Практические занятия по холере




Методические указания

Актуальность темы. Холера эндемична во многих странах, она все чаще дает вспышки в России (55 случаев в июле 2001 г. В Татарстане связанные с купанием в зараженном водоеме). Актуальность темы определяется своевременной диагностикой этого заболевания, экстренностью проведения лечебных мероприятий, экстренным проведением противоэпидемических мероприятий.

Цель занятия. Научить студентов основам диагностики кишечных эксикозов, четко знать показания специфической лабораторной диагностики, уметь интерпретировать полученные результаты, уметь расписать инфузионную терапию на 1-ом и 2-ом этапах регидратации с обоснованием выбора полиионных растворов.

Исходный уровень знаний и умений. Студенты должны знать:

а) Основы бактериологической и серологической диагностики инфекционных заболеваний.

б) Строение и функции желудочно-кишечного тракта в) Патофизиология водно-солевого обмена.

Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятиях:

1-й уровень – знать:

а) Морфологические свойства возбудителей кишечных инфекций. Устойчивость возбудителя во внешней среде, к дезинфицирующим растворам.

б) этиологию заболевания, эпидемиологию, патогенез в) патогенетические типы диареи.

2-й уровень – понимать:

а) патогенез диареи б) патогенез эксикоза при холере (последовательность развития компенсаторных физиологических и патологических реакций по потере воды и электролитов).

3-й уровень – уметь:

а) выявлять жалобы больного, анамнез заболевания, эпид. анамнез, анамнез жизни, б) оценить объективный статус больного, выделить ведущие клинические синдромы.

в) обосновать предварительный диагноз, г) оценить степень дегидратации по клиническим и параклиническим показателям, д) составить план обследования е) составить план патогенетической терапии больного,

е) проводить расчет инфузионной терапии и оральной регидратации с обоснованием выбора растворов.

Задания для самоподготовки:

1. Определение холеры

2. Этиология, эпидемиология.

3. Основные звенья патогенеза. Патогенез эксикоза при холере (последовательность развития компенсаторных физиологических и патологических реакций по потере воды и электролитов).

4. Патогенетические виды диарей

5. Клиническая классификация холеры

6. Клиника холеры: перечислить жалобы больного, первый симптом, выделить объективные показатели, используемые в оценке степени обезвоживания.

7. Характер температурных реакций больного при холере.

8. Особенности современного течения холеры.

9. Критерии тяжести холеры

10. Методы лабораторной диагностики. Лабораторная диагностика, используемая в оценке степени обезвоживания.

11. Дифференциальная диагностика холеры.

13. Правила выписки из стационара и диспансеризация реконвалесцентов.

14. Противоэпидемические мероприятия в очаге холеры.

Практическая работа на занятии:

Вступительное слово преподавателя. Формулировка темы, ее значение, актуальность, формулировка цели занятия.

Мобилизовать внимание студентов. Раскрыть практическую значимость занятия.

Программированный контроль с помощью тестовых вопросов.

Собеседование, опрос студентов по контрольным вопросам.

Проверка готовности студента к занятию.

Самостоятельная работа студентов. Решение ситуационных задач.

Выделить ведущий синдром. Поставить предварительный диагноз. Определить план обследования. Провести диф. диагностику. Назначить лечение (выбор раствора, способ введения и скорость).

Студенты в присутствии группы докладывают результаты работы. Обосновывают диагноз, назначают план лабораторной диагностики и терапию.

Необходимо обратить внимание студентов на клинические проявления первых симптомов болезни и быстрое развитие эксикоза при холере, диф. диагностику, тактику лечения (режим, диета, роль патогенетической и антибактериальной терапии)

Овладение принципами проведения регидратационной терапии.

Разбор архивных историй болезни

Закрепление навыков знаний.

Подведение итогов. Оценка результатов работ студентов.


При проведении учения ставились следующие задачи:

- отработать вопросы перепрофилирования инфекционного отделения под инфекционный госпиталь;

- показать организацию и режим работы инфекционного госпиталя, их укомплектованность комплектами защитной одежды, наличием укладок для забора материала от больного и укладок экстренной личной профилактики.

Отрабатывались следующие вопросы:

1.Проведение первичных противоэпидемических мероприятий медицинским персоналом поликлиники при выявлении больного с опасной инфекцией

2. Действия должностных лиц, сотрудников инфекционного отделения при поступлении больных холерой. Порядок перепрофилирования отделения в инфекционный госпиталь

3. Работа сотрудников инфекционного госпиталя в условиях строгого противоэпидемического режима.

4. Проведение дезинфекции санитарного транспорта, доставивших больных холерой.

Учение проведено в 4 этапа:


По окончании теоретической части руководителем учения зачитана вводная.

На втором этапе с 11.40 – 12.20 отрабатывались практические мероприятия по организации работы поликлиники при выявлении больных с подозрением на холеру. Учебная точка – кабинет неотложной медицинской помощи. Практически осуществлялся показ действий дежурного персонала по оказанию больным с подозрением на холеру неотложной медицинской помощи, умение пользоваться средствами защиты, порядок передачи информации до объектовых и территориальных органов управления при выявлении инфекции, имеющей важное международное значение, использование средств личной профилактики и дезинфицирующих средств.


При прибытии бригады скорой медицинской помощи на учебную точку отработаны действия бригады скорой медицинской по транспортной эвакуации больных и доставке в инфекционное отделение.


На третьем этапе 12.30 -14.00 (инфекционное отделение) отработаны практические действия персонала инфекционного отделения по развертыванию инфекционного госпиталя на 10 коек, использование укладок для забора материала от больных, проведения экстренной и личной профилактики, отработка документации по перепрофилированию инфекционного отделения проведение отбора материала от больных и направление их в лабораторию, проведение санитарной обработки больных и личного состава бригады СМП. Все действия персонала инфекционного отделения выполнялись в защитной одежде.


На четвертом этапе параллельно осуществлялся показ обработки санитарного транспорта бригадой дезинфекторов на специальной площадке.


Площадка специальной обработки санитарного транспорта оборудована в соответствии с санитарными нормами. Личный состав бригады дезинфекторов всем необходимым для проведения обработки санитарного транспорта обеспечен. Имеются гидропульт, защитная одежда, дез. растворы. Практически показаны действия по обработке автомобиля скорой помощи, доставившего больных.

После завершения третьего и четвертого этапов состоялось подведение итогов ТСУ. В практической части учения приняло участие 42 чел.


Руководитель учения и выступающие отметили, что поставленные задачи на учение выполнены в полном объеме, учебные цели достигнуты, медицинский персонал действовал профессионально и слаженно, доклады в соответствующие инстанции произведены своевременно. В ходе учения практически отработаны и наглядно показаны действия руководящего состава больницы, медицинского персонала поликлиники, инфекционного отделения, отделения скорой медицинской помощи при выявлении инфекции, имеющей важное международное значение.


Наследники холеры

Холера — один из немногих патогенов, который и сегодня наряду с бубонной чумой, гриппом, оспой и ВИЧ способен вызывать пандемии, распространяясь среди огромных масс населения. Однако холера стоит особняком. Во-первых, в отличие от чумы, оспы и гриппа ее возникновение и распространение с самого начала достаточно подробно фиксировалось документально. Два века спустя она все так же неукротима и сеет смерть и хаос с прежней силой, как наглядно показал рейс 952. Во-вторых, относительным новичкам вроде ВИЧ она даст значительную фору по количеству устроенных пандемий. В данный момент на ее счету числится семь — последняя обрушилась на Гаити в 2010 году.

В наше время холера считается болезнью бедных стран, но так было не всегда. В XIX веке холера поражала самые развитые и процветающие города мира, кося бедных и богатых без разбора — от Парижа и Лондона до и Нового Орлеана. В 1836 году она лишила жизни Карла X в Италии, в 1849 году — президента Джеймса Полка в Новом Орлеане, в 1893 году — композитора Петра Ильича Чайковского в . Число заболевших в XIX веке составило сотни миллионов, и больше половины из них скончались. Это была одна из самых стремительных и самых страшных инфекций в мире. ❓ Rita Colwell, “Global Climate and Infectious Disease: The Cholera Paradigm,” Science 274, no. 5295 (1996): 2025–31.

Возбудитель болезни, холерный вибрион Vibrio cholerae, впервые распространился среди населения в эпоху британской колонизации удаленных от побережья районов Южной Азии. Но в потенциальный возбудитель пандемий его превратили стремительные перемены эпохи промышленного переворота. Благодаря новым средствам передвижения — пароходам, каналам, железным дорогам — холерный вибрион проникал в самое сердце Европы и Северной Америки, а сутолока и антисанитария быстро растущих городов позволяли ему без труда заражать сразу десятки людей.

Повторяющиеся эпидемии холеры бросили серьезный вызов социально-политическим институтам охваченных ею государств. Чтобы сдержать болезнь, требовалось объединение сил на международном уровне, эффективное муниципальное управление и социальная сплоченность, до которых городам в разгар промышленного бума было еще далеко. Чтобы отыскать лекарство (им оказалась чистая питьевая вода), врачам и ученым пришлось полностью пересмотреть сложившиеся представления о здоровье и распространении болезней. Почти сто лет ушло у таких городов, как , Париж и Лондон на борьбу со смертельными пандемиями, прежде чем над холерой удалось наконец одержать верх. Для этого понадобилось улучшить жилищные условия, модернизировать водоснабжение и водоотведение, наладить систему здравоохранения, выстроить международные связи и выработать новую медицинскую парадигму.

Такова преобразующая сила пандемий

Холерный вибрион — бактериальный партнер веслоногих. Как и другие представители рода вибрионов, он представляет собой похожую на микроскопическую запятую бактерию. Несмотря на возможность автономного существования в воде, он предпочитает облеплять веслоногих внутри и снаружи, прикрепляясь к их яйцевым камерам и выстилая внутренность кишечника. Там бактерия выполняет важную экологическую функцию. […] Ежегодно веслоногие оставляют на морском дне в общей сложности 100 млрд тонн хитина, который затем поглощают вибрионы, перерабатывая совместными усилиям 90% хитинового мусора. Если бы не горы экзоскелетов, выращенных и затем сброшенных веслоногими, скоро израсходовались бы весь углерод и азот в океане. ❓ C. Yu et al., “Chitin Utilization by Marine Bacteria. A Physiological Function for Bacterial Adhesion to Immobilized Carbohydrates,” The Journal of Biological Chemistry 266 (1991): 24260–67; Carla Pruzzo, Luigi Vezzulli, and Rita R. Colwell, “Global Impact of Vibrio cholerae Interactions with Chitin,” Environmental Microbiology , no. 6 (2008): 1400–10.


Но позже, в 1760-х, Бенгалию, а с ней и Сундарбан, захватила Ост-Индская компания. В мангровые леса устремились английские поселенцы, охотники на тигров и колониалисты

Руками тысяч наемных работников из местного населения они вырубали мангры, строили запруды и сажали рис. Через 50 лет было сведено почти 800 квадратных миль сундарбанских лесов. К концу XIX века человеческие поселения занимали около 90% когда-то девственного, непроходимого — и кишащего веслоногими — Сундарбана. ❓ Eaton, “Human Settlement and Colonization in the Sundarbans”; Richards and Flint, “Long-Term Transformations in the Sundarbans Wetlands Forests of Bengal.”

Наверное, еще никогда контакт между человеком и зараженными вибрионом веслоногими не был таким тесным, как на этих покоренных тропических болотах. Сундарбанские крестьяне и рыбаки жили по колено в солоноватой воде — идеальной среде для вибрионов, так что проникнуть в человеческий организм бактерии не составило труда. Рыбак ополаскивает лицо забортной водой, крестьянин пьет из колодца, подтапливаемого приливом, — оба прихватывают неразличимых в воде веслоногих и с ними — до 7000 вибрионов на каждом. ❓ Rita R. Colwell, “Oceans and Human Health: A Symbiotic Relationship Between People and the Sea,” American Society of Limnology and Oceanography and the Oceanographic Society, Ocean Research Conference, Honolulu, Feb. 16, 2004.

Чтобы вызвать волну последовательных заражений — эпидемию или пандемию в зависимости от масштабов распространения, — патоген должен передаваться непосредственно от человека к человеку

Иными словами, его базовый показатель репродукции должен быть больше единицы. Базовый показатель репродукции (сокращенно — БПР, в науке обозначается как R0) подразумевает среднее число лиц, заражаемых одним инфицированным индивидом (при отсутствии постороннего вмешательства). Скажем, у вас насморк и вы заражаете им своего сына и его друга. Если данный сценарий типичен для всего остального населения, базовый показатель репродукции вашего насморка равен двум. Если вы умудрились заразить еще и дочь, то БПР вашего насморка будет равен трем.

Эти расчеты необходимы при вспышке заболевания, поскольку позволяют немедленно спрогнозировать ее дальнейшее развитие. Если в среднем каждое инфицирование дает менее одного дополнительного заражения — вы заразили сына с приятелем, но они, в свою очередь, больше никого не заражают, — значит вспышка погаснет сама. Можно сказать, вымрет, как поселение, в котором каждая семья рожает меньше двух детей. Смертоносность инфекции в данном случае не влияет на прогноз. Но если в среднем каждое инфицирование порождает одно последующее, то болезнь может, теоретически, распространяться бесконечно. Если каждое инфицирование дает более одного последующего, то для пораженной популяции возникает угроза существованию, требующая немедленных и срочных мер. Ведь это значит, что при отсутствии вмешательства заражение будет расти в геометрической прогрессии.

Холерный вибрион добился этого, научившись вырабатывать токсин

За счет токсина вибрион обеспечил себе две новые возможности, необходимые, чтобы стать человеческим патогеном. Во-первых, избавление от соперников: бурный поток жидкости вымывает остальные кишечные бактерии, позволяя вибриону (микроколонии которого научились намертво цепляться за стенки кишечника) без помех расселиться. Во-вторых, перемещение от одного хозяина к другому. Достаточно крошечной капли испражнений, чтобы вибрион через немытые руки, с зараженной пищей или водой попал к следующей жертве.

Теперь он, возбудив болезнь у одного человека, мог распространить ее и на других, независимо от того, сталкиваются ли они с веслоногими и пьют ли кишащую вибрионами сундарбанскую воду.


Так дебютировала холера.

Поскольку микробы окружают нас повсюду, может показаться, что патогены способны появиться откуда угодно — вызреть в темном углу и двинуться в наступление с самой непредсказуемой стороны. Может быть, опасные микроорганизмы притаились внутри нас и превращаются в патогены за счет новообретенных свойств, а может, развиваются в неживой среде — почве, порах камней, ледяной корке или других экологических нишах.

Однако большинство новых патогенов рождается не так, потому что проникновение их в наш организм не случайно

Патогенные качества микробы обретают с нашей же подачи, следуя определенными путями, которые мы сами для них мостим. Хотя микроорганизмы, обладающие потенциалом перехода в человеческие, водятся в самых разных средах, большинство из них, точно так же, как холерный вибрион или вирус атипичной пневмонии, становятся патогенами в организмах других животных. Более 60% известных патогенов впервые появились у окружающих нас пернатых и хвостатых, в том числе домашних животных — как скота, так и комнатных питомцев. Из них основная масса — свыше 70% — обязана происхождением диким видам. ❓ Jones, “Global Trends in Emerging Infectious Diseases.”

Микробы перебирались от одного вида к другому и превращались в новые патогены на протяжении всего того времени, что человек живет в окружении других животных. Отличную возможность для этого дает охота на животных и употребление их в пищу, т. е. тесный контакт человека с тканями и жидкостями их тел. Неплохим трамплином служат укусы таких насекомых, как комары и клещи, переносящие жидкости из чужих организмов в наш […]

От коров мы получили корь и туберкулез, от свиней — коклюш, от уток — грипп ❓ N.D. Wolfe, C.P. Dunavan, and J. Diamond, “Origins of Major Human Infectious Diseases, Nature 447, no. 7142 (2007): 279–83; Jared Diamond, Guns, Germs, and Steel: The Fates of Human Societies (New York: Norton, 1997), 207.

В 1998 году он опубликовал статью, в которой утверждал, что массовую гибель земноводных по всему миру вызывает патогенный гриб — Batrachochytrium dendrobatidis, провоцирующий грибковое заболевание хитридиомикоз. Скорее всего, распространению патогена способствовало ускорение темпов разрушительной человеческой деятельности, в частности, рост спроса на амфибий как на домашних питомцев и подопытных животных. ❓ Lee Berger et al., “Chytridiomycosis Causes Amphibian Mortality Associated with Population Declines in the Rain Forests of Australia and Central America,” Proceedings of the National Academy of Sciences 95, no. 15 (1998): 9031–36.

Но на этом открытия Дашака не кончились. Те же самые губительные процессы, которые обрушили на амфибий хитридиомикоз, могут спустить с цепи и другие патогены. И на этот раз жертвами могут оказаться люди

По мере осушения болот и сведения лесов, все новые виды животных начинают тесно и продолжительно контактировать с людьми, что позволяет живущим на этих видах микроорганизмам переселяться на нового хозяина — человека. Перемены эти происходят по всему миру, поражая беспрецедентным размахом и темпами. Путь от зооноза к человеческому патогену превращается в скоростную магистраль. ❓ Mark Woolhouse and Eleanor Gaunt, “Ecological Origins of Novel Human Pathogens,” Critical Reviews in Microbiology 33, no. 4 (2007): 231–42.

Коррупция

О появлении нового патогена мир узнал лишь месяцы спустя, когда местный житель случайно упомянул о происходящем в Гуанчжоу в переписке с виртуальным знакомым. Адресат переслал сообщение отставному капитану доктору Стивену Канниону, который 10 февраля 2003 года отправил запрос в Программу мониторинга возникающих заболеваний (Pro-MED) — систему оповещения о распространении инфекций, находящуюся в ведении международного медицинского общества.


Получив сегодня утром это письмо, я обратился к вашим архивам, но ничего на этот счет не обнаружил. Нет ли у вас каких-нибудь сведений? Вы слышали про эпидемию в Гуанчжоу? У меня там живет знакомый по учительскому чату — он говорит, что больницы закрыты и гибнут люди. ❓ Richard Wenzel, “International Perspectives on Infection Control in Healthcare Institutions,” International Conference on Emerging Infectious Diseases, Atlanta, GA, March 12, 2012.

Китайские власти упорно пытались засекретить происходящее, даже когда о вспышке узнали в пекинском представительстве ВОЗ. Признали лишь несколько смертей от атипичной пневмонии. Препятствовали — по крайней мере поначалу — инспекциям следственных групп из ВОЗ в военных госпиталях, куда помещали заболевших SARS. И только когда встревоженная ВОЗ рекомендовала гостям страны воздержаться от посещения Гонконга и Гуандуна, китайский министр здравоохранения публично признал существование нового смертоносного вируса. Но утверждал при этом, что с вирусом уже справились и что южные районы Китая в безопасности: ни то ни другое истине, как потом выяснилось, не соответствовало. ❓ Davis, The Monster at Our Door, 69–75. Точно так же замалчивало вспышку холеры в 2012 году правительство Кубы.


Правительство Саудовской Аравии попыталось заткнуть рот вирусологу, открывшему новый коронавирус, впервые выделенный у пациента больницы в Джидде осенью 2012 года. Обнаружив сходство нового вируса с SARS по характеру его болезнетворного воздействия, больничный вирусолог доктор Али Мухаммед Заки выложил полученные данные на , оповестив тем самым 60 000 пользователей портала по всему миру. Судя по всему, своевременное предупреждение Заки предотвратило потенциальную мировую эпидемию. Коронавирус был быстро секвенирован, разработаны диагностические тесты, и в разных странах мира было обнаружено еще сто с лишним жертв так называемого ближневосточного респираторного синдрома.

Пресекать информацию о новых патогенах норовят не только те власти, которые, в принципе, склонны к репрессиям

Попытки индийских властей зарубить на корню международные исследования NDM-1 привели к тому, что Уолш был вынужден прибегнуть к помощи журналистов, поручив им собирать в Индии образцы для анализа, чтобы он мог продолжить изучение плазмиды ❓ Интервью с Тимоти Уолшем, 21 декабря 2011 года. .

Кафедра микробиологии и вирусологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов
по подготовке и проведению практического занятия

I11 курс, 5 семестр

Продолжительность занятия 3 академ. час.


Составитель: доцент
Коршукова О.А

Владивосток, 2011 г.

I Вводная часть:
организация занятия;
определение тематики, ее мотивация, цели и задачи занятия, план его проведения;
вводный контроль исходного уровня знаний студентов
(20-25 минут)

II Основная часть занятия:
определение общих и индивидуальных заданий для самостоятельной деятельности студентов
самостоятельная деятельность студентов в учебное время, управляемая преподавателем;
обсуждение основных и проблемных вопросов в форме дискуссии
итоговый контроль конечного уровня знаний студентов (решение клинических ситуационных задач по теме).
(90 мин)

III Заключительная часть занятия:
подведение итогов занятия;
текущая аттестация профессиональных знаний, умений, навыков студентов
определение общих и индивидуальных заданий для СДС во внеучебное время;
оглашение плана практического занятия следующего занятия
(20-25 минут)

7. Методика практического занятия.
7.1. Вводная часть.
Формулировка темы, актуальность, мотивация изучения тематики, цель и задачи, вводный контроль исходного уровня знаний студентов (тесты по исходному уровню знаний).
7.2. Основная часть: этапы разбора:
– провести контроль знаний студентов по основным вопросам темы занятий (с приведением ситуационных примеров), путем организации дискуссии между учащимися с участием и под контролем преподавателя
– разбор слайдов по теме занятия, проверка и разбор СДИ во внеучебное время
– итоговый контроль конечного уровня знаний студентов (решение ситуационных задач по теме; в решение ситуационных задач должны быть четкие ответы на поставленные в задачи вопросы, с учетом данных приведенных в задаче: жалоб, клинических проявлений, анамнеза, данных объективного осмотра, лабораторных и инструментальных методов обследования; тесты итогового уровня знаний).
Предусматривается и самостоятельное решение ситуационных задач, при этом их разбор осуществляется в письменной и/или устной форме (в виде дискуссии, двустороннего диалога с преподавателем и др.).
Решение ситуационных задач осуществляется согласно алгоритма (см. п.6).
7.3. Заключительная часть:
- подведение итогов занятия
- определение общих и индивидуальных заданий на СДИ во внеучебное время;
- оглашение темы и плана практического занятия следующего дня
8. Задание на самоподготовку.
8.1. Вопросы для повторения, необходимые для успешного усвоения данной темы (истоки знаний):
Принципы классификации бактерий.
Физиология бактерий. Условия культивирования бактерий
Уничтожение микробов в окружающей среде: стерилизация, дезинфекция.
Антигены бактерий. Процессы, происходящие с антигеном в макроорганизме.
Инфекционный процесс, его формы, факторы патогенности микроба.
Вакцинопрофилактика (живые, инактивированные, химические).
Противомикробные препараты: антибиотики, антисептические и дезинфицирующие вещества.
Перечень контрольных вопросов
№ п/п
Вопросы для самоподготовки
Целевые установки ответа на вопрос

1.
Классификация группы холерных вибрионов 01, RО и галофильных вибрионов
Составить схему. Приложение 1

2.
Зарисовать холерных вибрионов 01, НАГ и галовибрионов с ультраструктурой
Изучить готовые мазки, зарисовать. Изучить рисунки в атласе

3.
Ознакомиться с биологической характеристикой видов: холерного вибриона, Эль-Тор, О139, НАГ-вибрионов, парагемолитических вибрионов с учетом основных и развернутых дифференциально-диагностических признаков и чувствительности к антибиотикам
Оформить протоколом. Приложение 2, 3, 4

4
Изучить схему выделения чистой культуры холерных вибрионов и идентификацию микробного вида. Ознакомиться с названием и назначением всех питательных сред.
Составить схему идентификации.
Приложение 5.

5.
Изучить ускоренные методы диагностики холеры при массовых вспышках
Составить схему. Изучить препараты, используемые для диагностики холеры. Приложение 6, 7, 8.

6.
Фаготипирование вибрионов
Составить таблицу, используя приложения 9, 10.

7.
Составить таблицу из главных и дополнительных факторов вирулентности
холерных вибрионов
Составить таблицу, схему действия токсина. Приложение 10.

8.
Ознакомиться с биологией основных видов
галофильных микробов.
Знать виды

9.
Специфическая и неспецифическая профилактика, принципы лечения
Составить перечень вакцин, препаратов этиотропного лечения.

Приложение № 1
Классификация семейства Vibrionaceae
Род Aeromonas
Род Plesiomonas
Род Photobacterium
Род Vibrio
Род Vibrio
а) Вид V.cholerae 01 (2 биовара: классический и Эль-Тор)
б) Вид V.cholerae не 01 (от 02 до 0139, НАГ, RО)
в) Виды: V.metschnikovii V.vulnificus
V.harveyi V.marinus
V.parahaemolyticus V.minicus
V.alginolyticus и другие – всего 34 вида.
Возбудителями холеры являются вибрионы 01 и 0139 групп.
Остальные вибрионы вызывают острые кишечные инфекции типа гастроэнтеритов и раневые инфекции, отдельные виды – например, V.vulnificus, - септицемии, раневые инфекции, пневмонии, эндометриты, V.alginolyticus - ОКИ, отиты, раневые инфекции.

Приложение № 2
Основные дифференциальные признаки возбудителей холеры
№ п/п
Признаки
Азиатика
Эль-Тор
Серовар 0139

2.
Чувствительность к полимиксину В
+
- Ж
-

4.
Агглютинация куриных эритроцитов
-
± (чаще +)
± (чаще +)

5.
Чувствительность к классическому монофагу
+
-
-

6.
Чувствительность к монофагу Эль-Тор
-
+
-


Реакция Фогес-Проскауэра: В среду Кларка засеваем культуру, затем добавляем креатинин (альфа-нафтол с КОН) – в положительном случае бульон окрашивается в розовый цвет.
Среда Кларка: МПБ + 1 % глюкозы + К2НРО4. При ферментации глюкозофосфатного бульона Кларка (глюкозы) микробами образуется ацетилметилкарбинол (ацетоны), окрашивающий среду в красный цвет при взаимодействии с креатинином (альфа-нафтол с едким калием).
Тест на оксидазную активность: Оксидаза окисляет фенилендиамин,
что приводит к появлению синего окрашивания. 1 каплю 1% раствора параминодиметиланилина (гидрохлорида или оксалата) наносят на поверхность 18-часовой агаровой культуры в чашке Петри + 1 каплю 1% спиртового раствора альфа-нафтола. В положительных случаях через 1-3 минуты получаем синее окрашивание.
Гексаминовый тест: Берем глюкозо-гексаминовую среду 1% раствор гексамина (уротропина) в 100 мл МПБ + 1% глюкозы + индикатор бромтимоловый синий (исходный цвет среды зеленоватый) + засеваем культуру. Вибрион Эль-Тор через 6-8 часов окрашивает среду в желтый цвет, истинный холерный вибрион цвет среды не изменяет.

Приложение № 3
Развернутая дифференциальная характеристика
холерных 01 и основных видов холерных не 01 вибрионов
№ п/п
Признаки
Холерный вибрион
Эль-Тор
0-139 не 01 вибр.
НАГ не 01 вибр.

1.
Рост на 1% п.в.
Равномерное помутнение, пленка на поверхности серовато-голубоватые, гладкие, диаметр 1-1,5 мм и более.
Серо-голубые, синевато-зеленые, могут быть в центре красноватые, розоватые. Встречаются колонии с ярко-красным центром и прозрачным синевато-голубоватым краем. Колонии не играют, не сверкают, цвет приглушен.
Грам отрицательные палочки полиморфные, прямые и изогнутые.

2.
Морфология колоний на щелочном агаре

3.
Морфология колоний в косопроходящем свете

4.
Морфология микроба в мазках по Граму

6.
Среда Клиглера (двухсахарная) столбик/косяк
к/-
к/-
к/-
к/- (столбик желтый)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции