снизить опасность возникновения новой напасти, наведя хотя бы какой-то порядок на рынках дичи. Ни здесь, ни в 11-миллионном Ухане — "столице" провинции Хубэй, которую от Гуандуна отделяет лишь один смежный административный "сосед", провинция Хунань.


Ритуал возвращения. Люди в масках в последнюю неделю стали обыденным явлением для аэропортов всего мира, в том числе для Хитроу в Лондоне

Хвалить ли Пекин?

The Lancet, один из ведущих медицинских журналов, в редакционной статье даёт высокую оценку тому, как Китай справляется с новой вспышкой. "Уроки эпидемии атипичной пневмонии, когда Китай был недостаточно подготовлен к внедрению практики инфекционного контроля, успешно извлечены, — пишет издание. — В большинстве случаев власти Китая соблюдают международные стандарты, изолируют подозрительные случаи и контакты, разрабатывают процедуры диагностики и лечения, а также проводят общественные образовательные кампании". Да, всё правильно. Но это уже реакция власти на событие, которое "пошло вразнос" и само по себе было порождено бездействием той же власти. Доблести тут мало. В отношении нынешних китайских событий реверансы властям уместны разве что в сравнении с предыдущей эпидемией. Тогда всё замалчивалось дольше. И действовать высокие должностные лица начали с ещё большим запозданием.

Но даже действия постфактум сегодня мало чем отличаются от того, что было в 2003 году. "По сути, ответ на этот раз более или менее тот же, — считает Минксин Пей, профессор государственного управления в колледже Клермонт МакКенна в Калифорнии. — Местные чиновники преуменьшали вспышку на начальной, но решающей стадии. СМИ были в наморднике. Публику держали в неведении. В результате драгоценное время было потеряно". Теперь гнев и разочарование, разливающиеся в китайских социальных сетях, несмотря на цензуру, обрушиваются на местные власти. Как отмечает The New York Times, "в широко распространённых, а затем подвергнутых цензуре комментариях старший журналист издания The Hubei Daily, главной партийной газеты провинции, призвал к смене руководства в Ухани".

Такие призывы в политическом смысле выгодны Пекину. Потому что снимают ответственность с центральной власти. Плохими и нерасторопными оказываются "бояре и наместники", хотя в действительности здесь налицо парадокс авторитарного лидера. Ронг Цзянь, независимый исследователь китайской политики в Пекине, говорит: "Именно потому, что Си настолько силён, часто возникают политические проблемы — никто не осмеливается не соглашаться с ним, и проблемы обнаруживаются слишком поздно".

Си Цзиньпин, которого считают самым грозным китайским лидером со времён Мао Цзэдуна, в разговоре с руководством ВОЗ назвал коронавирус "дьяволом", однако высказал уверенность, что Китай его победит. Почти наверняка так и будет. Вопрос лишь в цене победы. При той степени авторитаризма, которая отличает Поднебесную, взять в кольцо города-миллионники (а сегодня под карантином находятся 18 городов с населением 56 млн) оказалось легче, чем навести порядок на рынках, превратившихся в своеобразную кузницу бактериологического оружия. И отчасти понятно почему. В памяти китайского руководства наверняка живы воспоминания об убытках, которые пришлось понести во время введения карантинных мер и ограничений для путешественников. Одна только туристическая отрасль потеряла тогда более $25 млрд. И покуситься на симбиоз экзотики, царящей на рынках, означало бы лишить Китай одного из фетишей притягательности для туристов. Поэтому борьбу со злом начали, когда его потенциальность перешла в бьющую наотмашь реаль­ность.

Тень "эболанойи"

Картина борьбы с вирусом носит ныне характер битвы. Выезды из Уханя блокированы военными. В округе Чжэндин на юге провинции власти назначили денежное вознаграждение 1 тыс. юаней ($145) за информацию о беглецах из административного центра. А официальный аккаунт крупнейшего в Китае мессенджера WeChat напоминает пользователям об уголовной ответственности за "слухи и сплетни", провоцирующие панику у населения.

Всё это как будто демонстрирует железную хватку китайских правителей. Однако прежде чем Ухань изолировали, из него, как сообщает South China Morning Post со ссылкой на мэра города Чжоу Сяньвана, успели выехать 5 млн человек. С учётом того, что новый штамм заразен в период инкубации, проходящей без проявления каких-либо симптомов, сказать точно, сколько среди этих "мигрантов" заболевших, невозможно. Куда они устремились — такой информации тоже нет. Поэтому нельзя даже предположить, являются ли они угрозой исключительно для Китая или же пятно эпидемии благодаря им начнёт интенсивнее расползаться по всему миру. Да, в закрытых городах прекращено авиа- и железнодорожное сообщение, отменены автобусные рейсы. Да, власти многих стран усилили проверку в аэропортах. Но такой контроль "воздушных ворот" — привычная мировая практика для подобных экстремальных ситуаций. Тем не менее сама по себе она ненадёжна.

Учёные называют размер генома вируса его "интеллектом": чем он больше, тем выше способность к непредсказуемой мутации. Коронавирус здесь — абсолютный чемпион

В 2013 году Дирк Брокманн, физик-теоретик, попытался нанести современную пандемию гриппа на карту мира. Рисунок получился хаотичным и мало что объясняющим. Однако Брокманн получил вполне определённую картину, когда пошёл иным путём: нанёс те же самые очаги пандемии на карту авиасообщений. Логика стала очевидной и зловещей. Транспортное сообщение в наше время определяет характер пандемий в гораздо большей степени, чем физическая география.

Едва ли этот факт способен вызвать панику в духе той, что отражена в известной суфийской притче.

— Куда ты идёшь? — спросил один паломник, повстречавшись с Чумой.

— Я иду в Багдад. Мне нужно уморить 5 тыс. человек.

Несколько дней спустя они вновь встретились.

— Ты сказала, что идёшь в Багдад, чтобы уморить 5 тыс. народу, а вместо того ты убила 50 тыс., — упрекнул странник Чуму.

— Нет, — возразила та, — я погубила только 5 тыс., остальные умерли от страха.

Притча есть притча. В ней всё иначе, чем в жизни. И в своё время СМИ изрядно поиздевались над страхом американцев заболеть лихорадкой Эбола, летальность которой составляла до 90%: тех, кто стращал и пугался, обвинили в "эболанойе", то есть паранойе на этой почве. Комментаторы острили, что больше американцев успело побывать в мужьях у Ким Кардашьян, чем погибло от вируса.

Вероятно, такая позиция вполне здравая. Если не брать в расчёт, что другой её конец упирается в ничем не оправданный оптимизм. Украина здесь не исключение.

В Украине при потребности в 150 млн грн на систему противоэпидемиологической защиты населения в бюджете заложили лишь около 160 тыс. грн

Украина: ни денег, ни кадров, ни времени

На недавнем совещании у президента Зоряна Скалецкая, глава Минздрава, успокоила, что пока китайского коронавируса в Украине нет, но если он вдруг объявится, то "диагностировать и лечить его смогут". Звучит обнадёживающе, но, похоже, имеет мало отношения к действительности. Хотя бы потому, что способ лечения вируса, который проявил себя под Новый год, пока не найден. Испанские учёные заявили, что сейчас заняты созданием "генно-инженерного вируса", с помощью которого будет создаваться вакцина. Над вакциной начали колдовать и в Национальном институте США. Но при всём усердии исследователей на это может уйти больше года.

Отсеивание потенциальных заболевших путём термоскрининга в аэропорту Борисполь — метод нелишний, но не слишком эффективный. Так считает Святослав Протас, бывший главный санитарный врач Украины. "Он позволяет выявлять не более 1% носителей вируса. Опасность этого коронавируса в том, что там очень длительный инкубационный период — две недели. И в течение этого времени человек уже заразен. То есть он заражает других, даже формально ещё не будучи больным", — говорит Протас в интервью изданию "Страна.ua". По его мнению, спасти ситуацию могла бы система противо­эпидемиологической защиты населения, но её у нас "благополучно убили". При потребности 150 млн грн (а с учётом неспокойной эпидемиологической обстановки — 200 млн) на неё заложили в бюджете лишь около 160 тыс. грн. "Ни денег, ни времени, ни кадров для быстрого реагирования у нас нет, — резюмирует специалист. — Поэтому остаётся только надеяться, что нам повезёт и коронавирус будет обходить Украину стороной до тех пор, пока не появятся эффективные способы его лечения. Потому что иначе нас ждёт эпидемия".

Выдавать желаемое за действительное — не самый лучший метод противостоять панике и потенциальной опасности. Это что-то вроде нафантазированного рецепта, который не работает. И те, кто пытается им пользоваться, отдалённо напоминают Мартина Лютера с его "лекарством" и неиссякаемой верой в щедрость и милосердие Божье. Но этого явно мало для того, чтобы бороться с вирусными рисками. Тем более в XXI веке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции

Опубл.: 24, 30 апреля 1905 г. (впервые). Источник: Аникин, С. В. Холерный год, ч. I // Плодная осень / Сост. А. В. Алешкин — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1989. — С. 159—163. — ISBN 5-7595-0137-2.